Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Концептуальные основы педагогического класса в системе непрерывного педагогического образования

  • 👀 458 просмотров
  • 📌 407 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Концептуальные основы педагогического класса в системе непрерывного педагогического образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Концептуальные основы педагогического класса в системе непрерывного педагогического образования» docx
Концептуальные основы педагогического класса в системе непрерывного педагогического образования Аннотация. Показана актуальность создания педагогических классов в системе непрерывного педагогического образования. Обоснованы ведущие педагогические подходы и теории к конструированию программы курса «Педагогический старт» в рамках профильного педагогического класса. Программа позволяет осваивать курс в зависимости от образовательных потребностей выпускников на базовом, продвинутом, творческом уровнях. Представлены образовательные модули курса и их содержание, ориентированные на целостное представление о педагогической профессии. Ключевые слова: педагогический класс, непрерывное педагогическое образование, профессиональная ориентация. Изменения, происходящие в российском обществе за последние два десятилетия, актуализировали многие проблемы, в том числе и в образовании: качество, доступность и непрерывность образования, подготовка педагога для обновленной школы, престиж профессии учителя. Введение Единого государственного экзамена как инструмента контроля качества школьного образования и механизма перехода от школьного к профессиональному образованию, предпринятая попытка освоения профильного обучения и перехода к профильной школе, введение ФГОС общего и высшего образования и ряд иных мер трансформирования образования не могли не сказаться на его состоянии. В числе серьезных изменений в сторону улучшения состояния системы образования или отдельных ее частей, мы отмечаем и некоторые негативные проявления, наблюдающиеся, в частности на территории Волгоградского региона. Речь идет о системе педагогических классов, которая сформировалась в начале 90-х гг. ХХ в. успешно развивалась благодаря активной деятельности Центра педагогических инноваций Волгоградского государственного педагогического университета под руководством А.М. Саранова. Именно в эти годы были предложены и научно обоснованы различные модели функционирования педагогических классов, которые прошли экспериментальную апробацию в школах г. Котово, г. Краснослободска, г. Михайловки, учреждениях дополнительного образования г. Фролово, с. Ольховка и др. Данная система существовала на территории Волгоградской области вплоть до периода 2003-2008 гг., когда в условиях расширяющегося эксперимента по ЕГЭ и профилизации школьного образования она практически исчезла. Таким образом, система непрерывного педагогического образования на территории Волгоградского региона фактически лишилась одного из своих звеньев. При этом потребность в педагогических кадрах стабильно держится на достаточно высоком уровне, а с введением профессиональных стандартов педагогических профессий еще и серьезно возросли требования к выпускникам системы высшего педагогического образования. Кроме того, одним из принципов современной образовательной политики России, в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является принцип непрерывности образования. Система непрерывного образования, ориентированная на целостное развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни в современных условиях, как показывает исследование Н.К. Сергеева, призвана реализовывать свою важнейшую функцию – стимулирование профессионально-личностного саморазвития для решения творческих, профессиональных и жизненных задач [4, с.9-10]. В этой связи нам представляется, что необходимо актуализировать систему непрерывного педагогического образования, начиная с самой первой ее ступени – педагогических классов. При этом мы руководствуемся одним из основополагающих принципов целостного подхода, согласно которому в качестве объекта педагогического проектирования мы должны рассматривать, наряду с целостной системой процессов педагогического характера, каждый из этих процессов в отдельности в аспекте выполняемых ими функций в развитии личности [2, с. 91]. Разумеется, в современных условиях невозможно, да и не нужно восстанавливать педагогические классы в прежнем виде. Необходимо продумать и предложить системе общего образования информационно и деятельностно насыщенный гибкий вариативный курс, который бы мог быть реализован в любом варианте – как факультатив или элективный курс – в рамках обучения в старших классах школы, либо как полноценная программа профильного педагогического класса. Предлагаемый курс «Педагогический старт» ориентирован на профессиональную ориентацию и первоначальную подготовку к освоению педагогической профессии учащихся 10-11 классов, обучающиеся в муниципальных образовательных учреждениях общего среднего образования Волгограда и Волгоградской области. В основу разработки курса были заложены ведущие педагогические подходы и теории: целостный подход, который позволяет рассматривать педагогическую профессию через взаимосвязь компонентов: историко-педагогического, педагогического взаимодействия, аксиологического, диагностического, технологического. Деятельностный подход позволяет рассматривать в содержании курса основные виды деятельности современного педагога и позволяет «примерить» на себя отдельные элементы деятельности учителя самим обучающимся – слушателям педагогических классов. Культурологический подход ориентирует педагогов, реализующих данный курс, а также учащихся, осваивающих его, включаться в процесс освоения целостной педагогической культуры, представленной во взаимосвязи перечисленных выше компонентов. Идеи же компетентностного подхода позволяют наилучшим образом организовать активное освоение компонентов содержания данного курса – как информационного, так и деятельностного характера – для продвижения в овладении ведущими компетенциями, характерными для представителей педагогических профессий. Целевой компонент курса ориентирован на формирование профессионально-педагогической компетентности, в основу которой положена педагогическая культура, объединяющая в себе соответствующие базовые и сопутствующие компетенции. Задачи курса: 1. Сформировать представления об образовании как о важнейшей сфере духовной деятельности. 2. Поднять престиж педагогической профессии и сформировать уважение к учителю. 3. Познакомить школьников с историей зарубежной и отечественной педагогики, а также с современными проблемами психолого-педагогической науки и практики. 4. Ориентировать школьников на творческий характер педагогической профессии. Содержание курса «Педагогический старт» представлено образовательными модулями, каждый из которых наполняется адаптированными материалами по педагогике и психологии. Каждый модуль имеет теоретическую и практическую составляющие – репродуктивного и творческого характера. Темы (блоки) каждого отдельно взятого модуля изучаются последовательно. При этом предполагается освоение учащимися теоретического материала в степени, достаточной для выполнения практической составляющей, предполагающей получение какого-либо практического результата, представляемого в качестве отчета. Без полноценного освоения предыдущего переход к следующему блоку невозможен. Показателем освоения учащимися материала каждого модуля является успешное выполнение творческого задания (проекта). Модули обладают относительной автономностью и могут осваиваться учащимися как последовательно, так и в любом другом порядке, в том числе выборочно – по желанию самих учащихся и их родителей (законных представителей), а также администрации и учредителей образовательных организаций, на базе которых организуется обучение. Принцип отбора самих модулей, а также их предлагаемая последовательность обусловлены обобщенной профессиограммой педагога (Н. И. Болдырев, В. А. Крутецкий и др.). Виду профориентационного и пропедевтического характера данного курса, он не предполагает ориентировку на какой-либо из профессиональных стандартов в сфере педагогической деятельности. Предлагаемые модули в совокупности образуют некий инвариант, овладение которым обеспечивает необходимый и достаточный минимум для психологической и операциональной готовности выпускника старших классов к обучению по любому из направлений педагогической подготовки в вузе. При необходимости и, самое главное, наличии соответствующего желания со стороны учащихся и других субъектов учебно-воспитательного процесса в классах педагогической направленности, данный инвариант может быть расширен за счет добавления иных модулей, отвечающих запросам личности, общества и государства к педагогу и его профессиональной деятельности. Их количество, разумеется, будет избыточно, поэтому каждый конкретный педагогический класс сможет использовать свой собственный «набор» вариативной составляющей содержания образования. Кроме того, программой предусмотрено освоение курса на трех уровнях – базовом, когда учащиеся просто знакомятся с профессиональной педагогической деятельностью с целью профессиональной ориентации и более успешного самоопределения в будущей профессиональной сфере; продвинутом, когда учащиеся овладевают полным программным содержанием курса и получают сертифицированное подтверждение его освоения; творческом, когда школьники, овладевая программным содержанием, выходят на самостоятельную формулировку образовательных и исследовательских задач, активно участвуют в конкурсах, конференциях молодых исследователей по избранному направлению деятельности. К модулям, предлагаемым в инвариантной части, относятся следующие пять: «Учитель в системах координат», «Учитель в системе взаимоотношений», «Учитель в педагогических системах», «Учитель в системе ценностей», «Учитель и системы диагностики». Структурно данные модули представлены следующим образом. Модуль 1. Учитель в системах координат. 