Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Тема 6. КОНФЛИКТЫ
При изучении данной темы, особое внимание следует обратить:
на имеющиеся противоречия в трактовке самого понятия «конфликт».
ознакомится с различными теориями происхождения конфликтов.
изучить историю развития конфликтологических идей в рамках социальной
психологии и других наук.
Конспект лекции.
Конфликты, их причины, структура , динамика, последствия.
Противоречие – основа конфликта. Конфликт как социальное
взаимодействие социальных субъектов. Различие между объектом и
предметом конфликта. Причины конфликтов. Основные этапы и фазы
конфликта.
Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем
участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национальноэтнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными
целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и
мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и
т.д.
Но каждый из нас также знает, что и сама личность внутренне противоречива и
подвержена постоянным противоречиям и стрессам.
Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает
трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.
Сегодня в литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на
Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным
американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и
притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника
являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.
Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки
зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и
интересов различных социальных групп.
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также
социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют
различные необходимые признаки социального конфликта, представленного
многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными
общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем
для примера некоторые из определений конфликта:
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей
в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых
обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние
противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития
социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве
противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического
движения к новому социальному единству.
А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид
противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы,
угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким
образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами
внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради
достижения своих интересов и целей.
Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются
противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности.
Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При
этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в
существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую
роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение
индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но
и само его сознание, интересы и цели.
Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно
носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными
субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми.
Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать
конфликтную ситуацию.
Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов
Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не
всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют
острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и
конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского
сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи.
Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между
индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в
том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой. Этим «что-то»,
из-за чего субъекты конфликта вступают в противоборство, могут быть самые различные
материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов
противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.
Различие между объектом и предметом конфликта:
Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. В общем смысле
объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во
взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта
являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и
которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их
сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование
конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя
это не исключает того, что-то и другое могут происходить одновременно. Более того,
случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами
конфликта остается. Так, например, если премия, на которую претендовали служащие
организации и, из-за которой возникло противоборство, уже распределена или отменена,
то вместе с этим в большинстве случаев исчезает и конфликт. Но может случиться так,
что он будет продолжен, если конфликтные отношения между участниками спора зашли
слишком далеко.
Важно также отметить, что объект конфликта может быть как истинным, реальным,
так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за
реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы
и идеи. Но предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся
выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на
жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.
Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что
объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет
конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо.
Родители могут не понимать, из-за чего вдруг на них обиделся ребенок, но они не могут
не заметить самого факта этой обиды. Да и сам человек порой не представляет отчетливо,
почему вдруг ему стало «не спокойно на душе», хотя факт беспокойства налицо.
Характеристика объекта конфликта. Объект конфликта не существует сам по себе,
безотносительно к его участникам. Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или
отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс
взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей.
Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами
конфликта. Таковыми они становятся лишь тогда, когда к ним начинают проявлять
интерес, когда появляется желание их контролировать, использовать или присвоить.
При анализе конфликта порой непросто выявить его подлинный объект. В силу
различных обстоятельств и мотивов люди порой склонны камуфлировать истинный
объект конфликта. Так, в устах даже самых отъявленных карьеристов и эгоистов,
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
участвующих в политической борьбе, она ведется всегда исключительно только за
возможность «принести как можно больше пользы народу, обществу» и т.д.
Таким образом, каждый конфликт имеет свой объект и свой предмет. В каждом
конфликте присутствуют определенные цели, мотивы и интересы сторон, которые
вступают в противоречие. Если же при взаимодействии индивидов отсутствует объект, по
поводу которого они вступают в него, то можно говорить и об отсутствии целей, мотивов
и интересов такого взаимодействия. Но в этом случае вообще не имеет смысла говорить о
конфликте. Примером этого может служить случайное убийство одним индивидом
другого. Другими словами, не всякое нанесение вреда одним индивидом другому
происходит в результате конфликта.
Признаки конфликта:
1. Конфликт всегда существует на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
2. Конфликт – всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое
характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического,
психологического и т.д.).
Причины конфликтов:
Общие: социально-политические и экономические, социально-демографические, социальнопсихологические, индивидуально-психологические, например:
- неадекватная самооценка и неадекватные представления людей, несоответствие социальных
ролей,
- групповая дискриминация.
Частные (непосредственно связаны с конкретным видом конфликта), например:
- нарушение служебной этики,
- неудовлетворительные коммуникации,
- ограниченность ресурсов, подлежащих распределению.
К позитивным функциям конфликта относятся:
- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами,
- информационная и связующая функция (люди могут проверить и лучше узнать друг друга),
- сплочение и структурирования организаций,
- стимулирование к изменению и развитию,
- снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идем,
которые раньше скрывали),
- диагностическая функция.
К негативным функциям конфликта относятся:
- большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта,
- исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности
труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе или группе,
- уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение
такового,
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
- неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим
группам, представление о других группах как о враге,
- утверждение духа конфронтации организации, группе или обществе в целом.
Классификации конфликтов в зависимости от:
- способа разрешения: антагонистические и компромиссные;
- природы возникновения: социальные, организационные и эмоциональные,
- направления воздействия: вертикальные и горизонтальные;
- преобладания последствий для участников: конструктивные, деструктивные,
- степени выраженности: открытые, скрытые и потенциальные;
- количества участников: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой,
межгрупповые.
Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика как явление отражается в
двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.
Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта
от его возникновения и до разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта
важно для его прогнозирования, оценки, выбора технология управления этим конфликтом.
Основные этапы конфликта:
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия
и эмоциональное переживание им этого факта.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
4. Развитие открытого конфликта.
5. Разрешение конфликта.
Фазы конфликта связаны с его этапами и отражают динамику конфликта с точки зрения
реальных возможностей его разрешения.
Основные фазы конфликта:
1. начальная фаза,
2. фаза подъема,
3. пик конфликта,
4. фаза спада.
Предпосылки разрешения конфликта. Формы разрешения конфликтов. Способы
разрешения конфликтов.
Основные предпосылки разрешения конфликта:
1. достаточная зрелость конфликта;
2. потребность субъектов конфликта в его разрешении;
3. наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения конфликтов:
• уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
• согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе
(компромисс, консенсус);
• взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
• перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий
(сотрудничество)
Способы разрешения конфликтов:
• административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда;
• педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от
многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и
многих других.
Поэтому универсального алгоритма деятельности руководителя по управлению
конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком
алгоритме можно выделить.
Таблица. Алгоритм управления конфликтами
Ш
Содержание деятельности
Способы (методы) реализации
аг
1
2
Изучение
возникновения
конфликта
Ограничение
участников
причин
Наблюдение,
анализ
результатов
деятельности, изучение документов, изучение
биографических данных
числа
Работа с лидерами в микрогруппах,
перераспределение обязанностей, поощрение и
наказание
анализ
Опрос экспертов, привлечение медиатора
помощью (психолога) в переговорный процесс
Дополнительный
конфликта
с
экспертов
4
Принятие решения
Административные методы
В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе
алгоритма такой деятельности для руководителя нужно учитывать следующие принципы
управления конфликтами:
• объективности и адекватности оценки конфликта;
• конкретно-ситуационного подхода;
• гласности;
• демократического воздействия, опоры на общественное мнение;
• комплексного
использования
способов
и
приемов
воздействия.
Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых
негативных факторов принятия конструктивных решений
3
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
Содержание фактора
Последствия ошибочных решений
Односторонность суждений руководителя
Мешает
понять
мотивы
о подчиненных (как правило, с точки
конфликтующих и оценить динамику
зрения того, как они выполняют его конфликта
указания
Интересы руководителя в конфликте как
Приводят к субъективной оценке
личности и как члена коллектива
предмета конфликта
Стремление как можно быстрее
приводят к формальному наказанию
погасить конфликт
«правых» и «виноватых»
Межличностные отношения с
Приводят к предвзятому отношению
конфликтующими (симпатия, антипатия и к участнику конфликта
пр.)
Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.
Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном
взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер и относится к саморегуляции
эмоциональных состояний.
Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические
стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать
руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор).
Понятие управления конфликтом
Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление
самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление
обществом» и т. д.
Применительно к социальным системам управление представляет собой
целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными
законами.
Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами,
воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к
которой имеет отношение данный конфликт.
В конструктивном ключе основная цель управления конфликтами будет заключаться в
том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному
разрешению конструктивных. Управление конфликтами как сложный процесс включает
следующие виды деятельности:
прогнозирование конфликтов, оценка их функциональной направленности;
предупреждение или стимулирование конфликта;
регулирование конфликта;
разрешение конфликта.
Прогнозирование конфликта — это один из важнейших видов деятельности субъекта
управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение
объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их
индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и
факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социальнопсихологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические
явления. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как
общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта — это вид деятельности субъекта управления,
направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов
основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о
причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по
нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так
называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.
Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление
социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и
предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой
системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:
постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально- психологических
особенностей;
соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих
интересы коллектива и личности;
воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической
культуры общения и др.
Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать
превентивной.
Стимулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления,
направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению
к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми
разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре
и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом
в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта
руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие
в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.
Регулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на
ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения.
Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между
конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил
конфликтного взаимодействия.
III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов,
рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
Разрешение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, связанный с
завершением конфликта. Разрешение — это заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта
достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное
разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или
конфликтные ситуации.
В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его
полному разрешению
Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:
1.
2.
3.
4.
5.
Дайте определение конфликта.
Что такое структура конфликта?
Что такое динамика конфликта?
Что такое «инцидент» конфликта?
какими особенностями характеризуется этап «эскалации» в ходе конфликта?
Учебные задания для самостоятельной работы:
1. Какие формулы конфликтов существуют?
2. Раскройте динамику и содержание конфликтов.
3. Какие психологические концепции внутриличностных конфликтов имеются в
науке.
4. Начертите диаграмму динамики развития конфликта и детально опишите
особенности каждого этапа его протекания.