Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОМПЛЕКСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Ролевая модель.
Ролевая теория также имеет явно выраженную тенденцию к комплексности, в первую очередь, это связано с попыткой интеграции психологического и социологического знания. Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Якоб Морено, Джордж Герберт Мид).
Символический интеракционизм Дж. Мида
1. Личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации, а затем поддерживаются или изменяются в процессе интеракций. Человек осваивает мир через символические значения, а также через свою деятельность.
2. Язык возникает вследствие всеобщего использования значимых символов и является существенным признаком отличия человека от животного. Язык как символический посредник является главным приобретением человека в ходе эволюции.
3. Мышление также возникает благодаря значимым символам. Оно представляет собой разговор человека с самим собой с помощью языковых жестов. В языке накапливается коллективный опыт общества. Он является носителем интерсубъективного знания. Мышление, которое возникает как диалог с сами собой образует человеческое самосознание или идентичность.
4. Становление сознания и самосознания. По Миду социальное идёт впереди индивидуального. Отличия между людьми обусловлены индивидуальным опытом каждого отдельного человека, его социальной активности.
5. Структура самосознания по Миду: состоит из двух частей: «I» и «me». «I» (Я) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир. «Me» (меня, мне) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю. «Me» как рефлексивное Я отражает социальный аспект личности, то есть интернализованную социальную реальность или совокупность знаний и понятий, которые человек приобрёл от обобщённого другого. «Me» не статично, оно меняется под влиянием многообразия жизненных ситуаций. Этот ансамбль состояний и представляет собой «Self».
6. Способность рассмотреть ситуацию с точки зрения другого Мид называет «принятием роли другого». Участники социального взаимодействия взаимно ограничивают себя, корректируют свои намерения в зависимости от интерпретации действий или реакции другого. Мид подчёркивает, что восприятие себя через другого является необходимой предпосылкой возникновения Я (Self). Постоянное взаимное принятие роли другого участниками взаимодействия создаёт человеческую коммуникацию.
7. Ролевая социализация. В развитии идентичности Мид различает две социальные фазы, в течение которых ребёнок обучается ориентации в общей социальной системе и осознаёт свою идентичность. Этот процесс Мид проясняет на примере игры. Мид различает игру (play), в которой ребёнок играет во взрослого, усваивая значимую ролевую позицию. В процессе игры ребёнок может менять роли, производя интеракции между ними. В этот момент он видит себя со стороны, и у него формируется понятие идентичности.
8. В процессе коллективной игры, которую Мид называет «game», ребёнок встроен в более жёсткую систему правил. В таких играх ребёнок учится играть в команде и видеть поставленную перед ним лично, как выполняющим определённую функцию, так командную цель, например, забить гол или набрать определённое количество очков. То есть, видя перед собой командную цель и играя по правилам, в таком типе игр ребёнок постигает принципы социального взаимодействия. В данном случае участники игры выступают в качестве обобщённого другого. То есть через контроль обобщённого другого возникает индивидуальная идентичность.
Психодрама Якоба Морено
1. Отношения между людьми динамичны, пластичны, в каждом отдельном случае человек действует согласно своей оценке возникающей ситуации. Но эти оценки могут вступать в противоречия с оценками данной ситуации другими людьми.
2. Межличностные отношения в группе могут быть "измерены" (социометрия) и описаны.
3. Один из основоположников групповой психотерапии.
Ролевая теория в социальной работе.
1. Понимание роли личности. Человек строит свое поведение, общение в соответствии с моделями, воспроизводящимися индивидуально-личностным сознанием. Т.е. личность формирует свои представления о собственной роли в жизни, использует свои средства коммуникации в различных схемах общения и социального поведения.
2. С одной стороны социальная роль - аспект личности. С другой - то, что навязывает общество. Социальная роль - набор определенных ожиданий или видов поведения, связанных с положением субъекта жизнедеятельности. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Порой между социальными и межличностными ролями возникают противоречия. Так, например, социальные роли — «любящая мать», «преданный сын», «строгий отец», а межличностные — «равнодушная мать», «дерзкий сын», «отец, не пользующийся уважением».
3. Роли могут быть и приписаны человеку как результат некоторых обстоятельств (случается быть больным, инвалидом, консультантом и др.), а также достигнуты человеком или предписаны ему системой правовых, социально-культурных и моральных норм.
4. Возможны и внутриролевые конфликты, что случается тогда, когда различные роли, выполняемые одним лицом, являются несовместимыми или плохо совмещающимися. Интро-ролевой конфликт имеет место в том случае, если ожидания различных людей по поводу одной и той же роли не согласуются. А ролевая неоднозначность появляется, когда существует неопределенность по поводу того, что конкретная роль влечет за собой.
Социальная работа.
Направления работы:
1. Поле деятельности социального работника - социальное поведение клиента. Первый шаг - анализ хода следования клиента определенным ролям и отклонениям от него в различных ситуациях, выявление коммуникативного потенциала личности. Далее - процесс формирования представлений о собственной роли в жизни. Далее - формирование адекватного социального поведения, коррекция неадекватного, повышение адаптивности клиента. Снятие ролевого конфликта.
Требования к социальному работнику
Социальный работник должен отчетливо знать и различать: установку и практику разных стилей общения; особенности коммуникации людей в соответствии с представлениями об их определенной роли в жизни; методы освоения известных образцов поведения людей; причины возникновения конфликтов и способы их разрешения.
2. Основные способы работы: социальное объяснение, социальное обучение.
3. Варианты технологий, основанных на ролевой теории: психодрама, групповая дискуссия, ролевая игра, групповая терапия.
Выбор методик, адекватных решению проблемы, а также сочетание различных методик в процессе работы с клиентом во многом определяются, с одной стороны, спецификой проблемы, с которой пришел клиент, с другой — приоритетом той теории, на которую опирается в своей профессиональной деятельности специалист-практик.
Одной из методик, в основе которой лежит технология ролевой игры, является психодрама. Психодрама создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами.
Наиболее распространенными технологиями на основе ролевой теории являются следующие: перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, целью которой является освоение новых ролей в группе и с помощью группы коррекция поведения клиента; арттерапия, цель которой — раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента; методика «запрограммированных ролей» и др. Понятие «социальная роль» позволяет и более рельефно описать отношения «социальный работник — клиент».
Ситуативно-ролевая игра может использоваться и в процессе подготовки специалистов в области социальной работы.
Коммуникативная модель обоснования социальной работы помимо ролевых проблем учитывает специфику средств коммуникации, облегчающих или затрудняющих общение, а также различия разных схем, характера поведения людей в процессе коммуникации. В этой связи в круг внимания теоретиков социальной работы попадают язык и речь, искусство и наука, религия и мораль, право и философия, мифы и символы реальности.
Наиболее существенное же в данном подходе к обоснованию теории социальной работы заключается в рассмотрении коммуникативного потенциала личности и условий реализации коммуникаций.
Теория коммуникации, как известно, была разработана вне проблематики социальной работы. Сегодня мы имеем дело лишь с ее использованием для оптимизации теории и практики организации социальной помощи людям. При этом помощь оказывается и в области поддержки способностей людей к коммуникации, т.е. коммуникация выступает не только как средство обеспечения социальной поддержки, но и как благо, жизненная ценность, осуществление жизни.
2. Когнитивная модель
Когнитивная модель.
1. Данная модель базируется на тезисе о рациональном логическом контроле клиента над своим поведением. В основе такого тезиса лежит представление символического интеракционизма о существовании единственной реальности, которую конструирует сам субъект.
Развитие когнитивной модели социальной работы связано с именем Г. Гольдштейна.
1. Когнитивная теория в целом занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека, решением индивидуальных и социальных проблем человека.
2. Основное понятие Г. Гольдштейна – “перцепция”, понимаемая как ряд взаимодействий, происходящих в социальном контексте (которое он называет “перцептивным полем”) и представляющих собой опосредованный рациональной деятельностью ответ на стимул.
3. Особенность восприятия стимула зависит от того, насколько этот стимул выделяется в ряду других стимулов, насколько схожи его элементы и продолжительность его воздействия. Такой взгляд на перцепцию объединяет психологический и социальный подходы, поскольку включает в себя чувства и мысли (внутренний мир) и внешний социальный мир.
4. Основные идеи.
а. Люди создают свои собственные модели действительности в соответствии с тем, что они узнали, поняли.
б. Человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой они изменяют эти реальности, изменяясь сами.
в. На процесс адаптации человека и среды воздействует воспринимающее Я - наше представление о себе, а также способ его воздействия на характер восприятия и др.
Когнитивная модель в социальной работе наибольшее распространение получила в 80-е гг. ХХ в.
Социальная работа
1. Восприятие субъекта уникально и индивидуально - не должно рассматриваться как ошибочное; оно просто лишь отличное
2. Основным предметом деятельности социального работника считаются:
1) адаптация – приспособление к внешнему миру с одновременной реализацией собственных целей;
2) стабилизация – сохранение равновесия между внутренними и внешними системами, несмотря на изменяющиеся обстоятельства;
3) интенциональная деятельность – стремление к достижению определенных изменений внешней среды в соответствии с внутренними целями.
3. Методы социального работника с клиентом не могут быть жесткими, а – обучающими. Основной формой взаимодействия социального работника и клиента считается социальное обучение.
Социальное обучение в трех типах:
1) стратегический (в нем преобладает направленность на овладение информацией и мастерством для достижения определенной цели);
2) тактический (в нем доминирует направленность на адаптацию к повседневным условиям жизни);
3) адаптивный (в нем господствует направленность на изменение своего “я” (самости) и, следовательно, конструирование реальности).
4. Процесс обучения предполагает четыре стадии:
1) дискриминационная (стадия осознания и постижения проблем внешнего мира);
2) концептуальная (стадия изучения идей и символов, используемых клиентами в процессе обработки информации);
3) принципиальная (стадия изучения системы ценностей и внутреннего “я” (самости));
4) стадия решения проблемы (стадия, являющаяся своеобразным синтезом предыдущих и представляющая собой одновременно и процесс, и логическую оценку ситуации). Эта стадия сама имеет три этапа:
а) проблема на этом этапе прочувствывается и становится понятной для клиента;
б) она анализируется, проверяются различные способы ее решения и определяется стратегия действия;
в) на этом этапе избранная стратегия реализуется и принимается человеком в качестве технологии решения идентичных проблем в будущем.
5. Развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.
6. Когнитивный подход, ориентируясь на рациональные аспекты поведения человека и обустройства среды его обитания, подходит к решению задач социальной работы комплексно.
7. Один из принципов организации социальной работы согласно этой модели практики заключается в том, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них.
8. Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Процессы урбанизации, появление городов-спутников во многих развитых странах, расширение миграционных потоков поставили социальных работников перед необходимостью осваивать новые формы социальной работы. В частности, не все возникающие социальные проблемы можно было решать в традиционно существующих социальных службах. Полевая социальная работа.
3. Социально-педагогическая модель.
Социально-педагогическая модель.
1. Воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств.
2. На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам.
3. Процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.
4. Социально-педагогическая модель может рассматриваться и на уровне структурной, и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели на структурном уровне можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества.
Роль школы как института социализации
1. Школа в современном обществе выполняет те основные задачи, которые на других этапах развития общества выполнялись неформально, путем включения индивида в семью, племя, общину и т. д.
2. Школа выступает в роли первоначального механизма дифференциации общества, беря на себя задачу профессиональной подготовки.
3. Школа начинает формировать социальный статус человека, помогая ему адаптироваться к жизни общества на разных уровнях и этапах его развития.
В соответствии с этим реализуются такие функции социальной работы, как профилактическая, прогностическая, социального контроля.
Другая точка зрения основана на том, что школа рассматривается как социальный институт, являющийся фактором борьбы различных социальных групп за власть.
4. Задача школы в этом случае — прежде всего формирование таких ценностей, которые бы оправдывали все действия, необходимые для поддержания существующей системы.
5. Школа является важным элементом политической стабильности, узаконивания и оправдания различий и неравенства. Таким образом, через этот подход реализуется прежде всего такая функция социальной работы, как социальный контроль.
Третья точка зрения опирается на положение, что в современном обществе «хорошо социализированный» в группе человек не обязан разделять точку зрения других ее членов, а его поведение может существенно отличаться от их поведения. Все люди живут, как бы «играя» по определенным правилам (они решают, как изменить ритм работы, как провести свое свободное время, как себя вести в случае конфликта с администрацией и т. д.). Но некоторые люди «выпадают» из игры, не зная, как вступить в нее, не понимая, что она означает, что можно от нее ожидать и что можно себе позволить.
6.Роль школы и заключается в том, чтобы такие «маргинальные группы» не возникали. В соответствии с этим школа, с одной стороны, способствует формированию свободно действующих, как бы «автономных» социальных субъектов, а с другой — развивает «структуру разумного», в пределах которой могут существовать индивиды, не вступая в конфликт с обществом. В этом случае функциями социальной работы являются социально-психологическая реабилитация индивида и оптимизация механизмов реализации его возможностей и потребностей.
Таким образом, социальные работники должны регулировать отношения общества и школы как системы образования и воспитания, ибо насколько школа формируется под влиянием общества, настолько общество изменяется под влиянием школы.