Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Макроэкономическое планирование и прогнозирование в развитых зарубежных странах (практика отдельных стран)

  • 👀 356 просмотров
  • 📌 324 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование в развитых зарубежных странах (практика отдельных стран)» pptx
Лекция 3. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в развитых зарубежных странах (практика отдельных стран) Дисциплина «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» Переход от конъюнктурного программирования к частичноструктурному среднесрочному программированию, а затем и к среднесрочному и долгосрочному структурному программированию – долгосрочному стратегическому планированию обусловил изменения в арсенале методов разработки программ развития. Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования рыночной экономики. • Экономический совет, образованный при правительстве, • Управление экономического планирования, • Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), • Управление по науке и технологии. Основными направлениями в японской практике планирования являются следующие • Определение возможностей для реализации конкретных целей развития социально-экономической сферы; • Установление основных направлений управления экономикой в течение средне- и долгосрочного периода, определение целевых мероприятий и средств их достижения; • Обозначение направлений деятельности предприятий и выявление перспектив развития семейного хозяйственного сектора. Механизм и последовательность разработки плана предельно упрощены и включают 1. Консультации по разработке нового плана, проводимые премьер-министром; 2. Обсуждение плановых проектировок в Экономическом совете; 3. Принятие решений кабинетом министров; 4. Координирование осуществляемой Управлением экономического планирования (административным органом Экономического совета) работы над планом с соответствующими министерствами и ведомствами, а также с Комиссией по экономическим вопросам и кабинетом министров; 5. Представление отчетов премьер-министру Японии. Экономические рычаги и стимулы • льготное кредитование, • льготное налогообложение, • ускоренная амортизация, • бюджетное субсидирование, • поддержка рискованных инновационных проектов, • госзаказ. В США выделяют три уровня организации прогнозных исследований • прогнозирование в системе регулирования; • внутрифирменное прогнозирование; • коммерческое прогнозирование. государственного Акт о занятости (20 февраля 1946 г.) правительство обязано постоянно проводить экономическую политику, привлекая все имеющиеся возможности, для достижения благоприятного развития свободного предпринимательства, общего благосостояния и «максимального уровня занятости, производства и покупательной способности». Совет экономических консультантов Функции: • помощь и консультации президенту при составлении экономического отчета; • сбор и анализ информации об экономических процессах, с точки зрения задач правительства; • оценка различных экономических программ и выработка рекомендаций; • проведение специальных исследований по заказу президента. Существует три уровня специалистов, входящих в консультационные советы 1. Высший уровень «тройки» включает председателя Совета экономических консультантов, директора Административно-бюджетного управления, министра финансов. На этом уровне основное внимание уделяется вопросам политического характера: рассматривается необходимость изменений социально-экономической политики в связи с выработанными представлениями о будущем. 2. Второй уровень «тройки» объединяет специалистов, также занятых выработкой политических решений, однако они принимают непосредственное участие в самом процессе прогнозирования, т.е. в выработке прогнозов. Сюда относятся экономисты, специализирующиеся в области прогнозирования и представляющие подразделения «тройки»: ответственный член Совета экономических консультантов, заместитель министра финансов по экономической политике и главный экономист Административно-бюджетного управления. Как правило, все они являются крупными специалистами в области экономики. 3. Третий уровень включает, прежде всего, специалистов по разработке социальноэкономических прогнозов, перед которыми ставятся конкретные задачи и закрепляются определенные участки этой работы. Важной особенностью является также привлечение на договорной основе на определенное время ведущих специалистов в этой области из университетов и научно-исследовательских институтов. Коммерческие организации, профессионально занимающиеся прогнозированием в США, бывают трех видов: 1. управленческие консультационные фирмы, которые наряду с другими видами управленческих услуг выполняют прогнозные разработки; 2. специализированные коммерческие прогнозные фирмы, занимающиеся построением различных прогнозов, а также осуществляющие консультирование и обучение клиентов методам прогнозирования; 3. различные университетские исследовательские группы. Аналитические центры («мозговые центры», «фабрика мысли», «мозговой трест»; англ. think tanks, англ. brains trust) — научно-исследовательские (аналитические) организации, которые, как правило, сосредоточивают свои усилия в области гуманитарных наук — политики, экономики, социологии, права и тому подобное. Впервые словосочетание «Brain trust» употребил американский журналист Аллен Уайт 21 марта 1903 года в своей статье в журнале «Saturday Evening Post». Крылатым выражение стало после того, как другой американский журналист Джеймс М. Киран в газете «Нью-Йорк таймс» опубликовал статью, назвав «мозговым трестом» группы профессоров-советников, способствовавших победе Франклина Рузвельта на президентских выборах 1932 года. После этого «мозговым трестом» стали именовать ту самую группу советников и вообще любое сообщество экспертов, совместно разрабатывающих новые проекты, предлагающих новые идеи, ищущих способы решения поставленных задач. Принципы работы «фабрики мысли» • Аналитические центры работают не массовым сознанием, используя государство как инструмент продвижения идеологии, а с коммуникативным процессом в государстве, образуя тем самым важнейшую составляющую демократического государства – публичную политику; • Исследовательские организации, как правило, разрабатывают методологические подходы к решению общественно-значимых проблем. Данные структуры не занимаются обобщением уже существующих знаний или в чистом виде продвижением чьих-либо интересов, что и отличает эти структуры от партийных и университетских групп; • «Фабрики мысли» стремятся к максимальной децентрализации и разветвленности своей структуры. В наличии у исследовательских центров имеется большое количество исследовательских отделов и высококвалифицированных кадров, эти центры имеют гибкую и эффективную организационную структуру. Классификация По целям: • исследовательско-издательские; • лоббистские; • правозащитные; • культурологические; • целевые. По широте проблем: • мировые; • общегосударственные; • региональные. По политической ориентации: • политически ангажированные; • политически независимые. Места основных российских мозговых центров с 2008 года в общемировом рейтинге Великобритания - NIESR, Национальный институт экономических и социальных исследований (National Institute of Economic and Social Research) Организация, созданная в 1938 г. в целях расширения знаний об экономических и социальных условиях жизни современного общества. Она проводит исследования силами своих сотрудников и совместно с университетами и другими академическими учреждениями. В своем издании National Institute Economic Review (Экономический обзор Национального института) Институт публикует ежеквартальные аналитические оценки экономического положения и прогнозы. К особенностям модели можно отнести: 1. Доходы от ренты и заработной платы рассчитываются в зависимости от ВВП и темпов роста цен. 2. Потребительские цены (за вычетом косвенных налогов) определяются функцией от производства и лаговых значений импортных цен. 3. Налоги на заработную плату определяются налоговой политикой государства. Отчисления на социальное страхование зависят от размера заработка. 4. Объем валового внутреннего продукта, средняя продолжительность рабочей недели и трудовое законодательство определяют численность занятых. 5. Инвестиции в прирост запасов получают из тождества как разность величин запасов предыдущего и последующего года. 6. На основе тождественных преобразований увязывается изменение косвенных налогов и субсидий с изменением потребительских и государственных расходов, экспорта, инвестиций и основного капитала. NiGEM Ведущая мировая макроэкономическая модель. Используется как директивными органами, так и частным сектором по всему миру для целей экономического прогнозирования, сценариев и моделирования. Обеспечивает доступ к прогнозам, сценариям и стохастическим выходам для более чем 5000 макропеременных с простыми функциями экспорта данных и результатов. Все исторические и прогнозные данные обновляются ежеквартально, с доступом через веб - сайт к файлам прогнозов, с данными, охватывающими 1997-2044 годы. Наборы сценариев и стохастического моделирования позволяют оценить влияние экономических шоков и альтернативных сценариев. Французская система прогнозирования • Первый этап относится к послевоенному периоду. Необходимость быстрого восстановления производительных сил и наличие значительного государственного сектора диктовали принятие директивных, обязательных планов для предприятий. • В конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию, позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса. Отдельными целевыми задачами индикативного планирования являются: сокращение безработицы, сдерживание инфляции, ограничение роста заработной платы, повышение технологического уровня производства, выравнивание платежного и торгового баланса. • Все большее сближение рынков Франции и других стран, входящих в ЕЭС, и образование общеевропейского рынка, обусловили необходимость перехода к третьему этапу, т. е. от индикативного планирования к стратегическому. В 2000 г. Генеральный комиссариат представил национальную стратегию социально-экономического развития Франции до 2020 г. Авторы этого документа сконцентрировали свое внимание на трех проблемах: • место и роль Франции в мировой экономике и европейской интеграции. В этой связи впервые был поставлен вопрос, насколько приемлема «смена гражданства» французскими предприятиями, когда они приобретаются иностранными ТНК; • особенности социальной стабильности французского общества. Например, были определены оптимальные варианты компенсирования потерь в связи со старением населения и привлечением иностранной рабочей силы; • модернизация инструментов государственной политики в социальноэкономической сфере, к примеру, для обеспечения занятости, регулирования деятельности ТНК и естественных монополий и др. В хозяйственной практике широко применяются обязательства по ценам между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, где определяются: • динамика или индексы цен на те или иные виды продукции (так, на грузовые автомобили и сельскохозяйственные машины индекс цен за 5 лет не должен подняться выше 15%); • основания, при которых допускается увеличение цены (скажем, по новой продукции обязательным должно быть улучшение потребительских свойств); • предельные уровни цен на конкретные товары и услуги (например, цена на строительство жилья не должна расти в год выше, чем на 5%) и другие важные моменты. В ФРГ механизм общехозяйственного программирования начал формироваться с 1967г. Функции общественного программирования возложены на ряд государственных органов, отличающихся друг от друга по характеру и масштабам решаемых задач, по составу и компетенции, что определяется децентрализацией государственной экономической политики, обусловленной федеративным устройством государства. Федеральное министерство экономики и энергетики Германии Доклады выходят два раза в год, весной и осенью. Независимая группа проверяет макроэкономические прогнозы, лежащие в основе финансового планирования федерального правительства. Hад докладом работают: Немецкий Берлин; институт экономических исследований (DIW), Ifo — Институт экономических исследований им. Лейбница; Мюнхенского университета в сотрудничестве с Швейцарским институтом исследования конъюнктур в Цюрихе; Институт мировой экономики (IfW) в Килe; Институт экономических исследований им. Лейбница в Галле (IWH); RWI — Институт экономических исследований им. Лейбница в Эссене в сотрудничестве с Институтом высших исследований в Вене. Министерство финансов на основе прогнозных оценок Министерства экономики разрабатывает среднесрочные финансовые планы по федеральному бюджету. Финансовые средства государства в ФРГ аккумулируются и расходуются органами трех уровней – федеральными, земельными и коммунальными. Поэтому для согласования их финансовой деятельности существуют Совет по планированию финансов и Конъюнктурный совет. Региональное программирование осуществляется на основе комплекса законов о финансовой реформе, которая возложила на федерацию, земли и общины ряд совместных задач, одна из которых носит название «улучшение региональной хозяйственной структуры». Региональные программы, как общехозяйственные «проекции», разрабатываются по принципу скользящего планирования на 4 года. Этим занимается Плановый комитет по вопросам хозяйственной структуры, представляющий региональные программы на утверждение правительству и парламенту.
«Макроэкономическое планирование и прогнозирование в развитых зарубежных странах (практика отдельных стран)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot