Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Конфликтология

  • 👀 654 просмотра
  • 📌 611 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Конфликтология» doc
Материалы к лекциям по конфликтологии ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ           1. Конфликтология как научная дисциплина           До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.           Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50– 60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.           Конфликт –столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.           Конфликтология -теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания: 1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; 2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т.д.), технологии их регулирования и разрешения. Направления в разработке теории конфликта           В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.           1. Концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).           2. Теории К.Маркса, М.Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм).           По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т.е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Парсонс формулирует ряд <функциональных предпосылок> стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых, удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества. Во-вторых, эффективная деятельность органов <социального контроля>, воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.           Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и кон-Лекция 1. Предмет конфликтологии           фликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемента обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других. По мнению Дарендорфа, <кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники>. С его точки зрения, социальный конфликт –результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а <рациональная регуляция> – к <контролируемой эволюции>. Видный американский специалист по общей теории систем КЭ.Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Иными словами, конфликт – <это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны>. Отмеченное разделение концепции интеграции и конфликта определено в одной из последних работ известного современного социолога А.Турена <Возвращение актора. Социальная теория в индустриальном обществе> (1988). Автор говорит о <разных со-циологиях>: одна из них включает дисциплины, ориентированные на изучение <социального порядка>, т.е. совокупности институтов и отношений, обеспечивающих стабильность данной системы. Другая – <социология действия>, напротив, интересуется прежде всего изменениями, рассматривает социальные действия как цепь конфликтов.   Методология и методы конфликтологии           Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины составляет комплекс философских, политологических и социологических идей. Коренной вопрос той или иной методологии-вопрос о природе конфликта. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем , социальной мобильности. Политической же системе принадлежит иная роль – формирование и функционирование полиархии. Последняя означает признание существования многих политически активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно, анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодействием больших социальных групп. Структуралисты увязывают анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее изменением. Р.Дарендорф, например, пишет: <Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами>. Важнейшая проблема методологии теории конфликта – это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества –с другой. Ведь и конфликт и равновесие, интеграция, выражающаяся в парадигме согласия, –две стороны, два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса. Ничто не абсолютно:  ни конфликт, ни согласие; все относительно и взаимообусловлено. Объективный и субъективный методы методы в конфликтологии, по сути своей таковы же, как в исторической и политологической науках. В первом случае предполагается рассмотрение конфликта как естественного явления в обществе, безотносительно к оценке его познающим субъектом и противоборствующими сторонами. Во втором –рассмотрение конфликта сточки зрения позиций, с учетом оценки конфликта познающим субъектом и противоположными агентами. И тот и другой познавательные процессы имеют место в действительности. Для объяснения данного конфликта и выработки способов его разрешения важно знание безоценочное и оценочное, необходимы описания конфликта, каков он есть в реальности и каково его восприятие Конфликты рассматриваются психологами преимущественно в рамках традиций психоаналитического представления о природе индивида (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), с позиций социотропного (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.), этологического (К. Лоренц, Н. Тинберген), социометрического (Дж. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич) направлений, когнитивной психологии (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей). Известны и такие теории конфликтов, как теория структурного баланса Ф. Хайдера, структурно-функциональный подход Т. Парсонса, теория поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. Психоаналитический подход связан, прежде всего, с именем австрийского психолога З. Фрейда, создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что З. Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь З. Фрейда Альфред Адлер содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими. Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности. В 20 - 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению У. Мак-Дугалла, конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.). Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами Конрада Лоренца. Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия - постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена. Исследуя проблемы групповой динамики, Курт Левин разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Данное направление исследований опиралось на созданную Левиным «теорию поля». Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих (жизненным или социальным пространством личности), была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Именно совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. «Групповая динамика» исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, источником которого может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов. В рамках этого направления были высказаны идеи относительно групповых процессов, исследованы некоторые из них, разработаны оригинальные методики, сохраняющие свое значение до сих пор. Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено, который представляет группу через анализ внутригрупповых отношений. В соответствии с теорией социометрии межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Дж. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения. Теория структурного баланса, первые положения которой выдвинул Ф. Хайдер, посвящена анализу согласованности между системой аттитюдов индивида и его знаниями об аттитюдах и поведении значимых других. В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда «определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека». Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40-45 лет. Среди современных концепций конфликтов выделяют теории Т. Парсонса, Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга, мы остановимся на структурно-функциональном подходе Т. Парсонса. Функционалистская («равновесная») модель общества разработана в рамках структурно-функционального анализа, основоположником которого является Талкотт Парсонс. Основными положениями в его модели являются: общество — это система частей, объединенных в единое целое; общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют внутренние механизмы контроля; дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе; изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер; социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируются на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Эта система ценностей — самый устойчивый остов общественной системы (). «Равновесная» модель исходит из предположения о функциональном единстве, т. е. гармоничном соответствии и внутренней согласованности различных частей социальной системы. При этом социальный конфликт рассматривается как некая патология в существовании социальных систем. Только если по тем или иным причинам их внутренняя гармония нарушается, возможно, возникновение рассогласований и конфликтов. Этой точки зрения и придерживался Т. Парсонс, идеи которого нередко оцениваются как наивысшее достижение функционалистского направления в социологии. Для Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Слову «конфликт» Парсонс предпочитает термины «напряжения», рассматривая конфликт как «эндемическую» форму болезни социального организма. Озабоченность возможностями социального контроля над конфликтами и их минимизации привела Парсонса к убеждению, что психоаналитики и другие специалисты по психическому здоровью могут играть значительную роль в уменьшении социальных отклонений. Таким образом, с точки зрения Т. Парсонса, конфликт нарушает социальный порядок, нормальное функционирование общества. Конфликт свидетельствует о дезорганизации и кризисе социальной системы. Естественным состоянием общества являются гармоничные и бесконфликтные отношения между элементами социальной системы. Поэтому конфликты следует предупреждать, а если они возникли — ликвидировать. Это делают системные механизмы саморегулирования — социальные институты. В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: - теоретико-игровое (М. Дойч); - теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон); - теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри). Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное. В системном виде данный подход выражен в работах М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции. Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей. Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. В своем подходе к изучению конфликтных явления они делали акцент на изменение традиционного отношения к подобным ситуациям, заключавшееся в создании некоего бесконфликтного пространства, поскольку находили наравне с негативной стороной и позитивное влияние столкновения интересов и мнений. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество (в дальнейшем мы рассмотрим эти стратегии более подробно). В основу их положена система, называемая методом Томаса - Килменна. Метод был разработан К.У. Томасом и Р.Х. Килменном в 1972 году. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) - напористость и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально) - кооперация. Если воспользоваться прямоугольной системой координат, то получится сетка Томаса - Килменна, позволяющая определить место и название для каждого из пяти основных стратегий разрешения конфликта. На абсциссе мы фиксируем уровень направленности на интересы других людей, вовлеченных в конфликт, а на ординате - уровень направленности на собственные интересы. При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта; ценности межличностных отношений; индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку. С.М. Емельянов дополняет двухмерную модель Томаса-Килменна третьим измерением - ценностью межличностных отношений (МЛО). На рубеже 60-70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса. В нашей стране условно можно выделить три периода в исследовании конфликта. Первый период с 30-х до середины 70-х годов психологическим исследованиям конфликта были присущи разрозненность, фрагментарность, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х годов (второй период) появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось несколько подходов к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. На рубеже 80-х - 90-х годов (третий период) - на основе уже имеющихся разработок методологического и общетеоретического характера начинается интенсивное изучение конфликтов в различных сферах деятельности: конфликты в трудовых и научно-исследовательских коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, сопровождающееся негативными эмоциональ­ными состояниями. Существуют различные точки зрения психологов в определении понятия конфликт и его классификации. В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л.А. Петровской, содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым выделяются: сущность конфликта, его генезис, эволюция конфликта, классификация, структура, динамика, функции, информация в конфликте, предупреждение, разрешение конфликта, методы диагностики и исследования конфликта (). Так, К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений (). А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения (). Н.В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей (). А. Г. Здравомыслов пишет, что «конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» (). Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности (). А.Г. Ковалев считает, что конфликт - это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция (). Дарендорф, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности» (). Единая природа конфликтов разного уровня предполагает наличие общих атрибутивных признаков явления, дающих возможность дать его качественную специфику. Анализ имеющихся определений, описаний при всем различии подходов позволяет выделить в качестве инвариантных следующие признаки конфликта: 1. Наличие противоречия (часто указывается на несовместимость) в целях, интересах, мотивах и т.п.; 2. Репрезентация данного противоречия в сознании или осознание наличия противоречия, несовместимость целей, интересов; 3. Активность (в виде соответствующих действий, "борьбы"), направленная на преодоление этого противоречия. В основе возникновения конфликтов лежат противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности: противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом; противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов; противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы; противоречия несостоявшихся ожиданий; противоречия политические (антисоциальные поступки). Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство. Таким образом, конфликт - это противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей (Данькова Т.М.). Конфликт как социальное явление           Аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции-способности контролировать и направлять поведение другой стороны. Причины социального конфликта           Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д. Основными источниками конфликта в обществе является расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями <задает> противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами; 2) в противостоянии между поколениями (в семьях, организациях); 3) в борьбе между этническими группами в обществе; 4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин; 5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д. Для описания того или иного конфликта, необходимо знать:           1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т.д.);           2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе <хорошо – плохо> и <заслуживает доверия – не заслуживает доверия>);           3) природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.п.);           4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);           5) заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);           6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как легитимность – нелеги-тимность, по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора – принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.).           7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон) Типология конфликтов           Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций. Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология: 1)конфликты между индивидуумами; 2) пограничные конфликты между   равнными в пространстве группами; 3) экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами; 4) конфликты между гомогенными организациями (например, государствами); 5) конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью); 6) конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье); 7) конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством); 8) конфликты между группой и организацией.           В общей теории конфликтов А.Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор. Война; бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных, средств. Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат – получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор: используются только мирные средства; цель – достижение согласия с другой стороной.                    Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Роберт Даль. По его мнению, конфликты подразделяются на:           1) биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) – в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;           2) кумулятивные и перекрещивающиеся –в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;           3) конфликты, ведущие к поляризации и сегментации – в зависимости от степени или уровня антагонизма участников. Под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а сегментация – это дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.           В зависимости от формы проявления условий и времени протекания выделяются различные типы конфликтов:           1) по длительности:           кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);           длительные (от нескольких часов до нескольких суток);           затяжные (бессрочные, для которых не находится конструктивного решения);           2) по проявлению:           скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);           частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);           открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер);           3) по организации:           преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);           нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);           спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);           инициативные (один из участников или одна из сторон выступает в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).           В соответствии с рассмотренной типологией конфликтов любая конфликтная ситуация может быть отнесена по соответствующему основанию (по субъектам, причинам, длительности протекания, организации, проявления и т.д.) к тому или иному типу. Сравнение различных типов при анализе конкретной ситуации дает возможность более правильной ее оценки и анализа и, соответственно, принятия оптимальных вариантов по разрешению конфликта. Субъектами социальных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между государствами, т.е.международные.   Противостоящие субъекты живут и борются в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие. Их носителями могут быть любые из перечисленных субъектов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня. Экономический конфликт-это конфликт прежде всего по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт – по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт-обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти,          ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинства общества. Правовой конфликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юридических норм и правосознания. Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений. Идеологический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей; возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей.           Динамика социального конфликта           Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:           предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.           1. Предконфликтная стадия. Характерной особенностью каждого конфликта В момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Пред-конфликтная стадия – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.           Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяет объект, мешающий достижению целей, степень его <вины>, силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтный стадии называется идентификацией.           Иногда причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта.           Случается, что ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации.           2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инциденпш, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Действия, составляющие инцидент, могут иметь как открытый, так и скрытый характер.   Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску   сил противостояния.           3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения           конфликта выступает завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное  взаимодействие. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конкретной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника Социально-психологические концепции конфликта 1. Мотивационная – осознанная несовместимость индивидуальных намерений и интересов противоборствующих сторон. Мотивационные, субъективные факторы выступают как детерминанты конфликтного внутригруппового и межгруппового взаимодействия. Конфликт, как неотъемлемый момент социального бытия личности и группы может выполнять две функции: 1) позитивная (конструктивная) – конфликт предупреждает застой индивидуальной и групповой жизнедеятельности, стимулирует их; в системе межгрупповых отношений способствует внутригрупповой солидарности и сплочению (Л. Коузер); вскрывает маскируемые противоречия и негативные отношения; 2) негативная (деструктивная) – тенденция к эскалации и блокированию работы группы. 2. Когнитивная – несовместимость когнитивных систем и познавательных стратегий противоборствующих сторон. Конфликт только тогда становится реальностью, когда он воспринят и осознается как таковой (М. Дойч). Сущность конфликта и его структура Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и.т.п.) 1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. 2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального Взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Основные структурные элементы конфликта Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Объект конфликта — материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон, к обладанию или использования которой стремятся оба оппонента Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт, т.е. объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами, то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Образ конфликтной ситуации – отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения). Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Важнейшие условия протекания конфликта: • пространственно-временные (место разворачивания противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено); • социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта); • социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп: гендерных, семейных, профессиональных, этнических и национальных). Классификация конфликтов (С.М.Емельянов) Конфликты, представляющие собой сложные социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по разным признакам. Классификация позволяет ориентироваться в специфических проявлениях конфликта и помогает оценить возможные пути их разрешени Таблица классификации конфликтов № п/п Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика 1 Сферы проявления конфликта Экономические Идеологические Социалыю-бытовые Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений 2 Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие Возникают па основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер 3 Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность -группа» Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы 4 Социальные последствия Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы 5 Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта Формы конфликтов (внутриличностных, межличностных , межгрупповых) 1. Внутриличностный конфликт– столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п. По З. Фрейду - изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и пр., в коих выражается противоречивость человеческой природы; например, как форма взаимодействия противоречивых импульсов бессознательного и сознательного – «Оно и Сверх-Я». Виды внутриличностных конфликтов (К. ЛЕВИН) • «Приближение – приближение» - состояние, когда индивиду приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами. • «Приближение – удаление» - конфликтная ситуация выражается в том, что одна и та же цель оказывается для индивида обладающей в равной степени привлекательностью и непривлекательностью (амбивалентный конфликт). • «Удаление – удаление» - индивид вынужден выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами. • «Конфликт ролей» - ситуация, в которой от одного и того же человека ожидается реализация противоречащих и несовместимых друг с другом форм поведения. Виды внутриличностных конфликтов ( М.КОРДУЭЛ) • Невротический – непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостным переживанием неудач (неудовлетворение потребностей, не достижение жизненных целей, невосполнимость потерь и т.п. психотравмирующие ситуации); закладывается, как правило, в детстве при нарушении отношений с родителями. • Психический – постоянный элемент душевной жизни, характерный беспрерывным столкновением влечений, желаний, систем психических и сфер личности. • Патогенный – болезнетворная форма психического конфликта, образующегося в результате столкновения между влечениями Я и влечениями сексуальными – между Я и сексуальностью. • Конфликт «Я-реальный» и «Я-идеальный» – форма отражения противоречий реального и психического, мира внешнего и внутреннего. 2. Межличностный конфликт – действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конкурентной борьбе, стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута одной из сторон. Обычно рассматривается две формы межличностного конфликта: • конструктивная (продуктивная) – конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику, и результативность социально-психологических процессов, служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности; оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. Стратегии поведения в конструктивной форме конфликта (Р. Блейк, Дж. Моутон): а) соперничество (противоборство) – открытая борьба за свои интересы; б) сотрудничество – поиск решения удовлетворяющего интересы всех сторон; в) компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки; г) избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; д) приспособление – тенденция сглаживать противоречия. поступаясь собственными интересами. • неконструктивная - один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих; обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, межличностные отношения разрушаются Виды межличностных конфликтов • Организационные конфликты (конфликты в трудовом коллективе). • Семейные конфликты (между супругами, между родителями и детьми, супругами и родственниками). • Конфликты между личностью (гражданином государства) и представителем государственной или общественной организации. 3. Межгрупповой конфликт – конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Виды межгрупповых конфликтов (Е.М. Бабосов,) 1. Соперничество – вид группового взаимодействия, в котором социальные группы – коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п., - состязаясь друг с другом, добиваются одной цели и стремятся в чем-то превзойти соперника. 2. Столкновение - вид группового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный друг другу. 3. Доминация (господство) - вид группового взаимодействия, при котором одна группа имеет существенное преимущество перед другой (в силу чего господствует над ней в экономическом, политическом, языковом и т.п. отношении). 4. Уклонение - вид группового взаимодействия, в котором одна из групп или обе стремятся отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п. 5. Избегание - вид группового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих сторон стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия. 6. Аккомодация - вид группового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной. 7. Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении, усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. 8. Подавление - вид группового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы. 9. Переговоры – специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которого соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, обмениваются мнениями для сближения позиций и достижения соглашения по урегулирования конфликта. 10. Компромисс - вид группового взаимодействия, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу. 11. Согласие – своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности. 12. Сотрудничество - вид группового взаимодействия, при котором соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни. Этапы развития конфликта: 1) постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; 2) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; 3) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц; 4) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия (могут как мобилизующе, так и дезорганизующе влиять на участников конфликта); 5) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом. Этапы разрешения конфликта (Е. Мелибруда): 1. Определение основной проблемы. Определение проблемы помогает каждому противнику правильно оценить свое поведение и понять другого. Для этого необходимо ответить на вопросы: а) как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта? б) как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта? в) соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации? (Как показывают исследования, сила аффективной реакции обычно не соответствует значимости конфликтной ситуации.) г) как можно более лаконично и полно определить нашу общую проблему? д) в каких вопросах мы с партнером расходимся? е) в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга? 2. Определение причин конфликта: а) нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется неприемлемым; б) нужно понять, какие действия в конфликте неприемлемы для партнера; в) необходимо определить причины возникновения конфликта; некоторые причины имеют типичный, повторяемый характер, а «пусковым» механизмом может явиться самый незначительный повод. 3. Для поиска возможных путей разрешения конфликта стоит ответить на следующие вопросы: а) что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт? б) что бы мог сделать для этого партнер? в) каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта? 4. Для совместного решения о выходе из конфликта следует выяснить: а) каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта? б) что нужно сделать для намеченной цели? в) какой из способов разрешения конфликта вызывает у его участников чувство удовлетворения своей конструктивностью? 5. Как только принято совместное решение о выходе из конфликта, надо постараться его реализовать. При этом не следует мысленно вновь и вновь «прокручивать» конфликтную ситуацию, сомневаться в правильности способа разрешении конфликта, бесконечно говорить по этому поводу. 6. На заключительном этапе происходит оценка достигнутого. Если проблему так и не удалось решить, то следует повторить все предыдущие шаги. Существуют пять основных стратегий разрешения конфликта: 1. Стиль уклонения, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны (Виханский О.С., Наумов А.И.). 2. Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш- проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль. 3. Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками: -они рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению; -при этом они проявляют доверие и откровенность в отношении других; -они признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения; -они считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование; -они полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех. Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение. 4. Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «невыигрыш - выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию. 5. Стиль компромисса заключается в таком поведении входе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш - невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества. Анализ полученных Горяниной В.А. данных показал, что подавляющая и избирательная стратегии, дополняя друг друга, затрудняют возникновение совместного пространства взаимодействия, вызывают негативные переживания, неприязнь, недоверие, неуверенность, разочарование, взаимные негативные оценки, отчуждение, конфликты во взаимоотношениях. При этом подавляющая и избегательная стратегии сопряжены с депривацией потребности в признании, негативным отношением личности к себе и другим. Человек, склонный к использованию подавляющей и избегательной стратегий переживает внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания, с одной стороны, и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам, с другой. Этот конфликт сопровождается депривацией потребности в свободе. Этому конфликту сопутствуют противоречивые установки, раздвоенность, неуверенность в себе, слабость, беспомощность, неспособность отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживания эмоциональных состояний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева, которые обнаруживаются в невербальном поведении и высказываниях (Горянина В.А.). Таким образом, конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией конкуренции, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества. Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуа­ции проводится по методике, разработанной американскими психологами К.Томасом и Р. Килменом (в нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной). В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соперничество), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество. 1. Соперничество. Его отличительная особенность сводится к стремлению добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить окружающих принять свою точку зрения; мнение других его не интересу­ет. 2. Сотрудничество. Предполагает совместное решение проблемы, породившей конфликт. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им воз­можность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. 3. Компромисс. Снятие противоречия осуществляется на основе вза­имных уступок. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Есть вероятность того, ЧТО через некоторое время могут появиться и дисфункциональные послед­или компромиссного решения, например неудовлетворенность "поло­винчатыми решениями". Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема оста­лась неразрешенной. 4. Избегание. Для того, кто придерживается этой стратегии, харак­терно уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стра­тегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой это бывает редко, но все же бывает) и если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. 4. Приспособление. Этот стиль проявляется в односторонних уступ­ах: действуя совместно с кем-либо, человек уступает другому и не пытаясь отстаивать собственные интересы, приносит их в жертву ради интересов противоположной стороны. '"Приспособленец" старается не допустить появления признаков конфликта, призывая к солидарности. При этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не "выплескиваются", но они накапливаются. Рано или поздно нерешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут все-таки к конфликту, последствия которого могут оказаться дисфункциональными. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему так трудно договориться друг с другом в конфликтной ситуации? Почему возникают "барьеры" в общении, слова и желания воспринимаются неправильно, "не доходят" до собеседника? Исследования проблем общения и практические наблюдения позволяют все приёмы и типы реагирования в конфликте разделить условно на пять стратегий поведения: избегание, уступка, соперничество, компромисс и сотрудничество. Американские психологи Р.Блейк и Дж. Моутон описали модель поведения в условиях конфликта. Согласно этой модели существует два независимых параметра поведения людей в конфликте: А) ориентация на достижение собственных интересов и целей и Б) ориентация на интересы другого, на учет его потребностей и желаний. Комбинация и сила выраженности этих двух показателей дает 5 стратегий поведения в конфликте     Ориентация на свои интересы MAХ Соперничество Сотрудничество средняя Компромисс MIN Избегание Уступка MIN средняя MAX Ориентация на интересы другого человека   1. Избегание (уход от решения ситуации) Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Такое поведение бывает, если предмет конфликта не имеет существенного значения. Как правило, это взаимная уступка, т.е. обе стороны готовы избежать ситуации спора, чтобы сохранить отношения. 2. Уступка Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухо­да» в этом случае иные. Чело­век, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интереса­ми в пользу интересов соперника. Это может быть связано с психологическими особенностями человека – неспособностью и нежеланием вступать в конфронтацию. На уступки можно пойти из-за неадекватной оценки предмета конфликта - занижение его ценности для себя. В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разре­шению конфликта. А иногда уступка может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели – отдать малое, чтобы выиграть большее. При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для раз­решения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к времен­ному «перемирию» на пути конструктив­ного разрешения конфликтной ситуации. 3. Соперничество (принуждение) Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо выигрыш, либо сохранение отношений. Каждый из участников отстаивает только свои интересы, не считаясь с интересами другого. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, авторитет, манипуляции и т. д. Таким способом можно разрешить конфликтую ситуацию, если предмет спора действительно очень важен для одного из участников и ради этого стоит пойти на риск. Однако, в большинстве случаев даже, если вопрос решается, проигравшая сторона все равно пребывает в состоянии скрытого конфликта и это обязательно проявится в другой ситуации. 4. Компромисс При компромиссе ни одна из конфликтующих сторон не получает удовлетворения сполна – каждый вынужден в чем-то поступиться своими интересами. Зато отношения вроде бы сохранены! Мнение, что компромисс – лучшее решение конфликта, довольно распространено. Однако в большинстве случаев компромисс, нельзя рассматривать как способ разрешения кон­фликта. Это лишь этап на пути поис­ка приемлемого решения проблемы. 5. Сотрудничество Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации как на собственные интересы, так и на интересы сопер­ника. Этот подход базируется на удовлетворении интересов обеих сторон и сохранении межличностных отношений. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обеих сторон, то о сотрудничестве не может быть и речи. Сотрудничество – самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен, а не запрятан до поры до времени в дальний угол. Так или иначе, каждая из стратегий приносит свои плоды и может решить конфликтную ситуацию. В сложных переговорах могут чередоваться сразу несколько подходов, если конфликт включает в себя целый комплекс проблем и вопросов.  
«Конфликтология» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot