Магнитная цепь машины постоянного тока при холостом ходе.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Г Л А В А ВТОРАЯ
МАГНИТНАЯ ЦЕПЬ
МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО
ТОКА ПРИ ХОЛОСТОМ ХОДЕ.
2.1 Метод расчета магнитной
цепи
Основным магнитным потокомФ
называется поток в воздушном зазоре,
приходящийся на один главный полюс
машины. Значение Ф определяет значение
индуктируемой в обмотке якоря ЭДС.
При проектировании МПТ возникает
необходимость определения зависимости Ф
от тока возбуждения полюсов.
Эта задача решается путем расчета магнитной цепи
машины при х.х., когда ток якоря равен нулю.
Вследствие симметрии устройства машины и
равенства потоков всех полюсов достаточно
рассмотреть магнитную цепь одной пары полюсов.
Магнитная цепь машины изображена на рис.2.1,
причем для каждого полюса штриховой линией
показана такая магнитная линия потока Ф , длину
которой можно считать средней для всех магнитных
линий.
Магнитная цепь может быть рассчитана на
основе закона полного тока для средней
магнитной линии (рис.2.1):
HdI i
где Н – напряженность магнитного поля;
dl – элемент длины магнитной линии;
i - полный ток, охватываемый
магнитной линией.
Точное вычисление интеграла на практике
затруднительно. Поэтому магнитная цепь разбивается
на участки:
- воздушный зазор
;
- зубцы якоря hz;
- спинку якоря La;
- полюсы hm;
- ярмо Lя;
и заменяют интеграл суммой, предполагая, что
на протяжении каждого участка Н постоянна.
Тогда вместо интеграла можно написать
2H 2H z h z 2H a L a 2H m h m 2H я L я 2w в i в
Отдельные слагаемые последнего соотношения
представляют собой намагничивающие силы
отдельных участков магнитной цепи, и их сумма –
полную намагничивающую силу МПТ на пару
полюсов
2F 2Fz 2Fa 2Fm 2Fя 2Fв 2w в i в
где Fв - полная намагничивающая сила на один
полюс.
При расчете магнитной цепи, исходя из
заданного значения ЭДС и пропорциональной
ей индукции, определяют значение Н на
отдельных участках цепи, предполагая при
этом, что поток распределяется равномерно
по сечениям этих участков, и затем
вычисляют их сумму (по последним двум
выражениям).
Подобный приближенный расчет дает
достаточную для технических целей точность.
2.2 Магнитное поле и намагничивающая
сила воздушного зазора
Гладкий якорь. Наиболее сложный характер имеет
магнитное поле в воздушном зазоре, на который
приходится наибольшая часть полной
намагничивающей силы (дл 60-80%). Предположим
сначала, что пазы на поверхности якоря и радиальные
вентиляционный каналы отсутствуют.
На рис.2.2а показан характер магнитного поля в зазоре
вдоль окружности якоря, а на рис.2.2б – кривая 1
распределения магнитной индукции на поверхности
гладкого якоря на протяжении полюсного деления.
D
2 p
Для расчетный целей кривую 1 заменяют
прямоугольником 2 (штриховая линия на
рис.2.2б) шириной b и высотой, равной
действительному значению индукции B в
средней части зазора.
Величина b называется расчетной
полюсной дугой, она отличается от реальной
полюсной дуги bn (рис.2.2а) на некоторое
значение зависящее от формы полюсного
наконечного.
Расчетная длина якоря
l
l a l m
2
Таким образом, индукция в воздушном зазоре
Ф
B
b l
и намагничивающая сила воздушного зазора
при гладком якоре
F H
B
0
Учет влияния пазов и вентиляционных каналов.
При наличии на якоре пазов поле над ним ослабевает
(рис.2.3а) и кривая магнитной индукции вдоль зазора
принимает зубчатый вид (рис.2.3б).
Намагничивающая сила будет определяться
k B
F
0
где k 1,1 1,8 - общий коэффициент воздушного
зазора.
2.3 Магнитное поле и намагничивающая
сила зубцовой зоны
Рассмотрим сечение зубцовой зоны на
некотором расстоянии x от корня зуба (рис.2.4).
Поток на зубцовое деление
Ф t B t 1 l
Часть этого потока Фzx ответвляется в зубец, а
остальная часть Фnx - в паз.
Вследствие изменения геометрических соотношений
и условий насыщения соотношение между этими
двумя потоками по высоте зубца также изменяется.
B`Z
HZ
Рис. 2.5.
2.4. Намагничивающие силы
сердечника якоря, полюсов, ярма
Намагничивающие силы сердечника
якоря, полюсов и ярма относительно малы и
могут рассчитываться более приближенно.
Основной магнитный поток разветвляется в
спинке сердечника якоря на две части
(рис.2.1), и средняя индукция в спинке
Ф
Ba
2 l c h a k c
Индукция по сечению спинки якоря, а также
вдоль магнитной линии на рис.2.1 несколько
изменяется. Однако намагничивающая сила
сердечника якоря относительно мала.
Поэтому можно определить по кривым
намагничивая значение Ha, соответствующее
Ва (последняя формула), и положить Fa=HaLa.
Значение La можно вычислить приближенно
по эмпирической формуле.
При известном значении величины воздушного зазора
определяется индукция в сердечниках главных
полюсов (рис.2.1):
Ф
Bm
l m b m k c
При неизолированных листах сердечника полюса
kc=0,95.
Из кривых намагничивания по значению Bm находятся
значения Hm и намагничивающая сила полюса
Fm=Hmhm.
Ф
Bя
2 l я h я
Индукция в ярме
где lя – длина ярма в осевом направлении.
Определив по Вя значение Ня находим
Fя = HяLя.
Длину средней магнитной линии Lя в ярме также
вычисляют по приближенной эмпирической
формуле.
Выше предполагалось, что пазы в полюсных
наконечниках отсутствуют. При наличии таких
пазов рассчитывается также намагничивающая сила
для зубцового слоя полюсных наконечников.
2.5. Полная намагничивающая сила и
магнитная характеристика машины
Сложив вычисленные значения
намагничивающих сил участков магнитной
цепи, получим намагничивающую силу на
один полюс:
Fв F Fz Fa Fm Fя
Если повторить расчет Fв для ряда значений
основного потока то можно построить
(рис.2.6, кривая 1) зависимости Ф f (Fв )
или Ф f (i в ) , которые отличаются только
масштабами по оси абсцисс.
А
Ф
2
В
С
1
iв, Fв
Рис. 2.6.
Такие зависимости называются
кривыми намагничивания или
магнитными характеристиками
машины.