Культура, как общественное явление. Политическая культура: понятие, концепции, типология. Политическая культура и национальный характер. Политическая культура и политическая система общества. Политическая культура и политическое сознание. Политика и религия.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Культура, как общественное явление
1. Понятие, структура и функции культуры;
2. Роль политической культуры в жизни современного общества.
1.
Термин "Культура" впервые употребил римский литератор М.П. Катон во II веке нашей эры по отношению к изучению земли. Культура – это обработка и улучшение природы. В научный оборот этот термин ввел в 45 году н.э. римский оратор, философ и политик М.Т Цицерон для характеристики философии как "Культуры ума" и развития духовных способностей человека. Она полагал, что можно "Возделывать" ум человека и совершенствовать в нем качества, дающие ему возможность стать достойным гражданином.
Культура – это творческая деятельность человечества, направленная на преображение окружающего мир, сталкивается с определенными целями и задачами, нормами и ценностями, принципами.
Культура – это базовая, интегральная характеристика социума, по основным чертам и особенностям которой можно составить представление о духовном облике страны, народа, личности, о нравственных приоритетах общественной жизни, о характере и способах участия людей в политической деятельности.
Определение культуры – процесс сложный и многообразный, что порождает ряд подходов, каждый из которых имеет свое специфической основание. Подходы:
1. Культура, как результат человеческой деятельности (Все, что создано человеком);
2. Культура, как процесс человеческой деятельности (Целенаправленное действие);
3. Культура, как система коммуникаций (Язык, знаковая система и информация);
4. Культура, как системная целостность (Особый образ жизни человечества; совокупность системы производства способов деятельности, организации отношений, особенности менталитета, уровень знаний, религия, мораль и так далее).
Структура культуры.
Традиционно, принято разделять системную целостность культуры на 2 вида:
• Материальная;
• Нематериальная (Духовная).
Материальная культура – это мир вещей, созданных или преобразованных человеком (Культура труда и производства, культура быта и физическая культура).
Духовная культура – это мир идей, связанных с существованием человека (Знания, религия, нравственность, искусство и т.д.).
Функции культуры:
• Адаптивная. Предлагает систему действий, связывающих человека с окружающей действительностью; пути и способы решения проблем;
• Познавательная. Позволяет человеку успешно осваивать разнообразные формы поведения в любой сфере деятельности;
• Коммуникативная. Сохраняет в себе формы, способы общения и передачи информации. Предлагает накопленный опыт, традиции, ценности, нормы, идеалы и так далее;
• Регулятивная. Все стороны жизни общества регулируются нормами культуры;
• Гуманистическая. Так как главным объектом и субъектом культуры являются люди (Человек).
Принимая во внимание разницу и сложность данного феномена, культура является объектом исследования многих наук. В том числе: культурологии, политологии, социологии, истории и других. Вследствие этого многие исследователи выделяют политическую, социальную, организационную и поведенческую культуру, рассматривая их, как основные элементы системной целостности всей культуры. Особое внимание следует уделить изучению культуры, в том числе и политической, в контексте процессов глобализации, где рассматриваются проблемы планетарного и регионального взаимодействия и столкновения различных культур и цивилизаций. Особенности процессов региональной трансформации и модернизации стран в условиях современной системы МО.
2.
Г. Алмонд – "Государственный деятель, стремящийся создать политическую демократию, часто концентрирует свои усилия на учреждении формального набора демократических политических институтов. Они могут сосредотачивать усилия и на формировании политической партии чтобы стимулировать участие масс. Но, для развития стабильного и эффективного демократического правления требуется нечто большее, чем определенные политические и управленческие структуры. Это развитие зависит от политической культуры. Если она неспособна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики".
Политическая культура, как часть общего культурного достояния социума, является одной из важнейших составляющих политического развития общества. От ее состояния, от качества ее нормативно-ценностной системы во многом зависит политический потенциал общества и перспективы его исторического генезиса. Знания политической культуры дают возможность более глубокого проникновения в сущность политики, предполагают понимание всестороннего воздействия культуры на политические явления и процессы. Политическая культура, в том числе, понимается, как совокупность явлений из мира политики, содержащихся в культуре данного общества, на которые влияют, характерные для него, цивилизационные составляющие. Такие, как исторический опыт, уровень развития образования и науки, религии и верования, этнонациональный менталитет и стереотипы. Выражая "Духовный код" народа в символах и атрибутах, в том числе и государственных, политическая культура своими способами содействует сплочению общества, обеспечивает, в привычных формах, стабильность взаимоотношений. Политическая культура выражается в достигнутом уровне, качестве и направленности политической жизни общества. Доминирующей в политических ценностях и моделях поведения, а также, в характере развития функционирования политических институтов, процессов и политической деятельности индивидов. Она играет важную роль и при вхождении человека в политику и при его дальнейшей политической деятельности. Политическая культура оказывает значительное влияние на все,что затрагивает проблемы власти и управления, участия социума в политике, а также, пограничные зоны взаимодействия политики и права, экономики, нравственности. Сущностным показателем политической культуры общества служит реальное положение социума в системе общественного производства. Уровень сознательности и гражданственности, включения в социально-политическую и общественную жизнь. А степень свободы и условий для всестороннего развития личности определяет подлинное содержание культурного прогресса данного общества. В условиях современной глобализации особенно важным является всесторонний анализ политической культуры разных стран. Характер их влияния на политическое поведение людей в различных социокультурных средах, что помогает понять как свою собственную национальную политическую культуру, так и политическую культуру других народов цивилизации, а также, раскрыть перспективы их взаимовлияния и взаимообогащения.
