Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Конструкции обладания и отрицания

  • 👀 1252 просмотра
  • 📌 1237 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Конструкции обладания и отрицания» docx
Конструкции обладания и отрицания Конструкции обладания и отрицания: У (КОГО?) ЕСТЬ (КТО?/ЧТО?), У (КОГО?) НЕТ (КОГО?/ЧЕГО?)   КОНСТРУКЦИИ У (КОГО?) ЕСТЬ (КТО?/ЧТО?), У (КОГО?) НЕТ (КОГО?/ЧЕГО?) •    Конструкцию у (кого?) есть (кто? / что?) желательно вводить в форме диалога преподаватель–студент, провоцируя учащегося на правильный ответ: "У меня есть ручка. А у вас? У меня есть брат. А у вас?" Проделав несколько таких упражнений, вводим вопрос и способы ответа на него:  У вас есть брат, сестра? а) — Да (короткий ответ). б) — Да, есть (короткий ответ). в) — Да, у меня есть брат, сестра (полный ответ). •    Отрабатываем интонацию вопроса, фиксируем внимание на резком повышении тона на слове есть (ИК-3) и дальнейшем его понижении, так как типичная ошибка многих иностранцев — повышение тона в конце вопроса. Полезным является выработка правильного произношения путем следующего упражнения: — Есть? Есть брат? У вас есть брат? У вас есть старший брат? — Есть? Есть сестра? У вас есть сестра? У вас есть старшая сестра? •    Далее фиксируем внимание учащегося на способах ответа на вопрос. Ответ должен начинаться со слов да или нет. Проделываем несколько упражнений на способы ответа на вопрос и на произнесение вопроса: диалоги преподаватель–студент и студент–преподаватель с использованием всех подручных средств — ручек, карандашей, тетрадей и т.д. Затем обращаемся к словам у меня, у вас — родительный падеж. Вводим схему: (Я) — у меня  (Ты) — у тебя (Он) — у него (Она) — у неё (Мы) — у нас (Вы) — у вас  (Они) — у них (Антон) — у АнтонА (Анна) — у АннЫ   Упражнение 1 1. Скажите, пожалуйста, а) у вас есть телефон? у вас есть компьютер? у вас есть машина? у мамы есть сумка? у сестры есть собака? у друга есть видеокамера? у преподавателя есть ручка? б) у вас есть синий свитер? у вас есть черный костюм? у вас есть красное яблоко? у отца есть новая машина? у матери есть зеленое пальто? у друга есть дети? у вас есть деньги? 2. Спросите преподавателя, что у него есть. Ввести картинки: Антон, Анна – что у них есть? •    Возвращаемся к отрицательному ответу на вопрос и вводим конструкцию у меня нет кого? (родительный падеж)брата, сестры; чего? (родительный падеж) чая, воды, молока. •     Упражнение 2 Слушайте и повторяйте. а) Есть сок — нет сока, есть дом — нет дома, есть чай — нет чая, есть словарь — нет словаря, есть молоко — нет молока, есть письмо — нет письма, есть море — нет моря, есть здание — нет здания, есть ручка — нет ручки, есть газета — нет газеты, есть книга — нет книги. б) У меня есть телефон, а у тебя нет телефона. У него есть машина, а у нее нет машины. У нас есть сын, но нет дочери. У них есть дочь, но нет сына. А у вас есть дети? в) У Антона есть брат, но нет сестры. У Андрея есть сестра, но нет брата. У Анны никого нет: нет брата, сестры, нет друга, нет подруги. •    После этого можно ввести конструкции (где?) есть (кто? / что?) и (где?) нет (кого? / чего?) •    Картинки улицы, комнаты – с предметами, зданиями В деревне нет театра, а в городе есть театр. На севере есть снег, а на юге нет снега. На этой улице нет ресторана. В Москве есть метро, а в Новгороде нет. •    Далее рисуем таблицу окончаний родительного падежа существительных, личных и притяжательных местоимений, прилагательных. Всегда обращаем внимание студентов, что вопросительное слово является ключевым для употребления той или иной грамматической формы. •     Родительный падеж существительных, прилагательных и местоимений   Существительные (у) кого? чего?    Единственное число М.р.: -а,-я (сына, Андрея) С.р.: -а,-я (окна, моря) Ж.р.: -ы,-и (воды, ручки)    Множественное число В специальной таблице Личные местоимения (у) кого? чего?    Меня, тебя, его, ее У меня, у тебя, у него, у нее    Нас, вас, их У нас, у вас, у них Притяжательные местоимения Чьего? Чьей? Чьих?    М.р. и с. р.: моего, твоего, нашего, вашего, его Ж.р.: моей, твоей, нашей, вашей, её    Чьих? Моих, твоих, наших, ваших Его, её, их Прилагательные Какого? Какой? Каких?    М.р. и с.р.: -ого, -его (нового, хорошего) Ж.р.: -ой, -ей (новой, хорошей)    Каких? -ых, -их (новых, хороших) Пример: У моих старых друзей есть хорошая машина, но у них нет удобного гаража. •    Опираясь на таблицу, проделайте несколько упражнений в форме диалогов преподаватель–студент, студент–преподаватель. Можно обратиться к упражнениям 2 и 3, включив в них прилагательные и местоимения. •     Упражнение 3 Ответьте на вопросы. У вас есть старший брат, младшая сестра? У вас есть свободное время сегодня вечером? У вашей бабушки есть мобильный телефон? У вашего друга есть дорогая машина? В центре Москвы есть красивый парк? В вашем городе есть русский ресторан? •    Для закрепления данной конструкции успешно используются сравнительные картинки: что есть, чего нет на каждой. Дать картинки. Вводятся вопросы типа: "Кого сегодня нет на уроке? У кого есть красная ручка? У кого есть словарь?" и т.д. Вводится форма телефонного разговора: — Можно Антона (Анну)? — Его (её) нет. •    Подходя к объяснению разнообразных форм окончаний существительных в родительном падеже множественного числа, следует сказать, что они в основном известны учащимся, так как они уже знают согласование числительных 5–20 со словами рублей, часов, минут, тысяч, миллионов. В данной лекции мы лишь обобщим формы окончаний существительных в родительном падеже множественного числа. -ов — для существительных мужского рода, оканчивающихся в именительном падеже на твёрдый согласный: домов, студентов, магазинов. -ей — для существительных, оканчивающихся в именительном падеже на -ь, -ч, -ж, -ш, -щ, -е: тетрадей, словарей, врачей, ножей, карандашей, товарищей, морей, полей. -ев — для существительных мужского рода, оканчивающихся в именительном падеже на -й: музеев, трамваев. На начальном этапе для запоминания к этой группе относим и слова месяц-месяцев, иностранец-иностранцев, палец-пальцев.  Нулевое окончание — для существительных женского рода с окончанием -а, -я и среднего рода с окончанием -о в именительном падеже: книг, комнат, яблок, писем. Обратите внимание на изменение окончаний: сумка — сумок, девушка — девушек, письмо — писем. -й — для существительных женского и среднего рода, оканчивающихся в именительном падеже на -ия, -ие: аудиторий, лекций, зданий, общежитий. Отдельной группой для запоминания даются некоторые слова с окончанием -ьев: стул — стульев, брат — братьев, дерево — деревьев, платье — платьев, лист дерева — листьев (но! лист бумаги — листов). Также отдельной группой даются слова людей, друзей, сестёр, сыновей. •    Для запоминания следует представить материал в наиболее образной форме, например: а) — Скажите, который час? — У меня нет часов. б) — Ты купил машину? — Нет, у меня пока нет денег. в) В нашем городе нет хороших театров. На этой улице нет больших магазинов. г) В старости у человека немного или совсем нет братьев, сестёр, родных, друзей и знакомых.   Упражнение 4 Употребите правильные формы слов, данных в скобках. 1) Вчера в магазине я купил 2 …, 4 …, и 10 … (карандаш, ручка, тетрадь). 2) В центре города много … (магазин, ресторан, театр, музей, концертный зал). 3) У меня есть брат, а у моего друга 2 … и 3 … (брат, сестра). Хорошо, когда у человека есть много … (брат, сестра). 4) Россия — огромная страна. Здесь много (лес, гора, река, море, большой и маленький город). 5) Утром и вечером на улицах Москвы много … (машина, автобус, троллейбус, трамвай, люди). Родительный падеж: обобщение.     РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: ОБОБЩЕНИЕ Представив уже полную таблицу окончаний родительного падежа, следует подвести учащихся к употреблению его форм в речи. Вначале вспоминаем, что нам уже знакомы такие конструкции, как: а) Чей? Чья? Чьё? — Это комната сына. Это тетрадь моего друга. Это улица Москвы. Я директор фирмы и т.д. • Расширяем конструкции: Это комната нашего младшего сына, а там комната нашей дочери. Я директор большойфирмы, а мой друг — профессор Московского университета и т.д. • б) — Откуда вы?— Я из Америки, а я из Китая. • Расширяем конструкции: В университете учатся студенты из разных стран, из больших и маленьких городов и деревень. • в) Сколько? — 2-4 рубля, часа, тысячи, минуты (формы родительного падежа единственного числа); 5–20, много / мало, сколько / несколько рублей, часов, тысяч, минут (формы родительного падежа множественного числа). • Поэтому мы теперь можем использовать согласование этих чисел и с другими существительными: У меня есть 2 брата и 3 сестры, а у моего друга нет братьев и сестёр. У нас есть много друзей и знакомых. В нашей группе учатся 4 китайских студента, 3 корейских студентки, один студент из Англии и одна студентка из Таиланда. г) Нет, не было, не будет кого? / чего? — Сегодня нет дождя. Завтра меня не будет на уроке. Раньше не было так много машин, как сейчас. . НОВЫЙ МАТЕРИАЛ   д) Где? — Для обозначения близости / дальности местонахождения объекта мы используем существительные с различными предлогами родительного падежа: у, около, возле, далеко/близко/недалеко от…кого?/чего? Машина стоит у = около = возле дома. Я живу недалеко от Москвы. Наша дача находится близко от красивой реки. Для обозначения одушевлённого объекта нахождения используется предлог у: Вчера я был у врача. Летом я отдыхал у родителей. е) Когда?—Родительный падеж употребляется для выражения временных отношений: — временных границ с предлогами с ... до: Магазин открыт с 10 (десяти) до 20 (двадцати) часов. Я работаю с утра до ночи. — начала / окончания событий с предлогами до / после: До урока мы взяли книги в библиотеке. После урока мы пошли домой. (Можно дать предлог по окончании: По окончании университета он уехал из Москвы.) — уточнения времени со словами в начале, в середине, в конце, во время, в процессе: В начале недели было холодно. В середине года мы сдаем экзамен. В конце лета мы поедем на море. — неопределённости времени с предлогом около:Я вернулся домой около 5 (пяти) часов. Сколько времени вы живёте в Москве? — Около 2(двух) лет. — даты: Первого мая мы не работаем.Я родился пятого октября тысяча девятьсот восемьдесят девятогогода(5.10.1985). — для выражения отсутствия кого- или чего-либо с предлогом без: Я люблю чай без сахара. Мне трудно жить без родителей. — для обозначения границ дистанции с предлогами от … до: Я не знаю, сколько километров от Москвы до Киева. ж) для выражения целевых отношений используется предлог для: Я делаю это только для тебя. Заниматься спортом необходимо для здоровья.   Упражнение 1 а) Скажите, пожалуйста: 1. Что находится около вашего дома? 2. Возле вашего дома есть парк? 3. Вы любите сидеть около открытого окна? 4. Ваш город находится у моря? 5. Вы живёте далеко от станции метро? 6. Ваш дом далеко от центра? 7. Недалеко от вашего дома есть хорошие магазины? 8. Ваши друзья живут далеко от вас? Вы часто бываете у друзей? 9. Сегодня вы были у врача? 10. У кого вы были в субботу? б) Посмотрите фото (картинки). Используя предлоги, скажите, что где находится. Хорошо бы картинки, соотнесенные с в) в) Используя те же самые фото, преподаватель провоцирует студента на правильный ответ: — Машина стоит у дома? — Нет, она стоит около (возле парка). — Человек стоит около школы? — Нет, около банка и т.д.   Упражнение 2 Скажите, пожалуйста: 1. Когда работает магазин? 2. Когда вы занимаетесь в университете? 3. Когда работает столовая, почта, аптека? 4. Когда новогодние(рождественские) каникулы? 5. Что вы делаете после уроков (работы)? 6. Что вы будете делать после обеда? 7. Когда вы завтракаете - до урока или после? 8. Когда вы слушаете музыку - до или после занятий? 9. Вы можете слушать музыку во время работы? 10. Вы внимательно слушаете преподавателя в конце урока? 11. Когда вы активно работаете, в начале или в конце дня?   Упражнение 3 а) Скажите, пожалуйста: 1. Когда вы приехали в Москву? 2. Когда вы родились? 3. Когда родилась ваша мама (сестра, подруга)? 4. Когда родился ваш отец (брат, друг)? б) Посмотрите фото известных людей с датами их рождения и скажите, когда они родились (преподаватель заранее подбирает фото). в) Когда в вашей стране праздники и как они называются? г) А вы знаете, какие праздники есть в России? Когда они отмечаются?   Упражнение 4 Используйте слова из скобок в правильной форме. Это было в день (моё рождение). Я проснулся в 8 часов (2.06.2006) в плохом настроении, потому что это был не только день (рождение), но и день (трудный экзамен). Как ужасно родиться в начале (лето), если в школах и университетах в это время всегда экзамены! Много лет жить без(радость)! Сколько (праздник) я уже потерял и ещё потеряю! В университете я был около (10 часов), до (экзамен) быстро посмотрел тетрадь (друг), потому что у него всегда есть все конспекты, а (я) нет (время) писать их. Странно, но я ответил на все вопросы (профессор) без(ошибки) и получил хорошую отметку. После (экзамен) мы поехали в центр (Москва): недалеко от (Кремль) есть неплохое кафе. Там я съел 8 пирожков и выпил 5 (стакан сока), потому что ничего не ел около (12 часов). А когда я приехал домой, то увидел возле (мой стол) много (замечательный подарок). Как здорово, что (2.06.06) у меня было 2 (праздник) — день (рождение) и день (экзамен), который я сдал хорошо! Могу отдыхать без (проблемы) до (осень). • В заключение можно предложить учащимся написать рассказ о себе, используя как можно больше форм родительного падежа в различных лексико-грамматических конструкциях. Возвратные глаголы.   СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С ЧАСТИЦЕЙ –СЯ: УЧИТЬСЯ, ЗАНИМАТЬСЯ Многие русские глаголы имеют в инфинитивной форме частицу -ся, которая сохраняется во всех спрягаемых формах. После гласных частица -ся изменяется на -сь. Это видно в формах глагола 1-го лица единственного числа и 2-го лица множественного числа (я учусь, вы учитесь), а также в формах императива (учись! учитесь!). После глаголов с частицей -ся нельзя употреблять прямое дополнение, прямой объект. Обычно после глагола с частицей -сяупотребляется обстоятельство места, отвечающее на вопрос где? учиться . заниматься я учусь я занимаюсь ты учишься ты занимаешься он учится он занимается мы учимся мы занимаемся вы учитесь вы занимаетесь они учатся они занимаются Иностранные учащиеся часто неправильно используют эти глаголы. Особенно много трудностей возникает с глаголом заниматься. В предложенных упражнениях демонстрируется разница в употреблении этих глаголов. Упражнение 1 – Где ты учишься? – Я учусь в университете на экономическом факультете. . – Как ты учишься? –Я учусь хорошо. . – Ты учишься или работаешь? – Я учусь (= я студент). . – Где ты занимаешься (= практикуешься, делаешь задания)? – Я занимаюсь дома (в библиотеке). . – Сколько времени ты обычно занимаешься русским языком каждый день? – Я занимаюсь русским языком 2 часа (долго, много). Эти предложения и диалоги предъявляются в качестве иллюстрации. Затем можно задать учащимся аналогичные вопросы. Можно составить подобные упражнения и предложить учащимся выбрать верный глагол. Следует обратить внимание учащихся на то, что глагол заниматься используется не только в контексте обучения. Этот глагол имеет большой объём значений. После глагола используется творительный (5) падеж: заниматься (чем?) спортом, бизнесом, иностранным языком, историей, литературой, физикой и т.п. Особенное внимание следует обращать на глагол учиться, повторяя неоднократно, что можно задать только 3 вопроса: где? как?(и чему?- редко): Я учусь в школе. Я хорошо учусь. (Я учусь танцевать). Не допускайте ошибки типа: я учусь русский язык… Упражнение 2 Преподаватель говорит, на каком факультете учится студент. Учащийся перефразирует это предложение. Речь преподавателя Речь студента Студент учится (где?) на физическом факультете. Студент занимается физикой. на юридическом факультете. Студент занимается правом. на химическом факультете. Студент занимается химией. в медицинском институте. Студент занимается медициной. на факультете иностранных языков. Студент занимается иностранным языком. Упражнение 3 Преподаватель демонстрирует картинки, на которых изображены люди, занимающиеся разными видами спорта. Преподаватель задает вопросы "Чем занимаются эти люди? Каким видом спорта занимаются эти люди?". Затем преподаватель интересуется, чем занимаются его учащиеся. Упражнение 4 Преподаватель называет имена известных спортсменов и спрашивает учащихся, каким видом спорта занимается этот человек. Гарри Каспаров занимается шахматами. Мария Шарапова занимается теннисом. Дэвид Бэкхэм занимается футболом. Евгений Плющенко занимается фигурным катанием. Марат Сафин занимается теннисом. Действительный и страдательный залог     Действительный и страдательный залог Категория залога – это глагольная категория, выражающая отношение действия или состояния к его субъекту и к объекту. Поэтому действительный залог – это действие, исходящее от субъекта, а страдательный залог представляет действие как пассивный признак объекта. Конструкции с глаголами действительного залога называются активными, а с глаголами страдательного залога – пассивными. Каковы наши действия при объяснении этой темы? На начальном этапе изучения русского языка мы вводим понятие «активная и пассивная конструкция». Создаём на доске таблицу:       Активные конструкции Пассивные конструкции Студент читает книгу. Отец строил дом 2 года. Отец построил дом. Студенты сдали экзамен. Книга читается студентом. Дом строился отцом 2 года. Дом построен отцом. Экзамен сдан студентами.     Показываем студентам, что обе конструкции описывают одну и ту же ситуацию, но представляют её по-разному: в активной конструкции субъект производит действие, направленное на объект, а в пассивной конструкции объект подвергается воздействию со стороны субъекта. Обычно пассивные конструкции используются в речи, когда важен сам факт действия, но не его исполнитель. Сравните: - Что делает отец? - Смотрите, новый дом строится. - Он строит дом. - Когда он будет построен? - Думаю, через полгода. Значение страдательного залога выражается: а) переходными глаголами, в основном, несовершенного вида с постфиксом –ся – для выражения процесса действия: дом строится, книга пишется, песни поются; б) краткими формами страдательных причастий несовершенного вида (довольно редко): Этот артист любим всеми! в) краткими формами страдательных причастий совершенного вида для выражения завершённости, результативности действия:Дом был построен 200 лет назад. "Когда ты сделаешь работу?" – "Да она уже сделана!"Во всех формах страдательного залога непосредственный производитель действия выражен существительным, местоимением в творительном падеже, или же он отсутствует в предложении. Временные отношения в пассивных конструкциях, выраженных страдательными причастиями, обозначаются с помощью глагола быть или его отсутствием: Магазин уже открыт! (Действие совершено в настоящий момент.) В прошлом месяце на нашей улице былоткрыт новый магазин. Завтра воскресенье. Вы не знаете, завтра магазин будет открыт?   Упражнение 1 Преобразуйте активные конструкции в пассивные. а) С помощью постфикса –ся. Модель. Студенты изучают русский язык. – Русский язык изучается студентами. 1. Преподаватель объясняет урок. 2. Бабушка рассказывает сказку. 3. Брат показывает фотографии. 4. Водитель открывает дверь автобуса. 4. Писатель писал роман 3 года. 5. Переводчик переводил книгу 5 лет. 6. Студенты с удовольствием смотрят фильм. б) С помощью кратких причастий совершенного вида и глагола быть, если это необходимо. Модель. Студенты быстро выучили стихи. – Стихи были быстро выучены студентами. 1. Преподаватель объяснил урок. 2. Студенты с трудом поняли тему. 3. Бабушка вчера рассказала новую сказку. 4. Брат только что показал новые фотографии. 5. Я не видел, что водитель открыл дверь автобуса. 6. Писатель написал новый роман. 7. Новый роман уже перевели на русский язык.   Упражнение 2 Преобразуйте пассивные конструкции в активные. 1. Это пальто куплено мной в Москве. 2. Статья о Китае была напечатана во вчерашней газете. 3. Этот дом был построен дедушкой моего отца, то есть, моим прадедушкой. 4. Этот сувенир привезён моими родителями из Италии. 5. Вы не знаете, кем основан МГУ? 6. Скажите, пожалуйста, когда была основана Москва? 7. Каким художником нарисована эта картина?  
«Конструкции обладания и отрицания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot