Коммуникативная природа художественной словесности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОММУНИКАТИВНАЯ ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Особенности эстетической коммуникации.
Основным предметом теории литературы служит коммуникативная природа литературного творчества.
Всякое художественное произведение является компонентом коммуникативной системы уже потому, что оно кем-то создано с определенной целью, оформлено как самостоятельное высказывание и кому-то адресовано. В этом смысле оно не отличается от других высказываний, например, сообщений бытового или научного характера. И тем не менее художественная коммуникация носит принципиально иной характер по сравнению с другими информационными системами. В чем заключается ее специфика? Чем художественный текст отличается от научного, повседневного, религиозного текстов?
Художественная словесность входит в сферу искусства и обладает качествами, которые присущи произведению любого из его видов.
Главным специфическим свойством художественной коммуникации является ее эстетический характер. Объясняя значение данного понятия по отношению к литературным текстам, немецкий исследователь В. Шмид пишет: «Эстетическое восприятие текста подразумевает напряжение разных воспринимающих сил, как познавательных, так и чувственных, и оно не ограничивается ни тематической информацией текста, ни средствами ее выражения. Это восприятие целостное, восприятие структуры, включающей взаимодействия содержательных и формальных элементов. В эстетической установке на текст действует презумпция семантичности всех его элементов, как тематических, так и формальных…».
Как видим, эстетическая коммуникация характеризуется установкой на целостность восприятия художественного объекта. Понятие «целостности» подразумевает ряд параметров. Во-первых, это эстетическая целесообразность предмета искусства. Содержание и значение художественного предмета заключено в нем самом.
Огрубляя, можно сказать, что назначение романа «Война и мир» не в том, чтобы реконструировать историю наполеоновских войн, не в том, чтобы воспитывать любовь к Родине, не в том, чтобы служить учебником русского языка, давать примеры для правил орфографии и пунктуации. Все эти функции великий роман Л. Н. Толстого может успешно выполнять, но тогда он утратит свое собственное назначение — быть творением гениального воображения и разума, волновать читателей тем, как он построен, как созданы его образы, целый мир, пробуждать ответное творческое воображение аудитории.
Цель искусства — сотворение прекрасного, порождение отклика на прекрасное творение в душе человека, воспринимающего художественное произведение.
Во-вторых, целостность предполагает нерасчлененность содержания и формы. Отсюда следует важнейший вывод: данное художественное содержание существует только в данной форме. Нельзя выразить одну и ту же художественную мысль двумя разными произведениями, в отличие от мысли научной: теорему можно сформулировать словами, зафиксировать графически или алгебраической формулой, не исказив ее содержания. «Содержание» «Евгения Онегина» можно проинтерпретировать в кино, в опере, в литературоведческом исследовании, но это будет именно интерпретация, в большей или меньшей степени близкая роману А. С. Пушкина, но не тождественная ему.
Над вопросом о неразрывности содержания и формы в произведении художественной словесности размышляют многие теоретики искусства. Приведем толкование этого тезиса, данное Е. Г. Эткиндом в работе о путях интерпретации поэтического текста: «Единство содержания и формы — как часто мы пользуемся этой формулой, звучащей вроде заклинания, пользуемся ею, не задумываясь над ее реальным смыслом! Между тем по отношению к поэзии это единство имеет особо важное значение. В поэзии все без исключения оказывается содержанием — каждый, даже самый ничтожный элемент формы строит смысл, выражает его: размер, расположение и характер рифм, соотношение фразы и строки, соотношение гласных и согласных звуков, длина слов и предложений и многое-многое другое. По-настоящему понимать поэзию значит понимать ее содержание не в узком, привычно-бытовом, а в подлинном, глубоком, всеобъемлющем смысле этого слова. Понимать форму, ставшую содержанием. Понимать содержание, воплотившееся в единственно возможной, им порожденной, им обусловленной форме. Понимать, что всякое, даже малое изменение формы неминуемо влечет за собой изменение поэтического содержания».
В-третьих, целостность произведения основана на единстве эмоционального тона всего высказывания, тона, служащего основным способом выражения авторского отношения к реальности. «Белая береза» С. Есенина пронизана легкой грустью, связанной с ощущением проходящего времени. Элегическая тональность, окутывающая этот поэтический образ, — признак художественности. Вне человеческого взгляда ни одна береза в природе не печальна, не радостна.
Таковой ее делает эмоциональная реакция наблюдателя. Искусство отличается от наших бытовых и сиюминутных реакций тем, что воплощает их в слова, способные рождать в читателе ответные чувства.
Вторым специфическим свойством художественной коммуникации является особое соотношение содержания художественного высказывания с реальностью. Этот вопрос входит в область актуальных проблем современной теории литературы. В. Шмид подчеркивает, что одним из основных признаков художественного текста является «его фикциональность, то есть то обстоятельство, что изображенный в тексте мир является фиктивным, вымышленным. … Термин “фиктивный”, производный от лат. fingere (“образовывать”, “изображать”, “представлять себе”, “вымышлять”, “создавать видимость”), обозначает объекты, которые, будучи вымышленными, выдаются за действительные, притязают на реальность». Современное представление о фикциональности художественного мира восходит к античной теории мимесиса: «Вымысел (ficti), понимаемый в ариficti), ), стотелевском смысле как мимесис — это художественная конструкция возможной действительности».
Фикциональность не является синонимом обмана, выдумки, которая вводит кого-либо в заблуждение. Более того, художественные тексты относятся к тому типу высказываний, которые невозможно проверить на истинность — ложность (К. Тарановский). Фикциональный мир реален для персонажей произведения. Но он реален и для автора как способ суждения о действительности. Отечественная война 1812 г., изображенная Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», несет в себе представление писателя об истинном событии. Читатель романа не делит героев Толстого на придуманных и реальных, так как в действительности «Войны и мира» все они в равной мере реальны. С другой стороны, Кутузов и Наполеон — в такой же мере вымышленные, возможные лица, как и другие персонажи романа.
Фикциональная, возможная реальность художественного произведения требует от читателя полного доверия. Автор не говорит читателю: «Я думаю, что это было так...». Он представляет мир в его определенной данности, не вводя никого в заблуждение.
Показателями фикциональности служат все специфические признаки художественного высказывания:
его отнесенность к литературному роду и жанру;
рамочные компоненты — имя автора, наличие заглавия, посвящения, предисловия, даты создания;
определенный модус высказывания — проявленная в тексте произведения эмоциональная оценка всех показанных событий и персонажей, например патетическая, идиллическая, сатирическая и др.;
отсылки к другим литературным текстам;
особая ритмическая организация речи, использование языка в целях создания возможной реальности, структура которой в свою очередь обусловлена законами речевой структуры.
Прокомментируем последний из приведенных тезисов. Читая рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре», мы соотносим по меньшей мере четыре образа цирка: первый, в котором герой «ничего не понял», так как был слишком мал, второй, где произошла встреча с девочкой на шаре, третий — цирк из воспоминаний о детстве папы Дениски, четвертый — цирк без чуда, без девочки. Эти образы связаны, помимо прочего, ритмически: первый и третий образ безличны, второй и четвертый наполнены конкретными событиями, эмоционально насыщены. Почему это происходит — вопрос, относящийся к содержанию рассказа, которое предопределено композицией.
Третьим специфическим свойством художественной коммуникации является знаковый характер художественного текста. Причем знаковая природа художественного высказывания создается в результате наложения разных структурных уровней — графического, фонетического, грамматического, лексического, синтаксического, образно-тематического. Слово, речь служит материалом для создания образно-тематического уровня: мы видим «за словами» (знаками) целый мир, созданный воображением автора и развернутый в нашем воображении. В самом показанном мире ищем смысла, относясь к изображенной реальности как к знаковой системе, как к языку, оформляющему мысль художника. Наложение различных уровней, каждый из которых обладает собственной семантикой (значением) и одновременно участвует в построении значения других уровней художественной структуры, а также высказывания в целом, обусловливает многомерность мысли литературного произведения.
Вновь обратимся к размышлениям В. Шмида о соотношении содержания и формы в литературном тексте: «А для того чтобы произведение вызвало у читателя эстетическую установку, автор должен организовать повествование таким образом, чтобы оно не было носителем лишь тематической информации, чтобы содержательной стала сама манера повествования. Преобладание эстетической функции требует, чтобы тематические и формальные элементы друг друга мотивировали и оправдывали, способствуя в познавательном и чувственном взаимодействии образованию сложного эстетического содержания».
Специфика эстетической коммуникации проявляется не только в позиции автора по отношению к высказыванию, не только в характере самого высказывания, но и в реакции на сообщение воспринимающего сознания. Понятие эстетических эмоций было обосновано немецким философом И. Кантом. В соответствии с его учением эстетические эмоции неутилитарны (бескорыстны, созерцательны), внерациональны (их нельзя обосновать с помощью логических процедур), общезначимы, носят игровой характер. Произведение искусства привлекает зрителя (читателя, слушателя) совершенством художественной формы, вызывая при этом игру душевных сил, пробуждая разум, чувства, заставляя переживать чужой опыт как собственный, узнавать в чужой судьбе отголоски пережитого. Проявление эстетического отношения характеризуется такими эстетическими категориями, как прекрасное — безобразное, возвышенное — низменное. Искусство гармонизирует мир, придавая ему целостный смысл, оформляя текучую реальность в художественную систему.
Но искусство может высвечивать и хаотические основания мироздания, «выпускать хаос» на свободу, снимая видимый покров внешней целесообразности.
Область эстетики включает не только артефакты, но и любые предметы, если они предполагают эстетическое отношение, рассматриваются с эстетической точки зрения. Так, простое полено, если оно выведено из сферы утилитарного употребления (не предназначено для печки, для столярных работ), становится искусной и живой игрушкой, то есть художественным образом, когда находится человек, способный увидеть в полене человеческий образ и воплотить свое видение, оформить его.
Автор термина «эстетика» А. Баумгартен определял эстетическое как чувственную форму познания мира, противопоставив его логическому знанию. Этот аспект внешней воплощенности идеи, по словам А. Ф. Лосева, относится к ключевым признакам искусства: «Эстетический предмет тем и отличается от других, что он есть объективная, внешне-вещественная, воспринимаемая чувственным зрением и слухом внутренняя жизнь, иной раз даже необозримые глубины чувств и ощущений. Он всегда есть некая выраженность живого трепета жизни, того или иного трепета и при этом какой угодно жизни, большой или малой, глубокой или мелкой, широкой или узкой»1.
Специфической чертой художественной словесности является ее образная природа.
Образность присуща не только искусству:
«...каковы бы ни были … смыслы, чтобы войти в наш опыт (притом социальный опыт), они должны принять какое-либо временнопространственное выражение, то есть принять знаковую форму, слышимую и видимую нами…»2. Художественный образ отличается от других типов образности комплексом признаков3. Он обладает уникальностью, единичностью, пронизан ценностными, эмоциональными реакциями автора на изображенный мир. В то же время художественный образ представляет собой обобщение, воплощает типические свойства явления. Символическая природа художественного образа обусловливает потенциальную множественность его последующих интерпретаций. Художественный образ создан воображением автора и рассчитан на ответное читательское воображение.
Художественный образ обращен в первую очередь к эстетическим чувствам — зрению и слуху. Однако словесность, в отличие от других видов искусства, способна воссоздавать весь спектр ощущений реальности — в том числе запахи, вкус, осязание. При этом собственно материалом словесного искусства выступает язык, оформленный как текст. Произведение разворачивается в двух планах — как последовательность языковых единиц от звука до синтаксической конструкции и как целый мир, завершенный в пространстве и времени. Эстетическое восприятие предполагает, что читатель связывает эти планы, видит их взаимообусловленность: «Текст как таковой не является мертвым: от любого текста, иногда пройдя через длинный ряд посредствующих звеньев, мы в конечном счете всегда придем к человеческому голосу, так сказать упремся в человека; но текст всегда закреплен в каком-нибудь мертвом материале: на ранних стадиях развития литературы в физическом звучании, на письменной стадии — в рукописях (на камне, на кирпичах, на коже, на папирусе, на бумаге); в дальнейшем рукопись может принять форму книги…»1.
В центре курса литературного чтения находится слово художника, слово как материал искусства и слово как само искусство.
Все иные задачи, которые литература решает с помощью художественной речи, имеют все же вторичное, хотя, без сомнения, исключительно большое значение. Художественная словесность является одним из ключевых путей познания мира, особенно в области душевной и духовной жизни, чувств, отношений между людьми, мотивов поведения. Литература обладает неисчерпаемым нравственным потенциалом и дает наглядные уроки этики. Литература позволяет проникнуть в прошлое, моделировать будущее, порой выступает как пророчество. Писатели как никто чувствуют перемены в общественной жизни, практически незаметные для обычного человека.
Но как бы ни были обширны возможности применения литературы в опыте повседневного и исторического существования, они могут осуществиться только при одном условии: сама литература должна быть интересна читателю. И в первую очередь интересна своей эстетической сущностью — как произведение искусства.
Именно этот аспект литературного образования составляет ядро литературного чтения.
Эстетическая функция не отменяет других функций, которые при ином подходе может выполнять произведение искусства.
Более того, когда речь идет о детской литературе, именно вторичные функции художественной словесности выступают на первый план. Так, авторы учебника по детской литературе И. Н. Арзамасцева и С. Н. Николаева классифицируют произведения для детей именно на основе вторичных функций, подчеркивая, что «категория читателя-ребенка» служит наиболее объективным критерием «вычленения детской литературы»: «Виды детской литературы определяются функцией книги.
Научно-познавательная литература подразделяется на учебно-познавательную (школьные учебники и пособия, словари, справочники, энциклопедии и т. п.) и художественно-познавательную (очерки, рассказы, сказки, в образах раскрывающие объективное содержание явлений природы). Так называемая этическая литература — повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она в свою очередь делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, публицистическую литературы, а также на их производные. Кроме того, существует развлекательная литература, — обычно она не в чести у взрослых, например популярная в в. книга “Степка-растрепка”. Развлекательная литература находится в оппозиции по отношению к другим видам детской литературы и ближе всего стоит к детскому фольклору».
Тем не менее, когда к детской литературе обращается взрослый читатель, его привлекает именно эстетическая сторона детской книги.
Можно сказать, что эстетическое восприятие является условием всех иных функций, которые способно выполнять произведение искусства.
Резюме
Коммуникативная природа искусства. Произведение и текст.
Текст — сложно построенный смысл. Текст как знаковая система.
Уровневая структура художественного текста: фонологический, морфологический, лексический, синтаксический, образно-тематический уровни. Структура как закон, определяющий соотношение элементов текста.
Целостность — показатель эстетической природы художественной коммуникации. Содержание и форма литературного произведения: их разграничение. Эстетический объект как «оформленное содержание» (М. М. Бахтин). Роль читателя в процессе художественной коммуникации: эстетическое отношение. Типы художественности как «род целостности» литературного произведения. Пафос и модус художественности.
Художественный образ как категория эстетики. Свойства образа.
Различие понятия и художественного образа.
Вопросы для самопроверки.
1. Что отличает эстетическую коммуникацию от других информационных систем?
2. Какие признаки определяют понятие «целостности» литературного произведения?
3. Что включает в себя «эстетическое отношение»?
4. В чем проявляется закон единства содержания и формы произведения искусства?
5. Какие признаки отличают художественный образ от научного понятия и других типов образности?
6. Что включают в себя уровни структуры литературного текста?