Логопедическое обследование состояния связной речи. Обзор методик
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Логопедическое
обследование
СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Обзор методик
Программа диагностики связной речи у дошкольников
Т.А. Ткаченко
Методика Т.А. Ткаченко предусматривает диагностику уровня связной
речи. Для успешного обучения детей связным монологическим
высказываниям педагогу или родителям необходимо прежде всего
определить так называемый стартовый уровень речевого развития
ребенка (в условиях семьи) или группы детей (в условиях, детского
сада).
Приведенная далее таблица поможет проанализировать детские
рассказы и установить уровень сформированности связной речи (вы
сокий, средний, низкий).
Индивидуальная оценка детских рассказов, а также состояния связной
речи в целом позволяет педагогу или родителям акцентировать
внимание на наиболее значимых задачах обучения, выбирать (из
предложенных в программе) наиболее адекватные формы работы, не
завышать и не занижать предъявляемые требования, то есть
проводить обучение наиболее эффективно.
№
1
Параметры рассказа
ребёнка
Полнота
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Содержание передано в полном
объёме
Отражена большая часть событий.
Отсутствуют отдельные художественные
элементы (образные сравнения, эпитеты и
пр.)
Эпизодическая помощь взрослого
Рассказ схематичен,
примитивен, незавершён
2
Самостоятельность
Полное отсутствие помощи
взрослого
3
Последовательность
4
Логичность
Отсутствуют перестановки
событий
Указаны все причинноследственные цепочки, даны
объяснения всех событий
5
Связность
Соблюдает связки между
предложениями и частями
рассказа
Эпизодически отсутствуют связки между
предложениями и частями рассказа
6
Непрерывность
Пауз нет
Одна-две непродолжительные паузы
7
Использование словарного
запаса
Разнообразие
лексики, употребление
синонимов, сравнений,
образных выражений, точность
(вплоть до оттенков) называния
слов-действий и слов-признаков
Отсутствие точности в назывании
некоторых действий, эпизодическое
использование слов-признаков
Лексика однообразна,
примитивна, неточное
называние действий, словапризнаки не употребляются
8
Грамматическая
правильность
Отсутствие грамматических
ошибок
Одна-две грамматические ошибки
(сложные предлоги, отдельные случаи
согласования слов и пр.)
9
Произносительная сторона
речи
Все звуки произносятся
правильно, речь внятная,
неторопливая, выразительная,
голос громкий
Частые грамматические
ошибки (порядок слов,
простые предлоги,
словоизменение и р.)
Неправильное произношение
более 6 звуков (шипящие,
сонорные, свистящие), речь
тихая, невнятная,
интонирование слабое
Одна перестановка событий
Объяснены не все названные события
Отдельные недочеты в произношении
сложных звуков
(Ш,Ж, Р), речь недостаточно
громкая и выразительная
Необходимость частых
наводящих вопросов и
подсказок взрослого
Две и более перестановок
событий
Наблюдаются смысловые
несоответствия, недостаточная
информативность, полное
отсутствие объяснения событий
Не соблюдаются связки между
предложениями
и частями
рассказа. Имеются повторы в
связках (слово «потом»)
Частые прдолжительные паузы
Программа диагностики связной речи у дошкольников
В.К. Воробьевой
Интересной является комплексная программа выявления состояния
связной речи у детей с системным недоразвитием речи, разработанная
В.К. Воробьевой. Она отражает специфические особенности связной
речи детей с различными вариантами ее недоразвития, позволяет
судить о степени сформированности речевых умений, вскрывает
механизм нарушения.
Ценной составляющей программы являются не только методики, но и
наличие экспериментальных методов оценки полученных результатов.
Материал исследования состоит из четырех серий, в зависимости от
степени представленности в нем смысловых и лексико-синтаксических
компонентов связного сообщения. Такой замысел автора отражает
изложенный нами ранее принцип деления на типы заданий в
зависимости от соотношения двух составляющих связных текстов.
Программа диагностики связной речи у дошкольников
В.К. Воробьевой
Первая серия заданий в программе В.К. Воробьевой направлена на
выявление репродуктивных возможностей речи детей и включает два
задания: пересказать текст как можно подробнее, пересказать его же
кратко. Автор предлагает методику предварительной обработки
исходного текста в форме наглядной графической схемы (разработана
Л.П. Доблаевым): все предложения нумеруются, особым способом
анализируются, чтобы выявить семантически необходимые
предложения, которые обязательны при полном пересказе. Последние
делятся на группы – «смысловые вехи», передающие отдельный
смысловой отрезок текста. В каждой группе одно предложение –
опорное – выделяется особо. На основе опорных предложений кратко
воссоздается изложение текста. Опираясь на данную схему, логопед
прослеживает пересказ ребенка и оценивает таким образом его
цельность. Подобная организация анализа пересказа очень наглядна,
ее можно графически отобразить, уровень связности определяется по
предложенной автором шкале.
Программа диагностики связной речи у дошкольников
В.К. Воробьевой
Вторая серия экспериментальны х заданий направлена
на исследование продуктивных видов связной речи: первое
– самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в
логической последовательности, второе – составить
рассказ по этим картинкам. Таким образом, исследуется
умение составлять логическую программу текста и
реализовывать ее.
Программа диагностики связной речи у дошкольников
В.К. Воробьевой
Четвертая серия выявляет состояние ориентировки в
признаках связной речи. Дети определяют, какой образец
речи можно назвать рассказом, а какой нет (набор слов,
отдельных предложений, деформированный текст).
Программа диагностики связной речи у дошкольников
В.К. Воробьевой
Четвертая серия выявляет состояние ориентировки в
признаках связной речи. Дети определяют, какой образец
речи можно назвать рассказом, а какой нет (набор слов,
отдельных предложений, деформированный текст).
Таким образом, при обследовании уровня развития связной
речи, В.К. Воробьева выделяет два пласта – изучение
смыслового структурирования текста и оформление
первоначального текста в связный.
Методика диагностики связной речи у дошкольников
В.П. Глухова
Глухов В.П. предлагал наблюдение за речью детей осуществлять в
процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности
(логопедические занятия и различные виды предметно-практических
занятий, воспитательские занятия по родному языку).
Основное внимание обращается на наличие и уровень
сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности
речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях
монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких
сообщений, рассказов.
В целях комплексного исследования связной речи детей используется
серия заданий, которая включает:
составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
пересказ текста;
составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
сочинение рассказа на основе личного опыта;
составление рассказа-описания.
Примерная схема оценки уровня выполнения заданий
на составление фразовых высказываний (по В. П. Глухову)
Схема оценки уровня вы полнения пересказа,
рассказа по сю жетны м картинкам и рассказа из личного опы та (по В. П. Глухову)
Домашнее задание !!!
Логопедическая диагностика О.А. Безруковой