Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования – Чайковский государственный институт физической культуры и спорта
(ФГБОУ ВПО ЧГИФК)
Факультет педагогической подготовки
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Д.А.ЗУБКОВ
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛОГИКА»
учебно-методическое пособие
для студентов дневной и заочной формы обучения
Чайковский, 2012
Автор – к.п.н. Зубков Д.А.
Рецензент – к.п.н., доцент Мухамитянов Ф.Д.
Курс лекций по дисциплине «Логика»: учебно-методическое пособие - утверждено
Учебно-методическим советом № ______ от ________________ 2012 г
Цель курса лекций – помочь студенту в освоении дисциплины «Логика». Курс включает: предисловие, где обосновывается значимость дисциплины; планы и содержание лекций; перечень основной и дополнительной литературы по каждой лекции.
Курс лекций предназначен для студентов ФГБОУ ВПО – Чайковский государственный институт физической культуры дневной и заочной форм обучения, в том числе обучающимся на индивидуальном графике.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Логика» является одной из основополагающих дисциплин, формирующих культуру мышления будущих специалистов.
Фундаментальной основой любой учебной дисциплины является понятийный аппарат и работа с ним. Дисциплина «Логика» закладывает основу для понимания и осознания основных форм и законов мышления, тем самым создает предпосылки для успешного усвоения учебного материала.
Настоящая разработка способствует закреплению теоретических знаний, обеспечивает возможность студентам, обучающимся на индивидуальном графике, организовать процесс самостоятельного изучения дисциплины.
ЛЕКЦИЯ 1
ЯЗЫК И ЛОГИКА
План лекции:
1 Объект, предмет и значение логики.
2 Сущность процесса познания.
3 Основные логические формы.
4 Язык логики: дескриптивные и логические термины.
5 Законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 9 – 24; 85 – 95).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 7 – 27; 93 – 119).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 77 – 101).
b дополнительная литература:
1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 7 – 47; 161 – 175).
2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 5 – 27).
3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 5 – 11).
Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность».
3 значения:
• как закономерность и взаимосвязь между событиями или поступками людей в объективном мире;
• как строгость, последовательность, закономерность процесса мышления;
• как наука, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.
Логика – наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир.
Объект логики – мышление человека.
Предмет логики – логические формы, операции с ними и законы мышления.
Логическая форма – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
3 логические формы:
1 Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов.
2 Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.
3 Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
ЯЗЫК ЛОГИКИ
Язык логики составляют две большие группы:
1 дескриптивные термины;
2 логические термины.
К дескриптивным терминам относятся:
1 Имена предметов – слова или словосочетания, обозначающие единичные предметы («Аристотель», «первый космонавт», «Чайковский государственный институт физической культуры» «7») или классы однородных предметов (например, «пароход», «книга», «спортсмены», «виды спорта», и др.).
В зависимости от наличия частей, имеющих самостоятельный смысл:
a простые («удар», «шаг», «дисциплина»);
b сложные («самый большой водопад в мире», «обитаемая планета Солнечной системы»).
В зависимости от обозначаемого предмета:
a. собственные – имена отдельных людей, предметов, событий («П.Ф.Лесгафт», «Кама»);
b. общие – название класса однородных предметов, («спортсмены», «институт»).
2 Функции – выражения, содержащие одну или несколько переменных.
В зависимости от того, чем станет выражение после подстановки конкретных значений:
a именная функция – это выражение, которое при замене переменных на постоянные превращается в обозначение предмета («тренер спортсмена «y» – подставив вместо «у» конкретное имя, получим сложное имя конкретного тренера);
b пропозициональная функция – выражение, превращающееся в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области («z» – тренер спортсменов «х» и «y» – подставив вместо «z», «x» и «у» конкретные имена, получим либо истинное высказывание (если он действительно их тренирует), либо ложное (в том случае, если он не является их тренером));
В зависимости от числа переменных:
a одноместные – содержащие одну переменную («x – лыжник»);
b многоместные – содержащие две и более переменных («х > у»; «х + z»).
3 Предикаторы – слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами.
В зависимости от того, что обозначает предикатор:
a одноместный – обозначают свойства ( «сильный», «смелый», «большой»);
b двухместный – обозначают отношения между двумя сравниваемыми предметами: («больше», «сильнее», «старше»);
c трехместный – обозначает отношения между тремя сравниваемыми предметами («между» («Город Москва расположен между городами Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону»).
4 Функциональные знаки – выражения, обозначающие математические функции, операции («сtg », «+», «» и др.).
К логическим терминам относятся:
1 Конъюнкция – соответствует союзу «и» – обозначается: a ^ b, или а • b, или а & b («Закончились лекции, и студенты пошли домой»).
2 Дизъюнкция – соответствует союзу «или» (нестрогая дизъюнкция – истинными могут быть одновременно оба суждения); «либо» (строгая дизъюнкция – сложное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба) – обозначается: a v b («Он или спортсмен или музыкант»)
3 Импликация – соответствует союзу «если... то» – обозначается: а → b. («Если будет хорошая погода, то мы пойдем в поход»).
4 Эквиваленция – соответствует словам «тогда и только тогда, когда», «эквивалентно» – обозначается: а ≡ b, или а ↔ b, или а→← b («Квадрат тогда и только тогда квадрат, когда это равносторонний прямоугольник»).
5 Отрицание – соответствует словам «неверно, что» – обозначается: ā, ~а («Тренировка сложная» (а); «Неверно, что тренировка сложная ( ā )).
6 Кванторы – указывают, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.
В зависимости от этого:
a кванторы общности – соответствуют словам «все», «каждый», «ни один», «никто» и т.д. – обозначаются: («Все студенты должны учить логику»);
b кванторы существования – соответствуют словам «некоторые», «часть», «большинство» и т.д. – обозначаются: («Некоторые спортсмены - биатлонисты»).
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Логический закон – необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями.
1 Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе.
р есть р; р → р или р ≡ р,
Мысль должна иметь определенное устойчивое содержание и не подменяться другими мыслями.
Нарушение закона – «подмена понятий» («Один - про Фому, другой - про Ерему»).
(«Студенты прослушали разъяснения учителя». Здесь неясно, слушали ли они внимательно или, наоборот, пропустили его разъяснения).
2 Закон непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно.
«неверно, что «р» и «не р»»,
т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую («Этот студент сдал сессию» и «Этот студент не сдал сессию»).
3 Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно – истинно, а другое – ложно, третьего не дано.
«либо «р», либо «не р»
Если суждение «Все студенты должны учить логику» истинно, то отрицание этого суждения «Некоторые студенты не должны учить логику» - ложно.
4 Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых, доказана.
«если есть q, то есть и его основание р».
Если истинность какой-либо мысли принята только на веру, то она не может считаться обоснованной.
ЛЕКЦИЯ 2
УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ
План лекции:
1 Понятие как форма отражения действительности.
2 Содержание и объем понятия.
3 Отношения между понятиями.
4 Виды понятий.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 25 – 34).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 28 – 34).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 28 – 34).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 13 – 27).
b дополнительная литература:
1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 48 – 80; 102 – 107).
2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 183 – 198).
3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 12 – 24).
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов.
Содержание понятия – это общие, существенные признаки, отраженные в понятии.
Объем понятия – это те предметы, к которым относится данное понятие.
Содержание и объем тесно связаны друг с другом.
Если к содержанию какого-то понятия (к содержанию понятия «студент») добавить новый признак («физкультурного вуза»), то получится понятие с более широким содержанием, но меньшим объемом («студент физкультурного вуза») – закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Если объемы понятий имеют, хотя бы некоторую общую часть, такие понятия в логике называются совместимыми.
Различают три вида отношений между совместимыми понятиями:
1 Тождество – когда объемы двух понятий полностью совпадают во всех элементах («квадрат» и «равносторонний прямоугольник»; «самое глубокое озеро мира» и «самое глубокое озеро Азии»).
2 Подчинение – когда объем одного понятия полностью включается в объем другого понятия («учащийся» и «студент», «дерево» и «хвойное дерево», «единоборец» и «каратист», «дисциплина» и «логика» и т. д.)
Понятие с большим объемом (А) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (В) – подчиненным.
3 Пересечение – когда объемы исходных понятий имеют как общую часть, так и различные части («студент» и «спортсмен», «женщина» и «космонавт»).
Если объемы понятий не имеют ни одного общего элемента, то такие понятия называются несовместимыми («лев» и «травоядное»)
Частные случаи несовместимости:
1 Соподчинение – исходные понятия являются видами одного рода («студент» и «школьник» по отношению к понятию «учащийся»; «рубли», «доллары», «евро» по отношению к понятию «деньги»).
2 Противоположность – когда родовое понятие 3 не исчерпывается только видами 1 и 2, а включает, кроме них, и другие подмножества («богатый» и «бедный», «утро» и «вечер»)
3 Противоречие – когда виды 1 и 2 полностью исчерпывают объем родового понятия 3 («умный человек» и «не умный человек», «верующий» и «не верующий», «спортсмен» и «не спортсмен»).
В зависимости от объема понятия делят на:
1 общие – понятия, в объем которых входит больше, чем один предмет («институт», «студент», «мебель», «животные»);
2 единичные – это понятия, в объем которых входит только один предмет («самая высокая гора в мире», «глубочайшее озеро мира»);
3 нулевые – это понятия, в объем которых не входит ни одного предмета:
a логически нулевые – в их объем не входит ни одного предмета и не может входить в принципе, поскольку в них соединены несоединимые признаки, («круглый квадрат», «сын бездетной матери»);
b фактически нулевые – в их объем не входит ни одного предмета, но в другое время, при других условиях могли бы входить («студент ЧГИФК, побывавший на Луне»).
Виды понятий, с точки зрения их содержания:
I В зависимости от факта существования предмета:
1 конкретные – понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят самостоятельно существующие объекты, предметы («человек», «институт», «дом»);
2 абстрактные – понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения между ними («зеленый», «сильный», «дружба» и «любовь»).
II В зависимости от степени самодостаточности
1 относительные – понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга – это понятия, существующие только в паре («правое – левое», «верх – низ», «ученик – учитель» и т. п.);
2 безотносительные – понятия которые существуют сами по себе («карандаш», «лыжи», «велосипед»).
III В зависимости от факта наличия у предмета свойств
1 положительные – понятия отображают свойства, присущие предметам («высокий», «алчный», «медленный»);
2 отрицательные – понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета («неграмотный», «бескорыстный»).
IV В зависимости от степени экстраполяции свойств предмета
1 собирательные – понятия, в которых некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое, а свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам (В РФ средняя продолжительность жизни людей – 60 лет);
2 разделительные – понятия, в которых свойство относится к каждому предмету класса (Все люди – смертны).
V В зависимости от возможности учета
1 регистрирующие – понятия, в которых число мыслимых в них предметов поддается реальному учету, регистрации («города России», «произведения Л. Н. Толстого», «преподаватели ЧГИФК»);
2 нерегистрирующие – понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов («человек», «существительные», «студенты»).
ЛЕКЦИЯ 3
ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
План лекции:
1 Определение (дефиниция) понятия.
2 Деление понятий.
3 Обобщение и ограничение понятий.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 35 – 49).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 35 – 59).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 35 – 59).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 27 – 44).
b дополнительная литература:
5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 108 – 128).
6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 199 – 225).
7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 25 – 31).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Определение – это логическая операция, с помощью которой уточняется содержание понятия.
Определение состоит из двух частей:
• определяемое понятие (dfd) – исходное понятие, содержание которого уточняется;
• определяющее понятие (dfn) – перечень признаков, входящих в содержание понятия.
Студент (dfd) – учащийся, получающий профессиональное образование (dfn).
Виды определений:
• явные;
• неявные.
Явное определение имеет вид некоторого равенства: А = В; А есть (это, является) В:
1 имеющие родовидовую форму (определяющее понятие в них состоит из родового понятия и видовых отличий – признаков, по которым можно выделить некоторое особое подмножество, составляющее объем определяемого понятия).
В зависимости от того, какой признак лежит в основе видовых отличий:
a квалифицирующие определения – в качестве видового отличия выделяются внутренние или внешние существенные признаки предметов («Квадрат – прямоугольник с равными сторонами»);
b генетические определения – указывают на способ построения, получения или происхождения объекта («Окружность есть замкнутая линия, образованная вращением радиуса определенной длины вокруг неподвижной точки в некоторой плоскости»);
c операционные определения – это определения, в которых указывается на процедуру, с помощью которой можно узнать, входит ли какой-либо предмет в объем данного понятия или нет («Кислота есть жидкость, которая окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет»);
d целевые определения – видовой признак включает указание на функции, цели предметов («Транспорт есть средство для пространственного перемещения людей и грузов»).
2 не имеющие родовидовой формы:
a перечислительные определения – определения, в определяющей части которых перечисляются все предметы, входящие в объем определяемого понятия («Дни недели – это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье»).
Неявные определения – не имеют вида равенства А = В:
a контекстуальные определения – в них смысл термина становится понятным не с помощью специальной формулировки типа равенства, а с помощью окружающего этот термин текста (контекста) («ключ», «ручка»);
b рекурсивное – определение, в котором задаются операции вычисления («определение операции возведения в первую степень: а1 = а»);
c аксиоматическое – это определение, в котором содержание понятия задается системой правил, которым оно должно соответствовать («Зачет «автоматом» – это когда ходил на все занятия, сделал все практикумы, выполнил контрольную и все тесты на положительные оценки»).
В зависимости от того что уточняется в определении:
1 реальное определение – если уточняются признаки предметов, входящих в объем понятия («Квадрат – равносторонний прямоугольник»);
2 номинальное определения – уточняется или вновь производится процедура именования («будем называть», «раньше называли», «назовем» – «Золотым правилом» принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними»).
Требования к определению:
1 Правило соразмерности: определяемое понятие и определяющее понятие должны быть в точности равны по объему.
Проверка – 2 вопроса: «Всякое ли А суть В?» и «Всякое ли В суть А?».
(«Студент – это учащийся…(неверно)»).
2 Правило отсутствия круга: определяющее понятие должно быть определено и понятно без ссылки на определяемое понятие («Возможность – это то, что только возможно»).
3 Правило отчетливости: определение должно быть четким, ясным, отчетливым и лишенным двусмысленности («Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму???»).
4 Правило целостности: признаки, зафиксированные в определяющем понятии должны быть связаны между собой так, чтобы создать целостный образ, некоторое смысловое единство.
5 Правило простоты: определение должно быть компактным, легко обозримым («Система как объект человеческого познания и практического освоения есть реальная многоуровневая совокупность (иерархическая организация) компонентов (состав и структура), представляющая собой противоречивое единство и способность к самостоятельному динамическому функционированию (самодвижению) и целесообразному поведению в рамках некоторой метасистемы (среды)»).
Приемы, заменяющие определение:
1 описание – содержит отличительные признаки объекта, не обязательно существенные, но достаточные, чтобы в данной ситуации узнать его, выделить среди других объектов («Кислый, желтый, цитрусовый»…);
2 указание – приведение примера, иллюстрации, буквальное указание на представителя класса предметов («Существительное – это «стол», «стул», а глагол – это «бежать», «строить»);
3 сравнение – прием, когда неизвестный объект сравнивается с похожим на него известным объектом («Рояль – это пианино, только больших размеров»);
4 характеристика – такой прием, когда приводятся признаки объекта, но, в отличие от определения и описания, среди этих признаков обязательно присутствуют оценочные слова («высокого роста, симпатичный такой, видный, очень вежливый, воспитанный, одним словом, приятный такой молодой человек»);
5 различение – установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов («Быть педагогом – это не только профессия. Это страсть, призвание, это клятва в верности»).
ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Деление – это логическая операция, уточняющая объем понятия путем перечисления его видов («Психологи выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное»).
Элементы деления:
• делимое понятие – исходное понятие, объем которого уточняется («внимание»);
• основание деления – признак, по которому выделяются виды (степень волевой активности субъекта);
• члены деления – видовые понятия, которые получаются в результате деления («непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание»).
Правила деления:
1 Деление должно производиться по одному основанию («Студенты делятся на умных и спортсменов»).
2 Деление понятия должно быть соразмерным, то есть объем
делимого понятия должен быть в точности равен сумме объемов
членов деления («По успеваемости студенты делятся на отличников и ударников»).
3 Члены деления должны исключать друг друга по объему ((«По успеваемости студенты делятся на отличников, ударников и тех кто понимает логику»).
4 Деление должно производиться последовательно и не содержать скачков.
Скачок в делении – при не законченном делении на одном уровне, «перескакивают» на другой или вообще не различают разные уровни («Понятия делятся на общие, единичные, логически нулевые и фактически нулевые»).
ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Обобщение понятия – логическая операция, представляющая собой последовательный переход от понятия с меньшим объемом к понятиям с большим объемом при сохранении родовидового отношения («студент» – «учащийся»).
Ограничение понятия – логическая операция, представляющая собой последовательный переход от понятия с большим объемом к понятиям с меньшим объемом («студент» – «студент физкультурного вуза»)
Ошибки при осуществлении обобщения и ограничения понятий:
1 «Переход от части к целому» («рука» – «тело»).
2 «Переход в другой род» («студент» – «группа»).
3 «Переход от целого к части» («институт» – «группа»).
4 «Мнимое ограничение» («шар» – «круглый шар» – «самый круглый шар»).
ЛЕКЦИЯ 4
СУЖДЕНИЕ
План лекции:
1 Общая характеристика суждения.
2 Виды суждений.
3 Распределенность терминов в суждениях.
4 Сложное суждение и его виды.
5 Отношения между суждениями по истинности.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 49 – 61).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 60 – 92).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 60 – 92).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 45 – 76).
b дополнительная литература:
5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 129 – 160).
6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 28 – 54).
7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 32 – 54).
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.
В зависимости от соответствия того что высказывается действительности:
1 истинные;
2 ложные;
3 неопределенные («На Марсе есть жизнь» в настоящее время не является ни истинным, ни ложным, а неопределенным).
Структура суждения:
1 Субъект суждения – это понятие о предмете суждения. Субъект суждения обозначается буквой S.
2 Предикат – понятие о признаке предмета, о котором говорится в суждении. Предикат обозначается буквой Р.
3 Связка – часть суждения, которая выражает связь между субъектом и предикатом в виде знака «тире», словами («есть» и «не есть», «является» и «не является») согласованием слов.
4 Кванторное слово указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.
В суждении «Некоторые студенты являются спортсменами»:
• субъект – понятие «студенты»;
• предикат – понятие «спортсмены»;
• кванторное слово – «некоторые» (квантор существования);
• связка – слово «являются».
Виды суждений
I В зависимости от структуры:
1 простые – суждения, в которых один субъект и один предикат.
2 сложные – состоят из нескольких простых.
II В зависимости от характера признака, выражаемого предикатом суждения:
1 суждения – свойства (атрибутивные) – суждения в которых утверждается или отрицается принадлежность предмету известных свойств, состояний, видов деятельности («мед сладкий»), схема: «s есть р» или «s не есть р»;
2 суждения – отношения (реляционные) – суждения, в которых признак связан с наличием или отсутствием отношения между предметами («единоборцы сильнее лыжников»), схема: a r b или r(a,b);
3 суждения – существования (экзистенциальные) – суждения, в которых выражено существование или несуществование объектов («не существует безвредного допинга»), схема: «s существует» или «s не существует» .
III В зависимости от состава субъекта и предиката:
1 суждение со сложным субъектом – в субъекте суждения указывается на ряд связанных понятий («Павел и Сергей – спортсмены), схема: s1 s2 и s3 есть/не есть р;
2 суждение со сложным предикатом – в предикате суждения указывается на ряд присущих предмету конъюнктивно связанных признаков («Она – спортсменка, комсомолка и просто красивая девушка), схема: s есть/не есть р1 и р2;
3 суждения со сложным субъектом и сложным предикатом («Сократ и Аристотель являются греческими философами и создателями логики»).
IV В зависимости от качества связки:
1 утвердительные;
2 отрицательные.
Важно понимать, что частица «не» в отрицательных суждениях относится к связке. Если же она входит в состав предиката (или субъекта), то это означает, что предикат (субъект) выражен отрицательным (а не положительным) понятием, но в целом суждение будет утвердительным («Некоторые студенты являются некурящими».
V В зависимости от объема предметов суждения:
1 общие – «Все S есть / не есть P»;
2 частные – «Некоторые S есть / не есть P»;
3 единичные – субъектом является единичное понятие – «Это S есть (не есть) Р».
VI Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству:
1 А – общеутвердительное суждение – это суждение общее по количеству (характеру субъекта) и утвердительное по качеству (характеру связи), т.е. суждение по логической форме: «Все S суть Р» («Все студенты должны изучать логику»).
2 I – частноутвердительное суждение – частное по количеству и утвердительное по качеству суждение выраженное в форме: «Некоторые S есть P» («Некоторые студенты должны изучать логику»).
3 Е – общеотрицательное суждение – общее по количеству и отрицательное по качеству, т.е. суждение по форме: «Ни одно S не есть Р» («Ни один студент не является спортсменом»).
4 О – частноотрицательное суждение – частное по количеству, отрицательное по качеству, т.е. по форме: «Некоторые S не есть Р» («Некоторые студенты не являются спортсменами»).
Распределенность терминов
Термин считается распределенным, если его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается из него.
Термин считается нераспределенным, если его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него.
1 А – общеутвердительное суждение:
a «Все караси – рыбы». Субъект распределен, предикат не распределен.
b «Все квадраты – равносторонние прямоугольники». Субъект распределен, предикат распределен, ибо их объемы полностью совпадают .
2 I – частноутвердительное суждение:
a «Некоторые студенты - спортсмены». Субъект не распределен, предикат не распределен.
b «Некоторые спортсмены – мастера спорта». Субъект не распределен, предикат распределен.
3 Е – общеотрицательное суждение:
a «Ни один лев не является травоядным». Субъект распределен, предикат распределен.
4 О – частноотрицательное:
a «Некоторые студенты не являются спортсменами». Субъект не распределен, предикат распределен.
СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ
Сложные суждения образуются из простых суждений с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.
Таблицы истинности этих логических связок следующие (Таблицы 1,2):
Таблица 1 Истинность сложных суждений
а
b
a^b
aÚ b
a ύ b
а®b
аºb
И
И
И
И
Л
И
И
И
Л
Л
И
И
Л
Л
Л
И
Л
И
И
И
Л
Л
Л
Л
Л
Л
И
И
Таблица 2 Истинность сложных суждений
а
ā
И
Л
Л
И
Конъюнкция (а Ù b) – «Он является хорошим студентом (а) и учится заочно (b)» – будет истинна в том и только в том случае, если суждения а и b оба истинны.
Нестрогая дизъюнкция (aÚb) – «Он сдал Логику или Физику» – члены дизъюнкции не исключают друг друга, поэтому она истинна в том случае, когда истинно хотя бы одно из двух суждений (первые три строки таблицы), и ложна, когда оба суждения ложны.
Строгая дизъюнкция (а ύ b ) – «Я поеду на юг на поезде (а) либо полечу туда на самолете (b)» – члены дизъюнкции исключают друг друга, поэтому она истинна тогда, когда лишь одно из двух простых суждений истинно, и только одно.
Импликация (а → b) – «Если у меня высокая температура (а), то я, скорее всего, болен гриппом (b)». Импликация истинна всегда, кроме одного случая, когда первое суждение истинно, а второе – ложно.
Эквиваленция (a ≡ b) – «Это – квадрат» ≡ «Это – равносторонний прямоугольник», бывает истинна в тех и только в тех случаях, когда и а, и b либо оба истинны, либо оба ложны.
Отрицание суждения а (т.е. ā) характеризуется так: если а истинно, то его отрицание ложно, и если а - ложно, то ā - истинно.
Отношения между суждениями по значениям истинности (логический квадрат)
Суждения рассматриваются как совместимые, если они могут быть одновременно истинными, и как несовместимые, если они не могут быть одновременно истинными.
Отношения совместимости:
1 Эквивалентность – суждения выражают одну и ту же мысль в различной форме – если они различны по количеству и качеству, и одно из них стоит под отрицанием:
a ~ А эквивалентно О («Неверно, что все студенты – спортсмены» эквивалентно «Некоторые студенты – не спортсмены»);
b ~ О эквивалентно А («Неверно, что некоторые студенты не должны понимать логику» эквивалентно «Все студенты должны понимать логику»);
c ~ I эквивалентно Е («Неверно, что некоторые студенты сдали экзамен» эквивалентно «Ни один студент не сдал экзамен»);
d ~ Е эквивалентно I («Неверно, что ни один студент – не спортсмен» эквивалентно «Некоторые студенты – спортсмены»).
2 Логическое подчинение – суждения, имеющие общий предикат, но при этом их субъекты находятся в отношении логического подчинения.
Для суждений А и I, а также Е и О, находящихся в отношении логического подчинения:
a истинность общего суждения определяет истинность частного, (если истинно «Все студенты нашей группы – успевающие» (А), то тем более истинно «Некоторые студенты нашей группы – успевающие» (I)).
b ложность общего суждения оставляет частное суждение неопределенным («Никто не любит слушать классическую музыку» – ложное суждение. Но мы не можем сказать истинным или ложным будет суждение «Некоторые не любят слушать классическую музыку» (О)).
c истинность частного суждения оставляет общее суждение неопределенным (при нарушении этого правила может возникнуть логическая ошибка – «поспешное обобщение».
d ложность частного суждения обусловливает ложность общего суждения («Некоторые люди могут обходиться без воды и пищи» (I) - ложно, то ложным будет и «Все люди могут обходиться без воды и пищи» (А)).
3 Частичное совпадение (субконтрарность) – суждения I и О, которые имеют одинаковые субъекты и одинаковые предикаты, но различаются по качеству ((I) «Некоторые студенты являются спортсменами» и (О) «Некоторые студенты не являются спортсменами».
a Оба они одновременно могут быть истинными, но не могут быть одновременно ложными.
b Если одно из них ложно, то другое обязательно истинно.
c Если одно из них истинно, то другое неопределенно (оно может быть либо истинным, либо ложным).
Отношения несовместимости:
1 Противоположность (контрарность) – суждения А и Е. ((А) «Все студенты – спортсмены» и (Е) «Ни один студент – не спортсмен»).
a А и Е не могут быть одновременно истинными.
b Если одно из противоположных суждений истинно, то другое будет ложным.
c Ложность одного из них оставляет другое суждение неопределенным.
2 Противоречие – суждения А и О, а также Е и I. ((А) «Все студенты – спортсмены» и (О) «Некоторые студенты – не спортсмены»)
a Два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными и одновременно ложными.
b Если одно истинно, то другое будет ложным суждение и наоборот.
Противоположность (контрарность)
Субконтрарность
Рис.1 – Логический квадрат
ЛЕКЦИЯ 5
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
План лекции:
1 Общее понятие об умозаключении.
2 Виды умозаключений.
3 Выводы посредством преобразования суждений.
4 Категорический силлогизм.
5 Энтимема. Сорит. Эпихейрема.
6 Условные и условно-категорические умозаключения.
7 Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 61 – 72).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 120 – 186).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 120 – 186).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 102 – 136).
b дополнительная литература:
5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 175 – 208).
6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 55 – 57; 118 – 140).
7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 56 – 79).
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Структура умозаключения:
1 посылки – суждения, содержащие исходное, уже имеющееся, знание;
2 заключение – вновь полученное суждение, содержащее новое знание;
3 вывод – переход от посылок к заключению.
Для того чтобы получить в процессе рассуждения новое истинное знание, должны быть выполнены 2 условия:
1 исходные суждения – посылки должны быть истинными;
2 соблюдены правила вывода, которые обусловливают формальную правильность умозаключения.
«Заключение из ложных посылок» – заключение, которое получается при использовании ложных исходных суждений («Курица – не птица, женщина – не человек»).
Виды умозаключений
I В зависимости от состава:
1 простые – умозаключения, элементы которых не являются умозаключениями;
2 сложные – умозаключения, состоящие из двух или более простых умозаключений.
II В зависимости от направления мысли:
1 Дедуктивное умозаключение – умозаключение, в котором осуществляется переход от общего знания к частному.
Все студенты должны учить логику.
Спортсмены ЧГИФК – студенты.
Спортсмены ЧГИФК – должны учить логику.
2 Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором переход от частного знания к общему осуществляется с большей или меньшей степенью правдоподобности (вероятности).
«Студенты первой группы сдали экзамен по логике»
«Студенты второй группы сдали экзамен по логике»
«Все студенты сдали экзамен по логике»
Поскольку в основу данного заключения положен принцип рассмотрения не всех, а лишь некоторых предметов данного класса, то умозаключение называется неполной индукцией.
В полной индукции обобщение происходит на основе знаний всех предметов исследуемого класса.
3 Традуктивное (умозаключение по аналогии) – на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.
«Студенты первой группы сдали экзамены по физике и логике»
«Студенты второй группы сдали экзамены по физике и логике»
«Студенты нашей группы сдали экзамен по физике»
«Студенты нашей группы сдали экзамен по логике»
III В зависимости от характера логического следования:
1 необходимые (демонстративные) умозаключения – такие, в которых истинное заключение обязательно следует из истинных посылок.
2 правдоподобные (недемонстративные, вероятные) умозаключения – такие, в которых заключение следует из посылок с большей или меньшей степенью вероятности.
«Студенты первой группы сдали экзамен по логике»
«Студенты второй группы сдали экзамен по логике»
«Все студенты сдали экзамен по логике»
IV В зависимости от построения:
1 правильно построенные;
2 неправильно построенные.
V В зависимости от количества посылок:
1 Непосредственные – умозаключения из одной посылки:
a превращение;
b обращение;
c противопоставление предикату;
d противопоставление субъекту;
e умозаключение по «логическому квадрату».
2 Опосредованные – умозаключения из двух и более посылок:
a умозаключения из простых суждений:
• простой категорический силлогизм;
• полисиллогизм;
b умозаключения из сложных суждений:
• чисто условные умозаключения;
• условно-категорические умозаключения;
• разделительно-категорические умозаключения;
• условно-разделительные умозаключения.
ПРЕВРАЩЕНИЕ
Превращение – умозаключение, в котором исходное суждение преобразуется в новое суждение, противоположное по качеству, и с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения.
Схемы превращения:
А: Все студенты первого курса изучают логику.
Ни один студент первого курса не изучает не логику.
Все S есть Р.
Ни одно S не есть не-Р.
Е: Ни одна кошка не является собакой.
Всякая кошка является не-собакой.
Ни один S не есть Р.
Все S есть не-Р.
I: Некоторые студенты являются спортсменами.
Некоторые студенты не являются не-спортсменами.
Некоторые S есть Р.
Некоторые S не есть не-Р.
О: Некоторые студенты не являются спортсменами.
Некоторые студенты являются не-спортсменами.
Некоторые S не есть Р.
Некоторые S есть не-Р.
ОБРАЩЕНИЕ
Обращение – непосредственное умозаключение, в котором происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения.
Если обращение ведет к изменению исходного суждения по количеству (из общего исходного получается новое частное суждение), то такое обращение называется обращением с ограничением.
Если обращение не ведет к изменению исходного суждения по количеству, то такое обращение является обращением без ограничения.
А: Общеутвердительное суждение обращается в частноутвердительное.
Все караси – рыбы.
Некоторые рыбы – караси.
Все S есть Р.
Некоторые Р есть S.
Общеутвердительные выделяющие суждения обращаются без ограничения.
Все отличники и только отличники получают повышенную стипендию.
Все получающие повышенную стипендию – отличники.
Все S, и только S, есть Р.
Все Р есть S.
Е: Общеотрицательное суждение обращается в общеотрицательное (без ограничения).
Ни одна кошка не собака.
Ни одна собака не кошка.
Ни один S не есть Р.
Ни один Р не есть S.
I: Частноутвердительные суждения обращаются в частноутвердительные.
Некоторые студенты – спортсмены.
Некоторые спортсмены - студенты.
Некоторые S есть Р.
Некоторые Р есть S.
Частноутвердительные выделяющие суждения обращаются в общеутвердительные:
Некоторые отличники, и только отличники, являются губернаторскими стипендиатами.
Все губернаторские стипендиаты – отличники.
Некоторые S, и только S, есть Р.
Все Р есть S.
О: Частноотрицательные суждения не обращаются.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДИКАТУ
Противопоставление предикату – это преобразование суждения в новое суждение, в котором субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом – субъект исходного суждения при этом меняется качество суждения (последовательное применение операций превращения и обращения).
А: Общеутвердительные суждения
Все студенты – учащиеся
Ни один не учащийся – не студент
(А) Все S есть Р.
(Е) Ни одно не-Р не есть S.
Е: Общеотрицательные суждения
Ни один лев не травоядный
Некоторые не травоядные – львы
(Е) Ни одно S не есть Р.
(I) Некоторые не-Р есть S.
I: Частноутвердительные суждения – нельзя противопоставить предикату.
О: Частноотрицательные суждения
Некоторые студенты не являются спортсменами
Некоторые не спортсмены – студенты
(О) Некоторые S не есть Р.
(I) Некоторые не-Р есть S.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СУБЪЕКТУ
Противопоставление субъекту – называется такое непосредственное умозаключение в котором в выводе (новом суждении) субъектом является предикат исходного суждения, а предикатом – понятие, противоречащее субъекту исходного суждения; при этом связка меняется на противоположную.
А: Общеутвердительные суждения
Все львы – хищники
Некоторые хищники не есть не львы
(А) Все S есть Р.
(О) Некоторое Р не есть не-S.
Е: Общеотрицательные суждения
Ни один лев не является травоядным
Все травоядные есть не львы
(Е) Ни одно S не есть Р.
(А) Все Р есть не–S.
I: Частноутвердительные суждения
Некоторые студенты – спортсмены.
Некоторые спортсмены не есть не студенты
(I) Некоторые S есть Р.
(О) Некоторые Р не есть не–S.
О: Частноотрицательные суждения – не противопоставляется субъекту, так как суждение типа О – не обращается.
ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
Простой категорический силлогизм – умозаключение, состоящее из двух посылок и одного выводного суждения, которые являются простыми категорическими суждениями.
Категорические суждения – такие, в которых мысль утверждается или отрицается вполне определенно, без всяких условий, и которые имеют субъектно-предикатную структуру.
Все студенты должны учить логику!
Ты – студент!
Ты должен учить логику!
Структура силлогизма:
1 Термины – понятия, входящие в силлогизм:
a меньший термин – понятие, которое в заключении является субъектом («динозавры») и обозначается буквой «S»;
b больший термин – понятие, которое в заключении является предикатом («смертны») и обозначается «Р»;
c средний термин – понятие, которое входит в обе посылки и не входит в заключение («животное»), обозначается буквой «М».
2 Посылки – суждения, из которых выводится новое знание:
a большая посылка – посылка, в которую входит больший термин;
b меньшая (малая) посылка – посылка, в которую входит меньший термин.
3 Заключение – новое получаемое суждение.
Аксиома силлогизма: «Все, что утверждается (или отрицается) относительно всех предметов класса, утверждается (или отрицается) относительно каждого предмета (или любой части предметов) этого класса».
Фигуры силлогизма – формы силлогизма, различаемые по положению среднего термина (М) в посылках, при этом каждая фигура имеет свои собственные правила (Таблица 3).
Правила построения силлогизмов
I Правила терминов:
1 В силлогизме должно быть только три термина.
Движение вечно.
Хождение в институт – движение.
Хождение в институт – вечно.
2 Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок.
Некоторые растения (М-) ядовиты (Р).
Белые грибы (S) - растения (М-).
Белые грибы (S) - ядовиты (Р).
3 Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении.
Все студенты, написавшие тесты, заслуживают зачета
Некоторые студенты написали тест
Все студенты заслуживают зачета
Таблица 3 Фигуры силлогизма и их правила
Номер
Фигура
Пример
Правила фигур
I
Все спортсмены (М) желают победить (Р).
Иван (S) – спортсмен (М).
Иван (S) – желает победить (Р)
1 Большая посылка должна быть общим суждением (А, E).
2 Меньшая посылка – утвердительное суждение (А, I).
II
Все спортсмены (Р) – желают победить (М).
Иван (S) не желает победить (М)
Иван (S) не является спортсменом (Р).
1 Большая посылка – общее суждение (А, Е).
2 Одна из посылок – отрицательное суждение (Е, О).
III
Все спортсмены (М) – желают победить (Р).
Все спортсмены (М) – делают зарядку (S)
Некоторые делающие зарядку(S) – желают победить(Р).
1 Меньшая посылка – утвердительное суждение (А, I).
2 Заключение – частное суждение (I, О).
IV
Все биатлонисты (Р) – спортсмены (М).
Ни один спортсмен (М) – не желает проиграть(S)
Ни один, желающий проиграть (S) не есть биатлонист (Р)
1 Общеутвердительных заключений не дает (т.е. кроме А).
2 Если большая посылка утвердительная, то меньшая посылка должна быть общей.
3 Если одна из посылок отрицательная, то большая посылка должна быть общей.
II Правила посылок:
1 Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением.
Лыжники не курят
Единоборцы – не лыжники.
?
2 Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение – отрицательное суждение.
Все студенты сдают логику.
Петров не сдает логику.
Петров – не студент.
3 Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением.
Некоторые спортсмены курят.
Некоторые спортсмены любят музыку.
?
4 Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным.
Все студенты должны сдавать логику.
Некоторые спортсмены – студенты.
Некоторые спортсмены должны сдавать логику.
Модусы простого категорического силлогизма – это его разновидности, отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в них посылок и заключения.
В четырех фигурах силлогизма максимальное число комбинаций равно 64. Однако правильных модусов всего 19:
Первая фигура: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО
Вторая фигура: АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIО,
Третья фигура: AAI, IAI, АII, ЕАО, ОАО, ЕIО
Четвертая фигура: AAI, АЕЕ, IAI, ЕАО, ЕIО
Все другие модусы возможны, но они являются неправильными, так как в них нарушаются те или иные правила категорического силлогизма.
Способы проверки правильности простого категорического силлогизма:
1 по общим правилам силлогизма;
2 по правилам фигур силлогизма;
3 с помощью контрпримера;
4 по модусам фигур;
5 с помощью круговых схем.
Нарушение хотя бы одного из правил означает: силлогизм неправильный (заключение не следует с необходимостью из посылок).
ДРУГИЕ ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
Энтимема – сокращенный категорический силлогизм – силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение.
Иван – студент
Иван должен сдавать логику
Восстановим энтимему:
Все студенты должны сдавать логику
Иван – студент
Иван должен сдавать логику
Здесь пропущена большая посылка.
В энтимеме «Все студенты должны сдавать логику, а Иван – студент…» пропущено заключение.
Полисиллогизм (сложный силлогизм) – несколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из них становится посылкой другого (Таблица 4).
Таблица 4. Виды полисиллогизмов
Определение
Прогрессивный полисиллогизм
Peгрессивный полисиллогизм
заключение просиллогизма становится большей посылкой эписиллогизма.
заключение просиллогизма становится меньшей посылкой эписиллогизма.
Схема
Все А есть В.
Все С есть А.
Все С есть В.
Все D есть С.
Все D есть В.
Все А есть В.
Все С есть А.
Все В есть D.
Все С есть В.
Все С есть D.
Пример
Спорт укрепляет здоровье.
Гимнастика – спорт.
Гимнастика укрепляет здоровье. Аэробика – гимнастика.
Аэробика укрепляет здоровье.
Все планеты – космические тела.
Сатурн – планета.
Все космические тела имеют массу.
Сатурн - космическое тело.
Сатурн имеет массу.
Сорит – сокращенный полисиллогизм.
Таблица 5. Виды соритов
Определение
Прогрессивный сорит
Peгрессивный сорит
из прогрессивного полисиллогизма отбрасываются заключение просиллогизма и большая посылка эписиллогизма
из регрессивного полисиллогизма отбрасывается заключение просиллогизма и меньшая посылка эписиллогизма
Схема
Все А есть В.
Все С есть А.
Все D есть С.
Все D есть В.
Все А есть В.
Все В есть С.
Все С есть D.
Все А есть D.
Пример
Спорт укрепляет здоровье.
Гимнастика – спорт.
Аэробика – гимнастика.
Аэробика укрепляет здоровье.
Все розы – цветы.
Все цветы – растения.
Все растения дышат.
Все розы дышат .
Эпихейрема – сложносокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы (энтимемы).
Схема эпихейремы:
Все А есть С, так как А есть В.
Все D есть А, так как D есть Е.
Все D есть С.
Пример:
Благородный труд (А) заслуживает уважения (С), так как благородный
труд (А) способствует прогрессу общества (В).
Труд учителя (D) есть благородный труд (А), так как труд учителя (D)
заключается в обучении и воспитании подрастающего поколения (Е).
Труд учителя (D) заслуживает уважения (С).
Условно-категорический силлогизм – умозаключение, в котором одна из посылок является условным суждением, а вторая посылка и вывод – простыми категорическими суждениями
Если студент написал все тесты по логике, он получает зачет
Этот студент написал все тесты по логике
Этот студент получает зачет
4 модуса (по отношению категорической посылки к условной посылке):
1 она может утверждать основание условной посылки;
2 отрицать следствие;
3 отрицать основание (заключение не следует);
4 утверждать следствие (заключение не следует).
1 Если у человека повышена температура, то он болен
У данного человека повышена температура
Данный человек болен
2 Если у человека повышена температура, то он болен
Данный человек не болен
У данного человека не повышена температура
3 Если у человека повышена температура, то он болен
У данного человека не повышена температура
Человек не болен
4 Если у человека повышена температура, то он болен
Данный человек болен
У данного человека повышена температура
Разделительно-категорический силлогизм – умозаключение, в котором одна посылка является разделительным суждением, а вторая посылка и вывод – простыми категорическими суждениями.
Я могу сходить на занятия либо на дискотеку.
Я не пойду на занятия.
Я пойду на дискотеку.
Модусы разделительно-категорического силлогизма:
1 утверждающе – отрицающий: – от утверждения одной из альтернатив переходим в выводе к отрицанию другой альтернативы.
2 отрицающе – утверждающий: от отрицания одной из альтернатив переходим в выводе к утверждению другой альтернативы.
Требования:
1 альтернативы должны исключать друг друга (для утверждающего);
2 посылка должна быть исчерпывающей, т. е. в ней должны перечисляться все возможности, существующие в универсуме данного рассуждения (для отрицающего).
Условно-разделительным, или лемматическим – называется умозаключение, в котором одна из посылок состоит из двух или более условных суждений, а другая – разделительное суждение.
В зависимости от количества следствий условной посылки (альтернатив) различают:
1 дилеммы – это условно-разделительное умозаключение с двумя альтернативами;
2 трилеммы – это условно-разделительное умозаключение с тремя альтернативами;
3 полилеммы – это условно-разделительное умозаключение с множеством альтернатив.
Если у больного грипп, то рекомендуется обратиться к врачу.
Если у больного острое респираторное заболевание, то рекомендуется обратиться к врачу.
Если у больного ангина, то рекомендуется обратиться к врачу.
У данного больного или грипп, или острое респираторное заболевание, или ангина.
Ему рекомендуется обратиться к врачу.
ЛЕКЦИЯ 6
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И АРГУМЕНТАЦИЯ
План лекции:
1 Общая характеристика доказательства.
2 Виды доказательств.
3 Требования к доказательствам.
4 Опровержение.
5 Правила и ошибки доказательства и опровержения.
6 Непозволительные способы защиты и опровержения.
Литература:
a основная литература:
1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. (стр. 96 –109).
2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. (стр. 186 – 216).
3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. (стр. 186 – 216).
4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. (стр. 165 – 193).
b дополнительная литература:
5 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 219 – 238).
6 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. (стр. 226 – 265).
7 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 88 – 95).
Аргументация – это мыслительная деятельность, цель которой состоит в обосновании истинности или ложности некоторого положения, выраженного суждением (высказыванием).
Доказательство – логический прием, обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена.
Структура доказательства:
1 тезис – суждение, истинность которого требуется доказать;
2 основания (аргументы, доводы) – истинные суждения, с помощью которых обосновывается тезис;
3 демонстрация (форма доказательства) – способ логической связи между тезисом и основаниями.
Виды доказательств:
1 Прямое доказательство – идет от рассмотрения аргументов
к обоснованию тезиса, то есть истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами.
2 Косвенное доказательство – такое доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.
Антитезис по своей структуре бывает двух видов: антитезис (не - А) является суждением, противоречащим А; либо, если имеется несколько суждений, то антитезисом для А могут быть суждения В и С поэтому:
a Апагогическое доказательство – устанавливает истинность доказываемого тезиса путем опровержения антитезиса.
b Разделительное доказательство – это установление истинности доказываемого тезиса путем последовательного исключения всех элементов разделительного суждения, кроме одного, являющегося достаточным аргументом.
Формула разделительного доказательства:
А есть или В, или С, или Х.
А не есть В.
А не есть С.
Следовательно, А есть Х.
3 Генетическое доказательство – особый вид аргументации, заключающийся в обосновании надежности источников информации.
Требования успешного доказательства:
1 Тезис и аргументы должны быть истинными, иначе никакими способами нельзя обосновать истинность выдвинутого положения.
2 Самым сильным и неопровержимым аргументом является факт, имеющий отношение к тезису.
3 Тезис и аргументы должны быть непротиворечивыми, определенными, четкими, ясными, не содержать в себе двусмысленности.
4 Способы доказательства должны соответствовать законам логики; не допускается негласное изменение тезиса, противоречивость суждений.
5 Чтобы избежать ошибок, надо по возможности сочетать методы прямого и косвенного доказательства.
6 Каким трудным ни был процесс доказательства, необходимо сохранять хладнокровие, спокойствие, ибо при прочих равных условиях в более предпочтительном положении оказывается тот оппонент, который соблюдает выдержку.
Опровержение – это логический прием, обосновывающий ложность выдвинутого положения. Он направлен на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.
Структура опровержения:
1 тезис опровержения – это суждение, которое требуется опровергнуть;
2 аргументы опровержения – это суждение, при помощи которых опровергается тезис;
3 демонстрация – это логическая форма построения опровержения.
Виды опровержения:
I Критика тезиса направлена на показ ложности или сомнительности ранее выдвинутого исходного положения:
1 Опровержение фактами – наиболее распространенный способ опровержения, когда тезис непосредственно подвергается сомнению с помощью фактов, событий, имеющих место в действительности.
2 Сведение к абсурду – это установление ложности (противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса.
Формула такого опровержения:
Если А есть В, то С есть Х.
Но С не есть Х.
Следовательно, А не есть В.
3 Доказательство антитезиса (опровержение от противного) – такой способ, когда самостоятельно обосновывается новый антитезис, который является суждением, противоречащим опровергаемому тезису. Если в процессе рассмотрения антитезиса установили, что он верен, то по закону исключенного третьего делаем вывод, что тезис ложен.
II Критика аргументов направлена на показ несостоятельности доводов, используемых оппонентом для обоснования тезиса.
1 Прямое или косвенное опровержение аргументов – это показ их несостоятельности при помощи обращения к опыту, к фактам.
2 Доказательство ложности аргументов через закон достаточного основания. (Иногда недостаточность аргументов для обоснования того или иного тезиса пытаются преодолеть с помощью не всегда корректных высказываний: я уверен, что это событие имело место; у меня нет уверенности в существовании этого факта; я считаю и думаю, что со мной согласятся, и др).
3 Опровержение аргументов может быть осуществлено через указание на сомнительный источник информации:
a слухи,
b сплетни,
c домыслы и т.п.
Такие источники информации не могут быть надежной основой получения истинных аргументов.
III Критика демонстрации показывает ошибки в форме доказательства, отмечает отсутствие необходимой логической связи между доказываемым тезисом и аргументами.
Правила и ошибки в доказательстве и опровержении представлены в таблице 6.
Таблица 6. Правила и ошибки в доказательстве
Правила
Ошибки
По отношению к тезису
1 Тезис должен быть четким и ясным.
1 Выдвижение неопределенного, неясного, неточного тезиса.
2 Тезис должен оставаться неизменным.
1 Потеря тезиса.
2 Полная подмена тезиса:
• доказательство другого тезиса, вместо выдвинутого первоначально;
• «довод к личности»;
• довод к публике.
3 Частичная подмена тезиса.
По отношению к аргументам
1 Аргументы должны быть истинными.
1.1. «Основное заблуждение» – принятие за истину ложного аргумента (показания заинтересованных лиц).
1.2. «Предвосхищение основания».
2 Аргументы должны быть суждениями, истинность которых установлена независимо от тезиса.
2.1. «Круг в доказательстве» тезис обосновывается аргументами, а аргументы тезисом.
3 Аргументы не должны противоречить друг другу.
3.1. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу.
4 Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.
4.1. «Слишком поспешное доказательство».
4.2. «Чрезмерное доказательство».
По отношению к демонстрации
1 Любое доказательство или опровержение должно строиться по правилам соответствующего вида умозаключений.
1.1. Нарушение правил умозаключений соответствующего вида.
1.2. «Мнимое следование»:
1 неоправданный логический переход от более узкой области
к более широкой;
2 переход от сказанного с условием к сказанному, безусловно;
3 переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было.
Непозволительные способы защиты и опровержения:
1 Доказательство (довод) к личности – вместо опровержения тезиса или аргументов, или демонстрации противника дают отрицательную характеристику его личностных качеств.
2 Довод к публике – вместо обоснования истинности или ложности тезиса стремятся повлиять на чувства людей, чтобы они поверили в его истинность или ложность без доказательства.
3 «Дамский аргумент» – сведение к абсурду выдвинутого положения.
4 «Готтентотская мораль» – двойственная оценка одного и того же утверждения с целью использовать ту из них, которая в данный момент наиболее выгодна для достижения победы в споре.
5 «Бездоказательная оценка утверждений противника» – типа «ерунда», «бред» и т.п.
6 «Карманные доводы» – подмена вопроса об истинности утверждений вопросом, о вреде или опасности его.
7 «После этого, значит, по причине этого» – простую последовательность событий во времени принимают за их причинную связь.
8 «Поспешное обобщение» – рассмотрев несколько частных случаев, делают вывод о всех предметах данного класса.
ЛЕКЦИЯ 7
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ПОЛЕМИКИ
План лекции:
1 Полемика.
2 Виды полемики.
3 Приемы ведения полемики.
Литература:
1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. (стр. 239 – 257).
2 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. (стр. 104 – 105).
Виды полемики:
Свара – некорректная полемика с грубым нарушением регламента и доминированием желания унизить и оскорбить собеседника.
Дискуссия – это тематическая и корректная по форме полемика.
Спор – вид полемики, при котором тема обсуждения не чётко зафиксирована, регламентированные (процессуальные) нормы нарушаются.
Виды споров.
В зависимости от цели, которые ставят перед собой спорящие:
1 Спор ради истины – соперники руководствуются только любознательностью, подавляя тщеславие.
2 Спор ради выработки общего мнения и достижения согласия –возникает тогда, когда разногласия между людьми (или организациями, партиями, движениями) становятся непреодолимыми, но вместе с тем есть осознание не доводить противоречия до конфликта.
3 Спор ради убеждения своих слушателей в правоте своей точки зрения – спор, который не ведёт к истине, так как каждый участник считает, что истиной он уже владеет.
4 Спор ради спора или ради победы в интеллектуально - эмоциональном состязании – без соблюдения принципов и правил культурного диалога.
В зависимости от характера коммуникативного пространства:
1 Спор наедине – степень влияния на характер спора внешних, привходящих обстоятельств незначительна. В таком споре глубже понимается точка зрения оппонента, легче признаётся своя ошибка и правота собеседника, быстрее согласовывается общая позиция.
2 Спор в составе группы – появляются элементы состязательности, происходит структурирование участников спора, выделяются «полюса» – наиболее авторитетные полемисты, меняются мотивы поведения спорщиков.
3 Спор на публике – спор не за истину, не за согласие и даже не ради победы над оппонентом, а за симпатии слушателей.
В зависимости от степени удалённости во времени и в пространстве
1 Спор прямой, непосредственный – в устной форме. Он требует от участников быстроты мышления, большого объёма оперативной памяти, умения строго контролировать свои эмоции.
2 Опосредованный спор – в письменной форме. Для него требуется наличие способности к спокойному, глубокому и основательному изучению проблемы, аргументов оппонента и собственных доводов, а также умения излагать свои мысли письменно.
Условия грамотной полемики:
1 Должен существовать предмет полемики или общая тема для дискуссии.
2 Относительно предмета полемики должно существовать реальное различие или противоположность точек зрения на обсуждаемую проблему.
3 Необходима общая основа дискуссии, то есть те принципы, постулаты, положения, убеждения, которые разделяются всеми сторонами. Общность каких-либо положений закрепляется одинаковым истолкованием ключевых понятий.
4 Полемика должна носить конструктивный характер.
5 Требуется наличие знаний о предмете полемики.
6 Необходимо помнить весь спор – держать в памяти свой тезис и тезис собеседника, его и свои аргументы, применяемые способы доказательства и общее направление полемики.
7 Требуется уважать своего оппонента.
• быть внимательным к его рассуждениям, уметь терпеливо их слушать и быть способным к их пониманию;
• быть способным корректно обозначать ошибки в рассуждениях оппонента и готовым к признанию своих ошибок;
• уметь выражать благодарность оппоненту за участие в обсуждении общих проблем;
• вести полемику со строгим соблюдением основных правил и корректных приёмов.
Лояльные приёмы полемики:
1 чёткая формулировка своего основного тезиса в виде простого недвусмысленного суждения (легче доказать, чем сложное многозначное положение);
2 возложение бремени доказательства на соперника (созидать тяжелее, чем разрушать);
3 определение слабого, наиболее уязвимого аргумента оппонента и концентрация своих усилий на «развенчании» его истинности;
4 использование эффекта внезапности (один-два достаточно сильных аргумента);
5 обращение аргументов противника против него самого;
6 откладывание ответа;
Нелояльные приёмы полемики (по Поварнину С. И.):
I Механические приёмы сокрушения оппонента:
1 Выход из спора – используется, когда кому-то оказывается не по силам продолжать на равных спор.
2 Не давать собеседнику говорить:
• демонстративный показ отсутствия желания слушать;
• грубое «обрывание»;
• ирония.
3 «Призыв к городовому» («навешивание ярлыков») – на оппонента навешивается политический или идеологический ярлык, а его позиция объявляется опасной для общества, государства, религии, церкви, политической партии, клана, всего человечества. Цель – либо прекратить спор, либо подавить противника возбуждением в нём чувства страха.
4 «Палочные доводы» – аргументация силой.
II Психологические уловки:
1 Оскорбление собеседника с целью выведения его из себя.
2 Обличение оппонента – обнаружив противоречие между взглядами оппонента и его поступками, объявляют несостоятельным доказываемый им тезис.
3 Отвлечение противника от основной мысли через привлечение его внимания к внешней стороне рассуждения, которое достигается пафосом выступления, изобилием цитат, шуток, удачных аналогий.
4 «Ставка на ложный стыд» – уловка основывается на желании и стремлении людей казаться лучше, чем они есть на самом деле. (доводы: «как всем известно ...», «наука доказала, что ...», «классик утверждает, что ...»).
5 «Подмазывание аргумента» – чтобы оппонент не опротестовал запутанный, туманный довод, софист сопровождает его комплиментом оппоненту («Недостаточно образованные люди могут не понять мои аргументы, но Ваш утончённый ум должен их принять»).
6 «Двойная бухгалтерия» – то, что разрешается использовать самому, не разрешается оппоненту.
7 «Чтение в сердцах» – означает объяснение собеседнику скрытых мотивов его убеждённости. («Вы и согласились бы с моими аргументами, но Вам мама, или Ваша слепая вера, или Ваша партия, или страх, или простое упрямство и т.д. не велит).
8 Обвинение противника в «софизмах» – пока оппонент доказывает обратное, о предмете спора могут забыть.
III Сознательные логические уловки или софизмы:
1 Подмена спора из-за тезиса спором из-за доказательства – заметив уязвимые места в доказательстве, оппонент его разбивает и делает вывод, что он опроверг тезис (адвокаты, разрушив доказательства виновности обвиняемого, обычно вместо нормального вывода «виновность не доказана» делают выводы, что «подсудимый невиновен»).
2 Перевод спора на противоречия в доказательстве – указание на то, что оппонент противоречит сам себе.
3 Подмена пункта разногласия – увод спора в сторону от существа дела (основной пункт разногласий подменяется маловажным).
4 «Неполное опровержение» – опровержение наиболее слабых аргументов.
5 «Диверсия» – временное оставление в стороне прежней задачи спора, неудачного тезиса и переход к другим.
6 «Лживые доводы (аргументы)».
7 Произвольные доводы («ретроград», «что ты споришь с прогрессивными идеями», «это совковая позиция» и т.п.).
8 Ложное обобщение – выбор самого крайнего и самого нелепого противоположного из других мыслимых решений вопроса и противопоставление его своему мнению, с последующим предложением выбора: или признать эту нелепость, или принять его мысль.
Защита против уловок:
1 Спорить только о том, что хорошо знаешь.
2 Не спорить без особой необходимости.
3 Держать в памяти весь спор.
4 Сохранять спокойствие и полное самообладание в споре.
5 Тщательно и отчётливо выяснять тезис и все главные доводы.
6 Строго соблюдать основные принципы и правила логического мышления.