Конституционный строй Российской Федерации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА
Часть I. Конституционно-правовые основы нефтегазового
бизнеса
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Закреплению основ конституционного строя посвящена глава 1 Конституции РФ, которая
представляет собой "конституцию в конституции", поскольку согласно ст. 16 Конституции РФ
никакие другие положения российской Конституции не могут противоречить основам
конституционного строя страны.
Конституционный строй - это форма или способ организации государства, обеспечивающие
подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство.
Основы конституционного строя - это система базовых конституционных принципов,
определяющих фундаментальные устои общественно-политического, правового,
конституционного строя.
Не всякий государственный строй является
Государственный строй, закрепленный конституционно,
конституционным. Для этого требуется как
приобретает черты конституционного строя.
минимум наличие конституции,
Основы конституционного строя - ядро правового
закрепление в ней основных принципов
регулирования, поэтому обладают повышенной стабильностью
устройства общества и государства, а
содержания.
также стремление общества и власти жить
В предыдущих российских конституциях первые главы,
закрепляющие общие положения, характеризующие
сущность основных государственных и общественных
институтов, назывались по-разному: в Конституции РСФСР
1918 г. - "Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа", в Конституции РСФСР 1937 г. "Общественное устройство", в Конституции РСФСР 1978 г. "Основы общественного строя и политики РСФСР".
и действовать по конституционным устоям.
Действующая Конституция РФ впервые использует
понятие "основы конституционного строя".
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основы конституционного строя обычно подразделяют на группы в зависимости от сферы
устанавливаемых ими общественных отношений.
I Принципы, определяющие
конституционный статус
Российской Федерации,
основы организации
государственной власти
• демократический,
федеративный, правовой
характер государства
• республиканская форма
правления
• государственный
суверенитет и разделение
властей как
основополагающий
принцип организации
деятельности органов
государства
II Принципы, определяющие
конституционный статус
человека и гражданина,
основы взаимоотношений
личности, общества и
государства
• признание человека, его
прав и свобод высшей
ценностью,
• установление обязанности
государства признавать,
соблюдать и защищать
права и свободы человека и
гражданина,
• право на гражданство, его
неотъемлемость,
• принципы единого и
равного гражданства,
равноправия граждан
III Принципы гражданского
общества и его основные
институты
• социальный характер
государства,
• свобода экономической
деятельности,
• многообразие и равная
защита различных форм
собственности,
• местное самоуправление,
• идеологическое и
политическое
многообразие,
• многопартийность,
• светский характер
государства.
ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
Данный принцип является центральным в системе основ конституционного строя.
Конституция РФ в ст. 2 провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагая
обязанность их признания, соблюдения и защиты на государство.
В основу действующей Конституции положена доктрина
естественного происхождения прав и свобод человека.
Гражданин Российской Федерации получает свои
права в силу рождения, а не потому, что они дарованы
государством.
Государство не может лишить прав
своих граждан, в том числе не
может лишить гражданства (тогда
как в СССР подобная практика
существовала повсеместно).
В юридическом оформлении конституционных и иных прав граждан важную роль играет
международное сообщество народов в лице их государств, выработавшее общепризнанные
принципы и нормы международного права, действующие в России в соответствии с ее
Конституцией.
В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений и
механизмов контроля за их исполнением.
Важнейшими для доктрины и практики прав человека в России являются:
▪Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в1948 г.,
▪Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,
▪Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Демократическое государство.
Статья 1 Конституции устанавливает, что РФ является демократическим государством.
Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа
этого государства.
Основные признаки демократического государства:
▪единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный
народ РФ;
▪легитимность государственной власти;
▪демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти;
▪запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону.
Демократизм также находит выражение в народовластии, разделении властей, политическом и
идеологическом многообразии, местном самоуправлении.
Принцип федерализма.
Россия определяется в ст. 1 Конституции РФ как федеративное государство.
Федеративное устройство - форма государственного устройства, при которой составные части
государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках
разграничения предметов ведения и полномочий.
Принцип федеративного построения России определяет характер взаимоотношений между
федеративным Центром и его субъектами, а также между субъектами РФ.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовое государство.
Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно
подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод
человека.
Однако конституционная характеристика России как правового государства не подтверждается
фактическим состоянием государства, а указывает направление его необходимого развития. Правовое
государство - это принцип-цель.
Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции
РФ.
Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении
политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека.
Светское государство. Светский характер Российской Федерации закреплен в ст. 14
Конституции РФ.
Светское - это такое государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся
на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление
какой-либо государственной религии.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принцип светскости государства характеризуется следующим:
1)отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается в
деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких-либо
государственных функций, не сопровождает свою деятельность религиозными
обрядами и т.д.
Религиозные объединения, в свою очередь, не участвуют в выборах органов власти, не
участвуют в политической деятельности, не могут создавать свои подразделения в
органах государственной и местной власти;
2) отделение школы от церкви. Однако религиозные организации вправе создавать
собственные образовательные учреждения;
3) невозможность установления государственной или общеобязательной религии.
Веровать или не веровать - личное дело каждого;
4) равенство религиозных объединений перед законом.
Таким образом, принцип светского государства дает возможность государству
сохранять самостоятельность в условиях многоконфессионального общества, что не
исключает его взаимодействия с религиозными объединениями, и прежде всего
традиционными (православие, ислам, буддизм).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принцип народовластия и государственного суверенитета.
Принцип народовластия провозглашен в ст. 3 Конституции РФ. Он проявляется уже в самом
факте принятия Конституции на общероссийском референдуме.
Традиционно к свойствам народовластия относят единство, верховенство, полноту,
неограниченность и неотчуждаемость власти народа.
Все эти свойства в совокупности применительно к многонациональному народу России образуют качество
народного суверенитета.
Суверенитет народа - это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которая
вбирает само общество.
Основные каналы реализации народного суверенитета - это государственный и национальный
суверенитет.
Главный канал реализации национального и народного суверенитета - государство,
закрепляющее суверенные права народов, этносов в правовой форме.
Понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства.
Республиканская форма правления.
Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной
власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействие между собой и
населением, степень участия населения в ее формировании.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Идеологическое и политическое многообразие.
Данный принцип закреплен в ст. 13 Конституции РФ, и его основными характеристиками
являются:
▪
идеологическое многообразие как возможность нормального сосуществования в
обществе различных (противоположных) философских, политических, правовых,
экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.
Каждый вправе самостоятельно или совместно свободно создавать, распространять, защищать свои
взгляды и идеи;
▪
невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или
обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия.
Это означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какомулибо идеологическому направлению и государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в
качестве обязательной;
▪ принцип политического многообразия (многопартийность) есть свобода образования и
деятельности политических партий, выражающих волю населения или отдельных его
субъектов, что исключает возможность партийной монополии, ущемление прав других,
менее влиятельных, партий;
▪ свобода общественных объединений, включая и политические партии;
▪ пределы идеологического и политического многообразия, которые не могут быть
безграничны (ст. 13 Конституции РФ устанавливает ряд запретов в отношении общественных
объединений).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Свобода экономической деятельности отражается в ряде принципов:
▪ единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг, что
означает невозможность внутри территории РФ установления каких-либо препятствий для
свободного перемещения товаров и услуг (ст. 74 Конституции РФ);
▪ поддержка конкуренции - основополагающий принцип рыночной экономики, который
обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности
равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением
монополистической деятельности на рынке;
▪ равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства и частной
инициативы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