Логика развития детей дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понять логику развития детей дошкольного возраста нам поможет «лесенка развития», приведенная на рис. 1.
Рис. 1. «Лесенка развития»
На схеме три ступеньки, которые символизируют собой три этапа развития ребенка
после рождения:
‒ Младенчество.
‒ Раннее детство.
‒ Дошкольное детство.
Для того чтобы ребенок развивался, шагая по ступенькам этой лесенки, ему необходимы источник развития, в роли которого, как правило, выступает взрослый, и соответствующая возрасту возрастная деятельность, которая называется ведущей (на данном этапе развития). При этом взрослый занимает в общении с малышом определенную позицию, погружает ребенка в эту возрастную ведущую деятельность и помогает ему ее осваивать.
Так, в младенчестве взрослый находится в позиции «близкого взрослого» (как правило, это родная мать), а ведущей деятельностью является эмоциональное общение. В это чудесное время к ребенку не предъявляются никакие требования. Они появятся потом. А сейчас между мамой и малышом нет ничего, кроме эмоционально-личностного общения. Это
время можно назвать периодом внеутробного развития, когда физиологическая связь с матерью сводится только к кормлению молоком, а психологическая связь находится на пике и
поддерживается как раз за счет эмоционального общения. Психологи называют этот этап в
жизни ребенка этапом «оживления», когда малыш постепенно оживает в мире людей, вначале эмоционально. При этом он примерно через два месяца после рождения начинает улыбаться при виде мамы или заслышав ее голос, гулит, активно двигает ручками и ножками и
даже «разговаривает» на своем языке. И мама обязательно должна в ответ активно проявлять
свои эмоции и разговаривать с ребенком.
При этом у малыша начинает развиваться сознание типа «пра-мы», которое является
базовой стадией человеческого общения. Ученые считают, что от того, было ли развито у
младенца сознание типа «пра-мы», во многом зависит, будет ли впоследствии ребенок хорошо идти на контакт с другими детьми или станет замкнутым и одиноким. Общение на стадии
младенчества является особым типом общения, которое выстраивается на основе психологической связи с матерью. Эта связь воплощена в ее эмоциональном контакте с ребенком, а
также в его включении в общие дела как совместные, причем с проговариванием этих дел
как совместных: «Сейчас мы с тобой кашку сварим, а потом польем цветочки и позвоним
папе». Эта психологическая связь находится в пространстве материнской любви, силу и чистоту которой трудно описать. Поэтому если мама надолго оставляет ребенка даже с бабушкой и редко видит его, то эта связь нарушается, так как с бабушкой у младенца такой связи
нет, потому что она его не рожала. Маму ребенку не может заменить никто. До года мама и
малыш связаны уже не физической, но психологической пуповиной, через которую ребенок
и получает материнскую любовь. При этом малыш наполняется ею на всю жизнь. Это поможет ему в будущем щедро дарить свою любовь и уметь принимать и ценить чувства других.
Но здесь главное не переусердствовать. Ребенку необходимо когда-то побыть и одному. Главное, не сколько, а как мама будет общаться с малышом. Ребенок в этом возрасте существо энергетическое. И поэтому эмоция матери при общении должна быть глубокой,
сильной и энергетически насыщенной, такой, чтобы ребенок каждой своей клеточкой почувствовал эту любовь.
Такой любви не получают дети, родители которых воспитывали их без эмоций и в
строгости, начиная с младенчества, а также депилированные дети. Как правило, они несут из
детства глубокие психологические травмы и в конце концов становятся клиентами психотерапевтов.
Но мы рассматриваем ребенка, который развивается нормально и уже готов к переходу на следующую ступеньку «лесенки развития». Но что же стало итогом его развития на
этапе младенчества? Прежде всего это чувство защищенности и безопасности, которое остается с человеком на всю его жизнь. К году ребенок психологически отделяется от матери.
После кризиса одного года у него оформляется первое психологическое новообразование
возраста – базовое доверие к миру, который он начинает исследовать внутри новой ведущей
деятельности – предметно-манипулятивной. При этом ребенок переходит на вторую ступеньку лесенки развития под названием «раннее детство». Кстати, приобщаться к предметноманипулятивной деятельности малыш начинает еще на этапе младенчества. Его тянет к себе
мир предметов. Сначала это бессознательная манипуляция с погремушками, потом малыш
начинает ползать, и целью зачастую является тот или иной предмет. Одними из первых слов,
как правило, становятся слова «дай» или «на», и если вы захотите подержать на руках вось2
мимесячного младенца, то ему будут интересны не столько ваша улыбка, сколько очки, сережки и т. д., то есть предметы.
Итак, этап «раннее детство». Источником развития ребенка в раннем детстве попрежнему остается взрослый. Это может быть мама, но уже в другой позиции, а также родные и близкие ребенку взрослые, которые помогают ему знакомиться с миром предметов.
Раннее детство также венчает кризис, знаменитый кризис трех лет, а базовым новообразованием возраста становится чувство самостоятельности, с которым ребенок переходит на
третью ступеньку «лесенки развития» под названием «дошкольное детство». На этом этапе
ведущей деятельностью является игра, а источником развития становятся взрослые, которые
играют с ребенком. Это может быть мама в новой позиции партнера по игре, воспитатели,
папа, дедушка, бабушка, словом, все взрослые, что играют с ребенком. На данном этапе у
ребенка также формируются новообразования дошкольного возраста – воображение, произвольность, общение и самооценка.
К сожалению, сегодня в массовом дошкольном образовании зачастую нарушается логика развития ребенка, представленная «лесенкой развития». Игра практически исчезла из
дошкольного детства как ведущая деятельность, а вместо нее появилась познавательная деятельность. При этом нарушился ход формирования психологических новообразований возраста, а значит, весь ход психического развития ребенка.
3