Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Материалы к занятиям по дисциплине «Сооружение, транспорт, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и газа».

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 720 просмотров
  • 📌 668 загрузок
  • 🏢️ Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Материалы к занятиям по дисциплине «Сооружение, транспорт, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и газа».» pdf
Национальный исследовательский университет Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина Материалы к занятиям по дисциплине «Сооружение, транспорт, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и газа» (для групп ЭЭ-19-01, ЭЭ-19-02, ЭЭ-19-03, ВМ-19-01) Голунов Никита Николаевич, к.т.н., доцент кафедры проектирования и эксплуатации газонефтепроводов e-mail: golunov.n@gubkin.ru Москва, 2020 Национальный исследовательский университет Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина Лекция 8 Голунов Никита Николаевич, к.т.н., доцент кафедры проектирования и эксплуатации газонефтепроводов e-mail: golunov.n@gubkin.ru Этапы развития систем транспорта углеводородов. Древние времена и до нач. XIX века  В древности выходящую на поверхность нефть черпали ведрами, а хранили и транспортировали в глиняных сосудах или кожаных бурдюках.  Основной вид транспорта на дальние расстояния – верблюд.  Бакинскую нефть возили до Багдада на расстояние свыше 1000 км. Первые трубопроводы в древности предназначались для сельского хозяйства и бытовых нужд.       Известны: свинцовый водопровод в Древнем Риме для снабжения водой бань (91 км) глиняный трубопровод в Древней Индии для отвода стоков каменный и бамбуковый водопроводы в древнем Китае для полива риса; медные и свинцовые трубопроводы в древнем Египте для орошения полей. Первые трубопроводы на Руси: XII век – водопровод из дерева для подачи воды из р.Волхов в г.Новгород (наружный диаметр – 30 см, внутренний диаметр – 14 см); 1631-1633 – свинцовый водопровод в Кремле.  В XVII-XIX в.в. возникают первые нефтесклады – земляные резервуары, устраиваемые в глине.  В начале XIX в. люди стали развозить нефть и керосин в бочках на лошадях. 3 Этапы развития систем транспорта углеводородов. Середина XIX века «Необходимо покровительствовать всеми способами возникновению нефтяной промышленности не только во многих местностях Кавказа, где есть нефть, но и в других местах России, где она, несомненно, имеется в большом изобилии» ( Д.И. Менделеев) В 1863 писал промышленнику В.А. Кокореву: «… устроить от нефтяных колодцев к заводу и от завода к морю – на расстоянии всего верст в 30 – особые трубы для проведения нефти, как на завод, так и на морские суда…» Стоимость добычи пуда (16 кг) нефти в районе Баку – 3 коп. Стоимость транспортировки гужевым способом на 10 км (от промысла до Черного города) – 20 коп. В 1865 компания «Standart oil» (Дж. Рокфеллера) в США построила первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км. В 1865 Д.И. Менделеев написал: «Американцы словно подслушали: и трубы подвели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути» 4 Этапы развития систем транспорта углеводородов. Вклад В.Г. Шухова в транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов Шухов Владимир Григорьевич (1853 -1939) Клепаный резервуар Шухова на ж/д станции в г.Владимир  1874 – изобретение форсунки  1878 – по заказу товарищества «Бранобель» построил первый российский нефтепровод Балаханы – Черный город. Нефтепровод (длина 10 км и диаметр 3 дюйма – 7,62 см). Стоимость транспортировки снизилась в 5 раз. При затратах 10 тыс. фунтов стерлингов, трубопровод окупился за год.  1878 – первый клепаный стальной резервуар для нефти;  1879 – нефтепровод по заказу Г.М. Лианозова (более 13 км);  1879 – первый в мире мазутопровод с подогревом;  1891 – изобретение установки термического крекинга нефти;  1906 – магистральный нефтепровод Баку – Батуми (883 км, диаметр 204 мм, 16 НПС, пропускная способность 900 тыс.т)  1914 – магистральные нефтепроводы Майкоп – Екатеринодар, Калужская – Афипская, Грозный – Туапсе (618 км) Бари Александр Вениаминович (1847 -1913) Особенность резервуаров В.Г. Шухова – низкая металлоемкость и, как следствие, себестоимость. Так, толщина стенки резервуаров (при одинаковом строительном номинале):  в США – 6,35 мм;  в Германии – 5 мм;  у В.Г. Шухова – менее 4 мм. 5 Этапы развития систем транспорта углеводородов. Водный транспорт нефти и нефтепродуктов 1873  братья Артемьевы осуществили первую в мире перевозку нефти на шхуне «Александр», установив на нее металлическую цистерну. За сезон – 8 рейсов. 1878  впервые применили паровой насос, за сезон – 14 рейсов В середине XIX в. нефть доставляли в деревянных бочках на парусных шхунах из Баку в Астрахань. Нефть «грузили» с помощью ручного насоса. За сезон суда с бочками делали max 6 рейсов. 1878 – Братья Роберт и Людвиг Нобели строят на шведской верфи по русскому проекту первый танкер «Зороастр» наливом 240 тонн для керосина и скоростью 10 узлов – (длина – 60 м, ширина – 9 м). 1885 – танкер «Свет» на Черном море (длина – 89 м, ширина – 12 м; 8 грузовых танков; осадка – 4,5 м) К 1900 году Бр. Нобели построили полтора десятка судов (стоимость более 4-х млн.руб. Общий капитал – 15 млн. руб) Нефтеналивной причал в Новороссийске, конец XIX в. Итогом «революции» транспорта стал рост перевозок: 1874 – 10 млн.пуд. нефти (в бочках); 1884 – 50 млн.пуд. нефти (в баржах); 1894 – 208 млн.пуд. нефти (в баржах, тепловым насосом). За этот же период стоимость перевозки нефти в танкере по Волге от Астрахани до Нижнего Новгорода снизилась с 30 до 7,5 копеек за пуд 6 Создание ВИНК Нобелей, крупнейшей нефтяной компании Российской империи Людвиг Нобель Роберт Нобель Альфред Нобель История Нобелей связана с армией (владели (1833 – 1896) (1829 – 1896) (1831 – 1888) Петербургским механическим и Ижевским оружейными заводами). В 1873 году Роберт едет на Кавказ за закупкой ореховой древесины для ружейных прикладов (для поставок в русскую армию). Тогда же нефтяной кризис и цена пуда нефти упала с 45 до 3 коп.; Роберт уговаривает Людвига вложиться в нефтяное дело и братья покупают в Баку керосиновый завод и несколько нефтяных участков за 25 тыс. руб. В 1879 году братья Людвиг, Роберт и Альфред организуют «Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель» («Бранобель») с уст. капит. 3 млн руб. История Нобелевской премии состоит из фактов и преданий Факт в том, что в 1888 году в ряде французских газет, после смерти брата Людвига поместили некрологи на кончину брата Альфреда попросту… перепутав братьев. И в этих некрологах упрекали Альфреда в том, что он создал динамит, который уже принес и еще принесет людям много горя. Эти некрологи Альфред прочел. Медаль нобелевской премии Текст завещания А.Нобеля Предание в том, что после их прочтения Альфред был морально подавлен, изменил свое завещание, распорядившись образовать из своего 50-миллионного состояния премиальный фонд. Премия должна была присуждаться по 5 номинациям, в том числе за выдающиеся деяния в пользу мира и человечности. 7 Исторические аспекты развития систем транспорта углеводородов и предпосылки создания единой системы Армаис Арутюнов (21 июня 1893, Тифлис  февраль 1978)  российский изобретатель, американский бизнесмен. В 1916 году А. Арутюнов разработал первый электроцентробежный погружной насос для добычи нефти. В 20-е годы это изобретение произвело отраслевую революцию. В 1930 году компания получила название REDA: аббревиатура от «Русская Электро Динамо Арутюнова» (Russian Electrical Dynamo of Arutunoff), сейчас маркой REDA владеет компания «Шлюмберже». К моменту изобретения электродвигатели уже использовались. А. Арутюнов придумал способ защиты от воздействия жидкой среды, что позволило двигателю работать под водой. Он упростил лопаточную решетку в направляющем аппарате ступени, что дало увеличение диаметра рабочего колеса. Благодаря этому решению у ступеней существенно вырос напор. В СССР в 1943 году по ленд-лизу из США были получены 53 насоса REDA. Сейчас в России более 75% нефти добывается электроцентробежными насосами. 8 Этапы развития систем транспорта углеводородов. Предпосылки использования газа Использование светильного газа: 1809 – Лондон, 1820 – Париж, 1826 – Берлин. 1835 – Санкт-Петербург, первый газовый завод, который производил светильный газ из угля. 1865 – начало газового освещения в Москве (на этот момент улицы освещали 9213 керосиновых фонарей) В 1853 львовские аптекари Йоганн Зег и Игнаци Лукасевич изобрели керосиновую лампу и способ получения керосина из нефти – крекинг. Уголь для газовых заводов доставлялся из Англии до Санкт-Петербурга, затем по железной дороге в Москву. Уголь без доступа воздуха накаливался в печах до 1100 С. Из тонны угля получали 300÷400 м3 газа. Трубопроводы, по которым транспортировался светильный газ от газового завода в Москве, были выполнены из чугуна и имели диаметр 24  (600 мм) и 36  (900 мм). Разрез уличного фонаря газового освещения, XIX в.    К 1905 сложилась инфраструктура: в Санкт-Петербурге: в Москве: 2 газовых завода;  1 газовый завод; 283 версты (302 км) труб-дов;  215 верст (229 км) труб-дов; 6 300 уличных фонарей.  8 700 уличных фонарей. 9 Этапы развития систем транспорта углеводородов. Конец XIX века К 1890 году на промыслах Баку эксплуатировалось 25 трубопроводов протяженностью около 300 км, ежесуточно перекачивалось более 20 тыс. тонн нефти. Себестоимость транспортировки относительно гужевого транспорта снизилась в 10 раз. С 1878 по 1880 произведено 130 резервуаров, а за 30 лет – более 3200 металлических резервуаров общей вместимостью более 178 миллионов пудов нефти. В 1908 году Б. Редвуд докладывал на заседании Американского общества химической промышленности после поездки в Россию: «Невольно вспоминается мне моя поездка в южную Россию, где я впервые увидел отапливаемые нефтью пароходы… Мне живо вспоминается мое первое путешествие на отапливаемом нефтью пароходе по Каспийскому морю, когда, заглянув в кочегарку, я увидел вместо обычной толпы покрытых сажей и копотью полунагих кочегаров лишь одного служителя, который только по временам смотрел на манометр и регулировал впуск топлива, а остальное время спокойно читал газету…» И.Репин «Бурлаки на Волге» (1873) Менее чем за 40 лет в России произошли стремительные изменения в организации труда: от тягловой силы к нефтяной Одна из причин этого – значительное количество «ручного» труда. Так, в середине XIX века в России было более 300 тыс. бурлаков (население города Мурманск в наше время) 10 Этапы развития систем транспорта углеводородов. СССР, 20 – 50-е г.г     1928 – МН Грозный – Туапсе (618 км, диаметр 250 мм) 1930 – МН Баку – Батуми (2 нитка, 832 км, диаметр 250 мм) 1935 – МН Махачкала – Грозный (155 км, диаметр 300 мм) и Гурьев – Орск (709 км, диаметр 300 мм) 1940 – МН Малгобек – Грозный, МН Горагорская – Грозный К 1941 г. в эксплуатации находилось 4,1 тыс. км трубопроводов, из которых 2,8 тыс. км – для перекачки нефти     1942 – МН Оха – Софийск (368 км, в т.ч. 9 км – по дну Татарского пролива, диаметр 325 мм) 1942 – МНПП для снабжения блокадного Ленинграда (30 км, диаметр 100 мм, пропускная способность – до 400 тонн нефтепродуктов в сутки, построен за 50 дней) 1943 – МНПП Астрахань – Саратов (685 км, использовались трубы демонтированного МН Баку – Батуми, построен за 8 месяцев, транспортировался керосин) 1944 – МНПП Плоешти – Рени (225 км) За годы войны было построено свыше 1,3 тыс. км трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов  1944 – 1946 – первый магистральный газопровод Саратов – Москва (843 км, диаметр 325 мм) За первую 5-летку после войны построено 1,4 тыс. км трубопроводов (общая протяженность около 5,4 тыс. км)    1951–1955: МН Шкапово – Ишимбай, Миннибаево – Ромашкино – Бавлы, Ромашкино – Клявлино, Альметьевск – Ромашкино – Куйбышев, Бугуруслан – Куйбышев, Куйбышев – Саратов 1959 – МН Туймазы – Иркутск (3 участка последовательно: Туймазы – Омск, Омск – Новосибирск, Новосибирск – Иркутск, общая протяженность свыше 3,6 тыс.км) Первый в СССР МН Озек-Суат – Грозный, предназначенный для перекачки нефти с подогревом 11 Этапы развития систем транспорта углеводородов. СССР, 60 – 70-е г.г              10 декабря 1960 г. – начало строительства МН «Дружба», ввод в эксплуатацию – 15 октября 1964 г. Диаметр 1020 мм по территории СССР. В настоящее время в систему входит МН «Дружба» сходит 8 900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки 1965 – МН Шаим – Тюмень (410 км) 1967 – МН Усть-Балык – Омск (950 км), МН Нижневартовск – Усть-Балык (250 км) 1970 – решение о создании Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР 1973 – МН Александровское – Анжеро-Судженск – Красноярск - Иркутстк (1766 км, диаметр 1220 мм) 1974 – МН Усть-Балык – Уфа – Курган – Алметьевск (построен за 18 месяцев вместо плановых 48) 1975 –МН Уса – Ухта – Ярославль – Москва (1855 км, диаметр 377 мм) 1975 – МГ Средняя Азия – Центр (8072 км, общая протяженность 13,7 тыс. км, диаметр 1420 и 1220 мм) 1977 – МН Нижневартовск – Курган – Куйбышев (1183 км, диаметр 1220 мм) Кон.70-х – северный коридор Сургут – Полоцк (3,2 тыс. км, в т.ч. 563 км по болотам, диаметр 1020 мм, 32 НПС, 1438 переходов через преграды) 1980 – Аммиакопровод Тольятти – Одесса (2400 км, 15 насосных станций, диаметр 325 мм) 1980 – Третья очередь Оренбургского газохимического комплекса и сверхдальний МГ «Союз» 1980 – МГ Уренгой – Пунга – Вуктыл – Ухта – Торжок – Минск – Ужгород (4 тыс.км, 35 КС) и МГ Уренгой – Вынгапур – Челябинск – Петровск – Новопсков (6 тыс.км, 53 компр.станции) К 1980 г. общая протяженность МГ превысила 100 тыс. км, а МН и МНПП составляла свыше 65 тыс. км трубопроводов (585 НПС, объем перекачки – 571,7 млн.т. нефти в год, поставка нефти на 50 НПЗ, перевалка нефти в 9 портах и 25 ж/д станциях) 12 Этапы развития систем транспорта углеводородов. СССР, 80-е г.г         1982 – МГ Уренгой – Петровск (2731 км, 24 КС, диаметр 1420 мм, 2-я нитка Западная Сибирь – Центр) 1983 – МН Павлодар – Чимкент (1620 км, диаметр 820 мм) и Грозный – Баку (602 км, диаметр 720 мм) 1984 – МГ Уренгой – Помары – Ужгород (4451 км, диаметр 1420 мм, 18 КС → позже достроена 41 КС) 1984 – МНПП Травники – Кустанай – Амаракагай (321 км), Цевки – Тула – Орел (250 км) 1985 – МН Холмогоры – Клин (1303 км), Саратов – Кузьмичи (337 км), Лисичанск – Тихорецк (210 км) 1985 – МНПП Западная Сибирь – Урал – Поволжье (1500 км), Воронеж – Белгород (293 км) 1986 – МГ Ямбург – Елец (3146 км), МГ Оха – Комсомольск-на-Амуре (первый МГ на Дальнем Востоке) 1988 – МГ Ямбург – Западная граница СССР (4366 км) 13 Этапы развития систем транспорта углеводородов. СССР, 70 – 80-е г.г, итоги За 70-80-е г.г. Миннефтегазстроем СССР совместно с другими министерствами создано 80% всех мощностей топливно-энергетического комплекса, которыми обладает РФ. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте СССР выросла с 10% в 1970 до 32% в 1986 г. К 1980 г. общая протяженность МН и МНПП составляла свыше 65 тыс. км (585 НПС, объем перекачки – 571,7 млн.т. нефти в год, поставка нефти на 50 НПЗ, перевалка нефти в 9 портах и 25 ж/д станциях) В ноябре 1981 г. Пленум ЦК КПСС утвердил планы развития системы газопроводов (включая 5 ниток МГ Западная Сибирь – Центр и экспортного МГ Уренгой – Помары – Ужгород). Общая стоимость этих трубопроводов превышала затраты на строительство БАМ, КАМАЗ, ВАЗ и Атоммаш вместе взятых. 14 Этапы развития систем транспорта углеводородов. Взаимоотношение с зарубежными странами: партнерство и санкции  1960-70 – многократные эмбарго США и западных стран на поставку оборудования и технологий (Карибский кризис, ввод войск в Чехословакию в 1968, перепродажа СССР арабской нефти в Европу после кризиса 1973 г, ввод советских войск в Афганистан в 1979, военное положение в Польше в нач.80-х и пр.)  1981 – санкции администрации Президента США на поставку газоперекачивающих агрегатов (ГПА) мощностью до 25 МВт для компрессорных станций. Вследствие было принято решение о разработке собственных ГПА типов ГТН-25, ГПА-Ц-16  1970 – ФРГ и СССР подписали «контракт века», предусматривавший поставку труб большого диаметра в обмен на газ  1981 – согласно договору «Газ – трубы», газ по МГ «Уренгой – Помары – Ужгород» должен был транспортироваться в погашение долгов за поставленные трубы и оборудование для строительства газопровода на протяжении 25 лет в ФРГ, Францию, Италию и Австрию 15 Этапы развития систем транспорта углеводородов. Промежуточные итоги советского периода       Поточная схема строительства трубопроводов механизированными комплексами с новыми методами сварки Комплексная система автоматики и управления технологическим оборудованием Новые насосные и газоперекачиваюющие агрегаты, АВО для газопроводов, УКПГ и УПН Комплектно-блочное строительство в сочетании с вахтовой формой организации труда • снижены: сметная стоимость строительства на 20%, объемы строительно-монтажных работ – до 40%, объем грузоперевозок и доставки МТР – в 2,5 раза • рост производительности труда – в 3 раза, сокращение сроков строительства – в 1,5-3 раза Типовые проектные решения (в части номенклатуры оборудования и строительных решений) с целью сокращения сроков производства оборудования и снижения трудоемкости работ на строительной площадке Экспертное и научное сопровождение проектирования и строительства (научно-технические советы, полигоны, экспертиза документации, авторский и технический надзор, престиж рабочих и инженеров) Инструмент для зачистки швов Доставка труб самолетами Поточное строительство Резервуары с купольной кровлей и понтоном Мини-АЗС из труб Контроль стыков рулонной безэкранной пленкой 16 Этапы развития систем транспорта углеводородов. Протяженность магистральных трубопроводов и объем экспорта УВ из СССР Трубопроводы (тыс. км) Изменение общей протяженности трубопроводов в СССР Годы Изменение объема экспорта углеводородов из СССР Продукт Нефть сырая, млн. т Нефтепродукты, млн. т Газ, млрд. куб. м 1970 66,88 29 3,3 1975 93,1 37,3 19,3 1980 119,1 41,3 54,2 1983 130,5 54 59,6 1984 130,8 53,4 67,3 1985 117,1 49,7 68,7 1986 129,5 56,8 79,2 1955 1960 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 Всего 15,261 38,3 70 76,9 85 90,2 100 104,9 113,3 121,6 132,8 147,4 159,6 167,6 177,6 187,6 198,9 209,9 220,1 232,3 246,2 257 271,2 280,9 292,6 304,2 310,4 316 Газопроводы Нефтепроводы 4,861 21 41,8 47,4 52,6 56,1 63,2 67,5 72,3 78,7 83,9 91,5 98,7 103 111,3 117,7 124,4 131,6 135,5 144,3 155,1 164,9 174,5 185,1 197 208,6 214,4 220 10,4 17,3 21,9 23,1 25,6 27,1 29,8 31,6 33,6 35,4 38,9 44,1 46,6 48,4 50,7 50,9 54,3 56,2 56,6 57,1 59,5 60,4 62,3 62,3 64,1 65,9 66,2 64 Нефтепродуктопроводы 6,3 6,4 6,8 7 7 5,8 7,4 7,5 8,3 8,9 10 10,2 11,2 11,2 11,9 12,2 12,9 14,6 17,2 16,6 17,4 17,9 18,5 18,9 19,4 19,8 17 Этапы развития систем транспорта углеводородов. «Лихие» 90-е г.г К 1990-му г. общая протяженность трубопроводов составляла: МГ – около 220 тыс. км, МН и МНПП – около 84 тыс. км (572 НПС, вместимость резервуарного парка – 17 млн. м3 нефти) В 1991 г. после распада СССР общая протяженность МГ – составила около 150 тыс.км (потеряно 25% КС, 30% МГ) , МН и МНПП около 48 тыс. км (404 НПС, вместимость резервуарного парка – 13 млн. м3 нефти)         Переход к «рыночной» экономике и ликвидация установившихся промышленных связей и технологий Раздробленность технологических предприятий и создание организаций – юридических лиц, осуществляющих самостоятельную деятельность Низкая стоимость цен на энергоносители на мировых рынках Рост зависимости от зарубежных технологий и потеря собственного научно-технического потенциала Отсутствие механизмов финансирования и собственных инвестиций для реализации новых проектов Ценовой «шантаж» и новые экономические отношения со странами СНГ («энергетические войны») Переход трубопроводных систем к работе по тарифам в соответствии с мировыми правилами регулирования естественных монополий Проработка программ технического перевооружения и капитального ремонта 14 февраля 1993 г. – решение Совета Министров – Правительства РФ о создании РАО «Газпром» 14 августа 1993 г. – решение Совета Министров – Правительства РФ о создании ОАО «АК «Транснефть» 18 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры. Климатические условия 19 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры. Географические условия 20 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры Особенности климата и географии Многолетнемерзлые грунты (до 65% территории) Даты переход через 0С средней суточной температуры в период ее подъема 21 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры Неравномерная плотность населения и размещения промышленности 22 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры Наземный транспорт 23 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры Экономика проектов и формирование бюджета Структура выручки от экспорта продукции НГК По данным ФТС, по итогам 2017 года доходы РФ от экспорта составили (млрд.$): нефть – 93,3; нефтепродукты – 58,2; газ – 38,1. Распределение месторождений УВС, открытых в 2009-2013 г.г. по величине запасов В 2019 г. в России было открыто 59 месторождения УВ, общий прирост запасов по категориям С1+С2 составляют 68,6 млн т нефти, 559,6 млрд м³ природного газа и 5,3 млн т конденсата. Большинство из фонда 1,6 млрд.т. нераспределенных нефтяных месторождений (390 из 418) по запасам относятся к мелким (от 1 до 10 млн.т. нефти) и очень мелким (менее 1 млн.т.). Потребление первичных энергоресурсов (усредненные данные),% 34 нефть 40 24 газ 42 30 уголь 12 5 атом 3 7 ВИЭ 3 24 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры Экономика проектов и формирование бюджета. Сравнение месторждений 25 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры Сравнение показателей с Саудовской Аравией Saudi Aramco  национальная нефтяная компания. 100% компании контролируется государством Общая добыча (за 2019 год) – 586 млн.т. нефти  В стране около 100 месторождений, но 5 крупнейших ~ 85% всей нефти (по итогам 2016: Гавар – 275 млн.т, Сафания-Хафджи – 65 млн.т, Шайба – 50 млн.т, Манифа – 40 млн.т, Хураис – 10 млн.т)  Саудовская Аравия обладает 1/6 частью всех разведанных мировых запасов нефти  2/3 всей добываемой нефти приходится на сверхлегкие и легкие сорта (континентальные месторождения), 1/3 – тяжелые сорта (шельфовая добыча)  3 экспортных порта, 30 танкеров, общая протяженность трубопроводов – менее 10 тыс. км Для сравнения: количество месторождений на Государственном балансе запасов полезных ископаемых РФ (2019г) – 4 086 из них 2 093 – нефтяных, 1983 – газовых. Объем добычи (млн.т./г): Приобское – 37, Самотлорское  20 (1980-е  159), Ванкорское – 20, Ромашкинское – 16 (1960-е  75), Приразломное – 9, Федоровское – 8 26 Факторы, влияющие на развитие систем транспортной инфраструктуры Сравнение с ЕС 1970 1980 1990 2000 27 Трансформация энергетического пространства. Особенности нефтегазовых проектов (в Арктике и Восточной Сибири)  Природно-геологические низкая температура, слабая изученность регионов добычи и транспорта УВ, сложные грунтовые условия: «вечная мерзлота», заболоченность, высокая сейсмика  Инфраструктурно-логистические неравномерная плотность населения и размещения объектов промышленности, неравномерность рынков и спроса на энергоресурсы, высокая стоимость доставки людских и материально-технических ресурсов, безлюдные технологии, автоматизация процессов  Технологические хладостойкое исполнение оборудования, подогрев нефти перед транспортом, рост давления в трубопроводах, требования к надежности материалов  Экологические «хрупкая» экосистема, предотвращение утечек и разливов нефти и нефтепродуктов, утилизация отходов  Экономические высокие Capex, длительный срок возврата инвестиций, необходимость доступа к «длинным» деньгам с низкой процентной ставкой, чувствительность к новостному и информационному шуму 28 Перспективы развития систем транспорта углеводородов (основные задачи на «близкий» и «дальний» горизонт планирования) Краткосрочные задачи (до 2020-25 г.г.)      Техника и технологии: Повышение гибкости транспортных маршрутов для освоения новых рынков (строительство трубопроводов, терминалов и ПХГ) Снижение энергоемкости перекачки Импортозамещение основного оборудования Новые модели управления качеством транспортируемых углеводородов • Выделение потоков нефти с различным содержанием серы • Перепрофилирование трубопроводов с нефти на нефтепродукты • Развитие сети трубопроводов для транспорта экологичных топлив (евро-5, 6 и пр.) Развитие систем диагностики и обнаружения дефектов, продление ресурса оборудования Экономика (политика):  Сохранение статуса РФ как страны-транзитера углеводородов  Развитие межгосударственных объединений стран-транспортеров УВ (по типу ОПЕК)  Участие в формировании общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа Долгосрочные задачи ( ? )       Техника и технологии: Формирование новой системы логистики углеводородов, как взаимосвязанного технологического комплекса (трубопроводы, ж/д и морские терминалы, бункеровка, дальние перевозки) с целью обустройства новых месторождений (Восточная Сибирь, Арктика) Развитие северного морского пути и соответствующей инфраструктуры Расширение действующих морских терминалов Создание собственного танкерного флота (нефть, нефтепродукты, СПГ) Создание инфраструктуры рынка газохимии и использования газа как моторного топлива Развитие инфраструктуры переработки и транспорта моторных топлив и продуктов нефтехимии Экономика (политика):  Сохранение статуса РФ как независимого экспортера углеводородов  Выход на рынок конечного потребителя увеличение доли присутствия российских компаний на международном рынке 29 Дополнительные материалы. Статьи и публикации Статья В.Г. Мартынов, Н.Н. Голунов, Е.Д. Макарова «Форсайт инноваций. Изменения технологий и инструментов управления инновациями в нефтегазовом комплексе», журнал «Neftegaz.RU» (№6, 2020) https://magazine.neftegaz.ru/articles/tekhnologii/555521-forsayt-innovatsiy-izmeneniyatekhnologiy-i-instrumentov-upravleniya-innovatsiyami-v-neftegazovom-ko/ Статья В.Г. Мартынов, Н.Н. Голунов «Нефтегазовые вехи Великой Победы: малоизвестные истории Великой Отечественной войны», журнал «Neftegaz.RU» (№3,5, Апрель 2020) https://magazine.neftegaz.ru/articles/nefteservis/543122-neftegazovye-vekhi-velikoy-pobedymaloizvestnye-istorii-velikoy-otechestvennoy-voyny/ 30
«Материалы к занятиям по дисциплине «Сооружение, транспорт, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и газа».» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 210 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot