Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Корпоративная работа библиотек по созданию справочно-поискового аппарата

  • 👀 798 просмотров
  • 📌 739 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Корпоративная работа библиотек по созданию справочно-поискового аппарата
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Корпоративная работа библиотек по созданию справочно-поискового аппарата» docx
Лекция 4. Корпоративная работа библиотек по созданию справочно-поискового аппарата Повышение качества и эффективности затрат на создание и использование СПА, отвечающего требованиям современного пользователя, невозможно без объединения усилий библиотечно-информационных учреждений. На международном и российском уровнях реализуются различные проекты корпоративного взаимодействия библиотек и информационных учреждений, направленные на решение вопросов комплектования, каталогизации, создания электронных информационных ресурсов, обслуживания пользователей и др. Активное развитие и внедрение в деятельность библиотек информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовать эти проекты на принципиально новом уровне. Кооперация деятельности библиотек в области каталогизации позволяет сосредоточить процесс создания записей в крупных библиографирующих центрах и в то же время обеспечить другим библиотекам возможность использования записей, их копирования и дополнения необходимыми данными. С распространением машиночитаемой каталогизации библиотечная кооперация получила ускоренное развитие, и сейчас она в большей степени, чем раньше, оказывает влияние и на каталогизационную деятельность и на библиотечную практику в целом. В ГОСТе 7.7696, «Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения» приведены следующие виды взаимодействия библиотечно-информационных учреждений по каталогизации документов: централизованная, кооперированная, координированная каталогизация и каталогизация в издании. Централизованная каталогизация документов – каталогизация, проводимая в методических центрах или под их руководством, для использования в сети библиотек или информационных центров. Централизованная каталогизация связана с созданием библиографических записей в едином центре каталогизации. Работа по централизованной каталогизации в нашей стране была начата Всесоюзной книжной палатой (ныне – Российская книжная палата, филиал ИТАР-ТАСС) в 1927 г. На протяжении многих лет она обеспечивала библиотеки страны карточками централизованной каталогизации, которые широко представлены в традиционных (карточных) каталогах российских библиотек. В настоящее время РКП формирует постоянно пополняемый банк данных, содержащий более 30 млн библиографических записей о произведениях печати, выпущенных в России с 1917 г. Банк данных включает такие базы данных, как «Книги», «Авторефераты диссертаций», «Изоиздания», «Нотные издания», «Картографические издания», «Журналы, бюллетени, сборники», «Статьи из журналов и сборников», «Статьи из газет», «Рецензии из российских периодических изданий». На основе этих баз данных в условиях развития машиночитаемой каталогизации РКП проводит информационное обслуживание библиотек и предоставляет возможность заимствования записей для последующего их использования в автоматизированных библиотечно-информационных системах (АБИС). С 1995 г. в РКП действует Национальная информационная система «Книги в наличии и печати» (Российский аналог Books in Print), основная задача которой – предоставление книготоргам, библиотекам, издающим и другим организациям, частным лицам актуальной информации о книжном рынке страны и перспективных изданиях. Взаимодействие библиотек и информационных центров при реализации процесса каталогизации может осуществляться в виде кооперированной и координированной каталогизации. Кооперированная каталогизация – каталогизация, осуществляемая в ходе совместной деятельности нескольких библиотек или информационных центров на основе разделения функций при подготовке библиографической информации. Координированная каталогизация – каталогизация, осуществляемая в ходе совместной деятельности нескольких библиотек или информационных центров на основе распределения каталогизируемых массивов по предварительному соглашению. В конце XX – начале XXI в. в профессиональной литературе совместная деятельность библиотек и информационных учреждений в области каталогизации определяется термином «корпоративная каталогизация». Корпоративная каталогизация – каталогизация, осуществляемая усилиями нескольких учреждений. Этот технологический процесс является наиболее эффективным в результате рационального разделения труда каталогизаторов, коллективного использования сформированных ими записей и существенного сокращения финансовых затрат за счет однократной обработки документов. К преимуществам корпоративной каталогизации можно отнести следующее: • обеспечение возможности заимствования/копирования большого количества библиографических записей из различных национальных и зарубежных электронных каталогов и баз данных; • экономическая эффективность, т.к. копирование стоит дешевле, чем оригинальная каталогизация; кроме того, заимствованные записи требуют меньшей редакции, а работу по проверке записей могут осуществлять менее квалифицированные специалисты; • каталогизация различных видов документов при гармонизированных подходах в процессах каталогизации различными библиотеками; • надежность, обусловленная применением общих стандартов, правил и методик; • оперативность, т.к. копирование записей требует малого количества времени (по сравнению с оригинальной каталогизацией); • непосредственное участие библиотек – участниц корпоративной каталогизации в выработке единых правил и стандартов каталогизации. Деятельность в области корпоративной каталогизации реализуется на различных уровнях: на базе специализированных систем корпоративной каталогизации, региональных корпоративных библиотечно-информационных систем, в рамках межрегиональных и межведомственных объединений библиотек или отдельных корпоративных проектов. Каталогизация в издании  разновидность централизованной каталогизации, при которой результаты библиографической обработки помещаются в документе в процессе его публикации. В настоящее время каталогизация в издании (от английского Cataloguing-in-Publication, CIP) рассматривается как разновидность корпоративной каталогизации, когда результаты библиографической обработки помещаются в документе в процессе его публикации, а электронная версия предварительной стандартизированной библиографической записи размещается в базе данных, где она может быть использована как в целях рекламы, так и для заимствования в другие электронные каталоги. Работа по созданию такой предварительной записи проводится национальными библиографирующими учреждениями во многих странах. Целями деятельности данных агентств являются: • формирование стандартизованной библиографической записи для ее использования издательствами и издающими организациями, а также в последующем – библиотеками при создании полной библиографической записи для собственных каталогов; • опережающее информирование книжной торговли и библиотек о новинках книжного рынка. В России первые агентства CIP были созданы в РГБ и в РНБ, позднее к работе над проектом присоединился ряд центральных библиотек региона. Агентствами ведутся регулярно обновляемые списки «Новые поступления», где описания выглядят так же, как и на обороте титульного листа книги. В результате CIP-каталогизации издательства используют предоставляемые библиотекой (агентством CIP) данные для грамотного оформления оборота титульного листа готовящейся к публикации книги. В свою очередь, библиотеки получают в электронной среде запись, которую можно рассматривать и как источник информации для комплектаторов, и как ресурс корпоративной каталогизации, т. е. запись, пригодную для заимствования. Различные корпоративные объединения библиотек и информационных центров при решении задач каталогизации используют соответствующие технологии. Технология корпоративной каталогизации Характеризуя технологию корпоративной каталогизации, необходимо рассмотреть ее важнейшие компоненты: цель, объект (исходный продукт), ресурсы и средства, регламенты (методы), процессы, исполнителей, результаты (продукты и услуги), организационно-функциональную структуру. Основными целями создания и функционирования систем корпоративной каталогизации являются: • сокращение затрат на каталогизацию, которые в условиях автономных технологий являются весьма значительными и имеют устойчивые тенденции роста; • обеспечение информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и БД библиотек для реализации полноценного доступа к библиотечным ресурсам, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом; • достижение высокого качества библиографических записей в электронных каталогах библиотек; • повышение эффективности обслуживания пользователей, в том числе через системы межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД). В качестве объектов корпоративной каталогизации выступают различные виды хранящихся в библиографирующем учреждении документов: печатные, рукописные, аудиовизуальные. В настоящее время все более широкое распространение получают новые объекты – электронные информационные ресурсы, включая ресурсы локального и удаленного доступа. В основе реализации процесса корпоративной каталогизации лежит принцип однократной каталогизации, который заключается в том, что библиографическая запись создается той библиотекой, которая первой начала обработку документа; затем данная запись копируется каталогизаторами других библиотек из сводного каталога в локальные каталоги. При этом библиотека, использующая запись, может дополнить ее в соответствии со своими потребностями. Таким образом, корпоративная каталогизация обеспечивает возможность однократной обработки документа с последующим многократным использованием результата. Выделяются оригинальная и заимствованная каталогизация. Оригинальная каталогизация – каталогизация, предполагающая создание библиографической записи на основании анализа самого издания. Процесс создания библиографической записи включает: • составление библиографического описания; • определение точек доступа; • авторитетный контроль заголовков (имен лиц и наименований организаций, унифицированных заглавий и др.); • содержательный анализ документов, на основании которого приписываются предметные рубрики и классификационные индексы. За производство записей на национальном уровне, как правило, отвечают национальные библиотеки, которым в соответствии с «Декларацией о международных принципах каталогизации» рекомендовано формировать библиографические записи на все документы, изданные на территории данной страны. В настоящее время в библиотечном сообществе широко распространена практика заимствованной каталогизации. Заимствованная каталогизация – каталогизация, предполагающая заимствование готовой библиографической информации и использование ее в своих внутренних каталогах. Библиографирующее учреждение может использовать без изменений или с адаптацией для своих внутренних потребностей библиографические записи, подготовленные каталогизаторами из других библиографирующих учреждений. Такая организация работы обеспечивает экономию времени и денег, в то же время дает возможность увеличить скорость и качество обработки. Различаются два уровня заимствованной каталогизации: • первый уровень  полное дублирование записей, т.е. использование библиографирующим учреждением точной копии оригинальной записи для своих каталогов; • второй уровень  использование записи, созданной другой библиотекой как базовой, и редактирование или модификация записи под внутренние потребности. В корпоративных сообществах библиотек любого уровня процесс каталогизации рассматривается как производство, конечным продуктом которого является машиночитаемая библиографическая запись, оцениваемая по стоимости ее получения и качеству. Качество машиночитаемой библиографической записи рассматривается в двух аспектах: полнота и точность. Полнота записи определяется объемом библиографической информации о каталогизируемом ресурсе, включая его связи с другими ресурсами и/или объектами. Точность записи  это достоверность приведенных сведений о каталогизируемом ресурсе в соответствии с правилами каталогизации, форматами представления данных и соответствующими авторитетными файлами. При оценке качества библиографической записи большое внимание обращается на то, какие авторитетные файлы (национальные, отраслевые, локальные) использованы при формировании записей, так как это имеет существенное значение для процесса каталогизации и организации доступа и поиска. По уровню наполнения информацией о каталогизируемом ресурсе библиографические записи могут быть: полными; базовыми; минимальными. Запись полного уровня содержит обязательные и все факультативные элементы. Она используется в центрах государственной библиографии, при создании баз данных в крупных научных универсальных библиотеках, в международном обмене библиографической информации. Запись базового уровня включает обязательный набор данных, необходимых для точной идентификации каталогизируемого ресурса и его поиска. Запись этого уровня должна содержать нормированные точки доступа (включая, по крайней мере, одну предметную рубрику), поддерживаемые авторитетными файлами национального уровня. Базовая запись по уровню полноты занимает промежуточное положение между записью полного уровня и записью минимального уровня. Стандарт такой записи был разработан Библиотекой Конгресса США. Одна из основных идей, лежащих в основе понятия базовой записи, заключается в следующем: создание записей такого типа является экономически эффективным, и в то же время запись является достаточно подробной для обеспечения адекватного доступа и надежного поиска. Эта запись функционирует как стандартная каталогизационная запись на национальном уровне. Стандарт базовой записи определяет основу данных, которые должны присутствовать в записи всегда. Принято считать, что запись базового уровня является оптимальной для корпоративной каталогизации. Запись минимального уровня содержит сокращенный набор данных (автор, заглавие, номер ISBN), позволяющий идентифицировать ресурс. Таким образом, наиболее «динамичной» записью является базовая библиографическая запись. Она может быть использована без изменений, с наименьшими затратами дополнена до полного уровня или сокращена до минимального. Библиотекой Конгресса США разработан стандарт базовой записи для различных видов ресурсов (книг, изобразительных материалов, аудиовизуальных и музыкальных ресурсов и т. д.). Важнейшими информационными ресурсами, создаваемыми и поддерживаемыми в рамках корпоративного взаимодействия библиотечно-информационных учреждений, являются сводные каталоги, которые могут создаваться с использованием объединенной (централизованной) и распределенной моделей. Поскольку участниками процесса корпоративной каталогизации являются библиотечно-информационные учреждения различных видов, важно обеспечить разработку и практическое применение общих правил, руководств, форматов представления данных и т. п. Корпоративная каталогизация предусматривает два уровня стандартизации: • использование единых каталогизационных правил и методик индексирования; • определение единой структуры машиночитаемой библиографической информации. Корпоративная среда является гарантией стандартизации в области предметизации и систематизации документов посредством совместного использования заданного состава информационно-поисковых языков (ИПЯ), а также единых руководств по их применению. Регламентация порядка применения ИПЯ осуществляется путем разработки стандартов на ИПЯ и индексирование, а также правил, методик, инструкций по индексированию на базе различных ИПЯ. Принципиальное значение в условиях машиночитаемой каталогизации имеет применение коммуникативных форматов, обеспечивающих обмен данными и совместимость информационных потоков. В настоящее время все проекты корпоративной каталогизации предусматривают использование коммуникативных форматов семейства MARC. Для обеспечения поиска и извлечения информации в корпоративных информационных ресурсах в большинстве корпоративных систем используется протокол Z39.50. Помимо стандартов и правил для реализации процесса корпоративной каталогизации объединением библиотек разрабатывается пакет регламентирующих документов (положений, инструкций, оперограмм, технологических карт, методик и др.). Данные документы определяют концепцию формирования корпоративного информационного ресурса, взаимоотношения участников проекта, требования к выполнению работ по каталогизации (например, перечень обязательных полей библиографического описания и методику их заполнения, схему обработки входных документальных потоков, индексирование документов, нормативный контроль входящей информации, порядок актуализации информации, заимствования записей и т. д.), порядок