Макроэкономическое планирование и прогнозирование в развитых зарубежных странах (практика отдельных стран)
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Макроэкономическое
планирование и прогнозирование в
развитых зарубежных странах
(практика отдельных стран)
Дисциплина
«Макроэкономическое
планирование и прогнозирование»
Переход от конъюнктурного программирования к частичноструктурному среднесрочному программированию, а затем и
к
среднесрочному
и
долгосрочному
структурному
программированию
–
долгосрочному
стратегическому
планированию обусловил изменения в арсенале методов
разработки программ развития.
Особенность общегосударственного прогнозирования и
планирования в Японии заключается в использовании
системы социально-экономических прогнозов, планов и
научно-технических
программ
как
инструментов
правительственного регулирования рыночной экономики.
• Экономический совет, образованный при правительстве,
• Управление экономического планирования,
• Министерство внешней торговли и промышленности
(МВТП),
• Управление по науке и технологии.
Основными направлениями в японской практике
планирования являются следующие
• Определение возможностей для реализации конкретных
целей развития социально-экономической сферы;
• Установление
основных
направлений
управления
экономикой в течение средне- и долгосрочного периода,
определение целевых мероприятий и средств их
достижения;
• Обозначение направлений деятельности предприятий и
выявление перспектив развития семейного хозяйственного
сектора.
Механизм и последовательность разработки
плана предельно упрощены и включают
1. Консультации по разработке нового плана, проводимые
премьер-министром;
2. Обсуждение плановых проектировок в Экономическом совете;
3. Принятие решений кабинетом министров;
4. Координирование осуществляемой Управлением экономического
планирования (административным органом Экономического
совета) работы над планом с соответствующими
министерствами и ведомствами, а также с Комиссией по
экономическим вопросам и кабинетом министров;
5. Представление отчетов премьер-министру Японии.
Экономические рычаги и стимулы
• льготное кредитование,
• льготное налогообложение,
• ускоренная амортизация,
• бюджетное субсидирование,
• поддержка рискованных инновационных проектов,
• госзаказ.
В США выделяют три уровня организации
прогнозных исследований
• прогнозирование
в
системе
регулирования;
• внутрифирменное прогнозирование;
• коммерческое прогнозирование.
государственного
Акт о занятости (20 февраля 1946 г.)
правительство обязано постоянно проводить экономическую
политику, привлекая все имеющиеся возможности, для
достижения
благоприятного
развития
свободного
предпринимательства,
общего
благосостояния
и
«максимального
уровня
занятости,
производства
и
покупательной способности».
Совет экономических консультантов
Функции:
• помощь и консультации президенту при составлении
экономического отчета;
• сбор и анализ информации об экономических процессах, с
точки зрения задач правительства;
• оценка различных экономических программ и выработка
рекомендаций;
• проведение специальных исследований по заказу
президента.
Существует три уровня специалистов,
входящих в консультационные советы
1. Высший уровень «тройки» включает председателя Совета экономических консультантов,
директора Административно-бюджетного управления, министра финансов. На этом уровне
основное внимание уделяется вопросам политического характера: рассматривается
необходимость изменений социально-экономической политики в связи с выработанными
представлениями о будущем.
2. Второй уровень «тройки» объединяет специалистов, также занятых выработкой
политических решений, однако они принимают непосредственное участие в самом процессе
прогнозирования, т.е. в выработке прогнозов. Сюда относятся экономисты,
специализирующиеся в области прогнозирования и представляющие подразделения
«тройки»: ответственный член Совета экономических консультантов, заместитель министра
финансов по экономической политике и главный экономист Административно-бюджетного
управления. Как правило, все они являются крупными специалистами в области экономики.
3. Третий уровень включает, прежде всего, специалистов по разработке социальноэкономических прогнозов, перед которыми ставятся конкретные задачи и закрепляются
определенные участки этой работы. Важной особенностью является также привлечение на
договорной основе на определенное время ведущих специалистов в этой области из
университетов и научно-исследовательских институтов.
Коммерческие организации, профессионально
занимающиеся прогнозированием в США, бывают трех
видов:
1. управленческие консультационные фирмы, которые наряду с
другими видами управленческих услуг выполняют прогнозные
разработки;
2. специализированные
коммерческие
прогнозные
фирмы,
занимающиеся построением различных прогнозов, а также
осуществляющие консультирование и обучение клиентов
методам прогнозирования;
3. различные университетские исследовательские группы.
Аналитические центры («мозговые центры», «фабрика мысли», «мозговой
трест»; англ. think tanks, англ. brains trust) — научно-исследовательские
(аналитические) организации, которые, как правило, сосредоточивают свои
усилия в области гуманитарных наук — политики, экономики, социологии,
права и тому подобное.
Впервые словосочетание «Brain trust» употребил американский журналист
Аллен Уайт 21 марта 1903 года в своей статье в журнале «Saturday Evening
Post». Крылатым выражение стало после того, как другой американский
журналист Джеймс М. Киран в газете «Нью-Йорк таймс» опубликовал
статью, назвав «мозговым трестом» группы профессоров-советников,
способствовавших победе Франклина Рузвельта на президентских выборах
1932 года. После этого «мозговым трестом» стали именовать ту самую
группу советников и вообще любое сообщество экспертов, совместно
разрабатывающих новые проекты, предлагающих новые идеи, ищущих
способы решения поставленных задач.
Принципы работы «фабрики мысли»
• Аналитические центры работают не массовым сознанием, используя
государство как инструмент продвижения идеологии, а с коммуникативным
процессом в государстве, образуя тем самым важнейшую составляющую
демократического государства – публичную политику;
• Исследовательские
организации,
как
правило,
разрабатывают
методологические подходы к решению общественно-значимых проблем.
Данные структуры не занимаются обобщением уже существующих знаний
или в чистом виде продвижением чьих-либо интересов, что и отличает эти
структуры от партийных и университетских групп;
• «Фабрики мысли» стремятся к максимальной децентрализации и
разветвленности своей структуры. В наличии у исследовательских центров
имеется
большое
количество
исследовательских
отделов
и
высококвалифицированных кадров, эти центры имеют гибкую и
эффективную организационную структуру.
Классификация
По целям:
• исследовательско-издательские;
• лоббистские;
• правозащитные;
• культурологические;
• целевые.
По широте проблем:
• мировые;
• общегосударственные;
• региональные.
По политической ориентации:
• политически ангажированные;
• политически независимые.
Места основных российских мозговых центров
с 2008 года в общемировом рейтинге
Великобритания - NIESR, Национальный институт
экономических и социальных исследований
(National Institute of Economic and Social Research) Организация,
созданная в 1938 г. в целях расширения знаний об
экономических и социальных условиях жизни современного
общества. Она проводит исследования силами своих
сотрудников и совместно с университетами и другими
академическими учреждениями.
В своем издании National Institute Economic Review
(Экономический обзор Национального института) Институт
публикует
ежеквартальные
аналитические
оценки
экономического положения и прогнозы.
К особенностям модели можно отнести:
1. Доходы от ренты и заработной платы рассчитываются в зависимости от ВВП
и темпов роста цен.
2. Потребительские цены (за вычетом косвенных налогов) определяются
функцией от производства и лаговых значений импортных цен.
3. Налоги на заработную плату определяются налоговой политикой
государства. Отчисления на социальное страхование зависят от размера
заработка.
4. Объем валового внутреннего продукта, средняя продолжительность рабочей
недели и трудовое законодательство определяют численность занятых.
5. Инвестиции в прирост запасов получают из тождества как разность величин
запасов предыдущего и последующего года.
6. На основе тождественных преобразований увязывается изменение косвенных
налогов и субсидий с изменением потребительских и государственных
расходов, экспорта, инвестиций и основного капитала.
NiGEM
Ведущая мировая макроэкономическая модель. Используется как
директивными органами, так и частным сектором по всему миру для
целей экономического прогнозирования, сценариев и моделирования.
Обеспечивает доступ к прогнозам, сценариям и стохастическим
выходам для более чем 5000 макропеременных с простыми функциями
экспорта данных и результатов. Все исторические и прогнозные
данные обновляются ежеквартально, с доступом через веб - сайт к
файлам прогнозов, с данными, охватывающими 1997-2044 годы.
Наборы сценариев и стохастического моделирования позволяют
оценить влияние экономических шоков и альтернативных сценариев.
Французская система прогнозирования
• Первый этап относится к послевоенному периоду. Необходимость быстрого
восстановления производительных сил и наличие значительного государственного
сектора диктовали принятие директивных, обязательных планов для предприятий.
• В конце 60-х годов был осуществлен переход к индикативному планированию,
позволяющему координировать позиции государства и частного бизнеса.
Отдельными целевыми задачами индикативного планирования являются:
сокращение безработицы, сдерживание инфляции, ограничение роста заработной
платы, повышение технологического уровня производства, выравнивание
платежного и торгового баланса.
• Все большее сближение рынков Франции и других стран, входящих в ЕЭС, и
образование общеевропейского рынка, обусловили необходимость перехода к
третьему этапу, т. е. от индикативного планирования к стратегическому.
В 2000 г. Генеральный комиссариат представил национальную
стратегию социально-экономического развития Франции до 2020 г.
Авторы этого документа сконцентрировали свое внимание на трех
проблемах:
• место и роль Франции в мировой экономике и европейской
интеграции. В этой связи впервые был поставлен вопрос, насколько
приемлема «смена гражданства» французскими предприятиями,
когда они приобретаются иностранными ТНК;
• особенности социальной стабильности французского общества.
Например,
были
определены
оптимальные
варианты
компенсирования потерь в связи со старением населения и
привлечением иностранной рабочей силы;
• модернизация инструментов государственной политики в социальноэкономической сфере, к примеру, для обеспечения занятости,
регулирования деятельности ТНК и естественных монополий и др.
В хозяйственной практике широко применяются обязательства
по
ценам
между
финансовой
администрацией
и
конфедерациями предприятий, где определяются:
• динамика или индексы цен на те или иные виды продукции
(так, на грузовые автомобили и сельскохозяйственные машины
индекс цен за 5 лет не должен подняться выше 15%);
• основания, при которых допускается увеличение цены
(скажем, по новой продукции обязательным должно быть
улучшение потребительских свойств);
• предельные уровни цен на конкретные товары и услуги
(например, цена на строительство жилья не должна расти в
год выше, чем на 5%) и другие важные моменты.
В ФРГ механизм общехозяйственного программирования
начал формироваться с 1967г.
Функции общественного программирования возложены на
ряд государственных органов, отличающихся друг от друга
по характеру и масштабам решаемых задач, по составу и
компетенции,
что
определяется
децентрализацией
государственной экономической политики, обусловленной
федеративным устройством государства.
Федеральное министерство
экономики и энергетики
Германии
Доклады выходят два раза в год, весной и осенью.
Независимая группа проверяет макроэкономические прогнозы,
лежащие в основе финансового планирования федерального
правительства.
Hад докладом работают:
Немецкий
Берлин;
институт
экономических
исследований
(DIW),
Ifo — Институт экономических исследований им. Лейбница;
Мюнхенского университета в сотрудничестве с Швейцарским
институтом исследования конъюнктур в Цюрихе;
Институт мировой экономики (IfW) в Килe;
Институт экономических исследований им. Лейбница в Галле
(IWH);
RWI — Институт экономических исследований им. Лейбница в
Эссене в сотрудничестве с Институтом высших исследований
в Вене.
Министерство финансов на основе прогнозных оценок
Министерства экономики разрабатывает среднесрочные
финансовые планы по федеральному бюджету.
Финансовые средства государства в ФРГ аккумулируются и
расходуются органами трех уровней – федеральными,
земельными и коммунальными. Поэтому для согласования их
финансовой
деятельности
существуют
Совет
по
планированию финансов и Конъюнктурный совет.
Региональное программирование осуществляется на основе
комплекса законов о финансовой реформе, которая
возложила на федерацию, земли и общины ряд совместных
задач, одна из которых носит название «улучшение
региональной хозяйственной структуры».
Региональные
программы,
как
общехозяйственные
«проекции», разрабатываются по принципу скользящего
планирования на 4 года. Этим занимается Плановый комитет
по вопросам хозяйственной структуры, представляющий
региональные программы на утверждение правительству и
парламенту.