Конфликты в организации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 13. Конфликты в организации
Изучив материал, студент должен знать:
− Понятие организации и конфликтов в ней;
− Классификацию конфликтов в организации;
− Управление конфликтами в организации.
Изучив материал, студент должен владеть:
− Различными способами разрешения конфликтных ситуаций при
проектировании межличностных, групповых и
организационных
коммуникаций на основе современных технологий управления
персоналом, в том числе в межкультурной среде.
План лекции:
1. Понятие организации и конфликтов в ней
2. Классификация конфликтов в организации
3. Управление конфликтами в организации
1. Понятие организации и конфликтов в ней
Организация является основной ячейкой в социальной структуре
современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех
или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих,
научных, образовательных, общественных и т. д.).
Сложная система отношений в организации таит в себе возможность
возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по
содержанию и динамике, так и по способам разрешения.
В данной теме рассматривается многообразие и специфика таких
конфликтов.
Организация как социальный институт имеет ряд основных признаков:
• объединение в своем составе не менее двух человек;
• наличие для всех членов организации общей цели, ради которой она
создана;
• совместный труд в интересах общей цели;
• наличие четкой структуры с выделением органов управления и
распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.
Исходя из этого, можно дать следующее определение организации:
Организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей
цели людей, деятельность которых сознательно координируется и
направляется в интересах достижения этой цели.
1
Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой.
Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная
структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации.
Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные
условия окружающей среды.
Факторы внутренней и внешней среды организации могут становиться
причиной конфликтов.
Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между
субъектами социального взаимодействия внутри организации.
При анализе таких конфликтов важно учитывать не только внутреннюю
среду организации, интересы и ценности субъектов социального
взаимодействия, но и ее внешнюю среду.
2. Классификация конфликтов в организации
Многообразие конфликтов в организации можно представить в виде
таблице 1.
Таблица 1 - Типы конфликтов в организации
2
Особое место в управлении организационными конфликтами занимает их
прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной
напряженности. В социологии конфликта разработана методика оценки
конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя
социальной напряженности. Данный показатель выявляется с помощью
факторного анализа по формуле (Александрова, 1993, с. 78–79):
3
где К– коэффициент социальной напряженности; х 1 + х 2 +.… + х n –
факторы неудовлетворенности (заработной платой, условиями труда, стилем
управления и т. д.); Р – количество факторов, вызывающих
неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.
Шкала оценки конфликтности:
• К < 20 % – удовлетворительное состояние отношений;
• 20 % ≤ К < 40 % – неустойчивое состояние отношений;
• 40 % < К ≤ 70 % – предкризисное состояние отношений;
• К > 70 % – кризисное состояние отношений.
Признаки социальной напряженности могут быть выявлены и методом
обычного наблюдения. Признаками назревающего конфликта в организации
являются:
• стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);
• увеличение числа неявок на работу;
• снижение производительности труда;
• увеличение числа локальных конфликтов;
• массовые увольнения по собственному желанию;
• распространение слухов;
• коллективное невыполнение указаний руководства;
• стихийные митинги и забастовки;
• рост эмоциональной напряженности.
Одной из важнейших особенностей управления организационными
конфликтами является то, что их регулирование и разрешение основывается
на прочной правовой базе (от Конституции РФ до отдельных приказов и
распоряжений руководства организации). Одним из основных правовых
документов, регламентирующих отношения в системе «работникработодатель», является Закон «О порядке разрешения коллективных
трудовых споров», а для отдельных организаций – коллективный договор, в
котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования
трудовых споров и конфликтов.
Для регулирования и разрешения локальных конфликтов правовой базой
могут служить устав организации и другие правовые акты, определяющие
систему прав и обязанностей всех ее членов, а также нормы и правила
взаимодействия между ними.
4
Литература:
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Издательство: Питер,
2009 г.; 384 с.
2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Минск: Амалфея, 1998. -Гл. 2,
11.
3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – Гл.
VII.
4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 6.
5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие
организации. – М.: Инфра-М, 1996..
5