Политическая культура: понятие, концепции, типология
1. Становление концепции ПК;
2. Современные трактовки политической культуры;
3. Структурно-функциональные основы ПК;
4. Типология ПК.
1.
Различные аспекты политической культуры рассматривались еще в трудах античных философов и французских просветителей. Термин "ПК", употребляемый в широком философском смысле, был введен лишь в XVIII веке немецким мыслителем И.Г. Гердером. Само же понятие "ПК" обрело категориальный статус В 50-х годах XX века. Концепция, предложившая изучать политику сквозь призму этого явления, сформировалась в середине 60-х годов XX века. Это было вызвано серьезными социально-экономическими и политическими изменениями послевоенного мирового развития. Это обусловило массовое вовлечение различных социальных групп, ранее пассивного населения, в активную политическую деятельность. Однако, политическое участие масс сталкивалось с низким уровнем их политической культуры, что порождало напряженность в обществе и требовало более глубокого и детального исследования данного феномена, а также, разработки соответствующего концептуального, методологического и методического инструментария. Поэтому, стали активно разрабатываться и широко использоваться концепции политической системы, политических ролей и функций, политической культуры, политической структуры обществе и так далее.
Приоритет в разработке и развитии идеи ПК принадлежит известному американскому ученому Г. Алмонду. Разделил на уровни:
1. Институциональный. Традиционно определяющие институты, их функции, нормы и механизмы действия;
2. Ориентационный. Выражающий особые формы отношения людей к разным политическим объектам. При помощи ориентационного уровня и был охарактеризован особый класс явлений "Политическая культура", соединяющая институциональный и реальный уровни функционирования политической системы.
Дальнейшие исследования Алмонда и его коллег: С. Верба и Л. 9,0-8существенно дополнилли и расширили познания о структуре и функциях, условиях и последствиях политической культуры различных социальных групп и государств. Они пришли к выводу, что традиционный институциональный подход не в состоянии определить, почему одинаковые по своей форме социально-политические институты действуют по-разному в различных странах; почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах, но неприемлемы в других.
Политическая культура рассматривалась ими, как совокупность индивидуальных ориентаций и установок участников политической системы, как субъективная сфера, лежащая в основе политических действий, передающая им определенный смысл и направленность. Первоначально возникнув в США, концепция ПК получила широкое распространение и в других странах. Она стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений. Данное понятие стало символом обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики. Введение в научный лексикон и определение статуса концепции политической культуры позволило сформулировать основополагающий принцип – конечной причиной политики конкретного общества является система его ПК.
2.
Политическая культура, в силу множественности своих проявлений в национальном, религиозном, геополитическом и других аспектах очень сложна и многогранна. Вследствие этого, маловероятно создание ее итоговой характеристики, о чем свидетельствует более 50-ти определений этого феномена, а также, постоянные дискуссии среди зарубежных и отечественных ученых. Вместе с тем, следует выделить несколько основных подходов к рассмотрению политической культуры:
• В широком смысле слова, ПК – это составная часть общей культуры, проявляющаяся в процессе политической жизни;
• В узком смысле, ПК – это особый субъективный срез содержания политики, включающий в себя ориентации и установки, отражающиеся в политическом поведении людей и функционировании политических институтов.
Анализ международного опыта позволяет выделить основные трактовки политической культуры:
• ПК, как совокупность явлений в мире политики, форма общественного сознания или психического склада, но не учитывающая поведенческий аспект;
•
• Политическая культура, как выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике;
• ПК, как система поведенческих ценностей, как стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его базовых воззрений в поведении;
• Решетников (ДПН): ПК – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей;
• Перевалов (ДЮН): ПК – это система ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности, отражающих ох отношения к политической власти;
• Баталов: ПК – это система исторически сложившихся относительно устойчивых и репрезентативных (Особых) убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также, моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и, тем самым, обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности.
3.
Характер политической культуры во многом зависит от ее структуры, которая складывается под ее влиянием на способность воплощать ценностную активность человека в сфере политики, отражать особенности понимания им своих интересов в отношении власти; вести себя не только по правилам политической игры, но и творчески перестраивать методы и способы деятельности при изменении потребности и внешних обстоятельств. Сложность структуры ПК так же объясняется разнообразием ее связей с различными социальными и политическими процессами и зависит от основания структурирования, от того, какой критерий положен в основу дифференциации.
Г. Алмонд (Классическая форма структурирования). В качестве основы строения ПК он рассматривает личные (Индивидуальные) ориентации на политическую систему и образующие ее части:
• Когнитивные (познавательные) ориентации: знания и вера относительно политической системы, ее ролей и обязанностей, относительно этих самых ролей того, что эта система берет из окружающей среды и что отдает;
• Аффективные (эмоциональные) ориентации: чувства и эмоции, относительно политической системы, ее работы и вовлеченных в нее людей;
• Оценочные ориентации: мнения и суждения о политических объектах, представляющие из себя комбинацию ценностных стандартов, верований, определенных критериев, информации и тому подобное.
Ежи Вятр и его структура:
1. Знания о политике и политической системе;
2. Оценка политических явлений;
3. Эмоциональная сторона политической позиции;
4. "Образцы" политического поведения.
В российской литературе структурные элементы политической культуры в наиболее общем виде определяются:
1. Политические ценности. Исторический политический опыт, воплощенный в реальные и идеальные политические конструкции о форме государственного устройства, правления и т.п; знания о политических явлениях, с которыми связано существование субъектов (права и свободы, равенство и прочее); политические традиции и нормы,оформившиеся в ходе исторического развития и на которые ориентируются участники политической деятельности, считая их наиболее правильными и эффективными; религиозно-политические ориентации; политическая символика и мифология (политический язык, гербы, флаги, гимны и прочее). Ценности играют роль ориентационно-мотивационной базы политической культуры;
2. Современные политические знания – идеи, концепции, теории, которые могут основываться на наследии прошлого или получены при помощи исследований и разработок;
3. Политическое мышление выступает, как форма и способ существования политических знаний. Благодаря ему, знания систематизируются, а система вырабатывает компенсирующие и защитные механизмы, позволяющие нормально функционировать на индивидуальном и общественном уровнях;
4. Политические идеалы и убеждения, которые базируются на политических знаниях, ценностях, нормах и традициях. Они формируются под воздействием идеологических и психологических факторов, характеризуя наиболее устойчивую и стабильную часть политической культуры;
5. Политические чувства (эмоции) отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, группой и обществом в целом. Они придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение;
6. Политические действия. Выступают в качестве наиболее динамичного и реального элемента политической культуры. Они связывают субъекта с политической практикой посредством действий осуществляются идеалы и убеждения, претворяются в жизнь знания и достигаются поставленные цели. В своей совокупности такие действия составляют политическую деятельность, из которых формируются политические отношения, которые в обобщенном и системном виде олицетворяют политику;
7. Политические средства и способы решения общественных проблем.
Функции политической культуры:
• Когнитивная (познавательная). Охватывает всю совокупность практических знаний, используемых носителями политической культуры, а также, их творческое развитие, умение применять их в политической практике;
• Аксиологическая (ценностная). Отражает значение общечеловеческих ценностей в мире и используется для указания на значимость определенных процессов и явлений путем выработки соответствующих норм, мотивов, оценок и установок. Ценности служат ориентиром политической деятельности;
• Политической социализации. Вырабатывает умение ориентироваться в политическом пространстве, существовать в политической жизни, приобщает граждан к господствующей системе ценностей;
• Регулирующая. Касается создания и утверждения норм и институтов, определяющих основы политической системы и политических взаимоотношений в обществе. В правовом государстве нормативно-ценностная система политической культуры выступает и основой правопорядка, так как общеизвестно, что законы неустойчивы, если не опираются на соответствующие нравы и обычаи, составляющие прочную и устойчивую силу народа;
• Интегрирующая. Состоит в объединении определенных социальных групп вокруг политических ценностей, отражающих политические интересы большинства общества и признаваемых в качестве официальных норм и правил;
• Репродуктивная. Обеспечивает воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности;
• Воспитательная. Заложена в самой природе политической культуры и отражает ее гуманистическую направленность.
Таким образом, политическая культура представляет собой весьма сложный и многомерный феномен.
4.
Особенность исторического развития отдельных стран и регионов определяют различные проявления одних и тех же политических установок, нормативно-ценностных ориентаций и идеологических принципов у разных народов. В связи с этим, разработано множество типов политической культуры, которые отражают преобладания определенных ценностей, норм и стереотипов, стилей поведения, формах властвования и взаимоотношений, а также, элементов, сложившихся под доминирующим воздействием особых экономических, политических, духовных и других факторов.
Габриэль Алмонд "Сравнительные политические системы" (1956 год) и его типы:
1. Англо-американская политическая культура (гомогенная, секулярная): А. Светский прагматический характер; Б. Общенациональный консенсус об основополагающих ценностях; В. Понимание политики как процесса становления и согласования интересов; Г. Тяготение электората к политическому центру; Д. Линейный характер политического времени;
2. Континентально-европейская политическая культура (фрагментированная). А. Поляризованный политический спектр; Б. Ценностно ориентированный электорат; В. Циклический прерывистый характер политического времени; Г. Сочетание гетерогенных начал в политике;
3. Авторитарно-патриархальная политическая культура (доиндустриальная). А. Высоко традиционный характер политики; Б. Ценностная ориентация;
4. Тоталитарная политическая культура. А. Идеал и механизм специфической рациональности, при котором человеческие действия уподобляются автомату; Б. Полный контроль над всеми сторонами жизни; В. Использование насилия и принуждения в качестве инструментов политического регулирования.
В наиболее общем виде основные подходы к типологии политической культуры могут быть изложены следующим образом:
• Политико-властный. По отличию места и роли политической культуры в связи с характером политико-властных отношений, политического устройства общества и его политической системы;
• Ориентационно-поведенческий. По различиям характера и степени участия народа в политической деятельности в связи с их политическими ориентациями и устройством общества;
• Цивилизационный. По характерным национальным признакам и особенностям политической культуры в связи с ее цивилизационными основаниями формирования, развития и функционирования ;
• Кросс-культурный. Объединяющий все вышеназванные.
Характеристика всем подходам:
1. С точки зрения политико-властного подхода политическую культуру можно определить как: тоталитарную, авторитарную, демократическую и транзитивную (переходную).
Тоталитарной политической культуре присущи жесткие государственно-направляемые и контролируемые формы участия людей в политике. Полный контроль за деятельностью СМИ, идеологизированные стили поведения, определенный и формализованный политический язык.
Авторитарная политическая культура предполагает доминирующую, в определенной степени, роль государства в обществе, а также, соответствующие формы и методы управления и контроля за политической деятельностью. Политическая сознательность и ценностная ориентированность централизованно формируются государством, где преобладают ценностные ориентиры и стандарты вождизма, харизматического лидерства и дозированной информации. В связи с этим, национально-государственные интересы доминируют над интересами личности.
Демократическая политическая культура характеризуется ориентацией на демократические ценности, такие как приоритет прав и свобод личности, верховенство закона, правовое государство, гражданское общество; экономический, политический и идеологический плюрализм;
2. Ориентационно-поведенческий подход (Алмонд, Верда и другие "Гражданская культура"): политические установки демократии пяти наций (Англия, Италия, ФРГ, США, Мексика). По версии ученых политическая культура включает в себя политические ориентации трех типов, которые выступают основой трех идеальных "Чистых" типов политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский.
Патриархальная политическая культура (приходская, местечковая, парохиальная). Существует в обществе с несформировавшейся политической системой. В таком обществе нет специализированных политических ролей, а политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных. Характерной чертой это политической культуры является отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования.
Подданическая ПК (культура подчинения). Отличается высокой степенью ориентаций на политические институты и проявления к ним определенных чувств. Вместе с тем, слабо выражена ориентация на активное участие в деятельности политической системы.
Активистская политическая культура (культура участия, партиципаторная). Отражает заинтересованностью людей в политическом участии и соответствующую активную политическую деятельность.
Однако, на практике, данные типы ПК в чистом виде практически не встречаются. Они взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. Однако, из этого был сделан вывод, что самой оптимальной и массовой является гражданская политическая культура (культура гражданственности) – активистская в своей основе политическая культура, которая интегрирует определенные элементы патриархальной и подданнической. Данному типу политической культуры свойственны консенсус легитимности политических институтов, основная направленность и содержание общественной П, согласование интересов, толерантность, взаимное доверие власти и граждан;
3. Цивилизационный. Выделяет наиболее устойчивые политико-культурные ориентации общества. Определяет культурно-цивилизационные приоритеты и особенности развития наций. Он позволяет проанализировать социодинамику различных обществ, развитие во времени социальных, экономических, религиозных и этнических факторов, которые определяют содержание цивилизации. Панарин и Василенко предлагают:
Конфуцианско-буддийская ПК;
Индо-буддийская ПК;
Исламская ПК;
Западная ПК;
Православно-славянская ПК.
Хантингтон выделяет:
Западная;
Православная;
Китайская;
Индийская;
Японская;
Африканская;
Латинская.
4. Кросс-культурных подход синтезирует вышеизложенные методы исследования, но выделяет цивилизационную составляющую.
Политическая культура и национальный характер
При анализе политической культуры используется понятие "Национальный характер" (НХ)., в т.ч. российский, германский и прочее. По аналогии с характером, как наиболее распространенного в народе типа личности, национальный характер можно трактовать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и характеристик регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Изучение национального характера является существенной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа. М. Мид: "Национальный характер представляет собой совокупность закономерностей психической организации субъектов данного общества. Он имеет существенное значение в парадигме политической культуры. Причем, в основе любого НХ лежат причины не биологического расового порядка, а то, что эти субъекты были воспитаны в конкретном социуме". НХ – это совокупность нравственных, культурных, политических и иных представлений, свойственных определенному этносу, и закрепленных в его традициях, нормах и стереотипах. Психологические особенности стали основой разработок США и Великобританией рекомендации по денацификации Германии, а вначале Холодной войны, политических методов противостояния СССР и его союзников, а также, деморализации коммунистической элиты. Однако, было признано несовершенство модели национального характера, как инструмента анализа человеческого измерения политики, что способствовало обоснованию концепции политической культуры.
И.Г. Гердер обосновал подход понимания нации, как органической этнической группы, которой свойственно единство языка, культуры и национального духа. Характер нации определяется природными, климатическими условиями и географией среды обитания, формирующими жизненный уклад и трудовые навыки людей. В языке историческая память и опыт народа, в его структуре – подлинная человеческая суть. Каждая нация обладает национальным духом, источником созидательности. В его концепции культура – это важнейший элемент народного духа. Она отражает самосознание народа, проявляется в уважении и сохранении национальных традиций, коллективной памяти, а главное – готовности к созиданию.
Западные науки национальный дух, национальный характер рассматривали, как решающий фактор, позволяющий объяснить особенности возникновения и функционирования той или иной политической системы, политических традиций и поведения граждан. Он создавался в формате обобщенного образа индивидуального характера, наиболее распространенного в данной общности на основе относительной частоты проявления определенного типа личности у взрослых членов нации. Определение черт индивидуального характера нередко основывалось на представлениях обыденного сознания, в основе которых лежали как действительные, нередко, частные наблюдения, так и устойчивые исторически сложившиеся мифы.
Мифы:
• Англосаксы – сдержанные, деловые и рациональные;
• Романские народы – импульсивные, эмоциональные анархисты;
• Германцы – высокоорганизованные, проявляющие особое предпочтение к власти.
В российской науке термин "Национальный характер" или "Психологический склад нации" – это совокупность психологических черт, обусловленная сходством условий существования лиц одной национальности, внешнего окружения, долговременного совместного исторического развития. Отдельные черты национального характера могут быть обусловлены биологическими особенностями. Но, в основном, они обусловлены общественными факторами, передаваемые через механизмы социализации. Поскольку политическая культура также является социально-психологическим феноменом,формирующимся и развивающимся в процессе накопления исторического и, прежде всего, социального опыта, то она, в этом смысле, сходна с феноменом национального характера. При определенных обстоятельствах типология национальных характеров может быть аналогичной типологии политической культуры. Вместе с тем, национальный характер – явление более глубокое, чем политическая культура. Являясь результатом весьма длительного развития, национальный характер более прочно укрепляется в социально-психологических структурах и, следовательно, в гораздо меньшей степени подвержен изменениям. Ввиду этого,одному и тому же национальному характеру могут соответствовать несколько сменяющих друг друга политических культур. Анализ черт национального характера, в силу его устойчивости, отражает не столько данную социальную дифференциацию, сколько ту, которая сложилась во время предыдущих поколений, длившихся более продолжительное время. Национальный характер хотя и не определяются биологическими факторами, но, в определенной степени, связан с ними. Поэтому, выделение политической культуры народов какой оно отражает действительное деление, имеет в своей основе не расово-биологические отличия, а общность историко-культурных судеб соответствующих народов. Т. о. национальный характер составляет основу общественного поведения человека и социальных групп, А политическая культура – основа политического поведения. Для политической культуры политические институты – это главный объект воздействия. Поэтому, в данном случае, интенсивность ее воздействия существенно выше, чем национального характера.
Национализм, в широком смысле, многие исследователи считают не просто идеологией, а частью целостной культурной подсистемы, благодаря и одновременно вопреки которой образуется совокупность национально-патриотических взглядов, верований и чувств. Н.А. Бердяев:
1. Творческий и созидательный национализм;
2. Деструктивный и разрушительный.
В политической системе правильнее понимать национализм, как идейно-политическую доктрину организации власти на определенных принципах. Э. Геллнер, в отличие от ряда авторов, использующих для трактовки национализма преимущественно этнический или антропологический подход, исследовал этот феномен в политико-философском моменте. Он вывел важную связь между политикой и культурой, объясняющую природу национализма. В основе необходимость защиты национальной культуры, институтов создания и сохранения и передачи культурных ценностей этноса. Именно национализм порождает осознание своей национальной принадлежности. Самоидентификация человека сводится к субъективному суждению, формирующимся под влиянием различных факторов и, прежде всего, субъективной воле, культуре и политике, которые образуют триединство, лежащее в основе национализма.
Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхи перед "Инородным" и, оттого, ненависть к нему, близости к расизму и шовинизму, национализму. Последний устанавливает искусственный барьер между человеческими общностями, разделяя их на "Чужих" и "Своих". При этом, свои часто воспринимаются, как нечто гораздо более высокое и ценное, чем остальные народы. Таким образом, национализм превращается в одно из наиболее опасных современных идеологий.
Политическая культура и политическая система общества
С.Коэн: "Ни одна политическая система ни в одной стране не будет стабильной, если она не рождена в этой самой стране на ее почве, как результат развития собственной политической культуры". Политическая культура и политическая система любого общества очень тесно взаимосвязаны и сложно взаимодействуют. В целом, политическая культура оказывает влияние на общество. Однако, при этом, воздействует на экономику, право, нравственность и религию. Это позволяет рассматривать политическую культуру не только как центральный элемент духовной жизни общества, но и как структурный элемент политической системы и как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы.
Политическая система общества состоит из нескольких подсистем:
• Институциональная (государство, партии, средства массовой информации, церковь и так далее);
• Нормативная (политические, правовые, моральные нормы, традиции, обычаи);
• Коммуникативная (формы взаимодействия власти, общества и личности. Средства и каналы передачи политической информации);
• Политико-культурная (ценности, менталитет, религия);
• Функциональная (средства и способы реализации власти, в том числе: авторитет, согласие, принуждение, насилие).
Однако, следует обратить особое внимание на то, что политико-культурная подсистема является не только составной частью политической системы, но и одновременно выступает, как вектор всей политики. Зависимость политической культуры от политических институтов, норм и ценностей, принятых в обществе, выражается в создании нормативной модели политической культуры, предлагаемой господствующими политическими институтами.
Бурлацкий и Галкин: "Формирование, развитие и изменение ПК во многом зависят от ее взаимосвязи с политической системой. Эти взаимоотношения имеют крайне сложный характер. С одной стороны, политическая система является порождением определенной политической культуры. С другой – на базе одной и той же ПК могут возникать и эффективно действовать сразу различные модели политической системы, в том числе и существенно отличающиеся друг от друга. Политическая система с ее нормативными установлениями и институциональной структурой приобретает относительную самостоятельность и независимость от политической культуры. В случае возникновения заметного разрыва между ними, политическая система с помощью имеющихся инструментов власти, обычно стремится ликвидировать этот разрыв, прежде всего пытаясь модифицировать политическую культуру, препятствуя реализации тех или иных образцов поведения, навязывая составляющим общество социальным группам новые ценности и образцы поведения, выгодные для господствующего класса. Обычно это удается лишь частично, ибо политическая культура, обладая значительным запасом прочности, оказывает сопротивление подобным усилиям и стремится, по возможности, приспособить политическую систему существующим структурам".
Г.Алмонд и С. Верба "Гражданская культура. Политические установки. Демократии и наций": "Для анализа политических систем в контексте политической культуры и, тем более, для их сравнения, необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Что знает человек о своей нации, о политической системе, ее истории, масштабах устойчивости, конституционных параметрах и так далее?; Каковы его чувства по отношению к этим системным характеристикам; Каковы его более или менее осознанные взгляды и суждения о них?;
2. Каковы представления человека от структуре и полях разнообразных элит, о политических предложениях и инициативах, которые вовлечены в "Восходящий поток" производства политики? Каковы его чувства и взгляды на эти структуры, на лидеров и т.д?;
3. Что знает человек "О нисходящем потоке политического принуждения", от структуре, людях и решениях, вовлеченных в дальнейший процесс? Что он чувствует и каково его мнение о них?;
4. Как осознает себя человек в качестве члена политической системы? Понимает ли он свои права, обязанности, возможности и то, что он способен влиять на систему? Как он ощущает дти свои возможности? Какие нормы участия и исполнения он усваивает и использует при формировании политических суждений и взглядов?
Ответы на эти вопросы создают образ политической культуры нации, то есть, разнообразные, но устойчиво повторяющиеся когнитивные, аффективные и оценочные ориентиры человека. Именно ПК и детерминирует в конечном итоге действия политической системы общества, ее "Поведение во времени и пространстве"".
Политическая культура и политическое сознание
Политическое сознание тесно связано с политической культурой и является ее производной, высшим уровнем и одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом. Многие ученые рассматривают политическое сознание, как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое образование, включающие сложный комплекс явлений.
Бурлацкий и Галкин: "Политическое сознание функционирует и самовоспроизводится в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем, оно есть условие и одновременно средство воспроизводства политической культуры. Политическое сознание – это совокупность представлений, взглядов, эмоций, чувств, оценок и установок, выражающих восприятие и осознание сферы политической жизни с социальными субъектами. (индивидами, группами, общностями).
Одна из наиболее распространенных структур политического сознания предполагает наличие следующих элементов:
• Политическая идеология. Включает в себя идеи, понятия, представления о политике, политической власти, государстве и так далее;
• Политическая психология. Эмоции, чувства и настроение. Эмоциональная окраска, положительная или отрицательная, существенно влияет на характер поведения политического субъекта, в том числе, реакция на социальную политику государства. В отличие от политической идеологии, политическая психология распространяется в обществе стихийно. Ее информационные базы могут быть неверно поняты;
• Поведенческий элемент. Мотивы поведения, внутренняя установка и готовность действовать. Он объединяет в себе политическую идеологию и политическую психологию, непосредственно с волевой позиции, с прочными убеждениями, с психологической стороной практической деятельности по достижению поставленной цели. Идеологический и психологический элементы служат, своего рода, основой, предпосылкой деятельности. А поведенческий непосредственным внутренним ее стимулом.
Ряд авторов подчеркивают, что ПК включает в себя не все политическое сознание, а лишь то устоявшееся эпичное, что характерно для данной социальной общности, а также, выделяют те компоненты политического сознания, которые влияют на содержание политической культуры. Эти самые компоненты:
1. Политические представления (представления о политической системе и ее институтах, режиме и носителях власти, об идеальном политическом устройстве, о собственном месте в политической жизни). Они могут иметь теоретический характер, основываться на объективных знаниях, а также, функционировать на уровне обыденного сознания. Они могут быть правдивыми, ложными, хотя их носителями воспринимаются как истинные. Устойчивые политические представления направляют политическое поведение;
2. Политические ценности и ценностные ориентации, которые представляют собой значимые понятия, такие, как, например, свобода, равенство, братство, демократия, справедливость и тому подобное, с которыми соотносятся действия политических субъектов. Они выражаются в политических нормах, используемых социальными группами в борьбе за власть и ее осуществление;
3. Типичные для группы или общества политические установки, которые способствуют реализации политических ценностей. Они предполагают определенное отношение субъекта к политическим явлениям. Установкой может быть стремление к получению политических знаний, к участию в политической деятельности, к политическому лидерству и тому подобное;
4. Образцы и стереотипы политического поведения. Опирающиеся на политические традиции, в которых заключен предшествующий политический опыт, отвечающий интересам и целям общества. Они являются способом передачи образцов политического поведения, сформировавшихся под влиянием особенностей исторического развития.
*********************************************************************************************************
Политическая символика также связана с экономической и религиозной, которые часто "Перетекают друг в друга", преобразовывая политические идеалы в религиозные и экономические.
"Политический миф представляет собой стойкую укрепленную систему представлений, сформированную, в одной стороны, на основе изначальных архетипических установок в подсознании, с другой – на основе внедряемых в сознание трактовок и оценок событий и явлений общественно-политической жизни". Политическая мифология служит средством социальной организации с соответствующими мифами. Власть мифа параллельна рациональным формам власти; сближается и конкурирует с ними и нередко проникает в них. Образы, в которых воплощается миф, никогда не воспринимаются как образы. Они считаются действительностью. Не возникает стремления критиковать или отвергать их. Они опираются на веру и воспринимаются без тени сомнения. (Лосев).
"Мифологическая церковь" имеет собственное значение, священные писания (Майн Кампф, цитатники Мао Цзэдуна). Бесчисленные комментарии к ним, свои ритуалы и таинства (заседания, восхваление, подарки, праздники), символы (портреты, лозунги, эмблемы), иерархию жрецов, святых и пророков, особо почитаемые гробницы, съезды и конгрессы. Национальный миф, прежде всего, тесно связан с психологией конкретного народа, представляющей собой строго скоординированную систему идейно насыщенных образов, отраженную как в религиозно-философской и социально-политических теориях, в искусстве, но также и в повседневного укладе. Бердяев: "Миф представляет собой не нечто завершенное и замкнутое, он, подобно расширяющийся вселенной, постепенно обновляется и в него включаются новые элементы, а старые меняют форму. Динамика мифа циклична, что позволяет исследовать и чувствовать окружающий мир, каждый раз открывая в старых символах новые смыслы, а также вводя иные символы".
Особенный расцвет мифотворчества возникает в период кризисов, войн, революций и так далее.
Политика и религия
Особое место в формировании и функционировании политической культуры занимает религия. Многие ее идеи, ценности и установки составной частью включаются в ПК народа, нации. Это обусловлено тем, что религия, будучи неотъемлемой частью национально-культурной и исторической традиции народа, пронизывает все его культурное наследие и отражается на характере его политической культуры.
Церковь, являясь важным институтом политической системы, обладает способностью существенно влиять на процессы становления, формирования и развития культуры в целом и ПК в частности.
Церковь – это централизованное иерархическое объединение священнослужителей и мирян, которое всегда сохраняет, воссоздает и координирует обрядово-культовую сторону религии.
Актуальность и значимость этой проблемы состоит в том, что верующих людей в мире насчитывается около четырех миллиардов человек. Сегодня в России в различной мере убежденными и последовательными приверженцами религии называют себя не менее шестидесяти процентов взрослого населения, а на территории страны действует более десяти тысяч религиозных объединений различных вероисповеданий. Закрепляясь в сознании людей и памяти поколений, становясь частью культурного потенциала народа, страны и даже многих стран, система религиозных верований приобретала определенные социально-политические и культурно-этнические функции. Религия, влияя на мировоззрение верующего человека, формирует у него определенные мировосприятия и определенную систему ценностей, давая мотивацию его поступкам. Многие религии стремились и стремятся в к созданию определенной модели общественно-политической жизни и определенной идеальной социальной структуры. Религия может способствовать формированию стабильности общества.
Этноцентризм – это когда любая этническая общность, объединенная системой единых верований, ценностей, ритуалов и т.п. считала именно свою нормативно-ценностную систему эталоном, отклонение от которой считалось недопустимым. Со временем религиозные нормы переставали быть этническими и перерастали в мировые, что необходимо учитывать в современной политической практике.
Два основных аспекта взаимовлияния религии и политики
1. Отражение в религии политических процессов. Политико-государственные отношения находят свое отражение и выражение в религиозной деятельности и организации. Эти отношения оказывали влияние на формирование и развитие представлений о богах. Многие исследователи обращали внимание на то, что понятие о едином и единственном боге, контролирующим многообразные природные и общественные явления, возникли, в том числе, и как отражение строения монархических деспотий во главе с единым царем (племена – политеизм; государство – монотеизм). Политико-государственные процессы воспроизводятся и в религиозных отношениях. Они представляют особый вид отношений в духовной сфере общества:
• Отношения господства – подчинения (господь и раб);
• Государственно-правовые структуры (царство небесное);
• Судопроизводство (судный день);
• Семейные отношения (бог-отец, бог-сын).
В православии и католицизме имеется церковное право, предписывающее правила взаимоотношений внутри духовенства, а также между духовенством и мирянами. В исламе существует система права, предписывающая правила взаимоотношений внутри духовенства, а также, между духовенством и мирянами. В исламе существует система права "Шариат". В структуре религиозных организаций эти отношения упираются в определенных нормах, церковном составе, апостольских правилах и тому подобное. Организационные принципы определяют ее составные части, совокупность позиций и ролей, правил субординации и координации, деятельность человека и групп людей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от условий возникновения и существования, религиозные организации принимают различный вид:
• Монархический (католицизм и православие);
• Парламентско-королевский (англиканство);
• Республиканско-демократический.
*********************************************************************************************************
Современные подходы к идеологии подвергают определенной критике концепции и Маркса и Мангейма, в особенности тезисы о ложном сознании и противопоставлении идеологии и утопии. Вместе с тем, рациональный элемент обоих подходов, то есть, идея о том, что разные типы "Ложного сознания" в ходе своей внутренней эволюции и динамики могут выполнять известные социальные функции используются практически всеми исследователями.
Т. Парсонс рассматривает идеологию с позиции функционального подхода, акцентируя внимание не на ее природе и специфике, а на ее предназначении в обществе. Он определяет идеологию, как систему ценностей конкретного общества, выступающую в качестве универсальных ориентаций социальной действительности.
Л. Фейер отмечал, что одна и та же по форме идеологическая система, рождающаяся,как обоснование свержения существующих порядков и выполняющая критическую функцию, способна со временем превращаются в оправдания полномочий и привилегий нового правящего слоя, стремящегося сохранить свое господство. Он писал, что догма – это революционная идеология предшествующего поколения, когда бывшие революционные фанатики становятся консерваторами и хранителями. Предложенный им "Закон крыльев" определяет, что любая политическая идея своей эволюцией проходит все фазы политического спектра слева направо или наоборот, обслуживая полярные политические силы.
М. Селиджер выделяет такую особенность функционирования идеологии, как асимметричность. То есть, одни и те же по основному смыслу идеи и принципы способны входить в состав различных идеологий. Они могут выдвигаться различными политическими силами и обслуживать их интересы, выполняя, таким образом, неодинаковые социальные функции.
Носителями идеологии могут быть социальные слои, чьи интересы не представлены, или напротив, идеология может изначально быть вне той среды, интересы которой она призвана отстаивать (пролетарская идеология). Кроме того, одна идеология способна в определенных ситуациях обслуживать интересы различных социальных слоев. В других случаях интересы любой социальной группы могут быть зафиксированы в разных условиях.
К. Гаджиев: "Политическая культура, как правило, характеризуется гетерогенностью основных элементов. Этим, во многом, определяется то, что в единой политической культуре могут существовать несколько конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических ячеек. Хотя как это имеет место при тоталитаризме, бывают ситуации, когда идеология стремится полностью подмять под себя политическую культуру".
М. Вебер и Э. Дюркгейм: "Особое значение идеологии в конкретном обществе обусловлено заданностью политических идеалов религиозными нормами. Эти ценности предписывают определенный образ жизни, действия и являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических форм жизни в конкретном обществе".
Важнейшая черта идеологии – ее органическая связь с политикой и обусловленность политической практикой. К. Фридрих подчеркивал, что идеологи неразрывно связаны с политическим процессом, так как без идеи не бывает никаких политических действий. Но и политика оказывает существенное влияние на идеологию, так как очень часто политический интерес оказывается решающим фактором для выбора направленности и содержания идеологической деятельности. При этом, в одних ситуациях код идеологических процессов может обгонять политическое развитие (критическая функция, а в других – тормозить (консервативная функция).
Между идеологией и политикой складывается особый род взаимоотношений:
1. Неодинаковое влияние на политику разных типов идеологий, которые отличаются "По степени иллюзорности", дают политике соответствующую ориентацию;
2. В зависимости от конкретной ситуации, политике почти всегда присущ разный уровень идеологизма. Так, для политического процесса может быть характерна искусственная идеологизация – его подчинение конкретным идеологическим целям, достижение которых считается категорически необходимым, причем, немедленно и независимо от реально складывающихся обстоятельств.
Политическая идеология – система верований. А также она предполагает стратегию (процессы, программы, институциональные меры). Это целостная система идей, о политических средствах, где сохранение или преобразование политического порядка. Это система идей, связанная с действием; это совокупности идей, которые относятся к существующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить или защищать его.
Е. Вятр: "Политическая идеология предлагает и разъясняет политическим силам общую картину мира. Ценности, которыми связаны политические действия, указывает средство, обеспечивающее реализацию этих ценностей. Это совокупность символов с эмоциональным содержанием, поощряющим усиление активности индивидов и групп";
3. Политическая идеология по сравнению с идеологией более отчетливо ориентирована на практическое политическое действие, на реактивное влияние, на политическое поведение индивидов, социальных групп, партий, движений и так далее. Политическую идеологию называют "Идеями-в-действии";
4. Политическая идеология отличается от совокупности неких идей тем, что она более целостна и систематизирована,выражена в теоретической форме, более четко формулирует лежащие в ее основе базовые принципы, сильнее настаивает на активном участии в различных политических организациях.
Ф. Фукуяма: "Мировая история как продукт соперничающих идей и идеологий подошла к своему завершению, поскольку «экономический и политический либерализм» одержал победу в мире идей после падения СССР. В современном мире место борьбы за признание, то есть, противостояния идеологий, религиозных и мировоззренческих систем заняла борьба за более эффективную стратегию удовлетворения человеческих потребностей в рамках всемирного общества потребления, а значит, основной исход разворачивается вокруг того, что как эффективнее добиться одних и тех же экономических целей".
Д. Белл – один из идейных вдохновителей современного американского неоконсерватизма или либерального технократизма. Революционное развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную революцию не актуальной, а ее место занимает научный технологический переворот. Это и есть причина деидеологизации такого общества (истощение идеологии).
Критика: это проявление политической моды, а эта теория сама претендует на место идеологии, легитимизируя политическую апатию и и сложившийся порядок;
5. Оформившиеся идеологии характеризует целостность, систематичность и определенная самодостаточность. Новые идеологии, как правило, складываются в условиях кризиса и в тех общественных слоях, которые либо активно отвергают господствующие порядки и идеи, либо ищут новые обоснования для их защиты.