Корпоративная социальная ответственностьи устойчивое развитие организации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1. История становления концепции устойчивого развития
2. Принципы устойчивого развития организации
3. Корпоративная социальная ответственность
и антикризисное развитие организации
4. Роль корпоративной социальной ответственности
в формировании конкурентных преимуществ организации
1
История становления концепции устойчивого развития
1.
Римский клуб (1968 г.) Первые глобальные модели, имитировавшие мировые процессы («Мир1» и «Мир-2»), Во второй глобальной модели Римского клуба Доклады 1972-1998: Пределы
роста. Медоуз Деннис и др. – Нью-Йорк, 1972; · Человечество на перепутье. Месарович М. и
Пестель Э. – Нью-Йорк, 1974
•
Пределы социальны х отношений: конфликт и понимание в плю ралистическом обществе.
Петер Л. Бергер. – 1997
2. Конференция ООН по окружаю щей среде (Стокгольм, 1972 г.)
Сформулированы 26 принципов, которым государства и международные организации должны
следовать, предпринимая действия, способные повлиять на состояние окружающей среды.
резолюцией ГА ООН от 15 декабря 1972 года) была образована Программа ООН по
окружаю щей среде (ЮНЕП) и установлен Всемирный день охраны окружающей среды (5
июня).
3. В декабре 1983 г. по инициативе Генерального Секретаря ООН создана Международная
комиссия по окружаю щей среде и развитию (МКОСР) во главе с премьер-министром
Норвегии Гру Харлем Брундтланд,
Доклад о долгосрочном развитии человечества: «Наше общее будущее»— Комиссия предложила
концепцию устойчивого развития.
4. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.) 179 стран Всемирная конференция
ООН по окружаю щей среде и развитию (КОСР)»«Декларации по окружаю щей среде и
развитию » 27 принципов устойчивого развития. Основополагающая программа действий
мирового сообщества по достижению устойчивого развития: «Повестка дня на XXI век»
5. Конференция на вы сшем уровне (или Всемирны й саммит) по устойчивому развитию
(ВСУР) Йоханнесбурге (ЮАР) 191 страна сентябрь 2002 г. Декларация по устойчивому
развитию (5 принципов )
•
6.Конференция ООН в Рио-де-Жанейро («Рио+20») (Бразилия, 2012 г.) «Будущее, которое
мы хотим» -переход к «зеленой» экономике
•
В России в 1996 г. Указом Президента РФ бы ла принята «Концепция перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию ». 2012 г. Основы государственной политики в области
экологического развития России на период до 2030
Римский клуб
•
•
•
Римский клуб (1968 г.) — неправительственная организация, объединившая весьма
влиятельных предпринимателей, известных политиков и ученых, обеспокоенных
возможностью глобального кризиса человечества случае продолжения экономического
развития без долгосрочного планирования.
Первые глобальные модели, имитировавшие мировые процессы («Мир-1» и «Мир-2»),
были построены в 1970 г. Дж. Форрестером, разработавшим математический аппарат и
методы системной динамики . Его ученики — Донелла и Денис Медоуз — и их сотрудники
на базе компьютерных моделей просчитали ряд сценариев мирового развития на период
1970-2100 гг. Вся совокупность факторов, поддерживающих развитие производства и
рост населения, была разбита в этой работе на две категории — физическую (питание,
сырье, ядерное топливо, способность к поглощению промышленных загрязнений
сохранившимися экосистемами) и социальную (стабильность социальных структур,
просвещение, уровень занятости и т.д.) При этом обнаружилось, что даже наиболее
оптимистичные из рассмотренных сценариев к середине XXI столетия неизменно
упираются в экологический коллапс на фоне прогрессирующей деградации биосферы. Во
избежание такой перспективы была предложена концепция «нулевого роста», когда
экономическое развитие сводится к простому воспроизводству, а демографические
процессы ставятся под жесткий контроль
Во второй глобальной модели Римского клуба — «Человечество на перепутье»
М.Месаровича и Э. Пестеля (1974) [131; 161] — Мир рассматривался не в целом, а по
крупным регионам —с учетом физико-географического фактора и типологии стран по
формационному критерию и уровню развития: Северная Америка, включающая США,
Канаду и Мексику; Латинская Америка; Западная Европа; СССР и Восточная Европа;
Северная Африка и Ближний Восток; тропическая Африка; Южная и Юго-Восточная Азия;
КНР и социалистические страны Азии; Япония; Океания и ЮАР. Вместо «нулевого роста»
(по Д.Медоузу) предлагалась концепция «органического роста» — согласованного
развития разных частей глобальной системы [131].
Конференция ООН по окружаю щей среде (Стокгольм,
1972 г.)
•
Конференция приняла Декларацию, в которой впервые сформулирован так называемый
свод "мягких законов" международной природоохранной деятельности» и за которой
признается статус источника международного права окружающей среды.
Сформулированы 26 принципов, которым государства и международные организации
должны следовать, предпринимая действия, способные повлиять на состояние
окружающей среды.
• Принцип 1. Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные
• условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и
процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение
окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.
• Принцип 2. Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и
особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены
на благо нынешнего и будущего поколений путем тщательного планирования и
управления по мере необходимости.
• Принцип 3. Способность Земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы
должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо,
восстанавливаться и улучшаться.
• Принцип 4. Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное
управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся
под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Поэтому в
планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению
природы, включая живую природу.
• Принцип 5. Невосполняемые ресурсы Земли должны разрабатываться таким образом,
чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от
их разработки получало все человечество.
Основные выводы комиссии Международной комиссии по
окружающей среде и развитию (МКОСР) 1983г.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
За последнее столетие взаимоотношения между человеком и планетой,
обеспечивающей его жизнедеятельность, в корне изменились — возникла
угроза существования цивилизации и жизни на Земле.
· За последние 100 лет темпы потребления и, следовательно, экономический
рост резко возросли. В производство было вовлечено столько ресурсов,
сколько за все прошлые века существования человека.
· Процесс экономического роста, не согласованный с возможностями
природной среды и ее законами, явился причиной возникновения тенденций,
влияния которых ни планета, ни ее население не смогут долго выдержать.
· Экономический рост разрушает природную среду, приводит к экологической
деградации, а это, в свою очередь, подрывает процесс экономического роста.
· В настоящее время регионы мира сталкиваются с риском необратимого
разрушения окружающей среды, которое грозит уничтожением основ
цивилизации и исчезновением живой природы Земли.
· Речь идет не об отдельных глобальных кризисах (экологическом,
экономическом, продовольственном), а о едином кризисе глобальной мировой
системы «человек— природная среда».
· Скорость разрушения окружающей человека среды превосходит возможности
современной науки в их осмыслении и не позволяет своевременно оценить
происходящее и вынести соответствующие рекомендации.
· Если такой экономический рост сохранится, то через несколько десятилетий
неизбежна деградация природной среды, а это, в свою очередь, приведет к
подрыву всей экономики, всей системы жизнеобеспечения Земли.
· Существующие подходы устарели и не пригодны для преодоления нависших
над человечеством угроз, для выхода из глобального кризиса.
· Мировому сообществу необходим переход к устойчивому развитию как
основному механизму безопасности и процветания народов мира.
·
Усиление влияния деятельности
человека на биосферу в XX веке
6
Главными глобальными последствиями
деятельности человека являются:
• Нарушение литосферы, загрязнение атмосферы (и как следствие —
усиление парникового эффекта,разрушение озонового слоя, кислотные
дожди) и гидросферы (океана, надземных и подземных вод),
• деградация наземных экосистем (уменьшение залесенности планеты,
• опустынивание, разрушение почв, снижение биологического
разнообразия).
• «По данным съемок из космоса, на суше сохранилось менее 30
процентов экосистем, сравнительно слабо затронутых хозяйственной
деятельностью человека»
• При сохранении нынешних темпов их потребления в ближайшее (по
историческим меркам) время запасы большинства полезных
ископаемых будут полностью исчерпаны:
• разведанных запасов органического топлива на Земле хватит примерно
на 150 лет, в том числе нефти и газа — на 60, угля — на 200 лет.
• Наиболее быстрое исчерпание ресурсов ожидается в отношении тех,
которые рассматривались прежде как самовоспроизводящиеся и потому
считались неисчерпаемыми, но именно они наиболее важны для
поддержания всех форм жизни на планете». Это запасы пресной воды,
атмосферного воздуха, почвенного плодородия и биоресурсов.
Глобальные проблемы
• Подсчитано, что в сутки городу с населением в один миллион человек
требуется 625 тыс.т воды, 2 тыс. т. пищи, 4 тыс.т угля, 2800 т. нефти,
2700 т. газа и 1000 т.топлива для автомобилей. Отходы такого города
огромны: 500 тыс.т сточных вод, 2000 т. твердых отходов, в атмосферу
выделяется 150 т. соединений серы, 100 т. оксидов азота, 100
т.углеводорода, 450 т.окиси углерода.
• Б. Уорд и Р. Дюбо, с тревогой писали: «Не получится ли так, что
человек достигнет планеты Марс, стоя по колено в мусоре на планете
Земля?».
• По подсчетам ученых, население Земли к 2050 году может
возрасти до 10-12 миллиардов человек, главным образом за
счет развивающихся стран (около 90 процентов),
• Другой, не менее важной и острой глобальной проблемой
человечества является продовольственная проблема. По данным
Организации ООН треть населения планеты испытывает явный или
скрытый голод. Более 800 миллионов людей, страдающих от
недоедания, приходится на развивающиеся страны. Ежегодно от
голода умирают 30 миллионов человек, из которых 6 миллионов —
дети. Одновременно многие люди (и это является противоестественной
обратной стороной голода) страдают от избыточного веса и ожирения.
Глобальные проблемы
• Нуждаются в серьезной трансформации основы , структура и
механизмы функционирования мировой системы , сложившийся
мировой порядок.
• В центре организационной инфраструктуры мирового сообщества
находится управленческая деятельность государств-лидеров, которые
в условиях международной конкуренции и жесткого отбора создают и
развивают основы современной миросистемы:
технологическую, финансовую, информационную, политическую и т.д.
• Это, прежде всего, заложенная Бреттон-Вудскими соглашениями 1944
г. система валютно-финансового доминирования доллара США,
обеспечивающая Соединенным Штатам возможность осуществления
глобального финансового контроля. Эта система вплоть до 1971 г.
была подкреплена доминирующими объемами золотовалютных
резервов США, а после 1971 г. значительная часть формальных
ограничений на эмиссию доллара была снята, и регулирование
объемов единственной общепризнанной мировой валюты стало
частным делом правительства отдельной страны, хозяина мирового
рынка. Следующим этапом стала крупнейшая геополитическая
катастрофа ХХ века — распад СССР в 1991 г. Она привела к крушению
двухполюсной мировой структуры, обеспечивавшей в течение 45 лет
относительную стабильность и управляемость глобальной
международной системы, и «изъятию» элемента
конфликтности/диалектики (биполярности), бывшего жизненно
необходимой движущей силой развития человеческой цивилизации.
Глобальные проблемы
• В основе современной цивилизации лежат ценности потребительского
общества и технократического отношения к природе. Понятия качества
жизни, процветания, гармонии и стабильного существования долгое
время были неотделимы от роста материального благосостояния,
развития техники и технологии.
• Успешное экономическое развитие отождествлялось с таким
экономическим ростом, который сопровождается расширением его
ресурсных слагаемых, выражается в приростных величинах
(продукции, дохода, выработки) и происходит за счет ускоренной
эксплуатации природных ресурсов и интенсивного наращивания
промышленного потенциала. Преобладающая ныне мораль
безгранично коммерциализована.
• Кризис современного мировоззрения, который сопрягается с
кризисом личности, кризисом сознания, духовно-нравственны м
кризисом и затрагивает все без исключения социальные институты,
созданные человечеством.
• Массовое сознание становится все более манипулируемым под
воздействием «массовой культуры» и СМИ, где духовные начала
практически полностью заменены рекламными штампами. Ценность
образования, знаний девальвируется.
Причинно-следственные связи противоречий и
глобальных кризисных явлений
Глобальные противоречия
между пространственной ограниченностью
Земли, ее ресурсов и необходимостью
сохранения развития Человечества в
неограниченной перспективе;
между смертностью индивидуума и
геологической вечностью явлений Жизни;
между опережающим ростом потребления
природных ресурсов и ограниченным воспроизводством полезной мощности биосферы Земли;
разрыв между реальной мощностью произведенного обществом валового продукта и
необеспеченным спекулятивным капиталом;
между развитыми странами и транснациональны
ми корпорациями, с одной стороны, и основной
массой населения планеты, проживающей в
слаборазвитых странах и регионах с другой;
между материальным стремлением к обладанию все большими благами как господствующим этическим фактором общественного
сознания человеческого социума и
императивами аскетизма
между принципиально новым уровнем проблем,
фундаментальными целями общества и неспособностью власти, предложить эффективные
идеологические, культурные решения
Глобальные кризисы
кризис индустриальной модели
развития, которая имеет «пре
делы роста», пропагандируемые как обоснование концеп
ции «золотого миллиарда»
проблема здоровья и
долголетия человека;
экологический,
продовольственный
энергетический кризисы
мировой валютно-финансовый
кризис
социальный кризис
кризис основополагающих
ценностей и принципов
управленческий кризис
• Устойчивое развитие — это такие преобразования, которые
удовлетворяют потребности настоящего времени, но не ставят
под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои
собственные потребности.
• Концепция устойчивого развития появилась в результате
объединения трех основных точек зрения: экономической,
социальной и экологической — это три тесно взаимосвязанные,
взаимозависимые и взаимоподчиненные области единого
целого.
• Устойчивое развитие — это процесс изменений, в котором:
• эксплуатация ресурсов, ориентация технологического развития,
направления инвестиций, учрежденские изменения находятся в
соответствии как с текущими потребностями, так и с
возможностями их удовлетворять в будущем.
• Сохранению подлежит: рост возможности удовлетворять
потребности как сегодня, так и всегда;
• изменению подлежат:
• · эксплуатация ресурсной базы;
• · технологическое совершенствование;
• · направления инвестиций;
• · учрежденские решения.
12
Международные принципы устойчивого развития
1. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению
устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в
гармонии с природой.
2. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства
имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей
политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за
обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не
наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами
действия национальной юрисдикции.
3. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое
удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях
развития и окружающей среды.
4. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна
составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в
отрыве от него.
5. Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи
искоренения бедности в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более
эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.
6. Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь
наименее развитых и экологически наиболее уязвимых, придается особое значение.
Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть
также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.
7. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения,
защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей
среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны
признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий
по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их
общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов,
которыми они обладают.
13
Международные принципы устойчивого развития
8. В целях достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни
для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать
нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять
соответствующую демографическую политику.
9. Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по
наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого
развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научнотехническими знаниями и расширения разработки, адаптации,
распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские
технологии.
10.Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при
участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На
национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий
доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в
распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных
материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в
процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют
информированность и участие населения путем широкого предоставления
информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать
судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства
судебной защиты.
11.Государства принимают эффективные законодательные акты в области
окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и
приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в
которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами,
могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными
экономическими и социальными издержками в других странах.
14
Международные принципы устойчивого развития
12.Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей
среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и
открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области
торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать
односторонних действий по решению экологических задач за пределами
юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей
среды, направленные на решение трансграничных или глобальных
экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на
международном консенсусе.
13. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся
ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического
ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося
ответственности и компенсации за негативные последствия экологического
ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией
или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.
14.Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или
предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов
деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или
считаются вредными для здоровья человека.
15.В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими
возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В
тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба,
отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины
для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению
ухудшения состояния окружающей среды.
15
Международные принципы устойчивого развития
16.Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации
экологических издержек и использованию экономических средств, принимая
во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен покрывать
издержки, связанные с загрязнением, учитывая общественные интересы и
не нарушая международную торговлю и инвестирование.
17.Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента
осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности,
которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую
среду и которые подлежат утверждению решением компетентного
национального органа.
18.Государства немедленно уведомляют другие государства о любых
стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут
привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в
этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для
оказания помощи пострадавшим от этого государствам.
19.Государства направляют государствам, которые могут оказаться
затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и
соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь
значительные негативные трансграничные последствия, и проводят
консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.
20. Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании
окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие
необходимо для достижения устойчивого развития.
21.Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи
мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь
устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.
16
Международные принципы устойчивого развития
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Коренное население и его общины, а также другие местные общины
призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании
и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной
практики. Государства должны признавать и должным образом
поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их
эффективное участие в достижении устойчивого развития.
Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях
угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.
Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс
устойчивого развития, поэтому государства должны уважать
международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во
время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при
необходимости, в деле его дальнейшего развития.
Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и
неразделимы.
Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и
надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.
Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства
в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в
дальнейшем развитии международного права в области устойчивого
развития.
Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.) Всемирная конференция
ООН по окружающей среде и развитию (КОСР)»«Декларации по окружающей среде и
развитию»
17
Пять основных принципов Концепция устойчивого
развития (2002 г)
•
1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и
долговременный характер, с тем, чтобы оно отвечало потребностям ныне
живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности
удовлетворять свои потребности.
• 2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов
относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной
организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями
человеческой деятельности.
• 3 . Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем
предоставить возможность реализовывать свои надежды на более
благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие
попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения
экологических и иных катастроф – нищета, которая стала в мире обычным
явлением.
• 4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими
средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями
планеты, в частности относительно потребления энергии.
• 5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся
производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.
(Конференция на вы сшем уровне (или Всемирны й саммит) по устойчивому
развитию (ВСУР) в Йоханнесбурге (ЮАР) Декларация по устойчивому
развитию)
Основны е принципы «зеленой»
экономики UNEP
1. Справедливость и объективность, как в рамках одного
поколения, так и между поколениями;
Cогласованность с принципами устойчивого развития;
2. Превентивный подход к социальным воздействиям и
воздействиям на окружающую среду;
3. Оценка природного и социального капитала, например,
интернационализации внешних расходов, зеленого учета,
расходов на протяжении всего срока эксплуатации и
совершенствования управления;
4. Устойчивое и эффективное использование ресурсов,
потребление и производство;
5. Потребность в достижении существующих
макроэкономических целей посредством создания
«зеленых» рабочих мест, искоренения нищеты, повышения
конкурентоспособности и роста в ключевых секторах.
(Конференция ООН в Рио-де-Жанейро («Рио+20») (Бразилия, 2012 г.)
«Будущее, которое мы хотим» -переход к «зеленой» экономике)
Принципы устойчивого развития в КСО
•
•
•
•
•
•
•
принцип справедливости. Каждый сотрудник имеет равные права на
использование принятых свобод в компании и право на вознаграждение,
соответствующее затраченному труду, здоровую и плодотворную жизнь в
экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде, при этом
нынешние поколения не должны жить взаймы у будущих;
принцип сохранения природной среды . Любая деятельность человека
должна осуществляться с максимально возможным вниманием и бережным
отношением к окружающей среде, где необходимо принимать во внимание
общечеловеческую значимость уникального объекта природы;
принцип преемственности и сохранения наследия. Необходимо осознавать,
что деловое культурное наследие становится таковым только в случае
обращения к нему последующих поколений;
принцип системности мы шления. Устойчивое развитие возможно только в том
случае, когда социальная, экономическая и экологическая задачи и проблемы
решаются в комплексе, с пониманием сложности взаимодействия трех
составляющих. Необходимо обеспечивать разумное и благоприятное
взаимодействие между организацией и природой;
принцип «думать глобально — действовать локально». Любое локальное
воздействие на природу в конечном итоге оказывает влияние на глобальную
систему, поэтому при деятельности организации необходимо думать о планете в
целом;
принцип партнерства. Следует понимать, что всеобщий выигрыш возможен
только при условии компромиссного и грамотного сотрудничества всех
партнеров организации;
принцип рациональности и превентивности. Рациональное и скрупулезное
планирование всех процессов организации необходимо для осуществления
баланса между сохранением природы и развитием организации и жизни
человека. При этом важно предпринимать превентивные меры и предотвращать
20
ухудшение состояния окружающей среды еще на этапе планирования.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Индикаторы устойчивого развития – критерии и показатели, и характеризующие
изменение состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во
времени. Они позволяют оценить ситуацию на пути достижения целей устойчивого
развития и эффективность используемых средств.
Разработкой критериев и индикаторов УР занимаются ведущие 15 международные
организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейское сообщество, Научный комитет по
проблемам окружающей среды (SCOPE) и др.
Системы индикаторов, каждая из которых отражает отдельные аспекты устойчивого
развития (экологические, экономические, социальные,
институциональные);интегральные, агрегированные индикаторы, на основе которых
можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития.
Система индикаторов, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию
(КУР ООН): Индикаторы разбиты на основные группы:
индикаторы социальны х аспектов устойчивого развития,
индикаторы экономических аспектов устойчивого развития,
индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая
характеристики гидросферы, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также
отходов),
индикаторы институциональны х аспектов устойчивого развития
(программирование и планирование политики, научные разработки, международные
правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных
групп населения).
Индикаторы разбиты на три категории с учетом их целевой направленности:
индикаторы – движущая сила, характеризующие человеческую деятельность,
процессы и показатели, которые влияют на устойчивое развитие;
индикаторы состояния, характеризующие текущее состояние различных аспектов
устойчивого развития;
индикаторы реагирования, позволяющие осуществлять политический выбор или
какой-либо другой способ реагирования для изменения текущего состояния.
Ключевые мероприятия КСО в целях
устойчивого развития
1. качество, безопасность и доступность продукции и услуг (экономическая «корзина»
КСО).
2. экологичность производства и продукции (экологическая «корзина» КСО).
3. активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами бизнеса, собенно
с клиентами и инвесторами (социальная «корзина» КСО)
4. прозрачность собственности и капитала
5. расширенная подотчетность
6. социально ответственная реструктуризация, включая законные и прозрачные
процедуры оптимизации персонала
7. волонтерство и корпоративная филантропия
8. внешние корпоративные и совместные с местными властями программы
дополнительного обучения и профессионального переобучения высвобождаемой
рабочей силы.
9. новые формы взаимодействия с обществом и властью
10. обязательное раскрытие информации о системах оплаты и размеров
вознаграждений и бонусов топ-менеджеров государственных компаний и банков, а
также предприятий с государственным участием и добровольное раскрытие такой же
информации для частных компаний
11. создание новых рабочих мест в области экологической деятельности предприятий и
охраны окружающей среды
12. создание и внедрение систем управления нефинансовыми рисками, основанных на
системном анализе и взаимодействии со стейкхолдерами компаний
Типы факторов устойчивого развития
КФУ, зависящие от технологии:
• качество проводимых научных исследований;
• возможность инноваций в производственном процессе;
• возможность разработки новых товаров;
• степень овладения существующими технологиями;
КФУ, относящиеся к производству:
• низкая себестоимость продукции (экономия на масштабах
производства);
• качество продукции (снижение количества дефектов,
потребности в ремонте);
• высокая степень использования производственных мощностей;
• выгодное местонахождение, экономия затрат по
транспортировке;
• доступ к квалифицированной рабочей силе;
• высокая производительность труда;
• возможность выполнения заказов потребителей;
КФУ, относящиеся к реализации продукции:
• широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;
• широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;
• наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;
• низкие расходы по реализации;
• скорая доставка;
23
;
Типы факторов устойчивого развития
КФУ, относящиеся к маркетингу:
• высокая квалификация сотрудников отдела реализации;
• доступная для клиентов система технической помощи при покупке и
использовании продукции;
• аккуратное исполнение заказов покупателей;
• разнообразие моделей/видов продукции;
• искусство продаж;
• привлекательный дизайн/упаковка;
• гарантии для покупателей
КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:
• профессионализм;
• ноу-хау в области контроля за качеством;
• компетентность в области дизайна;
• степень овладения (знание) определенной технологией;
• способность (умение) создавать эффективную рекламу;
• способность быстро осваивать производство новой продукции;
КФУ, связанные с организационными возможностями:
• уровень информационных систем;
• способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию;
• больший опыт и ноу-хау в области менеджмента;
прочие КФУ:
• благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей;
• общие низкие затраты (не только производственные);
• приятные в общении, доброжелательные служащие;
• доступ на финансовые рынки;
• наличие патентов.
24
Роль КСО в условиях различных кризисов
КризисХарактеристика кризиса
КСО в условиях кризиса
Экономиче Отражает острые противоречия в Налаживание доверительных отношений с
-ский
экономическом состоянии
деловыми партнерами может смягчить
организации (кризисы
экономический кризис в организации
производства и реализации товара,
взаимоотношений с деловыми
партнерами, кризисы неплатежей,
банкротства и т. д.)
Социаль- Возникает при столкновении
Следование ее принципам КСО позволяет не
ный
интересов различных социальных только избегать противоречий и конфликтов
групп: работников и
между организаций и ее стейкхолдерами, но и
работодателей, профсоюзов и
содействует поиску совместных целей для всех
предпринимателей, персонала и участников
менеджеров и др.
Организа- Проявляется в возникновении
Не только организация (в лице руководств)
ционный неразберихи, деловых
должна быть ответственна по отношению к
конфликтов, безответственности, своим работникам. Сотрудники в социально
что парализует организационную ответственной компании также склонны
деятельность или вызывает
доверительно относиться друг к другу,
неумеренную бюрократию
действовать согласованно
Психологи-Проявляется в виде стресса
На предотвращение подобного рода кризисов в
ческий
сотрудников, возникновении
полном объеме направлены внутренние
чувства неуверенности,
программы КСО, которые призваны
неудовлетворенности работой и нейтрализовать все перечисленные негативные
социальным положением.
последствия психологических кризисов
Технологи- В наиболее обобщенном плане
. КСО должна препятствовать внедрению
ческий
технологические кризисы могут разработок и инноваций, которые могут
выглядеть кризисами НТП —
оказывать негативное влияние на будущее
обострение противоречий между развитие компании.
25
его тенденциями, возможностями
и последствиями
Виды антикризисного управления
26
Взаимосвязь конкурентных преимуществ
организации с КСО
27
Области проявления конкурентных преимуществ
организации, от КСО
28