1.1. Профессия учителя в ее историческом развитии. 1.2. Учитель в образовательном пространстве. 1.3. Учитель и образовательная среда. 1.4. Аналитический проект «Плюсы и минусы моего любимого педагога» (выполняется по итогам изучения теоретического материала и пассивной педагогической практики). Модуль 2. Учитель в системе взаимоотношений. 2.1. Учитель во взаимоотношениях с другими людьми. 2.2. Учитель во взаимоотношениях с коллегами. 2.3. Учитель во взаимоотношениях с учащимися. 2.4. Тренинг: «Психолого-педагогические основы общения в работе учителя». Модуль 3. Учитель в педагогических системах. 1.1. Учитель и современные воспитательные системы. 1.2. Учитель и педагогическая технология. 1.3. Учитель и система управления школы. 1.4. Творческий проект «Моя педагогическая технология» (В ходе активной психолого-педагогической практики разрабатывается и реализуется урок и воспитательное мероприятие). Модуль 4. Учитель в системе ценностей. 4.1. Учитель и общечеловеческие ценности. 4.2. Учитель и базовые национальные ценности. 4.3. Учитель и профессиональные ценности. 4.4. Защита авторского проекта «Аксиологические основы педагогической профессии и ее роль в современном обществе». Модуль 5. Учитель и системы диагностики. 5.1. Изучение мотивации учения. 5.2. Изучение самооценки. 5.3. Изучение внимания. 5.4. Изучение памяти. 5.5. Исследование особенностей мышления. 5.6. Изучение особенностей творческого воображения. 5.7. Изучение особенностей темперамента. 5.8. Защита авторского проекта «Обоснование выбора моей будущей профессии». Таким образом, у будущего выпускника школы – возможного абитуриента педагогического вуза формируется целостное представление о педагогической профессии, ориентированное на профессиональное саморазвитие в системе непрерывного педагогического образования. В этой связи в рамках предлагаемого курса рассматривается педагогическая профессия в ее историческом развитии – как последовательность исторических вех становления и совершенствования профессии педагога. Раскрываются возможности педагогических пространств и сред. Профессию педагога – учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования невозможно представить без общения и особым образом организованного взаимодействия в ходе образовательного процесса. В этой связи отдельный модуль посвящен раскрытию именно этих аспектов педагогического труда, причем опять же – с системных позиций. Начав разговор о системном характере всего, что касается деятельности педагога, логично раскрыть перед учащимися суть того, что собственно и называется педагогическими системами. Во всех профессиограммах педагога, независимо от их авторства, так или иначе, представлена ценностная или гуманистическая составляющая. Это, разумеется, не случайно; ведь педагог, по природе своей, являясь проводником культуры, своеобразным «мостом» между предшествующими поколениями и поколениями ныне живущими, не может сам не быть носителем высокой культуры, в первую очередь представленную системой ценностей – общечеловеческих, национальных, профессиональных. Еще одна система, с которой следует познакомить потенциального педагога – это система диагностики. Ведь еще К.Д. Ушинский писал о том, что прежде чем «всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Поэтому модуль, посвященный системам диагностики, также включен в инвариант для учащихся педагогического класса. Разумеется, осуществляя функции по профориентации и мотивации учащихся к освоению педагогической профессии, курс не должен быть перегружен информацией. Ведь излишний академизм и теоретизированность материала могут только отпугнуть учащихся, поэтому соотношение теоретической и практической составляющей должно варьироваться сообразно ситуации в каждом отдельном случае, в том числе и в пользу перевеса практических форм организации образовательного процесса. Ведь даже материал по истории образования можно реализовывать в проектной форме, в различных вариантах интерактивных занятий и т.д., а такие разделы как педагогическое общение и конфликтология просто невозможно осваивать без таких форм как тренинг, ролевая игра с элементами психодрамы и т.п. Да и собственно учебную практику можно реализовать в достаточно широком спектре вариантов реализации – от интервью и фрагментов учебных занятий до реализации функции «младших тьюторов» в начальной школе. Использование интерактивных форм позволяет педагогу выступать организатором деятельности обучающихся, готовить заранее необходимые задания и формулировать вопросы или темы для обсуждения в группах. Применение интерактивных форм в педагогическом классе способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, дает возможность использовать разные формы деятельности обучающихся, переключать внимание на ключевые вопросы обсуждаемых тем. [5, с.64]. Таким образом, каждый отдельный педагогический (социально-педагогический) класс должен обладать собственной спецификой, своим собственным комплектом программно-, учебно- и научно-методического обеспечения. В процессе реализации программ должна осуществляться совместная с педагогами, работающими с ними, рефлексия и при необходимости, вноситься соответствующие коррективы. Нам это представляется как системно организованная деятельность в лучших традициях педагогической инноватики, как поставленная «на широкую ногу» опытно-экспериментальная работа по реализации непрерывного педагогического образования в общеобразовательной школе. Предлагаемая программа обсуждалась на совещаниях с директорами школ и руководителями системы образования муниципальных районов Волгоградской области, заседании круглого стола в рамках проведения «Дня ВГСПУ» в Новониколаевском районе, а также была представлена на пленарном заседании, посвященном открытию дня Волгоградского государственного социально-педагогического университета в Котовском районе, проходившем в режиме видеоконференции с участием образовательных учреждений Волгоградской и Самарской областей, а также Фонда поддержки образования (Санкт-Петербург). Разумеется, предлагаемый курс не исчерпывает, да и не должен охватить всего многообразия подготовки будущего педагога. Основная миссия данного курса – это познакомить школьника с особенностями педагогической профессии, показать им «как это работает», предоставить возможность для самостоятельных проб в этом деле, и как возможный результат – осознанно выбрать профессию учителя. При слаженной системной работе, да еще и при условии организации сетевого взаимодействия между участниками программы, мы вправе ожидать существенный прирост в плане готовности (мотивационной, операциональной и пр.) потенциальных абитуриентов к освоению профессии в педагогическом вузе. Список использованной литературы: 1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 1984. - 144 с. 2. Грачев К.Ю. Теоретико-методологические основы целостного педагогического процесса как ресурс повышения качества образования // Грани познания. 2014. № 6 (33). С. 91-94. 3. Крутецкий В. А. Психология – М., 1986, С. 323-333. 4. Сергеев Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования: дис. в виде науч. доклада д-ра пед.наук. Волгоград, 1998. – 80 с. 5. Чудина Е. Е. Профессиональное саморазвитие учителя в интерактивном обучении //Инновации в образовании. 2014. №7. С. 62-68.  Подготовка учителя к работе с педагогическими классами в современной школе В современных условиях развития российского общества с новой силой актуализировалась проблема подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для разнообразных сфер экономической и общественной жизни. В обществе зреет понимание того обстоятельства, что без профессиональных педагогов невозможно решение ни одной задачи, связанной с овладением опытом, формированием духовно-нравственных качеств, выстраиванием взаимодействия, имеющего развивающий характер. В последние годы потребность в педагогических кадрах в волгоградском регионе стабильно держится на достаточно высоком уровне, а с введением профессиональных стандартов педагогических профессий еще и серьезно возросли требования к выпускникам системы высшего педагогического образования. Кроме того, одним из принципов современной образовательной политики России, в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является принцип непрерывности образования. ляется принцип непрерывности образования. Система непрерывного образования, ориентированная на целостное развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни в современных условиях, как показывает исследование Н.К. Сергеева, призвана реализовывать свою важнейшую функцию – стимулирование профессионально-личностного саморазвития для решения творческих, профессиональных и жизненных задач [1, с. 9–10]. В этой связи совершенно понятен и возросший интерес к проблемам организации непрерывного педагогического образования и такого его звена как педагогический класс. Система таких педагогических классов сформировалась на территории Волгоградской области в начале 90-х гг. ХХ в. и успешно развивалась благодаря активной деятельности Центра педагогических инноваций Волгоградского государственного педагогического университета под руководством А.М. Саранова. Именно в эти годы были предложены и научно обоснованы различные модели функционирования педагогических классов, которые прошли экспериментальную апробацию в школах г. Котово, г. Краснослободска, г. Михайловки, учреждениях дополнительного образования г. Фролово, с. Ольховка и др. Данная система существовала на территории Волгоградской области вплоть до периода 2003-2008 гг., когда в условиях расширяющегося эксперимента по ЕГЭ и профилизации школьного образования она практически исчезла. В современных условиях создание педагогических классов имеет ряд существенных отличий от описанного выше периода. Во-первых, это уже упоминавшийся ЕГЭ, который в корне изменил мотивацию обучения в любом профильном классе, в том числе и в педагогическом. Если ранее вузы, имевшие свое профильное «представительство» в старших классах сотрудничающих с ними школ, могли предоставлять те или иные льготы при поступлении выпускникам таких классов, то после введения ЕГЭ, такая возможность практически полностью исчезла1. Во-вторых, появились ФГОС для различных уровней общего образования, требования которых также необходимо учитывать при организации образовательного процесса, в том числе и в профильных классах. В-третьих, были запущены ФГОС высшего образования, существенно изменившие организацию подготовки педагогов в вузах. Наконец, в-четвертых, были приняты и местами начали действовать уже упоминавшиеся выше профессиональные стандарты педагогических профессий. Можно добавить и реализация примерной программы воспитания усиливает необходимость создания педагогических классов.Все перечисленные изменения затронули различные элементы системы непрерывного педагогического образования. Однако, как нам хорошо известно, изменения в отдельных элементах и компонентах целостной системы неизбежно влекут за собой изменения в функционировании и развитии всей системы. Поэтому при конструировании образования в педагогических классах, следует учитывать все перечисленные выше аспекты. Итак, первое – мотивация в виде учета индивидуальных достижений и прибавления соответствующей суммы баллов к результатам ЕГЭ. Как показал наш анализ нормативных документов и сложившейся на настоящий момент практики, одним из наиболее привлекательных и существенных в плане начисляемых баллов, является участие в олимпиадах различного уровня и направленности. По отношению к педагогическим классам это прежде всего открытая олимпиада по педагогике (и психологии) и межвузовская олимпиада школьников «Первый успех», организуемая РГПУ им. А.И. Герцена в сотрудничестве с региональными вузами педагогической направленности. В этой связи педагогам, которым предстоит работать с учащимися педагогических классов, необходимо хорошо ориентироваться в специфике этих олимпиад, начиная с нормативных и организационных основ и заканчивая содержательными и структурными особенностями олимпиадных заданий. Второе – реализация ФГОС, которые предусматривают в числе прочего и реализацию учащимися учебно-исследовательской и проектной деятельности. Причем такие формы организации учебной деятельности как проекты выступают одним из ведущих средств формирования универсальных учебных действий (УУД). Отсюда следует необходимость готовности потенциального учителя педагогического класса к грамотной и эффективной организации таких форм при соблюдении соответствующей профильной направленности учебного процесса. Третье – актуализированные стандарты высшего образования, ориентирующие на еще большее погружение в специфику будущей профессии студента – завтрашнего специалиста. И здесь важно помнить, что такое интенсивное обучение при большой доле самостоятельной работы и многочисленных практик невозможно без предварительной готовности потенциального студента к таким видам деятельности. Поэтому важно, чтобы еще во время учебы в педагогическом классе потенциальные абитуриенты педагогического вуза уже «прикоснулись» бы к педагогической деятельности через освоение различных форм квазипрофессиональной деятельности, таких как социальные практики и профессиональные пробы. Соответственно, будущий (возможный) учитель педагогического класса должен быть готов к качественной организации подобных форм квазипрофессиональной деятельности своих учеников. Наконец, четвертое – принятие и поэтапное введение в практику профессиональных стандартов. Эти стандарты, в отличие от образовательных, отражают актуальное, насущное состояние в профессиональной сфере и ожидания потенциального работодателя по отношению к предполагаемым работникам. Педагогическая профессия здесь не является исключением и точно так же детализирована в тексте соответствующих стандартов в виде трудовых функций и трудовых действий, опирающихся на систему профессиональных знаний и умений. По отношению к учащимся педагогических классов и педагогов, которым предстоит работа с ними, этот аспект кажется менее значимым, однако именно он является краеугольным во всем деле подготовки будущего учителя к работе с педагогическими классами. Ведь именно на основании анализа профессиональных стандартов педагогических профессий возможно уточнение и актуализация профессиограммы педагога, на основе которой, на наш взгляд, и должны строиться содержание и организация работы с учащимися педагогических классов. Таким образом, при выстраивании системы работы вуза по подготовке учителя (в т.ч. и будущего) к работе с педагогическими классами в современной школе, следует обращать внимание на шесть ключевых направлений: 1.проработку организационных и содержательных аспектов современных олимпиад школьников психолого-педагогической направленности; 2.подготовку к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся; 3.формирование готовности к эффективной организации социальных практик и профессиональных проб учащихся; 4.уточнение и актуализацию профессиограммы педагога на основании анализа актуальных профессиональных стандартов педагогических профессий 5.формирование интереса к педагогической профессии; 6. приобщение к педагогическим знаниям. Содержательное наполнение деятельности педагогических классов обсуждалось во время Первого международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России» в рамках мастер-класса «Современный педагогический класс: содержание, технологии, научно-методическое сопровождение деятельности» 19 сентября 2019г. Более пятидесяти участников мастер класса из разных городов России, городов Волгоградской области, представлявших разные научные школы, солидаризировались в необходимости отразить в содержании образования педагогического класса три ключевых направления: образ современного учителя, педагогическая этика и ее роль в воспитании учащихся, участие учащихся в социально-образовательных практиках. С учетом вышеизложенного, для реализации обозначенных направлений наиболее эффективными формами подготовки будущих педагогов к работе в педагогических классах на уровне бакалавриата выступают: элективные курсы по организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, организации научного творчества обучающихся, профессиональному саморазвитию учителя. На уровне магистратуры решению обозначенных проблем способствуют дисциплины: «Научно-методические основы проектирования содержания педагогических классов», «Инновационные процессы в образовании», «Современные проблемы образования» «Руководство учебно-исследовательской работой школьников», которые обладают высоким образовательным потенциалом, позволяющим проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований [2, с. 26]. Данные дисциплины позволяют моделировать содержание педагогических классов и планировать деятельность научного общества учащихся как средства подготовки к учебно-исследовательной и проектной деятельности. Для педагогов - практиков по подготовке к работе с педагогическими классами Центр образовательных инноваций и кафедра педагогики ФГБОУ ВО «ВГСПУ» проводят цикл вебинаров, содержание которых оказывает научно-методическую педагогическую поддержку в реализации обозначенных направлений. При определении педагогического содержания педагогического класса необходимо избегать попыток дублировать вузовскую педагогику, за счет отбора наиболее интересных «тем» педагогики и определения интерактивных форм проведения занятий в педагогическом классе. При использовании интерактивных форм учитель выступает организатором деятельности обучающихся, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, консультирует обучающихся, регламентирует время и процедуру реализации выполнения намеченного плана. [3, с.64] Уже проведено десять вебинаров для педагогов и школьников, тематика которых раскрывает вопросы подготовки к педагогическим олимпиадам и содержания модулей учебных планов педагогического класса. Также в соответствии с графиком профориентационных мероприятий с сентября 2019 г. гостями университета являются школьники и педагоги педагогических классов. Непосредственное взаимодействие с педагогами во время профориентационных встреч предполагает решение вопросов по содержательному наполнению деятельности педагогических классов. Таким образом, практическая реализация выделенных шести направлений работы вуза по подготовке учителя к работе с педагогическими классами осуществляется в деятельности педагогического класса лицея №9 им. Н.А. Неверова г. Волгограда, сводного педагогического класса г. Михайловки и г.Урюпинска Волгоградской области, а также со студентами бакалавриата и магистратуры ФГБОУ ВО «ВГСПУ». Список цитируемой литературы 1. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования: дис. в виде науч. доклада д-ра пед. наук. Волгоград, 1998. 2. Чандра М.Ю. Модульная архитектура основных профессиональных образовательных программ вуза. Высшее образование сегодня. 2019. № 8. С. 22-27. 3. Чудина Е. Е. Профессиональное саморазвитие учителя в интерактивном обучении //Инновации в образовании. 2014. №7. С. 62-68. 
«Концептуальные основы педагогического класса в системе непрерывного педагогического образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot