Макроэкономическое равновесие
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Макроэкономическое, или общее экономическое, равновесие (ОЭР) – такое
состояние
национальной
экономики,
когда
существует
совокупная
пропорциональность между: ресурсами и их использованием; производством и
потреблением; материальными и финансовыми потоками. Другими словами, это
оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе.
Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного
спроса (АD – aggregate demand) и совокупного предложения (АS – aggregate sиррlу).
На макроуровне пересечение кривых АD и АS определяет общий равновесный
уровень цен (P 1 ) и равновесный объем выпуска продукции всей экономики (Q1).
Совокупный спрос (АD) – это реальный объем национального производства,
который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить
при различных возможных уровнях цен.
Совокупный спрос (АD) можно подразделить на следующие группы: С –
совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств, I – инвестиции, или спрос на
капитальное оборудование со стороны предпринимателей, G – государственные
закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, X – разность
между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом
на иностранные товары. Таким образом, АО складывается из суммы опросов на
конечную продукцию экономики:
АD = С + I + G + X.
(постоянные изменения в одном компоненте не всегда могут компенсировать изменения в других компонентах!!!)
Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных
условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший
объем национального продукта могут купить потребители. Соответственно рост
уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие
параметры и факторы рыночной ситуации.
На объем и уровень цен оказывает влияние ряд макроэкономических
эффектов. Одним их таких эффектов является эффект процентной ставки
(Эффект Кейнса). Суть его заключается в том, что с ростом цен растет спрос на
деньги; при неизменном предложении денег растет ставка процента; таким
образом сокращается объем инвестиций в экономику, а значит и сокращается
объем совокупного спроса.
Эффект реальных денежных запасов (эффект Артура Пигу: 1877-1959).
Означает изменения к уменьшению богатства, вызванное ростом уровня цен, что
приводит к сокращению потребления, а следовательно к сокращению совокупного
спроса.
1
Эффект импортных закупок (эффект Манделла-Флеминга) проявляется в
том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к
сокращению чистого экспорта и следовательно ведет к сокращению совокупного
спроса.
К неценовым факторам совокупного спроса относят все то, что влияет:
- на потребительские расходы домохозяйств (благосостояние, их ожидание,
изменения в подоходном налоге);
- на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные
кредиты инвесторам, налоги на бизнес);
- на государственные расходы (гос. политика);
- на чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних
рынках), чистый экспорт = экспорт - импорт.
Склонность субъектов экономики (населения) к сбережению и,
соответственно, к потреблению также влияет на совокупный спрос. При
одинаковом совокупном доходе на совокупный спрос влияет и то, какая доля
дохода тратится, какая сберегается, так как именно готовность расходовать
имеющиеся средства определяет спрос. Особое значение имеет предельная
склонность к сбережению.
Данный фактор заслуживает особого внимания, поскольку с ним связано
действие мультипликатора совокупного спроса. Для того о чтобы говорить о
мультипликаторе, необходимо сказать о склонности к потреблению (желание
людей покупать потребительские товары).
В экономическом анализе используются понятия: средняя и предельная
склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению (АРС average
propensity to consume) исчисляется как отношение потребляемой части
национального дохода (С) ко всему национальному доходу (У), т.е.:
APC
потреблени е
С
или
доход
Y
Предельная склонность к потреблению (МРС – marginal propensity to
consume) выражает отношение любого изменения в потреблении (ΔС) к тому
изменению в доходе, которое его вызвало (ΔУ), т.е.:
MPС
изменение в потреблени и
С
или
изменение в доходе
Y
Человек не только потребляет, но и сберегает часть своего дохода. Под
сбережениями (S) понимается та часть дохода, которая не потребляется. Иными
словами, сбережение означает сокращение потребления.
Склонность к сбережению – один из психологических факторов, означающий
желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению (АРS - average
propensity to save) выражается отношением сберегаемой части национального
дохода (S) ко всему доходу (У), т.е.:
APS
сбережения
S
или
доход
Y
Предельная склонность к сбережению (МРS – marginal propensity to save)
представляет собой отношение любого изменения в сбережениях (ΔS) к изменению
в доходе (ΔУ) т.е.:
2
MPS
изменение в сбережении
S
или
изменение в доходе
Y
Если совокупный доход распадается на потребление и сбережение
(С+S=У), то ΔС+ΔS=ΔУ, то
S С
1 исходя из этого сумма предельной
Y Y
склонности к потреблению и сбережению равна 1: МРС+МРS= 1. =>
МРС = 1 - МРS и МРS= 1 - МРС. А теперь о мультипликаторе:
Если, к примеру, доход субъектов экономики возрос на 100 ед., из них 75
ед. составили расходы, а 25 ед. сберегается, то предельная склонность к
сбережению (МРS) составит 1/4. При этой склонности к сбережению
совокупный спрос в результате роста доходов на 100 ед. возрастет на 400 ед. в
соответствии с мультипликатором, равным 4.
Мультипликатор совокупного спроса (М) определяется путем отношения
единицы, за которую взят весь прирост дохода, к доле сберегаемой части этого
дохода = 1/4:
М= 1/МРS = 1/(1 - МРС) = 4.
Мультипликативный эффект здесь проявляется потому, что часть прироста
дохода, предназначенная на потребление (75 ед.), расходуясь одними лицами
(покупателями), превращается в доходы других лиц (продавцов), которые, в свою
очередь, с учетом той же склонности к сбережению полученную сумму делят на
сбережения и расходы. Последние становятся доходами других продавцов и
также делятся на сбережения и расходы и т.д. до последней денежной единицы.
1 цикл
2 цикл
3 цикл
4 цикл
5 цикл
оставшиеся циклы
всего
Δдохода (ΔY)
5.00
3,75
2,81
2,11
1,58
4,75
20,00
Δ потребления(ΔC)
3,75
2,81
2.11
1.58
1,19
3,56
15,00
Δсбережения(ΔS)
1,25
0,94
0,70
0,53
0,39
1,19
5,00
Таким, образом, большие расходы, приводят к большему ВВП.
Мультипликационный эффект возникает при изменении в потребительских
расходах, государственных закупках, инвестициях, чистом экспорте, действуя как
в сторону увеличения совокупного спроса, так и в сторону сокращения и тем
самым усиливая колебания совокупного спроса и всей экономики. В этой связи,
например, можно говорить о действии налогового мультипликатора, проявляющегося через влияние налогов на
доходы и расходы субъектов экономики. Здесь налог предстает как форма принудительного сбережения.
Помимо этого могут существовать мультипликаторы: внешней торговли,
денежный (депозитного расширения), депозитный, динамический и статический,
правительственных расходов, совокупных расходов, затрат, инвестиционный,
налоговый, сбалансированного бюджета, и др.
Кроме того, склонность к сбережению может быть дополнена склонностью
к импорту, определяемой долей дохода, направляемой на приобретение
импортных товаров. Очевидно, что высокая доля уменьшает совокупный спрос
па отечественные товары.
3
Таким образом, влияние инвестиций на доходы ослабляют следующие
факторы (то есть факторы, которые сокращают предельную склонность к
потреблению):
- увеличивающаяся склонность к сбережению;
- уплата налогов;
- превышение импорта над экспортом;
- увеличение уровня цен;
Статическая модель мультипликатора предложена в 1931 году Р.Ф.Каном, а детально разработана
КеЙнеом. Динамическая (то есть с учетом фактора времени) модель мультипликатора подробно исследована
Полом Самузльсоном, Фрицем Махлупом, Джоан Робинсон. Модель акселератора предложена Дж.Кларком.
Акселератор - отношение прироста инвестиций, к вызвавшему его относительному приросту дохода,
потребительского спроса или готовой продукцией (это показатель используемый в государственном
регулировании рыночной экономики. Принцип акселерации исходит из того, что увеличение или уменьшение
потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала).
V = ΔI (прирост инвестиций) / ΔY (прирост дохода)
Под совокупным предложением (АS) понимается уровень реального объема
производства в стране при каждом возможном уровне цен. Поскольку совокупное
предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно
может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю.
Источником обеспечения совокупного предложения является общественное
производство, [однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство
может быть дополнено товарными запасами.] Причем производство товаров,
обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за
пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного
предложения.
В макроэкономике горизонтальный отрезок кривой предложения получил
название кейнсианского, поскольку именно Д.Кейнс особое внимание уделял
ситуации с неполной занятостью факторов производства (неполная занятость в
экономике, цены и номинальная з/п жесткие) и рассматривал совокупное
предложение в краткосрочном периоде.
В данных условиях кривая АS горизонтальна, и колебания совокупного
спроса АD оказывают влияние на объем производства, а уровень цен при этом
остается неизменным.
Вертикальный отрезок кривой называется классическим (так как они
рассматривали совокупное предложение в долгосрочном периоде), поскольку
классики считают полную занятость факторов производства наиболее типичной
для рыночной экономики + объем производства обусловлен только количеством
факторов производства и не обусловлен уровнем цен + изменения в факторах
производства и технологии осуществляются медленно + экономика
функционирует при полной занятости факторов производства + цены и
номинальная з/п гибкие и их изменения поддерживают равновесие на рынках.
4
В данных условиях кривая АS вертикальна и характеризует естественный
(потенциальный) уровень объема производства, при котором все ресурсы
экономики полностью используются, а безработица находится на естественном
уровне. Колебания совокупного спроса АD изменяют лишь уровень цен.
Современные концепции объясняют отличие краткосрочной кривой АS от
долгосрочной несовершенством рынка, то есть негибкостью цен и
несовершенством информации.
Неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения:
Во-первых, это увеличение издержек производства вследствие удорожания
ресурсов (земельных, трудовых, капитальных), в результате чего снижается
совокупное предложение – его кривая сдвигается влево. На сдвиг кривой влияют
также предпринимательские способности и уровень экономической активности в
обществе.
Во-вторых, на совокупное предложение оказывает существенное влияние
рост производительности. Увеличение производительности понижает стоимость
единицы продукции, и в результате общество может получить больший реальный
объем национального производства при имеющемся объеме ресурсов или затрат.
Таким образом, рост производительности вызывает сдвиг кривой совокупною предложения вправо, а снижение
производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.
В-третьих, смещение кривой совокупного предложения может быть вызвано
изменениями экономической политики государства. В частности, увеличение
ставок налогообложения при прочих равных условиях увеличивает издержки
производства, и тем самым, сокращает совокупное предложение.
Наоборот, государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их
производственных издержек и тем самым – расширению предложения. Из этого следует, что государственное
вмешательство может как расширять, так и сужать совокупное предложение в зависимости от целей и
приоритетов экономики на том или ином этапе.
Если говорить, что в какой-то момент имеет место равновесие, то оно
достаточно быстро и постоянно нарушается и примерно с такой же скоростью
восстанавливается. Этот процесс можно представить как колебания вокруг точки
равновесия. Тогда правомерно говорить о равновесии как о чем-то, .недостижимом
и одновременно имеющим место.
На макроуровне различают частичное и общее равновесие. Анализ
частичного равновесия предполагает исследование равновесных цен и
равновесных объемов производства или уровней занятости на конкретном рынке
при допущении, что цены, объем производства и уровень занятости на всех других
рынках страны остаются неизменными. Анализ общего равновесия предполагает
исследование рыночной системы как целого; исследование взаимосвязей между
равновесными ценами, объемами продукции и уровнями занятости на всех рынках.
5