Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Конституция Российской Федерации как нормативно-правовой акт

  • 👀 721 просмотр
  • 📌 693 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Конституция Российской Федерации как нормативно-правовой акт
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Конституция Российской Федерации как нормативно-правовой акт» ppt
Конституция Российской Федерации Констит уция РФ – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г на всенародном референдуме, по результатам которого вступила в силу со дня опубликования – 25 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Конституции РФ принадлежит первое место в правовой системе страны. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все другие правовые акты, действующие в России, должны соответствовать Конституции РФ. Конституция РФ является юридической базой для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Все федеральные законы базируются на действующей Конституции РФ. Это обеспечивает единство и согласованность различных отраслей права, а также общность их исходных идей и принципов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что принципиальным свойством Конституции РФ является ее непосредственное, прямое действие, выражающееся в том, что суды при разрешении дел имеют право применять непосредственно нормы конституции (например, если суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу конституции, противоречит ее положениям). Правоведение 1 Федеративное устройство России Часть 1 ст. 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В основе федерального устройства России лежат политические, культурные, религиозные, экономические и иные причины. Сущность российского федерализма составляют: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, равноправие и самоопределение народов. Россия является асимметричной федерацией, т. е. субъекты, входящие в ее состав, обладают неравным правовым статусом. Субъекты, входящие в состав РФ, можно разделить на национальногосударственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального значения) и национальнотерриториальные (автономные области и автономные округа). Правоведение 2 Система органов государственной власти Россиина Государственная власть в Российской Федерации осуществляется основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнит ельной и судебной власти. К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти (например, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ). Правоведение 3 Система органов государственной власти России Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:  двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы, – являющийся предст авит ельны м и законодательны м органом РФ;  Правит ельст во РФ, осуществляющее исполнит ельную власт ь в РФ;  суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.  Прокурат ура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России. Правоведение 4 Система органов государственной власти России Для осуществления государственной власти на территории конкретного субъекта Федерации субъектами образуются собственные органы государственной власти. Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Каждый субъ ект РФ образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный (уставный) суд и мировые судьи. Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Правоведение 5 Избирательные права граждан РФ В объективном смысле под избирательны м правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу выборов должностных лиц и представительных органов, а также референдума. В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное право в субъективном смы сле – это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях. Все дееспособные и свободные граждане РФ независимо от оснований приобретения гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования и языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений и других обстоятельств обладают избирательным правом. В выборах не могут участвовать лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Правоведение 6 Избирательные права граждан РФ Избират ельное право в объ ект ивном смы сле делится на:  Акт ивное избират ельное право заключается в праве граждан, достигших возраста 18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя.  Пассивное избират ельное право предполагает возможность гражданина быть избранным в любые органы государственной власти и местного самоуправления, но для реализации пассивного избирательного права устанавливаются дополнительные условия: обязательный срок проживания на определенной территории, состояние здоровья и др. Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем активное, возрастным критерием. Так, право гражданина быть избранным депутатом Государственной думы наступает по достижении 21 года, Президентом РФ – с 35 лет. Избирательные права граждан осуществляются на основании всемирно признанных принципов: всеобщности, равноправия, непосредственности и тайны голосования. Под реф ерендумом понимается голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим наиболее важным вопросам государственного значения. Право граждан на референдум только правом на участие в голосовании не исчерпывается, они вправе требовать назначения референдума по жизненно важному для них вопросу. Правоведение 7 Права и свободы личности в РФ Права и свободы личности по социальному назначению принято разделять на политические, социально-экономические, личные и культурные. Полит ические права и свободы личности – это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям и др. Личны е права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. Право на свободу и личную неприкосновенность – важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения и которое дает ему возможность совершать любые действия, не противоречащие закону. Правоведение 8 Права и свободы личности в РФ Социально-экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ. К числу социальноэкономических прав и свобод можно отнести право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др. Культ урны е права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и др. Различают общие и специальны е права личности.  Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам независимо от половой, социальной, религиозной, профессиональной и иной принадлежности. К ним относятся избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др.  Специальны е права– это особенные права, отражающие специфику различных групп населения. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов и т. д. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что проявляется также в уведомительном принципе их реализации – дополнительного разрешения государственных органов для этого не требуется. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Правоведение 9 Законность, правопорядок и правовое государство Законност ь – это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми государственными органами, физическими и юридическими лицами. Основными принципами законност и являются:  единство законности, т. е. однообразное правовое регулирование однородных общественных отношений на всей территории государства по отношению ко всем субъектам права;  всеобщность законности;  верховенство закона, т. е. только принятый высшим законодательным органом в установленном порядке нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой;  недопустимость противопоставления и подмены законности и целесообразности;  связь законности и культуры;  неотвратимость наказания за нарушение законности;  презумпция невиновности;  защита прав и свобод человека как приоритетная цель законности. Правопорядок – система упорядоченных и гарантированных государством общественных правоотношений, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества. Правоведение 10 Правовое государство Правовое государство – форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона, легитимностью власти, наличием политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности, обеспечивающих беспрепятственное осуществление ее прав и свобод. Принципы правового государства, отличающие его от государства неправового:  наиболее полное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;  наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;  разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью системы сдержек и противовесов;  4) федерализм;  5) верховенство закона;  6) взаимная ответственность государства и личности;  7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;  8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права;  9) соответствие внутреннего законодательства государства общепризнанным нормам и принципам международного права и др. Правоведение 11
«Конституция Российской Федерации как нормативно-правовой акт» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot