Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Критерии разграничения полисемии и омонимии.

  • 👀 1371 просмотр
  • 📌 1293 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Критерии разграничения полисемии и омонимии.» pdf
Критерии разграничения полисемии и омонимии. На сегодняшний день в лексикологии существует проблема, сущность которой заключается в том, что лексическая омонимия не всегда достаточно четко отличается от полисемии. Эта проблема актуальна для омонимов, появившихся в результате распада полисемии1, т.е исторических (гомогенных) омонимов. Намечается несколько путей решения этой проблемы. Одни исследователи практически отрицают существование в языке полисемии, считая, что любая новая грамматическая форма слова, а также «малейшее изменение в значении слова делает его другим словом». Другие языковеды, напротив, объединяют в одно слово любые лексические единицы с одинаковым произношением или написанием, т.е. фактически отрицает существование омонимии. Это крайние пути решения проблемы. Большинство же лингвистов, решают эту проблему через введение системы критериев разграничения омонимии и полисемии. Перечислим основные такие критерии: Главный критерий – семантический: утрата значениями прежнего многозначного слова их взаимной языковой мотивированности, т.е. способности обнаруживать общность внутренней формы. Омонимы рак1 – покрытое панцирем пресноводное или морское животное с клешнями и брюшком, называемым обычно шейкой и рак2 – злокачественная опухоль образовались путем распада многозначного слова. Название болезнь получила на основе метафоры, по сходству внешнего облика рака со способом распространения опухоли. Позже оказалось, что данный признак случайный, по мере изучения болезни, представление о ней изменилось и на сегодняшний день признак, связывающий два значения многозначного слова, перестал осознаваться. Нетрудно заметить, что семантический критерий выглядит субъективно, поэтому он подкрепляется другими критериями: 1 Для этимологических (гетерогенных) омонимов такой проблемы не существует. Достаточно проследить этимологию слов-омонимов. – словообразовательный: образование у слов-омонимов разных словообразовательных гнезд. Каждый из омонимов имеет свое словообразовательное гнездо: рак1: раковый (раковая шейка), ракообразный, раколов, рачиха, рачий; рак2: раковый (раковое заболевание). Примечание: чтобы проверить, омонимичны ли единицы, нужно подобрать ряд однокоренных слов, сравнить, есть ли общие и различные члены в цепочке. У многозначных слов они (цепочки) одинаковые или сходные; у омонимов – различные. синтагматический: развитие у слов-омонимов характерной, несовпадающей лексической и фразеологической сочетаемости: рак1 сочетается с глаголами: ловить, варить, есть… рак2 сочетается с существительными: желудка, легких, печени. Кроме того различна и фразеологическая сочетаемость этих омонимов: рак1 встречается в качестве компонента во фразеологизмах: на безрыбье и рак рыба, показать, где раки зимуют; покраснеть как рак; когда рак на горе свиснет. Рак2 не является компонентом фразеологизма (за исключением устойчивых выражений терминологического характера, например: рак печени и т.п.) – морфологический (или грамматический): преодоление грамматических форм (изменение или утрата определенного грамматического значения): рак1 имеет формы ед.ч. и мн.ч. Рак2: формы мн.ч. не имеет. – морфемный: различный характер членимости омонимов на морфемы: за-вод – механизм у часов, завод – предприятие. Литература: – 1. Крысин Л. П. Современный русский язык: лексическая семантика, лексикология, фразеология, лексикография: учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Крысин; Российская академия наук, Институт русского языка имени В. В. Виноградова. - М.: Академия, 2007. - 240 с. 2. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студентов вузов: в 2 ч. / под ред. Е. И. Дибровой. - : Академия, 2006. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / [Е. И. Диброва и др.]. - 480 с. 3.Современный русский литературный язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1989. 4.Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1982. 5.Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский литературный язык . – Часть 1. – М.: Просвещение, 1981. 6.Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Д. Н. Шмелев. - М.: УРСС, 2006. - 335 с.
«Критерии разграничения полисемии и омонимии.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot