Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства

  • 👀 341 просмотр
  • 📌 305 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства» docx
Лекция 4. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства В экономике России развиваются методики и технологии развития предпринимательской деятельности, которые ранее образовались и успешно применялись за границей. Одна из таких методик – развитие бизнеса по системе коммерческой концессии. Есть и закон о концессии: Федеральный закон «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21.07.2005 г. помогает формировать правовую основу развития концессионных соглашений с учетом процедуры составления, регулирования и прекращения договоренностей концессии. Благодаря коммерческой концессии как методу ведения бизнеса все участники имеют свою выгоду. Правообладатели могут с несущественными издержками эффективно вести и расширять бизнес, а также повысить долю присутствия юридического лица на современном рынке. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.06.2015 г. № 224-ФЗ регулирует отношения, связанные с подготовкой, заключением и исполнением соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерствах, устанавливает полномочия публично-правовых образований, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах ГЧП и МЧП, а также предусматривает внесение изменений в законодательство РФ в части интеграции в него механизмов ГЧП и МЧП соглашений. В соответствии с законом о ГЧП концессионные соглашения выведены из-под его регулирования. Концессионные соглашения регулируются специальным законом, а именно Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ. Помимо этого, ГЧП - законом произведено четкое разделение между ГЧП - проектами и концессионными проектами. Ключевое деление основывается на различном субъектном составе, требованиях к объектам соглашения и частично на отдельных условиях соглашения. Экономическое определение ГЧП Государственно-частное партнерство – совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса, направленного на развитие общественной инфраструктуры (социальной, транспортной, энергетической, коммунальной и пр.), при котором бизнес (частный партнер) участвует не только в частичном или полном финансировании создания (проектировании, строительстве/реконструкции и/или модернизации), но и в последующей эксплуатации объекта общественной инфраструктуры. Нормативное определение ГЧП (Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ) Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения…, заключенного… в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Концессионные соглашения удовлетворяют экономическому определению ГЧП и имеют все обязательные элементы соглашения о государственно-частном партнерстве, кроме возникновения права частной собственности Концессионное соглашение одна из форм ГЧП, наравне с соглашением о государственно-частном партнерстве, но не предусматривающая возникновения права частной собственности ПУБЛИЧНЫЙ ПАРТНЕР 115-ФЗ и 224-ФЗ • РФ (Правительство РФ / уполномоченный орган исполнительной власти РФ); • Субъект РФ (Исполнительный орган субъекта РФ / уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ); • Муниципальное образование РФ (глава муниципального образования / уполномоченный орган местного самоуправления). Каждый пользователь может начать свое дело по заранее созданной и проверенной технологии с высокой вероятностью устойчивого развития и работы предприятия. К примеру, в США количество продаж с применением франчайзинга переваливает за один триллион долларов. На франчайзинг приходится около 40% розничных покупок. Договор коммерческой концессии Договор коммерческой концессии – соглашение правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи), по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, включая право на товарный знак и другие предусмотренные договором объекты интеллектуальной собственности. Вопрос регулируется статьей 1027 Гражданского кодекса РФ. Стороны договора — правообладатель и пользователь. Ими могут быть только коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, так как договор франчайзинга всегда заключается в целях ведения предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. В настоящее время в РФ заключено около 600 концессионных соглашений, общая стоимость которых составляет более 1,5 трлн. руб. Средняя стоимость проектов – 2,5 млрд.руб. Максимальный срок концессии – 49 лет, минимальный – 2 года. Концессионные соглашения заключаются в таких сферах как: теплоснабжение, образование, водоснабжение/водоотведение, твердые коммунальные отходы, платные переезды. Концессия в сфере ЖКХ Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов. Партнер-инвестор обязуется вложить значительные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход. Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (ГЧП), которое признано наиболее удачным способом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам. Регламентируется государственно-частное партнерство следующими законодательными актами о концессии: закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; Постановление Правительства РФ №748 «Об утверждении типового концессионного соглашения». При передаче в концессию объектов водоснабжения и теплоснабжения, водоотведения, государство закрепляет за собой право выступать стороной концессионного соглашения. Примеры концессии водоснабжения: Волгоградский водоканал, взятый в концессию с акцентом на модернизацию очистных сооружений. Доступ иностранным инвесторам закрыт, партнерами становятся только отечественные компании. В коммунальном хозяйстве концессионные соглашения могут быть при следующих условиях: - долгосрочное действие контрактов; - четко очерченные обязательства, которые подлежат безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов; - у инвестиций есть верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать деньги; - концессионер должен достичь показателей, а среди них – энергоэффективность, качество, надежность; - порядок возврата денег, потраченных инвестором. ГЧП – это не гарантия абсолютно удачного варианта, есть и негативные моменты. Стороны договора: Концессионер – лицо, которое берет на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта. Обычно это коммерческая организация или группа компаний. Концедент – конкретное государство. От его имени соглашение подписывается руководителем правительства, административных единиц или других органов власти. Отношения сторон проходят строго в рамках подписанного договора концессии. Преимущества и недостатки Плюсы концессионных соглашений для государства: • есть возможность совершенствовать, модернизировать объекты ЖКХ, при этом не тратя бюджетные деньги; • переданное во временное пользование частникам имущество все же остается в муниципальной или государственной собственности; • партнерство оставляет право наблюдать за ведением хозяйства частных инвесторов и контролировать этот процесс. Недостатки: • готовить проект, документацию на организацию конкурса и его проведение, кадастровый учет земель приходится на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат); • сложно найти готового вложить крупные суммы инвестора, обычно к партнёрству склоняются представители малого бизнеса или бывшие унитарные предприятия, которые не располагают необходимыми финансами. Для поддержки концессионных проектов был создан Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, концессионеры при этом должны концентрироваться на объектах ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тысяч жителей). Реализация концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ обеспечивается финансами на следующих условиях: вкладываются деньги инвестором, а также из местного или регионального бюджета — не менее 40% от общей стоимости проекта. Доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта с ограничением в 300 миллионов рублей. Если концессионер не смог выполнить в установленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и сильно задолжал Фонду, проект можно считать неудавшимся. И это может быть не вина концессионера: многие сети тепло-и водоснабжения слишком сильно изношены, тарифные ставки не покрывают потери энергоносителей, а заниматься реконструкцией, получать доход, отдавать долги Фонду и другим кредиторам при таких условия очень сложно. Заключение концессионного соглашения Потенциальный инвестор, который решил стать партнером государства в улучшении коммунального хозяйства, выбирает подходящий объект. Например, котельную. Затем он заявляет в орган местной власти о своем намерении. Субъект Российской Федерации готовит проекты, выполняет работу по проведению конкурса. Если претендентов несколько, конкурс проводится, по результатам которого выбирают партнера. Если претендент один, торги не проводят. Концессионное соглашение – договор, содержащий пункты: • описание объекта; срок действия; концессионная плата (размер, форма платежей, периодичность); • плата концедента – размер, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ; • условия досрочного расторжения; • методы и средства разрешения противоречий; • гарантии банка; • реквизиты, подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ. Отличия от аренды. Чем концессия отличается от аренды? Договор концессии – тот же договор аренды, который имеет свои особенности и отличается от типичных договоров. Договор концессии – вид договора, не предусмотренный ГК РФ, о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимости в государственную собственность, за счет чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу. Точнее говоря, договор концессии — это договор между государством и бизнесом, фиксирующий условия использования бизнесом государственной собственности. Аренда же — это временное использование чужой собственностью за деньги. Аренда предполагает использование уже имеющегося имущества за плату, а концессия – создание объекта или модернизация существующего, а уже после возмездная эксплуатация. Чем отличается ГЧП от концессии Государство ставит перед собой задачу повысить эффективность бюджетных расходов и привлечь частные инвестиции. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и концессия — эффективные механизмы решения данных задач. Концессионные соглашения считаются одной из возможных форм государственно-частного партнерства, его специфичность заключается в сохранении права собственности на объект соглашения. ГЧП – долговременное взаимовыгодное сотрудничество общественного и частного партнеров (то есть государства и юридического лица или группы юридических лиц), направленное на реализацию планов ГЧП для достижения задач социально-экономического значения с помощью объединения ресурсов и деления рисков между сторонами в установленных договором пропорциях. У механизма реализации концессии не такой широкий диапазон. Необходимость применения концессионного соглашения определяется преимуществами, которые принадлежат и ГЧП: прозрачность правового режима ввиду наличия законодательства, которое регулирует порядок заключения и выполнения концессионных соглашений и ГЧП; есть практика реализации концессионных контрактов на региональном уровне; можно применять отдельные механизмы государственной поддержки и инструментов ГЧП. Отличие ГЧП от концессии и важные аспекты взаимодействия государства и бизнеса, основанные на этих двух формах: ГЧП консолидирует ресурсы сторон. Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее установленных и определенных пропорциях. Концессионер же создает объект за свой счет, не получая со стороны концедента платы, а при создании объекта концессионер получает данный объект на определенный срок в целях возмещения своих финансовых затрат за счет использования созданного им объекта. При реализации проектов ГЧП стороны соглашения: публичный партнер – государство (правительство РФ, исполнительный орган власти и т.д.), частный партнер – российское юридическое лицо, с которым заключается оглашение. При концессии: концендент – государство (правительство, исполнительная власть), концессионер – предприниматель. Объекты соглашения ГЧП: автомобильные дороги, транспорт общественного пользования, морские и речные судна, объекты здравоохранения и социального обслуживания населения (образование, спорт и т.д.). Для концессий перечень расширенный: то же самое, а также объекты тепло- , газо- и энергоснабжения. Элементы соглашения для ГЧП: строительство (реконструкция) или создание объекта соглашения частным партнером полного или частичного финансирования объекта соглашения, эксплуатация или техническое обслуживание объекта соглашения. Для концессий: концессионер обязуется создавать или реконструировать объекты концессионного соглашения, соблюдать сроки созданий или реконструкции. Еще одно важное отличие концессии – более широкий круг участников на стороне как публичного, так и частного партнера, например, нет ограничения по участию иностранных юридических лиц (такое ограничение введено в законе о ГЧП). Общая схема реализации концессионного соглашения приведена на рис.1. На рис. 2 приведены основные формы реализации инфраструктурных проектов. Рис. 1. Общая схема реализации концессионных соглашений Рис. 2. Формы реализации инфраструктурных проектов Финансирование концессионных проектов Существует несколько способов финансирования концессионных проектов (рис. 3). Управляющая компания (SPV, special project vehicle — компания, специально созданная для реализации концессионного проекта) может взаимодействовать с несколькими организациями для получения финансирования. При взаимодействии с коммерческими банками концессионер может взять кредит для финансирования проектирования или строительства. Инфраструктурные проекты требуют долгосрочных инвестиций, которые в большинстве своем неинтересны бизнесу из-за длительных сроков окупаемости. Однако институциональные инвесторы заинтересованы в «длинных» вложениях, поэтому ГЧП может стать самым важным инструментом развития инфраструктурных проектов. Привлечь институциональных инвесторов к инфраструктурным проектам можно с помощью специальных ценных бумаг — концессионных облигаций. Концессионные облигации — это ценные бумаги, которые выпускаются проектной компанией для финансирования объекта концессионного соглашения. Облигационные купоны погашаются в соответствии с условиями облигационного выпуска. Рис. 3. Способы финансирования концессионных проектов Рис. 4. Выпуск концессионных облигаций в РФ в 2015-2019 гг. Любое инвестирование подразумевает возврат вложенных средств. В рамках концессионного проекта это может осуществляться несколькими путями. Первый вариант — возврат средств инвесторов на основе платы концедента. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса и т.д.) за счет привлеченных средств, а концедент в течении срока концессионного соглашения уплачивает концессионеру плату, исходя из финансовой модели концессионного соглашения (рис. 5). Рис. 5. Возврат средств инвестора на основе платы концедента Второй вариант — возврат средств инвесторов на основе тарифов. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. Уполномоченный орган утверждает долгосрочные параметры тарифного регулирования и тариф по виду деятельности концессионера. Возврат инвестиций осуществляется путем предоставления услуг/реализации продукции потребителям в рамках утвержденного тарифа (рис. 6). Рис. 6. Возврат средств инвесторов на основе тарифов Третий вариант — возврат средств инвесторов на основе оплаты услуг, не регулируемых тарифами, конечными потребителями. При использовании данного варианта концессионер создает новое или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. В течение срока действия концессионного соглашения концессионер эксплуатирует объект концессии по назначению, указанному в концессионном соглашении. Возврат инвестиций производится путем получения дохода от коммерческой эксплуатации объекта концессии (реализации продукции и /или оказания услуг потребителям (Рис. 7). Рис. 7. Возврат средств инвесторов на основе оплаты потребителями услуг, не регулируемых тарифами Четвертый вариант — возврат средств инвесторов на основе смешанных источников. Возможно сочетание типов обеспечения возвратности средств инвесторов в рамках концессионного проекта, так как получение платы концедента не запрещает концессионеру взимать плату с потребителей за продукцию, полученную от использования объекта концессии. Рис. 8. Возврат средств инвесторов на основе смешанных источников Условия предоставления кредитов для финансирования затрат концессионера на выполнение инвестиционной программы каждый банк выдвигает свои. Например, ПАО «Сбербанк» предоставляет кредит в размере до 70% инвестиционной программы на срок до 10 лет. Обеспечение кредита могут выступать залог акций/долей Заемщика, а также залог прав требования по концессионному соглашению или иные виды обеспечения в зависимости от особенностей проекта. Ознакомиться с проектами ГЧП, которые выставлены на конкурс, можно на сайтах: - https://www.mos.ru/tender www.torgi.gov.ru › - сайт госзакупок Вопросы для самопроверки: 1. Что является объектом концессионного соглашения? 2. Кто может выступать стороной концессионного соглашения? 3. В какой форме может быть установлена концессионная плата? 4. Каков порядок осуществления контроля концедента за исполнением концессионного соглашения? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Подготовьте перечень нормативных документов в которых приводятся типовые формы концессионных соглашений.
«Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot