Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Концептуальные основы экологического менеджмента

  • 👀 476 просмотров
  • 📌 426 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Концептуальные основы экологического менеджмента» pdf
Лекция 1 Концептуальные основы экологического менеджмента 1 Экологизация экономики Разносторонний и системный подход к окружающему человека материальному миру заключается в экологизации экономики. Суть такого подхода выражена в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию. Выводы и предложения положены в основу ряда решений Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Основное в них – экономика не ограничивается созданием материальных ценностей, а экология не относится только к охране природы. Оба понятия в равной мере касаются улучшения судьбы человечества. Экологизация экономики, проявляющаяся в эквивалентности обмена между природой и человеком, гарантирует сохранение необходимого для общества качества окружающей среды. Кардинальное решение проблемы состоит в том, чтобы базировать производство по возможности на относительно легкодоступном сырье, снизить его удельный расход, обеспечить кругооборот сырья, утилизируя вторичные ресурсы и полностью используя все, что добывается из недр. Направления экологизации: • Технологии по очистке выходных компонентов от вредных примесей (экстенсивный подход); • Экологически чистые технологии (интенсивный подход). Первое направление экологизации – технологии «конца трубы». При их использовании наряду с производством основного продукта осуществляется нейтрализация вредных побочных продуктов. Природоохранные мероприятия являются дополнительными, а издержки – экстернальными (внешними) для предприятия, нежелательными для него с экономической точки зрения. Второе направление экологизации – интенсивный метод охраны природы – заключается в предупреждении негативного воздействия путем устранения не следствия (вредный выброс), а причины (несовершенство технологии). Основные принципы интенсивного метода: • Замкнутость производства; • Безотходность производства; • Экономия сырья и энергии; • Использование альтернативных источников энергии; • Создание продукции с длительным сроком службы. 2 Экстернальные издержки, ассимиляционный потенциал Все виды хозяйственной деятельности обычно сопровождаются не только получением желаемых результатов (эффектов), но и непреднамеренными (внешними) последствиями (как положительными, так и отрицательными). Положительные внешние (экстернальные) эффекты возникают когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Отрицательные внешние эффекты возникают когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки у других. С точки зрения экономики природопользования эти последствия могут носить эколого-экономический, эколого-социальный, экологический характер. Внешние — экстернальные — эффекты влекут за собой дополнительные издержки хозяйствующих субъектов (природопользователей). Эти дополнительные издержки в экономике природопользования получили название экстернальных издержек. Внешние, или экстернальные, издержки — одна из основных категорий экономики природопользования. Проблема экстернальности основана: 1. На понятии о собственности. С точки зрения двух субъектов собственности — общества и предпринимателя, — экономические интересы различны: общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель — природоохранные издержки, которые отражаются на основных экономических показателях производства. При этом для предпринимателя - природопользователя ущерб, нанесенный «третьим лицам», является по сути внешними издержками его производства. Эти внешние издержки совершенно неравнозначны внутренним издержкам производства и представляют собой убытки предпринимательской деятельности. Исключение составляет тот случай, когда предприниматель сам несет ущерб от собственных выбросов. Таким образом, в общем случае имеет место конфликт интересов различных субъектов собственности. 2. Экстернальные издержки возникают в связи с ограниченностью ресурса (ассимиляционный потенциал). Выбросы, превышающие объем ассимиляционного потенциала, приводят к появлению ущерба и, соответственно, к возникновению экстернальных издержек. 3. На праве собственности на ассимиляционный потенциал. Тот собственник, который получает возможность его использовать, выигрывает (за счет отсутствия экономического ущерба и экономии на природоохранных затратах). В то же время для того собственника, которому он не достался, велика вероятность потерпеть убытки вследствие деятельности первого. При этом убытки второго для первого являются экстернальными издержками. Таким образом, учитывая конфликт интересов общества и предпринимателя (общество заинтересовано в снижении ущерба от загрязнения, а предприниматель — в сокращении природоохранных затрат), необходим механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Суть регулирования заключается в том, что обществу необходимо превратить внешние издержки во внутренние и заставить предпринимателя оплатить все издержки, связанные с его деятельностью. Реализация этой цели возможна при назначении обществом платы за выбросы, равной экстернальным издержкам, так называемый пигувианский налог. Данное понятие связано с именем британского экономиста А.С. Пигу, который первым в начале XX в. комплексно исследовал проблемы внешних эффектов экономической деятельности. Он пришел к выводу, что издержки и выгоды вне рынка попадают к лицам, не вовлеченным напрямую в производственный процесс, поэтому общественный чистый и частный чистый продукт национальной экономики неэквивалентны. Пигу предложил «интернализировать» внешние для экономики процессы путем введения налога на деятельность, наносящую вред окружающей среде. Таким образом, Пигу указал на необходимость государственного регулирования экономических процессов с целью ликвидации внешних издержек экономической деятельности. В экономическом отношении плата за загрязнение представляет собой особый вид налогообложения. При этом налогооблагаемой величиной является масса загрязнения, которая зависит от результатов производственно-хозяйственной деятельности природопользователя. Плата за загрязнение по своей экономической сущности представляет собой форму возмещения экономического ущерба от загрязнения компонентов природной среды. Однако рассматривать плату за загрязнение как полную компенсацию наносимого экологического ущерба неверно из следующих соображений: по объективным причинам не определена полностью величина ущерба от загрязнения, поэтому полный экономический ущерб от загрязнения окружающей среды всегда больше платежей за загрязнение; внесение платежей не освобождает хозяйствующего субъекта-загрязнителя от возмещения причиненного ущерба. Ассимиляционный потенциал — это способность окружающей природной среды (атмосферы, водных источников, почвы) воспринимать различные антропогенные воздействия (в том числе вредные примеси) в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в неопределенно длительной перспективе. Ассимиляционная способность окружающей среды представляет собой специфический природный ресурс. Он накладывает количественно-качественные ограничения на территориальную организацию производства и расселение людей. В результате хозяйственная деятельность, организуемая на конкретной территории, лимитируется исходя из суммарной предельно допустимой (экологически допустимой) нагрузки на этот биогеоценоз. Таким образом, общая экологически допустимая нагрузка определяется пределами экологической емкости территории. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также размещение отходов рассматривают в качестве форм использования ассимиляционного потенциала окружающей среды (АПОС). Значение экономической оценки АПОС: 1. позволяет решить вопрос о плате за пользование им, т.е. за выбросы загрязняющих веществ. 2. при сравнении эффективности вариантов развития хозяйственной деятельности на региональном уровне, в частности при разработке региональных стратегий устойчивого развития. Для проведения экономической оценки АПОС как природный ресурс должен быть измерен количественно (в физических единицах). Сложность количественного определения данного природного ресурса связана: • с разнообразием видов антропогенного воздействия и, • с определением безопасного уровня каждого вида воздействия. Значение ассимиляционного потенциала: • в возможности экономии на природоохранных затратах. Эта экономия определяет ценность АПОС. • позволяет предотвращать потери (ущерб) от загрязнения (точнее, ущерб от негативных изменений основных свойств окружающей среды в результате загрязнения). Таким образом, предотвращенный ущерб — экономия затрат на предотвращение загрязнения — определяет экономическую оценку АПОС на основе затратного подхода. Однако, учитывая дефицитность данного ресурса, особенно в районах с интенсивной хозяйственной деятельностью, наиболее целесообразен метод рентной оценки АПОС, основанный на возможностях искусственного воспроизводства. Этот процесс заключается в достижении соответствия качества окружающей среды экологическим нормативам (стандартам воздействия). С точки зрения общества в целом важно обосновать положение о том, какой из способов распределения прав на АПОС является оптимальным. Данная проблема (но в несколько иной редакции) впервые была поставлена Р. Коузом. Сформулированные им утверждения впоследствии получили название теоремы Коуза. Теорема Коуза гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной и эффективной независимо от изменений в распределении прав собственности». Теорема Коуза: • Раскрывает экономический смысл прав собственности. Экстерналии проявляются лишь тогда, когда права собственности размыты; • Доказывает необходимость развивать рыночные отношения и частную собственность; • Выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства. 3 Концепция устойчивого развития Обеспечение экологической безопасности как устойчивого состояния окружающей среды является определяющим условием успешного решения социальных и экономических задач, направленных на улучшение качества жизни людей и стабильного прогресса общества. Комплексное решение этих задач с учетом экологических требований и ограничений, которое возможно весьма различными методами на основе многочисленных подходов, в конечном счете, и означает переход к устойчивому развитию в соответствии с глобальной концепцией, определяемой документами Конференции ООН по вопросам охраны окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро. В соответствии с определением, представленным в докладе международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», устойчивое развитие (адаптированный перевод на русский язык термина «sustainable develohment») означает такое развитие, при котором удовлетворяются жизненные потребности нынешнего поколения людей, но не ставится под угрозу из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Основой данной концепции являются следующие положения: • Развитие экономики не должно сопровождаться опасным загрязнением и разрушением природной среды; • Признание единства и многообразия вариантов социально-экономического и экологического развития различных стран и народов; • Соблюдение гармонии между людьми, обществом и природой; • Основой социально-экономического развития должны быть свобода, а не насилие, гуманизм, а не вражда. Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений. Необходима минимизация негативных последствий, будущих экстерналий для последующих поколений. Критерии устойчивого развития: • количество возобновимых природных ресурсов, их возможность продуцировать биомассу должно не уменьшаться в течение времени, т.е. должен быть обеспечен режим воспроизводства; • максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновимых ресурсов с перспективой в будущем их замены на другие, нелимитированные виды ресурсов; • возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий; • загрязнение окружающей среды в перспективе не должно превышать его современный уровень. К экономическим показателям эффективности критериев устойчивого развития относятся: • уменьшение природоемкости экономики • структурный показатель, отражающий уменьшение удельного веса продукции и инвестиций отраслей природоэксплуатирующих секторов. Формирование концепции устойчивого развития: • 1945 год – учреждение ООН; • 1949 год – ООН курирует проведение 1 Международной научнотехнической конференции по охране природы; • 1955 год – ООН курирует проведение 2 Международной научнотехнической конференции по охране природы; • 1959 год – договор об Антарктиде; • 1962 год – Генеральная ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы»; • 1968 год – основание Римского клуба; • 1972 год – проведение 1 Международной конференции по проблемам природной среды, на которой была одобрена программа ООН по защите природной среды и утверждена специальная организация для ее реализации – ЮНЭП; • 1976 и 1980 годы – Генеральная Ассамблея ООН принимает ряд постановлений по защите природы; • 1982 год – сессия ООН утвердила Всемирную Хартию природы, возглавляющую на все государства мира ответственность за сохранение планеты и ее природных богатств; • 1983 год – по решению Генеральной Ассамблеи ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), задачей которой являлась разработка глобальной эколого-экономической программы и путей ее реализации; • 1992 год – проведение 2 Международной конференции ООН по проблемам природной среды, на которой данная концепция получила всеобщее; Документами этой конференции стали: «Повестка дня на 21 век» - программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения «Декларация по окружающей среде и развитию» - 27 принципов, определяющих права, обязанности сторон Заявление о принципах защиты и устойчивого развития всех видов лесов Рамочная конвенция «Об изменении климата» с целью стабилизации концентрации газов, вызывающих парниковый эффект Конвенция «О сохранении биологического разнообразия» 2 первых документа дали «прямое экономико-технологическое обоснование» устойчивого развития. Суть их обоснования сводиться к принципам экономики замкнутого цикла «5R» (уменьшение энерго-и материальемкости, замещение невозобновимых природных ресурсов возобновимыми, восстановление ненужных компонентов из переработанных отходов, рециркуляция отходов, многократное использование продукции) • 1997 год – Киотский протокол, проводиться сессия Генеральной ассамблеи ООН (Рио + 5); • 2000 год – принято решение о проведении ВСУР в 2002 году спустя 10 лет после «Рио 92» с тем, чтобы продемонстрировать приверженность устойчивому развитию; • 2002 год – Всемирный Саммит Устойчивого развития в Йоханнесбурге, на котором предложен план действий. По существу, концепция устойчивого развития ориентирована на сбалансированное, экологически безопасное социально-экономическое развитие без исчерпания природно-ресурсного потенциала и предполагает усиление ответственности за все формы деятельности, наносящие ущерб окружающей природной среде. В общем виде это подразумевает исключение из практики хозяйствования моделей производства и потребления, не способствующий устойчивому развитию на уровне предприятий, локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. На глобальном уровне переход к устойчивому развитию предполагает установление и принятие определенных принципов осуществления связанной с воздействием на окружающую среду деятельности, которые закреплены в международных документах (например, «Декларация Рио по окружающей среде и развитию». «Повестка дня на XXI век»), а также решение отдельных конкретных вопросов планетарного значения на основе многосторонних договоров и конвенций, например. Конвенции об изменении климата, Конвенции о биологическом разнообразии и т.п. (рис. 1). Наиболее всеобъемлющие меры по переходу к устойчивому развитию необходимы на национальном уровне, где формируются конкретные направления и условия природопользования и охраны окружающей среды с учетом особенностей национального законодательства, состояния экономики, форм государственного управления и т.п. В соответствии с «Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440, к числу основных направлений перехода России к устойчивому развитию относятся: создание правовых основ и совершенствование действующего законодательства, определяющего экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды, а также разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социальноэкономической системы и ее отдельных элементов. Конкретизация приоритетных направлений решения экологических проблем, механизмов и финансовых источников их реализации, контроля и корректировки осуществляется в рамках национальных планов действий по охране окружающей среды (НПДООС). Последним по времени принятия в России является НПДООС на 1999-2001 гг., рекомендованный Правительством Российской Федерации органам исполнительной власти к использованию в практической деятельности по охране окружающей среды (протокол от 12 ноября 1998 г. №411). Исходя из идеологии устойчивого развития во многих странах (в том числе и в России) стало распространяться государственное регулирование деятельности предприятий в области природопользования и охраны окружающей среды с применением различных форм и экономических рычагов. Глобальный уровень Национальный уровень Региональный и локальный уровни Принятие документов ООН по принципам устойчивого развития. Подписание договоров, соглашений и конвенций по отдельным аспектам охраны окружающей среды планетарного значения Разработка и совершенствование национального законодательства по охране окружающей среды. Разработка и реализация национальных планов действий по охране окружающей среды (НПДООС). Формирование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды Реализация экономического механизма охраны окружающей среды. Разработка и реализация региональных и локальных планов действий по охране окружающей среды Уровень предприятия Внедрение системы административного управления охраной окружающей среды на основе международных стандартов ИСО серии 14000 – экологический менеджмент Рисунок 1 - Основные формы перехода к устойчивому развитию на различных уровнях Например, одним из существенных элементов экономического механизма охраны окружающей среды может быть такой инструмент, как торговля квотами на выбросы загрязнений, который успешно используется Агентством по охране окружающей среды США. В общем виде эта торговля предполагает установление общего лимита выбросов и распределение его между источниками выбросов по определенным квотам, за превышение которых автоматически взимаются чрезвычайно высокие штрафы — в 1998 г. 2500 дол./т сернистого ангидрида. Если предприятие в случае расширения производства по технологическим причинам нуждается в праве на дополнительный выброс, то оно должно приобрести это право у других предприятий, которые имеют выбросы ниже установленных квот. Аналогичное приобретение прав на выброс необходимо и для новых предприятий, которым квоты не выделены. В этом случае экономические отношения по поводу загрязнения окружающей среды устанавливаются не между природопользователем и государством, а между отдельными природопользователями как субъектами рынка. При этом государство устанавливает правила торговли, мониторинга и контроля. В России торговля квотами на выбросы не применяется, но упомянутый выше Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 гг. предусматривает апробацию и введение элементов торговли лицензиями на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ. Кроме того, торговля квотами на выбросы парниковых газов принята в качестве инструмента по реализации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, хотя условия и правила такой торговли не урегулированы. В общем виде экономический механизм охраны окружающей среды может быть определен как система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики. В зависимости от происходящих экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Исходя из преобладания тех или иных инструментов могут быть выделены три типа экономических механизмов природопользования: стимулирующий (с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств), жесткий (с использованием административных и рыночных инструментов и подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей) и мягкий (с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития). В России сейчас формируется мягкий механизм регулирования.
«Концептуальные основы экологического менеджмента» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot