Маркетинговые решения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Маркетинговые решения
Маркетинговые решения правомерно рассматривать как ответы, избранные альтернативы из множества возможных вариантов осуществления одного или совокупности маркетинговых мероприятий, необходимых для обеспечения устойчивого формирования, развития и удовлетворения спроса потребителей на промышленные товары.
Структурными элементами процесса маркетингового решения являются: главная цель, альтернативы (варианты), окружающая среда и результат. В качестве цели, например, могут выступать максимализация прибыли, оборота, увеличение рынка, имидж. Варианты маркетинговых мероприятий обычно рассматриваются как контролируемые переменные маркетинга-микса (например, товарная и ценовая политика, каналы распределения, стимулирования сбыта, коммуникации и т. д.). Окружающая среда компании характеризуется неконтролируемыми факторами (например, природными, финансовыми, правовыми и т. д.). В качестве результата принятия решения рассматривается степень достижения поставленных целей (например, возрастание рентабельности, достижение максимума оборота или выход на новые рынки).
Процесс принятия маркетингового решения включает две стадии:
1) подготовку решения, которую осуществляет маркетолог;
2) принятие решения, которое осуществляет менеджер. Ответственность за результаты принятого решения они несут вместе, или сам предприниматель.
Процесс принятия маркетинговых решений - достаточно сложная и длительная по процедуре задача (табл.1), она решается на основе использования алгоритма, системного анализа и составления заключений об эффективности принятых решений. Выделяют три этапа принятия решений в маркетинге:
- подготовка к принятию решений;
- систематизация решений, доведение их до исполнителей;
- контроль за исполнением решений, оценка результатов их реализации.
Таблица 1
Основные характеристики принятия маркетинговых решений промышленными компаниями[1]
Название этапа
Характеристика операций
Ответственные за принятие решения
1. Подготовительный: Оценка ситуации, формулировка вариантов решения проблемы
Экспресс-диагностика внешней и внутренней среды компании Постановка целей и задач решения проблемы; оценка альтернатив достижения цели
Руководство компании, менеджеры, маркетологи
2. Подготовка решения, проектирование его стратегии и тактики осуществления
Сбор, анализ, обработка данных и формирование информации Бенчмаркинг и выявление возможных стратегий действия Выбор конкретной стратегии Оценка соответствия стратегий поставленным целям
Экономисты- маркетологи, менеджеры по продажам
3. Принятие решения
Выбор варианта стратегии действия и его реализация
Предприниматели, менеджеры
4. Контроль за реализацией принятого решения
Оценка изменений во внешней и внутренней среде фирмы Анализ хода реализации стратегии, корректировки (при необходимости) стратегии
Менеджеры- маркетологи, экономисты- маркетологи
Последовательное выполнение вышеперечисленных действий позволяет компаниям принять наиболее эффективные управленческие решения в сфере маркетинга (табл. 2).
Таблица 2
Классификация решений промышленных компаний по результатам анализа маркетинговой информации[2]
Классификационный признак решений
Характер решений
По степени структурированности
Хорошо структурированное
Плохо
структурированное
Неструктурированное
По количеству этапов реализации решений
Статические
Динамические
По уровню информированности о состоянии проблемы
В условиях определенности
В условиях риска
В условиях неопределенности
По количеству лиц, участвующих в процессе принятия решения
Один ответственный участник
Много участников, распределенная ответственность
По содержанию
Стратегические
Тактические
Принятие обоснованных решений предполагает подготовку ответов на следующие вопросы:
- что делать (количество и качество производимой промышленной продукции);
- какие ресурсы задействовать;
- как технологии не использовать;
- кто будет исполнителем;
- когда делать (сроки);
- на какие целевые рынки ориентироваться;
- где делать (место);
- каков экономический эффект от реализации продукции на рынке.
Оценке полученных ответов на указанные вопросы служит системный анализ, алгоритмизация которого представлена на рис. 1.
При разработке маркетингового решения необходимо учитывать следующие принципы: ориентация на реальный спрос, учет перспектив наступательности и т. д., пропорциональность, непрерывность, параллельность, ритмичность, гибкость.
Факторами, которые оказывают влияние на качество маркетингового решения, являются:
- четкость постановки проблем;
- полнота формированности;
- активное воздействие на рынок.
Рис. 1. Алгоритмизация системного анализа в процессе принятия маркетинговых решений промышленной компанией[3]
В процессе принятия решений применяются интуиция и суждение, используются также рациональные методы экономического анализа и оптимизации, анкетные опросы, оценки, результаты тестов, выборки, шкалирование и др.
В целях обеспечения высокого качества и эффективности маркетинговых решений, принимаемых промышленной компанией, необходимо соблюдать следующие условия:
1) четкая обоснованность показателей, которые должны подлежать контролю (например, оборот, доля рынка и т. д.);
2) измерение (сбор достоверной информации о результатах деятельности);
3) сравнение плановых и фактических показателей результатов деятельности компании; оценка реализации программы итогов деятельности;
4) анализ возможных отклонений фактических показателей от плановых; в случае необходимости, решение о корректировке планов;
5) формирование мероприятий по адаптации показателей текущей и перспективной управленческой деятельности по планированию маркетинга на основе результатов анализа отклонений показателей (разработка гибких планов, их корректировка, разработка уточненных планов).
Задание. На примере любой компании (коммерческой или некоммерческой) описать проблему/сложную ситуацию в деятельности и привести пример решения сложившейся ситуации. Для свою оценку эффективности принятого решения.