Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
КОРПОРАТИВНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПЛАН
1. Регламенты функционирования корпоративных библиотечно-информационных систем
2. Организационная структура корпоративных библиотечно-информационных систем
3. Библиотечные системы корпоративной каталогизации
4. Региональные корпоративные библиотечно-информационные системы
5. Межрегиональные и межведомственные объединения библиотек (НЭБ)
ЛИТЕРАТУРА
1. Воройский, Ф.С. Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы - классификация и принципы построения [Электронный ресурс] / Ф. С. Воройский, Я. Л. Шрайберг // Электронные библиотеки. – 2002. – Т. 5; Вып. 5. – http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2002/part5/SV.
2. Основные направления развития Общероссийской информационно- библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nilc.ru/nilc/documents/libnet-2011-2020.pdf.
3. Положение о проектах Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://arbicon.ru/about/docs.html.
4. Справочно-поисковый аппарат : учебник. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – С. 194-225.
Широкое распространение локальных и глобальных сетей в библиотечно-информационном пространстве России ставит во главу угла необходимость использования правильной идеологии при построении информационных систем и об организации их взаимодействия. То есть речь идет о стандартизации сетевой работы.
Для разработки распределенных информационных систем сегодня используются различные технологии (RPC, DCOM, RMI, ODBC, JDBC, CORBA и др.). Большая часть этих технологий по своей сути ориентирована не на работу с базами данных, а на сетевое взаимодействие программ и распределенные вычисления в гетерогенных средах. Применяя эти технологии отдельно или в комплексе, несомненно, можно организовать сетевую работу с базами данных. Более того, для каждой конкретной СУБД можно подобрать технологию, обеспечивающую высокий уровень эффективности и функциональности. Однако ни одна из упомянутых технологий не обеспечивает универсальных способов работы с базами данных – необходимого уровня абстрагирования от конкретных систем и платформ при сохранении высокой степени функциональности и предоставления пользователю единого интерфейса доступа к различным СУБД. Тем не менее, такая технология существует, причем она гораздо старше, чем почти все из вышеперечисленных – это протокол Z39.50
Для обеспечения поиска и извлечения информации в корпоративных информационных ресурсах в большинстве корпоративных систем используется протокол Z39.50.
Протокол Z39.50 разрабатывался в Библиотеке Конгресса США с начала 1980-х годов и предназначался для обработки библиографической информации. Необходимость разработки данного протокола обусловливалась рядом причин:
• наличием множества различных информационно-поисковых языков;
• наличием множества различных интерфейсов пользователя;
• неудобством представления информации.
В 1995 году протокол Z39.50 был принят как стандарт ANSI/NISO Z39.50-1995 (как американский национальный стандарт), а в 1998 году - как международный стандарт ISO-23950. В настоящее время уже существует множество Z39.50 приложений и их число неуклонно растет.
Основные возможности (они же достоинства) этого регламента
• Аппаратно-программная независимость – протокол может быть реализован на любой аппаратно-программной платформе, допускающей работу в сети. Применяемые методы кодирования информации (BER) позволяют скрыть аппаратные различия в организации и архитектуре данных.
• Работа с распределенными данными – протокол позволяет совершенно прозрачно для пользователя работать с данными, расположенными на разных физических серверах, различных аппаратно-программных платформах и хранящихся в различных внутренних форматах.
• Единая система запросов – протокол стандартизирует систему запросов к базам данных как через синтаксис, например, RPN, так и через систему стандартных наборов поисковых атрибутов.
• Единые форматы представления данных – протокол подразумевает представление данных в стандартных форматах, определенных глобально.
• Метаинформация – возможность построить базу метаданных Explain, содержащую стандартное описание информационной системы.
• Открытость – протокол является открытым стандартом ISO-23950, в Интернете можно найти реализации компонент систем Z39.50 в открытых текстах.
• Связь с другими системами – возможность интегрировать ресурсы информационных систем, основанных на использовании этого протокола, с ресурсами других подобных информационных систем.1
Назначение протокола Z39.50 заключается в том, что он определяет порядок взаимодействия клиента и сервера, процедуры поиска и извлечения информации из баз данных, и форматы представления этой информации. В идеологии Z39.50 в рамках одной схемы все базы данных совершенно одинаковы, несмотря на их физические различия по используемой СУБД, полям и синтаксису запросов. Клиент может инициировать запрос в интересах пользователя, протокол адресует передачи между соответствующими приложениями информационного поиска клиента и сервера, которые могут быть реализованы на разных компьютерах. Таким образом, пользователь любой библиотеки может искать нужные ему информационные ресурсы в каталогах, работающих по указанному протоколу, пользуясь знакомой ему процедурой поиска точно так же, как и в локальном каталоге своей библиотеки.
От других протоколов, обеспечивающих поиск и извлечение информации в глобальных информационных системах (HTTP, Gopher и т.д.), Z39.50 выгодно отличается тем, что форма представления результатов поиска (библиографических описаний), так же как и способ ввода поисковых запросов не зависит от источника информации. Это определяется тем, что Z39.50 использует качественно иную модель взаимодействия компьютеров, позволяющую абстрагироваться от способа организации конкретной базы данных, сделать доступ к ее содержанию независимым от формы хранения последнего, что в итоге избавляет пользователя от необходимости адаптации к каждому из источников информации. Поэтому внедрение Z39.50 в библиотеках позволяет сократить время обучения библиографов работе с различными базами данных, а также повышает производительность их труда.
Стандарт предусматривает возможность выбора пользователем формы представления извлекаемых библиографических описаний - простой текстовый формат, 15 диалектов формата MARC и т.д.
Основными возможностями Z39.50 являются поиск и извлечение информации. Протокол Z39.50 позволяет осуществлять поиск как по простым (по отдельным элементам библиографического описания), так и по сложным запросам (с использованием логических операторов И, ИЛИ, И-НЕ, а также операций отношения >, <, = и т.п.). Z39.50 предоставляет возможность одновременного поиска в нескольких базах данных, поддерживаемых одним сервером. Также возможно проведение поиска одновременно в базах данных нескольких серверов. Такая возможность реализована в некоторых клиентских приложениях - пользователь может искать необходимую литературу сразу в нескольких библиотеках.
Z39.50 предоставляет разнообразные средства извлечения найденной информации. Пользователь может не только указывать желаемую форму представления библиографических описаний, но и управлять содержанием извлекаемой информации, указывая спецификацию элементов. Например, при извлечении большого количества записей имеет смысл извлекать краткие записи, содержащие информацию только об авторах, заглавии и дате издания. После чего, на основании полученных данных, можно получать более подробные сведения. Существует возможность управления не только формой представления всего библиографического описания, но и видом его элементов. Это позволяет получать библиографические описания, оформленные в соответствии с различными правилами каталогизации.
Помимо стандартов и правил, принятых на международном и национальном уровнях, для реализации функционирования корпоративного объединения библиотек разрабатывается пакет регламентирующих документов (положений, инструкций, оперограмм, технологических карт, методических рекомендаций, нормативных предписаний и др.). Данные документы определяют концепцию формирования корпоративного информационного ресурса, взаимоотношения участников проекта, требования к выполнению работ по каталогизации (например, перечень обязательных полей библиографического описания и методику их заполнения, схему обработки входных документальных потоков, индексирование документов, нормативный контроль входящей информации, порядок актуализации информации, заимствования записей и т.д.), порядок сертификации каталогизаторов и др. аспекты.
С целью обеспечения качества вводимых в корпоративный информационных ресурс библиографических записей, как правило, каталогизаторы, библиографы проходят обучение и процедуру сертификации в специализированных центрах. Так, например, специалисты, являющиеся сотрудниками библиотек-участниц «Сводного каталога библиотек России» (СКБР), должны прослушать теоретический курс «Теория и практика машиночитаемой каталогизации в системе нормативно-методической базы РФ», проводимый экспертами Центра ЛИБНЕТ, и пройти в данном Центре сертификацию. Данная процедура регламентируется «Положением о сертификации каталогизатора Сводного каталога библиотек России».
Хорошо организовано обучение, включая его дистанционные форматы, участников проекта МАРС корпорации АРБИКОН.
Организационная структура корпоративных
библиотечно-информационных систем
Развитая корпоративная библиотечно-информационная система предусматривает иерархическую структуру организации. Сложность этой
структуры, количество уровней участников, характер связей между ними и
взаимных обязательств определяется рядом обстоятельств:
• неоднородный уровень развития отдельных библиотек – участниц
корпоративной системы;
• ведомственная принадлежность (например, общедоступные библиотеки и научно-технические библиотеки);
• различный статус в рамках одного ведомства (например,
республиканские и областные библиотеки, муниципальные библиотеки, филиалы);
• географическое положение и т. п.
Типовая структура КБИС включает:
Базовый центр – провайдер КБИС – осуществляет функции методического, технологического и информационного администрирования и сопровождения КБИС в целом. Создается центр на базе крупной библиотеки, имеющей опыт администрирования серверов и сетевого коммутационного оборудования, создающей собственные информационные ресурсы, располагающей высококвалифицированными специалистами.
Отраслевые базовые сетевые центры – провайдеры – осуществляют методологическую и технологическую поддержку функционирования части сети, состоящей из библиотек и/или информационных служб данной отрасли, а также обеспечивают информационные связи КБИС с библиотеками и системами своей отрасли, входящими или не входящими в состав
данной корпорации; предоставляют свои информационные ресурсы в доступ пользователям КБИС.
Базовые сетевые центры предназначены для обслуживания крупных библиотек, создания и предоставления в сетевой доступ всем пользователям КБИС значимых для них информационных ресурсов.
Сетевые центры библиотек-пользователей обслуживают связанные с ними по территориальному или другому признаку средние библиотеки, имеющие собственные информационные ресурсы.
В структуре КБИС предусматривается также создание таких органов управления, как Координационный совет, Научно-технический совет и другие коллегиальные органы.
В качестве примера может быть рассмотрена организация деятельности по корпоративной каталогизации и созданию «Сводного каталога библиотек России» Центра ЛИБНЕТ (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Общая схема работы Центра ЛИБНЕТ
Участники Сводного каталога в зависимости от предоставляемых им прав и возлагаемых обязанностей в создании и использовании СКБР подразделяются на пять категорий.
Участники I категории - национальные библиотеки (РГБ и РНБ), которые поставляют записи в СКБР в полном объеме их электронных каталогов и имеют неограниченные права по объему заимствования записей из СКБР.
Участники II категории - «опорные» библиотеки СКБР, которые обязаны каталогизировать в интерактивном режиме в Сводном каталоге текущие поступления документов, отсутствующие в СКБР, по принципу «кто первый получил»; активно участвовать в подготовке и привлечении новых участников корпоративной каталогизации; эти библиотеки имеют право на льготное пользование всеми услугами Центра ЛИБНЕТ, связанными с осуществлением учебного процесса, а также участия в хозяйственной деятельности Центра.
Участники III категории - каталогизирующие субъекты, которые имеют право каталогизировать отсутствующие в СКБР документы в интерактивном режиме и заимствовать записи из Сводного каталога на документы своего фонда на условиях долевого участия в создании СКБР.
Участники IV категории - библиотеки-участницы централизованного МБА, получившие право заимствовать записи Сводного каталога и проставляющие в них отметку о наличие данного печатного издания в библиотеке (проставлять сиглу).
Участники V категории - библиотеки, получившие право заимствовать записи Сводного каталога на документы своего фонда без обязательства простановки сигл.
В сложившейся практике библиотечного взаимодействия сложились несколько видов КБИС, выделяемых весьма условно:
1. Библиотечные системы корпоративной каталогизации.
2. Региональные корпоративные библиотечно-информационные системы.
3. Межрегиональные и межведомственные объединения библиотек
3. Библиотечные системы корпоративной каталогизации
Основными целями создания и функционирования систем корпоративной каталогизации являются:
• сокращение затрат на каталогизацию, которые в условиях автономных технологий являются весьма значительными и имеют устойчивые тенденции роста;
• обеспечение информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных (БД) библиотек для реализации полноценного доступа к библиотечным ресурсам, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом;
• достижение высокого качества библиографического и аналитического описания первичных документов в электронных каталогах библиотек;
• повышение эффективности обслуживания пользователей, в том числе через системы межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД).
В России пионером в области создания систем корпоративной каталогизации явилась ГПНТБ России, основавшая в конце 1990-х гг. Российский центр корпоративной каталогизации (РЦКК). В соответствии с проектом предполагалось, что Центр будет действовать как единая независимая организация с участием ряда крупнейших библиотек: БЕН РАН, БАН, ВГБИЛ, ГПИБ, ГЦНМБ, Научная библиотека МГУ, РГБИ, РГБ, ЦНСХБ РАСХН, РКП, РНБ. Базовой организацией выступала ГПНТБ. Целью проекта было обеспечение свободного доступа к распределенным информационным ресурсам библиотек. В 1997—1998 гг. на базе РЦКК был осуществлен экспериментальный проект по созданию корпоративного каталога. В частности, была создана БД, содержащая около 12 тыс. записей, разработан механизм добавления в нее БЗ и их корректировки. Однако дальнейшего развития этот проект не получил в силу различных причин, среди которых можно назвать недостаточную проработанность экономического взаимодействия его участников, несогласованность действий библиотек, участвовавших в проекте, и отсутствие должной поддержки со стороны ведущих библиотечных центров страны.
Тем не менее, идея проекта нашла воплощение при создании Автоматизированной системы «Российский сводный каталог по научно-технической литературе» (РСвК НТЛ). РСвК НТЛ (доступ обеспечивается через сайт ГПНТБ России, http://www.gpntb.ru) содержит сведения о зарубежных и отечественных книгах и зарубежных и российских периодических изданиях по естественным наукам, технике, сельскому хозяйству, медицине, экологии, бизнесу и праву, поступившие в организации-участницы РСвК НТЛ. Объем Сводного каталога на 1 января 2016 года составлял 1.159.180 записей, ежегодное пополнение около 60 тыс. записей по всем видам изданий (2016 г. – пополнение 39.730 записей).
Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ» был создан в форме автономной некоммерческой организации в апреле 2001 г. двумя национальными библиотеками России: Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Основным направлением деятельности центра ЛИБНЕТ является реализация проектов сотрудничества российских библиотек в области создания, обмена и использования электронных ресурсов на базе современных технологий. Целью центра ЛИБНЕТ является создание национальной системы корпоративной каталогизации на основе системы национальных форматов RUSMARC, обеспечивающей снижение затрат российских библиотек на машиночитаемую каталогизацию при высоком качестве библиографических записей (строгое соблюдение российских правил каталогизации, соответствие системе форматов RUSMARC и авторитетный контроль посредством создания национальных авторитетных файлов).
Основные задачи Центра:
• организация и техническая реализация технологии создания Сводного каталога библиотек России (СКБР) как основного продукта и ресурса корпоративной каталогизации
• организация и техническая реализация технологии корпоративного создания и ведения национальных авторитетных файлов;
• создание библиографических ресурсов для ретроконверсии карточных каталогов;
• организация и реализация технологии централизованного библиотечного абонемента на базе Сводного каталога библиотек России;
• создание национальной школы машиночитаемой каталогизации на основе системы форматов RUSMARC и российских правил каталогизации.
В качестве базовой технологии Центра ЛИБНЕТ принята технология централизованного Сводного каталога библиотек России, создаваемого на основе удаленной корпоративной каталогизации (по типу американского OCLC/ PICA и RLIN).
OCLC создан в 1967 г. как Библиотечный центр колледжей штата Огайо (Ohio College Library Center), целью которого была организация автоматизированной диалоговой распределенной системы каталогизации, позволяющей библиотекам 54-х колледжей штата обмениваться информационными ресурсами и сократить свои расходы. В результате последующего развития с 1981 г. данная организация стала официально именоваться Онлайновым компьютерным библиотечным центром OCLC (Online Computer Library Center, Inc.) - аббревиатура OCLC была намерено сохранена.
В последней четверти XX века в мировом библиотечном сообществе назревал так называемый «кризис каталогизации», обусловленный тем, что репертуар выпускаемых изданий резко увеличивался, а средства, отпускаемые на финансирование библиотек (и в частности, на оплату труда каталогизаторов) сокращались. Из-за этого в библиотеках накапливались издания, которые нельзя было выдать читателю, так как они не были каталогизированы. Именно тогда стало очевидно, что и для выхода из кризиса, и для того, чтобы не допускать его впредь, необходимо все шире и шире развивать сети корпоративной каталогизации и внедрять работу с заимствованной машиночитаемой записью. Одним из источников заимствования, который способствует сокращению времени прохождения издания от момента поступления в библиотеку до момента, когда его можно поставить на полку, является проект «Каталогизация перед публикацией». Этот процесс на многих языках принято обозначать аббревиатурой CIP, от английского Cataloguing-in-Publication.
Каталогизация в издании (т. е. библиографическое описание, классификационные индексы, авторский знак, размещенные на обороте титульного листа) существовала до эпохи машиночитаемой каталогизации, и в нашей стране - в том числе. По ГОСТ 7.51-98 «СИБИД. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в издании. Состав, структура данных и издательское оформление» каталогизация в издании - это разновидность централизованной каталогизации, при которой результаты библиографической обработки помещаются в документе в процессе его публикации.
С переходом к машиночитаемой каталогизации термин «cataloguing-in-publication» стал более емким, теперь его можно трактовать не только как «каталогизация в издании», но и как «каталогизация перед публикацией». В настоящее время каталогизация перед публикацией рассматривается как разновидность корпоративной каталогизации, когда результаты библиографической обработки помещаются в документе в процессе его публикации, а электронная версия предварительной стандартизированной библиографической записи в MARC-формате размещается в базе данных, где она может быть использована как в целях рекламы, так и для заимствования в другие электронные каталоги.
CIP ‒ Cataloguing-in-Publication
Каталогизация перед публикацией
4. Региональные корпоративные библиотечно-информационные системы
Под Региональной корпоративной библиотечно-информационной системой (РКБИС) понимается добровольное объединение независимых в административном и хозяйственном отношениях библиотек (возможно также - информационных органов или служб) одного города или области для совместного решения их основных функциональных задач, преимущественно связанных с развитием качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей данного региона, созданием современной технологической базы, формированием библиотечно-информационных ресурсов общего пользования корпорации и обеспечением эффективного открытого доступа к ним через Интернет.
Ассоциация региональных библиотечных консорциумов была создана в 2002 году для координации деятельности библиотек по повышению качества сервисов за счет модернизации управления библиотечными ресурсами при объединении в библиотечные консорциумы. Учредителями АРБИКОНа стали Российская книжная палата; Некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека»; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
АРБИКОН является крупнейшей межведомственной межрегиональной библиотечной сетью страны, располагающей мощным совокупным информационным ресурсом и современными библиотечно-информационными сервисами.
Рис. 2 - Структура АРБИКОН
Членом АРБИКОН и/или участником проектов может стать любая библиотека, вне зависимости от своего территориального расположения или ведомственной подчиненности; библиотека может участвовать в произвольном количестве проектов Партнерства. По состоянию на 1.01.2016 г. членами АРБИКОН являются 160 организаций, среди которых библиотеки, издательства, вузы России.
Цель АРБИКОН - оказание содействия российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечно-информационных технологий, модернизации управления библиотечными ресурсами.
Библиотеки-члены АРБИКОН обладают широкими возможностями оптимизации библиотечных процессов за счет внедрения корпоративных технологий, в том числе:
• использование каталогизации заимствованием из электронных каталогов членов АРБИКОН (более 50 миллионов библиографических записей, около 200 каталогов) при обработке новых поступлений или ретроконверсии каталогов;
• использование заимствования из аннотированной библиографической БД проекта МАРС (около 2 000 000 записей, до 1000 новых записей ежедневно, более 2000 наименований российских журналов) при обработке журналов;
• оптимизация подписки за счет использования сервиса электронной доставки документов на основе Сводного каталога периодики библиотек России;
• значительное расширение номенклатуры информационных ресурсов за счет взаимного предоставления доступа к распределенным информационным ресурсам.
Основным инструментом для достижения цели является внедрение корпоративных технологий в библиотеках страны. Корпоративные технологии поддерживают два вида объединений: объединение в рамках библиотечного консорциума или объединение в рамках проекта АРБИКОН.
Основным принципом взаимодействия участников АРБИКОН является создание распределенной информационной системы, когда информационные ресурсы располагаются в библиотеках, входящих в консорциумы, и не создается центральный узел, объединяющий все ресурсы. Поиск библиографической информации осуществляется на основе протокола Z39.50.
Любая библиотека может пользоваться сервисами любого проекта АРБИКОН. Сервисы некоторых проектов общедоступны и бесплатны, также предоставляются сервисы на договорной основе.
Ассоциация реализует параллельно несколько проектов, одним из которых является создание распределенного электронного каталога (рис. 3).
Рисунок 3 – Поисковый интерфейс распределенного электронного каталога
Участники консорциумов изначально отказались от идеи создания единой базы данных. Вместо этого пользователю предоставляется возможность осуществлять поиск одновременно в нескольких (иногда нескольких десятках) различных каталогов. Эта возможность реализуется на основе протокола Z39.50. Возможностью осуществлять библиографический поиск в каталогах обладает любой пользователь Сети, но правом выгрузки найденных записей для собственного каталога наделены лишь библиотеки, являющиеся членами Ассоциации. При этом формат данных, используемый каждой конкретной библиотекой, не важен: используемое программное обеспечение обрабатывает и конвертирует любые форматы (USMARC, UNIMARC, MARC-21 и т.д.).
Формируемый АРБИКОН «Сводный каталог периодики библиотек России» обеспечивает возможность отыскать журнальную статью на требуемую тему из более чем 7500 российских журналов, а также доставить ее копию в ближайшую библиотеку.
Проект «МАРС» реализуется с 2001 года и в настоящее время объединяет более 230 библиотек различных систем и ведомств. Цель проекта – создание совместными усилиями сводной базы данных аналитической росписи статей из периодических изданий.
Каждый участник проекта готовит аналитические библиографические записи на все статьи из нескольких журналов по принятым в проекте правилам и в обмен получает такие же записи всех других участников. Кроме аналитической библиографической базы статей проект располагает базой участников, подробной информацией о расписываемых в проекте журналах, сводной базой данных по подписке библиотек-участниц, начиная с 2005 года. Участником проекта может быть любая организация, готовая вносить вклад в достижение целей проекта, взявшая на себя обязательства по соблюдению положений принятых в проекте нормативно-методических документов и подписавшая с АРБИКОН соответствующий Договор о сотрудничестве в области развития библиотечно-информационных ресурсов и сервисов. Пользователем проекта может быть любая организациям, заключившая соответствующий договор с АРБИКОН.
Проект «Электронное полнотекстовое объединенное собрание» (проект ЭПОС) создан с целью совершенствования доступа к полнотекстовым электронным коллекциям. ЭПОС – это распределенная информационная система, объединяющая электронные коллекции участников проекта на основе согласованных правил и позволяющая эффективно использовать электронные ресурсы через глобальные сети передачи данных. Сервисами проекта являются поиск, извлечение и доставка электронных ресурсов из электронных коллекций участников Проекта. Участником Проекта может быть любая организация, принимающая на себя обязательства по созданию электронных коллекций и обеспечению сервисов Проекта.
Участникам АРБИКОН предоставляется право бесплатного и неограниченного доступа к ресурсам партнеров АРБИКОН и электронным сервисам; возможность заимствования любых записей у членов АРБИКОН, включая аналитические описания; поиск и копирование в журнальной и газетной летописи РКП (2000-2003 гг.); доступ к текущей национальной библиографии РКП и др.
Результаты деятельности библиотечных консорциумов свидетельствуют об эффективности кооперации при решении важнейших технологических задач современной библиотеки:
• создание сводных и распределенных каталогов;
• корпоративная каталогизация (каталогизация заимствованием);
• формирование и организация доступа к электронным коллекциям;
• электронная доставка документов.
Межрегиональные и межведомственные объединения библиотек (НЭБ)