Макроэкономическое планирование и прогнозирование
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Предмет теории « Макроэкономическое планирование и прогнозирование»).
Учебные вопросы:
1. Понятие, сущность и содержание планирования.
2. Формы, виды, модели планирования.
3. Особенности, преимущества и ограничения стратегического планирования.
4. Планирование как форма общественной практики.
5. Предмет и место планирования в системе наук.
Все живые существа на Земле наделены необходимой для выживания способностью подготовки к будущему: сезонной смене погоды, появлению потомства и т.д. Человек – био-социальное существо, обладающее разумом, благодаря которому он может систематически и целенаправленно подготавливаться к будущему. Этот вид человеческой деятельности принято называть планированием.
Для успешного противостояния силам природы люди с первых шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в коллективы. Общественное разделение труда и его кооперация явились объективной основой возникновения потребности в установлении согласованности, координации усилий совместно трудящихся работников, обеспечении необходимого порядка и регулярности производственного процесса. Это есть не что иное, как управление. Планирование является элементом управления.
Управление в общественных системах всегда носит двойственный характер, являясь, с одной стороны, функцией, порождаемой кооперацией труда, а с другой – функцией собственности на средства производства, поскольку кооперация труда осуществляется собственником средств производства или по его поручению наемными профессиональными управляющими.
Сущность управления раскрывается в его основных функциях, таких как: 1. подготовка и принятие управленческих решений; 2. организация выполнения управленческих решений; 3. мотивация и стимулирование выполнения решений; 4. учет и анализ хода выполнения принятых решений; 5. контроль процесса выполнения решений; 6. регулирование процесса выполнениия решений. Эти функции в реальном процессе управления взаимодействуют и взаимопроникают.
Функции управления
Планирование является частью функции подготовки и принятия управленческого решения и по своему содержанию представляет собой практическую деятельность по постановке целей и задач и разработке мер, обеспечивающих их достижение.
Как часть управленческой функции подготовки и принятия управленческого решения планирование является центральным звеном системы управления, т.к.: во-первых, с него начинается процесс управления; во-вторых, качество планирования предопределяет успешность или неуспешность всей управленческой деятельности; в-третьих, оно связывает через настоящее прошлое с будущим и обеспечивает непрерывность протекания управляемых процессов.
Каждому трудовому акту свойственна планомерность, сущность которой состоит в том, что люди сознательно определяют цели, соразмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом воздействие внешней среды. По мере развития общества планомерность выходит за рамки отдельных производственных единиц, распространяется на деятельность государства. Таким образом, планирование внутренне присуще обществу в целом и его отдельным подсистемам. Будучи ведущим элементом управления, планирование выполняет роль инструмента реализации политики государства и его субъектов.
Планирование на макроуровне может осуществляться в различных формах: директивной, регулятивной, индикативной. Главной формой стратегического макропланирования экономического и социального развития в условиях современного рыночного хозяйства является индикативная.
Индикативное планирование – компонент государственного регулирования, при использовании которого обеспечивается рациональное сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного воздействия на социально-экономические процессы.
В процессе эволюции индикативное планирование прошло три стадии: конъюнктурного планирования, структурного планирования, стратегического планирования.
Конъюнктурное индикативное планирование имело своей целью улучшение экономической конъюнктуры и обеспечение относительно сбалансированного развития экономики посредством использования государством различных макрорегуляторов.
Структурное индикативное планирование заключалось в акцентировании внимания органов государственного управления на территориальном разрезе планов, проведении избирательной структурной политики, использовании различных мер государственной поддержки в отношении регионов и частных предприятий.
Стратегическое индикативное планирование состоит в постановке таких целей и выработке таких стратегий поведения управляемых объектов, которые обеспечивают их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Содержание стратегического планирования, охватывающее его сущность и формы, раскрывается в процедурах. Процедура планирования – это упорядоченная последовательность применения в процессе планирования элементов его методологии. Основными процедурами стратегического планирования являются прогнозирование, программирование и проектирование.
Прогнозирование – это форма плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта в определенный момент будущего, основанном либо на анализе и экстраполировании сформировавшихся в прошлом тенденций, либо на целеполагании и нормативных расчетах.
Программирование опирается на прогнозные разработки и имеет целью составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем социально-экономического развития. Стержнем программы является четко определенная цель, которая развертывается в совокупность задач, решаемых с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, согласованных между собой по ресурсам и срокам.
Проектирование – заключительная процедура планирования, состоящая в разработке проектов планов, обеспечивающих осуществление выбранных стратегий и политики государства и его субъектов. В проектах планов раскрываются цели и пути будущего развития, определяются его этапы. В процессе проектирования разрабатываются различные варианты развития с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный и иметь в наличии вариант на случай изменения условий. После утверждения в установленном порядке проект плана приобретает ту или иную степень обязательности исполнения.
Практическая плановая деятельность обусловила возникновение и развитие особой науки – планилогии. Предметом этой науки является изучение возможностей использования объективных законов социально-экономического развития в практической плановой деятельности, разработка и совершенствование методологии и методики решения проблем планирования, решение вопросов, связанных с постановкой задач, определением функций и организацией работы планирующих органов. Объектом плановой науки являются будущее состояние экономики страны и ее структурных элементов, деятельность хозяйствующих субъектов.
В теории планирования выделяются три направления научной деятельности:
Планилогия связана со многими общественными, техническими и естественными науками. Она использует полученные ими выводы и фактические данные, применяет разработанные ими методы исследования. В то же время результаты разработок плановой науки находят применение в работе ученых других научных областей.
Тема 2. Методология и организация стратегического планирования и прогнозирования в РФ.
Методология науки в философии определяется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология планирования, как и методология любой другой науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания и специфической частной методологии.
Процесс формирования целей занимает центральное место в системе структурных элементов логики стратегического планирования. В качестве целей в стратегическом планировании выступают желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта в определенный момент будущего. Цели переводятся на язык задач, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах планового периода. Таким образом, получается своеобразный график выполнения задач.
Сложные задачи приходится решать на заключительной стадии логики планирования. Поскольку объем ресурсов в плановом периоде всегда ограничен, на стадии согласования ресурсов и потребностей определяются пути наиболее эффективного использования ресурсного потенциала, а потребности ранжируются по признаку наибольшей насущности и выделяются приоритеты в их удовлетворении.
Стратегическое планирование является центральным звеном управления, вследствие чего оно опирается на принципы двух типов: общезначимые для управления и планирования (общие) и специфические, присущие только планированию как особому виду управленческой деятельности.
Важным элементом локальной методологии стратегического планирования является методика, представляющая собой совокупность методов и приемов разработки плановых документов, расчета и взаимоувязки показателей.
В процессе планирования решаются многообразные проблемы, различающиеся степенью развитости связей между причинами и следствиями. В зависимости от этого проблемы планирования разделяются по типам структурности. Для решения проблем каждого из типов структурности выбираются методы, которые наиболее целесообразно использовать.
При разработке прогнозов, программ и планов применяется система показателей.Система показателей планирования позволяет характеризовать социально-экономические процессы на уровне общества в целом и уровне отдельных его подсистем. В связи с этим различают несколько групп показателей: показатели планирования в целом; показатели, применяемые в процессе разработки плановых документов федерального уровня; показатели развития субъектов федерации; показатели развития отрасли; показатели развития отдельных организаций и их объединений. Конкретный состав системы показателей определяется целями и задачами развития объекта планирования и потребностями соответствующих органов управления.
В современных условиях все большее значение в планировании приобретают методологические подходы. Методологические подходы иногда ошибочно отождествляются с особыми методами – программно-целевым или нормативным. В реальной плановой практике применяется системный подход в различных модификациях. Системный подход является формой приложения теории познания и диалектики к исследованию природы, общества и мышления и реализует требования общей теории систем. Согласно этим требованиям каждый исследуемый объект должен рассматриваться одновременно как сложная система и как элемент более общей системы. При этом выявляются все элементы объекта, внутренние связи и зависимости между ними (структура объекта), функции, цели, необходимые для развития и функционирования объекта ресурсы, совокупность качественных свойств, обеспечивающих целостность и особенность объекта, связи с окружающей средой, история, современное состояние и возможные перспективы развития.
Организация макроэкономического стратегического планирования и прогнозирования охватывает круг вопросов, связанных с определением состава системы плановых документов, созданием системы органов, осуществляющих плановую деятельность на федеральном и региональном уровнях, установлением их функций и порядка взаимодействия. Организация макроэкономического планирования и прогнозирования постоянно совершенствуется в соответствии с изменениями в организации государственного управления социально-экономическими процессами в целом и потребностями плановой практики, по мере накопления, осмысления и распространения передового опыта.
Главные черты современной организации макроэкономического стратегического планирования в РФ были определены в Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20 июля 1995 г. № 115.
В 2005 г. по инициативе Президента РФ были разработаны и приняты национальные проекты – новый вид плановых документов. Национальный проект – это масштабные инвестиции, рассчитанные на достижение инновационных прорывов в социальной сфере и экономике, реально проявляющиеся в росте конкурентоспособности. Отличительными чертами национальных проектов является то, что они осуществляются под контролем Президента РФ, в рамках относительно непродолжительного периода времени, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля, по принципу проектного финансирования с помощью специально созданной структуры. Управление реализацией национальных проектов осуществляется специально созданным Советом во главе с Президентом РФ. Назначен ответственный за осуществление национальных проектов вице-премьер, сформирована система мониторинга и контроля. В последующем национальные проекты будут преобразованы в государственные программы, обеспеченные реальным финансированием. В настоящее время разработан проект Закона «О государственном стратегическом планировании», в котором определены документы и участники государственного стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время практически во всех территориальных образованиях РФ созданы структуры, отвечающие за плановую работу, распространяется практика вовлечения в процесс планирования социально-экономического развития регионов представителей общественности, науки и бизнеса, увеличивается число регионов, разрабатывающих плановые документы стратегического характера. Выявляется устойчивая тенденция к совершенствованию методики, инструментария и технологии планирования в регионах, к повышению качества плановых документов и их содержания. С 2002г. организуются конкурсы региональных стратегий. Прошло 11 Международных форумов, посвященных стратегическому планированию и прогнозированию в регионах и городах России. Опыт планирования ряда российских регионов (городов, областей) получил международное признание.
Минэкономразвития РФ уделяет большое внимание модернизации инструментального и информационного комплекса прогнозирования регионального развития с использованием новых технологий на основе применения компьютерных систем.
Тема 3.Опыт макроэкономического планирования в ведущих промышленно развитых и развивающихся странах мира.
Учебные вопросы:
1. Опыт макроэкономического планирования в промышленно развитых странах мира.
2. Современная система макроэкономического планирования в Европейском Союзе (ЕС).
3. Опыт макроэкономического планирования в Китайской Народной Республике.
4. Возможность использования зарубежного опыта макроэкономического планирования в Российской Федерации.
Советская Россия была первой в мире страной, применившей на практике планирование социально-экономических процессов на общенациональном и территориальном уровнях. Положительный пример России инициировал внедрение макроэкономического планирования в систему государственного регулирования многих развитых и развивающихся зарубежных стран.
На современном этапе Россия осуществляет переход к рыночной экономике. В связи с недостаточностью собственного опыта макроэкономического планирования в условиях рынка изучение практики зарубежных стран в рассматриваемой области приобретает для РФ большое значение.
Учитывая особенности национального менталитета, многолетний собственный опыт планирования и современные проблемы управления социально-экономическими процессами в стране, можно предположить, что для РФ предпочтительнее вариант плановой системы с относительно более высоким уровнем централизации. Анализируя зарубежный опыт, следует учитывать, что национальная система планирования любой страны в большей части состоит из универсальных элементов, которые применяются повсеместно. Специфические элементы занимают в структуре системы планирования страны относительно низкий удельный вес. Однако именно эти элементы основываются на ключевых компетенциях субъектов плановой деятельности каждой страны и образуют основы ее конкурентных преимуществ.
Универсальная часть элементов системы национального планирования формируется под влиянием научно-технического прогресса и условий и требований рынка, а специфическая – под влиянием особенностей национального характера, национальной истории и традиций, интеллектуального, образовательного и духовного уровня развития граждан.
Национальные модели планирования в большинстве стран постоянно совершенствуются, развиваются, обновляются, адаптируясь к ускоряющимся изменениям в окружении и внутренней среде.
Генезис макроэкономического планирования в промышленно развитых и развивающихся зарубежных странах.
Основные формы планирования, применявшиеся в КНР с начала 80 – х гг. ХХ в.
Изменения в системе планирования в КНР в период рыночных реформ
Основные виды макропланирования, применяемые в КНР на современном этапе
Основные стадии разработки планов в КНР на современном этапе.
Характерные для современного цивилизационного этапа развития процессы интеграции национальных экономик и глобализации бизнеса обусловливают два вида разнонаправленных изменений плановых систем зарубежных стран: интернационализацию, проявляющуюся в повышении доли универсальных элементов в национальных плановых системах, и самоидентификацию, выражающуюся в выявлении и преимущественном развитии уникальных элементов с целью создания и поддержания долговременных конкурентных преимуществ страны стратегического характера в различных областях жизнедеятельности.
Раздел II. Регулирование и стратегическое планирование социально – экономических процессов на макроуровне.
Тема 4. Прогнозирование и стратегическое планирование социального развития общества.
Учебные вопросы:
1. Прогнозирование и стратегическое планирование благосостояния населения.
2. Прогнозирование и стратегическое планирование демографических процессов.
3. Прогнозирование и стратегическое планирование трудовых ресурсов и занятости населения.
4. Прогнозирование развития человеческого потенциала.
5. Прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей производственной инфраструктуры.
Основополагающие принципы социальной политики государства.
Экономическая свобода человека, признание прав предпринимателей, наемных работников, профсоюзов.
Доверие к регулирующей роли рынка.
Ответственность государства за игру рыночных сил и соблюдение правил игры.
Большая загрузка более трудоспособных для помощи менее трудоспособным.
Участие работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Структура, цели и задачи социальной политики РФ.
Этапы развития социальной политики России.
Приоритетные национальные проекты в социальной сфере:
Показатели, характеризующие уровень жизни населения.
Прогнозирование индекса развития человеческого потенциала.
Индикатор человеческого развития (по методике ООН)
В начале ХХ1 в. при прогнозировании экономического роста и оценки качества населения страны как производительной силы общества все большее значение приобретает такое понятие как «индекс развития человеческого потенциала». В этом понятии учитывается объем потребления материальных благ и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. С 1990 г. ООН публикует данные о величине ИРЧП по большинству стран мира. В этих расчетах величина ИРЧП определяется как средняя арифметическая из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП.
Методика прогнозирования ИРЧП:
ИРЧП = (ИОЖ + ИУО +И Дввп) / 3, где:
ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала;
ИОЖ –индекс ожидаемой продолжительности жизни;
ИУО – индекс уровня образования;
ИДввп –индекс реального ВВП на душу населения.
Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формуле вида:
I = (Df – Dmin) : (Dmax – Dmin) , где
I – индекс данного вида;
Df – фактическое значение показателя;
Dmin – значение показателя, принятое как минимальное;
Dmax – значение показателя, принятое как максимальное.
На основе индексов ожидаемой продолжительности жизни (Iпж), образования (Iобр.) и душевого дохода (Iд) рассчитывается индекс развития человеческого потенциала (Iр.ч.п.):
Iр.ч.п. = (Iпж + Iобр. + Iд) : 3
Академией наук РФ были проведены исследования относительно круга проблем в области развития человеческого потенциала, подлежащих решению в период до 2025 г. Были выявлены следующие проблемы:
Проблема первая – неудовлетворительная динамика индекса развития человеческого потенциала в сравнении с развитыми странами.
Проблема вторая – слабое использование человеческого потенциала вследствие невосприимчивости экономики к достижениям информационно-технологической революции, развала системы образования и оттока высококвалифицированных кадров на начальном этапе перехода к рынку. Образовательный, профессионально – квалификационный, информационно – культурный и социальный капиталы (социальные связи), накопленные населением, используются менее чем на 50%.
Проблема третья – способность отраслей науки, образования, здравоохранения, культуры компенсировать потери и риски, возникшие в первые годы реформ, и одновременно воспроизводить и наращивать человеческий потенциал на качественно новой основе.
Проблема четвертая – эффективное управление интеллектуальным капиталом на уровне фирмы, предприятия, корпорации.
Проблема пятая – позитивным накоплениям человеческого капитала должен соответствовать существенный рост качества жизни и социального статуса человека.
Проблема шестая – негативные накопления человеческого потенциала вследствие неблагоприятных демографических тенденций, глубокого социального неравенства, существенных региональных различий по основным социальным показателям, негативных форм адаптации отдельных групп населения к новым реалиям жизни и других причин и возможности снижения этих негативных накоплений.
Проблема седьмая – игнорирование роли культурной составляющей в развитии человеческого потенциала, необходимость повышения внимания к уровню гармонизации взаимоотношений человека с окружающим миром по трем направлениям: межличностных отношений, межнациональных отношений и взаимоотношений человека и природы.
Варианты стратегических подходов к формированию и воспроизводству человеческого потенциала в РФ.
Концептуальные принципы формирования стратегии воспроизводства человеческого потенциала
I. Системное решение задач
II. Комплексный подход к решению задач
III. Опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры
IV. Формирование единого социального пространства
V. Признание основополагающей роли государства в решении задач
VI. Минимизация социальных рисков и ущербов
VII. Этапность решения задач в увязке с экономической динамикой
Прожиточный минимум
Правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ составляет Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» 1997 г. В соответствии с этим законом прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и взносы.
Величина прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам – трудоспособное население, пенсионеры, дети – ежеквартально на основании потребительской корзины и данных статистики об уровне потребительских цен.
Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Потребительская корзина в целом по РФ и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разработанных с участием общероссийских объединений профсоюзов.
В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается с учетом природно – климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основными социально – демографическими группами населения.
Распределение населения РФ по размерам потребительского бюджета
Вид потребительского бюджета
Потребительская корзина
Группа населения по уровню доходов
Высокого достатка
Модели поведения высокообеспеченных
Высокообеспеченные
Восстановительный
Прожиточного минимума плюс сбережения
Среднеобеспеченные
Минимальный
Прожиточного минимума
Малообеспеченные
Абсолютная бедность
Модели
поведения бедных
Бедные
Доходы населения
Принципиальная схема формирования доходов населения:
Цели и задачи демографической политики РФ
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. (Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.)
Этапы реализации демографической политики РФ на период до 2025 г.
Классификация демографических прогнозов
Методика разработки демографического прогноза численности населения:
Метод ретроспективной экстраполяции.
а) на основе использования среднегодового темпа изменения общей численности населения:
Ht+n = Ht h
Ht+n – численность населения каждого последующего года;
Ht - численность населения за предыдущий год;
h - среднегодовой темп изменения общей численности населения.
Если численность населения изменяется неравномерно, то выделяются этапы, в пределах каждого из которых рассчитывается среднегодовой темп. В таком случае формула для расчета примет следующий вид:
Ht+n = Ht (hl) (hb) (hj)
где hl, hb, hj - среднегодовые темпы роста численности населения на разных этапах анализируемого периода.
б) на основе использования локальных коэффициентов
Ht+n = Ht + ΔHt+n
где ΔHt+n = число рождений – смертность ± миграция.
ΔHt+n = H * (KP – Kc + Km)
где Кр – коэффициент рождаемости;
Кс – коэффициент смертности;
Кm – коэффициент миграции.
Коэффициент рождаемости зависит от численности женщин в детородном возрасте (от 15 до 50 лет), среднего коэффициента плодовитости и коэффициента брачности и характеризует число рождений в среднем на 1000 женщин в детородном возрасте. Коэффициенты брачности рассчитываются раздельно для мужчин и женщин, начиная с 16 лет и представляют собой число браков, заключенных мужчинами и женщинами на 1000 человек соответствующего пола.
Коэффициент смертности исчисляется как отношение числа умерших к среднегодовой численности населения, а коэффициент миграции – как отношение сальдо миграции к среднегодовой численности населения.
Население как производительная сила общества:
Трудовой потенциал – общая численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.
Примерная схема сводного баланса труда:
Показатели
Числовые значения
1. Население – всего
2. Трудовые ресурсы – всего
В том числе:
- трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
- работающие лица пенсионного возраста;
- работающие подростки до 16лет.
3. Распределение трудовых ресурсов:
А. по видам занятости;
Б. по сферам народного хозяйства;
В. по социальным группам.
4. Использование трудовых ресурсов.
Производительность общественного труда:
- по народному хозяйству в целом;
- по отраслям.
Прогнозирование состояния рынка труда.
Теоретической основой прогнозирования рынка труда являются равновесная и неравновесная модели спроса и предложения рабочей силы.
В обеих моделях спрос может быть представлен формулой:
Ls = L + V
где L – реально существующая занятость;
V – количество свободных рабочих мест.
Предложение рабочей силы выражается следующим образом:
Lp = L + N * Kp
где N – численность незанятых по данным биржевой статистики;
Кр- коэффициент досчета, характеризующий место обращающихся в службу занятости среди общего числа незанятых (например, каждый восьмой, шестой, третий) и изменяющийся по логистической кривой в определенном интервале.
В равновесной модели уравнение спроса и предложения рабочей силы записывается в линейной форме:
Ls = a1 (W/P) + a2Fs;
Lp = b1(W/P) + b2Fp,
где Ls – спрос на рабочую силу;
Lp – предложение рабочей силы;
W – номинальная заработная плата;
P – уровень цен;
Fs и Fp – внешние переменные, определяющие спрос и предложение рабочей силы;
a и b - значения неизвестных параметров.
В данной модели заработная плата приводит рынок к равновесию, т.е. Ls = Lp, а из системы уравнений однозначно определяется выравнивающий уровень заработной платы (W/P) и равновесный уровень занятости (L).
В неравновесной модели предполагается, что спрос и предложение не равны в любой момент времени, а занятость на данный момент представляет собой величину, наименьшую среди величин спроса и предложения. Уравнение спроса при этом принимает вид:
Ls = Ls(W/P,Q),
где W/P – уровень реальной заработной платы;
Q - объем производимой продукции;
причем d(Ls)/d(W/P) < 0, d(Ls)/dQ > 0.
Тема 5.Основы регулирования, прогнозирования и стратегического планирования процессов взаимодействия общества и природы.
Учебные вопросы:
1. Современные проблемы природопользования и экологическая политика России.
2. Организация экологического мониторинга в РФ.
3. Прогнозирование и стратегическое планирование состояния природной среды и природопользования в России.
Экологическая безопасность – качественно новый вид социальных благ, представляющий собой степень соответствия экологических условий жизни людей задачам сохранения здоровья и обеспечения длительного устойчивого социально-экономического развития общества.
Особенности экологической безопасности как общественной ценности:
Главные источники экологических проблем в РФ:
1. Преобладание в экономике РФ добывающих и ресурсоемких обрабатывающих отраслей;
2. Низкий организационно – технический уровень экономики;
3. Высокая степень износа основных фондов;
4. Низкая эффективность механизмов управления природопользованием;
5. Низкий уровень жизни населения;
6. Низкий уровень экологического сознания и культуры.
Социальные издержки от загрязнения окружающей среды
Под экологической политикой понимается целостная система мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды.
Стратегические цели экологической политики в РФ.
Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России»
Цели программы
Задачи программы
1. Сбалансированное развитие природно – сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики в ресурсах.
2. Обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
1. Обеспечение потребностей экономики в ресурсах на основе их комплексного и рационального использования.
2. Охрана природных ресурсов.
3. Стабилизация экологической обстановки .
4. Предотвращение деградации и сохранение природных комплексов.
5. Развитие сети особо охраняемых территорий.
6. Формирование государственной системы экологического мониторинга.
7. Научное и научно – технологическое обеспечение.
8. Формирование нормативно – правовых и экономических механизмов государственного регулирования.
Механизм реализации экологической политики в РФ
Эффективность природоохранных мероприятий.
При расчетах эффективности мероприятий по охране окружающей среды учитывают социальный и экономический эффект.
Социальный эффект отражает уровень физического развития населения и сокращения заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий, создание благоприятных условий для роста творческого потенциала личности и развития культуры, совершенствования нравственного сознания человека.
Экономический эффект – это экономия или предотвращение потерь живого и овеществленного труда, выражающееся в приросте объемов чистой продукции или прибыли; в отдельных отраслях – в снижении себестоимости; в сфере услуг – в экономии затрат на оказание услуг; в сфере личного потребления – в сокращении расходов из личных средств граждан в связи с загрязнением окружающей среды. Величина экономического эффекта определяется разностью между экономическими результатами в реальном секторе национальной экономики, затратами в социальной сфере и расходами из государственного бюджета и личных средств населения.
При расчете общего экономического эффекта учитывают сокращение заболеваемости населения благодаря предотвращению или уменьшению загрязнения окружающей среды.
Общий экономический эффект складывается из трех составляющих: предотвращения потерь чистой продукции за время болезни трудящихся, занятых в реальном секторе экономики; сокращения суммы выплат населению из фонда социального страхования за период нетрудоспособности, вызванной загрязнением среды; сокращения затрат в здравоохранении на лечение трудящихся от заболеваний, связанных с загрязнением среды. При расчетах применяются следующие формулы:
Эо = Эчп + Эсс + Эз;
Эчп = Пч * Б * (Р2 – Р1);
Эсс = Бн * Вн * (Р2 – Р1);
Эз = (За * Ба * Да) + (Зс * Бс * Дс) , где:
Эо – общий экономический эффект;
Эчп – предотвращение потерь чистой продукции;
Эсс – сокращение суммы выплат из фонда социального страхования;
Эз – сокращение затрат в области здравоохранения;
Пч - средняя величина чистой продукции за один отработанный человеко – день;
Б – количество трудящихся, перенесших заболевание либо не работавших по причине ухода за больными членами семьи в связи с загрязнением окружающей среды в течение года;
Р2 – Р1 – среднегодовое количество человеко – дней работы одного трудящегося после и до проведения мероприятий по охране среды;
Бн – количество получающих пособия по временной и постоянной нетрудоспособности, вызванной загрязнением среды, в течение года;
Вн – средний размер пособия по временной нетрудоспособности за один день болезни;
За, Зс – средние затраты в здравоохранении за один день болезни соответственно в амбулаторных условиях и в стационаре;
Ба, Бс – количество лечившихся больных в тех же условиях;
Да, Дс – среднее число дней болезни одного больного в тех же условиях.
. Тема 6. Регулирование, прогнозирование и стратегическое планирование научно – технического прогресса.
Учебные вопросы:
1. Современный научно – технический прогресс и научно – техническая революция.
2. Научно – технический прогресс как объект прогнозирования и стратегического планирования.
3. Научно – техническая политика государства и механизм ее реализации.
4. Прогнозирование и стратегическое планирование развития науки и техники.
Исторический период развития науки и техники не равномерен. В развитии НТП выделяются отдельные этапы.
Этапы в развитии НТП.
В истории человечества известны четыре научно – технические революции:
Элементы государственной научно – технической политики в РФ
Основные задачи стратегического планирования научно – технического прогресса на общенациональном уровне.
Методы прогнозирования научно – технического прогресса.
Группы методов
Методы
Количественные
Анализ временных рядов;
Регрессионный анализ;
Эконометрические;
Стохастического моделирования.
Экспертные
«Дельфи»;
Матричный;
«Паттерн»;
Морфологический;
Мозговой штурм;
Сценарный.
Современные дополнения в методике прогнозирования НТП
Прогнозирование исходя из деловых и инвестиционных циклов;
Прогнозирование на основе длительных инновационных циклов;
Опросы сотен экспертов;
Систематическое сканирование литературы;
Регулярное интервьюирование экспертов.
Система закономерностей научно – технического прогресса (НТП)
Лидирующие направления техники преобладающих технологических укладов в 1950 – 2050 гг.
Технологические уклады
Четвертый
Пятый
Шестой
Периоды преобладания
1935 – 1980
1981 – 2020
2021 – 2060
Ведущие направления техники
ЭВМ, атомная энергия, ракетные двигатели, пластмассы, нефтетопливо, начало освоения космоса
Микроэлектроника, биотехнология, информатика, композиты, нефтегазовое топливо, космические технологии
Нанотехнологии, генная инженерия, глобальные информационные сети, водородное и иное альтернативное топливо
Система национальных инновационных проектов и программ
ти