сертификации каталогизаторов и другие аспекты. С целью обеспечения качества вводимых в корпоративный информационных ресурс библиографических записей, как правило, каталогизаторы проходят обучение и процедуру сертификации в специализированных центрах. С точки зрения организационного построения, системы корпоративной каталогизации имеют много общего. Объединения библиотек этого вида предполагают наличие Центра – организации, осуществляющей следующие виды работ: • управление деятельностью корпорации; • научное, методическое и технологическое сопровождение работы библиотек-участников корпорации, производящих библиографическую обработку документальных потоков в закрепленной за ними области; • сбор, контроль качества и технологическую доработку поступивших из библиотек-участников корпорации библиографических записей; • ведение и предоставление для доступа через Интернет сводного электронного каталога (или каталогов), а также других информационных ресурсов корпорации; • выполнение всех форм обслуживания пользователей; • финансовые расчеты с поставщиками данных и пользователями. Важной особенностью эффективно действующих систем корпоративной каталогизации является то обстоятельство, что между всеми участниками устанавливаются определенные финансовые обязательства и/или отношения. Так, организация, создающая библиотечно-информационные ресурсы, например, в виде машиночитаемых библиографических записей, принятых для пополнения сводного электронного каталога корпорации, получает за это четко установленную плату. С другой стороны, организация, которая получает и использует эти записи, оплачивает их приобретение. Экономическая эффективность подобных систем определяется рыночными категориями «спроса» и «предложения» услуг корпорации, гибким регулированием стоимости информационной продукции на входе и выходе системы, а также жестким контролем качества библиографической обработки документов и развитой системой информационных услуг, предоставляемых пользователям. При этом создаваемый и поддерживаемый корпорацией сводный каталог содержит, в первую очередь, каталогизационные описания и адресную информацию о держателях документов. Сводные каталоги Сводный каталог (СвК) – библиотечный каталог, отражающий фонды нескольких самостоятельных библиотек или библиотечной сети региона (отрасли). Целью создания сводных каталогов является получение полных и оперативных сведений о наличии и местонахождении документов в фондах библиотек. Они позволяют выявить состав библиотечных фондов и учитывать их территориальное распределение, способствуют анализу библиотечных фондов, повышению эффективности их использования, межбиблиотечному взаимодействию (МБА, ЭДД, комплектование, книгообмен, библиографическое обслуживание и др.). СвК могут использоваться для воссоздания книжного репертуара за определенный хронологический период, какой-либо народности или нации, определенного типа и вида издания и т.д. СвК являются не только средством для определения местонахождения издания, но и служат также историко-книговедческим целям, позволяя выяснить происхождение экземпляра, раскрыть содержание документа и т.д. Задачи сводных каталогов: • содействовать раскрытию национального репертуара; • способствовать выявлению документов/ресурсов, сосредоточенных на определенной территории, в определенной отрасли; • координировать процессы комплектования библиотек, включая ретроспективное комплектование и докомплектование; • способствовать повышению эффективности использования фондов библиотек; • содействовать обмену документами/ресурсами между библиотеками; • обеспечивать библиографическое обслуживание пользователей. Классификация СвК может быть осуществлена по следующим признакам: территориальный охват, содержательный, хронологический, языковой, вид отражаемых документов, степень распространенности отражаемых документов, способ организации работ по формированию каталога, форма представления каталога, способ доступа. По признаку территориального охвата различают: • международные; • национальные (федеральные); • региональные; • экстериорики. Международные СвК включают информацию по особо ценным документам (книжным памятникам), подлежащим учету на международном уровне. Примерами таких СвК выступают: «Международный сводный каталог русской книги (1918-1926)», «Сводный каталог старопечатных изданий глаголического шрифта, 1483-1812». Международные СвК рассматриваются также в качестве одной из форм национальной библиографии, являясь источником наиболее полного отражения культуры нации, носители которой в силу исторических обстоятельств оказались рассеяны по всему миру. Национальные (федеральные) СвК выполняют функции библиографического учета – государственной библиографии, отражая документы, тиражируемые и выпускаемые в Российской Федерации. Примерами национальных СвК могут служить печатные и карточные репертуарные СвК крупнейших библиотек (РНБ, РГБ, БАН), отражающие историю отечественного книгопечатания (с 1708 г.), а также видовую структуру документов. На уровне ретроспективной библиографии сводные каталоги выполняют более широкую задачу: конкретный каталог или система каталогов служат отражению культуры народов, проживавших когда-либо на территории страны. Региональные СвК могут охватывать библиотечные фонды любого региона внутри страны: республики, автономного округа, края, области, города. Региональные СвК могут быть: • регионоведческими, объединяющими литературу о соответствующем регионе (республике, автономном округе, крае, области и т.п.), • народоведческими, объединяющими литературу о населении кнкретной территории (республики, автономного округа, края, области и т.п.). Примерами региональных СвК выступают: «Сводный каталог татарской печатной книги на основе арабской графики (1723-1917 гг.)», «Сводный каталог книжных памятников Архангельской области», «Рязанская книга. 1848-1917 годы». СвК экстериорики включают литературу о стране, вышедшую за ее пределами, например, «Россика» («Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий Русского зарубежья в библиотеках Москвы»), «Полоника», «Fennica» и др. По содержательному признаку различают: • универсальные; • отраслевые; • тематические; • жанровые. Универсальные СвК включают литературу по всем отраслям знания. К универсальным СвК относятся все национальные (федеральные) СвК. Отраслевые СвК отражают литературу по определенной отрасли знания. Примером отраслевого СвК может выступать «Российский сводный каталог по научно-технической литературе» (ГПНТБ России). Тематические СвК содержат литературу по определенной теме, проблеме, вопросу. Примером тематического СвК выступает «Сводный каталог дагеротипов, входящих в составы государственных фондов Российской Федерации». В качестве одного из важнейших типов тематических СвК можно выделить краеведческие СвК, которые включают сведения о краеведческих фондах библиотек, музеев, архивов. Назначение каталога – отражать документы по широкому кругу вопросов, кающихся различных аспектов истории и современной жизни региона. Краеведческие СвК обычно являются аннотированными, раскрывающими содержание включенных в них документов. Первый краеведческий СвК появился в Российской Федерации в 1985 г. («Сводный каталог книг о Красноярском крае»). Жанровые СвК отражают какой-либо род, вид или жанр литературы. Примером жанрового СвК может выступать БД «Русская драматургия, 1708-1920» (Российская государственная библиотека искусств). По хронологическому признаку выделяют: • ретроспективные; • текущие. Ретроспективные СвК охватывают накопленные в фондах документы за определенный период прошлого. В зависимости от задач и объема материала хронологический охват ретроспективного СвК может быть небольшим, например, несколько лет («Описание изданий, напечатанных при Петре I») или отражать всю историю книгопечатания (например, региона). Ретроспективные СвК могут быть разделены на каталоги, посвященные отдельным хронологическим периодам. Текущие СвК (новых поступлений) регулярно и оперативно отражают вливающиеся в библиотечные фонды документы (не более чем за год); в большинстве случаев включают периодику, либо иностранные издания. Например, «Сводный каталог муниципальных библиотек … региона на текущие поступления». По языковому признаку принято различать: • моноязычные; • полиязычные. Моноязычные СвК – каталоги, отражающие документы на одном языке. Они, как правило, учитывают литературу на отдельных языках народов, населяющих регион (республику, автономный округ, край, область и т.п.). Полиязычные СвК – каталоги, отражающие документы на разных языках. Они, как правило, создаются на иностранные книги и периодические издания, по отдельным темам. Например, «Сводный алфавитный каталог книг на иностранных языках» (РГБ), «Каталог зарубежных периодических изданий» (ГПНТБ России). Полиязычные СвК учитывают также национальную печать на языках основных народов, населяющих территорию региона (республики, автономного округа, края, области и т.п.). Материал на разных языках может располагаться в одном алфавитном ряду, или быть выделенным в разные разделы. По виду отражаемых документов различают: • книг и брошюр (печатных изданий); • рукописных книг; • листовок; • периодических и продолжающихся изданий; • картографических материалов; • нотных изданий; • изоматериалов; • аудио- и видеозаписей; • изданий на микроносителях; • электронных ресурсов; • библиографических картотек (изданий) и неопубликованных библиографических материалов. Примерами таких СвК служат: «Сводный каталог листовок первых лет советской власти», Лемус Н.В. «Русские географические атласы XVIII века», «Сводный каталог российских нотных изданий». Допустимо в одном СвК объединять разные виды документов. По степени распространенности отражаемых документов выделяют следующие виды СвК: • редких и ценных изданий; • старопечатных книг; • малотиражных изданий. СвК редких и ценных изданий – каталоги сохранившихся и имеющих определенную ценность изданий (с автографом автора, иллюстрациями известного художника, особенностями оформления, дающими книге статус произведения книжного искусства и т.п.). Например, «Сводный каталог редких (ценных) изданий и книжных памятников Национальной библиотеки Республики Адыгея». СвК старопечатных книг отражают книги, выпущенные с 1 января 1501 г. до 31 декабря 1830 г., а также издания более позднего времени, изготовленные ручным способом. Например, «Сводный каталог книг кириллической печати XVI – XVII веков в фондах библиотек и музеев г. Кирова». СвК малотиражных изданий включают издания, выпущенные ограниченным тиражом. Например, «Каталог отечественных малотиражных изданий. Естественные науки. Техника. Сельское хозяйство. Медицина». По способу организации работ по формированию каталога различают: • объединенные (централизованные) СвК, представленные в виде единого информационного массива и размещенные на одном портале; • распределенные СвК, представленные в виде совокупных информационных массивов, физически распределенных, но доступных для совместного использования. Примером централизованного СвК является «Сводный каталог библиотек России» (Центр ЛИБНЕТ), примером распределенного СвК – Медицинский портал АРБИКОН. По форме представления каталога различают: • рукописные; • печатные (в форме книжного издания); • карточные; • на микроносителях (микрофиши и т.д.); • электронные (на различных цифровых носителях). Рукописные СвК представляли собой инвентарные описи в виде книг. В структуру печатных СвК включаются, как правило, предисловие и вспомогательные указатели. Для настоящего времени характерно совмещение печатной и электронной форм СвК. Например, сводный каталог «Русская книга гражданской печати XVIII в. в фондах библиотек РФ (1708-1800)» был издан в печатной форме в 1960-1970-е гг., в настоящее время ведется в электронной форме на сайте РНБ (http://www.nlr.ru/rlin/ruslbr_v2.php?database=RLINXVIII). Карточные СвК утратили свое значение; они сохраняются в основном в крупных библиотеках (РГБ, РНБ, БЕН РАН) и регионах и постепенно консервируются. Например, «Сводный алфавитный каталог журналов и продолжающихся изданий на иностранных языках» (карточный СвК РГБ). Среди электронных СвК (федеральных, ретроспективных, текущих) можно выделить: «Электронный сводный каталог русской книги XIX века, 1826-1917», «Российский сводный каталог по научно-технической литературе» (ГПНТБ России), «Газеты России (1703-1917)» (http://www.nlr.ru/rlin/svnewsp.php), «Сводный каталог библиотек России», БД «Вся Россия» (Центр ЛИБНЕТ) и др. По способу доступа к СвК различают: • локальные – СвК, размещенные в локальной сети библиотеки, либо представленные на отдельном физическом носителе (микроносителе, цифровом носителе и т.п.). Примерами локальных СвК являются карточный «Сводный краеведческий систематический каталог» Мурманской ГОУНБ и сводные каталоги муниципальных районных библиотек, которые первоначально распространялись на компакт-дисках сетевые (удаленного доступа) – СвК, представленные в сети Интернет. Технология создания СвК. Организация работ по созданию СвК первоначально предполагает изучение инициативной группой наличия аналогичных сводных каталогов в регионах внутри страны (в республиках, автономных округах, краях, областях, городах) и на международном уровне, и выявление основных фондодержателей. На следующем этапе определяются критерии участия различных библиотек в создании СвК. Выделяется головная организация (организации) и партнерские организации (библиотеки, музеи, архивы, информационные службы). Головная организация обеспечивает организационно-технологическую составляющую проекта, партнерские организации обеспечивают реализацию проекта в соответствии со взятыми на себя обязательствами при распределении зон ответственности. В качестве головной организации, как правило, выступает библиотека (библиотеки), обладающая наиболее представительным фондом для создания СвК. Важнейшее значение при определении состава партнерских организаций имеют ценность и величина их фондов. Так, наряду с крупными универсальными библиотеками к созданию СвК могут привлекаться отраслевые библиотеки, которые комплектуются по узкой тематике и нередко имеют материалы, которых нет в универсальных библиотеках. Взаимодействие участников в процессе создания СвК осуществляется на основе выработанных соглашений, регламентов и договоренностей. Основополагающим нормативным документом для сотрудничества организаций является «Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности по созданию Сводного каталога». В рамках этого Соглашения осуществляются все дальнейшие действия участников проекта. Другими нормативными документами также являются «Положение о Сводном каталоге» и «Паспорт сводного каталога». В «Положении…» закрепляются основные права и обязанности сторон, ответственность участников, формы взаимодействия и т.п. Технология создания СвК определяется целями и задачами конкретного СвК и зависит от его вида. В соответствии с этим, устанавливаются принципы отбора материала, круг источников (карточных, печатных, электронных), территориальный, хронологический и языковой охват, виды отражаемых документов, состав, полнота и формат представления библиографических записей, определяется структура и форма представления каталога (печатная, электронная – база данных, электронное издание на компакт-диске и т.д.), технические средства реализации. Для СвК в форме книжного издания определяются также способы группировки материала, состав справочного аппарата (наличие предисловия, вспомогательных указателей, приложений и т.п.). Непременным условием создания СвК является внесение в библиографические записи сигл либо полных наименований организаций – участников проекта. На качество СвК в значительной степени влияют методы сбора материала. Выделяют два основных метода: • центробежный (метод «снежного кома»); • центростремительный («веерный» метод). Центробежный метод предполагает создание основного (базового) массива библиографической информации в головной организации (на основе ее фонда, каталога, других библиографических источников) и последующую рассылку партнерским организациям (в виде файла/файлов). Участники проекта, при наличии документа, дорабатывают и дополняют библиографическую запись, указывают свои сиглы, при необходимости – дополняют основной массив новыми библиографическими записями на имеющиеся у них документы, но отсутствующие в головной организации. Центростремительный метод предполагает сбор данных от партнерских организаций (т.е. каждая библиотека описывает свои фонды) и передачу адресной библиографической информации в головную организацию, которая осуществляет обработку полученной информации. Сбор данных может осуществляться, в том числе, и с помощью кумуляции, выборки материалов из уже функционирующих СвК. Такой метод предполагает опосредованное участие организаций в создании СвК. Все материалы пересылаются, как правило, по электронной почте или передаются посредством ftp-сервера. На следующем этапе осуществляется анализ отобранных материалов в соответствие с критериями, определенными для данного СвК; проверка правильности составления библиографических записей (уточнение и дополнение библиографического описания, редактирование, приведение сведений об особенностях экземпляров, исправление ошибок, выявление дублетов и т.п.); уточнение полных наименований и сигл организаций – участников проекта. Форма представления СвК зависит от технических средств реализации каталога. Для СвК в форме книжного издания происходит разделение отобранного массива библиографических записей по избранному признаку и группировка записей внутри разделов/рубрик каталога в соответствие с выбранным способом: алфавитным, систематическим, хронологическим, языковым, географическим и др. В одном СвК может использоваться смешанная группировка материала. Например, в каталоге «Издания гражданской печати времени императрицы Елизаветы Петровны, 17401761» применено хронологическое расположение для официальных изданий и алфавитное – для книг. На заключительном этапе осуществляется подготовка справочного аппарата (написание предисловия, составление вспомогательных указателей, приложений и т.п.), оформление СвК и передача готового оригинал-макета в производство. Формой представления электронных СвК являются базы данных, содержащие массивы машиночитаемых записей с указанием местонахождения документов в организациях-фондодержателях. Электронные СвК могут объединяться в плане содержательного наполнения: общим хронологическим периодом, территорией, темой (отраслью знания) и т.д.; в плане формы реализации: единым форматом представления записей, программным обеспечением, общими принципами формирования записей. Как правило, электронные СвК оформляются как самостоятельные ресурсы в виде объединенной базы данных либо распределенных баз данных нескольких организаций и размещаются на серверах; могут быть представлены на различных цифровых носителях (компакт-дисках и т.п.). В дальнейшем ведутся работы по обновлению и дополнению массивов новыми записями, их актуализация может происходить как ежедневно, так и 1-3 раза в месяц, 1 раз в год и т.п. При создании СвК получила также распространение технология ретроспективной конверсии карточных СвК в электронную форму и формирование на основе оцифрованных (отсканированных) материалов имидж-каталогов. Ранее изданные печатные СвК переводятся в машиночитаемую форму и функционируют как электронные СвК (базы данных). Развитие современных информационных технологий и средств телекоммуникаций привело к возникновению корпоративных библиотечно-информационных систем (КБС), важнейшей функцией которых является корпоративная каталогизация и совместное использование ее результатов. Модели создания СвК (объединенная (централизованная) и распределенная). В зависимости от способа организации работ выделяют две основные модели технологии создания СвК: объединенная (централизованная) и распределенная. Объединенная (централизованная) модель предполагает создание централизованного СвК, объединяющего библиографические записи из различных источников в единый информационный массив, и включающего сиглы организаций-фондодержателей. В каталоге такой модели применяется следующая методика каталогизации: обработка изданий осуществляется только один раз той организацией, которая первой получает экземпляр издания. На одно издание создается, как правило, одна машиночитаемая библиографическая запись. Каталогизаторы имеют возможность как создавать записи в режиме удаленного авторизованного доступа к СвК (технология веб-каталогизации), так и создавать записи в локальном режиме ведения своих электронных каталогов и затем импортировать (загружать) записи в СвК (например, в пакетном режиме). Остальные участники СвК, при наличии у них того же издания, проставляют в библиографической записи свои сиглы. В результате такой технологии каждая запись содержит информацию об организациях, в которых имеется данное издание (рис. 1). Это помогает выявить состав библиотечных фондов и учитывать их территориальное распределение, способствует повышению эффективности их использования. Организации также могут экспортировать (выгружать) готовую запись из СвК для своих локальных электронных каталогов, с возможностью ее дополнительной доработки. Серебрянникова, Татьяна Олеговна.    Предметизация документов : учебно-практическое пособие / Т.О. Серебрянникова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. – 128 с. : ил. ; 22 см. – (Азбука библиотечной профессии). – 1000 экз. – ISBN 978-5-904757-32-8. NLR ЦГПБ Санкт-Петербург Донская ГПБ Свердловская ОУНБ Сургутская РЦБ Владимирская ОУНБ Пермская ГОУБ Кировская ГУОНБ Псковская ОУНБ НБР Саха Калужская ОНБ Мурманская ГОУНБ НБР Коми ЦУНБ Москва Сахалинская ОУНБ Новосибирская ГОНБ Кемеровская ОНБ Белгородская ГУНБ Калининградская ОУНБ НБР Хакасия Вологодская ОУНБ РГБИ Липецкая ОУНБ НБ Новосибирского ГУ Рис. 1. Фрагмент библиографической записи из Сводного каталога библиотек России (объединенная/централизованная модель) Технология централизованного создания СвК принята в качестве базовой для Сводного каталога библиотек России (СКБР). Распределенная модель предполагает создание распределенного (разделенного) СвК, в котором библиографические записи представлены в виде отдельных информационных массивов, физически размещенных на серверах организаций-участников. В каталоге такой модели применяется следующая методика каталогизации: каждая организация обрабатывает издания, поступающие к ней в фонд, самостоятельно. На одно издание создается, как правило, несколько машиночитаемых библиографических записей, при этом каждая запись содержит только одну сиглу организации-фондодержателя. Каталогизаторы имеют возможность создавать записи в локальном режиме ведения своих электронных каталогов, которые затем виртуально объединяются в СвК для удаленного использования на основе различных протоколов (например, Z39.50). В результате такой технологии на одно издание создается столько записей, сколько организаций имеют данный экземпляр (рис. 2). Рис. 2. Примеры библиографических записей на одно издание из КБС «КОРБИС (Тверь и партнеры)» (распределенная модель) Технология создания распределенного СвК реализуется участниками Ассоциации Региональных Библиотечных Консорциумов (АРБИКОН). Организация поиска в СвК. Поисковые возможности СвК имеют существенные отличия, определяющие целесообразность обращения пользователей к представленной в них информации. Основная цель обращения к СвК – это получение точных библиографических сведений о конкретном издании/документе, а также информации о местонахождении интересующих пользователя материалов в фондах конкретных библиотек (музеев, архивов, информационных служб). На базе СвК выполняются адресные, уточняющие и тематические запросы пользователей. Вне зависимости от способа организации, поиск в СвК основан на принципе распределенного получения информации через единую точку доступа – пользовательский интерфейс. Для доступа к распределенным электронным СвК разрабатывается программное обеспечение, которое позволяет представить множество распределенных каталогов в виде единого СвК. При этом пользователям предоставляется возможность поиска как в отдельных каталогах, так и во всех каталогах библиотек, участвующих в создании СвК. Функционально к поисковым возможностям СвК добавляется возможность выбора перечня библиотек, в которых пользователь может проводить поиск документов: во всех библиотеках-участницах СвК, в отдельных библиотеках, в конкретной библиотеке (рис. 3, 4). Рис. 3. Пример пользовательского интерфейса Омского корпоративного библиотечного консорциума с возможностью выбора перечня библиотек Рис. 4. Пример пользовательского интерфейса сводного каталога Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России (RUSLANet) с возможностью выбора перечня библиотек При этом поиск в каталогах конкретных библиотек и в СвК может существенно отличаться как по набору поисковых инструментов и средств формирования поискового запроса, так и по результатам поиска. Организации-фондодержатели не всегда предоставляют в СвК одинаковую по значимости часть своих библиографических массивов, что может приводить к недостоверным результатам. На эффективность поиска оказывают влияние также, ширина интернет-каналов и стабильность установленной связи между серверами, различное программно-техническое и лингвистическое обеспечение участников СвК. В целом, для поиска в СвК характерны те же возможности, что и для автоматизированного библиографического поиска: поиск в удаленных массивах библиографической информации, сохранение и использование промежуточных результатов поиска для корректировки запроса, одномоментный поиск в нескольких каталогах (базах данных), комбинация нескольких поисковых критериев, использование логических операторов, быстрота поиска, интерактивность, многократный поиск до получения результатов, удовлетворяющих пользователя и т.п. Результатом поиска в электронном СвК может быть одна либо несколько библиографических записей на документы, представленные в фондах нескольких организаций (рис. 1, 2). Участники СвК могут получать статистические данные об обращении к своим каталогам с указанием результативности поиска. Достоинством электронных СвК является гарантированное получение оперативной информации, поскольку поиск осуществляется в постоянно актуализируемых в режиме реального времени каталогах (базах данных). Быстроту получения информации обеспечивает также возможность проведения поиска в распределенных СвК сразу по нескольким каталогам вместо последовательного перехода от одного каталога к другому. Положительной особенностью СвК также является кумуляция сведений о самых различных материалах – книгах, статьях из периодических изданий, картах, изоматериалах, электронных ресурсах и т.д., включая полнотекстовые документы. В настоящее время задачи СвК расширяются, усложняется их форма за счет объединения с другими типами библиографических пособий и баз данных. Новые технологии предоставляют возможность упрощенных коммуникаций, оперативного заимствования записей, использования библиографических и полнотекстовых баз данных в Интернете, оперативное выполнение запросов пользователей и т.д. Среди многообразия электронных ресурсов СвК меняют функциональную нагрузку и располагаются в одном ряду с полнотекстовыми базами данных и другими информационными ресурсами. Международные и российские проекты в области корпоративного взаимодействия библиотек по созданию справочно-поискового аппарата В мировой библиотечной практике уже давно осознана целесообразность кооперирования работ по каталогизации текущих поступлений изданий в библиотеки, а также уже накопленных фондов. Основными целями этой деятельности являются: • обеспечение информационной и лингвистической совместимости электронных каталогов и баз данных библиотек для реализации полноценного доступа к библиотечным ресурсам, объединенным в рамках отдельных стран и мирового сообщества в целом; • сокращение затрат на каталогизацию, которые в условиях автономных технологий являются весьма значительными и имеют устойчивые тенденции роста. Указанные цели достигаются путем создания систем корпоративной каталогизации первоисточников с онлайновым доступом библиотек-участниц и пользователей к единому информационному ресурсу. В результате корпоративной каталогизации обеспечиваются: • реализация идеи однократной каталогизации и многократного использования библиографических записей библиографирующими учреждениями и библиотеками в целом; • облегчение доступа пользователей, в том числе и библиотек, к непрерывно растущим в мире ресурсам знаний во всех областях науки, техники, литературы и образования; • развитие новых форм и методов библиотечного обслуживания, повышение качества предоставляемых библиотечных услуг. Одним из примеров реализации указанных целей в мировой библиотечной практике является деятельность Онлайнового компьютерного библиотечного центра OCLC. Центр OCLC является некоммерческой, научно-исследовательской организацией, обеспечивающей доступ к мировой информации. Созданный в 1967 г. как центр, поддерживающий сетевое взаимодействие университетских библиотек в штате Огайо (США), в настоящее время OCLC является мощным мировым информационным концерном, работающим по принципу партнерства библиотек. Партнерство рассматривается как средство оптимизации работы отдельных библиотек путем сокращения расходов их средств. В настоящее время членами OCLC являются 16857 организаций из 113 стран, среди них: национальные, научные, публичные, специальные, отраслевые библиотеки, библиотеки школ, колледжей и университетов, федеральные, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации, фонды и ассоциации, и др. Пользователи OCLC распределены по региональному принципу, каждый регион в лице Регионального совета (Regional Council) самостоятельно определяет структуру руководства и программу развития. Общее руководство OCLC осуществляет Всемирный совет (Global Council), в ведение которого находятся вопросы координации деятельности всех участников, и Совет попечителей (Board of Trustees), который определяет стратегию и направления развития OCLC в целом. Для поддержки различных направлений деятельности OCLC созданы семь комитетов: исполнительный, по руководящему управлению, по аудиту, по финансам и инвестициям, по членству, по персоналу, по технологическому планированию. Результатом совместных усилий библиотек-участниц OCLC является создание крупнейшего в мире сводного каталога WorldCat, который в настоящее время содержит более 321,5 млн. записей, отражающих около 2,1 млрд. единиц хранения на более 480 языках. В каталоге представлены документы любой физической формы, в том числе электронные ресурсы и оцифрованные документы; помимо основной библиографической информации, многие записи включают оглавление, аннотацию, примечания об авторах, рецензии, отзывы, ссылки на связанные электронные ресурсы и т.п. В соответствии со статистическими данными, около 18,7 млн. новых записей было создано в 2014 г. Каждую неделю 2 млн. пользователей обращаются к WorldCat, более 40 млн. поисковых запросов обрабатывается каждый день всеми сервисами OCLC. Центр OCLC совместно с ведущими библиотеками осуществляет каталогизацию ресурсов в едином формате с использованием общих лингвистических средств и стандартов описания ресурсов, что обеспечивает коллективный и индивидуальный онлайновый доступ к объединенным ресурсам системы. Пользователями услуг OCLC по каталогизации и заимствованию записей являются более 72 тыс. библиотек из 170 стран. Эффективная работа корпорации позволила большинству библиотек США, а также многие библиотекам других стран (по разным оценкам от 30% до 80%) отказаться от полномасштабной каталогизации своих фондов. OCLC также занимается исследованиями и техническими разработками в области цифровых библиотек и коллекций, связанных открытых данных, облачных инфраструктур, совместного использования и обмена ресурсами, онлайнового обучения, управления библиотечными процессами, каталогизации и формирования метаданных, виртуальных справок, и др. Среди европейских центров корпоративной каталогизации можно выделить: Консорциум европейских научных библиотек (Consortium of European Research Libraries, CERL), портал Европейская библиотека (The European Library, TEL), проект Научные библиотеки, Великобритания (Research Libraries UK, RLUK, до 2008 г. – Консорциум университетских научных библиотек (Consortium of University Research Libraries, CURL)) и др. Консорциум европейских научных библиотек – международная организация, осуществляющая создание и ведение базы данных библиографических записей старопечатных книг из собраний библиотек мира, а также другие проекты по изучению, каталогизации, организации доступа и оцифровке старопечатных книг и рукописных материалов. Консорциум создан по инициативе крупных научных европейских библиотек, каждая из которых имеет огромные фонды старопечатных книг, содержащих редчайшие издания. Консорциум был создан в 1992 г. и юридически зарегистрирован в июне 1994 г. в Великобритании. В настоящее время объединяет 257 библиотек, музеев и архивов из 23 европейских стран и США. Предусмотрены различные формы участия библиотек – индивидуальное членство, групповое участие, специальные участники, «кластерные библиотеки» – библиотеки, имеющие статус полноправных членов CERL, могут предоставлять доступ в базу данных для других библиотек, объединенных в кластеры. РНБ является полноправным членом CERL с 1994 г. Основная цель Консорциума – обмен ресурсами и опытом между научными библиотеками для того, чтобы обеспечить доступ к книжному наследию Европы, а также способствовать его изучению и сохранению. Основная задача, которую Консорциум первоначально поставил перед собой, состоит в том, чтобы создать базу данных машиночитаемых записей на все существующие старопечатные книги, изданные в Европе в период с 1450 по 1830 гг. (т.е. книги эпохи ручного пресса – hand press book) и хранящиеся в библиотеках мира. Такая масштабная задача требует значительных временных и финансовых затрат, а также интеллектуальных ресурсов и может быть решена только совместными усилиями многих организаций. Поэтому каждая из библиотек – участниц Консорциума осуществляет самостоятельную подготовку массивов записей на старопечатные книги из своих фондов. Консорциум начал свою деятельность с того, что разработал функциональные и технические требования к вводу и хранению информации, и в 1994 г. приступил к приему и редактированию первых массивов записей в базе данных Heritage of the Printed Book Database (ранее – Hand Press Book Database, HPB). С 1997 г. база данных HPB стала доступна для поиска, она состоит из массивов записей, предоставленных различными учреждениями. Члены Консорциума имеют право доступа в базу данных и выгрузки записей через портал CERL. Массивы записей доступны в единой поисковой системе – поиск может быть осуществлен посредством одного запроса одновременно во всех массивах. В настоящее время в базе данных HPB содержится информация о почти 5 млн. единицах европейского печатного наследия – это записи из каталогов научных библиотек Восточной и Западной Европы, а также Северной Америки. Деятельность Консорциума направлена на достижение интеграции ресурсов многих крупных библиотек и других специальных учреждений (музеев, архивов), имеющих собрания старопечатных книг. Большое значение Консорциума заключается в том, что впервые в истории он предоставляет исследователям истории книжной культуры столь широкие возможности для изучения многоязыкового европейского книгопечатания. Таким образом, реализация международных проектов в области корпоративной каталогизации решает задачи оптимизации процесса каталогизации, а также создания совместными усилиями библиотечно-информационных учреждений разных стран уникальных информационных ресурсов, обеспечивающих доступ всех заинтересованных пользователей к мировому научному и культурному наследию. Данные информационные ресурсы являются важнейшей частью СПА, позволяющего библиотекам решать задачи справочно-библиографического и информационного обслуживания пользователей. В России пионером в области создания систем корпоративной каталогизации явилась ГПНТБ России, основавшая в конце 1990-х гг. Российский центр корпоративной каталогизации (РЦКК). На официальном сайте ГПНТБ России представлен текст проекта «Создание Российского центра корпоративной каталогизации» с указанием заказчиков и исполнителей. Предполагалось, что Центр будет действовать как единая независимая организация с участием ряда крупнейших библиотек: БЕН РАН, БАН, ВГБИЛ, ГПИБ, ГЦНМБ, Научная библиотека МГУ, РГБИ, РГБ, ЦНСХБ РАСХН, РКП, РНБ. Базовой организацией выступала ГПНТБ. Целью проекта было обеспечение свободного доступа к распределенным информационным ресурсам библиотек. В 1997-1998 гг. на базе РЦКК был осуществлен экспериментальный проект по созданию корпоративного каталога. В частности, была создана база данных, содержащая около 12 тыс. библиографических записей, разработан механизм добавления в нее новых записей и их редактирования. Однако дальнейшего развития этот проект не получил в силу различных причин, среди которых можно отметить: недостаточную проработанность экономического взаимодействия участников проекта, несогласованность действий библиотек, участвовавших в проекте, отсутствие должной поддержки со стороны ведущих библиотечных центров страны. Тем не менее, идея проекта получила свое развитие, когда ГПНТБ совместно с БЕН РАН и ЦНСХБ начали развивать проект РЦКК в области научно-технической литературы. Базой для создания системы стал банк данных Автоматизированной Системы Российского Сводного каталога по научно-технической литературе (АС РСвК НТЛ) и решения, которые были разработаны для проекта РЦКК. В рамках программы ЛИБНЕТ 1997-2006 гг. в России были созданы и в настоящее время продолжают функционировать ряд центров корпоративной каталогизации, среди которых – Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов (АРБИКОН) и Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ. Региональные корпоративные библиотечные системы действуют также в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Петрозаводске, Твери, Томске, Челябинске, Ярославле и др. Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов (АРБИКОН) была создана в 2002 г. при поддержке Института «Открытое Общество» для продолжения деятельности, начатой в рамках программы «Автоматизация библиотек». Учредителями Ассоциации стали Российская книжная палата (РКП), Некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Сегодня АРБИКОН – это крупнейшая межведомственная межрегиональная библиотечная сеть страны, располагающая мощным совокупным информационным ресурсом и современными библиотечно-информационными сервисами. Члены Ассоциации – библиографирующие учреждения, объединенные в региональные библиотечные консорциумы (корпоративные сети городов и регионов России). В настоящее время участники АРБИКОН – 161 организация, представляющие 14 консорциумов. Целью Партнерства является оказание содействия российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечно-информационных технологий, модернизации управления библиотечными ресурсами. Деятельность АРБИКОН осуществляется в соответствии с основными принципами построения библиотечных консорциумов: • Философия открытых систем – возможность прозрачного взаимодействия с другими библиотеками и библиотечными консорциумами, как с российскими, так и с зарубежными. • Распределенная информационная система – информационные ресурсы располагаются в библиотеках, входящих в консорциумы; не создается центральный узел, объединяющий все ресурсы. • Региональный подход – консорциумы организуются по региональному признаку, при создании каждого консорциума учитываются особенности библиотечных систем региона. • Интернет-технологии – взаимодействие библиотек осуществляется через сеть Интернет, пользователь имеет возможность обращаться к консорциумам для поиска, заказа и доставки информации через веб-браузер. • Масштабируемость – добавление новых участников (библиотек и/или библиотечных консорциумов) без изменения основных принципов организации распределенной сети консорциумов. Основным принципом взаимодействия участников является создание распределенной информационной системы, когда информационные ресурсы располагаются в библиотеках, входящих в консорциумы; и не создается центральный каталог, объединяющий все ресурсы. Электронные каталоги, представленные на портале Ассоциации, доступны в распределенной среде через Интернет, но в разной степени полноты и с разными возможностями для зарегистрированных и незарегистрированных пользователей. Среди них: Медицинский портал АРБИКОН, Сводный каталог периодики библиотек России, БД «Ресурсы российских корпоративных библиотечных систем». Поиск библиографической информации осуществляется на основе протокола Z39.50. Ассоциация АРБИКОН реализует несколько проектов, среди которых: • Проект МАРС («Межрегиональная аналитическая роспись статей») – существует с 2001 г. и в настоящее время объединяет более 230 библиотек различных систем и ведомств. Цель проекта – создание совместными усилиями сводной базы данных аналитической росписи статей из периодических изданий (БД МАРС). База данных содержит около 2 млн. библиографических записей статей из более чем 2150 российских журналов с 2001 г. по настоящее время. Ежедневное пополнение составляет до 1 тыс. новых записей. • Проект ЭПОС («Электронное полнотекстовое объединенное собрание») –распределенная информационная система, объединяющая электронные коллекции участников проекта на основе согласованных правил и позволяющая эффективно использовать электронные ресурсы через глобальные сети передачи данных. Проект создан в 2007 г. с целью совершенствования информационного обеспечения за счет целевого создания и эффективного использования объединенного массива электронных коллекций, созданных и поддерживаемых участниками Проекта. В настоящее время его участниками являются 16 учреждений. В перспективе развития Проекта – обеспечение поиска по полному тексту документа с учетом морфологии и семантики, расширение форматов метаданных, использование различных протоколов доступа к коллекциям для поиска и извлечения. Участникам АРБИКОН предоставляется право бесплатного (в некоторых случаях – на договорной основе) доступа к ресурсам партнеров АРБИКОН и электронным сервисам (более 50 млн. библиографических записей и около 200 каталогов, доступных через единую точку доступа на портале АРБИКОН; более 50 тыс. полнотекстовых ресурсов: учебники, учебные пособия, авторефераты диссертаций, материалы конференций, сборники статей и др.); возможность заимствования записей из электронных каталогов членов АРБИКОН, включая аналитические описания (статьи из периодических изданий в БД МАРС); оптимизация подписки за счет использования сервиса электронной доставки документов на основе Сводного каталога периодики библиотек России, и др. Основным направлением деятельности Центра ЛИБНЕТ, созданного в форме автономной некоммерческой организации в марте 2001 г. двумя национальными библиотеками России – РГБ и РНБ при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, является реализация проектов сотрудничества российских библиотек в области создания, обмена и использования электронных ресурсов на базе современных технологий. Цель создания Центра – формирование национальной системы корпоративной каталогизации на основе системы национальных форматов RUSMARC, в целях снижения затрат российских библиотек на машиночитаемую каталогизацию при высоком качестве библиографических записей (строгое соблюдение российских правил каталогизации, авторитетный контроль). Задачами Центра являются: • организация и техническая реализация технологии создания Сводного каталога библиотек России (СКБР) и системы корпоративной каталогизации; • организация и техническая реализация технологии корпоративного создания и ведения национальных авторитетных файлов; • создание библиографических ресурсов для ретроконверсии карточных каталогов; • организация и реализация технологии централизованного библиотечного абонемента на базе Сводного каталога; • создание национальной школы машиночитаемой каталогизации на основе системы форматов RUSMARC и российских правил каталогизации. При построении технологий Центра за основу принимаются следующие принципы: в качестве сетевой среды используется веб-среда как наиболее демократичная, перспективная и быстро развивающаяся; в качестве национальных форматов принята система форматов RUSMARC; в качестве базовой технологии Центра принята технология централизованного СКБР, создаваемого на основе удаленной корпоративной каталогизации (по типу OCLC). Реализация системы корпоративной каталогизации осуществляется на программном продукте АБИС «OPAC-Global» с использованием системы национальных форматов RUSMARC, а также Российских правил каталогизации и национальных стандартов (ГОСТов). Сетевое взаимодействие участников осуществляется в веб-среде по протоколу HTTP. Среди информационных ресурсов Центра ЛИБНЕТ – несколько библиографических баз данных: • Сводный каталог библиотек России (СКБР); • Сводный каталог электронных ресурсов (СКЭР); • Библиографическая база данных «Вся Россия» и др. Центральным ресурсом Центра является СКБР – база данных, обеспечивающая решение задач корпоративной каталогизации библиотек и предназначенная для взаимного обмена библиографическими записями между участниками корпоративной каталогизации. Ядром СКБР являются электронные каталоги национальных библиотек России: РГБ, РНБ и Президентской библиотеки (с 2010 г.). В корпоративной каталогизации также участвуют крупнейшие отраслевые, региональные и вузовские библиотеки. Наполнение СКБР – библиографические записи на все виды документов универсальной тематики. Пополнение базы данных осуществляется ежедневно. Общий объем СКБР составляет свыше 12,1 млн. записей (по данным на 1 июня 2015 г.), при ежемесячном пополнении около 22-27 тыс. записей. Записи включают расширенный состав элементов библиографического описания, предметные рубрики и классификационные индексы ББК (Средние таблицы). Качество записей в СКБР является эталонным для библиотек России. На основе информационного ресурса СКБР, пользователям предоставляются такие услуги, как поиск, каталогизация, копирование (заимствование записей), выгрузка/загрузка записей, поддержка функционирования локальных электронных каталогов. Как отмечается в концепции Центра ЛИБНЕТ, создание СКБР имеет огромное общенациональное значение для России. Его создание позволяет получить информацию о содержании фондов всех крупнейших библиотек России, организовать рациональную доставку документов пользователям на всей территории страны, скоординировать процесс комплектования, организовать процесс централизованной каталогизации с помощью копирования записей для большинства библиотек России. В перспективе СКБР будет включать: общероссийскую систему корпоративной каталогизации, систему свободного поиска в фондах библиотек-участниц Национальной электронной библиотеки (НЭБ) и систему навигации из СКБР к распределенным информационным услугам и ресурсам библиотек-участниц НЭБ. Предполагается, что любой поиск в НЭБ должен будет начинаться в СКБР, а затем от каждого найденного в СКБР документа должны быть указаны варианты получения к нему доступа у одного или нескольких фондодержателей. Данная технология реализована сегодня в проекте СКБР-2, который является глобальным навигатором ресурсов библиотек-участниц, и предоставляет возможность после поиска в СКБР перейти в удаленный каталог автоматизированной системы библиотеки-держателя экземпляра и заказать доступную услугу на найденный документ. Результаты деятельности библиотечных консорциумов свидетельствуют об эффективности кооперации при решении важнейших технологических задач современной библиотеки: • создание сводных каталогов; • корпоративная каталогизация (каталогизация заимствованием); • формирование и организация доступа к электронным коллекциям; • электронная доставка документов. Еще одним важнейшим российским корпоративным проектом является проект по созданию «Национальной электронной библиотеки» (НЭБ), который разрабатывается ведущими российскими библиотеками при поддержке Министерства культуры РФ с 2004 г. В 2014 г. РГБ назначена оператором НЭБ. Цель НЭБ – сформировать национальный библиотечный репертуар электронных документов и обеспечить их доступность всем категориям пользователей как основу для развития в России единого социокультурного пространства, повышения эффективности международного информационного обмена. «Концепция развития Национальной электронной библиотеки на 20142016 гг.» определяет следующие механизмы, обеспечивающие системный подход в организации наполнения распределенного фонда НЭБ: • использование только проверенного, надежного и профессионально подготовленного контента; • четкое соблюдение законодательства в области защиты авторских прав; • закрепление единых правил и форматов оцифровки, хранения распространения документов; • создание единого каталога НЭБ на основе СКБР, подключение фондов через единый каталог; • использование единых правил каталогизации на основе международных и российских стандартов библиографических метаданных; • использование единого каталога для координации деятельности по оцифровке и созданию электронных коллекций; • создание реестра правообладателей и определенных моделей взаимодействия с авторами и правообладателями, в том числе для оказания возмездных услуг; • создание общей системы нормативно-справочной информации; • разработка и использование научных и методических рекомендаций по приоритетам наполнения фонда; • разработка нормативов по включению в фонд НЭБ научных произведений, созданных за счет бюджетного финансирования, в том числе в рамках выполнения государственных заданий; • обеспечение долгосрочного хранения и использования фонда НЭБ. В настоящее время в проекте участвуют около 60 библиотек-партнеров, среди которых РГБ, РНБ, ГПНТБ России. Общий объем электронных документов НЭБ составляет 15 млн страниц в электронном виде, и библиотека постоянно пополняется. На данном этапе НЭБ включает документы, на которые не распространяется действие авторского права или права на использование которых переданы по договорам правообладателями. Следует отметить, что российские библиотеки имеют возможность участия в различных корпоративных проектах, что позволяет им оптимизировать свою деятельность в области каталогизации, обеспечить формирование качественного СПА, а также использовать международные и национальные корпоративные информационные ресурсы для решения задач обслуживания пользователей.
«Корпоративная работа библиотек по созданию справочно-поискового аппарата» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot