Концепция стратегии экономической безопасности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Концепция стратегии экономической безопасности (ЭБ)
1. Цель и задачи освоения дисциплины и ее место в структуре образовательной программы.
2. Теория общественного выбора и «фиаско государства» как предпосылки разработки стратегии ЭБ
3.Стратегия экономической безопасности как элемент национальной безопасности
4. Сравнительная характеристика и хронология законов «О безопасности»
5. Эволюция структуры Российской экономики как результат стратегии ЭБ
6. Основы разработки концепции экономической безопасности: основные элементы и задачи.
7. Роль концептуальных подходов в разработке стратегии экономической безопасности.
Тезисы лекционных вопросов
Вопрос 1.
Обеспечение экономической безопасности становится необходимым и обязательным условием устойчивого развития социально-экономических систем разного уровня. С позиций обеспечения экономической безопасности в условиях постоянно возникающих кризисных ситуаций особенно актуальным становится стратегическое планирование. Разработка и реализация стратегии экономической безопасности становится необходимостью для хозяйствующих субъектов, которые функционируют в условиях жесткой конкуренции и нестабильной экономики. Стратегия экономической безопасности основывается на разработке долгосрочного плана развития хозяйствующего субъекта, внедрения комплекса мер и конкретных действий, с помощью которых достигаются высокоэффективные результаты. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта является комплексное противодействие потенциальным и реальным угрозам, устранение или минимизация которых должны гарантировать субъекту успешность функционирования и развития в условиях нестабильности и неопределенности внешней и внутренней среды. Достижение вышеуказанной цели становится возможным при условии формирования и реализации политики безопасности как общего ориентира для действий и принятия стратегических решений.
Цель дисциплины: формирование комплексного представления о принципах создания и реализации стратегии экономической безопасности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия, личности в современных условиях хозяйствования; выработка умений и навыков стратегического управления нейтрализацией и предотвращения возникающих угроз безопасности в регионе, отрасли, предприятии.
Задачи дисциплины:
- изучение теоретических основ создания стратегии экономической безопасности; - овладение новыми знаниями, отражающими предметное поле теории стратегического управления экономической безопасностью;
- освоение методов, используемых при разработке стратегии экономической безопасности;
- формирование практических навыков разработки стратегических направлений повышения уровня экономической безопасности.
- изучение методологии и практики в оценке эффективности стратегий экономической безопасности с учетом типологии регионов,
- прогнозирование стратегических перспектив развития экономических субъектов в области экономической безопасности.
Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Стратегические аспекты экономической безопасности» является базовой. Опирается на общекультурные и профессиональные и теоретические знания, умения и навыки, полученные при изучении таких дисциплин как: «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Статистика», «Региональная и Мировая экономика и международные экономические отношения», «Экономическая безопасность», «Экономический анализ», «Информационная безопасность», «Политология, Социология и Правоведение».
Структура дисциплины «Стратегические аспекты экономической безопасности»:
- стратегия экономической безопасности страны
- стратегия экономической безопасности региона
-стратегия экономической безопасности отрасли
-стратегия экономической безопасности предприятия
-стратегия экономической безопасности личности
Вопрос 2.
Теория общественного выбора сформировалась в качестве самостоятельного направления в экономической науке в конце 1960 г. Её основатели: К.Эрроу и Д.Блэк. Они предложили применять принципы экономического анализа (издержки-выгоды) к процессам принятия политических и экономических решений правительством. Основной предмет теории общественного выбора – исследование взаимозависимости политических и экономических явлений. В рамках этой теории исследуется механизм принятия макроэкономических решений. При исследовании политических процессов применим принцип рационального экономического поведения. Это означает, что человек занявший государственную должность, не обязательно будет руководствоваться исключительно соображениями общественного благополучия, а будет стремиться к максимизации своей частной выгоды в виде получения политической ренты – это получение экономической ренты через политические институты.
Госслужащий стремиться уравнять свои личные предельные издержки и предельные выгоды, т.е. МС=MR. Общественные интересы могут не приниматься во внимание. Особенность подхода теории общественного выбора к политическим процессам заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в бизнесе, но и в общественной жизни. Важнейшие решения, которые должны принимать правительственные организации, связаны с производством общественных благ. В теории общественного выбора используется микроэкономический анализ для объяснения политических решений. Неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования и неравенство между отдельными группами населения. приводящее к неэффективным решениям называется фиаско государства.
Причины фиаско государства:
1. Неравенство в получении информации – лучше информированы люди с высокими доходами, лоббистские группы.
2. Недобросовестность госчиновников.
3. Несовместимость во времени принятия тех или иных решений приводит к возникновению внутренних и внешних лагов. Т.е. эффектов запаздывания – разрыва во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной стратегии в жизнь.
Внутренний лаг – это интервал времени который проходит между моментом возникновения экономического явления и моментом принятия ответной меры.
Внутренний лаг бывает:
- Лаг осознания – для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. на длительность лага влияют: компетентность правительства, экспертов, макроэкономическое состояние.
- Лаг решения – время между осознанием проблемы и принятием конкретного решения и разработки конкретной стратегии. Длится долго.
Внешний лаг – это время которое проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом появления ее результатов. Лаг воздействия – это период, в течение которого объект госрегулирования начинает реально изменяться под влиянием стратегических макроэкономических мероприятий правительства.
4. Закон непредвиденных последствий, т.е. в результате осуществления стратегических мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками (пример. фиксированные цены на товар – дефицит – теневая экономика).
Вопрос 3. Стратегия экономической безопасности как элемент национальной безопасности
Национальная безопасность РФ – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан России, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Стратегия экономической безопасности - составная часть национальной безопасности страны в целом и без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности.
Цель Стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам. Основная задача Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.
В Стратегии используются следующие основные понятия:
"национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
"угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию России, обороне и безопасности государства;
"стратегические национальные приоритеты" - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан России, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
"система обеспечения национальной безопасности" - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
"силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;
"средства обеспечения национальной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Вопрос 4. Сравнительная характеристика и хронология законов «О безопасности»
За несколько прошедших лет правовое поле России расширилось за счет появления ряда базовых документов, как в сфере национальной безопасности в общем, так и отдельных ее видов, в частном. Хронология правового обеспечения экономической безопасности насчитывает около 3 десятков лет:
1. Закон РФ «О безопасности» от 5.03.1992 г.
2. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608
3. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
4. Закон от 28 декабря 2010г. №390-Ф3 "О безопасности"
5. Закон от 28 июня 2014г. №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12 2015 г. № 683
7. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208
Стратегия 1996 г
Стратегия 2009 г.
Стратегия 2017 г.
Причины
трансформация советской модели плановой экономики в рыночную систему хозяйствования
финансовый кризис 2007-2008 г. и его последствия, среди которых, нарастание нездоровой конкуренции за источники сырья и рынки сбыта продукции
глобальный экологический кризис, и проблемы продовольственной безопасности
рост организованной преступности, коррупции, межнациональных конфликтов
демографический кризис (стратегия «материнского капитала»)
падение цен на нефть и как следствие снижение ВВП, нестабильность курса рубля, рост инфляции…макроэкономическая нестабильность
отсутствие правовой базы, регламентирующей экономические отношения
антироссийские санкции 2014 г.,
беспрецедентное использование инструментов политического влияния Запада на решение экономических вопросов
внешнеполитический фактор («выталкивание» России из международного экономического пространства, превращение в «сырьевой придаток»)
низкая восприимчивость «большинства отраслей отечественной экономики к инновациям и высокой зависимостью от иностранных технологий»
возможность социальной дестабилизации из-за снижения реальных доходов россиян
«отток капиталов» за границу, теневая экономика, коррупция, преступность
Структура
Название - Госу-дарственная стратегия экономической безопасности РФ, основной субъект обеспечения экономической безопасности - государство
Название - О Стратегии национальной безопасности.
Стратегии призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
Название - О стратегическом планировании в РФ. Ориентирована на реализацию осуществляемых экономических преобразований в долгосрочной перспективе и корректируется раз в 6 лет.
состояла из преамбулы и четырех разделов: (цель и объекты; угрозы; критерии и параметры состояния экономики; меры и механизмы эко-номической политики)
Стратегия содержит шесть разделов:
I. Общие положения.
II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.
III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
IV. Обеспечение национальной безопасности.
V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.
VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.
Определены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации – стратегические национальные приоритеты.
Стратегия состоит из пяти разделов и 38 пунктов:
I. Общие положения (пп. 1–7)
II. Вызовы и угрозы (пп. 8–13)
III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности (пп. 14–23)
IV. Оценка состояния экономической безопасности (пп. 24–31)
V. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии (пп. 32–38).
Структурно, Стратегия изменилась, увеличилось число разделов, были пересмотрены их названия, и откорректировано содержание.
Понятийно-теоретический аппарат
Отсутствие понятийного аппарата категорий экономической безопасности
Недостаточная разработанность ряда категорий экономической безопасности
Четкое понятие экономической безопасности как составной части национальной безопасности. Конкретизируются внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.
Вызовы и угрозы
четко определены внутренние угрозы, деление угроз на внутренние и внешние.
4 группы угроз: «увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; деформированность структуры российской экономики; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; криминализация общества и хозяйственной деятельности».
Стратегический аспект на импортозамещение важнейших видов продукции.
Ориентирование на социально-ответственное государство.
Устранение демографического кризиса. Определены стратегические интересы и приоритеты, сделан акцент на международное сотрудничество (Китай). обеспечение незыблемости конституционного строя. Упор на поддержку науки, здравоохранения, образования.
Взаимозависимость национальных экономических интересов и национальных приоритетов. Появился термин «экономический суверенитет России». Перечислены 25 основных вызовов и угроз, без деления их на внутренние и внешние. Нацелена на первостепенность внешней политики. Впервые выделены военно-политические угрозы ЭБ. Импортозамещение наукоемкой продукции. Определены вызовы, стоящие перед сырьевыми (нефтяными) компаниями.
Отсутствует показатель роста доходов населения. Нет внимания к развитию цифровой экономики, распространении альтернативных валют и коренном переломе в международной конкуренции.
Внутренние угрозы: усиление имущественного расслоения населения; неравномерность социально-экономического развития регионов РФ; сохранение криминализации хозяйственной деятельности и коррупции в экономической сфере.
В Стратегии ЭБ до 2030г. нет четкого понимания угроз, вызовов и многие аспекты в ней противоречат друг другу. Не понятен механизм обеспечения экономической безопасности, который приведет к структурным изменениям экономики страны, снизит социальную напряженность в обществе, сделав базовыми показателями экономической безопасности рост благосостояния и качества жизни населения РФ. Большинство целей стратегии невыполнимы или очень затратны.
Вопрос 5. Эволюция структуры Российской экономики как результат стратегии ЭБ
При всех сценариях глобального кризиса возможности развития российской экономики будут зависеть не столько от внешних факторов, сколько от внутренней экономической политики. Одним из основных результатов Стратегии ЭБ России являются структурные изменения экономики, подразумевающие то, что приоритетные производства должны выходить на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. При разработке стратегии структурной политики в РФ важное значение имеет выявление основных особенностей отраслевой структуры национальной экономики.
Отраслевая структура экономики России сложились в период индустриализации. Сложившаяся отраслевая структура напоминала слоистую пирамиду: ее основание составляли природоэксплуатирующие отрасли (добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство, рыболовство); следующий слой – отрасли первичной переработки природного сырья; далее – отрасли промышленности, производящие массовую продукцию.Завершали пирамидальное строение структуры экономики отрасли сферы услуг, науки и инновационного обслуживания, в которых высоко значение таких факторов, как квалифицированный труд и информация. Так как доля каждой следующей отрасли была меньше предыдущей, графически эта структура выглядела в виде пирамиды (треугольника). После завершения процесса формирования пирамидальной структуры в стране была сделана ставка на высокие темпы экономического роста при отсутствии у производителей реальных экономических стимулов для эффективной организации производственной деятельности. Это привело к «растяжению» пирамиды в ее основании, которое не могло не сопровождаться «сжатием» ее верхних этажей. В условиях устойчивого дефицита ресурсов сложился так называемый «остаточный принцип» финансирования отраслей, входящих в верхние этажи пирамиды. В результате структурное строение экономики приняло вид усеченной пирамиды, базирующейся на непропорционально тяжелом основании, состоящем из природоэксплуатирующих отраслей. После начала рыночных реформ тенденция к относительному расширению утяжеленного ресурсного основания еще более усилилась. Отмена систем централизованного финансированиявсех секторов экономики, либерализация цен и внешней торговли, введение внутренней конвертируемости рубля создали предпосылки для действия рыночных критериев отбора наиболее конкурентоспособных производителей. Поскольку по мировым стандартам конкурентоспособными предприятиями в России оказались те, которые связаны с добычей и первичной переработкой стратегических видов сырья, именно они получили наиболее благоприятные условия для функционирования на отечественном и на мировом рынках. Опережающими темпами стало развиваться производство услуг потребительского назначения и связанных с обслуживанием рыночных связей. Результатом этого и других процессов явилось формирование специфического структурного строения экономики России. В этой структуре основание расширено, а центральная часть сужена до предела. В то же время на верхних этажах при минимальном размере производства в отраслях, культуре, науке в целом имеется достаточно широкий «пояс», включающий оптовую и розничную торговлю, услуги финансовых структур и некоторые другие виды услуг. Для любой страны необходимым условием выхода из кризиса на траекторию успешного экономического роста является наличие собственной стратегии долгосрочного развития, предполагающей проведение системной научно-технической и структурной политики по выращиванию составляющих новый технологический уклад научно-производственных комплексов и стратегическое мышление при формировании и реализации такой политики. В последнее время Правительство РФ приняло ряд масштабных решений по структурно-технологической модернизации экономики, совокупность которых обладает значительным потенциалом позитивного воздействия на процессы развития российской экономики. Однако многие из них остались нереализованными в условиях кризисного сжатия государственных доходов. Эффективной реализации принимаемых решений препятствует и то, что существующие и разрабатываемые программные и стратегические документы не имеют единых стандартов подготовки, различаются по глубине проработки, форме и содержанию. В них недостаточно учитывается пространственный разрез, межотраслевые и межрегиональные связи, балансы производства и потребления на конкретных территориях. Реализация стратегии развития должна включать активную промышленную политику, поддерживающую расширение несущих отраслей нового технологического уклада и стимулирующую «точки роста». При этом наибольшее значение имеют высокотехнологические отрасли с большим мультипликатором, стимулирующие экономическую и инновационную активность в сопряженных производствах.
Вопрос 6. Основы разработки концепции экономической безопасности: основные элементы и задачи.
Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность.
Принципы, обеспечивающие безопасность страны:
- принцип законности;
- соблюдение баланса жизненных интересов общества, государства и личности;
- взаимная ответственность общества, государства и личности;
- интеграция в международные системы безопасности.
Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности включают:
1) системные цели - отражение объективной потребности общества, государства и личности в надежной защищенности своих жизненно важных экономических интересов в сфере экономики, как внутри страны, так и за ее пределами;
2) жизненно важные экономические интересы - совокупность таких потребностей, при удовлетворении которых обеспечивается существование и возможность прогрессивного развития общества, государства и личности;
3) ценности - совокупность основных экономических ценностей общества, государства и личности;
4) средства обеспечения экономической безопасности - ресурсные, материальные, имущественные, технические, а также объекты, которые непосредственно используются для обеспечения безопасности в сфере экономики;
5) силы обеспечения экономической безопасности - специальные формирования, назначением которых является силовая ответственность за различные стороны безопасности;
6) субъекты экономической безопасности: государство, осуществляющее свои специфические в этой области функции через органы власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также граждане и общественные организации, обладающие в соответствии с законодательством обязанностями и правами участвовать в обеспечении безопасности страны;
7) объекты экономической безопасности: общество с его духовными и материальными ценностями; государство - его суверенитет, территориальная целостность и конституционный строй; личность - с ее интересами, правами и свободами;
8) ресурсы обеспечения экономической безопасности - природные, интеллектуальные, мобилизационные и др.
Задачи обеспечения экономической безопасности РФ:
• грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т.ч. в других государствах);
• прогнозирование: предполагает анализ риска, появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
• разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
• создание независимых источников, включая научную и технологическую сферу;
• нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
• разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
• формирование финансовой независимости: снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.
В настоящее время реализация ключевых положений ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» затруднена множественностью и противоречивостью принятых документов стратегического планирования, которые не всегда согласованы друг с другом. Это существенно снижает эффективность системы государственного стратегического управления и решения проблем обеспечения национальной безопасности. В частности, отсутствует адекватная методика определения приоритетности экономических проблем, требующих оперативного решения, и вопросов, которые могут быть рассмотрены в рамках текущей деятельности или среднесрочного периода. Императивом государственной экономической политики должна стать концепция преобразования РФ в динамично развивающееся государство, обеспечивающее на основе модернизации и ориентации производства на инновации, повышения производительности труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты качества жизни.
Вопрос 7. Роль концептуальных подходов в разработке стратегии экономической безопасности.
Концепция - означает восприятие, сложившиеся взгляды на те или иные явления действительности или как подходы к рассмотрению этих явлений. Концепция безопасности - это система взглядов на проблему безопасности на различных этапах и уровнях деятельности, а также основные принципы, направления и этапы реализации мер безопасности. Система взглядов на процессы и явления экономической безопасности страны – это все базовые экономические теории, раскрывающие сущность, содержание, виды экономической безопасности, понимание главных ее угроз и механизмов обеспечения, направлений результативной экономической политики страны. Базовые подходы к разработке стратегий экономической безопасности:
1) камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности (с середины XIX в.);
2) кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз (со второй трети ХХ в.);
3) институциональная концепция защиты от административных барьеров (с конца ХХ в.).
Основоположником камералистской концепции экономической безопасности является Фридрих Лист. Каждый человек имеет свои интересы и сам в состоянии их отстаивать. Общество анализируется как совокупность индивидов, а общественные интересы – как производные от личных. Правительство необходимо только для защиты прав конституции.
Таблица 1. Базовые концепции стратегий экономической безопасности
Разработанная Ф. Листом теория национальных экономических интересов и национальной экономической безопасности, акцентирующая свое внимание на мировых угрозах, получила название камералистская концепция.
На смену камералистской концепции пришла кейнсианская концепция национальной экономической безопасности основоположник – Д.М. Кейнс. Главными опасностями для национальной экономики стали считать безработицу и экономическую депрессию. В 1980-е гг. на роль приоритетной экономической теории стал претендовать институционализм основатель – Э. де Сото. Главное научное открытие – это принципиально новый подход к объяснению причин роста теневой экономики. Угрозы в области экономической безопасности каждой страны могут создаваться и зарубежными конкурентами (по Ф. Листу), и «провалами рынка» (по Д.М. Кейнсу), и «провалами государства» (по Э. де Сото).
В современных условиях алгоритм формирования концепции безопасности представлен следующим образом: 1. Определение объектов защиты. 2. Определение перечня угроз. 3. Определение спектра угроз. 4. Определение способов защиты от угроз. Таким образом, существуют три основные концепции стратегий экономической безопасности – камералистская, кейнсианская и институциональная. Они взаимодополняют друг друга.
Лекция 2. Стратегии обеспечения экономической безопасности
1. Теоретико-методологическое обоснование стратегии обеспечения экономической безопасности
2. Стратегии обеспечения экономической безопасности РФ
3. Стратегии обеспечения экономической безопасности регионов
4. Стратегии обеспечения экономической безопасности предприятия
5. Стратегии обеспечения экономической безопасности личности
Тезисы лекционных вопросов
Вопрос 1.
В экономической науке понятие «стратегия» появилось из военного лексикона и вошло в оборот делового управления, где появились термины: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление».
Определения понятия «стратегия»:
- Стратегия рассматривается как план, маневр, позиция, взгляд в будущее.
- Стратегия компании представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. Ее цель – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат компании высокую рентабельность.
- Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
В ФЗ 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» стратегическое планирование определено как «…деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ».
Экономическая наука предлагает следующее определение стратегического поведения: «…это совокупность действий по использованию возможностей и нейтрализации угроз внешней среды, изменяющих потенциал экономики с целью достижения поставленных целей». Стратегическое планирование также определено как «…механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения».
Таким образом, предметом экономической стратегии государства является обеспечение экономической безопасности государства в целом и всех граждан в отдельности в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет, как составляющая часть национальной безопасности. Одними из основных методов обеспечения и совершенствования экономической безопасности государства являются стратегический процесс, в основе которого лежит формирование экономической стратегии государства, и оперативное управление, соответствующее выработанному алгоритму действий.
Для успешного осуществления стратегического процесса необходимы:
- разработка (в дополнение к пороговым значениям) и обоснование оптимальных количественных показателей экономической безопасности;
- разработка целевых программ, направленных на обеспечение экономической безопасности государства.
Для осуществления оперативного управления в рамках стратегии экономической безопасности необходима организация непрерывного контроля значений этих показателей и осуществление управляющих воздействий по их поддержанию в заданных пределах. Построение стратегии экономической безопасности должно осуществляться в соответствии с определенным алгоритмом, последовательное выполнение этапов которого обеспечивает достижение поставленной цели.
Элементы алгоритма стратегического управления:
1. Концептуальная стадия (а) - анализ и оценка экономической ситуации в стране и за рубежом, б) – разработка системы предложений о вариантах экономической стратегии, а также подходов к принятию решений и реализацию на их основе последующих мероприятий, в) – определение основных приоритетных направлений экономического развития, стратегических и тактических задач, г) – формирование программы (комплексная, целевая, проектная) экономического развития)
2. Технологический элемент – заключается в формировании комплекса законодательных актов, инструктивных и методических документов, которые направлены на обеспечение управленческой деятельности по реализации выбранной стратегии.
3. Ресурсный элемент – определяет виды, объемы, предназначение используемых средств. Достижение стратегических целей и обеспечение стратегического управления невозможны при ограниченности людских, финансовых, технических и др. ресурсах. Ресурсный элемент подразумевает оптимизацию (экономию ресурсов) осуществления стратегического управления в сфере экономики.
4. Временной элемент – это определение реальных сроков и последовательности действий осуществляемых в рамках экономической стратегии.
5. Кадровый элемент предполагает развитие и эффективное использование кадрового потенциала организаций – участников социально0экономического развития и управления человеческими ресурсами, занятыми в реализации стратегических программ.
6. Организационный элемент – формируется организационно-управленческий механизм реализации программы и плана социально-экономического развития страны, оценка его результативности.
Организация и функционирование стратегии экономической безопасности основывается на определенных принципах.
Принцип единства и целостности означает единство принципов и методологии организации и функционирования стратегии экономической безопасности, единство порядка планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегии экономической безопасности.
Принцип разграничения полномочий означает осуществление установленных законодательством РФ полномочий различных уровней государственной власти, в пределах которых эти органы власти самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности, а также пути достижения поставленных целей и решения поставленных задач.
Принцип преемственности и непрерывности означает, что разработка и реализация документов стратегии экономической безопасности осуществляется последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов.
Принцип сбалансированности означает согласованность и сбалансированность документов стратегии экономической безопасности по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям и срокам реализации.
Принцип результативности и эффективности означает, что выбор способов и методов достижения целей обеспечения экономической безопасности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов.
Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач стратегии экономической безопасности следует исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки.
Принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей стратегии экономической безопасности с использованием качественных и количественных целевых показателей, критериев и методов их оценки.
Исходя из всего вышеизложенного, можно охарактеризовать стратегию экономической безопасности как комплексную систему мер, позволяющую сохранять экономическую стабильность в условиях воздействия различных негативных факторов, а также обеспечивать развитие и независимость экономики.
Можно выделить следующие функции стратегии экономической безопасности государства (рис. 11).
Аналитическая функция заключается в определении угроз экономической безопасности государства.
Функция целеполагания заключается в определении главных целей развития и общей цели обеспечения экономической безопасности.
Функция нормативно-правового обеспечения заключается в создании законодательной основы для действий, связанных с обеспечением экономической безопасности, и определении полномочий лиц, чья деятельность связана с этой сферой.
Организационно-административная функция заключается в формировании единой системы в рамках государственных органов управления.
Функция планирования заключается в определении способов достижения намеченных целей, использования ресурсов и возможностей.
Ограничительная функция заключается в определении степени и способов вмешательства в экономику со стороны государства.
Стимулирующая функция заключается в содействии созданию условий для развития экономики государства.
Стратегия экономической безопасности решает ряд серьезных задач на различных уровнях государственной власти (рис. 12).
Трудности формирования стратегии экономической безопасности государства проявляются при выборе метода разработки стратегии, поскольку он определяет ее эффективность и соответствие целям развития государства. Различными школами экономического менеджмента предлагается ряд подходов в формировании стратегии.
Несмотря на то, что методология формирования стратегии этими школами разрабатывалась на микроуровне для управления организациями и предприятиями, некоторые принципы остаются общими и могут быть использованы и при формировании стратегии экономической безопасности.
Такие недостатки стратегического планирования следует разделить на несколько групп (рис. 1).
Человеческий фактор. Лица, ответственные за реализацию стратегии, лишаются инициативы и в кризисной ситуации будут излишне полагаться на готовую программу действий.
Форс-мажорные обстоятельства. Невозможность предусмотреть все возможные варианты развития экономики и воздействие неучтенных факторов в этом случае может послужить причиной разрушения всей системы экономической безопасности. Выявленные и спрогнозированные опасности могут сконцентрировать на себе все силы системы безопасности, и некоторые опасности могут остаться незамеченными на протяжении долгого времени.
Формирование императива. Если стратегия принята, необходимо ее реализовывать, что подчас препятствует развитию, когда необходимо внесение кардинальных изменений, а руководители, привыкнув полагаться на старую модель, стремятся сохранить ее.
Потеря возможностей. Слепое следование курсу может привести к потере возникающих возможностей, не учтенных стратегией экономической безопасности.
Искажение реальности. Стратегия экономической безопасности не может быть полностью объективной, так как составляется людьми, имеющими собственное представление о том, что необходимо и важно, а также не располагающими абсолютно всеми данными. Возможны два варианта действий, позволяющие в некоторой степени избежать возникновения приведенных факторов. Первый путь предполагает разработку более детальной стратегии, в которой просчитывались бы все возможные схемы развития событий. Однако такой путь неэффективный, поскольку:
- во-первых, требует чрезвычайно больших затрат (и материальных, и финансовых) для проведения детального анализа и такого же детального прогноза;
- во-вторых, разработанная в результате стратегия окажется чрезмерно громоздкой и сложно реализуемой на практике.
Второй путь формирования стратегии экономической безопасности предусматривает определение лишь общих направлений и действий.
Стратегия экономической безопасности не является панацеей и при всех своих достоинствах не может определять экономическую политику в любой ситуации. Однако определив общее направление и принципы регулирования экономики, стратегия позволяет более эффективно противостоять вызовам современной рыночной экономики и негативным последствиям глобализации.
Вопрос 2.
Определяя место экономической стратегии государства в системе понятий экономической безопасности выделяют ее основные признаки:
1. Принадлежность стратегического процесса управления государству.
2. Для адекватного стратегического поведения важна идентификация действий различных хозяйственных субъектов, функционирующих в исследуемом пространстве и представляющих определенную угрозу для субъекта государственной стратегии.
3. Объект государственной стратегии – национальная экономика.
Первые два признака определяют место экономической стратегии государства в системе понятий экономической безопасности в общем. Последний признак дает этому понятию экономическую определенность, ограничивая его сферой национальной экономики. Таким образом, экономическая стратегия страны определяется как процесс соотнесения целей и средств обеспечения долгосрочного экономического развития во времени и а конкретном территориальном пространстве. Выбор целей, связанных с удовлетворением социально-экономических потребностей общества, и ранжирование их по приоритетам составляют главное содержание экономической стратегии. Стратегическое управление экономикой построено в соответствии с определенным алгоритмом. последовательное выполнение которого позволяет решить ряд задач, обеспечивающих достижение стратегической цели. Проблема выбора стратегии заключается в том, что ей присущи личностные характеристики и внутренние целевые установки как разработчиков, так и управленцев. При замене одного человека, находящегося на стратегическом посту, на другого меняется стратегический курс государства (пример: региона (торфяная отрасль Кировской области развивалась до тех пор пока не заменили губернатора)) и может измениться сама социально-экономическая система.
В Стратегии развития РФ до 2030г. предполагается формирование инновационной модели экономического роста с использованием трех стратегий институциональных преобразований:
1. Стратегия рыночно-бюрократической модернизации – реформы осуществляются «сверху». Стратегия способствует: чрезмерной концентрации власти у правящей элиты, минимизирует трудовую мотивацию, ставит барьеры на пути формирования среднего класса и стабильности общества, ограничивает возможности развития науки, образования, технологического прогресса и структурной перестройки экономики, приводит к распространению деструктивных процессов, криминализации хозяйственной жизни. Пример: разрастание чиновничьего аппарата (на федеральном и региональном уровне).
2. Стратегия либерального фундаментализма – исходит из необходимости минимизации роли государства в российской экономики. Принципиальные положения этой модели лежат в основе Стратегии развития РФ до 2030 г. Однако эта стратегия затрудняет развитие образовательного и научно-технического потенциала; игнорирует важность применения различных форм и сетей хозяйственных связей, основанных на сочетании рыночных и нерыночных регуляторов; активной роли государства в регулировании институционально-технологических преобразований во всех странах, которые добиваются успехов в повышении конкурентоспособности своего хозяйства. Пример: поддержка инициативных проектов регионов, предприятий, общества.
3. Стратегия институционально-рыночной трансформации – ориентирована на формирование инновационной модели экономического развития и предполагает реализацию фундаментальных принципов при конструировании модели развития экономики, которые должны соблюдаться в контексте национальных аспектов социально-экономических отношений. В этой стратегии используется проектный подход к развитию национальной экономики (нацпроекты).
Этапы реализации Стратегии развития экономики РФ до 2030 г.:
1. Этап (2007-2010 гг.) – сосредоточены усилия на преодоление тенденций деградации человеческого потенциала; сформирован благоприятный режим для развития российского высокотехнологичного комплекса. Главные задачи этапа: 1) достижение 4-6% годового прироста ВВП; 2) предотвращение кризиса воспроизводства основного капитала на базе роста инвестиций 12-15% в год; 3) удержание на уровне 4-6% годового роста реальных доходов населения; 4) частичная модернизация машиностроения и рост его конкурентоспособности.
2. Этап (2011-2015 гг.) предусматривает завершение процесса модернизации машиностроения. Главные задачи этапа: 1) прирост ВВП на уровне 5-8% в год; 2) снижение темпов прироста инвестиций до 10-12% в год и сокращение доли государственного участия в инвестиционной политике; 3) рост реальных доходов населения до 10% в год в связи с ростом потребления ВВП.
3. Этап (2016-2030 гг.) предусматривает завершение формирования конкурентоспособной российской экономики нового типа (инновационного) и ее дерегулирования на общепринятых условиях глобального рынка.
В рамках рассмотренных трех стратегий социально-экономического развития возможны три сценария развития ситуации в РФ: пессимистический – ориентирован на развитие ресурсодобывающих отраслей; оптимистический – предполагает развитие научно-технического и инновационного потенциала; смешанный – предполагает сочетание первого и второго вариантов социально-экономического развития страны. Таким образом, экономической стратегии развития страны принадлежит ключевая рол в определении и достижении национальных приоритетов социально-экономического развития во всех сферах общественной жизни.
Вопрос 3. Одним из приоритетных направлений в Стратегии экономического развития РФ до 2030 г. является Стратегическое планирование пространственного развития РФ до 2025 г. согласно которому регионы РФ приобретают самостоятельность в стратегическом планировании своего развития и управления. При этом регионы и их муниципальные образования (районы, города, сельские поселения) разрабатывают свои Стратегии развития, так например для Тверской области в 1999 г. N 47-ОЗ-2 "О прогнозировании и Программе социально-экономического развития Тверской области" (принят Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 25.02.1999 N 255-П-2) (ред. от 24.03.2004). Основной целью настоящего Закона является определение системы и общего порядка разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Пример анализа документа: отсутствует понятие "стратегия", нет перечня комплекта стратегических региональных документов. Региональный закон устарел, требует содержательного расширения, так как не создает нормативной базы современного стратегического планирования региона. По этому ежегодно Правительство Тверского региона утверждает Прогнозы социально-экономического развития. 13.02.2015 № 88-рп План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году в Тверской области.
Стратегия регионального развития государства не является однородной по отношению к регионам, его формирующим, что обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики. При обосновании региональной политики используется группировка регионов РФ по основным признакам: по уровню развития, текущему социально-экономическому положению, природным условиям и географическому положению. Стратегия экономического развития регионов представляет собой общее направление достижения целей, которое можно воплотить в тактических действиях и программах, способствующих развитию регионов в нужном направлении. Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.
Стратегии развития региональной экономики следующие: функционально-отраслевая, кластерная, устойчивого развития, экономико-географическая, ресурсная, маркетинговая, институциональная, когнитивная.
1. Функционально-отраслевая предполагает комплекс субстратегий: функциональных и отраслевых. такие стратегии имеют четкую структуру, они понятны и могут быть достигнуты за счет типовых предложений и решений. Схожесть шаблонных стратегий приводит к игнорированию характеристик конкретных территорий и необходимости их комплексного развития. Такие стратегии испытывают зависимость от государственной поддержки.
2. Кластерная стратегия – предполагает обеспечение инновационного типа роста экономики региона посредством создания условий для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов (регионов, предприятий). Кластерная организация региональной экономики подразумевает создание сетевой формы взаимодействия между хозяйственными субъектами, включенными как в горизонтальные, так и вертикальные общественно-производственные отношения (интеграция). Критерий – рост доли инновационной продукции в структуре ВРП, рост инвестиций в экономику региона, рост доходов бюджета и населения. Не возможно определить экономическую эффективность кластера.
3. Устойчивого развития – это развитие, направленное на обеспечение жизнедеятельности населения и сохранение природной среды. Критерий стратегии - достижение баланса между деятельностью человека и поддержанием воспроизводящих возможностей биосферы. При этом не всегда следует исходить из принципа экономической эффективности. Стратегия устойчивого развития отличается предполагает что цивилизация не должна разрушать окружающую природу, а напротив, должна «вписываться» в биосферу, учитывать законы ее развития и вытекающие из них ограничения и запреты. Предполагает соблюдение
принципа упреждения (предосторожности) который позволяет учесть экономическую и экологическую безопасность, а также обеспечить естественный прирост и здоровье населения. Формирование стратегии устойчивого развития региона предусматривает выбор базисной и частных стратегий. Базисная стратегия определяет направления развития региона в рамках его миссии и воплощается в реальной практике, в разработанных комплексных программах экономического развития. Частные стратегии выбираются в рамках базисной стратегии и отражают приоритетные направления развития региона: стратегии развития приоритетных видов деятельности и производств, функциональные стратегии, стратегии развития территориальных единиц в рамках региона.
4. Экономико-географическая - является разновидностью стратегии устойчивого развития и делает акцент на особенностях конкретного экономического пространства, его ресурсах и внутреннем потенциале роста. Согласно стратегии любая территория воспринимается как неоднородное и неравномерно эволюционирующее экономическое пространство, что и является главной причиной для разработки региональных программ. Конкуренция между территориальными образованиями приводит к активизации в области маркетинга и брендинга, что приводит к формированию маркетингового подходов в стратегическом планировании. Среди недостатков подхода отмечается склонность к копированию лучших практик других территорий как основного метода разработки стратегий, а также тесного взаимодействия с местными сообществами для выработки механизмов развития.
5. Ресурсная - подразумевает рассмотрение региона как набора ресурсов различных типов, которые определяют возможные направления и ограничения его развития. Обобщающей характеристикой всех ресурсов территории является понятие «территориальный капитал».
6. Маркетинговая – рассматривает территорию как корпорацию. Стратегия направлена на максимизацию прибыли и коммерциализацию региональных ресурсов. Главным капиталом территории является ее бренд. Создание бренда включает в себя активное вовлечение местного сообщества в этот процесс. А социально-экономическое развитие территории при этом направлено на максимально полное удовлетворение потребностей внутренних и внешних ее потребителей–населения, потенциальных жителей, бизнес-сообщества, инвесторов и туристов и прочих целевых аудиторий. Маркетинговая стратегия предполагает нестандартные изменения во многих сферах, что требует гибкости местных институтов.
7. Институциональная – предполагает минимизацию трансакционных издержек (административных барьеров, неэффективных процедур и механизмов регулирования и др.). Средствами снижения этих издержек являются институты – формальные правила, неформальные нормы, органы государственной власти. Стратегия развития регионов направлена как на выявление и преодоление институциональных ограничений использования ресурсов территории, так и на формирование качественной институциональной среды.
8. Когнитивная основана на поведении и решениях местных сообществ. Так как в этом случае социально-экономическое развитие региона главным образом зависит от направленности поведения населения, основные стратегические решения направлены на стимулирование различных групп населения.
9. Социально-экономического развития – основной вид экономической стратегии регионов в РФ предполагающий комплексный подход к развитию всех сфер регионального хозяйства. Критерий стратегии – экономический рост (рост ВРП, доходов населения и бюджета …).
Общий алгоритм разработки стратегий экономического развития региона:
Вопрос 4. Стратегии обеспечения экономической безопасности предприятия
Предприятие - это первичная ячейка любой экономической системы. Для любого предприятия крайне актуальной является проблема повышения и поддержания его конкурентоспособности, решение которой возможно только с учетом обеспечения его безопасности. Безопасность предприятия - это состояние предприятия, либо его определенное свойство, характеристика. Обеспечение безопасности предприятия – это непрерывный процесс. Стратегия экономической безопасности предприятия представляет собой генеральное направление деятельности, обеспечивающее защищенность от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, а также обеспечивающее устойчивое осуществление основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности предприятия. Разработка стратегии экономической безопасности предприятия начинается с выбора вида стратегии:
1. Базовая стратегия - фундаментальное решение по развитию организации. То есть, будет ли организация расти или сокращать (сворачивать) деятельность, или зафиксирует масштаб деятельности на существующем уровне. Рост или сворачивание деятельности оценивается по показателям объема реализации продукции в натуральном выражении.
2. Конкурентная стратегия - выбор между ориентацией на весь рынок или на его часть, а также между основным конкурентными преимуществами (низкой ценой продукта или отличительными его особенностями).
3. Портфельная стратегия - выбор, связанный с увязкой различных объектов управления (продуктов, бизнес-единиц, предприятий, технологий, ресурсов) между собой, и определение места каждого объекта в ряду других. При этом решается задача получения сбалансированного портфеля (например, портфельными стратегиями являются продуктовая стратегия и корпоративная стратегия). Продуктовая стратегия - решение по поводу ассортимента и объемов реализации основных продуктов, выпускаемых предприятием. Корпоративная стратегия - решение по поводу отдельных предприятий, входящих в корпорацию.
4. Функциональная стратегия - выбор правил принятия решений в каждой функциональной области. Функциональных стратегий у организации несколько (например, стратегия маркетинга, финансовая стратегия и т.д.). В частности, функциональными стратегиями являются следующие:
а) производственная стратегия («производить или покупать») - определяет, что именно предприятие производит само, а что приобретает у поставщиков или партнеров.
б) Финансовая стратегия - выбор основного источника финансовых средств: развитие за счет собственных средств (амортизационные отчисления, прибыль, выпуск акций и т.п.), или за счет заемных средств (кредиты банков, облигации, товарные кредиты поставщиков и т.п.).
в) организационная стратегия – решения по организации работы сотрудников (выбор типа организационной структуры (дивизиональная, функциональная, проектная и т.д.), стратегия по работе с персоналом, стратегия систем оплаты труда и т.д.).
г) стратегия в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), инвестиционная стратегия и т.д. Каждая из функциональных стратегий может разделяться на составляющие.
5. Стратегии роста фирмы – связаны с жизненным циклом фирмы и ее стратегическими целями:
а) Стратегии концентрированного роста: 1) стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции; 2) стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта; 3) стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.
б) Стратегии интегрированного роста: 1) стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать компании, уже осуществляющие снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме очень благоприятные результаты, связанные с тем, что уменьшится зависимость от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков; 2) стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи;
в) Стратегии диверсифицированного роста: 1) стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. Существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы; 2) стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой; 3) стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.
г) Стратегии сокращения: 1) стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес; 2) стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства; 3) стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса; 4) стратегия сокращения расходов близка к стратегии сокращения, так как ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Но эта стратегия больше ориентирована на устранение небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер.
В реальной практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у много отраслевых компаний. Выбор конкретных стратегий определяется спецификой предприятия, в частности, состоянием и динамикой внешней и внутренней среды, целями и ожиданиями руководства или собственников.
6. Стратегии М. Портера: лидерство по издержкам, дифференциация и фокусирование.
1 Лидерство по издержкам - продукты схожи, предприятие пытается снизить цену. 2 Стратегия дифференциации - какому-то из качеств продукта (упаковка, габариты, послепродажное обслуживание, экологичность и пр.) придается отличие от продуктов конкурентов. В рамках этой конкурентной стратегии продукт ориентирован на всех потребителей. 3 Стратегия концентрации - ориентация на изолированные сегменты рынка (на удовлетворение специфической потребности).
7. Стратегии И. Ансофа. При разработке стратегий используется матрица «продукт-рынок».
Диверсификация - самая сложная стратегия. Диверсификация может быть:
1. Связной:
горизонтальной - освоение, присоединение связных видов деятельности. Может выражаться в форме договоров о партнерстве, слиянии, присоединении компаний. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые использовали бы уже имеющиеся возможности фирмы;
вертикальной: интеграция вперед к потребителю - в этом случае фирма начинает заниматься упаковкой своего товара, доставкой его потребителю собственным транспортом и т.п.; интеграция назад к поставщику - рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками.
2. Несвязной - освоение абсолютно нового для предприятия вида деятельности, никак не связанного с существующими.
Общий алгоритм разработки стратегий экономического развития предприятия:
Вопрос 5. Стратегии обеспечения экономической безопасности личности
С позиции социально-направленного критерия в структуре экономической безопасности принято выделять экономическую безопасность личности. Экономическая безопасность личности – это такое состояние личности, при котором гарантируются законные права и свободы граждан, обеспечивается социальная стабильность, доступность образования и здравоохранения, а также защищенность от рисков и угроз личным интересам и потребностям человека, имеются условия для развития и самосовершенствования личности. Экономическая безопасность личности для каждого человека выступает ключевым показателем успеха, индикатором благосостояния и стабильности в обществе. Основные принципы обеспечения экономической безопасности личности: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в обеспечении безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Объектами экономической безопасности личности выступают: сама личность, её права и обязанности, в особенности в сфере экономических интересов. Субъектами экономической безопасности личности выступают:
– личность (значительная доля угроз имеет субъективный характер и может быть устранена самим человеком);
– общество (социальные институты обеспечивают гарантии соблюдения отдельных прав личности без применения мер государственного принуждения);
– государство (действующее законодательство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории страны и находящимся за её пределами, государством гарантируется защита и покровительство).
Выделяют два основных типа экономической безопасности личности:
– тип экономической безопасности личности, основанный на самоактивности личности, её усилиях, целеустремленной деятельности в сфере самосовершенствования и самообразования, профессионального и карьерного роста и т.п.;
– тип экономической безопасности личности, основанный на её социальной поддержке со стороны семьи, общества и государства.
Государственная стратегия экономической безопасности личности включает в себя: характеристику внутренних и внешних угроз; критерии и состояние экономики, соответствующие условиям экономической безопасности личности; защиту важнейших интересов человека на базе экономических, правовых и административных мер воздействия; контроль за выполнением государственной стратегии экономической безопасности личности.
Экономическая безопасность личности предполагает разработку и реализацию системы мер, нацеленных на обеспечение жизни граждан: продовольствием; занятостью; образованием; информацией; медицинским обслуживанием; пенсионным обеспечением; защитой личных сбережений; жилищно-коммунальными услугами; благоприятными экологическими условиями и т.д.
Экономическая безопасность личности реализуется при наличии устойчивой системы экономической безопасности, которая предполагает построение эффективной социально-экономической политики государства (закон о банкротстве физического лица, трудовое законодательство, социальные гарантии (пособия, социальные выплаты), финансовые стратегии личности).
Стратегии экономического поведения личности варируются в зависимости от типа отношения к экономическому кризису, типа личности, принадлежности к социальному слою, возрасту и т.д. Базовыми стратегиями экономического поведения личности являются: 1. Вложение денежных средств; 2. Сбережение денежных средств; 3. Использование услуг кредитования; 4. Потребление товаров и услуг; 5. Зарабатывание денежных средств.