Конституция РФ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание
1. Понятие конституции.
2. Отличия конституции от других правовых актов
3. Виды конституций
4. Функции конституции
5. Конституция Российской Федерации — как основной Закон России, Этапы конституционного развития России
6. Особенности Конституции РФ
7. Порядок пересмотра и внесения поправок
8. Структура конституции РФ
9. Основы конституционного строя России.
10. Механизмы реализации прав и свобод.
Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.
Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.
Принятие новой конституции
Смена политического режима в государстве
Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства
Образование
нового государства
Отличия конституции от других правовых актов
— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.
— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.
— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.
1.
Имеет учредительный, основополагающий характер
• Регулирует широкую сферу общественных отношений,
Закрепляет:
• основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство,
• основные права, свободы и обязанности человека и гражданина,
• организацию и систему государственной власти и управления,
• устанавливает правопорядок и законность,
• Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
2.
Обладает высшей юридической силой
• Действие конституции распространяется на всю территорию государства.
• Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией.
3.
Характеризуется стабильностью
• закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия
• особым порядком ее принятия и изменения.
4.
Содержит нормы, имеющие прямое действие
• Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.
ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ
писаная
неписаная
Существует в виде
единого документа
(Конституции России, США, Франции)
Существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев
(Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)
реальная
фиктивная
адекватно отражает реальное конституционное строение
не соответствует фактическим условиям, является декларативной
народно-суверенная (договорная)
(Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.)
октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать),
т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.
Функции конституции
Наименование
функции
Ее сущность
Политическая
Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
Правовая
является базой для текущего законодательства,
учреждает основы правовой системы, принципы правосудия, согласовывает разнообразные юридические нормы,
обеспечивает регулирование общественных отношений посредством нормативных правовых актов
Гуманистическая
в конституционных нормах воплощены общечеловеческие ценности и идеалы, права и свободы, принципы и нормы морали
Учредительная
Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая
Способствует формированию правового сознаниянаселения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права
Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.
Конституция РСФСР 1918 года.
Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как.
Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.
Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года.
Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».
Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).
В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.
Конституция РСФСР 1937 года
Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).
Конституция РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
Конституция РСФСР 1978 года
Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года.
Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.
В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР[2]. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией Российской Федерации — России согласно новой редакции[3]:
Этапы конституционного развития России
Этапы
Год принятия
Основной закон российского государства
I
1906
Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)
II
1918
Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)
закрепила диктатуру пролетариата, утратила силу в связи с принятием Конституции 1925
1925
Конституция РСФСР
обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному, изменения административно-территориального деления и реорганизация органов советского управления
1937
Конституция РСФСР
из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году
изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику
1978
Конституция РСФСР
Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года
1989—1992
Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.
1990 - Декларации о Государственном суверенитете РСФСР
1992 - стала называться Конституцией Российской Федерации
III
1993
Конституция Российской Федерации (РФ)
1 июля 2020 года, в Конституцию РФ были внесены 206 поправок. 4 июля изменения вступили в силу.
Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.
Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).
Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.
Принятые на общероссийском голосовании 1 июля 2020 года поправки в Конституцию определили новый этап развития России как суверенного демократического правового социального государства, где высшей ценностью является человек, его благополучие.
По итогам общероссийского голосования, которое завершилось 1 июля 2020 года, в Конституцию РФ были внесены 206 поправок. 4 июля изменения вступили в силу.
Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.
Особенности Конституции РФ
Особенности, обусловливающие центральное место Конституции РФ в правовой системе
Их подтверждение
Принимается народом (или от его имени)
12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ
Имеет учредительный характер
В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства
Обладает высшей юридической властью
Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону
Имеет всеохватывающий характер
Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
Является основой для всех иных источников права
Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней
Отличает особый порядок охраны
Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции
Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок
Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.
Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.
Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.
Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.
После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования
Порядок пересмотра и внесения поправок
Процедурный (процессуальный) аспект «жесткости» Конституции РФ заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения Основного Закона (схема 4). Правила здесь следующие. Во-первых, круг субъектов права законодательной инициативы сужен. Если по общему правилу таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации и каждый из его членов, каждый депутат Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), то инициировать внесение изменений в Конституцию страны (выступать в качестве субъектов конституционной законодательной инициативы) могут только глава государства, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Конституции). При этом правом конституционной законодательной инициативы обладает всенародно избранный действующий Президент РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ исполняющий обязанности Президента РФ (Председатель Правительства РФ) не вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного Закона.
Схема 4. Алгоритм внесения изменений и пересмотра Конституции РФ.
Во-вторых, существенно различаются процедуры пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок. Для пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должен быть созван специальный орган – Конституционное Собрание. Статус этого органа должен быть определен федеральным конституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о составе, порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, процедурных моментах и пр. в настоящее время невозможно. Конституционное Собрание должно определиться, соглашается оно в принципе с предложением о пересмотре Конституции РФ или нет. В последнем случае Конституционное Собрание должно специальным решением подтвердить неизменность действующей Конституции. Если же Конституционное Собрание соглашается с предложением о пересмотре Конституции, то оно должно разработать проект нового Основного Закона (даже в случае, когда предлагаемое изменение незначительно по объему и касается, например, лишь одной статьи). Судьба разработанного проекта также может быть решена по-разному. Первый вариант – его принимает само Конституционное Собрание квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего числа его членов). Второй вариант – проект новой Конституции РФ выносится на всенародное голосование (в этом случае для того, чтобы референдум считать состоявшимся, установлен порог явки: в нем должно принять участие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших участие в голосовании избирателей).
Порядок изменения положений гл. 3–8 Конституции РФ определен в ст. 136 Основного Закона и в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Такие изменения вносятся путем принятия специальных законов о поправках. Обязательные процедурные требования здесь следующие: одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего (т. е. конституционно установленного) числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (принять решение об одобрении либо неодобрении поступившего из Совета Федерации закона о поправках региональные парламенты должны в течение года).
В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы. В месячный срок после вступления в силу закона о поправках Президент РФ должен официально опубликовать новый (измененный) текст Конституции РФ. В случае, если закон о поправке (поправках) к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов государственной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке (данных поправках) допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения закона региональными парламентами. Результаты рассмотрения устанавливает и объявляет Совет Федерации, при этом постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения в течение семи дней со дня его принятия может быть обжаловано в Верховном Суде РФ Президентом РФ или законодательным органом любого субъекта РФ.
Указанный жесткий порядок изменения Конституции РФ не касается порядка изменения лишь одной конституционной нормы – ч. 1 ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Российской Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.
Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности. В то же время следует иметь в виду, что сами по себе юридические нормы еще не гарантируют стабильности Конституции. Огромную роль здесь играют факторы политического и исторического характера. Стабильность Конституции не следует рассматривать как ее неизменность: кардинальные изменения политической и социальной действительности в обязательном порядке должны влечь за собой изменения и Основного Закона государства, в противном случае возможна социальная нестабильность в обществе. Кроме того, Конституция РФ – конституция «живая»: при неизменности до сих пор ее текста (отдельные изменения в ч. 1 ст. 65 не являются принципиальными, сущностными) конституционные положения постоянно и весьма активно развиваются через принимаемые федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты Конституционного Суда РФ, складывающиеся конституционные обычаи и т. п.
Конституция РФ не предусматривает возможности и процедуры изменения преамбулы и норм разд. 2. Объясняется это следующим. Преамбула – та часть Конституции РФ, которая носит, с одной стороны, декларативный (в значительной степени моральный, нравственный), а с другой – основополагающий, незыблемый характер, и при действующей Конституции она должна оставаться неизменной. Раздел 2 Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения, цель которых, соответственно, обеспечить стабильность правовой системы государства в переходный период, а изменения таких положений могут нарушить эту стабильность. Кроме того, многие нормы разд. 2 фактически перестали быть действующими в связи с окончанием установленного для них переходного периода и принятием соответствующих законов на основе действующей Конституции РФ.
Конституция РФ – конституция кодифицированная (консолидированная), т. е. представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений. Этим она отличается от некодифицированных конституций некоторых государств, например, Великобритании, Израиля, состоящих из большого набора различных источников, в том числе и неписаных.
СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РФ
По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:
Преамбула
Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:
• демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
• нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
• российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
• патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
Первый раздел (Гл. 1-9)
Название главы
Предмет регулирования
Основы конституционного строя
ст. 1—16
Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии
Права и свободы человека и гражданина
ст. 17—64
Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина
Федеративное устройство
ст. 65—79
Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации
Президент Российской Федерации
ст. 80—93
Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности
Федеральное Собрание
ст. 94—109
Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса
Правительство Российской Федерации
ст. 110—117
Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству
Судебная власть
ст. 118—129
Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ
Местное
самоуправление
ст. 130—133
Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления
Конституционные поправки и пересмотр Конституции
ст. 134—137
Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр
Второй раздел
Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Основные задачи Конституции РФ
Преобразование России в демократическое правовое государство
Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами
Основы конституционного строя России.
Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.
Признаками конституционного строя являются:
• верховенство права;
• широкие права и свободы человека, их гарантированность;
• участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
• разделение властей.
Защита конституционного строя обеспечивается:
• особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
• неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.
Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:
1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
9. Россия – светское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).
Конституция РФ оправдывает свое социальное назначение, удовлетворяет социальные ожидания лишь тогда, когда ее принципы и нормы претворяются в жизнь, включаются в общественную практику, когда они осуществляются в деятельности людей, в общественных отношениях
Добавим: когда эффективно работает механизм реализации прав и свобод человека и гражданина, и в первую очередь конституционных гарантий прав и свобод. Недостаточно просто иметь конституционно закрепленные (провозглашенные) права и свободы человека и гражданина, необходимо создать условия и механизмы их реализации с тем, чтобы сами права человека не оказались в забвении, а их соблюдение стало реальным и действенным фактором общественного и правового развития России.
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.
Гарантии основных прав и свобод - это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.
Гарантии основ статуса личности также можно разделить на политические (определяют направленность политики государства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества), социально-экономические (материальная о снова этих прав скажем, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия) и юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответственности за одно и то же преступление и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Важнейшей государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является признание их непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России.
В соответствии с Конституцией гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации. При Президенте Российской Федерации создана Комиссия по правам человека. В целях обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан, их уважения и соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1994 г. - С. Ковалев), который осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным Законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 25 декабря 1996 г.
Созданный впервые в начале XIX в. в Швеции (1809 г.), институт омбудсмена, или, как он еще именуется в других странах, парламентского комиссара (Англия), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т.д., в период после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах и других регионах мира. Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чертами, характеризующими его статус: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т. д.
Под гарантиями понимаются также следующие виды защиты: конституционная, государственная, судебная и личная. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).
Под защитой прав и свобод понимается недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановление уже нарушенных.
Конституционная защита состоит в том, что Конституция РФ содержит принципы правового статуса личности, а также другие гарантии, например, положение о том, что даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению свобода совести и вероисповедания, право на жизнь, на охрану достоинства, на неприкосновенность частной жизни, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы, на предпринимательскую деятельность, на жилище, а также уголовно-процессуальные права, предусмотренные Конституцией РФ.
Государственная защита предусмотрена положениями Конституции РФ: государственная защита прав и свобод личности гарантируется; права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами; гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ.
Судебная защита предусмотрена положениями Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46): каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Собственная защита состоит в том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Граждане Российской Федерации могут использовать административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это могут быть обращения, заявления и жалобы, связанные с ущемлением их прав и свобод.
К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся:
• обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ);
• право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ);
• конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление; недопущение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции РФ);
• право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены также в нормах отраслевого законодательства (административного, гражданского, уголовного и др.).
Конституция Российской Федерации установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек живет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимосвязей.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или проживание в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о государственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конституция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).
Основные вопросы параграфа
►понятие механизма реализации прав и свобод личности
►национальные гарантии прав и свобод личности
►международные юридические гарантии прав и свобод личности
►национальные органы защиты прав и свобод личности
►международные органы защиты прав и свобод личности
► Понятие механизма реализации прав и свобод личности.
Принятие правовых актов, закрепляющих права и свободы, еще не гарантирует реализации последних. Для этого должен создаваться целостный механизм реализации прав и свобод личности как на международном, так и на национальном уровне. Сегодня можно констатировать, что такой механизм имеется. Он представляет собой совокупность гарантий прав и свобод личности, а также деятельность государственных органов, международных и негосударственных организаций, контролирующих обеспечение прав и свобод личности.
Механизм реализации прав и свобод личности действует на двух уровнях: национальном (государственном) и международном. Функции международной внутригосударственной защиты прав человека разграничиваются следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Основными государственными (национальными) органами, призванными защищать права и свободы человека и гражданина, являются суды (конституционные и общей юрисдикции) и правоохранительные органы (милиция, прокуратура и др.). На международном уровне обеспечением прав и свобод занимаются международные организации (ООН, Совет Европы и др.), а также международные суды, создаваемые этими организациями, например Европейский суд по правам человека.
Негосударственные организации, контролирующие соблюдение прав и свобод личности (правозащитные организации), могут быть национальными, региональными, местными и международными. Кроме них помощь в реализации прав и свобод человека и гражданина оказывают общества по защите прав потребителей, адвокатура и другие организации.
► Национальные гарантии прав и свобод личности. Гарантии прав и свобод личности могут носить социально-экономический, политико-юридический и идеологический характер
Социально-экономические гарантии — это объективно складывающиеся в обществе отношения в сфере хозяйственной деятельности и социальной жизни, способствующие наиболее полной реализации прав и свобод человека и гражданина. К этим гарантиям относятся высокий уровень экономического развития общества, социальная защищенность населения, отсутствие в обществе острых классовых, межнациональных, религиозных и других социальных конфликтов, относительно невысокий уровень преступности и т. п.
Политические гарантии реализации прав и свобод личности проявляются в демократическом характере государственной власти, наличии независимой системы судебных органов, сформированности гражданского общества, деятельности общественных организаций, защищающих права граждан.
Идеологические гарантии представляют собой разделяемые большинством общества ценностные ориентации, выражающие позитивное отношение к правам и свободам личности, демократическому характеру государственной власти.
Юридические гарантии прав и свобод личности закрепляются в законодательстве. Они содержатся прежде всего в нормах федерального законодательства, которые конкретизируют права и свободы, устанавливают порядок, их осуществления, защиты и восстановления в случае нарушения. Юридические гарантии закрепляются в нормах всех отраслей права. Поэтому можно говорить о конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и других гарантиях. Конституция РФ содержит целый комплекс положений, которые обеспечивают как возможности осуществления прав и свобод, так и порядок их защиты. В соответствии с Конституцией каждый вправе использовать все способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В ч. 1 ст. 45 закреплена норма, устанавливающая различные виды государственной поддержки прав и свобод: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
► Международные юридические гарантии прав и свобод личности. Многочисленные отступления и грубые нарушения прав человека, неоднократно приводившие к войнам и локальным вооруженным конфликтам, показали недостаточную эффективность внутригосударственного контроля за соблюдением прав и свобод. Поэтому государствами был создан международный механизм реализации прав и свобод личности. Его основу составляют международные юридические гарантии прав и свобод личности и международные организации, призванные следить за реализацией прав и свобод человека и гражданина.
К международным правовым актам, содержащим основные юридические гарантии реализации прав и свобод личности, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о правах человека и основных свободах 1950 г.
Основополагающее значение имеет Всеобщая декларация прав человека. Этот документ создал правовую базу развития и конкретизации прав человека практически во всех международных актах. Уже в преамбуле документа говорится о том, что права человека должны иметь надежную правовую защиту — «обеспечиваться законом», чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения». Декларация подчеркнула универсальный (всеобщий) характер прав и свобод, запретив какие-либо исключения в их предоставлении любому человеку, независимо от места его проживания. Таким образом, народы колоний и иных зависимых территорий впервые были провозглашены субъектами основных прав и свобод. В содержательном плане декларация расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепив на международном уровне социально-экономические и культурные права наряду с гражданскими и политическими. Декларация в категорической форме запрещает какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод.
► Национальные органы защиты прав и свобод личности. Основными государственными органами, защищающими, а также восстанавливающими права и свободы личности, являются суды общей юрисдикции, прежде всего районные суды. Они рассматривают основную массу дел, связанных с совершением проступков и преступлений.
Значительную роль в обеспечении прав и свобод граждан играет Конституционный суд Российской Федерации. Обращаться в Конституционный суд РФ могут граждане, чьи права и свободы ущемляются действующим законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. В отличие от других судов Конституционный суд не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не изучает уголовные дела. Его назначение — проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан. В случае признания закона (или его отдельных частей) неконституционным он утрачивает силу и не может применяться. Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой.
Ведущее место в системе органов, обеспечивающих правовой порядок, занимает прокуратура. Именно она координирует деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Главная цель прокуратуры — надзор за выполнением законов, защита прав граждан, интересов общества и государства. Свое название прокуратура получила от латинского слова procurare, чтсчв переводе означает «управлять, заботиться, заведовать, выступать от имени государства». В России прокуратура возникла по указу Петpa I, подписавшего его 27 января 1722 г. Этим указом впервые в Российской империи учреждалась должность генерал-прокурора. Определяя задачи прокуратуры, Петр I говорил: «Сей чин око наше и стряпчий в делах наших». Отсюда и образное название прокуратуры, часто употребляемое журналистами и самими работниками прокуратуры, — «око государево».
Прокуратура представляет собой систему государственных органов, построенных на основе централизации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе Системы прокуратуры находится Генеральная прокуратура Российской Федерации. Ей подчинены прокуратуры субъектов Российской Федерации. Еще ниже по должностной иерархии находятся прокуратуры городов, районов и других территорий.
Систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения, представляет милиция. В милицию входят службы и формирования: криминальная милиция и милиция общественной безопасности, отряды милиции особого назначения (ОМОН), специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), паспортные и разрешительные службы и другие подразделения, обеспечивающие охрану правопорядка, прав и свобод личности, защиту интересов общества и государства. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности — еще и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в России учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека — должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Он рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по его жалобе. Должности уполномоченных по правам человека учреждены также в субъектах Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации еще нет отлаженного механизма эффективной защиты прав граждан, в первую очередь от чиновничьего произвола. Особые трудности вызывает реализация социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. Здесь сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствие у государства достаточных средств. Негативную роль играют и другие факторы: неуважение к правам и свободам человека; отсутствие неотвратимой ответственности за их нарушение; неразработанность законодательства о защите этих прав и свобод, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. Поэтому так важны участие негосударственных организаций в правозащитной деятельности, постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод личности.
► Международные органы защиты прав и свобод личности. К международным институтам, занимающимся защитой прав и свобод личности, относятся ООН, Европейский суд по правам человека, другие межправительственные и неправительственные организации. В структуру ООН входит значительное количество специализированных международных контрольных органов: Комиссия по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка и др.
Контрольные органы ООН имеют право требовать от государств периодического предоставления докладов о соответствии их законодательства положениям конвенций, а некоторые из них (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток) могут рассматривать жалобы государства на государство относительно нарушения прав человека, предусмотренных соответствующей конвенцией, и индивидуальные жалобы граждан на государство с правом вынесения рекомендаций по устранению нарушений.
За вынесение решений и формирование политики в области защиты всех прав человека отвечают Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Комиссия по правам человека. Особое место в системе органов ООН принадлежит Верховному комиссару по правам человека. Им может быть личность, характеризующаяся высокими моральными устоями и честностью, обладающая опытом правозащитной деятельности, общими знаниями, пониманием традиций разных культур, что необходимо для беспристрастного и эффективного выполнения обязанностей. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей сроком на 4 года. Он занимает должность уровня заместителя Генерального секретаря ООН и несет основную ответственность за ее деятельность в области прав человека. Его обязанности заключаются в защите прав человека; в предоставлении компетентным органам системы Организации Объединенных Наций в области прав человека соответствующих рекомендаций; в консультировании заинтересованных государств и региональных организаций по правам человека, оказании им технической и финансовой помощи.
Совет Европы — это региональная международная организация. В течение полувека Совет Европы принимает правовые акты, создает организации и разрабатывает программы для выполнения общеевропейских задач, постепенно вовлекая в этот процесс все народы европейского континента. В эту организацию вступили сначала западноевропейские страны, а затем, после 1989 г., большинство государств Центральной и Восточной Европы. Одним из важных органов Совета Европы по защите прав и свобод личности является Европейский суд по правам человека, который образовался как орган, призванный гарантировать реализацию прав и свобод, предусмотренных Европейской конвенцией 1950 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждому жителю России предоставляется право в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. В настоящее время у граждан России имеется возможность осуществления этой нормы. Российская Федерация с 1996 г. — член Совета Европы. Каждый гражданин России может подать жалобу в Европейский суд, если, как говорится в Конституции, «исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях: если она анонимна; аналогична жалобе, которую уже рассмотрели; является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования; если гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Европейской конвенции 1950 г. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и свободу создания семьи.