Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ И
ДОХОДНОСТЬЮ В
ФИНАНСОВОМ
МЕНЕДЖМЕНТЕ
ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК
Вопросы
1. Определение точки безубыточности.
2. Сущность
производственного
левериджа.
3. Сущность финансового левериджа.
1.Определение точки безубыточности.
Точка безубыточности (break-even point) это минимальный объём
производства и реализации товаров (работ, услуг), при котором расходы будут
компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой
последующей единицы продукции организация начинает получать прибыль.
Экономический смысл точки безубыточности:
1. Точка безубыточности является критическим объемом производства.
При достижении точки безубыточности, прибыль, равно как и убытки
организации равны нулю.
2. Точка безубыточности является важным значением при определении
финансового положения предприятия. Превышение объемов производства и
продаж над точкой безубыточности определяет финансовую устойчивость
предприятия.
3. Точка безубыточности может определяться как внатуральном
(критический объем производства), так и в денежном выражении (порог
рентабельности).
Модель безубыточности оПЗрается на ряд исходных предположений
(допущений):
поведение затрат и выручки можно оПЗсать линейной функцией
одной переменной – объема выпуска;
переменные затраты и цены остаются неизменными в течение
всего планового периода;
структура продукции не изменяется в течение планируемого
периода;
поведение постоянных и переменных затрат может быть точно
измерено;
на конец анализируемого периода у предприятия не остается
запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж
соответствует объему производства.
Методы определения точки безубыточности:
1) уравнения (аналитический метод);
2) маржинального дохода;
3) графического изображения.
Метод уравнения основан на том, что любой отчет о финансовом
результате можно представить в виде следующего выражения:
ВР = ПОЗ + ПЗ + П, где
ПОЗ – постоянные затраты;
ПЗ – переменные затраты;
П – прибыль.
Если учесть, что в точке безубыточности прибыль равна нулю, то точку
критического объема производства можно найти по формуле:
ВР = ПОЗ + ПЗ, где
Выручка от реализации представляет собой произведение объема
продаж и цены продукции. Общая сумма переменных затрат может быть
рассчитана как произведение переменных затрат на единицу продукции и
объема производства, соответствующего объему продаж. Поскольку в точке
безубыточности объем производства (продаж) равен критическому,
предыдущая формула принимает следующий вид:
Цед ∙* Вкр = ПОЗ + ПЗед ∙* Вкр, где
где Цед – цена единицы продукции;
ПЗед – переменные затраты на единицу продукции;
Вкр – критический выпуск.
Теперь можно рассчитать критический выпуск:
Вкр = ПОЗ : (Цед – ПЗед)
Кроме того, для характеристики точки безубыточности рассчитываются
также следующие показатели:
- порог рентабельности (Прент), показывающий такой объем выручки от
реализации, при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет
не получает и прибыли.
Прент = Вкр * Цед, где
- запас финансовой прочности (ЗФП), определяемый как сумма, на
которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из
зоны прибылей.
ЗФП = ВР – Прент, где
запас
производственной
прочности
(ЗПП),
показатель,
характеризующий объем производства, на который может быть снижен на
предприятии выпуск продукции, не выходя из зоны прибыльности.ЗПП = Вф – Вкр, где
Вф – объема производства (в натуральных измерителях), который
фактически производится на предприятии.
Используя метод уравнения определения точки безубыточности, можно
определить, какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить
определенную, начально заданную величину прибыли. Метод уравнений
можно использовать и при анализе влияния структурных изменений в
ассортименте продукции.
Метод маржинального дохода является разновидностью метода
уравнения, для определения точки безубыточности используется концепция
маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад
организации в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Маржинальный доход — это превышение выручки от реализации над
всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж.
Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными
издержками.
Существует два способа определения маржинального дохода (МД):
1) МД = ВР - ПЗ
2) МД = ПоЗ + П
Средняя величина маржинального дохода - разница между ценой
продукции и переменными затратами на единицу продукции. Средняя
величина МД отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат
и получение прибыли.
Точка безубыточности согласно этому методу может быть определена
как точка, в которой разница между маржинальным доходом и постоянными
затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равен
постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном
подходе будет следующее:
Вкр = ПоЗ : МДед., где
МДед. – средняя величина маржинального дохода.
При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к
построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль» (рис. 7.1).
Рис.7.1. Определение точки безубыточности графическим методом
Последовательность построения графика заключается в следующем.
Определяем систему координат для построения комплексного
графика «затраты — объем — прибыль». Ось абсцисс соответствует объему
производства или продаж продукции в натуральном выражении, а ось ординат,
в зависимости от необходимости, может отражать показатель выручки или
общих затрат на производство и реализацию продукции.
После определения системы координат начинаем строить
требуемый комплексный график. Для этого наносим линию постоянных
затрат.
Далее следует отобразить на графике прямую переменных затрат,
которая будет выходить из точки с координатами (0;0). Вторую точку можно
вычислить, рассчитав величину переменных затрат для какого-либо объема
продаж.
Для построения прямой общих затрат следует сложить частные
графики переменных и постоянных затрат. Данная прямая всегда будет
начинаться с точки, в которой прямая постоянных затрат пересекает ось
ординат, т.е. ось выручки. Эта точка будет являться первой точкой прямой
общих затрат.
Далее на комплексный график следует нанести прямую,
соответствующую значению выручки. Эту прямую можно построить путем
нахождения суммы выручки от реализации в любой точке на оси абсцисс.
Изображенная на графике анализа «затраты — объем — прибыль» точка
безубыточности (порога рентабельности) — это точка пересечения графиков
валовой выручки и общих затрат.
Используя данный график, можно легко определять величину прибыли
или убытка для того или иного объема выпуска. Таким образом, данный
график является удобным инструментом анализа зависимости между
выпуском, выручкой, затратами и прибылью.
2. Сущность производственного левериджа.
Создание и развитие любого предприятия упрощенно можно
представить как процесс инвестирования финансовых ресурсов на
долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления
активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в
финансовом менеджменте категорией леверидж. В финансовом менеджменте
леверидж рассматривается как некоторый фактор, небольшое изменение
которого может привести к существенному изменению результативных
показателей.
Производственный леверидж – это механизм управления прибылью
предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и
переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение
прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также
определить точку безубыточной деятельности. Необходимым условием
применения механизма производственного левериджа является использование
маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на
постоянные и переменные. Производственный леверидж определяется с
помощью следующей формулы:
ЭПЛ = МД / П, где
ЭПЛ – эффект производственного левериджа.
Найденное с помощью формулы значение эффекта производственного
левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения
прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого
используют следующую формулу:
ЭПЛ = ∆П / ∆В, где
∆П – изменение прибыли от реализации, %;
∆ВР – изменение выручки от реализации, %.
Производственный леверидж является показателем, помогающим
менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении
затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может
изменяться под влиянием:
цены и объема продаж;
переменных и постоянных затрат;
комбинации любых перечисленных факторов.
В основе изменения эффекта производственного левериджа лежит
изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат
предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность
прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на
предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных
затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат
предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по
отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Использование
механизма
производственного
левериджа,
целенаправленное управление постоянными и переменными затратами,
оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях
хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли
предприятия.
3. Сущность финансового левериджа.
Финансовый леверидж характеризует использование предприятием
заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности
собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет
собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств,
позволяющий предприятию получить дополнительную прибыль на
собственный капитал.
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой
прибыли собственным капиталом при различной доле использования заемных
средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по
следующей формуле:
ЭФЛ = (1 – Снп) ∙ (КВРа – ПК) ∙ (ЗК : СК), где
[28]
ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте
коэффициента рентабельности собственного капитала,%;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение
валовой прибыли к средней стоимости активов),%;
ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых
предприятием за использование заемного капитала,%;
ЗК— средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;
СК— средняя сумма собственного капитала предприятия.
Рассматривая ранее приведенную формулу расчета эффекта
финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:
1.Налоговый корректор финансового левериджа (1 — Снп), который
показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в
связи с различным уровнем налогообложения прибыли.
2 Дифференциал финансового левериджа (КВРа — ПК), который
характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности
активов и средним размером процента за кредит.
3.Коэффициент финансового левериджа. который характеризует сумму
заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу
собственного капитала.
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять
эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности
предприятия.
Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит
от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль
устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления
финансовым левериджем дифференцированный налоговый корректор может
быть использован в следующих случаях:
а) если по различным видам деятельности предприятия установлены
дифференцированные ставки налогообложения прибыли;
б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует
налоговые льготы по прибыли;
в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою
деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует
льготный режим налогообложения прибыли;
г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою
деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения
прибыли.
В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру
производства (а соответственно и на состав прибыли по уровню ее
налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли
повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его
эффект (при прочих равных условиях).
Дифференциал финансового левериджа является главным условием,
формирующим положительный эффект финансового левериджа.
Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой
прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер
процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку,
но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и
обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является
положительной величиной.
Чем выше положительное значение дифференциала финансового
левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект. В связи
с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного
мониторинга. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов.
Прежде всего, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (в
первую очередь, сокращения объема предложения на нем свободного
капитала) стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень
валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.
Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в
процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к
увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать
уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за
дополнительный финансовый риск.
При определенном уровне этого риска (а соответственно и уровне общей
ставки процента за кредит) дифференциал финансового левериджа может
быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не даст
прироста рентабельности собственного капитала) и даже иметь
отрицательную величину (при которой рентабельность собственного капитала
снизится, так как часть чистой прибыли, генерируемой собственным
капиталом, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала
по высоким ставкам процента).
Наконец, в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка
сокращается объем реализации продукции, а соответственно и размер валовой
прибыли предприятия от операционной деятельности. В этих условиях
отрицательная величина дифференциала финансового левериджа может
формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет
снижения коэффициента валовой рентабельности активов.
Формирование отрицательного значения дифференциала финансового
левериджа по любой из вышеперечисленных причин Всегда приводит к
снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом
случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный
эффект.
Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который
мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту
изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет
соответствующего значения его дифференциала. При положительном
значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового
левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента
рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении
дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет
приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности
собственного капитала.
Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа
мультиплицирует еще больший прирост его эффекта (положительного или
отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной
величины дифференциала финансовго левериджа}.
Аналогично снижение коэффициента финансового левериджа будет
приводить к обратному результату, снижая в еще большей степени его
положительный или отрицательный эффект.
Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент
финансового левериджа является главным генератором как Возрастания
суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска
потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте
финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его
дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на
собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.
Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень
прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет
целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала
предприятия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
(в ходе изучения лекционного материала)
1. Что такое точка безубыточности? Какие основные факторы влияют на
величину критического объема продаж?
2. Какие методы могут быть использованы при оценке критического
объема производства? Дайте их характеристику.
3. Существует ли взаимосвязь между различными видами левериджа?
4. Возможны ли пространственные сравнения уровней левериджа?
5. Приведите примеры, когда две компании имеют: а) одинаковый уровень
операционного левериджа и различный уровень финансового
левериджа; б) одинаковый уровень финансового левериджа и различный
уровень операционного левериджа.
6. Какими методами можно влиять на уровни операционного и
финансового левериджей?
1. . Может ли и при каких условиях Выплата дивидендов оказать влияние
на уровень левериджа? Если да, то какой леверидж подвержен влиянию
данного фактора?