Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Логика лагерной смены: событийность и повседневность

  • 👀 607 просмотров
  • 📌 539 загрузок
  • 🏢️ Костромский государственный университет
Выбери формат для чтения
Статья: Логика лагерной смены: событийность и повседневность
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Логика лагерной смены: событийность и повседневность» doc
Миновская Ольга Владиславовна Доцент кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета, к.п.н. Логика лагерной смены: событийность и повседневность В практике организации и проведения оздоровительно-образовательных программ в детских загородных центров сложилась традиционная схема построения смены, состоящая из трех периодов: организационного, основного и заключительного. Обозначим, что среди задач организационного периода на первое место выходят задачи адаптации воспитанника к новым условиям. Основной период предполагает реализацию целей и содержания оздоровительно-образовательной программы. Заключительный период является временем для осмысления ребенком полученного опыта, подготовки воспитанника к возвращению домой. Также существует ряд форм, традиционных для каждого периода (например, огонек знакомств в организационном периоде, праздник песни и танца в основном периоде и т.д.). Охарактеризуем каждый период более подробно. Организационный период составляет первые три дня смены. В это время перед педагогами-организаторами стоят следующие педагогические задачи: • содействие адаптации участников в условиях детского загородного центра и временного детского объединения; • управление процессами коллективообразования во временных детских объединениях; • информирование участников о содержании летней смены, существующих возможностях отдыха, оздоровления, личностного развития. Процесс адаптации затрагивает целый ряд аспектов. Во-первых, ребенку необходимо сориентироваться в территории лагеря – корпусе, где он проживает, постройках (столовая, спортзал/стадион, душевые и т.д.), границах этой территории. Особенно важно, чтобы участник мог самостоятельно добраться до медпункта и в любое время суток найти взрослого, к которому можно обратиться за помощью (либо знал, где живет педагог-организатор, воспитатель его объединения, либо знал месторасположение ночного сторожа, охранника). Во-вторых, ребенок привыкает к определенному режиму дня. В-третьих, участник знакомится, выстраивает отношения с ответственным за него взрослым – педагогом-организатором, воспитателем. В-четвертых, он адаптируется к новому для него детскому коллективу, устанавливает отношения с другими участниками, занимает среди них свое место. И, наконец, в-пятых, воспитаннику необходимо принять нормы и правила жизнедеятельности, общения, поведения, принятые в данной воспитательной организации. Решению задачи адаптации участников служат такие мероприятия как расселение и благоустройство комнат, экскурсии, оргсборы и хозсборы, «отрядные круги» и «огоньки». В оргпериод активно идут процессы коллективообразования, в группе выделяются лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры. Также формируются нормы общения, поведения, совместной деятельности. Конечно, каждый воспитатель желает, чтобы его объединение стало сплоченным коллективом (здесь понятие «коллектив» приводится как высший уровень развития группы). Однако часто это нереалистично в силу тех или иных причин, порой не зависящих от педагога. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы создать в объединении доброжелательную атмосферу, позитивные отношения, где каждый участник чувствует себя комфортно и безопасно, принят другими. Педагогу необходимо искусно сочетать приемы и формы работы с коллективом с индивидуальным подходом. Управление коллективообразованием может осуществляться с помощью игровых программ, оргсбора, вечерних «огоньков», вечера «Здравствуйте!», коллективной подготовки и участия в конкурсных программах. Для диагностики сложившейся структуры и характера межличностных отношений в группе рекомендуется использовать на 3-4 день методику социометрии. Личностно-ориентированный подход в деятельности воспитателя требует отношения к ребенку как субъекту собственной жизнедеятельности, способному делать выбор и осуществлять его. Следовательно, помимо тех моментов оздоровления и организации досуга, которые заложены педагогами лагеря, воспитанник может определить собственную цель и смысл участия в летней смене. Поэтому информирование участников о содержании программы смены необходимо не только для их адаптации, формирования образа предстоящей деятельности, событий. Это информирование о существующих возможностях отдыха, оздоровления, развития должно носить личностно-ориентированный характер. Информация должна быть достаточна для того, чтобы воспитанник определил собственные интересы и цели, а также увидел конкретные возможности их реализации. Для решения задачи информирования педагоги могут использовать игры-путешествия, беседы в объединениях и индивидуальные беседы, презентации, информационные стенды и отрядные уголки, линейку открытия. Эмоциональная линия организационного периода развивается по нарастающей от первого к третьему дню. Обычно первый день бывает полон организационными моментами, бытовыми мероприятиями, проходит суетливо, несмотря на наличие у педагога-организатора подробного плана. Второй день имеет большую содержательную нагрузку и рисует участнику всю картину предстоящей смены. В течение второго и третьего дня воспитанники интенсивно взаимодействуют в рамках своего объединения, знакомятся друг с другом. Вечер третьего дня становится эмоциональной кульминацией этого взаимодействия. Основные мероприятия организационного периода. Самым первым и очень важным мероприятием является заезд участников в лагерь. Его масштабность и сложность напрямую зависит от масштабов базы детского загородного центра. Заезд смены от 100 до 600 человек - жителей одного города, района, области обычно проходит одновременно. Если в смене участвуют представители разных регионов, то заезд может длиться в течение дня, а в случае всероссийских центров детского отдыха (как, например ВДЦ «Орленок») – и в течение нескольких дней. Поскольку для большинства детских загородных центров характерен первый вариант, то остановимся подробнее на его организации. Мероприятие проводится на территории какого-либо административного здания – представительства загородного центра в городе, комитета по делам молодежи, вблизи управления предприятия, под ведомством которого находится детский центр и т.д. На заезде обычно работают все или большая часть педагогического коллектива. Для встречи и организации детей предусмотрена группа игротехников, которая в кругу играет с участниками, исполняет песни под гитару. Группа регистрации размещается отдельно за столами, принимает документы участников, распределяет детей по объединениям, фиксирует пожелания и рекомендации родителей. Встреча каждого участника с медицинским работником может быть предусмотрена как во время заезда, так и в первый-второй дни пребывания в лагере. Техническая группа отвечает за погрузку вещей и размещение детей в автобусе. Каждый воспитатель находится в автобусе с участниками своего объединения, инструктирует их о правилах техники безопасности при движении автобуса, обеспечивает их безопасность во время движения. Если позволяет ситуация, то педагог может знакомиться и общаться с участниками, играть, разучивать и петь хором песни. Однако, если в автобусе шумно от работы мотора, вентиляции или дети приехали из других регионов и устали, то более целесообразно предоставить им возможность немного отдохнуть. По прибытии в лагерь необходимо кратко проинструктировать участников, где можно разместить свои чемоданы, где расположен корпус, в котором они будут жить, и туалеты. Расселение и благоустройство комнат проходит быстро и просто, если педагог хорошо подготовился к этому моменту: проверил, что всего в комнатах хватает для каждого ребенка (постельное белье, вешалки и т.д.), спланировал, как они могут разместить свои вещи, достаточно ли мест в соответствии с количеством мальчиков и девочек. Поэтому расселение предваряется кратким инструктажем как удобнее разместиться в комнате. Участникам предлагается сформировать группы (по количеству мест в комнате) и расселиться. Важно, чтобы воспитанники пришли к соглашению и ни один не был обижен, поэтому в сложных ситуациях педагог выступает в качестве посредника. Необходимо дать воспитанникам время, чтобы «обжить» комнату - разобрать вещи, а потом украсить помещение по своему желанию, для чего могут потребоваться канцелярские принадлежности. Также в первый день проходит организационный сбор в объединении, который включает следующие моменты. 1. Знакомство участников друг с другом. Важно, чтобы за первые дни дети запомнили имена друг друга. Знакомство может быть организовано в игровой или деловой форме. 2. Обсуждение правил проживания в лагере. Педагог представляет правила, которые дети обязаны выполнять, организует обсуждение, зачем это необходимо делать. Возможно подписание каждым участником правил в письменном виде как декларация готовности их соблюдать. Также воспитанники вместе с педагогом могут договориться о дополнительных правилах общения и поведения (например, что при принятии решения выслушивается мнение каждого или что каждый ответственен за свои высказывания и не допускает грубости). 3. Знакомство с распорядком дня, правилами гигиены (уборка комнат и территории, личная гигиена). Также участники договариваются о наиболее удобной схеме дежурства по комнатам, в столовой, составляют соответствующие графики 4. Инструктаж по технике безопасности. По его завершению участники расписываются в журнале по технике безопасности. Он может проводиться в игровом варианте, в форме беседы, лекции с демонстрацией. 5. Представление программы смены в общем виде. Педагог рассказывает об идее и содержании смены, основных предстоящих событиях. 6. Выбор участниками названия своего объединения, схемы самоорганизации и самоуправления, а также распределения соответствующих поручений. Выбора «командира отряда» могут стать и отдельным мероприятием. Все указанные моменты могут быть включены в один сбор или разделены на несколько мероприятий. Для младших школьников и младших подростков более целесообразно проводить сбор в несколько этапов и использовать игровые формы. Знакомство с территорией и персоналом загородного центра может проходить в форме экскурсии или игры. Если загородный центр обладает обширной территорией, интересными сооружениями, красивым ландшафтом, то оптимальной формой будет прогулка-экскурсия. Вести ее может как сам педагог, так и участники, которые уже отдыхали в этом лагере. Для экскурсии может быть выбран деловой стиль (четко рассказать, что и кто где находится), шутливый стиль (примером является «Закоулочная экскурсия», придуманная С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным), сказочно-легендарный стиль (если с разными местами лагеря связаны какие-либо истории, как, например, в ВДЦ «Орленок», где есть легенды о многих деревьях, скульптурах и местах). Также можно использовать более активные игровые формы, такие как «разведка». Участники объединения делятся на разведывательные группы, получают задание и отправляются на разведку. Задание представляет собой перечень вопросов (Например, как зовут врача? Какого цвета глаза у старшего воспитателя? Где находятся душевые кабины?). Через определенное время группы собираются, каждая группа проводит свою часть экскурсии и представляет ответы на вопросы. Также в первый день проводится общий организационный сбор лагеря (также его иногда называют хозсбором). Это массовое мероприятие, где педагоги представляются сами, знакомят участников с сотрудниками различных служб лагеря, предлагают художественную презентацию программы смены, а также с приветственным словом выступает директор лагеря. Вечером первого или второго дня проводится традиционное мероприятие – вечер «Здравствуйте!» Здесь впервые на сцену выходят участники детских временных объединений. Это мероприятие требует коллективной подготовки и участия максимального числа детей во временном объединении. В итоге каждое объединение представляет свое название и визитную карточку. Вечер «Здравствуйте!» не предполагает конкурсной основы, хотя атмосфера отличается азартом и ощущением конкуренции, ведь участники каждого объединения стремятся представить свое выступление лучше всех. Также традиционной для оргпериода формой является «огонек знакомств». Изначально данная форма огонька использовалась педагогами ВДЦ «Орленок» в контексте коллективно-творческой деятельности, а затем получила широкое распространение. В ее основе лежит доверительное общение педагога и воспитанников. Предметом обсуждения являются поступки, совместная деятельность, актуальные проблемы коллектива, а также чувства и мысли участников огонька. Что касается огонька знакомств, то здесь участники получают возможность познакомиться друг с другом не только по именам, но и как с интересными и разными людьми. Здесь педагог может использовать следующие простые и эффективные приемы: • «Представление соседа». В течение 5 минут каждый участник узнает, как можно больше о своем соседе справа или слева. Затем каждый участник поочередно представляет своего соседа и рассказывает, чем интересен этот человек. • «Конверт откровений». Педагог готовит конверт (шкатулку, сундучок) с вопросами по числу участников огонька. Вопросы могут касаться увлечений, предпочтений, взглядов воспитанников. Педагог первым вытаскивает вопрос, озвучивает и отвечает на него. Затем передает конверт следующему участнику по кругу и процедура продолжается. • «Нити дружбы». Педагог берется за кончик нитки, передает клубок ниток любому воспитаннику и говорит, что, на его взгляд, между ними общего, схожего или взаимно интересного. Участник удерживает нитку и так же передает клубок другому человеку. В итоге, когда все будут объединены ниткой, получится паутинка. Завершение может быть разным. Например, нитка разрезается на части и каждый получает ее часть и красивую бусину как символ единства и принадлежности к объединению. Или клубок свертывается в обратном порядке, участники сообщают друг другу пожелания на смену, а клубок как символ взаимопонимания и единства передается на хранение одному из детей или педагогу. Начиная со второго дня, ежедневным моментом становится сбор объединения, традиционно называемый отрядным кругом. Утренний отрядный сбор предполагает знакомство с планом дня, обсуждение организационных моментов дня, в том числе по обеспечению жизнедеятельности (дежурство, уборка). Вечерний отрядный круг предусматривает содержательное подведение итогов дня и его эмоциональное завершение, обмен впечатлениями. Отрядный круг выполняет не только аналитическую и информационную функцию, но и объединяющую. Для этого педагог использует различные ритуалы и символы: исполнение отрядной утренней / вечерней песни, пожелания на другой день, передаваемые по кругу, передача особенной игрушки или предмета (колокольчик, шляпу, амулет) герою дня и так далее. Важным коллективным делом является оформление отрядного уголка. Конечно, существует вариант, когда педагог сам оформляет уголок и к прибытию детей размещает там необходимые информационные материалы. Но все-таки в большинстве лагерей уголок создается силами детей и педагога. Существует опасность, что работа затянется и превратится в бессмысленные попытки доделать уголок до конца. Поэтому следует придать завершенность данному мероприятию. Возможно выстроить его как продуктивную игру, где участники объединятся в проектные группы, разработают варианты уголка. Затем организовать защиту проектов и за ограниченное время воплотить проект в реальности. Завершением будет презентация уголка другим объединениям. Следует учесть, что отрядный уголок должен быть «рабочим», а не раз и навсегда оформленной картинкой. Поэтому воспитанникам и педагогу необходимо решить, как будут вноситься изменения и определить ответственных для выполнения этой задачи. Как было указано выше, для информирования участников о содержании смены могут быть использованы игры-путешествия и презентации. Эти массовые мероприятия проводятся для всех участников лагеря силами педагогического коллектива. Игра-путешествие (или игра по станциям) предполагает, что актуальная информация будет разделена на части и представлена в содержании станций. Работу на станциях рекомендуется организовывать в активных формах, избегать монологичности педагогов. Оптимально, если на станциях участники получат возможность попробовать себя в том или ином виде деятельности, занятии. Тогда в итоге они будут не только обладать представлениями о том, что им будет предложено в ходе смены, но и сориентируются, что для них наиболее привлекательно и полезно. Нередко программа смены предполагает организацию дополнительных образовательных услуг, которые реализуются в ходе работы кружков, мастер-классов. Соответственно, для знакомства воспитанников с предлагаемыми услугами могут быть организованы презентации. Презентации могут иметь публичный характер и проводиться в виде пресс-конференции или яркого представления-концерта самих специалистов. Также возможна организация демонстрационных версий мастер-классов и кружков в режиме площадок, где участники могут свободно перемещаться и попробовать себя в разных видах деятельности, занятий. Также во второй-третий дни проводится линейка открытия смены. Это ритуальное массовое мероприятие, главной целью которого является эмоциональный запуск смены. Здесь впервые поднимается флаг лагеря, исполняется гимн. Чтобы подчеркнуть значимость события, могут использоваться визуальные эффекты, такие как фейерверк. Вечером третьего дня проводится объединяющее массовое мероприятие как эмоциональная кульминация организационного периода. Наиболее часто им становится тематическая танцевальная программа. Используется яркое художественное оформление. Важное значение имеет эффектная работа ведущих мероприятия. В такой программе воспитанники участвуют не каждый сам по себе, а объединениями. Программа предусматривает определенную фабулу или стиль, а также ряд творческих коллективных заданий для детских объединений. Оргпериод как важный этап работы характеризуется определенными результатами. Он прошел успешно, если по его завершению ребенок: • ориентируется в территории лагеря, сотрудниках, которые здесь работают; • относится к нормам жизни в лагере положительно, выполняет распорядок дня; • состоит в позитивных отношениях с участниками своего временного детского объединения; • позитивно относится к участникам смены – детям и взрослым, к программе смены; • имеет целостное и ясное представление о программе смены. Основной период смены непосредственно направлен на реализацию образовательных и развивающих потенциалов смены. Организационный период в данном случае является подготовительным, поскольку у воспитанника возникает целостное представление о программе смены, он определяет свои приоритеты, некие ожидания по поводу предстоящей совместной деятельности и общения. А заключительный период выполняет роль своеобразной «упаковки» для полученного ребенком социального опыта. В основной период перед педагогическим коллективом лагеря стоит целый комплекс задач. Разумеется, на всех этапах смены наиболее важным является обеспечение безопасности жизни и здоровья, организация оздоровления ребенка, а также обеспечение в детских объединениях и в лагере в целом позитивных межличностных отношений между воспитанниками, открытой и радостной атмосферы. Другие важнейшие задачи - это качественная организация программных мероприятий смены; организация интенсивного взаимодействия и продуктивной совместной деятельности участников смены, обеспечение вариантов и возможностей для самореализации и развития каждого участника, оказание индивидуальной педагогической помощи в ситуации затруднения, проблемы. Особенности решения каждой из указанных задач определяются особенностями смены и лагеря. Поэтому далее рассмотрим те формы и элементы работы, которые обнаруживаются в каждой смене. Формы организации двигательной активности и оздоровления становятся составляющей любой смены, поскольку она, в том числе, направлена на развитие здоровья детей. Они могут носить запрограммированный характер и занимать особое место в программах, где оздоровление является приоритетным направлением работы (например, в ВДЦ «Орленок»). Тогда прогулки, спортивные игры, воздушные ванны и купание занимают большую часть дня и внесены в расписание каждого дня как обязательные мероприятия. В другом случае формы организации двигательной активности и оздоровления могут реализовываться как ключевые комплексные мероприятия смены. Примером в данном случае является олимпиада. Она предполагает целую серию спортивных мероприятий соревновательного характера как командных, так и индивидуальных. Тогда подготовки к спортивным встречам и сами встречи могут быть равномерно распределены по дням основного периода. Следующий вариант наиболее актуален для тематических смен (игровых, образовательных и т.д.), где программные мероприятия запланированы плотно и для активного отдыха и оздоровления остается мало времени, при этом дети устают вследствие интенсивности программы. Данный вариант состоит в том, чтобы определить возможные варианты активного отдыха и оздоровления и их место в течение дня. Например, в часы отдыха после обеда старшие подростки зачастую не ложатся спать, нередко не знают, чем себя занять. В это время могут быть предложены своеобразные «клубы по интересам», где каждый педагог предлагает участникам какое-то активное занятие. Это может быть прогулка по лесу и к водоему; возможность полежать в тени на траве на ковриках и просто посмотреть на небо; подвижные игры в тени; танцевальное занятие (например, занятие бальными танцами), спортивные игры с небольшими нагрузками (бадминтон, игра с пляжным мячом) и т.д. Особое место в программе смены занимают танцевальные программы (дискотеки). Практика проведения танцевальных программ каждый день делает их менее яркими и эмоциональными для детей. С другой стороны, крайне редкое проведение танцевальных программ (особенно в сменах для подростков) также необоснованно, так как они обеспечивают возможности для активного отдыха и общения воспитанников, соответствуют их возрастным потребностям. Оптимальной частотой проведения танцевальных программ будет раз в три дня. Для вовлечения в танцевальную программу максимального числа участников необходима определенная тематика дискотеки, своеобразная игровая форма. Например, путешествие по разным странам, где каждое детское объединение изображает определенную страну и приветствует других своим национальным танцем. Танцевальная программа может соединяться с ролевой игрой, тогда каждое детское объединение получает яркий образ и небольшую командную задачу. Однако, даже тематическая танцевальная программа может быть интересна не для всех участников. Особенно часто не жалеют участвовать в танцевальной программе мальчики младшего подросткового возраста, что происходит в силу разных причин. Тогда задача педагогов состоит в том, чтобы предложить воспитанникам небольшие площадки альтернативных занятий: игру в шахматы, коммуникативные игры, просто беседа на интересную для ребят тему, настольная ролевая игра и т.д. Еще одна эффективная форма работы в основной период – это «огонек». С ее помощью педагог может решить следующие задачи: • организация анализа и рефлексии совместной и индивидуальной деятельности и взаимодействия в группе и в лагере; • оптимизация межличностных отношений в группе (предполагает создание и поддержание ситуации взаимопонимания и доверия в рамках огонька с ее переносом на остальные моменты жизни коллектива, принятие группой каждого ее члена, решение проблем в межличностном взаимодействии); • обеспечение эмоциональной поддержки отдельных детей, при необходимости организация психотерапевтической помощи; • ценностное ориентирование (несмотря на то, что возникающие в ходе обсуждения переживания и отношения достаточно кратковременны, они могут стать этапом в формировании ценностных отношений воспитанников). Огоньки также как и танцевальные программы должны проводиться в определенной логике. Эта логика исходит из определения ключевых моментов смены с точки зрения ее целей и содержания, а также с учетом динамики межличностных отношений в группе. Огоньки могут быть разделены на программные и экстренные. Программные огоньки, исходя из логики развития смены, планируются и разрабатываются педагогами заранее. Экстренные огоньки проводятся в случае необходимости решения актуальных педагогических ситуаций, которые не были спрогнозированы. Мы предлагаем на примере опыта лагеря ролевых игр «Кентавр» для старшеклассников (Костромская область) рассмотреть программу огоньков. Тематическая игровая смена лагеря предполагала, что в ходе игры каждый участник исходя из своих особенностей и интересов реализует собственный проект, достигнет успеха в большой ролевой игре. Поэтому огоньки распределились в основной период в следующей логике: • огонек самопознания (4 день) обеспечивал осознание и оформление участниками собственных индивидуальных особенностей и возможностей во взаимодействии; • огонек входа в большую игру (6 день) помогал воспитанникам оформить собственный цели и планы участия в большой ролевой игре; • огонек оптимизации межличностных отношений (9 день) позволял разрешить накопившееся недовольство и напряжение в отношениях внутри детского объединения; • огонек - откровенный разговор (12 день) проводился после спектакля вожатых и позволял каждому участнику определить и выразить собственное отношение к тем проблемам, которые демонстрировались в спектакле (традиционно, педагогический коллектив лагеря предлагал к обсуждению идеи самопознания, саморазвития, субъектности по отношению к собственной жизни, предназначения и поиска личностных смыслов); • огонек выхода из большой игры (14-15 день) предоставлял старшеклассникам возможность оформить свои индивидуальные достижения, успехи в ходе большой ролевой игры, осмыслить произошедшие в себе изменения. Особенное место в основном периоде занимают родительские дни, приходящиеся, как правило, на середину смены. В связи с появлением в лагере родителей эти дни требуют от педагогов дополнительных организационных усилий. Во-первых, необходимо обеспечить удобство встречи родителей с ребенком. Для этого требуется «служба встречи», которая встречает у входа на территорию лагеря родителей, а затем с помощью списков детских объединений и курьеров из числа детей быстро находит ребенка, к которому приехали. Во-вторых, должно быть организовано место, где родители и дети могут с удобством разместиться или прогуливаться. При этом присутствие родителей в комнатах, где проживают дети, недопустимо по гигиеническим нормам. Также в пригородных лагерях достаточно частой является ситуация, когда родители забирают ребенка домой на сутки или на несколько часов под расписку. В этом случае должно быть организовано место, где с представителем педагогического коллектива или администрации лагеря согласовывается отсутствие участника и родители пишут соответствующую расписку. В-третьих, не все дети могут самостоятельно подготовиться к встрече с родителями: подготовить одежду и те вещи, которые они намерены передать родителям для чистки и стирки, а также аккуратно одеться и причесаться. Разумеется, помощь таким детям в обретении аккуратного и чистого внешнего вида должна оказываться ежедневно и своевременно, но в родительские дни она наиболее важна. В-четвертых, родители привозят детям гостинцы, среди которых могут оказаться и продукты с ограниченным сроком годности, что может нанести вред здоровью ребенка. Поэтому при посещении родителей педагоги должны внимательно проверить, какие пищевые продукты, в том числе напитки, остались у воспитанника. Поскольку родительские дни приходятся на середину смены, то в это же время нередко происходит большая уборка и смена постельного белья в лагере. Поэтому перед каждым педагогом детского объединения возникает ряд организационных задач. Это и подготовка детей к встрече с родителями, и организация уборки и смены постельного белья в комнатах, и организация совместной деятельности и общения в группе. С точки зрения содержания программы смены не стоит планировать ключевые мероприятия на родительские дни, поскольку дети будут постоянно покидать объединение на несколько часов или, возможно, на сутки. Поэтому педагоги детских объединений должны обеспечить занятость детей и организацию таких мероприятий, где численность детей не имеет значения. Кроме того, дети должны находиться в зоне досягаемости для службы встречи, а педагогу в такие дни особенно важно знать, где находится каждый ребенок из его объединения. Нередко родители интересуются занятиями и достижениями детей в лагере. Поэтому целесообразно, как минимум, обеспечить возможность встречи и небольшого разговора родителей с педагогом объединения, где находится ребенок, а как максимум – организовать мероприятия, где родители смогут своими глазами увидеть достижения детей (выставку, небольшой концерт, открытое занятие и т.д.). Если говорить о состоянии ребенка в ходе и по окончании основного периода, то оно может быть охарактеризовано следующим образом: • воспитанник чувствует себя в лагере комфортно, не испытывает трудностей в связи со своим здоровьем; • позитивно относится к программе смены и предлагаемой деятельности; • имеет свое место в объединении и в лагере (деятельностную нишу, референтную группу); • имеет цель и план участия в программе смены, реализует его; • знает, где получить помощь (кто и в чем может помочь); • желает проявить себя и быть отмеченным. Заключительный период. Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребёнок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем, он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены требуется обеспечить позитивную эмоциональную окрашенность заключительных дней смены. Необходимо обратить внимание на профилактику экспрессивных эмоциональных состояний (истерику, слёзы) у детей младшего школьного возраста и подростков с высокой эмоциональной возбудимостью. В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость чётко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива отбирать содержание, соответствующее потребностям и стремлениям детей, использовать оригинальные, интересные формы работы. В заключительный период смены можно сделать опору на работу с детским активом как в объединении, так и в лагере. Предоставление участникам свободы для творчества и самовыражения через организацию самоуправления в объединении и лагере позволяет возложить ответственность за их действия на самих участников. Создание творческих групп и их совместная работа с педагогами наполняют заключительные дни смены различными делами. При этом организация части мероприятий остается полностью в компетенции педагогов для того, чтобы обеспечить интенсивность происходящих событий, чёткость и слаженность осуществляемых действий, яркий и запоминающийся финал программы. В содержательно-смысловом плане требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов. Для этого ребёнку необходима помощь со стороны педагога в анализе и рефлексии смены. Такая работа организуется во временных детских объединениях в форме огоньков и других диалоговых форм. Каждая программа лагерной смены имеет свои ценностные ориентиры – активность и успех, творчество и самореализация, познание и образованность и т.д. Задача итогового осмысления и закрепления этих ориентиров решается с помощью организации традиционных массовых мероприятий. Заключительный период можно считать успешным, если в ходе него и по окончании смены участник • испытывает положительные эмоции, удовлетворен своим участием в смене; • имеет план собственных действий на заключительный период смены и реализует его; • имеет полученный опыт деятельности и взаимодействия в оформленном виде; • представляет способы использования полученного опыта в жизни. В заключительный период может быть проведен ряд массовых и отрядных мероприятий. Представленные здесь мероприятия обрисовывают варианты традиционных мероприятий в финале смены. Если говорить о мероприятиях в детских объединениях, то необходимым моментом является оргсбор в объединении. Здесь педагог возвращается к правилам проживания в лагере и технике безопасности, обсуждая с детьми необходимость их соблюдения на этом этапе смены. Кроме того, участникам предлагается выразить свои ожидания и желания по поводу последних дней смены. Затем организуется обсуждение, что необходимо сделать, чтобы ожидания оправдались. Педагог более подробно представляет воспитанникам план последних дней смены, после чего участники объединения планируют свое участие в предстоящих мероприятиях, а также желаемые отрядные дела, их самостоятельную подготовку и реализацию. Традиционным для многих загородных центров является мероприятие «Отряд в гостях у отряда». Оно имеет коллективно-творческий характер. Предполагается, что одно объединение выступает в качестве принимающих хозяев. Соответственно, дети разрабатывают и репетируют программу приема гостей, готовят место проведения, где они будут принимать «гостей». Другое объединение является гостем. Соответственно, участники объединения готовят подарки для «хозяев», свое приветствие, возможно, небольшую развлекательную программу. По завершении дела участники обмениваются какими-либо сюрпризами, открытками, пожеланиями. В последние дни смены возможно проведение двух разных огоньков. Один представляет собой содержательное подведение итогов, осознание и оформление каждым результатов участия в смене. В рамках такого заключительного огонька возможно использовать следующие приемы: 1. Метод незаконченных предложений. • В этой смене я попробовал… • Я благодарен, что … • Я был горд тем, что… • Если бы смена началась заново, я… 2. Прием «Чемодан полезных вещей». Педагог говорит о том, что, уезжая со смены, каждый может увезти не только чемодан с вещами, но и необыкновенный чемодан полезных вещей, которые он приобрел в ходе программы. Воображая этот предмет, участники могут искать ответы на вопросы, поставленные педагогом. Например: чем я наполнил чемодан? Что наиболее ценного и полезного я приобрел? Что я теперь могу делать с этим чемоданом? 5. Прием «Два портрета» предполагает образное рисование портретов себя до и после смены и дальнейшего их сравнения. Могут быть использованы две рамки разных цветов, которые участник будет поочередно держать перед лицом, описывая свои портреты. Портреты могут быть нарисованы и на бумаге при помощи аллегорий и символов. Второй огонек можно назвать «огоньком прощания». Он проводится в последний вечер смены и является эмоциональной точкой жизни временного детского объединения. Здесь участники обмениваются впечатлениями о смене, благодарят друг друга, выражают свои добрые пожелания. На огоньке прощания педагог может использовать следующие приемы. 1. «Подарок другу». Скорее это можно назвать творческим делом. Оно требует подготовки. За несколько часов или за день до огонька на отрядном сборе каждый воспитанник по жребию вытаскивает имя того, кому он будет делать подарок. Подарок делается своими руками. Затем на огоньке он вручается с добрыми словами. 2. «Песня в подарок». Этим приемом легко сможет воспользоваться педагог, владеющий гитарой. При подготовке к огоньку ему необходимо подобрать песни для детей из его объединения – для каждого или объединив в группы по какому-либо основанию. Песня может быть представлена как пожелание человеку, а может как рассказ о нем, видение его характера и образа глазами педагога. 3. Письмо будущим участникам смены. Воспитанники могут написать на отдельных красиво выстриженных листах свои краткие пожелания детям, которые приедут на следующую смену, а затем оформить их в альбоме или положить конверт. Могут написать каждый свое пожелание на красивой открытке или большом стилизованном свитке. Кроме мероприятий и коллективных дел в детском объединении есть и ряд традиционных массовых мероприятий. Первое из них касается вручения подарков на память. Поскольку сегодня многие загородные центры имеют свою символику, они предлагают участникам различные презентационные материалы на память о смене: футболки, кепки, банданы с эмблемами и логотипами. Разумеется, самый простой способ вручения символики возможен на отрядном круге, где педагог передает подарок от смены каждому участнику, говоря о нем добрые слова и выражая пожелания. Другой вариант проведения – торжественное собрание, где на сцену приглашаются представители каждого детского временного объединения и им передаются подарки для всех участников объединения. Наконец, возможен вариант игры-путешествия, когда воспитанникам предстоит пройти испытания (наиболее яркий телевизионный аналог – Форт Байярд) и заполучить приз. В финале смены возможно коллективно-творческое дело, где представляются творческие зарисовки о наиболее ярких событиях смены. Назовем его условно «Устный борт-журнал смены». Педагоги выбирают перечень ключевых событий смены, представители объединений по жребию получают одно из названий мероприятий. Затем каждое детское объединение придумывает и репетирует творческое выступление. В нем отражаются самые яркие моменты мероприятия, ключевые герои, возможно забавные ситуации и курьезы. Концерт вожатых может проводиться как в заключительный, так и в основной период. Во втором случае концерт решает задачи самопрезентации педагогов, требует их индивидуальной презентации. Если же концерт вожатых проводится в заключительный период, то он может стать средством предъявления идей и ценностных ориентиров, которые реализовывались в ходе смены. Такой концерт должен отличаться целостностью, важны не яркие и красивые номера, а тот смысл, фабула, которые они раскрывают. Наиболее оптимальным для этого вариантом будет спектакль вожатых как завершенное, подчиненное единой идее представление. Совершенно особым событием является Праздник Алого Паруса. Это праздник тех детей, кто уже становится взрослым и приехал в лагерь в последний раз. Он может быть проведен по-разному, но должен быть особенным, отличаться оригинальностью форм. Наиболее традиционными элементами этого праздника бывают литературно-музыкальные композиции о юности, организация общего вечернего костра для старших подростков, а также различные романтические моменты как, например, пускание горящих плавающих свечей по реке или озеру. Смена начинается с линейки открытия, а заканчивается линейкой закрытия. На линейке закрытия опускается флаг лагеря, в последний раз исполняется гимн. Здесь происходит вручение наград и грамот наиболее отличившимся в чем-либо воспитанникам. Однако, такое награждение может проходить и в форме торжественного собрания-концерта. Наконец, традиционным моментом каждой смены является финальная танцевальная программа. Во время этого мероприятия важно обеспечить безопасность детей, так как ощущение, что смена уже завершилась, порой вызывает у них очень разные эмоции и поступки – слезы, необдуманные действия, желание вообще не ложиться спать. Немалый вред здоровью участников могут принести и такие стихийно складывающиеся в лагере ожидания, а порой и традиции как «Королевская ночь». В этом случае педагогу важно быть терпеливым и внимательным, находиться рядом с детьми и при необходимости останавливать такие эмоциональные порывы, разговаривать с ними. Целесообразной формой будет организация «вечернего клуба по интересам», где участники по завершению танцевальной программы могут побеседовать, успокоиться, настроиться на отдых. Такой клуб может начать действовать и во время танцевальной программы для тех воспитанников, которые не хотят в ней участвовать. Последний день посвящен сборам и отъезду. Перед участниками и педагогом стоит ряд важных задач: сбор вещей, уборка помещений и территории, снятие оформления жилых помещений и отрядного уголка. Посадка в автобусы предваряется смотром готовности объединений к отправлению. При встрече с родителями педагогам важно не только передать им ребенка, необходимые документы, но и, по возможности, кратко проинформировать родителей о состоянии здоровья и особенностях участия ребенка в программе смены – подчеркнуть достижения и обратить внимание на возникшие трудности, при необходимости предложить какие-либо рекомендации. Особенности и вариативность логики профильной смены. Существующий опыт проведения тематических и профильных смен различных лагерей убеждает в том, что возможна некоторая вариативность логики построения смены в зависимости от содержательного наполнения программы. Эта вариативность выражается в нескольких позициях: 1) в рамках любого из периодов смены могут быть поставлены нехарактерные для него, дополнительные педагогические задачи в соответствии со спецификой программы; 2) наряду с тремя основными периодами могут быть выделены другие периоды, предназначенные для решения своих особых задач; 3) педагогические задачи, решаемые с помощью традиционных форм, могут быть решены другими путями. Предложенные мысли могут быть обоснованы и уточнены примером опытной работы педагогического коллектива лагеря ролевых игр «Кентавр». В основе тематической смены лежит ситуационно-ролевая игра-эпопея. Соответственно, основной деятельностью участника смены становится игровая деятельность. Одним из важных результатов оргпериода является наличие у воспитанника позитивных ожиданий по отношению к игре, собственному участию и участию в ней других. Поэтому наряду с традиционными для любой смены мероприятиями, в эти дни проходят события, погружающие участника в игровой мир (например, ритуалы игровых центров, творческое дело «Око мира», предполагающее знакомство с географией и культурой игрового мира). В первый и второй день смены в детских объединениях проходят малые ролевые игры. Это позволяет участникам представить специфику программы и с первого дня приступить к практическому освоению способов игрового взаимодействия. Далее следует этап включения в игру (3-5 дни), когда подросток активно участвует в игре. Необходимо, чтобы за эти дни он запомнил правила игры, расположение игровых площадок и основные режимы деятельности в течение игрового дня, научился решать игровые задачи, имел представление об общей картине игры. Поэтому основные мероприятия связаны с освоением игровых функций, а также позволяют разобраться в предстоящей игре-эпопее (например, обсуждение правил игры во временных объединениях). Для того, чтобы начало игры было ярким и динамичным, мастерами организуется несколько игровых событий, запускающих игру в центрах (например, организация президентских выборов, продажа корпорациями своих акций на аукционе и т.д.). Основной смысл 6-7-го дней – оформление индивидуальных проектов участия в программе. На основе позитивного опыта участия в игре у ребят возникает желание проявить себя в игре, вслед за этим появляется индивидуальная цель и план ее достижения. Важно, чтобы участник видел собственные проблемы в игре и знал, где получить помощь (кто и в чем может помочь). Для этого в каждом центре разработана методика, которая соответствовует легенде центра и разворачивается в такой логике: 1) определение участником своих особенностей, достоинств и ограничений, 2) определение желаемых вариантов ролей, статусов, достижений, 3) разработка плана достижения своего индивидуального успеха. Основной период интенсивной игры приходится на 8-12 дни, когда участник имеет свое место и роль в игре, испытывает эмоциональный подъем, самостоятельно формулирует себе игровые задачи и творчески их решает, активно реализует план достижения своей цели. Основное место занимают игровые события, поэтому игра длится практически весь день. Перед началом игрового времени и по его окончании объединения планируют свою дальнейшую игру. Кроме того, в первой половине дня предусмотрены спортивные мероприятия, а вечером – мероприятия по центрам (творческие конкурсы, интеллектуальные игры), огоньки и дискотеки. Завершение игры предполагает проведение мирной конференции между представителями игровых государств, церемонию подписания мирных договоров и яркое ритуальное завершение игры-эпопеи. Заключительный период после интенсивной и длительной игры-эпопеи тоже приобретает свои особенности. Он требует наличия форм, позволяющих воспитанникам а) отдохнуть, б) проявить собственную индивидуальность, в) интенсивно общаться друг с другом. В эти дни уделяется внимание активному отдыху и спорту. Для участников детского актива предоставляется возможность реализации собственных творческих проектов, организации вместе со сверстниками интересных для них дел. Переход к самоорганизации обеспечивается договором между взрослыми и подростками. Проводятся традиционные мероприятия рыцарский турнир, турнир менестрелей, спектакль вожатых, игра на местности, представление педагогического коллектива «Снимаем маски», церемония вручения премии «Кентана» участникам, оставившим наиболее яркий след в жизни лагеря в смене.
«Логика лагерной смены: событийность и повседневность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot