Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ИРАНА
Совет экспертов избирается населением страны входе всеобщего голосования сроком на 8 лет.
Полномочия СЭ:
• СЭ избирает верховного лидера
• СЭ принимает решение об отстранении от должности верховного лидера в том случае, если он по состоянию здоровья или по другим тем или иным причинам не может больше исполнять свои обязанности, или выяснится, что изначально не соответствовал какому-либо из требования, предъявляемых для кандидатов на соответствующую должность.
После верховного лидера высшим должностным лицом страны является президент.
Деятельность П:
• ответственность за реализацию конституционных норм и выступает в качестве главы исполнительной власти,
• решает вопросы государственного управления, кроме тех, которые непосредственно входят в полномочия верховного лидера (в Иране П - не самая сильная фигура)
Основные полномочия верховного лидера:
• должность главнокомандующего (объявление войны, заключение мира).
• избирается на 4 года прямым голосованием граждан.
Особенности выборов П в Иране:
• Одно и то же лицо не может занимать должность президента более 2-х сроков подряд.
• П избирается из числа религиозно-политических деятелей (иранское происхождение и иранское гражданство, организационные способности, достойная биография и набожность, вера в основы иранской республики Иран и принадлежность к официальной религии страны)
• Ответственность по контролю за выборами П лежит на совете по охране конституции. Поскольку часть критериев, предъявляемых к кандидату, носит субъективный характер, то совет по охране конституции имеет достаточно широкие возможности для отсеивания кандидатов. Совет по охране конституции как орган, наделенный полномочиями по официальному толкованию конституции, давал понять, что конституция не содержит каких-то запретов для женщин баллотироваться на пост президента, но тем не менее на практике кандидатуры женщин отклоняются
• Выборы нового П должны проводится за месяц до истечения срока полномочий действующего президента.
• Для победы кандидат должен получить большинство голосов избирателей. Если никто из кандидатов не набирает необходимого количества голосов, то проводится второй тур. Во втором туре выборов участвуют два кандидата, получившие наибольшее количество голосов в первом туре. Если кандидаты, набравшие наибольшее число голосов в первом туре, откажутся от участия во втором туре, то в нем примут участие два следующих кандидата.
• При вступлении в должность вновь избранный П приносит присягу и скрепляет ее своей подписью.
• П согласно конституции, несет ответственность перед народом, верховным лидером, и собранием исламского совета в рамках своих полномочий и обязанностей, возлагаемых на него конституцией и др. законами.
Привилегии и обязанности П:
• П может иметь заместителей, вице-президентов, которым может делегировать часть полномочий. Первый вице-президент по согласованию с президентом направляет работу кабинета министров и других вице-президентов. Следует отметить, что первоначальная конституция 1979 года также предусматривала должность премьер-министра, которая после пересмотра конституции в 1989 году была упразднена, поскольку являлась лишней.
• П подписывает законы, принятые собранием исламского совета, и решения, принятые по итогам референдумов, и передает их ответственным лицам для исполнения. При этом у П право вето нет.
• Президент вручает государственные награды.
• П может при необходимости и по согласованию с кабинетом министров назначить одного или несколько своих представителей с конкретными полномочиями. В таких случаях решение, принятые представителями, будут обладать законной силой решения президента и кабинета министров.
• П назначаются министры и представляются собранию исламского совета для получения вотума доверия. Президент руководит работой кабинета министров, контролирует и координирует его работу, определяет программу и направление деятельности правительства и отвечает за исполнением законов. П уполномочен освобождать министров от занимаемой ими должности. П несет ответственность перед парламентом за работу кабинета министров. Каждый из министров несет персональную ответственность за деятельность своего министерства перед президентом и парламентом и коллективную – за решения, принятые кабинетом министров. В целях выполнения управленческих функций и исполнения законов конституция предоставляет правительству право принимать постановления и регламенты. При этом правительство может передать решение некоторых вопросов на рассмотрение комиссии, состоящей из нескольких министров. Постановления этих комиссий, принятые в рамках законов и утвержденные президентом, являются обязательными для исполнения. Постановления и регламенты, издаваемые правительством, а также комиссиями министров, доводятся до сведения собранию исламского совета, которое, найдя в них противоречия законом, отправить их обратно на пересмотр.
• П, если сочтет необходимым, может уйти в отставку досрочно. В этом случае президент вручает прошение об отставке верховному лидеру, продолжая выполнять свои функции до тех пор, пока отставка не будет принята. В случае смерти, освобождение от должности, отставке, отсутствия или болезни президента продолжительностью более 2-х месяцев, а также при завершении срока его полномочий, а новый президент не избран, с одобрения верховного лидера первый вице-президент временно принимает на себя полномочия и функции президента. В таких случаях создается совет, состоящий из председателя собрания исламского совета, главы судебной власти, первого ВП, который обязан обеспечить избрание нового П в период, не более 50 дн. В случае смерти первого ВП или др. обстоятельствах, при которых он не может выполнять свои обязанности, или если ВП не назначен был ранее, то ВЛ назначает вр.и.о. Назначение ВП согласно конституции Ирана, не обязательно.
В период, когда обязанности П исполняет ВП (или вр.и.о):
• министры правительства не могут быть освобождены от должности
• СИС не может выносить министрам правительства вотум недоверия,
• не может быть пересмотрена действующая конституция
• не может быть назначен общенациональный референдум
Рассмотрение обвинений в адрес П, ВП и министров в совершении уголовных преступлений производится в судах общей юрисдикции с уведомлением СИС, т.е. не признается иммунитет неприкосновенности первых лиц гос-ва.
Конституция предусматривает обязательную проверку собственности верховного лидера, П, ВП, министров, их жен и детей до и после окончания сроков их полномочий в целях незаконного обогащения. Проверка осуществляется главой судебной власти.
Высший совет национальной безопасности
Высший совет национальной безопасности – консультативный орган по вопросам безопасности и обороны гос-ва, защитой исламской революции, территориальной целостности и национального суверенитета страны, обеспечение национальных интересов, стратегического планирования и координации деятельности правительства. Работает под руководством П или одного из членов высшего совета нац. безопасности, определяемого П.
Состав:
• главы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной),
• начальник ген. штаба вооруженных сил,
• ответственный за планирование и бюджет,
• 2 члена, назначаемые верховным лидером,
• министры иностранных дел, внутренних дел и информации,
• в случае необходимости др. министры, руководство армии и т.д.).
Формирует:
• Совет обороны
• Совет безопасности
Судебная власть
По конституции Ирана является независимой формой власти и призвана защищать права личности и всего общества. Глава судебной власти назначается Верховным лидером сроком на 5 лет. Согласно конституции 1979 г существовал высший судебный совет, который в 1989 г заменен единоличной должностью главы судебной власти. Кандидат на должность главы судебной власти справедливым, рассудительным и муджтахидом (исламский богослов).
Обязанности:
• Рассмотрение дел и вынесение приговоров
• Разрешение споров и восстановление нарушенных прав
• Установление справедливости и легитимных свобод
• Контроль за надлежащим исполнением законов
• Установление факта преступлений
• Преследование и наказание преступников в соответствии с исламским шариатом
• Принятие мер для предотвращения преступлений и исправления преступников
Деятельность главы судебной власти
• Определяет организационную структуры всей судебной системы
• Разрабатывает и вносит в СИС любые судебные законопроекты
• После консультации с судьями верховного суда назначает муджтахидов, председателя верховного суда и ген. прокурора
• Предоставляет П кандидатуру министра юстиции, который несет ответственность за все проблемы, связанные с отношениями судебной власти с исполнительной и законодательной. Глава судебной власти может поручить министру юстиции все финансовые и административные полномочия, найм персонала (кроме судей).
Судебную систему Ирана возглавляет верховный суд, который контролирует правильное применение законов всеми судами с целью приведения к единообразию судебной практики и процедуры и др.
Гарантия независимости судебной власти согласно конституции – принцип несменяемости судей (нельзя отстранять от должности по любой причине, кроме преступления). Судья без согласия не может быть переведен на другое место службы или назначен на др. должность, если это не решение главы судебной власти после консультации с председателем верховного суда и ген. прокурором.
Согласно конституции, судебный процесс должен проходить открыто, если не наносится вред морали и порядку. Исключение – если обе стороны процесса проголосуют за закрытый суд.
Политические преступления / преступления СМИ рассматриваются судами присяжных.
При вынесении решения / приговора конституция обязывает судей:
• находить решения в кодексах законов или на основе авторитетных исламских источников / признанных фетв (выносимые муфтием, факихом или алимом). От рассмотрения / вынесения решения судья не может отказаться под предлогом отсутствия закона / наличия противоречия по рассматриваемому закону
• воздерживаться от применения постановления правительства и др. нормативно-правовых актов, принятых с превышением полномочий и противоречащих законодательству и исламским нормам
Порядок пересмотра конституции Ирана
1. Верховный лидер после консультации с советом по определению политической целесообразности издает указ с поправками к конституции и направляет его П;
2. Создается совет по пересмотру конституции (члены совета по охране конституции, главы трех ветвей власти, постоянный совет по определению политической целесообразности, 5 представителей СЭ, 10 членов от верховного лидера, 3 представителя кабинета министров, 3 представителя судебной власти, 10 депутатов СИС, 3 ученых);
3. Подготовленные поправки согласовываются верховным лидером и выносятся на референдум;
4. Поправки обретают законную силу после одобрения большинством голосов граждан, участвующих в референдуме.
ВЛ – верховный лидер
П – президент
ВП – вице-президент
СИС - собрание исламского совета
СЭ - совет экспертов
Гос-во - государство