Маркетинговые коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Экономический факультет
МАРКЕТИНГ
МОДУЛЬ 5. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Преподаватель –
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой
маркетинга, руководитель научного центра анализа рынков и
ценообразования
Валентина Васильевна Герасименко
1
МОДУЛЬ 5. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
5.1. Содержание и структура маркетинговых
коммуникаций
5.2. Реклама и планирование рекламной кампании
5.3.Связи с общественностью
СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ
Современные
маркетинговые
коммуникации
должны
образовывать интегрированный комплекс:
Реклама — создание образа фирмы, товара, донесение
информации о них потенциальным покупателям.
Сейлз промоушен — стимулирование сбыта, побуждение к
совершению
покупок,
стимулирование
работы
товаропроизводящей сети.
Паблик рилейшенз — связи с общественностью, достижение
высокой общественной репутации фирмы.
Директ-маркетинг —прямой маркетинг, установление
долгосрочных
двусторонних
коммуникаций
между
производителем и потребителем.
Спонсоринг, или спонсорство, служит элементом непрямой
рекламы
ТИПЫ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Типы маркетинговых коммуникационных обращений
Источники запланированных
обращений
Источники незапланированных
обращений
Поведение
обсуживающего
персонала
Оборудование мест
продаж
Транспортные
средства
Реакция фирмы на
обращения клиентов
Кризисный
менеджмент
Расследования
журналистов или
госорганов
Реклама
Стимулирование
сбыта
PR
Прямой маркетинг
Личные продажи
POS
Упаковка
Сувениры
Спонсорство
Лицензирование
Сервисное
обслуживание
Маркетинг-микс
РЕКЛАМА КАК ВЕДУЩИЙ КАНАЛ КОММУНИКАЦИЙ
Реклама — это целенаправленное влияние на
установки, ожидания и поведение людей с помощью
особых средств коммуникации.
Функции рекламы можно описать, исходя из так
называемых АIDА-правил:
• attention — внимание,
• interest — интерес,
• desire — желание,
• action — действие.
ТРИУМФ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ
В 2016 году российский рекламный рынок в целом вырос на
11%, в то время как сегмент интернет-рекламы - на 21%,
достигнув отметки в 136 млрд рублей (данные АКАР). Доля
интернета в общем рекламном пироге составила 37.8% против
34.7% годом ранее. Таким образом, сегмент вплотную
приблизился к текущему лидеру рекламного рынка –
телевидению (151 млрд руб. при доле 42% в 2016 году).
В целом российская интернет-реклама характеризуется
значительной концентрацией. Три крупнейших игрока рынка
(Яндекс, Mail.ru Group и Google) собирают более 80% бюджетов
рекламодателей, а на ТОП-10 игроков – более 85% бюджетов.
Согласно официальной отчетности компаний, Яндекс заработал
на рекламе 72.6 млрд руб. (+25% к 2015 году), Mail.ru Group –
18.4 млрд руб. (+26%).
ПРОГНОЗЫ
По данным Ассоциации коммуникационных агентств
России (АКАР), Интернет-реклама скоро догонит рекламу на
ТВ. В 2016 г. рынок рекламы России вырос на 11% до 360
млрд руб. А в 2018 году интернет станет крупнейшим
сегментом рекламного рынка России.
ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ
CEI ij
Vi E j
Ei V j
где Vi и Vj — объем продаж фирм i и j
соответственно за некоторый период времени;
Еi и Еj — объем затрат на рекламу этих фирм за
тот же период.
ПРЯМОЙ МАРКЕТИНГ
• При прямом маркетинге потребители, совершая
покупки,
имеют
дело
непосредственно
с
производителями или поставщиками. Посредники,
например, розничные торговцы, в этом процессе не
участвуют.
• Этот метод включает: прямую почтовую рекламу;
продажи по телефону; продажи через рекламу
производителя в печати, на радио, телевидении и
сайте компании.
СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА
Стимулирование сбыта является подкрепляющей мерой.
Методы стимулирования сбыта включают: подарки к
совершенным покупкам; возмещаемые купоны; конкурсы
и игры; бесплатные образцы; сниженные цены; купоны на
скидки; предоставление особых скидок, например за
верность торговой марке; премии; предложение: «при
покупке одной вещи вторую получишь бесплатно»;
подарочная упаковка; привилегированные карты; ввод в
ассортимент нехарактерных товаров и продажа их по
себестоимости (например, продажа книг в кофейном
магазине) и др.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И СПОНТАННЫЕ
ПОКУПКИ
Что побуждало российских интернет-покупателей совершить
незапланированную покупку
По данным компании GfK Rus и Яндекс.Маркета, осень 2016
СПОНСОРСТВО И ПОДДЕРЖКА
Для
современных
бренд-менеджеров
спонсорство и поддержка стали реальностью,
поскольку многие компании все активнее
стремятся рекламировать свои товары, связывая
их с разными знаменитостями.
В этой сфере главное, на что необходимо
обратить внимание, - соответствуют ли эти
знаменитости
целевой
аудитории
и
индивидуальности вашей марки.
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Основная работа
PR- коммуникации и развитие
отношений
с
многочисленными
целевыми
общественными аудиториями:
• Сотрудниками медиа - средств;
• Общественностью и заинтересованными лицами;
• Партнерами по бизнесу;
• Аналитиками отрасли;
• местными и зарубежными инвесторами;
• существующими и потенциальными потребителями.
ПРЕСС-ГРУППЫ ИЛИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
1. Непосредственное информирование общественности
— публикация в прессе и передача в эфир официальных
материалов
— подготовка и издание брошюр , бюллетеней, листовок;
— подготовка собственных сюжетов для теле- и радиопередач
— распространение сообщений по каналам устной массовой
информации (лекции, конференции, семинары и т.п.).
2. Информирование работников средств массовой
коммуникации:
— подготовка и передача в редакции пресс-релизов,
информационных писем, различных досье;
— проведение пресс-конференций, брифингов, презентаций;
— организация специальных семинаров для работников СМИ.
BTL против ATL
Прямое стимулирование – это акции, направленные на
конечного потребителя именно там, где принимается
окончательное решение о покупке товара. Хотя рынок
традиционной медийной рекламы (ее еще называют
ATL, Above-the-Line, дословно — «над линией») тоже
растет, эффективность ее уже не столь велика
Косвенное стимулирование – это, прежде всего,
медийная реклама, наружная – все то, что косвенно
влияет на принятие решения о покупке того или иного
товара.
EVENT-МАРКЕТИНГ
Событие
комплекс
специальных
мероприятий,
организованных для продвижения товара или услуги:
Разновидности мероприятий:
• Мероприятие по запуску информации в прессе (press- launch)
• Мероприятие-презентация для приглашенных гостей (PRlaunch)
• Промо-акции в HoReCa (отели, рестораны, бары) и
долгосрочные
соглашения
по
ивент-маркетингу
с
владельцами объектов размещения и питания.
Ивент-маркетинг, или событийный маркетинг позволяет
погрузить покупателя в состояние удовольствия или счастья
сразу, с помощью правильно подобранного и отлично
организованного события.
ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ
Вовлекая лидеров мнений в процесс работы
вашего маркетингового отдела и предлагая им
стать его частью, вы формируете стабильное
ощущение причастности у 10 % ваших целевых
клиентов, покупателей или потребителей, которые
обладают возможностью создать спрос с помощью
молвы.
Превращая таких лидеров мнений в устных
защитников с помощью пробных затравок,
компании
используют
маркетинговые
исследования для того, чтобы приводить в
действие целые сети распространения молвы и
увеличивать объемы продаж
МОДЕЛИ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ
«ПАРТИЗАНСКИЙ» и «ШОКОВЫЙ» МАРКЕТИНГ
• Термин «партизанский маркетинг» (ПМ) принадлежит
американцу Джею Конраду Левинсону. В 1983 году
он опубликовал книгу Guerilla Marketing (от англ. guerilla
– «партизан»)
• Так же, как партизанский отряд не может применять
методы регулярной армии, маленькая компания,
не обладающая значительными ресурсами, не может
использовать обычные методы конкуренции.
• Главная цель этих приемов – создать иные, чем обычно,
мотивы совершения покупки.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИННОВАЦИИ В МАРКЕТИНГЕ?
• Информации поступает слишком много, чтобы
потребитель успевал оценить реальное качество
каждого товара.
• Его давно перестали интересовать «конфеты»,
он покупает «фантики». говорят сегодня
маркетологи.
ПРОДВИЖЕНИЕ НОВОГО ТОВАРА И БРЕНДА В
ИНТЕРНЕТ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ИНТЕРНЕТ-БРЕНДОВ
А что же такое и-бренд? На первый взгляд,
сущность и-бренда та же, что и у представителя
оффлайн- бизнеса.
И-бренд также имеет четко определенные
характеристики. Он может быть направлен на
конкретного пользователя, быть масштабным и
локальным, статичным и изменяемым.
ОСОБЕННОСТИ И-БРЕНДОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Впечатление от бренда достигается новыми техническими
приемами: значение бренда в сети заметно возрастает.
Система критериев оценки качества модифицируется. Вступают в
силу удобство и простота в работе, объем предоставляемой
информации,
возможность
индивидуальных
настроек,
безопасность и конфиденциальность (в Интернет-коммерции).
В интернет-проектах самые большие вложения делаются в
маркетинг и рекламу. Если традиционные компании тратят
примерно 5-15% своих доходов на маркетинг, то у владельцев
Интернет-брендов это число достигает 25% от доходов.
Лояльность потребителей. В отличие от обычного бренда,
посетители формируют свое мнение об и-брэнде за очень короткий
период
Скорость взаимодействия. Поиск и дальнейшее ознакомление с
ресурсом в Интернете происходит гораздо быстрее. Достаточно
набора адреса либо элементарных перемещений по ссылке - и вы
на интересующем вас ресурсе
Динамичность. Пример интернет-магазин а Amazon.com, где
можно приобрести не только всевозможные книги, но и компактдиски, видеопродукцию, сувениры и многое другое. Таким
образом, если оффлайновый бренд в значительной степени
статичен, то и-бренд динамичен: постоянно меняется.
Глобальность. И-бренд не имеет границ.
ГИПОТЕЗЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
МАРКЕТИНГА НА ЭЛЕКТРОННЫХ РЫНКАХ
Идея состоит в том, что новая интернет-реальность скоро
изменит социальную жизнь людей . Современные
тенденции в виртуальном мире, которые связывают с
понятием «веб 2.0.» -- прежде всего блогосфера,
википедия, различные социальные сети, - уже сейчас
направлены на реализацию творческой и социальной
мотивации.
Интернет становится своеобразным клоном общества,
который вбирает в себя значительную часть социальных
коммуникаций.
ИННОВАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИЙ
Рынок рекламы периодически потрясало и серьезно меняло
появление определенных каналов коммуникации, называемых и
фактически являющихся «экранами» (screens).
• Первым таким экраном стало телевидение, - сначала
аналоговое, затем кабельное и цифровое. Качество донесения
рекламного сообщения в этом канале также оказалось
наиболее эффективным среди других каналов коммуникации
(пресса, радио, one-to-one и др.
• Следующим драйвером стал компьютер и интернет. Это
позволило уже не только массово, но и персонально получать,
запрашивать, передавать и обмениваться информацией.
• Контекстная и баннерная реклама, отслеживание поведения
конкретного потребителя и персональное таргетирование,
социальные сервисы и пользовательский контент – все это
новые возможности общения с потребителем, которых первый
экран, при всей его эффективности, предоставить не мог.
МОБИЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
• Имеет место значительный переток времени,
проводимого пользователем перед первым экраном –
«Телевидением» во второй – «Персональный компьютер
+ Интернет».
• Примерно с 1998-2000 года, спустя всего несколько лет
после начала Интернет-революции, во всех странах
мира, с корреляцией на общий уровень экономического
развития, начал проявляться новый эффект взрывообразный рост
количества пользователей
мобильной связи – приход третьего экрана – смартфона.
ЧТО ЗДЕСЬ НОВОГО?
Мобильный маркетинг интегрирует преимущества других
каналов коммуникации:
Пользователей мобильного Интернета больше, чем
стационарного. От ТВ мобильный телефон унаследовал частоту
использования и высокое проникновение, стремящееся к 100% в
развитых странах, от PC+Интернет – интерактивность и
возможность многовариантного обращения с информацией
(прослушивание, просмотр, сохранение, передача, обмен и
др.).
Голосовая связь, текстовые сообщения, мультимедийные
возможности,
мобильный
интернет
(WAP),
геопозиционирование (LBS) – с этим набором можно говорить о
новых инновационных каналах маркетинга.
Лояльность пользователей к этому каналу очень высока. При
этом время, проводимое потребителем с мобильным
телефоном или смартфоном, и частота обращения к нему
превышают все мыслимые для другого канала коммуникации
показатели.
ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДИАНОСИТЕЛИ РЕКЛАМЫ
компьютерные игры, блоги и Bluetooth
ПРИМЕР: Ежегодно Министерство обороны США вкладывает 2,5
млн. долларов в поддержку компьютерной игры America’s Army,
созданной специально для популяризации вооруженных сил.
По заявлениям Пентагона, в игровой процесс вовлечены как
минимум 3,7 млн человек. Представители военного ведомства
утверждают, что America’s Army действительно помогает
привлекать на службу новобранцев, работая гораздо эффективнее
30−секундного рекламного ролика, который призывает: «Эй!
Подумай об армии!»
ИГРЫ КАК КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ
•Компьютерные игры давно перестали быть
увлечением
узкой
группы
молодых
людей.
Из субкультуры они превратились в культуру
мейнстрима. По оценкам компании Intel, сегодня
в мире насчитывается свыше 300 млн заядлых
геймеров
•Базовое
отличие
компьютерной
игры
от традиционных рекламоносителей состоит в том, что
игра – активный медиаканал, который позволяет
целевой аудитории не просто воспринимать
информацию о продукте, а вступать с ним в некое
взаимодействие.
BLUETOOTH-РЕКЛАМА:
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО
БРЕНДИНГА
• За последние годы появилось множество различных
технологий, дающих компаниям возможность вести
диалог с потребителями тет-а-тет. Одной из них стало
направление так называемого proximity или
«ближнего» маркетинга, развивающегося в рамках
BTL
• Суть proximity состоит в том, что человек получает
маркетинговую информацию по мере своего
приближения к тому или иному объекту. (bluetooth –
это технология, позволяющая абсолютно бесплатно
передавать любые виды информации между
мобильными устройствами на расстояние).
Спасибо за внимание!
Желаю успехов в освоении курса!