Культурно-историческая теория Л. С. Выготского
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Ключевой идеей культурно-исторической теории Л. С. Выготского является мысль
автора о том, что психическое развитие человека заключается в превращении его натуральных, низших психических процессов в высшие, культурные. Под высшими психическими
функциями Л. С. Выготский понимал сложные психические процессы, которые формируются в процессе развития человека. К ним ученый относил творческое воображение, произвольное действие, целенаправленное мышление, логическую память и др. Л. С. Выготский
говорил, что человек в процессе развития научается управлять собственной психикой и своим поведением при помощи особых психологических орудий-средств и при этом становится
культурным. По мнению Л. С. Выготского, как человек, действующий в физическом мире,
использует орудия, многократно усиливающие силу его руки, так и для овладения собственной психической природой и своим поведением человек использует психологические орудия-средства, но направленные уже не вовне, а внутрь, на самого себя. Такими психологическими орудиями-средствами являются речь и знаковые системы, возникшие в результате
длительного общественно-исторического развития человечества. Среди них ведущую роль
играет речь. Поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет
собой наиболее эффективный способ их формирования. Таким образом, центральную идею
культурно-исторической концепции можно представить как идею развития как саморазвития путем овладения с помощью психологических орудий-средств собственной психикой и
поведением.
Об этом говорит вся история развития человечества и тот путь, который прошел человек от своего возникновения и до наших дней. Тот же путь проходит в своем развитии и ребенок, который вначале отличается натуральностью психических процессов и непосредственностью. Малыш до определенного времени не осознает себя, не умеет сдерживать
сиюминутные побуждения, эмоции и управлять собой. Он внешне такой же, как и внутри.
Каким же образом происходит появление у ребенка так называемых психологических орудий-средств, при помощи которых он будет учиться управлять своей психикой и при этом
развиваться?
Л. С. Выготский видит подлинный источник психического развития ребенка в социальной среде. «Если попытаться дать определение этого понятия в контексте культурноисторической теории, то средой оказывается особое пространство, внутри которого организовано общение. В этом смысле культурой оказывается то содержание, пространство, ситуация, в котором есть условия для общения» [1]. И при этом отмечает: «…существенное отличие среды ребенка от среды животного заключается в том, что человеческая среда есть среда
социальная… Среда вызывает развитие ребенка через переживание» [1]. Таким образом, взаимодействие с социальной средой вызывает у ребенка эмоции и переживания, которые связаны с сознанием и осознанием себя и мира, что находится в основе развития личности.
И тогда в концепции Л. С. Выготского динамическим центром психического развития
становится прежде всего общение человека с окружающими людьми.
Руководитель современной школы Л. С. Выготского, Е. Е. Кравцова, считает, что особенности общения с окружающими могут служить критерием для определения психологического возраста дошкольника. Кроме того, ребенок сможет перейти на следующую ступень
возрастного развития только в случае адекватного изменения этих отношений. При этом ситуативное и непосредственное общение дошкольника с воспитателем сменяется на сотрудничество учителя с учеником, который под руководством взрослого осваивает учебную деятельность. Это общение уже подчинено определенным законам, нормам и правилам. Если же
смены форм общения не произошло, то мы говорим о несоответствии паспортного и психологического возраста ребенка и его неготовности к школьному обучению. Очень часто случается так, что дети приходят в школу, но не переходят на следующий этап возрастного развития, застревая в дошкольном детстве.
Идею влияния на развитие ребенка социальной развивающей среды мы находим и в
возрастной периодизации Л. С. Выготского, в основе которой, по мнению ученого, находятся
психологические новообразования возраста (то новое, что появилось в структуре личности
на определенном этапе развития). При этом он считал, что перестройка личности на каждом
этапе происходит благодаря центральному новообразованию, которое появилось при переходе ребенка на новую ступень развития. Именно это новообразование отвечает за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и
неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде
всего социальной» [1]. Эти отношения Л. С. Выготский называет социальной ситуацией
развития.
Из этого следует, что движущей силой психического развития будет не только и не
столько деятельность ребенка, сколько его общение с окружающими людьми по поводу этой
деятельности.
По мнению Л. С. Выготского, каждый возраст характеризуется двумя качественно
различными новообразованиями – новообразованиями стабильного и новообразованиями
критического периода. При этом новообразования критического возраста уходят по окончании кризиса, а новообразования стабильного периода продолжают развиваться на следующей ступени.
Использованная литература:
1. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2000. – 1006 с.