Критерий Вилкоксона
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 8. Критерий Вилкоксона
Это непараметрический критерий различия, он применяется для
связанных
выборок
(двух
срезов
на
одной
выборке).
Является
«неправильным критерием», поскольку зона нулевой гипотезы расположена
справа, а зона альтернативной гипотезы - слева. Таким образом, чем
большее значение критерия Вилкоксона мы получаем, тем вероятней принять
нулевую гипотезу. Т -критерий Вилкоксона применяется для сопоставления
показателей, измеренных в двух разных условиях!!!! На одной и той же
выборке испытуемых по шкале рангов или интервалов. Он позволяет
установить не только направленность изменений, но и их выраженность и
определить является ли сдвиг показателей в каком то одном направлении
более интенсивным чем в другом!
Ограничения на применения Т -критерий Вилкоксона
1. Минимальное количество испытуемых, прошедших измерение в
двух разных условиях – 5 человек!!! Максимальное количество
испытуемых – 50 человек!!!, что диктуется верхней границей
имеющихся границ!
2. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются и количество
наблюдений n- уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.
Возникает вопрос- Что делать????
Это
ограничение
можно
обойти,
сформулировав
гипотезу,
включающую отсутствие изменений: «Сдвиг в сторону увеличения
значений превышает сдвиг в сторону уменьшения значений и
тенденцию сохранения их на прежнем уровне».
ЗАДАЧА
На восьми испытуемых провели тест корректурной пробы в обычных
условиях (А) и в условиях эмоционального напряжения (В).
Фиксировалось количество ошибок! Установить, влияет ли различие в
условиях на результаты данной группы испытуемых?
Т -критерий Вилкоксона рассчитывается следующим образом:
Гипотеза:
Но – интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит
интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.
Н1 – интенсивность сдвигов в типичном направлении превосходит
интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.
1.
2.
(В).
3.
4.
5.
Строим таблицу
Во втором и третьем столбце фиксируем результаты при условиях (А) и
Находим разность результатов для каждого испытуемого (4 столбец).
Ранжируем от наименьшего к наибольшему (5 столбец)
Выписываем ранги со знаком (R+) и (R-)
А-В=di Ранг |di|
Условие
Условие
(А)
(В)
1
3
10
-7
6,5
6,5
2
5
10
-5
4
4
3
6
12
-6
5
5
4
8
5
3
3
3
5
10
8
2
2
2
6
12
11
1
1
1
7
13
20
-7
6,5
6,5
8
14
23
-9
8
8
№
Сумма
R(+)
6
R(-)
30
Теперь берем меньшую из этих двух ранговых сумм и обозначаем как
Тф=6.
Далее находим критические значения Ткр(5%)=3 и Ткр (1%)=0
При df = N, где N - число пар сопоставимых значений.
ПОМНИМ!!!! Если Тф меньше или равно Ткр, то нулевая гипотеза Но
отклоняется.
В нашем случае Т эмпирическое =6 больше Т граничное (5%)=3
Н0 ―наличие
H1 — отсутствие
различий
tф = 6
различий
tгр.(5%) = 3
tгр.(1%) = 0
ПОМНИМ!!!!!!!
Этот «неправильный критерий», поскольку зона нулевой гипотезы
расположена справа, альтернативной гипотезы - слева. Таким образом,
чем большее значение критерия Вилкоксона мы получаем, тем
вероятней принять нулевую гипотезу
Cтатистический вывод: обе группы принадлежат одной генеральной
совокупности. Отсутствуют статистически значимые различия между
результатами тестирования в обычных и эмоционально напряженных
условиях для данной группы испытуемых.