Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
1. Подготовьте свою презентацию основных понятий по теме (в Microsoft Power Point). Проиллюстрируйте эти понятия, использую графические, аудиофайлы или видеофайлы.
2. Подготовьте текст выступления (на 2-3 минуты) в письменном виде, в котором Вы выражаете свое представление о понятии «культура».
Что есть культура? Культура как одно из самых привычных и вроде бы вполне ясных понятий оказывается одновременно своего рода тайной за семью печатями.
Понятия культуры слагается из трёх составляющих:
Жизненные ценности
Нормы поведения;
Артефакты (материальные произведения).
Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры. Жизненные ценности человека формируются с самого детства. Огромную роль в этом процессе играют наши родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и общество, в котором живем.
Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Жизнь среди людей предполагает соблюдение определенных правил поведения, их называют еще правилами культурного поведения.
Артефакты это предметы способные нести информацию о прошлых временах, людях, событиях. Это могут быть как предметы материального мира (черепки, изделия из кости, наконечники стрел и т.п.), так и мира нематериального (былины, легенды, были, религии). В любом музее на полках артефакты материального мира.
Культура — это все то уточненное и возвышенное, что создано человеком, сочетание жизни и красоты, продукт творческой работы духа и интеллекта. Без культуры невозможно совершенствование человека и всего общества в целом.
Для меня лично культура — все то, что находит отклик в моем сердце, душе, мыслях. Все то, что вдохновляет меня на творчество, созидание, заставляет думать и будоражит воображение. Это красивые картины, музыка, танцы, фильмы, интересные книги, необычная архитектура, природа. Сталкиваясь с ними в жизни, мне хочется танцевать, петь, рисовать, сочинять.
Культура так же в моем понимании-это норма поведения и общения между людьми, которые согласуются с понятиями доброты, дружбы, любви, благородства, справедливости, совести и морали.
И, конечно, очень хорошо, если культура будет опираться на качественное образование. На знание истории, литературы, музыки, живописи, достижений в области науки, техники и прочее.
Имея этот багаж знаний гораздо легче воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира, понимать творчество других людей, творить и двигаться вперед. Если человек все это чувствует сердцем, он никогда не будет вести разрушительную деятельность и совершать недостойные поступки.
Лекция №2
1. Составьте глоссарий основных терминов по предложенной теме.
Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача; от лат. communico — делаю общим): эффективное синхронное и диахронное взаимодействие, цель которого состоит в передаче информации от одного субъекта к другому; обмен информацией между живыми организмами.
Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур.
Функционализм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Соответственно, стремление понять и объяснить назначение и роль тех или иных элементов культуры в жизни людей послужило основной причиной возникновения в культурной антропологии самостоятельного направления.
Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил.
Культурный релятивизм — направление в этнографии, отрицающее этноцентризм — европейско-американской системы оценок и признающее все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей. Начало этому направлению заложил ещё Франц Боас, которое впоследствии продолжили его ученики.
Инкультурация — процесс освоения индивидуумом норм общественной жизни и культуры.
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
2. Подготовьте презентацию по теме «Инкультурация и социализация», включив в материал изображения или видеоматериал, иллюстрирующий основные тезисы.
Лекция №3
1. Раскройте культурное значение 10 каких-либо известных вам символов с позиций разных культур (в формате Microsoft Word).
Любовь.
Что же может быть прекраснее чем любовь. Она прекрасна в своих проявлениях – мир бы не знал столько прекрасных творений, если бы не это чувство. Самые известные произведения создавались именно благодаря ей. Она восхитительна во всех своих проявлениях. Амур, сердечки, цветы и голуби – символы любви. Помимо них, существуют национальные знаки, указывающие на это изумительное чувство.
К примеру, в Японии и Китае бабочки являются символом любви. Если изображена одна бабочка, это значит, что девушке, которая влюбилась, еще не удалось покорить сердце своего молодого человека. А если изображена пара бабочек – любовь взаимна. Считается, что пара бабочек оберегает счастье супругов.
Во Франции же королевская лилия является символом любви. Согласно традиции, жених должен был каждый день дарить по одному цветку своей будущей жене.
В Шотландии брошь «Лакенбут» является символом любви. По традиции, они это украшение прикреплялось к свадебному платью.
В Великобритании преданность в браке символизирует горлица, поскольку эта птица верна своей паре до самого конца.
Солнце.
Солнце издревле почиталось различными народами мира. Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. Солнце боготворят и сейчас, относясь к нему с восхищением и страхом перед его мощью. Солнце – это источник тепла и света, жизни и плодородия. Поэтому у каждого народа есть свои определённые символы Солнца.
С давних времён Солнце воспринималось как верховное божество. В традициях разных народов Солнце могло восприниматься и как женский знак и как мужской знак. Например, Солнце считалось мужским родом в Японии, Германии, а женским родом в Северной Америке, в Новой Зеландии и Океании. Солнце было императорской эмблемой в Китае, а в даосской философской системе изображается знаком «ян».
Особенное значение Солнце имело для коренных жителей Мексики, Перу и Египта. Древние инки с гордостью подчёркивали, что они являются «детьми Солнца», а в Перу бог Солнца изображался в виде человека, с золотым лицом дискообразной формы. У ацтеков Богу войны Уицилопочтли всегда приносили жертвы для поддержания Солнца, считавшегося защитником человеческой расы. Ацтеки относились к нему с почтением, так как Уицилопочтли ежедневно сражался с силами ночи и тьмы, не давая им проглотить Солнце.
Основными символами Солнца, как правило, считаются вращающееся колесо; круг с центральной точкой; диск; свастика; круг в окружении лучей; прямые и волнистые лучи, символизирующие свет и жар Солнца; а также сияющее колесо. В разных странах Солнце изображают по-разному. Например, жители Индонезии рисуют солнце с кошачьей мордой, в США солнце выглядит с хитринкой в глазах, а на Майорке оно грустное. Очень интересно, что на юге Испании люди всегда верили, что Луна – это бабушка Солнца, для малайцев Солнце и Луна являются мужем и женой, в русском фольклоре – они сёстры.
В Греции и Китае главным символом солнца является гордая птица – орёл. Жизнь этой птицы освящена солнцем, к тому же наши предки твёрдо верили в то, что орёл способен долететь до самого солнца. Он мог смотреть на него, не моргая, и даже соединиться с ним. Символ Солнца - орёл олицетворяет вдохновение, высоту духа, который способен взмыть к Небесам. Орёл, летающий среди молний и грома - это символ настоящей смелости и способности преодолевать любые трудности. К тому же, Гомер всегда утверждал, что орёл со змеёй в когтях символизирует неукоснительную победу. Орёл - это не только спутник, но и посланник великих богов, часто их прямая персонификация.
В Японии символом Солнца принято считать хризантему. Этот красивый цветок является символом солнца, дающего жизнь всему живому на земле. Жители Японии с большим уважением относятся к этому цветку, поэтому большое количество времени уделяют его выращиванию и гибридизации. В Японии хризантему так любят, что она даже считается неофициальным символом этой страны. Изображение хризантем встречается на посуде, вазах, тканях.
Мировое дерево
Растения имеют одно необычное свойство: они появляются, развиваются, увядают — а через время возрождаются вновь. Деревья, кусты и цветы регенерируются, не давая вымирать и исчезать себе подобным. Наши предки долгое время наблюдали за этим действом, пока наконец осознали: жизнь любого растения — это универсальная формула мироздания. Так представители флоры превратились в один из самых общеизвестных и древних символов.
Понятие “Древо жизни”, которое в некоторых источниках именуют Мировым деревом, присутствует во всех культурах. Изображается оно, как правило, одинаково:
• большое дерево;
• крона упирается в небо;
• корни уходят в землю.
Совершенно очевидно, что в данном случае крона Древа жизни символизирует рай, небеса, загробный мир — то есть то, о чем мы не знаем наверняка, а лишь догадываемся. Корни дерева являются символом преисподней, то есть ада, если следовать религиозным учениям. Об этом мы тоже не знаем наверняка, однако в нашей культуре это понятие присутствует с давних времен и является одним из основополагающих. Что же символизирует ствол? А вот ствол Древа жизни — это как раз и есть тот земной мир, в котором мы с вами живем. То, что соединяет подземное и поднебесное. То, что является связующим звеном между этими двумя мирами.
В разных народах и в разных культурах Древо жизни интерпретируют по-разному, несмотря на то, что означает этот символ зачастую одно и то же.
1. Иггдрасиль — исполинский ясень, который символизирует Вселенную в германо-скандинавской мифологии.
2. Ирминсуль — фактически то же самое, что Иггдрасиль, но у древних саксов. Ирминсуль, согласно их представлениям, был столбом, схожим с огромным деревом. Этот архитектурный столб был посвящен богу Ирмину. Древние саксы верили, что он воплощает в себе все мироздание.
3. Акация у древних египтян ассоциировалась с богиней Иусат, которую называют бабушкой всех богов. В городе Иуну росла самая старая акация на планете, и жители Древнего Египта верили в то, что именно под этим деревом были рождены все боги, которых они почитали и которым поклонялись.
4. Байтерек — мифическое дерево-великан из тюркской культуры. Тюрки верили, что существует Мировая река, которая соединяет два берега — два разных Мира. И именно на ее берегах растет Байтерек — древо жизни.
5. Эц Хаим — иудейский вариант Древа жизни.
6. Трехугодливое дерево — образ Мирового дерева в русской культуре.
Как правило, если вы хотите сдаться в плен, нужно поднять белый флаг – цвет парламентеров и нейтралитета. В то же время, в Индии, Китае и Японии это цвет траура, смерти, несчастья. Для этих народов непонятно, как европейцы надевают белые подвенечные платья и ассоциируют этот цвет с чистотой, младенцем, ангелом, торжественностью. А еще белый – это цвет мира, символизируемый белым голубем.
Что касается красного цвета – так для народов Дальнего Востока это символ любви, рождения, жизни, возвышенных чувств, а также, символизирует удачу и праздник. В Китае красный цвет носят невесты как символ выносливости и веры, а в Индии он символизирует чистоту. Европа же, наоборот, видит в этом цвете грех и жертвенность. Для жителей Южной Африки это цвет скорби, а для Австралийских аборигенов – цвет земли. В США и Японии красный цвет символизирует опасность и террористическую угрозу, как это ни странно кажется для китайцев, ведь для них это цвет счастья. Также для японцев красный – это цвет гнева и ярости, поэтому в мультиках их показывают сильно краснеющими в гневе. Во Франции – это цвет аристократов, а у египтян этот цвет ассоциируется с трауром.
Синим цветом принято считать цвет неба, спокойствия, мира. На западе это цвет терпения, свободы, прогресса и единства. Для Европы синий – это божественный цвет, гармония, единство, преданность. Для Ирана – напротив – цвет скорби. Для Иудаизма – священный цвет. В Китае – символ бессмертия. Голубой цвет в Египте – истина и добродетель, а для США – мужественность, именно поэтому этот цвет присутствует на их флаге. И понятно, почему Япония смотрит на Америку по-особенному, ведь для японцев голубой – подлость и мошенничество.
Первое, что ассоциируется с желтым цветом – это солнце. Этот цвет яркий и бодрящий, летний и вдохновляющий. Поэтому цвет такси в США желтый – стремительность, движение и проворство. Что касается Запада – для этого народа желтый как позитивный, солнечный цвет радости и счастья, так и негативный – он может символизировать зависть, предательство и бесчестность. Для Индии, Китая и Японии этот цвет ассоциируется с солнцем и золотом. В Китае желтый предназначен для членов имперской семьи и двора, цвет богатства и счастья, а в Индии этот цвет отождествляется с торговлей, удачей и сделками. В Японии это цвет изящества и грации. Ну а в Египте и Иордании желтый цвет можно лицезреть на похоронных процессиях и в период траура.
Зеленым принято считать здоровье, выносливость, этот цвет расслабляет нервную систему, успокаивает глаза, понижает давление и подавляет аппетит. Он также широко используется в дипломатии для выражения баланса, безопасности и умеренной щедрости. В западных культурах он символизирует молодость, рост и свежесть. И, как ни странно, в англо-саксонских странах зеленый означает жадность, амбиции и престиж – ведь это цвет доллара. В англоязычных странах он ассоциируется с завистью, — «Позеленел от жадности» — дословный перевод американского выражения «To be green with envy». Для Китая зеленый – предательство и изгнание, а в Индии он тесно связан с исламом. В Ирландии зеленый – это цвет лепреконов и ассоциируется с четырехлистным клевером. Как повелось издавна, американцы никогда не договорятся с французами, ведь зеленый в Америке – это безопасность, а во Франции он символизирует преступность.
Смесь желтого и красного – оранжевый – должен стимулировать мозговую активность и аппетит. В Европе это теплый воодушевляющий цвет, он обращает на себя внимание своим ярким пламенным обаянием. Также оранжевый для европейских стран – символ сбора урожая и достигнутых успехов. В Нидерландах это национальный цвет, один из самых популярных среди граждан. В Индии этот священный для индусов цвет ассоциируется с шафраном. А в Ирландии оранжевый имеет религиозный подтекст, связанный с протестантизмом.
Черный, наверное, самый техничный среди всех цветов. Его изысканность и холодность, как правило, усиливает остальные цвета. Черный – это отсутствие отраженного света, часто ассоциируется с пустотой. Для западных культур черный – это дерзкий, холодный и тревожный цвет. Он несет драматический, сексуальный, мистический и утонченный подтекст, олицетворяет зло, разрушение и смерть. Черный подчеркивает авторитет и элегантность, поддерживая тем самым стиль и статус. В Китае этот цвет носят мальчики, в Индии, наперекор Европе, этот цвет считается восстановителем баланса и здоровья. Он имеет положительное значение, олицетворяет любовь, счастливый брак, семейное счастье, даже здоровый сон и спокойствие. Но в Таиланде, хоть он практически соседствует с Индией, это цвет неудач. А арабы говорят: «Значительную часть жизни человек проводит в темноте ночи, под ее черным покрывалом».
2. Соберите копилку в виде 20 графических изображений наиболее употребительных жестов и опишите их значения в разных культурах (в формате презентации Microsoft Power Point)
Лекция №4
1. Подготовьте выступление и презентацию (не менее 15 слайдов) по теме «Основные принципы процесса восприятия»
2. Используя ресурсы сети Интернет изучите существующие стереотипы о представителях российской культуры. Проведите микроисследование существующих стереотипов о 5 культурах мира (на выбор). Проанализируйте подобранный материал и подготовьте выступление и презентацию о существующих стереотипах о выбранных вами культурах.
20 стереотипов о русских: какими сегодня видят нас иностранцы?
Европа
Русские не умеют экономить
В странах Европы принято дотошно экономить: не только деньги, но и коммунальные блага — воду и электричество. Среди мелких бытовых привычек, которые мы сами не замечаем, европейцев особенно шокирует одна: лить воду так, как будто она бесплатная. Из этого европейцы делают вывод, что русские вообще ничему не знают цены — в том числе и деньгам, швыряя их направо и налево.
Германия
Русские — лучшие математики
Стереотипная расточительность русских не мешает германцам думать, что русские — лучшие в мире математики. Бизнес, налоги, бытовые расчеты — русские все и всегда подсчитывают сами, не доверяя ни аудиторам, ни компьютерным программам. А экономить — видимо, просто не считают нужным.
У русских очень сложные градации дружбы
Немцы считают, что у русских не бывает «просто друзей»! Знакомые люди непременно вписываются в очень сложную структуру дружбы, и каждому назначается символический статус: кто-то оказывается закадычным другом, кто-то — хорошим, но все-таки не лучшим, кто-то приятелем, кто-то товарищем, кто-то соседом, кто-то одноклассником или партнером по спортивной секции. Друзей в общем смысле не бывает!
Великобритания
Русские не представляют жизни без дорогого автомобиля
Англичане (как и многие другие иностранцы) думают, что русские жизни не представляют без шикарной дорогой машины и предпочитают именно ее всем видам транспорта — даже метрополитену, который вообще удивляет иностранцев своей дешевизной, рациональным устройством и удобством. При этом российские пробки — тоже почти легенда.
Русские живут за гранью закона
В представлении среднестатистического британца аналогичный среднестатистический русский — житель мира беззакония и коррупции, который скорее раздаст кучу денег на взятки, чем попытается решить даже самый обычный бытовой вопрос легальным путем. Русские якобы не платят налогов, не ходят на выборы, а все мужчины если не состоят в мафии поголовно, то как-то с ней связаны.
Русские женщины очень взыскательны к мужчинам
В глазах англичан русская женщина — умная, решительная и очень прагматичная особа без капли наивности или романтического взгляда на жизнь. При этом англичане считают, что русские женщины к тому же отличаются высоким ростом. Получается совершенно демонический образ!
Италия
Русские мужчины при встрече целуются взасос
Откуда взялся этот забавный стереотип — неизвестно. Возможно, на итальянцев когда-то давно произвели неизгладимое впечатление фотографии целующего всех подряд Брежнева? Так или иначе, отправляясь в Россию, итальянцы готовятся дать отпор этой «милой» традиции.
Франция
«Калинка» — это русское женское имя
Французы считают, что «Калинка» — это русское имя, и некоторые даже называют так своих дочерей-француженок — якобы «в русском стиле».
Русские женщины не умеют стареть
У французов совершенно другое отношение к красоте и времени, чем у русских. Считается, что русская женщина просто не в состоянии принять свой возраст как должное — и обязательно попытается как-то обмануть время, сделать операцию, инъекцию, перманентный макияж, что-нибудь нарастить, подтянуть и увеличить, одеться не по возрасту. Француженки такого отношения к внешности не понимают и не одобряют — считают, что попытки обмануть время всегда завершаются провалом.
Русскую женщину трудно растрогать
Русские мужчины в представлении французов сентиментальны, а вот женщины — не очень. Многословных комплиментов они якобы не понимают, романтические признания в любви совершенно не производят на них впечатления, обещаниям, клятвам и откровениям они не доверяют. По мнению французов, русские женщины не склонны к легкомысленности: они ожесточаются после пережитых страданий от жестокой и трудной жизни, и терпеть лапшу на своих ушах не намерены.
Япония
В России живут очень высокие люди
Русские имеют в Японии славу если не великанов, то во всяком случае людей гораздо выше среднего роста!
В России невероятно сложное дорожное движение
Японцев пугает немногочисленность светофоров на российских улицах — на взгляд японца их так мало, что все равно как если бы не было вообще. Отсюда возникло представление о том, что автомобиль в России водить очень сложно и опасно.
В России принято пить пиво теплым
То, что для россиянина — охлажденное пиво, для японца — всего лишь теплое. Рациональные японцы не могут оставить этот факт без объяснения и придумывают целые теории, объясняющие такое поведение русских — традициями, заботой о здоровье и другими, менее очевидными причинами.
Русские — очень богатые люди, потому что у них есть дачи
Дача для японца — огромная роскошь, мечта целой жизни. Дача для русского — зауряднейшая часть повседневного быта. Жители Японии не знают всех нюансов и делают отсюда вывод, что русские очень богатые люди, живущие в большом довольстве и в изрядной праздности.
Китай
Иероглиф для понятия «русский»
В Китае есть специальный иероглиф, обозначающий русского человека. Перевести его можно и иначе: «внезапно», «неожиданно». Факт говорит сам за себя!
В России все женщины умеют танцевать балет
У жителей Японии и Китая есть общий стереотип о русских — что мы очень любим танцевать. Но фантазии на эту тему различаются: японцы думают, что русские просто обожают танцевать и тусоваться в клубах с большим размахом и делают это чуть ли не каждый день, а китайцы — что все русские умеют и любят танцевать народные танцы, а каждая русская женщина обязательно танцует балет.
Русские девушки много курят
Хотя в России сейчас в моде здоровый образ жизни и пропагандируется тотальный отказ от курения, китайцы до сих пор считают, что все русские девушки курят, причем помногу. При этом сам Китай — одна из «самых курящих» стран в мире: в прошлом году (перед тем, как запретить курение в общественных местах Пекина) там насчитали 300 миллионов курильщиков, которые привыкли «дымить» где угодно.
Русские женщины очень красивы, но только до первых родов
В Китае считают, что русские женщины после родов навсегда бросают работу. После этого их жизнь меняется: они сидят дома, готовят еду на всю семью, не отказывают себе в сладком и неминуемо толстеют, теряя свою знаменитую красоту. Хотите удивить китайца — расскажите ему, что декретный отпуск в России все-таки заканчивается!
Египет
В России не бывает жары
Египтяне просто не верят утверждениям о том, что в некоторых областях России летом температура может подниматься выше 30 градусов по Цельсию. Минус тридцать — это пожалуйста, но уж точно не плюс!
Индия
Россия — страна победившего коммунизма
Как ни странно, многие жители Индии до сих пор считают Россию коммунистической страной. И при этом, на взгляд многих индийцев, в сегодняшней России перспективы для жизни гораздо лучше, чем в США или Канаде.
Америка
Русские не любят ходить к дантисту
В США стоматология — настоящий культ. При этом американцы считают, что русские вообще не имеют привычки обращаться к стоматологу. Для жителя США обычное дело — заявляться к дантисту раз в несколько месяцев просто так, на всякий случай, а профессиональная чистка зубов, отбеливание в салоне, зубная нить и целый набор ополаскивателей для здоровья эмали — неизменные спутники обыденной жизни. Американцы считают, что русские совершенно отвергают эстетический идеал стоматологии: они просто не знают, что годы, когда в России мучительно боялись визита к зубному, давно прошли, и теперь у нас тоже на каждом углу можно обнаружить стоматологическую клинику. Правда, чай с сахаром все-таки пьют — дело для американца немыслимое.
Россия — страна хакеров
В представлении россиян некий обобщенный хакер скорее всего — американец. А вот для американцев — ровно наоборот. В США считают, что Россия — страна с наивысшим уровнем киберпреступности в мире, при этом хакеры искусны, отчаянны и хорошо организованы. Считается даже, что в России из-за нешуточной опасности взлома не следует использовать банкоматы — кроме тех, которые находятся в отелях и поэтому якобы надежны. Этот стереотип пришел из интернета: большая часть пиратского контента в мировой сети поставляется именно русскими.
Русские живут в мире суеверий
Перед поездкой в Россию американцы старательно пытаются вызубрить целый свод негласных и жестких правил, регулирующих повседневную жизнь в России: не возвращаться домой за забытым предметом, не дарить часы, пустые кошельки или цветы в четном количестве, не целоваться через порог, не фотографировать младенцев и не просить показать фотографии новорожденных, не свистеть в доме, перед ответственным делом ни в коем случае не желать удачи. Насколько они правы? Судить вам!
Лекция № 5
1. Представьте письменный анализ Вашей этнической культуры согласно категоризации культуры Г. Хофстеде.
В результате своего исследования Хофстеде предложил четыре универсальных аспекта (измерения), применимых к культурам всего мира. В 1991 и 2010 гг., по данным Hofstede Centre, к ним были добавлены еще два. Вот перечень аспектов:
1. Дистанция власти
2. Коллективизм — Индивидуализм
3. Женское начало — Мужское начало
4. Избегание неопределенности
5. Стратегическое мышление
6. Потворство желаниям
Показатели оцениваются от 0 до 100 баллов. Хофстеде проводил свое исследование в 1967-1973 годах на данных компании IBM, после чего преложенную им методологию в разные годы и на разных данных повторяли исследователи со всего мира.
Итак, дистанция власти определяет степень, в которой люди принимают неравное распределение власти в обществе. Показатель России — 93 — характерен для обществ, которые верят в жесткую власть и в иерархию власти.
Индивидуализм определяет степень, в которой общество ставит нужды отдельного человека выше целей коллектива. Это шкала самоидентификации членов общества между «я» и «мы». Россия, для сравнения, с 39 баллами, коллективистское общество, где семья, друзья, круг общения, соседи, принадлежность к социальной группе во многом определяют самосознание человека.
Российская культура характеризуется скорее женскими качествами: заботой о других, поддержанием качества жизни, сотрудничеством. Россияне склонны преуменьшать свои достижения в коллективе или при знакомстве с новыми людьми. Лидерское поведение принимается от руководства (см. высокий балл по аспекту дистанции власти), но не от коллег.
Культура с высоким уровнем избегания неопределенности, коими являются Россия (95), ценит структуру, порядок и предсказуемость. Склонность к риску мала. На работе предпочтение отдается подробному планированию, отступление от него может быть болезненно. Формальности очень важны.
Стратегическое мышление, или, в другом переводе, высокий контекст — это параметр, оценивающий ориентир на прошлое (традиции) или на будущее. Россия (81) — очень прагматичная культура, в которой люди считают, что правда зависит от ситуации, контекста и времени. Традиции легко меняются в зависимости от условий, приветствуется изучение новых направлений, с ориентиром на будущее. Для жителей характерны склонность к сбережению и инвестированию, а также настойчивость в достижении результатов.
Насколько представители культуры склонны контролировать и сдерживать свои желания и эмоции, оценивается показателем, условно названном «Потворство желаниям«. И Италия (30), и Россия (20) относятся исследователями к «сдержанным культурам» (вообще, насчет Италии можно и поспорить). Представители таких культур склонны к цинизму и пессимизму. Поведение людей сдерживается социальными нормами, а потворство своим желаниям рассматривается как нечто постыдное и неправильное.
2. Выявите и изложите в письменной форме культурные различия английской, немецкой, китайской и американской культур, используя категории культуры Холла и измерения культур Хофстеде.
Дистанция власти
Неравенства существовали, существуют, и будут существовать всегда и в любом обществе. Они могут касаться материального или социального положения, власти, образования, здоровья или индивидуального проявления и т. д. Но в каждом обществе люди по-разному относятся к факту неравенства.
Страны, где люди преимущественно согласны с тем, что власть должна быть распределена неравномерно, а отношения в обществе базируются на неравенстве, относятся к культуре с большой дистанцией власти. В культурах с маленькой дистанцией власти люди стремятся к равномерному распределению власти.
Дистанция власти изменяется от страны к стране, от культуры к культуре. Проследим, как в сознании человека формируется дистанция власти (а также остальные параметры культуры из модели Хофстида). Согласно пирамиде Хофстида, на уровне культуры происходит «коллективное программирование» сознания. Этапами «программирования» выступают семья, школа (университет) и работа. Влияние этих социальных институтов на мировоззрение человека велико. Сопутствующими факторами «коллективного программирования» являются государственная власть и идеология той страны, где живет человек (рис. 22).
Именно в семье начинается первый этап «ментального программирования». Традиции, правила и нормы поведения передаются ребенку от окружающих его взрослых людей.
Так, в семьях из стран с большой дистанцией власти ребенок должен уважать и слушаться старших - родителей, бабушек и дедушек, дядей и тетей и даже старших братьев и сестер. Непослушное, независимое поведение и самостоятельность не поощряются. В обществе с большой дистанцией власти ребенок познает мир через опыт родителей, а не сам. Как следствие, на протяжении всей жизни человек остается зависимым от родителей (например, принятие важных решений, только посоветовавшись с родителями), которые являются авторитетом для своих детей.
В семьях из стран с маленькой дистанцией власти отношения родителей и детей основаны на равенстве. На детей распространяются те же права и ответственность, только пропорционально возрасту. Ребенку позволено возражать родителям, с раннего детства он учится говорить любят бо«нет». Поощряется самостоятельность и независимость. Родители позволяют ребенку самостоятельно познавать окружающий его мир, учат контролировать свои поступки.
Представим такую ситуацию. В США мама с ребенком собираются пойти на озеро погулять. Малыш начинает капризничать и говорит, что не будет надевать теплую кофту. Мама на это не возражает (но незаметно берет с собой эту кофточку). Она не будет его упрашивать и силой заставлять одеться (как это принято в культуре с большой дистанцией власти). Ребенок сам принял решение, он сделал свой выбор. Когда они приходят на озеро малыш начинает мерзнуть и понимает, что надо было одеться потеплее. На что мама скажет: «Ты мерзнешь? Если ты захочешь все-таки надеть кофту, посмотри в сумке, возможно, я ее захватила». Ребенок пойдет и оденется. Этот пример говорит о том, что человека с самого раннего возраста учат самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Поэтому, когда дети вырастают, они не чувствуют зависимости от родителей и решения, которые повлияют на их дальнейшую жизнь, принимают самостоятельно.
В школе (а затем и в университете) начинается следующий этап коллективного программирования. Отношения между родителями и детьми заменяются отношениями между преподавателями и учениками. В обществе с большой дистанцией власти к учителям относятся с почтением (причем, чем взрослее учитель, тем большего уважения он заслуживает). Когда в класс заходит преподаватель, ученики должны встать, это подчеркивает дистанцию власти. Процесс образования ориентирован на учителя. Он сам выбирает, какие предметы следует изучать. В классе поддерживают строгий порядок и дисциплину. Ученики на уроке отвечают только тогда, когда их об этом попросят, т. е. по инициативе учителя. В таком обществе уровень знаний ученика зависит от способностей и мастерства учителя. Учитель всегда прав, он мудрый, взрослый и уважаемый. Учитель говорит истину, не вызывающую сомнения, поэтому с ним нельзя спорить, а тем более критиковать его действия. За плохое поведение или неуспеваемость ученика могут наказать. Наказания вообще считаются хорошим методом формирования характера ребенка.
В обществе с маленькой дистанцией власти центральной фигурой процесса образования является ученик. Он сам выбирает те предметы, которые хочет изучить. Он может задавать вопросы учителю и спорить с ним. От ученика ожидают инициативу в процессе обучения. Учитель и ученик воспринимаются друг другом как равные. Причем с молодыми учителями намного легче выстраивать такие отношения, поэтому их льше, чем взрослых преподавателей. Примером может служить атмосфера в американских классах. Студенты сидят расслабленно, поведение неформальное. Никто не встает, когда заходит учитель. На уроке идет обсуждение, студенты постоянно тянут руки, желая задать вопрос или ответить.
Дистанция власти проявляется и в отношениях между органами государственной власти и населением страны. В культуре с большой дистанцией власти существует негласное правило о том, что каждый должен знать свое место. Власть - основа общества.
Власть не означает законность и правоту. Власть означает силу, статус, привилегии. Доходы населения распределены неравномерно. Много бедных людей, а все национальные богатства сосредоточены в руках очень маленькой группы людей.
Обычно в таких странах существует однопартийная система: на выборах представлено несколько партий, но побеждает всегда одна и та же. Человек, обладающий властью, зачастую ею злоупотребляет. Он всегда будет в центре
всевозможных скандалов. Но это никак не отразится на его деятельности. Обычно виновными оказываются те, кто стоит на низших ступенях иерархии, а не руководство. В странах с большой дистанцией власти часто проходят бунты, массовые выступления, забастовки. Внутренняя политическая борьбы вызвана недовольством органами власти. Но даже если на место старого представителя власти приходит новый, то через какое-то время он начинает вести себя так же как его предшественник.
В обществе с маленькой дистанцией власть должна быть законна и рассудительна. У всех должны быть одинаковые права и обязанности (и у органов власти, и у простого населения), поэтому неравенство в обществе стараются свести к минимуму. Доходы населения распределены более равномерно, чем в странах с большой дистанцией власти (и даже налоговая система ориентирована на уменьшение разрыва в доходах).
Власть - инструмент служения обществу, а не способ получения богатства и статуса. «Властные люди не любят использовать формальные символы, подчеркивающие высокое социальное положение; отказываясь от них, они усиливают неформальный статус: например, министр может добраться до работы на троллейбусе или метро» [12].
В обществе с маленькой дистанцией, если человек обладает властью, значит он профессионал в своей области. Он принимает решения и сам должен нести за них ответственность. Скандалы, в основном, приводят к концу политической карьеры. Во внутренней политике редко случаются беспорядки с применением насилия. Обычно в странах с маленькой дистанцией власти существует многопартийная система.
Идеология страны, навязанная обществу властью, влияет на поведение людей. В мировой истории многих философов интересовал вопрос неравенства и власти. В Китае, еще в 500 г. до н.э., Конфуций отметил, что стабильность общества основана на разнице отношений между людьми. Младшие уважают старших, старшие защищают младших. Со временем конфуцианство стало идейным стержнем всей китайской культуры. «Китайская культура повлияла на многие страны - Сингапур, Гонконг, Юная Корея, Тайвань и Япония. Люди в этих странах принимают и уважают неравенство в обществе, но считают, что силу власти надо сдерживать и использовать ее только в соответствии с обязанностями» [12].
Карл Маркс также интересовался вопросом власти, только он хотел отдать ее слабым. В действительности он предполагал, что власть должна принадлежать не отдельному человеку, а системе. Эта философия является частью культуры стран с маленькой дистанцией власти (к которым и принадлежит сегодня Германия). К сожалению, опыт применения идей Маркса оказался печальным для стран с большой дистанцией власти, где закон обслуживает интересы власти.
Иногда в странах с большой дистанцией власти стараются подражать политическим идеям и идеологии стран с маленькой дистанцией власти и наоборот. Однако зачастую иностранные методики оказываются совсем неэффективными. Известно, что знаменитые японские «кружки качества» не получили развития в других странах.
Например, экономический рост США после окончания Второй мировой войны способствовал тому, что во многих странах стали копировать американские методики управления, так как считали их самыми лучшими. Но их применение в других странах не дало ожидаемого эффекта.
Конкретная ситуация. В США была разработана методика «Hay System», которая определяет размер базового оклада исходя из ограниченного числа переменных, поддающихся количественному измерению (количества подчиненных, размера управляемого бюджета, прибыли и т. д.). Эта система получила широкое применение, так как ее результаты считались наиболее достоверными, и каждый работник получал зарплату в соответствии со своими заслугами. Но эта методика оказалась недейственной в странах с большой дистанцией власти. В одной нефтяной транснациональной компании для менеджеров из Венесуэлы была проведена презентация достоинств методики «Hay». Венесуэльские менеджеры поддержали презентацию аплодисментами, показывая тем самым свое расположение. По завершении встречи, был организован обед, где участники смогли расслабиться и разговорились. Тогда венесуэльские менеджеры рассказали, что на самом деле они не пользуются этой сложной методикой для оценки персонала. Оказалось, что каждый год команда из шести менеджеров собирается и выбирает наиболее подходящую кандидатуру для продвижения. После чего в отделе кадров ему подбирают работу, соответствующую его новым функциям, и повышают заработную плату [11].
Коллективизм и индивидуализм
Ознакомление с культурой коллективизма и индивидуализма нам бы хотелось начать с рассмотрения следующей ситуации. «Два человека спорят. Один из них утверждает: «Если все люди свободны и поставлены в изначально равные условия, каждый будет заботиться о себе. И все будут знать, что работают на себя. А если каждый будет работать на себя с полной выкладкой, все будут жить хорошо.» (Индивидуализм.)
Другой возражает: «Нельзя закрывать глаза на обездоленных людей. Многие не виноваты, что не могут найти себе работу и «место под солнцем» в нынешних условиях. Если мы будем помогать ближнему, всем будет лучше. Важно, чтобы все жили хорошо, даже если это ограничит свободу и самореализацию для кого-то из «новых русских». (Коллективизм.)
В результате исследования, проведенного Хофстидом, каждая страна получила оценки степени доминирования ценностей индивидуализма, которые варьируются в интервале от 0 до 100. Данные находятся в табл. 32 [12]. Еще раз подчеркнем, что эти данные, так же как и в случае с индексом дистанции власти, относительны, а не абсолютны.
Таблица 32
Индекс индивидуализма наиболее высок для стран Западной Европы (особенно для США, Великобритании) и низок для стран Азии, Африки и Латинской Америки. Интересен тот факт, что почти все сильные и развитые страны имеют большой ИИ, в то время как бедные страны занимают самые нижние позиции. Существует зависимость между уровнем национального дохода и степенью индивидуализма в культуре страны. Также следует отметить, что страны с большим индексом дистанции власти в основном принадлежат к коллективистским, а страны с маленьким ИДВ - к индивидуалистским.
Особенностью культуры коллективизма является потребность в поддержании достоинства (себя и своей группы) в «сохранении хорошего лица» (т. е. быть уважаемым в глазах окружающих). Восточные люди особенно не любят «терять лицо». «Уволенный китаец, например, будет всюду говорить, что он сам отказался от высокооплачиваемой работы, потому что не хотел служить бесчестному хозяину, и его собеседники станут с серьезным видом одобрять его решение, хотя на самом деле всем ясно, что его просто уволили... Токийский полицейский, остановивший иностранца за нарушение правил езды, отпускает его, если тот оправдывается на английском: признание, что он не понимает английского, может нанести урон чести столичного полицейского.» [6]. Это связано с тем, что человек зависит от мнения группы. В индивидуалистском обществе аналогом данной черты является чувство «самоуважения», но каждый сам для себя это определяет, в то время как «лицо» определяет группа.
Следующим этапом развития индивидуальных и групповых черт является школа. Образовательная система индивидуалистских стран ориентирована на развитие самостоятельности. Это заметно даже по поведению учеников в классе. Каждый тянет руку и хочет поучаствовать в беседе. Если возник вопрос, надо его задать. Самостоятельность и независимость способствуют тому, что ученики не стесняются выступать перед незнакомой аудиторией, любят споры и открытые дискуссии.
В коллективистских обществах на работу берут члена группы. Это могут быть родственники, друзья или друзья друзей, главное - принадлежность к определенному социальному кругу. Работник должен ориентироваться на интересы группы, которые могут не совпадать с его личными потребностями.
Отношениям между работником и начальником свойственна эмоциональность. Они подобны семейным, где начальник должен защищать и заботиться о подчиненном в обмен на его лояльное отношение. Мера эмоциональной вовлеченности человека в работу группы может отличаться в разных ситуациях. В организациях принято поощрять и награждать всю группу, а не отдельного человека. В таком обществе человека увольняют крайне редко (работника скорее понизят в должности, чем выгонят с работы), потому что нельзя выгнать члена семьи.
В индивидуалистских обществах работника нанимают на основе индивидуальных способностей и умений. «Семейственность» на работе не поощряется. Во многих серьезных организациях есть правило: «если один работник заключает брак с другим работником, то кто-то из них должен покинуть компанию» [12]. Рабочие отношения имеют исключительно деловой характер. Человек эмоционально не зависим от организации.
Отношения с начальником имеют контрактную основу, заработная плата выдается согласно выполненной работе. Подчиненные должны проявлять инициативу, ориентироваться как на достижение целей компании, так и на удовлетворение своих собственных потребностей. Законным основанием для увольнения является низкая продуктивность работника или его собственное желание перейти на другую работу. Таким образом, увольнение - это вполне нормальное явление.
Ярким примером коллективистской страны является Япония. «Психология коллективизма - фундамент японского менеджмента. Человек только в коллективе видит смысл своего существования. Отчуждение от коллектива воспринимается как смертный приговор. Так «. в концерне «Мауусита Дэнкни» рабочего уволили за распространение в цехе газеты коммунистов «Акахата». Он обратился в суд, по решению суда концерн восстановил рабочего на работу, но подверг его типичному общинному наказанию. У входа на завод, подле проходной, построили домик - однокомнатную будку. Строптивому рабочему было сказано, что отныне его производственное задание - находиться весь рабочий день в будке и ничего не делать. Зарплату он получал исправно наравне с членами его бригады. Через месяц этого работника отправили в больницу с тяжелым нервным расстройством.
В отличие от японцев, европейцы и американцы - эгоисты. Они не долго помнят оказанную услугу, сдержанны на похвалу и благодарность, 99, 9 % из них считают, что своим успехом они обязаны только самим себе» [28].
Еще одним отличием делового общения индивидуалистов и коллективистов является то, что первые ориентируются на выполнение поставленной задачи, а вторые на установление личных отношений. Западный бизнесмен, стремящийся к быстрому заключению сделки с японским или китайским партнером, обрекает себя на неудачу. В восточных обществах сначала надо стать частью группы, ближе познакомиться с деловыми партнерами, с их жизненными ценностями, чтобы в будущем эффективно сотрудничать.
Следует учитывать, что в зависимости от культуры различаются методы и программы обучения менеджменту, учебные материалы. Менеджмент глубоко национален. В каждой стране существуют свои культурные ценности, которые сказываются на стиле руководства. В Америке, например (стране с самым высоким индексом индивидуализма), было разработано много методик. Но многие из них основаны на четком и правдивом высказывании своих мыслей. А в коллективистских обществах неприемлемо открытое обсуждение проблем, так как это может привести к дисгармонии и унизить работника. В таких обществах существуют более утонченные и менее прямолинейные методы высказывания своих мыслей. Следовательно, американские методики не могут быть применимы в коллективистских странах. Поэтому любое положение менеджмента необходимо рассматривать с точки зрения той страны, где вы работаете.
На практике существует большое разнообразие отношений между людьми внутри как индивидуалистских, так и коллективистских обществ. Каждая ситуация индивидуальна. Но в каждом обществе, безусловно, превалируют свои подходы и принципы. И знание основных образцов поведения представителей разных культур поможет в формировании эффективного делового сотрудничества. В табл. 33 [12] представлены основные различия между коллективизмом и индивидуализмом (общие ценности, семья, школа, работа).
В 1943 году в США А. Маслоу (1908-1970) создал теорию мотивации человека. До сих пор она является одной из ключевых теорий при обучении менеджменту во многих странах.
Но это не означает, что данная методика универсальна. Наивысшей потребностью в индивидуалистском обществе является самореализация. Однако в культуре коллективистов на вершине пирамиды находятся интересы и честь всей группы (что, безусловно, также требует самореализации, но не одного, а всех членов группы). Как было замечено одним американским переводчиком, выражение «doing your own thing» не переводится на китайский язык. Теория Маслоу основана на западном мировоззрении. На Востоке вообще нет эквивалента слову «личность». «Самым близким переводом является «jen» (в современном языке «ren»), что означает «человек» как «человеческая единица»: это не только индивид, но также его внутренняя социальная и культурная среда, и именно это делает существование человека значимым» [12]. К сожалению, на сегодняшний день существует немного таких экономических теорий, которые соответствуют экономике коллективистских стран.
Нет культур плохих или хороших, просто в каждой культуре есть свои особенности. Индивидуалистские ценности Запада не получили широкого развития в восточных странах по ряду причин.
Женственность и мужественность
Человеческое общество состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между мужчиной и женщиной одинаковы во всем мире, но различаются их социальные роли. Традиционно считается, что мужчина сильнее и жестче женщины. Мужчина - это добытчик, он больше ориентирован на материальное благополучие, стремится преуспеть. А женщина ассоциируется с нежностью и заботой, она ориентирована на улучшение качества жизни, на выстраивание гармоничных отношений с окружающей средой. Это разделение является историческим: после родов женщины всегда проводили больше времени дома, потому что кормили ребенка и ухаживали за ним. Мужчина всегда был более свободен, он должен был охранять свою семью от чужаков и диких животных.
Исторические роли мужчин и женщин повлияли на то, что в некоторых сферах жизни мужчины и женщины занимают разное положение. Это, например, выражается в разделении мужчин и женщин по профессиям и отраслям. Исследование, проведенное Хофстидом в компании 1ВМ, выявило 38 видов работ, которые были распределены по 6 группам, начиная с наиболее «мужественных» и заканчивая «женственными» [12]:
1. Торговые агенты (профессиональные и непрофессиональные). Очень редко эту должность занимали женщины, поскольку работать приходилось в условиях жесткой конкуренции. И размер заработной платы зависел от количества полученных заказов.
2. Профессиональные работники (инженеры/ученые).
3. Высококвалифицированные работники/технические специалисты. Профессиональные и квалифицированные работники занимались индивидуальными разработками, что требовало самостоятельности, целеустремленности и умения принимать решения.
4. Менеджеры всех категорий.
Занимались как техническими, так и социальными проблемами. От них требовалось не только вести себя настойчиво, но и заботиться о подчиненных.
5. Малоквалифицированные и полуквалифицированные рабочие.
Всегда работали в команде, поэтому умели сотрудничать друг с другом.
6. Офисные работники.
Не показывали серьезных достижений, в основном работали с людьми - как с работниками компании, так и с посторонними.
Таким образом, мужчины в большей степени представлены в высших эшелонах власти и на тех рабочих местах, где требуется высокий уровень квалификации. Мужчины исторически доминировали в этих сферах. Однако разделение профессий на «мужские» и «женские» во многом обусловлено культурой страны. Деловые отношения мужчины и женщины во многом определяются отечественными стереотипами. Например, «женщины в Советском Союзе традиционно были врачами, в Бельгии - дантистами, продавцами - в некоторых частях Восточной Африки. Женщины-руководители - большая редкость в Японии, но частое явление на Филиппинах и в Таиланде. Зато в Пакистане мужскими профессиями считают профессию секретаря-референта, а в Нидерландах - медбрата» [12].
В табл. 35 [12] представлены данные индекса мужественности для 50 стран и 3 регионов. К странам с мужественной культурой относят США, Великобританию, Швейцарию, Австрию, Ирландию, Германию, Италию. К наиболее женственным странам относят Скандинавские страны, Японию, Голландию. Францию. Отметим, что так же как и в случае с предыдущими индексами, эти данные отражают относительную, а не абсолютную позицию страны.
Тип культуры страны во многом определяет поведение человека, в том числе и в процессе делового сотрудничества. Знание и учет системы ценностей людей в разных странах позволит найти общий язык в ходе переговоров, при разработке проекта и даже при проведении интервью.
Рассмотрим, как формируется система ценностей в мужественных и женственных культурах на трех основных этапах «коллективного
программирования» сознания: в семье, школе, на работе. Именно в семье начинает формироваться мировоззрение человека. В каждой культуре существуют свои традиции воспитания детей. Ребенку внушаются культурные стереотипы мужественности и женственности, принятые в обществе. Большое влияние на ребенка оказывает то, как распределены роли мужа и жены в семье. Поведение родителей влияет на формирование определенной системы ценностей ребенка, на установление различий между ролями мальчиков и девочек в обществе.
В мужественных странах принято разграничивать роли родителей. Муж - кормилец семьи, он строгий и редко показывает свои чувства. Жена должна вести себя покорно, поддерживать дома уют и гармоничные отношения. Она обращает внимание на чувства, проявляет нежность и сочувствие. В такой модели отношений, мальчики растут самостоятельными и напористыми, они не должны плакать, но могут драться, чтобы показать силу и отстоять свою позицию. Девочки добрые и заботливые, они очень чувственные и нуждаются в защите. Сын помогает отцу, а дочь - матери.
В женственных странах нет четкого разделения ролей родителей. Они оба заботятся и о качестве жизни, и о взаимоотношениях в семье. Поэтому сын может спросить у матери совета, как правильно забить гвоздь, а дочь может подойти к отцу, и рассказать ему о своих трудностях, рассчитывая на поддержку и понимание.
В зависимости от типа культуры, различают способы разрешения конфликтов. В странах с мужественной культурой, конфликты принято решать в споре, в борьбе: «пусть победит сильнейший». В странах с женственной культурой не принято выделять победителей и проигравших. Типичным методом разрешения конфликтов является проведение переговоров и принятие компромиссного решения.
Конкретная ситуация. «Российско-американское мебельное предприятие было создано на базе советской мебельной фабрики. Оно смогло вписаться в экономику переходного периода. Мебель пользовалась спросом, и ее сбыт приносил прибыль. Однако по мере роста конкуренции на мебельном рынке прибыльность предприятия стала падать. По решению акционеров на должность финансового директора (ФД) был назначен американский менеджер. Между ним и российским генеральным директором (ГД) произошел следующий диалог:
ФД: Старший инженер предприятия г-н Петров не справляется со своими функциями. Я предлагаю его уволить и взять на его место более молодого, грамотного и энергичного человека.
ГД: Иван Петрович Петров отработал на нашей фабрике почти 40 лет. Он считает наше предприятие своим вторым домом и предан ему. Его любят люди. Кроме того, он кристально честный человек. Конечно, он немолод и ему трудно идти в ногу со временем...
ФД: Агентство по рекрутменту уже предложило мне молодого кандидата. Он неудовлетворен условиями работы у нашего конкурента и готов, если мы заплатим ему больше, прийти к нам. Я навел справки - он очень грамотный и инициативный. За полтора года его работы у наших конкурентов объем продаж вырос почти на 30 %.
ГД: Мне это не очень нравится. Во-первых, как можно просто так уволить старейшего работника. Это же конфликт. Кроме того, он старается. Просто у него не все получается. Давайте подумаем, как ему помочь. А в отношении Вашего кандидата: человек, который бежит за длинным рублем на другое предприятие, убежит и от нас. Зачем нам человек, на которого нельзя положиться?
ФД: Послушайте, но из-за того, что г-н Петров не справляется, наши акционеры теряют прибыль. Я уверен, что назначение на пост старшего инженера молодого и грамотного человека, с которым я встречался, принесет пользу фабрике и будет соответствовать интересам акционеров» [8].
В деловой культуре российского руководителя преобладает женственность, а в культуре американского менеджера - мужественность. Первый не любит создавать конфликтные ситуации, поэтому против увольнения. Для него важнее сохранить гармоничные отношения со своими работниками, чем получить материальную выгоду. Российский управляющий эмоционально привязан к своему подчиненному. Целью деятельности американского менеджера является увеличение объема продаж и повышение прибыли. Ему важна продуктивность работника, а не его преданность компании. А так как г-н Петров не справляется со своими функциями, то его место должен занять более способный, лучший работник.
В заключение хотелось бы сказать, что мужественность и женственность - это модели поведения, принятые тем или иным обществом, которые обусловлены культурными и историческими представлениями. И равноправное положение женщин и мужчин в обществе сильно зависит от политики, идеологии и культуры страны.
Избегание неопределенности
Еще один параметр национальной культуры, который выделил Хофстид, носит название «избегание неопределенности». Будущее потенциально несет в себе много неопределенностей. Для того чтобы избавиться от страха, люди создают условия, которые обеспечивают им большую защищенность и стабильность (например, технологии помогают управлять природой, правила и законы определяют поведение человека в обществе, а религия - это способ контроля над будущим, которое определяют высшие, сверхъестественные силы).
Чувство неопределенности не является исключительно личной характеристикой человека, частично оно разделяется и другими членами общества. Степень, в которой люди стараются справиться с неизвестными аспектами будущего, определяется культурой. Некоторые общества настраивают своих членов на принятие неопределенности, другие - на попытки это контролировать. Как следствие, стиль поведения человека в одном обществе может оказаться неприемлемым в другом.
Конкретная ситуация. «В 1960 гг. А. Сордж, известный немецкий организационный социолог, служил в западногерманской армии. Выходные он проводил дома. Недалеко от его дома располагались части британской армии.
Сорджу очень нравились звуковые фильмы, которые демонстрировались в британском лагере. Он подошел к британскому часовому и спросил, может ли он, как солдат германской армии, посмотреть фильм. Часовой направил его к начальнику караула, тот позвонил дежурному по лагерю, поговорил с ним и выписал Сорджу пропуск.
Он пользовался этим пропуском много раз, при этом предъявлял его вместе с удостоверением солдата германской армии. После демобилизации он снова пришел в британский лагерь и спросил часового, может ли он, как гражданское лицо, посещать фильмы. Часовой посмотрел пропуск и сказал, что, да, так как этот пропуск выдан лично ему.
А. Сордж был удивлен, как просто взял на себя ответственность британский военный. В Германии ему потребовалось бы гораздо больше времени, пришлось бы получить множество разрешений от большого количества авторитетных лиц, которые очень подробно изучают личность того человека, кому надо выдать пропуск. И уж конечно это документ нельзя было бы использовать после демобилизации» [12].
Дело в том, что в культурах Германии и Великобритании принято по- разному относиться к неопределенностям. Немцы привыкли соблюдать инструкции и правила, они сопротивляются любым изменениям. Англичане легче реагируют на изменение ситуации и идут на риск. Британский солдат взял на себя ответственность, потому что не видел в этом для себя угрозы.
Избегание неопределенности (от слабого - к сильному) - это степень дискомфорта, тревоги, страха, который испытывают люди, принадлежащие к данному обществу, перед неизвестными или неопределенными обстоятельствами [12].
Исследования, проведенные различными учеными, показали, что существуют косвенные показатели степени избегания неопределенности в стране. Например, статистика самоубийств (чем выше степень избегания неопределенности, тем выше показатель смертности); среднее потребление калорий в день (чувство беспокойства вызывает стресс и человек начинает больше есть); количество психических заболеваний (из- за низкого уровня беспокойства человек впадает в уныние и скуку); употребление кофеина (кофе и чай оказывают стимулирующее действие, поэтому их больше употребляют в странах с низким уровнем избегания неопределенности); или скорость вождения (в странах с низким уровнем избегания неопределенности люди не испытывают срочности и неотложности сделать что-то, поэтому и ездят довольно медленно).
В культурах с высоким уровнем неопределенности люди отличаются эмоциональностью, агрессивностью и активным образом жизни (примером служит бешеный темп жизни американцев, которые постоянно куда-то торопятся, всегда чем-то занимаются). Представители культуры с низким уровнем неопределенности характеризуются спокойствием, терпимостью, беззаботностью, а также медлительностью и относительной ленью (например, Ямайка, где время течет медленно, и где можно никуда не торопиться).
В табл. 38 [12] представлен индекс избегания неопределенности для 50 стран и 3 регионов. К станам с низкой степенью избегания неопределенности относятся Великобритания, Дания, Скандинавские страны (кроме Финляндии). К странам с высокой степенью - Германия, Бельгия, Япония, латиноамериканские страны.
Рассмотрим, как культура влияет на формирование системы ценностей человека в странах с сильной и слабой степенью избегания неопределенности через такие социальные институты, как семья, школа и работа.
Первое, чему учат ребенка в семье, это уметь различать, что такое хорошо и что такое плохо. В зависимости от культуры различается понимание о правильности и неправильности. В странах с сильным уровнем избегания неопределенности четко известно, что хорошо и что плохо, что опасно, а что не опасно, что можно, а что нельзя. Закрепление правил и процедур способствует снижению неясности и непредсказуемости. Все, что отличается от установленных норм, - опасно, потому что создает неопределенность. Жесткое разграничение на плохое и хорошее переносится и на людей. Именно в семьях зарождается чувство расизма. Детей учат тому, что существуют люди определенной категории, которые опасны, и их надо избегать. Человек чувствует себя защищённо, если он знает, что его окружают только «хорошие» люди, которые не причинят ему вреда. С самого раннего возраста ребенок чувствует потребность в формализованных указаниях и нормах поведения.
В странах со слабой степенью избегания неопределенности также существуют нормы поведения и понимание того, что хорошего и что плохо. Только здесь терпимо относятся к новым и неизвестным ситуациям, людям или идеям. Есть правила, которым надо следовать (например, «будь честным», «будь справедливым»), но в зависимости от ситуации можно вести себя по-разному и не подчиняться установленным нормам. Данному типу культуры характерно гибкое общество, толерантное к новым идеям и нововведениям. Таким образом, все, что отличается от установленных норм, - интересно, а не опасно.
В зависимости от степени избегания неопределенности, в странах различается методика построения занятий в школе или университете. В культуре с высоким индексом избегания неопределенности домашние задания детализированы и занятия четко структурированы. Ко всем урокам учитель обязательно должен составлять план занятий. Родителей в школу приглашают, чтобы посмотреть, как учится их чадо, а соответственно, похвалить его или наказать. Но родители не имеют права вмешиваться в процесс обучения и советовать учителю, что делать.
В странах с сильным уровнем неопределенности учитель должен знать ответы на все вопросы. А студенты, как правило, всегда согласны с мнением учителя. Несогласие будет расценено как оскорбление. Зачастую в учебниках используется сложный академический язык (например, «во французских учебниках зачастую встречаются фразы на полстраницы» [12]).
Совсем иное поведение наблюдается в странах со слабой степенью избегания неопределенности. Занятия не структурированы, т. е. учитель приходит на занятия без прописанного плана работы (конечно, он готовится к урокам, продумывает ход занятия, но не рассчитывает, сколько времени уйдет на ознакомление с новой темой, сколько на ее обсуждение и на выдачу домашнего задания). На уроках идет диалог между преподавателем и учениками, некоторые вопросы рассматриваются более подробно в зависимости от заинтересованности учащихся. Студентам нравится выполнять разнообразные домашние задания. Родителей пытаются вовлечь в процесс обучения своих детей: учителя интересуются, какие у них есть предложения и идеи, обсуждают, как лучше воспитать ребенка.
Для немца закон также выше здравого смысла. «Английский журналист однажды в 2 часа ночи стал свидетелем несчастного случая: переходившего совершенно пустую дорогу пешехода сбила внезапно появившаяся машина. После того как пострадавшего увезли в больницу, слегка потрясенный происшедшим журналист поинтересовался, что же теперь будет. Немецкий полицейский ответил: «Ничего особенного, если выживет, заплатит штраф 50 марок, он ведь переходил дорогу в неположенном месте» [31].
В странах со слабой степенью избегания неопределенности формальные инструкции сводятся к минимуму. Многие, например, потрясены тем, как дисциплинированно и аккуратно стоят в очереди на автобусы или в магазины британцы. На самом деле, в Великобритании не существует никаких инструкций, указывающих как надо себя вести в очередях, поведение британцев основано на общественной привычке. В странах со слабой степенью избегания неопределенности правила устанавливаются только в том случае, когда без них нельзя обойтись. Интересно, что хотя в обществе с низким индексом избегания неопределенности законы пишутся только в крайних случаях, к ним относятся с большим уважением, чем в обществе с высоким индексом избегания неопределенности.
Спокойное поведение представителей культуры со слабой степенью избегания неопределенности отражается на процессе работы. Люди работают спокойно и систематично. Ими движет, скорее, не внутренняя мотивация к действию, а необходимость, поэтому в управлении иногда необходимо давление. Это не значит, что работники ленивые и их необходимо заставлять работать. Персонал ответственно подходит к выполнению поставленных задач и к достижению целей компании. Но чувство уверенности в завтрашнем дне и спокойное отношение к неопределенностям создают атмосферу расслабленности. Представители культуры с низким уровнем избегания неопределенности не следят за временем, любят расслабиться и отдохнуть. Человек живет сегодняшним днем и не обеспокоен тем, что будет завтра. Аккуратности и пунктуальности можно научиться, но такое поведение не естественно для представителей данного типа культуры.
В обществе с высоким индексом избегания неопределенности люди много работают, потому что заботятся о будущем. Трудолюбие персонала способствует высокой производительности компании. Японцы, например, полностью отдаются работе и стремятся к достижению целей компании. Чем больше свободного времени, тем больше неопределенности, поэтому люди постоянно заняты каким- нибудь делом. Каждая секунда на счету, ведь время - это деньги. Потребность в правилах способствует аккуратному и пунктуальному поведению рабочих, скрупулезности в выполнении порученных заданий, высокому уровню дисциплины. А следовательно, облегченны формы контроля за рабочим процессом. Люди стараются выстроить хорошие отношения со своими коллегами, так как это создает чувство защищенности и безопасности.
В зависимости от того, к какому типу культуры принадлежит страна, население по-разному относится к работе государственной власти. Чем меньше степень избегания неопределенности, тем больше люди доверяют властям. В странах с низким индексом избегания неопределенности граждане уважают правительство и верят, что могут повлиять на политические решения посредством проведения митингов или протестов.