Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
14 ДЕКАБРЯ (ПЯТНИЦА)
ТЕМА: «КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА» (ЛЕКЦИЯ)
1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ.КУЛЬТУРА – КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА ОБЩЕСТВА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИХ.
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «culturа» обозначало возделывание земли, воспитание, образование, войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
В социологии существуют несколько подходов к определению понятия «культура»:
1. Функциональный подход (Б. Малиновский)
Культура, как инструментальный аппарат, служащий для удовлетворения человеческих потребностей.
2. Символический подход (Т. Парсонс)
Kyльтypa – этo «cимвoличecкaя вceлeннaя» (Ю. M. Лoтмaн). Элементы культуры – это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
3. Деятельностный подход (Л.Н.Коган)
Культура — это творческая деятельность по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются социальные ценности и нормы.
В 1970-е гг. в общественных науках начинает использоваться понятие «актуальная культура» (Л. Н. Коган) для обозначения ценностей культуры, реально функционирующих в обществе в конкретную эпоху.
Культура как процесс, непрерывное изменение, взаимодействие традиций и новаторства, преемственности и изменений.
Л. Н. Коган выделил пять слоев актуальной культуры
* Общечеловеческие, непреходящие ценности. Этот слой сравнительно невелик по объему, имеет интернациональный характер;
* Национальная классика. Часть мирового культурного наследия, особо ценимая той нацией, в которой она сформировалась. В других странах она менее известна широким массам, являясь достоянием преимущественно специалистов;
* Произведения культуры прошлого и современности, поддерживаемые одними культурами (направлениями, школами), но отвергаемые другими;
* «Культурный поток» - самый широкий, непрерывно меняющийся слой. В нем могут оказаться и замечательные произведения, которые со временем могут стать классикой, но основная масса его произведений обречена на забвение, порой довольно быстрое;
* Ранее «невостребованные» ценности, которые обогнали свое время и лишь теперь получают аудиторию.
4. Предметный подход (П.А.Сорокин).
Культура как «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица»
ПОД ЗАПИСЬ:
1. Функциональный подход (Б. Малиновский)
2. Символический подход (Т. Парсонс)
3. Деятельностный подход (Л.Н.Коган)
4. Предметный подход (П.А.Сорокин).
Определение культуры Л.Л. Шпак
Культура - …
2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ.
Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры консервации, трансляции и социализации.
1. Культура - тип социальной памяти общности народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения, коммуникативные сети и др.
«Культура» обозначает наследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний. Это особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям развития общества.
2. Культура - форма трансляции социального опыта (функция трансляции).
Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.
3. Культура - способ социализации людей (функция социализации).
В отличие от животных человек входит в мир культуры с ее нормами и ценностями, где становление его личности происходит в процессе социализации. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества.
Выделяют также другие функции культуры, частично вытекающие из предыдущих, либо тесно связанные с ними:
Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества (интеграция).
Нo объединяя одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим (дезинтеграция), разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.
Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.
Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра.
3. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
В первой половине ХХ века возникло представление о культуре, как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной.
1. Материальная составляющая культуры – это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей.
2. Социальная составляющая культуры – это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов.
3. Духовная составляющая культуры – это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.
• Нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях.
• Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу.
• Ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
• Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого
Особенности культуры:
1. Социальная природа и выражение в социальных отношениях
2. Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определенных типов поведения и опыта людей
3. Культура – система, включающая мысли, взгляды, действия, санкции.
5. Инертность (сохранение структуры, нежелание развиваться)
Различия между понятиями культуры и цивилизации
Культура
Цивилизация
Более частное понятие, которое имеет свою специфику для каждой нации
Более широкое понятие, охватывающее многие страны и регионы
Имеет ценностно-нормативную определенность и духовную составляющую, не всегда связана с эффективностью и рациональностью
Характеризуется уровнем развития производительных сил и носит прагматический характер
Нельзя оценивать с позиции плохая или хорошая, она у каждого своя
Оценивается с т.з. эффективности поэтому можно говорить о более и менее цивилизованной нации
4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.
I. В соответствии с характером доминирующих ценностей Сорокин разделяет все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и сенситивный, или чувственный.
• Идеациональная культура, основной ценностью которой является сверхчувственное и сверхразумное начало – Бог как высшая реальность, религиозная вера. Нравы и обычаи, господствующие в этой культуре, поддерживали единство с Богом как единственную и высшую цель. Чувственный мир с его благами – рассматривался как нечто временное и несущественное, не представляющее ценности для человека.
Пример: Средневековая Европа.
• Идеалистическая (промежуточная) – система культуры совмещает в себе ценности земные и небесные. И религиозная вера, и земная слава, ценности общественной жизни, общественного блага формируют в сознании человека образы идеала, к которому нужно стремиться.
Пример: Древняя Греция классического периода (5-4 вв.до н.э.)
• Современный тип культуры Сорокин называет чувственным. Главный принцип такой культуры – признание реальности только за тем миром, который воспринимается нашими органами чувств. Вне этой реальности ничего не существует, поэтому ценности сенситивной культуры – земные, приносящие благо человеку в его повседневной жизни. Чувственная культура стремится освободиться от религии, морали – всего того, что составляет ценности идеационной культуры.
II. По характеру направленности
• Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Элитарную культуру отличает ориентация на инновации.
• Массовую культуру характеризует направленность на повседневное тиражирование культурной продукции в больших объемах. Предполагается, что продукты массовой культуры потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.
III. По степени упорядоченности
• Обыденная культура связана с повседневной практической жизнью людей — крестьян, горожан, с непосредственным обеспечением жизни человека, воспитанием детей, отдыхом, встречами с друзьями и т.п. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе общего воспитания и повседневных социальных контактов. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального закрепления, это часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни.
• Специализированная культура сформировалась постепенно, когда в связи с разделением труда стали выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное образование. Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, недостаточно общения в семье и с друзьями. Необходима профессиональная подготовка, которую дает обучение в специализированных школах и иных учебных заведениях по профилю избранной специальности.
5. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ. ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ.
Культурные универсалии (Т. Парсонс, Р. Мэрдок)
Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Каждое конкретное общество (государство, цивилизация, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.
Д.Мердок первым сформулировал концепцию универсальной культурной модели и эволюции систем родства. Автор считал, что все формы родства обусловлены экологическими условиями, определяющими хозяйственный тип и половое разделение труда. В зависимости от изменения окружающих условий разные типы родственных объединений эволюционируют в разных направлениях.
В 1959 г. Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур:
- совместный труд
- спорт
- образование
- наличие ритуалов
- системы родства
- правила взаимодействия полов
- язык
- и т.д.
Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами.
В связи с этим выделяют такие культуры как:
• Локальными называют культуры, развитые на отдельных, относительно обособленных территориях и мало связанные с соседними культурами. К их числу относят культуры примитивных народов Африки, Азии и Америки, которых осталось совсем немного.
Культуры, стоящие особняком и обладающие определенными особенностями, могут быть названы специфическими культурами. Они не имеют универсальных черт, характерных для большинства развитых культур (Пример: страны Южной Африки).
• Культуры, которые тесно связаны с окружающими и содержат в себе их признаки и черты, называются серединными. Они формируются в результате синтеза культур народов, совместно проживающих в пределах больших географических регионов. Данный тип культуры имеет доминантное культурное ядро, в виде которого выступает культура какого-либо великого народа либо религия. Это делает их более разнообразными и тем самым более устойчивыми и жизнеспособными.
Пример: Россия. П. Я. Чаадаев отмечал, что культура России не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, но это не исключает синтеза в русской культуре западных и восточных традиций, и, может быть, это основная задача русской культуры.
Концепция «эволюционных универсалий» Т.Парсонса.
Автор считал, что универсалии обусловлены социальными процессами, последовательно возникающими в ходе развития и усложнения любых обществ, независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий.
Четыре из этих эволюционных универсалий присутствуют во всех известных обществах: система коммуникации; система родства; определённая форма религии; технология.
Эти эволюционные универсалии характерны, по Парсонсу, для современных обществ. Отсутствие одной из них блокирует дальнейшую динамику.
Культурный лаг – описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие – медленнее; часто возникает разрыв во времени между социальной и культурной динамикой.
6. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБЩЕСТВЕ.
Культуры различаются не только по способу права и поддержания жизни, но и по тому, чем люди владеют и как они мыслят. Люди являются представителями различных нации, этносов, классов, социальных групп, и т.д. Нациям, классам, социальным, профессиональным, религиозным и иным группам свойственно создавать свою собственную, отличную от других культуру, собственные знаковые системы (языки), стереотипы мышления и стандарты поведения, которые становятся особенно очевидны при столкновении с другими культурами.
Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов или неправильной интерпретации.
Однако отношение к имеющемуся многообразию культурных форм может быть различным:
Этноцентризм (греч. ethnos - народ, племя, лат. centrum - центр круга, средоточие) - заключается в том, что представители одной культуры считают свою культуру центральной, а остальные культуры сравнивает со своей культурой. Уже то, что своя культура ставится в центр, говорит о том, что индивид ценит в основном собственную культуру и будет пытаться сохранять и развивать ее преимущественным образом.
Культурный релятивизм - концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Доведенный до крайности культурный релятивизм, суть которого — полное игнорирование других культур, проявляется в крайне негативном отношении к другим нациям или обществам.
Культурная интеграция - процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами и историко-культурными областями.
Культурная интеграция охватывает: взаимодействие между учреждениями культуры, творцами и потребителями культур, процесс согласования национальных форм культуры, традиций и новаций; установление единой общечеловеческой системы ценностей.
Список литературы:
1. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. – М.: Логос, 2000 – 431
2. Коган, Л. Н. Социологический аспект изучения культуры / Л. Н. Коган //Социс, 1976 - № 1
3. Орлова, Э. А. Обыденная культура: организационные формы / Э. А.Орлова // Структура культуры и человек в современном обществе. – М.,417 с.
4. Сорокин, П. А. Социокультурная динамика / П. А. Сорокин / Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова;пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992 – 560 с.
5. Тощенко, Ж. Т. Социология: учебник. – М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2012 – 607 с.
6. Фролов, С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 – 256 с.
7. Шпак, Л. Л. Социология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб.– Кемерово, 2002 – Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учеб. Пособие для вузов / Ф.И. Минюшев. – М.: Академический Проект, 2004 – 272 с.