Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Контроль и ревизия

  • 👀 1547 просмотров
  • 📌 1469 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Контроль и ревизия» docx
Конспект лекций по предмету «Контроль и ревизия» Раздел 1 Организация контроля в РФ. Контроль - это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря чему имеет возможность анализировать фактического положения дел поставленным целям и задачам. Финансовый контроль - это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений. Предмет финансового контроля - денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объект финансового контроля - те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы. Методы контроля - совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объектов контроля. В рыночных условиях хозяйствования возрастает роль государственного финансового контроля. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов). Законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют внешний государственный финансовый контроль (парламентский контроль) через специальные контрольные органы: Счетную палату РФ; контрольные палаты субъектов РФ и контрольные комиссии органов местного самоуправления. Внешний государственный финансовый контроль, проводимый органами исполнительной власти (административный контроль), осуществляется Министерством финансов РФ через Федеральную налоговую службу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, а также финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. В общей системе внешнего государственного финансового контроля верховенствует парламентский контроль, при котором законодательные (представительные) органы власти создают свои собственные и независимые контрольные органы (контрольно-счетные палаты) для внешнего контроля (аудита) деятельности органов исполнительной власти по формированию и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Единый государственный финансовый контроль в РФ должен функционировать на всех уровнях властной иерархии, подчиняясь общим для всех элементов системы требованиям и процедурам. И тот факт, что органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ не относятся к органам государственной власти, на наш взгляд, не дает никаких оснований вывести муниципальный финансовый контроль за пределы единой системы государственного финансового контроля. Во-первых, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), будучи финансовой базой обеспечения деятельности, органов местного самоуправления, являются составной частью бюджетной системы РФ, основополагающим принципом которой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является принцип единства. Во-вторых, основная часть расходов социальной сферы (образование, здравоохранение и др.) страны финансируются за счет местных бюджетов. В-третьих, для всех видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы РФ, бюджетным законодательством установлены единые принципы и процедуры, в соответствии с которыми осуществляется бюджетный процесс, объединяющий несколько стадий, заключительной из которых является контроль. Соответственно, и финансовый контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета, региональных бюджетов, местного бюджета – это все составные части единой системы государственного финансового контроля, которые должны осуществляться на всех уровнях власти соответствующими органами как внешнего, так и внутреннего контроля. Во многих нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов государственного финансового контроля, в качестве одной из задач выделяют контроль за законностью, эффективностью, рациональностью, целесообразностью использования средств бюджета, внебюджетных фондов и государственной собственности. Если понятие нецелевого использования бюджетных средств достаточно четко определено в Бюджетном кодексе (ст. 289) и нормативных актах Министерства финансов РФ как направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основанием их получения, то вопрос о толковании понятий рациональности, эффективности, экономности до конца не решен. Проблема организации эффективной системы государственного финансового контроля в современной России носит многогранный характер. Она охватывает широкий круг вопросов научно-теоретического, социально-экономического, методологического, правового, методического, морально-нравственного и инструментального характера. Данная проблема должна решаться путем создания теоретической, методологической правовой базы, разработки концептуальных подходов по формированию единой системы государственного финансового контроля, принятия по нему общефедерального закона, а также путем применения соответствующих правовых норм и механизмов для оценки результативности и эффективности контрольной работы на всех уровнях властной иерархии. Основы контрольно-ревизионной работы В РФ финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Основные задачи государственного финансового контроля: - контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; - контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной , налоговой и валютной политики; - контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями. Основные функции: - проверка правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; - контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; - осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; - контроль государственного внутреннего и внешнего долга. Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление. Цель ревизии - осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, при выявлении недостатков наказание виновных. Основная задача ревизии заключается в проверке финансово - хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям: - соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам; - обоснованность расчетов сметных назначений; - исполнение смет расходов; - использование бюджетных средств по целевому назначению; - обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей; - обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств; - соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности; - обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций; - полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; - операции с основными средствами и нематериальными активами; - операции, связанные с инвестициями; - расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; - обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера; - формирование финансовых результатов и их распределение. По результатам ревизии всегда составляется акт - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам, в котором отмечаются все выявленные недостатки. При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы. Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и совет Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управления Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы – суды прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции - в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля. Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным. Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий. Классификация видов контроля: 1) По организационным формам (по субъектам проведения) контроль подразделяют на: - государственный; - ведомственный (внутриведомственный); - вневедомственный; - аудиторский (независимый); - внутрихозяйственный. Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти. Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций и учреждений. Вневедомственный контроль осуществляется, например Департаментом государственного финансового контроля и аудита МФ РФ в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно хозяйственной деятельности. Аудиторский контроль – это контроль за деятельностью предприятий аудиторскими фирмами и частными лицами (аудиторами) имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью. Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований проводится на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами). 2) В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий. Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер. Текущий контроль организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. 3) В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности. Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов. Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки. Организация и планирование контрольно ревизионной работы Правильное планирование обеспечивает своевременную проверку, позволяет рационально использовать ревизоров и облегчает проведение мониторинга. Ведомства, министерства, объединения составляют перспективные и текущие планы. Перспективные планы составляются на несколько лет (3-5 лет). Текущие на календарный год, при чем с разбивкой по кварталам и с указанием: - Наименование организаций; - Проверяемый период; - Сроки ревизии; - Вид ревизии; - ФИО ревизора. Текущий план составляется в одном экземпляре, утверждается руководителем ревизующего органа, является конфиденциальным документом, поскольку ревизия должна носить внезапный характер.  Годовой план контрольно- ревизионной работы состоит из двух разделов: « Документальные ревизии» и «тематические проверки». В годовом плане указывают: - Наименование и место нахождения ревизуемых объектов; - Сведения о предыдущей ревизии; - Ревизуемы период, вид ревизии, срок проведения ревизии, продолжительность ревизии (в днях); - Исполнители. К годовому плану прилагаются график отпусков ревизоров, список ревизоров, направленных на повышение квалификации. Продолжительность ревизии определяется объемом деятельности организации, сложностью совершаемых хозяйственных операций, степенью оптимизации учета, но не может превышать 30 дней. Продление допускается с разрешения руководителя ревизующего органа по обоснованным причинам. На основании годовых планов контрольно-ревизионной работы каждый ревизор разрабатывает индивидуальный план- график работы на год. Для выполнения плана контрольно- ревизионной работы ведется журнал регистрации проведенных ревизий и проверок, и принятых по ним решений. В журнале указывают наименование ревизуемой организации, вид ревизии, срок ревизии, дата акта ревизии, дата и номер приказа или письма по результатам ревизии, информация о выполнении решения. В журнале отдельно подсчитывается число дел. Переданных следственным органам, количество лиц, привлеченных к дисциплинарной и материальной ответственности. На основании этого журнала составляется «Отчет о контрольно- ревизионной работе», который включает 4 раздела: 1) Проведено ревизий и проверок. 2) Выявлено ущерба. 3) Принятые меры по результатам  ревизий и проверок. 4)Мероприятия по работе с кадрами и совершенствованию контрольной деятельности. Подписывается руководителем и начальником контрокьно- ревизионной комиссией. Планирование ревизии на конкретном объекте осуществляют ревизоры-исполнители. Ими изучаются отчетные и статистические данные предприятия, материалы предыдущих ревизий и тематических проверок, т.е. изучается информация об объекте, имеющаяся в контрольно- ревизионном подразделении, определяется потребность в специалистах, т.е. формируется ревизионная бригада (группа). За 3-5 дней до начала ревизии издается распоряжение руководителя ревизующей организацией о назначении ревизии. В нем указывается полное наименование предприятия, вид, период ревизии, ФИО каждого члена ревизионной группы, определяется её руководитель и срок ревизии. Организация ревизии на предприятии включает следующие этапы: - Установление делового контакта с руководством проверяемого предприятия; - Оповещение; - Проведение инвентаризации кассовой наличности; - Общее ознакомление с объектами контроля; - Ревизионное обследование организации; - Контрольная инвентаризация; - Собственно ревизия или проверка; - Определение размеров материального ущерба; - Документальное оформление результатов ревизии; - Обсуждение результатов ревизии; - Контроль за выполнением решений, принятых по материалу ревизии. Методы и приемы конрольно-ревизионной работы Всю совокупность методов и приемов контроля можно разбить на четыре группы. 1) Методы и приемы документального контроля. Они позволяют проверить существо финансово-хозяйственных операций с целью выявления их соответствия установленным правилам и нормам. К ним относят: - Арифметическая проверка - дает возможность установить правильность таксировок и подсчетов в документах и выявить злоупотребления и хищения (например, неправильно показаны итоги в кассовых отчетах, ведомостях по заработной плате). - Юридическая оценка - по содержанию операции, отраженной в документе, ревизор дает юридическую оценку хозяйственной операции, то есть устанавливает ее законность и целесообразность. - Счетная проверка бухгалтерских отчетов и балансов представляет собой совокупность специальных приемов контроля их достоверности.  - Логическая оценка хозяйственной деятельности экономического субъекта заключается в установлении объективной возможности хозяйственных операций, отраженных в документах. Такая проверка осуществляется путем сопоставления различных взаимосвязанных производственных и финансовых показателей и позволяет выявить нарушения государственной и корпоративной дисциплины, необоснованное расходование средств.  - Встречная проверка документальных данных заключается в том, что достоверность и правильность отраженных в документах операций проверяется путем сопоставления данных из разных документов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Она может проводиться по документам, находящимся на предприятии, или на данном предприятии и в других организациях, с которыми предприятие имеет хозяйственные связи. - Способ обратного счета в контрольно-ревизионной работе используется в тех случаях, когда необходимо выявить хищения материалов и величину необоснованных списаний их на производство той продукции, которая к моменту ревизии практически полностью имеется на складе предприятия или его покупателя.  - Систематизированная и хронологическая проверка документов. Если при выборочной проверке ревизором установлены те или иные нарушения, то предпринимается сплошная проверка документов, либо относящихся к данному участку деятельности, либо подписанных лицами, допустившими данные нарушения. Рассмотрение документов производится в систематизированном или хронологическом порядке. Наиболее рациональный из этих способов - систематизированный, при котором документы проверяются по однородным операциям, независимо от времени их осуществления (кассовым, банковским). 2) Методы и приемы фактического контроля: - Инвентаризация - способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствия данным бухгалтерского учета на одну и ту же дату. Сопоставление данных инвентаризации с соответствующими остатками в учетных регистрах позволяет установить их реальное состояние, т.е. правильность фактических остатков, излишки или недостачи имущества. - Контрольный обмер. Производится с участием соответствующих специалистов и представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяется правильность, достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительно-монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. - Обследование на месте. Производится при проверках готовности объектов собственных капитальных вложений или вышедших из ремонта объектов основных средств, установления степени готовности объектов капитального строительства, изношенности основных средств, а также порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей, вывоза готовой продукции, организации производства и труда. - Контрольный запуск сырья и материалов в производство. Практикуется при проверке правильности применения норм расхода сырья (в полиграфии - бумаги) и материалов на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), норм расхода строительных материалов, и т.д. - Проверка качества сырья и основных материалов. Производится при установлении причин низкого качества продукции, низкого уровня выполненных работ и производственного брака. Такая проверка наиболее часто осуществляется путем лабораторного анализа, технических испытаний (в оборонной, автомобильной промышленности) и т.д. - Экспертная оценка. Применяется при проверке качества готовой продукции или выполненных работ, проектно-сметной, технической и другой документации. Данная работа может быть выполнена только с привлечении экспертов - специалистов в конкретной области экономики. 3) Контроль с применением методов и приемов экономического анализа: - Прием сравнений, как правило, требует использования различных статистических приемов обработки экономической информации - группировок, расчета процентов, коэффициентов, исчисления средних величин, экономико-статистических методов (индексного, интегрального). - выявление узких мест и ведущих звеньев - это дает возможность определить слабые стороны в деятельности организации, сдерживающие рост производительности труда и выпуска продукции, сделать выводы о необходимости замены устаревшего оборудования или установки дополнительного количества машин, внедрения более совершенных технологических процессов, разработки мероприятий по совершенствованию организации производства, труда и управления. - метод балансовых увязок - выявляется согласованность взаимозависимых показателей в виде отдельных балансов (трудовых и материальных ресурсов, источников покрытия потребности в них; баланс времени работы оборудования). В случае несогласованности показателей можно сделать вывод об имеющихся в организации хищениях или приписках. 4) Организационные методы контроля: - устранение выявленных нарушений - примером является восстановление бухгалтерского учета в организации, если это предусмотрено планом проведения ревизии, подсчет нанесенного ущерба, пересчет сумм, в которых были выявлены искажения, и т.п. - метод обращения к третьим лицам применяется в случае, если необходимо получить дополнительную информацию от внешней организации. Как правило, она считается более достоверной, чем та, которую предоставляют сотрудники ревизуемой организации. Это - сведения об остатках сумм дебиторской и кредиторской задолженности ревизуемой организации на счетах контрагентов, подтверждение сумм договорных обязательств, копии банковских выписок и т.п. Данный метод по своей сути является комбинацией методов: с одной стороны, это метод общения с третьим лицом - сторонней организацией, с другой - метод самостоятельной работы ревизора, предпринятый с целью подтверждения достоверности информации ревизуемой организации. Особенностью применения метода является то, что контролер - официальный представитель государственной организации, проводящей ревизию (Счетная палата, Министерство финансов РФ), следовательно, третье лицо оказывается обязанным ответить на его запрос. Документальное оформление и реализация материалов ревизии и контроля Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости - и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под подпись в получении с указанием даты получения. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру-ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии. При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель контрольно-ревизионного органа или его заместитель направляет запрос для разъяснений в соответствующие подразделения Минфина России или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы. Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) в установленном порядке для вручения акта ревизии. В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию: - наименование темы ревизии; - дату и место составления акта ревизии; - кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание); - проверяемый период и сроки проведения ревизии; - полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); - ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; - сведения об учредителях; - основные цели и виды деятельности организации; - имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; - перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства; - кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером); - кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ею недостатков и нарушений. Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии. Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: - какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены; - кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений. В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, нельзя квалифицировать их поступки, намерения и цели. Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально-ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения. Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально-ответственными лицами ревизуемой организации. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии. Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа либо уполномоченное им на то лицом делает отметку: «Материалы ревизии приняты», указывает дата и ставит подпись. Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела. Руководитель контрольно-ревизионного органа по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии. По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Кроме того, руководитель контрольно-ревизионного органа передает материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета в установленном порядке в органы Федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов. Результаты ревизии, проведенной в соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов РФ, решениями коллегии и приказами Министерства финансов РФ, поручениями руководства Министерства финансов РФ, обобщаются Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и письменно докладываются руководству Министерства финансов РФ вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию Министерства финансов РФ, направленными на устранение выявленных нарушений и возмещение выявленного ущерба. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, докладываются этим органам руководителем контрольно-ревизионного органа вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости этим органам направляются также и материалы ревизии. Материалы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены копии: - акта ревизии; - объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях; - документов, подтверждающих эти нарушения. В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке. При необходимости руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает результаты ревизиивышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обеспечивает контроль над ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 86 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны содержаться: - подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документов общества; - информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Тестовые задания 1. Одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений – это…? А) Экономический контроль; Б) Финансовый контроль; В) Управленческий контроль; Г) Административный контроль. 2. Правом назначения проверок (ревизий) НЕ обладает: А) Президент РФ Б) Государственная Дума; В) Руководитель конкретной организации; Г) федеральные органы исполнительной власти. 3. По организационным формам контроль подразделяют на: А) государственный, ведомственный, вневедомственный, аудиторский, внутрихозяйственный; Б) предварительный, текущий, последующий; В) документальный и фактический. 4. На какой период составляются перспективные планы контрольно ревизионной работы? А) 1 год; Б) 2-3 года; В) 3-5 лет; Г) 3 -5 месяцев. 5. На какой период составляются текущие планы контрольно ревизионной работы? А) 1 год; Б) 2-3 года; В) 3-5 лет; Г) 3 -5 месяцев. 6. Какие разделы включает в себя годовой план контрольно- ревизионной работы? А) «Документальные ревизии» и «Сроки ревизии»; Б) «Тематические проверки» и «Сведения о предыдущей ревизии»; В) «Документальные ревизии» и «Тематические проверки»; Г) «Сведения о предыдущей ревизии» и «Проверяемый период». 7. Контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований, который проводится на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами) – это ? А) Внутрихозяйственный контроль; Б) Аудиторский контроль; В) Ведомственный контроль; Г) Вневедомственный контроль. 8. На какое число групп можно разбить всю совокупность методов и приемов контроля? А) 3; Б) 4; В) 5; Г) 6. 9. Способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствия данным бухгалтерского учета на одну и ту же дату – это? А) Контрольный обмер; Б) Обследование на месте; В) Экспертная оценка; Г) Инвентаризация. 10. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до … рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания: А) 5; Б) 3; В) 7; Г) 14. 11. Из каких частей состоит акт ревизии? А) вводная и описательная; Б) описательная и тематическая; В) теоретическая и аналитическая; Г) вводная и тематическая. 12. Какую отметку должен сделать руководитель контрольно-ревизионного органа на последней странице акта ревизии? А) «Материалы ревизии собраны»; Б) «Материалы ревизии получены»; В) «Материалы ревизии приняты»; Г) «Материалы ревизии доставлены». 13. Верно ли утверждение: «К годовому плану прилагаются график отпусков ревизоров, список ревизоров, направленных на повышение квалификации»? А) Верно; Б) Неверно. 14. Верно ли утверждение: «Предмет финансового контроля - те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы»? А) Верно; Б) Неверно. 15. Верно ли утверждение: «При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы»? А) Верно; Б) Неверно. Раздел 2 Ревизия основных средств и нематериальных активов. Основные средства определяют производственный потенциал любого предприятия. Поэтому проверка их сохранности и эффективности использования являются важнейшими звеньями контрольно-ревизионного процесса. Ревизия основных фондов включает проверку таких вопросов: 1)    правильность отнесения к основным средствам материальных ценностей, которые находятся на балансе предприятия, и отнесение их к соответствующим группам; 2)    соблюдение правил оформления операций по поступлению, перемещению и возведению основных средств; 3)    своевременность и правильность проведения инвентаризации основных средств и отображения ее результатов в бухгалтерском учете; 4)    правильность распределения расходов на улучшение основных фондов; 5)    точность начисления амортизации основных средств; 6)    правомерность продажи и приватизации основных средств. Источниками ревизии операций с основными средствами являются: 1)    первичная документация (Акт приема-передачи основных средств, Акт на списание основных средств, Инвентарная карточка учета основных средств, Инвентаризационные ведомости); 2)    синтетические регистры учета основных средств (Главная книга, журнал № 4, ведомости 4.1, 4.2, 4.3); 3)    отчетность:  Баланс (форма № 1), Отчет о финансовых результатах (форма № 2), Отчет о движении денежных средств, 2 раздел (форма № 3), Примечания к отчетности (форма № 5); 4)    другая документация (рабочие документы и отчет предыдущего аудитора, приказ об учетной политике в части учета основных средств, Контракты, договора аренды основных средств и др.). Задачи ревизии: 1)    дать оценку состоянию сохранности и эффективности использования; 2)    установить факты нарушения действующего законодательства относительно обоснованности и правомерности управленческих решений ответственных работников ревизуемого предприятия при приобретении, использовании, реализации и ликвидации отдельных объектов основных фондов и нематериальных активов; 3)    разработать мероприятия по реализации результатов контроля. Направления ревизии: 1)    контроль состояния сохранности основных средств; 2)    контроль операций по источникам поступлений и видам выбытия основных средств; 3)    контроль правильности начисления амортизации; 4)    контроль операций по ремонту основных средств; 5)    контроль операций по нематериальным активам. Направления и последовательность контроля по нематериальным активам: 1)    проверка обоснованности состава нематериальных активов на первое число начала ревизионного периода; 2)    проверка операций по поступлению нематериальных активов на протяжении ревизионного периода; 3)    проверка операций по реализации нематериальных активов и передаче безвозмездно другим предприятиям; 4)    проверка обоснованности начисления износа нематериальных активов и их списания как использованных; 5)    контроль правильности и обоснованности бухгалтерских записей в учетных регистрах и отчетности. Контроль и ревизия материально-производственных запасов Основными задачами контроля и ревизии материально-производственных запасов являются: - выявление соблюдения установленного порядка их приобретения, оприходования, хранения и расходования в процессе финансово-хозяйственной деятельности; - выявление фактов их растрат, недостач и хищений, излишних и не используемых в данном хозяйстве материально-производственных запасов, определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от соответствующих условий их хранения и транспортировки; - установление причин и должностных лиц, виновных в допущенных недостачах и нецелесообразном использовании товарно-материальных ценностей; - определение путей улучшения их формирования и использования в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Последовательность проверки: 1) проверяют организацию складского хозяйства, состояние хранения, учета и сохранности материально-производственных запасов; 2) выявляют полноту, своевременность и правильность оприходования всех поступающих в хозяйство материально-технических средств и готовой продукции по отдельным каналам поступления и отраслям производства; 3) устанавливают полноту, своевременность и правильность списания материально-производственных запасов по отдельным направлениям их выбытия; 4) выявляется соблюдение установленного порядка нормирования материально-производственных запасов, соответствия их фактических остатков нормативному или плановому наличию, излишних материальных ценностей и соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и внутрихозяйственной отчетности об их наличии и движении. Основными источниками контрольных данных являются первичные документы и учетные записи по счетам 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», а также соответствующие договоры (купли-продажи, поставок, безвозмездной передачи, учредительные договоры), переписка с поставщиками и другими контрагентами, материалы инвентаризаций, контрольного осмотра складского хозяйства, плановые расчеты материально-технического обеспечения производственной программы на проверяемый период. Контроль и ревизия товарно-материальных ценностей Такая ревизия проводится по нескольким направлениям. 1) Выборочная документальная проверка отнесения товарно-материальных ценностей (поступивших за последний отчетный год) к материалам. Ревизор выборочным методом проверяет обоснованность отнесения объектов к материалам. В табличной форме представляются результаты проверки, которые позволяют оценить правильность (обоснованность): - применения критерия для отнесения объектов к материалам; - установление производственного и непроизводственного характера приобретенных материалов; - документального оформления учета материалов (наличие документов, подтверждающих право собственности, инвентарных карточек учета материалов, накладных на получение материалов) 2) Документальная проверка учета поступающих материалов. При ревизии поступления материалов следует иметь в виду, что первичные документы по поступлении материалов играют важную роль в организации учета материалов, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляется контроль за поступлением товарно-материальных ценностей. Материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших эти материалы за наличный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств, из собственного производства Контроль и ревизия готовой продукции Перед ревизией готовой продукции необходимо ознакомиться с учетной политикой организации и установить: - метод учета затрат на производство и калькулирования ческой себестоимости продукции; - метод распределения затрат вспомогательного производства по видам выпускаемой продукции; - метод распределения общепроизводственных расходов по видам выпускаемой продукции; - метод распределения коммерческих расходов по видам выпускаемой продукции; - порядок оценки незавершенного производства и готовой продукции; - способ ведения бухгалтерского учета готовой продукции; - списание по счету 26 «Общехозяйственные расходы». Последовательность и направления контроля: 1.Общая оценка выполнения плана реализации предприятием и в разрезе договоров с покупателями по отчетным периодам года; 2.Проверка выполнения графика отгрузки готовой продукции покупателям; 3.Проверка своевременности сдачи первичных документов об отгрузке продукции покупателям в бухгалтерию; 4.Проверка своевременности и правильности оформления платежных документов для расчетов с покупателями; 5.Проверка соблюдения методики бухгалтерского и налогового учета, достоверности данных о расчетах с покупателями и объемах реализации продукции; 6.Проверка отчетности о финансовых результатах, налоговой отчетности по объемам реализации продукции. Контроль и ревизия использования трудовых ресурсов и оплаты труда. Основные задачи: - проверка соблюдения действующего законодательства о труде; - выявление резервов дальнейшего повышения эффективности использования трудовых ресурсов на базе рациональной организации труда и действующих систем его оплаты. Последовательность работ можно разделить на 3 этапа. 1. Ознакомительный. Ревизором выясняется, имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор, определяется списочный и среднесписочный состав работников. Изучаются категории персонала организации, рассматриваются порядок учета личного состава и рабочего времени, общая организация учета расчетов с рабочими и служащими. Выясняются формы и системы оплаты труда, применяемые на предприятии. 2. Основной этап: - проверяется начисление зарплаты работникам-сдельщикам (правильность оформления нарядов (по форме, существу, арифметически); применения сдельных расценок; переноса сумм в расчетную ведомость); - устанавливается правильность расчетов по начислению повременных видов оплат, в том числе оплаты сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни, правильность начисления среднего заработка при предоставлении очередного отпуска либо за период временной нетрудоспособности; - устанавливается правильность начислений премий в соответствии с коллективным договором; - устанавливается правильность удержаний из зарплаты, которые бывают обязательными и инициативными; - проверяется ведение аналитического учета по работающим; - устанавливается степень сохранности этой информации (не менее 75 лет); - устанавливается правильность исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению, правильность отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения; правильность расчета пособий, выпаиваемых за счет средств фонда социального страхования РФ; - проводится проверка правильности образования, использования и корректировки резервов на предстоящую оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждений по итогам работы за год; - устанавливается правильность учета депонированной заработной платы. 3. Заключительный этап. На этом этапе составляется акт ревизии, в котором формулируются предложения по устранению выявленных недостатков. В качестве основных источников контроля и ревизии использования трудовых ресурсов и оплаты труда являются бизнес-план (производственно-финансовый план), положение об оплате труда, трудовые договоры, первичные документы по учету личного состава, использованию трудовых ресурсов по оплате труда, учетные записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета (по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», субсчету «Расчеты по депонированным суммам» к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», счетам издержек производства и другим счетам по принадлежности), а также соответствующие данные бухгалтерской и статистической отчетности. Ревизия учета затрат на производство и себестоимости продукции Цель проверки  - установление обоснованности формирования и правильности учета издержек производства. Задачи проверки: - проверка документальной обоснованности, правомерности и своевременности включения в состав затрат на производство расходов, произведенных организацией; - проверка правильности группировки затрат по экономическим элементам, по местам возникновения и организации аналитического учета; - оценка качества инвентаризаций незавершенного производства; - арифметический контроль по данным сводного учета; - проверка правильности учета затрат для целей налогового учета. Источники информации - учетные регистры аналитического и синтетического учета. Кроме того, используют данные аудита основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, фонда оплаты труда, денежных средств. Проверка производственных затрат является трудоемким процессом, требующим от проверяющего знания, помимо нормативных и инструктивных материалов, также особенностей исчисления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности организации, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его деятельности, дать оценку системе внутреннего контроля учета затрат. Далее проверяющему необходимо дать оценку соблюдения выбранного организацией метода учета затрат и калькулирования себестоимости и последовательно осуществлять процедуры проверки обоснованности и правильности включения отдельных видов затрат в состав себестоимости продукции; правильности учета и распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, затрат вспомогательных производств, операций по учету брака, недостачи и потерь в производстве, учету и оценке незавершенного производства. На заключительном этапе проверки проверяется организация аналитического учета затрат на производство, сводного учета затрат и правильность исчисления себестоимости продукции. В себестоимость продукции включаются все затраты, предусмотренные Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, и отраслевыми инструкциями. В ходе контроля затрат на производство проверяющий должен установить: - обоснованность применяемого организацией метода учета затрат и порядка калькулирования себестоимости продукции и его неизменность в течение проверяемого периода; - правильность разграничения производственных затрат по отчетным периодам; состав и обоснованность отнесения отдельных видов затрат на себестоимость продукции; - обоснованность распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов по объектам калькуляции; - правильность учета и распределения затрат вспомогательных производств; - организацию учета возвратных отходов и брака; - правильность применяемой корреспонденции счетов. Типичные ошибки в учете затрат на производство: неправильное отражение в учете нормируемых расходов; неправильная оценка остатков незавершенного производства;  неправильное разграничение расходов по отчетным периодам; несоответствие применяемого метода учета затрат методу, зафиксированному в учетной политике; необоснованное включение в себестоимость отдельных видов затрат. На основе анализа выявленных ошибок и отклонений намечаются резервы снижения себестоимости продукции. Ревизия денежных средств. Ревизия денежных средств и операций с ними предполагает проверку порядка ведения кассовых операций. Ревизия кассы производится ревизором в присутствии лица, которому поручено вести кассу, и главного бухгалтера или его заместителя немедленно после предъявления полномочий на проведение ревизии. На время ревизии все кассовые операции прекращаются. В процессе проверки материально ответственное лицо по кассе обязано составить отчет об операциях кассы за текущий день, вывести по кассовой книге остаток денег на день ревизии и на последнем отчете, дать расписку, что все приходные и расходные кассовые документы включены в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется. Необходимо проверить наличие письменных договоров о материальной ответственности с лицами, которые ведут кассы, а также с лицами, на которых приказами руководителей учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, возложены обязанности по выдаче заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, премий и др. Денежное наличие проверяется путем полного перерасчета всех денег, находящихся в кассе. После этого ревизор сопоставляет наличие денежных средств с остатком, отраженным в кассовой книге и отчете кассира. Выданные из кассы суммы по частным распискам считаются недостачей. В случае выявления излишка или недостачи денег в кассе ревизор должен установить причину их возникновения. На обнаруженные излишки денежных средств составляется приходный кассовый ордер, который заносится в кассовую книгу, а излишки сдаются в доход бюджета. При выявлении в ходе ревизии недостачи наличных денег должны быть приняты меры к взысканию. После проверки денежной наличности проверяются бланки документов строгой отчетности и ценные бумаги. Результаты ревизии кассы оформляются отдельным актом. Один экземпляр акта вручается главному бухгалтеру или заместителю руководителя проверяемого учреждения. При проверке полноты оприходования денег, полученных из обслуживаемого банка, от организаций, необходимо сличить записи в кассовой книге с записями в выписках банка и корешками чеков, приходными кассовыми ордерами. В случаях исправлений, подчистки следует провести сверку записей в выписках банка с подлинными записями в лицевых счетах, хранящихся в обслуживаемом банке. Приходные и расходные кассовые документы должны проверяться сплошным порядком с целью выявления: 1) случаев хищения денежных средств; 2) незаконного и нецелесообразного использования их; 3) нарушений правильности оформления документов. Ревизия договорной дисциплины. Договором признается соглашение 2-х или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии со ст. 420 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно общему правилу условия договора определяются по усмотрению сторон, однако отдельные его условия могут быть предусмотрены в законе или правовом акте. В действующей организации должна  осуществляться договорная работа, т.е. правовая деятельность, направленная на регулирование взаимоотношений с контрагентами с помощью договоров. Данная работа имеет два цикла: заключение договора (подготовка, оформление, согласование условий) и использование договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль хода и результатов выполнения договорных обязательств). Действия, составляющие содержание работы по заключению и исполнению договоров группируются по стадиям: 1. подготовка к заключению договоров; 2. оценка оснований заключения договоров; 3. оформление договорных отношений; 4. доведение содержания договора до исполнителей; 5. контроль за исполнением договора; 6. оценка результатов исполнения договора. Каким требованиям должен соответствовать договор как юридический документ, и какие реквизиты для этого необходимы? Форма документа согласно ст. 161 ГК РФ должна быть письменная (составлен документ и подписан сторонами). Договор может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст.434 ГК РФ). Еще один способ заключения договора – выписка и оплата счета. Для того, чтобы счет выполнял соответствующие функции договорного документа, в нем должны быть указаны: - дата выдачи; - наименование продавца и его банковские реквизиты; - наименование покупателя; - наименование товара (услуги); - цена на единицу товара; - общая сумма счета или причитающегося платежа; - подпись уполномоченного лица, выписавшего счет. В счете указывается срок, в течение которого должен быть произведен платеж по счету (при розничных и мелкооптовых продажах). Дата подписания договора - важнейший реквизит. Указание конкретной даты заключения договора необходимо для того, чтобы точно знать, каким нормативным актом следует руководствоваться как при заключении, так и при исполнении договора. Место совершения сделки. По законодательству местом совершения сделки определяются: - Правоспособность и дееспособность лиц, совершающих, совершающих сделку; - Форма сделки. Это особенно важно при заключении внешнеторговых контрактов и договоров с фирмами государств - членов СНГ. Точное указание должности, ФИО лица, подписавшего договор (директор, ген. директор). В случае подписания договора по доверенности, должна быть приложена доверенность с подписью лица, выдавшего ее, и печатью организации. В этом случае печать на договоре не требуется. Сотрудник организации, подписавший документ, не будучи на то уполномоченным, самостоятельно отвечает за последствия подписанного. Реквизиты сторон. В отношении каждой стороны должны быть указаны: - Почтовые реквизиты; - Местонахождение (юридический адрес организации); - Фактический адрес; - Банковские реквизиты; - Отгрузочные реквизиты (для контейнеров, железнодорожных отправок). Основные вопросы, решаемые в процессе ревизии договорной дисциплины. 1. Ревизия системы документооборота по договорам. Ревизору необходимо составить схему движения договоров и проверить их фактическое движение. Важный момент – регистрация договоров. Подписание договоров без регистрации в журнале может привести к тому, что договор может быть отравлен без регистрации. В организации обязательно должна действовать система визирования договоров. Ревизируемая организация должна предоставить проверяющим утвержденный список лиц, имеющих право визирования и подписания договоров с образцами их подписей. 2. Выборочная документальная проверка соответствия договоров, заключенных организацией за ревизуемый период, требованиям действующего законодательства. 3. Выборочная документальная проверка условий договоров, заключенных организацией за ревизуемый период. 4. Анализ договоров. В случае выявления в ходе ревизии условий договоров, не соответствующих требованиям действующего законодательства, ревизор выясняет, действительны ли данные сделки. При выявлении недействительных сделок ревизор выясняет, признается данная сделка недействительной по решению суда (оспоримая сделка), либо без такого решения (ничтожная сделка). 5. Ревизия контроля за исполнением договоров. Ревизор должен изучить систему контроля за исполнением договоров: действенна ли она. 6. Ревизия правомерности совершения крупных сделок. Ревизору нужно проверить соблюдение организацией условий: решение о совершении крупных сделок должен принимать совет директоров единогласно или общим согласием собрания акционеров (большинство голосов в три четверти). Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторскую задолженность принято делить на истребованную и неистребованную. Неистребованная дебиторская задолженность - это задолженность, по которой организация-кредитор не приняла меры к возврату. Неистребованная дебиторская задолженность обязательно списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации-кредитора по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров, работ или услуг. Сумма списанной неистребованной дебиторской задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора. Если меры к взысканию принимались кредитором, но погашения задолженности все же не произошло, она называется истребованной и списывается по истечении срока исковой давности, который согласно ст. 196 ГК РФ составляет три года. Срок исковой давности начинается не с момента возникновения дебиторской задолженности, а только с даты, установленной договором для оплаты товаров, работ или услуг. Истребованная дебиторская задолженность списывается с баланса по истечении срока исковой давности записью по дебету счета91 и кредиту счета 62 или 76. В целях налогообложения финансовый результат деятельности организации в этом случае уменьшается. При поступлении оплаты по списанной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете делается запись: Д 51 - К 91. Полученная сумма является внереализационным доходом организации и увеличивает налогооблагаемую прибыль. Согласно ст.167 НК РФ, если покупатель не исполнил свои обязательства по договору, датой оплаты товаров признается наиболее ранняя из следующих дат: - день истечения срока исковой давности; - день списания дебиторской задолженности. Таким образом, списанная в убыток дебиторская задолженность признается погашенной, и НДС у организаций, начисляющих налоги «по оплате», подлежит перечислению в бюджет. Списать дебиторскую задолженность на убыток можно только по приказу или распоряжению руководителя организации по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности и резервов сомнительных долгов. Списанная дебиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 007 «Списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов»в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Согласно действующему порядку сначала организация должна написать претензию дебитору. Претензия - это письменное заявление, которое один участник договора направляет другому, если тот нарушил свои обязательства по договору. Претензия, как правило, состоит из двух частей. В первой содержательной части - подробно излагается история возникновения долга и перечисляются первичные документы (акты, накладные и пр.), которые служат основанием и подтверждением факта задолженности. Вторая - претензионная часть - предъявляет конкретные требования к должнику: сроки погашения задолженности, предложение выплатить штраф, пени или неустойку в соответствии с договором или на основании ГК РФ. Если не удается уладить разногласия с помощью претензии, организация-кредитор предъявляет иск в арбитражный суд не позднее четырех месяцев с момента отгрузки продукции (товаров, работ, услуг). Ответчику-дебитору направляется копия искового заявления с приложением необходимых документов. Ревизия формирования и использования капитала. Во время ревизии контролю подлежит вся информация о состоянии и движении средств по разновидностями каждого капитала - уставного, паевого, дополнительного, резервного, изъятого, неоплаченного, а также информация при нераспределенной прибыли (непокрытые убытки) и средства обеспечений будущих расходов и платежей, страховых резервов. Задача ревизии заключается в том, чтобы обеспечить контроль формирования и целевого использования капитала и средств целевого финансирования и целевых поступлений. Информация об уставном капитале сосредоточена на счете 40 «Уставный капитал». При ревизии устанавливают правильность записей по кредиту и дебету этого счета и реальность. Выведенного в нем сальдо. По данным кредита счета 40 проверяют законность источников его пополнения за счет дополнительного, паевого, резервного, неоплаченного капитала, средств нераспределенной прибыли, вложений учредителей (участников). По дебету этого счета проверяют изъятия уставного капитала для пополнения соответствующих видов капитала.  Законность создания резервного капитала предприятия проверяют в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами. Так, пополнение этого капитала осуществляется за счет нераспределенной прибыли и, как правило, используется на дополнительные меры для пополнения уставного капитала или для покрытия нераспределенных убытков. Источники образования и использования резервного капитала проверяют по их видам и направлениям использования, отражаются в аналитическом учете.  Для проверки достоверности операций, связанных с нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), используется учетная информация, которая отображается на соответствующих субсчетах счета 44 «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)». Проверке подлежат суммы нераспределенной прибыли и непокрытых убытков текущего и прошлого годов, а также использование прибыли в текущем году. По данным субсчета 442 «Непокрытые убытки» проверяют обоснованность образования этих убытков и законность их списания за счет нераспределенной прибыли или резервного, паевого или дополнительного капитала. Во время ревизии по данным кредиту счета 38 «Резерв сомнительных долгов» проверяется информация о законности и реальности создания этого резерва. Записи по кредиту данного счета сравнивают с данными счетов учета затрат. Списание сомнительной задолженности проверяется с точки зрения соответствия его П (с) БУ № 10 «Дебиторская задолженность». При этом проверяют правильность отражения этих операций по дебету счета 38 «Резерв сомнительных долгов» и по кредиту счетов, где учитывается дебиторская задолженность. Неиспользованные суммы этих резервов должны относиться на соответствующие счета учета доходов. Для проверки средств целевого финансирования и целевых поступлений используется информация счета 48 «Целевое финансирование и целевые поступления». Частности, по кредиту этого счета проверяют формирования средств целевого назначения, полученные на осуществление определенных мероприятий, а по дебету - правильность и целевое использование средств целевого назначения . Такие средства могут поступать в порядке субсидий, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов, целевых взносов физических и юридических лиц. При ревизии в первую очередь проверяют законность операций и полноту их отражения в учете. Ревизия и контроль финансовых результатов предприятия. Ревизор должен иметь справочный материал, который кратко объясняет содержание законов, постановлений, инструкций и других норм по вопросам учета и отчетности, программу его действий, которая предусматривает выяснения вопросов про: 1) состояние учета и отчетности на предприятии; 2) правильность отражения в бухгалтерском и налоговом учете результатов предыдущей ревизии; 3) соответствие показателей баланса данным Главной книги, реестрам синтетического и аналитического учета, отчетам и приложенным к ним документам; 4) правильность проведения инвентаризаций кассы, материальных ценностей и расчетов, правильность и обязательность проведения контрольных выборочных инвентаризаций, качество и своевременность проверки и инвентаризационных материалов и составления сравнительных ведомостей бухгалтерией 5) своевременность и правильность рассмотрения и утверждения результатов инвентаризации руководителем; 6) правильность ведения учета кассовых операций и их соответствие Порядка ведения кассовых операций; 7) порядок ведения учета затрат, себестоимости продукции и финансовых результатов: доходов, прибыли, рентабельности; 8) состояние дебиторской и кредиторской задолженности; 9) установление фактов просроченной, безнадежной задолженности, сомнительных долгов и мероприятия по их ликвидации и оздоровление финансового состояния; 10) реальность статей баланса, достоверность отчетов о финансовых результатах, движении денежных средств и собственный капитал; 11) состояние расчетов с бюджетом; 12) состояние расчетов с внебюджетными фондами Ревизор проверяет, как обеспечивается методическое руководство вышестоящей организации применением существующей формы учета, используется опыт лучших предприятий, изучает объем и особенности хозяйственной венной деятельности, структуру учетного аппарата, документооборот, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии. Полнота и своевременность документального оформления и отражения в учете всех операций по движению товарно-материальных ценностей и денежных средств, является критерием оценки организации и состояния бухгалтерского учета. Ревизор определяет: какие меры были приняты по актам предыдущих ревизий и проверок; собирает ли бухгалтерия постепенно учетные данные для составления отчетности; проводится ли работа по графику или установлен ли надлежащий порядок приема, проверки и обработки документе. Нужно также проверить правильность оформления документов, их содержание, соответствие почерка, правильность подписей, оттисков штампов, печатей, осмотреть внешний вид документа. Тщательно проверяют соблюдение соответствия записей одних и тех же операций в разных учетных регистрах, выясняют, правильно ли ведется учет на счетах. Во время ревизии изучают объекты деятельности, которые получают доходы от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности и чрезвычайные доходы. Таковыми являются: доходы от реализации, чрезвычайные доходы, финансовые результаты, другие операционные доходы, доходы от участия в капитале, другие доходы. Далее проверяют правильность определения прибыли (убытка). Также очень важна проверка определения валовой прибыли (убытка), которая рассчитывается как разница между чистым доходом от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и ее себестоимостью Ревизия и контроль состояния учета отчетности и внутрихозяйственного контроля. Проверку бухгалтерской отчетности необходимо начать с общего обзора отчетных форм. При этом обращается внимание на заполнение адресной части форм (полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами, вид деятельности), а также наличие всех предусмотренных показателей, отсутствие подчисток и помарок. Далее необходимо провести счетную проверку, то есть сопоставимость и взаимосвязь показателей, отраженных в различных формах бухгалтерской отчетности. Одной из важнейших форм отчетности предприятия является его бухгалтерский баланс, который отражает наиболее синтезированную информацию о результатах произведенных процессов, затем дифференцируемую в различных отчетах. При проверке правильности составления бухгалтерского баланса необходимо обратить внимание на следующие моменты: Данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным баланса за предыдущий период. При изменении  вступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным за предыдущий год должны быть даны соответствующие разъяснения. Данные  статей баланса на конец отчетного периода должны быть подтверждены результатами инвентаризации. Сумма статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должна быть согласована с ними и тождественна. Данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года. Данные балансов на начало и конец года должны быть сопоставимы. Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьи вступительного и заключительного балансов должны быть объяснены. Проверка правильности составления баланса осуществляется по следующим направлениям: - Проверка правильности отражения в балансе нематериальных активов и основных средств. - Проверка правильности отражения в балансе запасов и затрат. - Проверка правильности отражения в балансе денежных средств. - Проверка правильности отражения в балансе расчетных операций. - Проверка правильности отражения в балансе источников собственных средств. - Проверка правильности отражения в балансе полученных кредитов и займов. Таким образом, при проверке состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности необходимо проверить: - Правильность организации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению, - Обеспечивается ли предварительный и текущий контроль за законностью совершаемых  хозяйственных операций, правильным и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности; - Своевременность составления и качество оформления первичных документов, наличие в них необходимых реквизитов, подписей лиц, ответственных за совершение операции; - Правильность применения журналов-ордеров, типовых программ автоматизации бухгалтерского учета. Обращается внимание на документальную обоснованность произведенных записей, наличие исправлений записей и итоговых данных в журналах-ордерах, накопительно-группировочных ведомостях, Главной книге и других учетных регистрах; - Подписаны ли главным бухгалтером и исполнителем журналы-ордера, ведомости и другие учетные регистры, а также внесенные в них исправления, если таковые имеются; - Соблюдаются ли типовые бухгалтерские записи, предусмотренные планом счетов и инструкцией по его применению; - Взаимная согласованность оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с данными Главной книги, баланса и других отчетных форм; - Подтверждается ли реальность учетных и отчетных данных по счетам  инвентаризационными описями, сличительными ведомостями и протоколами инвентаризационных комиссий, утвержденными в установленном порядке; - Обеспечивается ли своевременное и качественное составление оборотных ведомостей по движению товаров и материалов, готовой продукции, начислению оплаты труда; - Не допускались ли приписки и искажения отчетных данных, особенно по выполнению плана выпуска продукции, финансовым результатам и рентабельности; - Правильность и достоверных сводных бухгалтерских отчетов, своевременность их представления; - Представляет ли главный бухгалтер руководителю предприятия результаты анализа по данным промежуточной и годовой отчетности для принятия мер к улучшению работы; - Состояние хранения бухгалтерских документов, имеется ли специальное  помещение для архива, составлены ли описи документов и определены ли работники, ответственные за их сохранность. Организация внутреннего аудита. Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (это положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации.  Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может иногда их не понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения. Внутренние аудиторы помогают им - обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов). Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения, а центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности для осуществления контроля и оценки принятых решений в целом. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению компанией. Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности. Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности). Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций. При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии. Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности). Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности. Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией. Тестовые задания 1. Сколько этапов включает в себя ревизия использования трудовых ресурсов и оплаты труда? А) 2; Б) 3; В) 5; Г) 4. 2. На этом этапе ревизии принято составлять акт ревизии, в котором формулируются предложения по устранению выявленных недостатков? А) Ознакомительный; Б) Заключительный; В) Основной; Г) Нет правильного ответа. 3) Соглашение 2-х или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей - это? А) Договор; Б) Соглашение сторон; В) Устав; Г) Акт ревизии. 4. Что входит в процесс заключения договора? А) Оперативные мероприятия, учет; Б) Подготовка, оформление, согласование условий; В) Подготовка, оформление, оперативные мероприятия; Г) Учет, контроль хода и результатов выполнения договорных обязательств. 5. Какой должна быть форма документа согласно ст. 161 ГК РФ? А) Письменной; Б) Устной. 6. Как называется дебиторская задолженность, по которой организация-кредитор не приняла меры к возврату? А) Истребованная; Б) Неистребованная. 7. Сколько составляет срок исковой давности истребованной дебиторской задолженности согласно ст. 196 ГК РФ? А) 1 год; Б) 3 года; В) 6 месяцев; Г) 4месяца. 8. Письменное заявление, которое один участник договора направляет другому, если тот нарушил свои обязательства по договору – это? А) Претензия; Б) Письмо; В) Иск; Г) Акт. 9. Сформулируйте определение понятия «ревизия». ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Объясните как Вы понимаете такое явление, как «эффект масштаба»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Наиболее распространенное деление внутреннего аудита включает в себя: А) Операционный аудит, аудит на соответствие требованиям; Б) Операционный аудит, аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности; В) Операционный аудит, аудит на соответствие требованиям, аудит бухгалтерской отчетности; Г) Ситуационный аудит, аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности. 12. На каком этапе ревизии использования трудовых ресурсов ревизор выясняет, имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор? А) Ознакомительный; Б) Заключительный; В) Основной; Г) Нет правильного ответа. 13. Перечислите 2-3 источника контроля и ревизии использования трудовых ресурсов и оплаты труда. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Вставьте пропущенное слово. Задача ____________ заключается в том, чтобы обеспечить контроль формирования и целевого использования капитала и средств целевого финансирования и целевых поступлений. 15. Верно ли следующее утверждение: «Во время ревизии контролю подлежит вся информация о состоянии и движении средств по разновидностями каждого капитала - уставного, паевого, дополнительного, резервного, изъятого, неоплаченного, а также информация при нераспределенной прибыли»? А) Верно; Б) Неверно.
«Контроль и ревизия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 85 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot