Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конституция
Российской Федерации
Констит уция РФ – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей
юридической силой.
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г на всенародном референдуме, по
результатам которого вступила в силу со дня опубликования – 25 декабря 1993 г.
Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.
Конституции РФ принадлежит первое место в правовой системе страны. Ее
положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все другие
правовые акты, действующие в России, должны соответствовать Конституции
РФ.
Конституция РФ является юридической базой для развития всех отраслей права,
составляющих российскую правовую систему. Все федеральные законы
базируются на действующей Конституции РФ.
Это обеспечивает единство и согласованность различных отраслей права, а также
общность их исходных идей и принципов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть,
что принципиальным свойством Конституции РФ является ее непосредственное,
прямое действие, выражающееся в том, что суды при разрешении дел имеют
право применять непосредственно нормы конституции (например, если суд придет
к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу
конституции, противоречит ее положениям).
Правоведение
1
Федеративное устройство
России
Часть 1 ст. 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация –
Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления.
В основе федерального устройства России лежат политические,
культурные, религиозные, экономические и иные причины.
Сущность российского федерализма составляют: государственная
целостность, единство системы государственной власти, разграничение
предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами власти субъектов Федерации,
равноправие и самоопределение народов.
Россия является асимметричной федерацией, т. е. субъекты, входящие в
ее состав, обладают неравным правовым статусом.
Субъекты, входящие в состав РФ, можно разделить на национальногосударственные (республики), административно-территориальные
(края, области, города федерального значения) и национальнотерриториальные (автономные области и автономные округа).
Правоведение
2
Система органов
государственной власти
Россиина
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется
основе принципа разделения властей, согласно которому
государственные органы подразделяются на три вида: органы
законодательной, исполнит ельной и судебной власти.
К государственным органам отнесен также Президент РФ, который
занимает особое место в системе разделения властей. Являясь
главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с
ними, обеспечивая согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ обладает конституционными полномочиями,
позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной
власти, в формировании и определении деятельности органов
исполнительной власти, в формировании органов судебной власти
(например, представляет Совету Федерации кандидатуры для
назначения на должности судей Конституционного суда РФ,
Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ).
Правоведение
3
Система органов государственной
власти России
Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие
органы государственной власти:
двухпалатный парламент – Федеральное собрание,
состоящее из Совета Федерации и Государственной думы, –
являющийся предст авит ельны м и законодательны м
органом РФ;
Правит ельст во РФ, осуществляющее исполнит ельную
власт ь в РФ;
суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством
конституционного, гражданского, административного и
уголовного судопроизводства.
Прокурат ура РФ, представляющая собой единую
федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ
надзор за соблюдением Конституции РФ и законов,
действующих на территории России.
Правоведение
4
Система органов государственной
власти России
Для осуществления государственной власти на территории
конкретного субъекта Федерации субъектами образуются
собственные органы государственной власти.
Конституция РФ гарантирует самостоятельность субъектов РФ в
определении ими своей системы органов государственной
власти, которая не должна противоречить основам
конституционного строя РФ, а также общим принципам
организации представительных и исполнительных органов
государственной власти.
Каждый субъ ект РФ образует законодательный
(представительный) орган государственной власти, высший
исполнительный орган государственной власти, а также
формирует свои судебные органы власти, к которым относятся
конституционный (уставный) суд и мировые судьи.
Субъекты РФ вправе в соответствии со своей конституцией
(уставом) образовывать и иные органы государственной власти.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена
должность высшего должностного лица субъекта РФ.
Правоведение
5
Избирательные права
граждан РФ
В объективном смысле под избирательны м правом понимается совокупность
правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по
поводу выборов должностных лиц и представительных органов, а также
референдума.
В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» избирательное право в субъективном смы сле – это
конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также право
участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной
агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных
комиссий, включая установление итогов голосования и определение
результатов выборов, в других избирательных действиях.
Все дееспособные и свободные граждане РФ независимо от оснований
приобретения гражданства, социального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности, образования и языка, отношения к
религии, характера занятий и политических убеждений и других
обстоятельств обладают избирательным правом.
В выборах не могут участвовать лица, признанные судом недееспособными, а
также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Правоведение
6
Избирательные права
граждан РФ
Избират ельное право в объ ект ивном смы сле делится на:
Акт ивное избират ельное право заключается в праве граждан, достигших
возраста 18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя.
Пассивное избират ельное право предполагает возможность гражданина
быть избранным в любые органы государственной власти и местного
самоуправления, но для реализации пассивного избирательного права
устанавливаются дополнительные условия: обязательный срок проживания на
определенной территории, состояние здоровья и др.
Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем
активное, возрастным критерием. Так, право гражданина быть избранным
депутатом Государственной думы наступает по достижении 21 года,
Президентом РФ – с 35 лет.
Избирательные права граждан осуществляются на основании всемирно признанных
принципов: всеобщности, равноправия, непосредственности и тайны
голосования.
Под реф ерендумом понимается голосование граждан по законопроектам,
действующим законам и другим наиболее важным вопросам государственного
значения. Право граждан на референдум только правом на участие в
голосовании не исчерпывается, они вправе требовать назначения референдума
по жизненно важному для них вопросу.
Правоведение
7
Права и свободы личности в
РФ
Права и свободы личности по социальному назначению принято разделять
на политические, социально-экономические, личные и культурные.
Полит ические права и свободы личности – это возможности
человека в государственной и общественно-политической жизни. К ним
относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий,
демонстраций; право избирать и быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления; право на равный
доступ к любым государственным должностям и др.
Личны е права и свободы – это возможности человека, ограждающие
от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь. К
ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность;
право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести;
право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения
и выбор места жительства и др.
Право на свободу и личную неприкосновенность – важнейшее право
человека, которое он получает с момента рождения и которое дает ему
возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.
Правоведение
8
Права и свободы личности в РФ
Социально-экономические права и свободы – это возможности личности в
сфере производства и распределения материальных благ. К числу социальноэкономических прав и свобод можно отнести право на труд, право на отдых,
право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др.
Культ урны е права и свободы – это возможности человека пользоваться
духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их
создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу
таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на
образование; свобода научного, технического и художественного творчества и
др.
Различают общие и специальны е права личности.
Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам независимо от
половой, социальной, религиозной, профессиональной и иной принадлежности.
К ним относятся избирательные права, право на труд, право на образование,
право на защиту чести и достоинства и др.
Специальны е права– это особенные права, отражающие специфику
различных групп населения. Например, права военнослужащих, права
пенсионеров, права депутатов и т. д.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими, что проявляется также в уведомительном
принципе их реализации – дополнительного разрешения государственных
органов для этого не требуется. Они определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Правоведение
9
Законность, правопорядок
и правовое государство
Законност ь – это основанный на праве режим государственного руководства
обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми
государственными органами, физическими и юридическими лицами.
Основными принципами законност и являются:
единство законности, т. е. однообразное правовое регулирование однородных
общественных отношений на всей территории государства по отношению ко всем
субъектам права;
всеобщность законности;
верховенство закона, т. е. только принятый высшим законодательным органом в
установленном порядке нормативно-правовой акт обладает высшей юридической
силой;
недопустимость противопоставления и подмены законности и целесообразности;
связь законности и культуры;
неотвратимость наказания за нарушение законности;
презумпция невиновности;
защита прав и свобод человека как приоритетная цель законности.
Правопорядок – система упорядоченных и гарантированных государством
общественных правоотношений, обеспечивающих нормальное функционирование
гражданского общества.
Правоведение
10
Правовое государство
Правовое государство – форма организации политической власти,
характеризующаяся верховенством закона, легитимностью власти, наличием
политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность
личности, обеспечивающих беспрепятственное осуществление ее прав и свобод.
Принципы правового государства, отличающие его от государства неправового:
наиболее полное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;
наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти,
формирование для государственных структур режима правового ограничения;
разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, их
взаимное ограничение с помощью системы сдержек и противовесов;
4) федерализм;
5) верховенство закона;
6) взаимная ответственность государства и личности;
7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за
выполнением законов всеми субъектами права;
9) соответствие внутреннего законодательства государства общепризнанным
нормам и принципам международного права и др.
Правоведение
11