Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Критерии экономической эффективности инновационного проекта

  • 👀 6563 просмотра
  • 📌 6500 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Критерии экономической эффективности инновационного проекта» doc
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-МОДЕЛИ (ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА) Когда мы создаем бизнес-модель, рассматриваем возможность создания организации, разрабатываем бизнес-процессы, подсистемы и процедуры, мы должны представлять себе реальную эффективность бизнеса. Эта оценка осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) (Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике № ВК 477 от 21.06.1999) с учетом степени инновационности проекта. ВАЖНО: считаем именно проект, а не создание организации в целом (с фондами, налогами и пр.). Проект рассматривается как инновационный, поскольку бизнес создается. Основными методами экономической оценки являются: – метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД); – метод срока окупаемости; – метод индекса доходности и рентабельности проекта; – метод внутренней нормы доходности; – расчет точки безубыточности проекта. Расчет экономической эффективности осуществляется в несколько этапов: 1. Экономическая оценка. 2. Чувствительность/устойчивость проекта (бизнеса). I. Экономическая оценка. 1. Расчет величины дисконта. Основная формула для расчета дисконта (d): где  — принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции) или доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств;  — уровень премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией инновации) — см. Приложение 1;  — уровень инфляции. Если периоды дисконтирования составляют менее года (то есть проект либо его этап в рамках проекта имеет длительность меньше года), ставка дисконта пересчитывается с учетом количества периодов дисконтирования (этапов расчета): где  — дисконт, пересчитанный с учетом количества периодов дисконтирования;  — исходный дисконт, определенный для проекта, % годовых;  — количество периодов дисконтирования (этапов расчета) в году ( = 12 для периода расчета, равного 1 месяцу,  = 4 для периода, равного 1 кварталу,  = 2 для периода, равного 1 полугодию). Началом расчетного периода может быть дата принятия решения о его разработке (как правило, документированная) или дата начала конкретных мероприятий, действий, связанных с его разработкой и реализацией. Прекращение реализации проекта может быть следствием: • достижения поставленных целей; • перехода в стабильное состояние; • исчерпания сырьевых запасов и других ресурсов; • прекращения производства в связи с изменением факторов внешней среды и состояния внутренней среды; • прекращения потребности рынка в продукции в связи с ее моральным устареванием или потерей конкурентоспособности; • износа основной (определяющей) части производственных фондов и др. При разбиении расчетного периода на шаги расчета учитывают экономические изменения, происходящие в определенный период времени, в том числе: • цель расчета; • продолжительность различных фаз жизненного цикла проекта; • неравномерность денежных поступлений и затрат; • периодичность финансирования проекта; • оценку степени неопределенностей и риска; • условия финансирования; • изменение цен реализации и ресурсов. 2. В качестве основных исходных данных для последующих расчетов служат расчеты денежного потока (ДПi, CFi), представляющего собой разность чистых доходов и затрат на реализацию проекта: где — денежный поток i-го периода; — поступления i-го периода (выручка и амортизация основных средств для проекта); — отток i-го периода (все затраты); — текущие затраты i-го периода (затраты на текущую деятельность (себестоимость)); — единовременные затраты i-го периода (все затраты, необходимые для организации проекта, подготовки к реализации и приобретения основных средств). 3. Чистый дисконтированный доход рассчитывается как разность накопленного дисконтированного чистого дохода от реализации проекта и накопленных дисконтированных единовременных затрат на внедрение инновации: где — чистый дисконтированный доход по проекту; — чистый доход i-го периода; — единовременные затраты i-го периода; — количество периодов реализации проекта; — дисконт, пересчитанный с учетом количества периодов дисконтирования. Показатель получил название коэффициента дисконтирования: Критерием экономической эффективности инновационного проекта является положительное значение ЧДД. 4. Срок окупаемости проекта представляет собой расчетную дату, начиная с которой накопленный чистый дисконтированный доход, т.е. чистая текущая стоимость (ЧТС) принимает устойчивое положительное значение. Математически срок окупаемости находится при решении экспоненциального уравнения расчета ЧДД с неизвестным периодом реализации (X), при этом значение ЧДД принимается равным 0 (дисконтированный доход равен (покрыл) дисконтированные затраты): На практике применяют метод приблизительной оценки срока окупаемости () на основе итерационного подхода: , где — последний период реализации проекта, при котором разность накопленного чистого (дисконтированного) дохода и дисконтированных единовременных затрат принимает отрицательное значение;  — последняя отрицательная разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат;  — первая положительная разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат. Критерием экономической эффективности инновационного проекта является значение срока окупаемости, не превышающее срок реализации проекта. 5. Индекс доходности – это отношение суммарного дисконтированного чистого дохода к суммарным дисконтированным единовременным затратам. Критерием экономической эффективности инновационного проекта является индекс доходности, превышающий 1. 6. Среднегодовая рентабельность проекта (среднегодовая рентабельность инвестиций) является разновидностью индекса доходности, соотнесенного со сроком реализации проекта. Она показывает, какой доход приносит каждый вложенный в проект рубль инвестиций. Данный показатель удобно использовать при сравнении альтернатив инвестиций. Критерием экономической эффективности инновационного проекта является положительная рентабельность проекта. 7. Внутренняя норма доходности – это такое значение дисконта, при котором ЧДД принимает значение, равное 0. Математически внутренняя норма доходности находится при решении логарифмического уравнения расчета ЧДД с неизвестным дисконтом (X), при этом значение ЧДД принимается равным 0: Однако на практике применяют метод приблизительной оценки внутренней нормы доходности (ВНД). Для этого проводится ряд вычислений накопленного ЧДД (ЧТС) с постепенным увеличением дисконта по тех пор, пока накопленный ЧДД (ЧТС) не станет отрицательным. И затем рассчитывается приближенное значение ВНД по формуле: NB! NB! — последнее (из ряда проведенных расчетов) значение дисконта, при котором ЧДД (ЧТС) принимал положительное значение; — первое (из ряда проведенных расчетов) значение дисконта, при котором ЧДД (ЧТС) принимал отрицательное значение; , — значения ЧТС при дисконтах, равных, соответственно, и . Критерием экономической эффективности инновационного проекта является значение внутренней нормы доходности, превышающее значение дисконта, принятого при обосновании эффективности проекта. 8. Определение точки безубыточности служит для подтверждения правильности расчетного объема реализации. Точка безубыточности (Тб) рассчитывается из соотношения равенства издержек и выручки от реализации новой продукции, услуг и др. , , где  — условно-постоянные расходы на выпуск новой продукции;  — цена единицы новой продукции;  — выручка от реализации новой продукции;  — переменные затраты на производство новой продукции;  — переменные затраты на выпуск новой продукции;  — прибыль от реализации новой продукции;  — объем выпуска новой продукции в натуральном выражении. Точка безубыточности определяется для каждого шага расчета (полугодие). В задании достаточно рассчитать точку безубыточности для одного периода (последнего), обосновав его выбор. Если расчеты произведены верно, должны выдерживаться следующие соотношения при заданных дисконте (d) и сроке реализации (Tp): а) если ЧДД>0, то Ток<Тр, ИД>1, ВНД>d; б) если ЧДД<0, то Ток>Тр, ИД<1, ВНД0, следовательно, проект эффективен. 7. Индекс доходности: ИД = 3 545 / 2 209 = 1,61 > 1, следовательно, проект эффективен. 8. Среднегодовая рентабельность инвестиций (СР): СР = (1,61 — 1) / 5 * 100% == 12,2 >0, следовательно, проект эффективен. 9. Срок окупаемости: года. Ток =3,4 года >срока реализации проекта, следовательно, проект эффективен. 10. Расчет внутренней нормы доходности (ВНД): дисконт 15 55 ЧТС 1 336 -85 ВНД =54,52> d, следовательно, проект эффективен 11. Расчет точки безубыточности: Для последнего года: С – постоянные расходы, т.р. – 635,00 p – (цена единицы изделия), т.р. – 1,7 v – переменные на единицу, т.р. – 0,4 — необходимое количество выпущенной продукции меньше запланированного количества, следовательно, проект эффективен. выпуск 1500 выручка (руб.) 0,00 2550 условно-постоянные 635 635 себестоимость 780 1235 II. Чувствительность/устойчивость проекта (бизнеса). Под устойчивостью понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя (x) рассчитывается, исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета ЧДД: . На практике используется приближенный метод оценки устойчивости: Чувствительность проекта к изменению показателя определяется также с помощью пофакторного анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10% в сторону негативного отклонения. Если после этого накопленный ЧДД (ЧТС) проекта остается положительным, то проект считается нечувствительным к изменению данного фактора. Если накопленный ЧДД (ЧТС) принимает отрицательное значение, проект имеет чувствительность менее 10‑процентного уровня, и проект признается рискованным по данному фактору. Показатели устойчивости и чувствительности связаны между собой. Поэтому, рассчитав устойчивость проекта по данному факторообразующему показателю, можно определить чувствительность как относительное отклонение (%Ч): ; X – исходное значение факторообразующего показателя; x – значение факторообразующего показателя, определяющего уровень устойчивости проекта. Если %Ч>10%, проект считается нечувствительным к изменению показателя, если %Ч<10%, проект чувствителен к изменению данного фактора. Решение 1. Анализ устойчивости и чувствительности проекта к росту стоимости оборудования: Стоимость оборудования, % 100 110 170 200 Стоимость оборудования, т.р. 1 500 1 650 2 550 3 000 ЧТС 1 336 1 193 332 -99 >10%, следовательно, проект устойчив и не чувствителен к изменению стоимости оборудования. 2. Анализ устойчивости и чувствительности проекта к снижению выручки: Выручка, % 100,00 90,00 80,00 Выручка, тыс.руб. 9 510 8 559 7 608 ЧТС 1 336 637 -62 >10%, следовательно, проект устойчив и не чувствителен к снижению выручки. 3. Анализ устойчивости и чувствительности проекта к увеличению стоимости сырья и материалов: Стоимость сырья и материалов, % 100,00 110,00 200,00 250,00 Стоимость сырья и материалов, тыс.руб. 1206 1326,6 2412 3015 ЧТС 1336 1245 429 -25 >10%, следовательно, проект устойчив и не чувствителен к росту цены на сырье и материалы. Полученные результаты представляются в таблице, в которой должны быть сделаны выводы. Показатель, тыс.руб. Исходное значение Уровень устойчивости Значение ЧТС при 10-процентном изменении показателя Вывод о чувствительности Стоимость оборудования 1 500 2997 1193 Нечувствителен, устойчив Выручка 9 510 7692,4 637 Нечувствителен, устойчив Стоимость сырья и материалов 1 206 2981,8 1245 Нечувствителен, устойчив Приложение 1 Классификация нововведений (проектных мероприятий) по группам риска (в скобках указан класс по признаку) Признаки разделения на группы Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса 1. По содержанию (виду) новшества и нововведения 1. Новая идея (8) 2. Новое решение (4) 3. Новый продукт (7) 4. Новая технология (метод) (6) 5. Новый регламент, структура (4) 6. Новая услуга (5) 2. Тип новатора (сфера создания новшества) 1. Научно-технические организации и отделения, осуществляющие разработки (6) 2. Организации и отделения, производящие продукты и услуги (7) 3. Маркетинговые подразделения и организации (4) 4. Потребители и их организации (3) 3. Тип новатора (область знаний и функций) 1. Финансы и экономика (6) 2. Организация и управление (4) 3. Промышленность (7) 4. Юриспруденция (3) 5. Техника и технология (8) 6. Естествознание (8) 7. Социальные и общественные звенья (5) 4. Тип инноватора (сфера нововведения: организации, подразделения) 1. Научно-технические звенья (конструкторы, дизайнеры и т.п.) (7) 2. Звенья основной деятельности (производство продукции, услуг) (6) 3. Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья (5) 4. Эксплуатационные и обслуживающие звенья (4) 5. Уровень инноватора 1. Подразделение организации (7) 2. Организация (8) 3. Концерн, холдинг, корпорация (6) 4. Отрасль, группа отраслей, сектор экономики (5) 6. Территориальный масштаб нововведения 1. Район, город (4) 2. Регион (несколько областей) (5) 3. РФ, ближнее зарубежье (6) 4. Интернационализация (5) 7. Масштаб распространения нововведения 1. Единичная реализация (5) 2. Ограниченная реализация (внутренняя диффузия) (6) 3. Широкая диффузия (7) 8. По степени радикальности (новизны) 1. Абсолютные (пионерные, базовые) (8) 2. Относительные (изобретения, новые разработки) (4) 3. Частные (усовершенствующие, модернизация) (2) 9. По глубине преобразований инноватора 1. Системные (6) 2. Комплексные (4) 3. Элементные, локальные (1) 10. Причина появления нового (инициатива) 1. Развитие науки и техники (7) 2. Потребности производства (5) 3. Потребности рынка (общества) (3) 11. Этап ЖЦ спроса на новый продукт 1. Зарождение Е (8) 2. Ускорение роста G1 (3) 3. Замедление роста G2 (4) 4. Зрелость М (5) 5. Затухание (спад) D (7) 12. Характер кривой ЖЦ товара 1. Типовая, классическая кривая (1) 2. Бум (3) 3. Продолжительное увлечение (4) 4. Кривая с «повторным циклом» (5) 5. «Гребешковая» кривая (6) 6. «Пиковая» кривая (7) 13. Этапы ЖЦ товара (по типовой кривой) 1. Выведение на рынок (7) 2. Рост (4) 3. Зрелость (5) 4. Упадок (спад) (8) 14. Уровень изменчивости технологии 1. «Стабильная» технология (1) 2. «Плодотворная» технология (5) 3. «Изменчивая» технология (8) 15. Этапы ЖЦ технологии 1. Зарождение Е (8) 2. Ускорение роста G1 (2) 3. Замедление роста G2 (4) 4. Зрелость М (6) 5. Затухание (спад) D (7) 16. Этапы ЖЦ организации-инноватора 1. Создание (8) 2. Становление (6) 3. Зрелость (2) 4. Перестройка (5) 5. Упадок (7) 17. Длительность инновационного процесса 1. Оперативные (до 0.5 года) (2) 2. Краткосрочные (до 1 года) (4) 3. Среднесрочные (2 – 3 года) (6) 4. Долгосрочные (более 3 лет) (8) Классификация (морфологическая таблица) нужна для того, чтобы иметь возможность определить степень риска нововведения (премию за риск), которая учитывается при расчете дисконта (показателя, выравнивающего стоимость сегодняшних, вчерашних и завтрашних денег). Для оценки степени риска нововведения определяются значения всех 17 признаков и для каждого значения берется класс инновации, записанный в скобках в данной клетке (например, новый продукт – 7 баллов). Среднеарифметическое всех значений признаков (классов инновации) дает средний класс инновации. , где ki – класс сложности инновации по i‑му классификационному признаку; n – количество классификационных признаков. Премия за риск устанавливается исходя из соотношения среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса: Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса Средний класс инновации 1 2 3 4 5 6 7 8 Премия за риск, % 0,0 0,5 1,0 2,0 5,0 10,0 20,0 50,0 По 1 признаку — по содержанию (виду) нововведения классифицируются и новшества, и инновации. Новшества могут быть только: новая идея (не оформленная в конкретный проект, решение и пр.), новое решение (есть вся разработка, и может начинаться внедрение) (выделено серым в таблице). Все остальное по 1 признаку – инновации. 2 признак — тип новатора — т.е. кто мог разрабатывать новшество. 3 признак — к какой области знаний относится новшество. 4 признак касается уже инноватора — того, кто внедряет. Научно-технические звенья — это отделы, занимающиеся разработкой, промышленные – подразделения. осуществляющие основную деятельность, выпускающие продукцию или оказывающие услуги (в любой отрасли!), маркетинговые подразделение — связанные с продвижением инновации, эксплуатационные и обслуживающие — информационщики, транспорт, АХЧ. 5 признак — уровень инноватора — кто внедряет инновацию, какого уровня (т.е. касается только подразделения, или всей организации, корпорации или группы отраслей). 6 – территориальный масштаб — связан прежде всего с уровнем инноватора и масштабом его деятельности (т.е. на каком рынке работает – локальном (город, район), регион, РФ или несколько стран). 7 — масштаб распространения: если внедряется один раз в компании — это единичная реализация, если речь идет о компании, имеющей несколько филиалов, в каждом из которых внедряется инновация — ограниченная реализация (внутренняя диффузия), если компания готова продавать свою инновацию всем желающим (например, в виде лицензий) — это широкая диффузия. 8 — по степени радикальности — могут быть создающие новые отрасли абсолютные (радикальные), могут быть новые продукты — относительные (новые разработки), могут быть связанные с улучшением существующего продукта, — частные, усовершенствующие. 9 — По глубине преобразований инноватора: речь идет о том, насколько большими должны быть изменения при внедрении инновации. Если эти изменения затрагивают только одно подразделение (один отдел) — это локальные инновации, если меняется деятельность нескольких отделов (например, меняется система оплаты труда в производстве) — это комплексные, если изменяется полностью вся структура и деятельность организации (т.е. проводится реструктуризация, создается новое производство), тогда говорим о системных инновациях. Признаки 10 – 17 определяются с учетом особенностей самого проекта. Приложение 2 Расчет экономической эффективности проекта (проектных мероприятий) 1. Определяемся с затратами. Включаем все затраты, связанные с проектом. Не включаем налоги и пр., поскольку они связаны с организацией в целом, — кроме налогов на заработную плату! Мы должны доказать, что проект эффективен — т.е. ВСЕ затраты, связанные с ним, окупятся. Следовательно, все затраты необходимо определить и включить в расчет. Не пользуемся правилами бухгалтерского учета! Единовременные затраты — все затраты, необходимые как для начала проекта, так и для его последующей реализации. Единовременные затраты являются необходимым условием осуществления текущей деятельности. При этом они могут осуществляться и в процессе реализации, например, закупка доп. оборудования, услуги сторонних организаций и пр. Единовременные затраты: — разработка самого проекта; — подготовка производства, включая закупку оборудования; — подготовка персонала; — подготовка рынка; — подготовка помещения и т.п. Подготовка проекта обычно выделяется в отдельный, первый период, когда собственно производство еще не начиналось и выручки нет. Затраты на разработку считаются традиционно: количество затраченных часов (дней, месяцев) * тарифную ставку * количество сотрудников Затраты на подготовку персонала — стоимость переобучения, повышения квалификации и пр. Затраты на подготовку рынка — маркетинговые затраты на информирование, организацию взаимодействия с клиентами и пр. Затраты на подготовку помещения — стоимость ремонта. Затраты на подготовку производства. Здесь затраты могут быть капитальные — затраты на увеличение основных средств (в первую очередь, закупка оборудования, а также возможное строительство) и затраты на создание запасов сырья, материалов, комплектующих, инструментов, приспособлений. На учет (отражение) единовременных затрат в составе показателей проекта влияют источники и условия финансирования проекта. Если оборудование финансируется из собственных средств и отсутствует рассрочка (отсрочка) платежей, тогда стоимость оборудования полностью включается в единовременные затраты в том периоде, когда оно было куплено и поставлено на баланс (как правило, 1 период). Если закупка оборудования финансируется из заемных средств, тогда: — оборудование покупается в кредит. Тогда величина единовременных затрат будет равна не стоимости оборудования, а фактическим затратам на его приобретение, то есть сумме кредита и процентов за кредит. Это потому, что для компании (проекта) стоимость оборудования составит не то, что написано в прайс-листе, а то, что за него реально заплатили. Т.е. Кредит = стоимость оборудования. — каковы условия кредита, какая формула начисления процентов используется? Простой процент: F – общая сумма платежей (основной долг и проценты) S – основной долг T – период кредитования, лет (если период меньше года, то , где k – календарная продолжительность года в соответствующих единицах: 12 месяцев, 52 недели и т. д.) p – ставка кредита, % годовых Сложный процент: F – общая сумма платежей (основной долг и проценты) S – основной долг T – период кредитования, лет (если период меньше года, то , где k – календарная продолжительность года в соответствующих единицах: 12 месяцев, 52 недели и т. д.) p – ставка кредита, % годовых Аннуитет (выплата процентов и основного долга осуществляется равными долями от общей суммы задолженности): V – ежемесячный взнос S – основной долг p – ставка кредита, % за период платежа t – период кредитования с учетом периода платежа (, где n – число платежей в год, T – период кредитования, лет) Общая сумма платежей (F): При приобретении оборудования в кредит единовременные затраты учитываются в те периоды, когда идут платежи! При этом стоимость оборудования будет увеличиваться в соответствии с величиной выплачиваемых процентов. В первом периоде стоимость оборудования составит ту величину, которая оплачивается кредитом. Но (допустим) во втором периоде пойдут платежи по кредиту, и стоимость оборудования составит <исходное значение + величина процентов за кредит> — не всех выплат! Только процентов. Текущие затраты — все затраты, необходимые для текущей работы. Это себестоимость продукции (услуги) в полном объеме (заработная плата, сырье, материалы и пр.) Одной из статей себестоимости является амортизация. Ее нельзя просто убрать, иначе мы не сможет рассчитать реальную себестоимость. Амортизация рассчитывается на каждый период исходя из стоимости оборудования (активов) на этот же период. В случае кредита амортизация будет расти. 2. Поступления. Это: 1) выручка. Она рассчитывается как цена, умноженная на объем продукции (услуг) в данном периоде. 2) амортизация. В данном случае нас интересует не экономический механизм начисления амортизации, а логика. Сущность амортизации — перенос стоимости оборудования (активов) в процессе его использования. Эта стоимость вся, в полном объеме, учитывается в единовременных затратах. Поэтому амортизация в текущих затратах, по сути, представляет собой двойной учет этой стоимости. Чтобы этого избежать, мы включаем амортизацию одновременно в текущие затраты и в поступления. Так мы сохраняем реальную себестоимость и избавляемся от повторного учета стоимости оборудования.
«Критерии экономической эффективности инновационного проекта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot