Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Коммуникация как вид деятельности. Схематизация деятельности. Коммуникативная среда

  • 👀 451 просмотр
  • 📌 409 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Коммуникация как вид деятельности. Схематизация деятельности. Коммуникативная среда
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Коммуникация как вид деятельности. Схематизация деятельности. Коммуникативная среда» docx
Тексты лекций по дисциплине. 1. УСТАНОВКА НА КУРС Основная образовательная цель курса - освоение и закрепление инструментов коммуникации, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Задачи: • Определить коммуникацию как вид деятельности • Освоить техники самопрезентации • Познакомиться с основами поведенческой психологии • Научиться схематизировать деятельность • Освоить техники подготовки презентаций Определимся с понятием «компетенции»: 1) знания, умения, навыки в той или иной области, сфере деятельности 2) совокупность полномочий должностного лица или подразделения фирмы, в соответствии с которыми они имеют право принимать решения по определенным вопросам. Компетенция - демонстрируемая способность сотрудника выполнять определенные производственные функции. Компетенции объединяют способности и мотивацию сотрудника и описывают его производственное поведение. Компетенции = характеристики человека, а не должности, поэтому переносятся с одного рабочего места на другое вместе с сотрудником. Оценка уровня компетенции: 1 Поверхностные знания 2 Знает общие принципы 3 Способен использовать 4 Глубокие знания 5 Эксперт Структура курса 1. Установка на курс (цели и задачи курса, структура курса, типы заданий, форма контроля) 2. Коммуникация как вид деятельности 3. Техника самопрезентации 4. Управление и воздействие в межличностном общении 5. Схематизация деятельности. Типы схем и их применение 6. Основы поведенческой психологии 7. Интернет как особая коммуникативная среда 8. Техника подготовки презентаций 9. Итоговая презентация 10. Зачетное мероприятие. Итоговый тест Притча о Сократе: Однажды, к Сократу пришёл знакомый и сказал: — Я сейчас расскажу тебе что-то, что я услышал об одном из твоих друзей. — Подожди минутку, — ответил Сократ. — Прежде, чем ты расскажешь мне что-то, это должно пройти тройной фильтр. Прежде, чем говорить о моём друге, ты должен профильтровать то, что ты собираешься рассказать. Первый фильтр — правда. Скажи, ты абсолютно уверен, что это правда? — Нет, — ответил знакомый, — я сам услышал об этом о других. — Значит, ты не уверен, что это правда. Теперь второй фильтр — добро. То, что ты собираешься рассказать о моём друге, содержит что-то хорошее? — Наоборот. Это что-то очень плохое. — Итак, ты хочешь сказать мне нечто, что может оказаться неправдой, да ещё и что-то плохое. Третий же фильтр — полезность. Смогу ли я лично извлечь какую-либо пользу из сказанного тобой? — В общем-то, нет, — ответил знакомый. — Что ж, если то, что ты хочешь мне рассказать, ни правдивое, ни хорошее, ни полезное, то зачем мне это знать?  Так Сократ и не узнал, что Ксантиппа изменяла ему с лучшим другом.  Лекции к Разделу 1. КОММУНИКАЦИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Что такое информация? • сведения, сообщения о чем-либо, которыми обмениваются люди • сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических устройствах • отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы. • обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств • *Информация отсутствует, когда ситуация полностью предсказуема. Коммуникация – это общение людей в процессе совместной деятельности: обмен идеями, мыслями, информацией сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов, необходимых, чтобы сделать мысли одного человека понятными другим. Виды коммуникаций: • Горизонтальные • Вертикальные • Формальные • Неформальные • Внутренняя • Публичная • Межличностная • Организационная • В малых группах Основные термины: коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя или более людьми, обеспечивающий понимание информации, являющейся предметом общения; отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; кодирование – перевод идеи (информации) в символы сообщение - информация, закодированная с помощью символов; канал - средство передачи информации; декодирование – перевод символов сообщения в информацию, понятную получателю; получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее; шумы – различные барьеры, искажающие информацию; обратная связь – реакция на поступившую информацию, свидетельствующая о мере понимания сообщения и доверия к нему. Любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» этой деятельности. Общение формирует единство задач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Коммуникация – это любое действие или бездействие, направленное на получение определенных реакций от объекта. Манипуляции – зловредные коммуникации, которые приводят человека к потерям. Проблемы восприятия появляются как при кодировании, так и раскодировании информации людьми, отличающимися социально-демографическими, национальными и культурными особенностями. Рассмотрение примеров различных жестов и действий. Ограниченная пропускная способность восприятия сигналов: – селективность внимания не позволяет одновременно следить за содержанием двух различных сообщений; – колебания внимания ограничивают в течение продолжительного времени способность с одинаковой бдительностью следить за потоком информации; – объем непосредственной памяти затрудняет запоминание после однократного кратковременного предъявления более чем 57 несвязанных между собой объектов; – задержка внимания на втором из двух следующих друг за другом с достаточно малым интервалом (менее 250 мс) стимулов, представляющая собой психологический рефлекторный период; – при увеличении числа альтернатив замедляется время выбора. Барьеры, создающие помехи: • технические, связанные с качеством техники; • географические, когда с расстоянием ослабляются полнота и достоверность информации; • исторические чем дальше события во времени, тем труднее их понимание; • государственно-политические ограничения на информацию; • ведомственные (организационные) проблемы с информацией; • экономические в частности, отсутствие средств на то, чтобы купить информацию, производить и продавать; терминологические сложности; • языковые различия; • культурная специфика; • психологические особенности восприятия, оценки, связанные с типом личности и др. Структура процесса коммуникации: Гуманитарное изложение сделано Г. Лассвеллом, который выделил пять наиболее его значимых компонентов: Кто говорит? Что сообщает? Кому? По какому каналу? С каким эффектом? В других моделях дополняются и развиваются другие определенные аспекты процесса передачи сообщений. Другие аспекты процесса передачи сообщений: • влияние социальной среды на коммуникацию • воздействие каналов на восприятие информации • редакторские функции при подготовке информации • структура факторов и функций коммуникации и др. Важнейшим условием эффективности коммуникации с позиции информационного подхода является достижение максимального совпадения принятого сообщения с посланным. Коммуникативные процессы: • класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. • Включает: – эмпатию, – экспрессию, – аттракцию, – атрибуцию, – вербальное и экспрессивное взаимодействие – и др. • Развитие общения в онтогенезе происходит постепенно: ◦ начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого) ◦ к четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция — комплекс оживления. ◦ к концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций ◦ в дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимноличностное общение. Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни. • Общение со взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. • Особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, благодаря чему сознание ребенка достигает качественно нового уровня развития. Невербальные коммуникации: • Невербальные коммуникации (лат. verbalis – устный) — форма общения, которая представляет собой поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. • Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению.  Выразительные движения: • форма невербального общения, которая заключается в проявлении эмоциональных переживаний и намерений индивида в мимике (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи.   •  Генезис. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. • Человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного „языка“ для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы). • В онтогенезе выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания. При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка).  Пантомимика: •  Пантомимика (греч. pantomimos – все воспроизводящий подражанием) — выразительные движения, которые заключаются в изменении походки, жестов, осанки и т.д. • С ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. • Пантомимика мало контролируются сознанием. • Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации. • Контекст. Может сопровождаться мимикой. Формы невербальной коммуникации: • паралингвистические компоненты к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи • эмоциональные индикаторы (в частности напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; • мимические выражения; • кинестезические выражения (поза, телодвижения); • движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека); • проксемика (характеристика межличностной дистанции).    •  По мнению А. Меграбяна, все многообразие средств невербальной коммуникации может быть сведено к лежащим в их основе эмоциям (удовольствие — неудовольствие, возбуждение — отсутствие возбуждения, доминирование — подчинение). Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание • Вербальное общение — это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка. •  Психологи считают, что вербальное общение должно:  ◦ содержать оптимальное количество информации (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение); ◦ содержать правдивые высказывания; ◦ соответствовать целям, предмету разговора; ◦ быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности). Речь: • Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. • В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. Язык: •  Язык - система знаков, которая служит коммуникативным целям и основана на универсальных правилах связывания этих знаков. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности. В индивидуальном развитии служит средством общения, мышления и самоанализа. • функции языка в процессе коммуникации: ◦ коммуникативная (функция обмена информацией); ◦ конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); ◦ эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); ◦ фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); ◦ метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом). Семантическая функция речи: • Семантическая функция речи (греч. semanticos – обозначающий и лат. functio – исполнение) — функция речи, которая заключается в использовании речи в качестве средства выражения мыслей, за счет чего происходит обозначение предметов, явлений, действий. • При усвоении языка как общественно фиксированной знаковой системы, основанной на анализе и синтезе, сравнении и обобщении предметов и явлений действительности, человек овладевает скрытыми в них логическими операциями. • В своем психическом развитии ребенок последовательно усваивает основные логические правила, зафиксированные в языке, в частности научается дифференцировать определенные виды семантической связи, а именно связи: ◦ субъект — действие (ребенок — играет);    ◦ действие — объект (приготавливать — еда);  ◦ субъект — объект (пожарный — огонь); ◦ субъект — место (врач — больница); ◦ действие — инструмент (резать — нож);  ◦ действие — завершение (вытирать — делать чистым); ◦ причинные отношения (усталый — спать). • выделяют такие формы речи, как автономная, эгоцентрическая и внутренняя речь (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже).  Автономная речь: • (греч. autonomos – самоуправляющийся), проанализированная в исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, представляет собой один из ранних этапов развития речи ребенка. • Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. • Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. • По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. • В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития. Эгоцентрическая речь: • (лат. ego – я и centrum – центр) — форма детской речи, которая представляет собой говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей — резко падает и практически исчезает после 7 лет. Функция языка в процессе коммуникации: • В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: ◦ сообщение, ◦ мнение, ◦ суждение, ◦ рекомендация, ◦ совет, ◦ критическое замечание, ◦ комплимент, ◦ предложение, ◦ вывод, ◦ резюме, ◦ вопрос, ◦ ответ. Речь делится на внешнюю и внутреннюю: • Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. • Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. контакта). Внутренняя речь: •  — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при мысленном решении различных задач и планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. • В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль. • Наряду с внутренней речью выделяют внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной (экспрессивной) или пассивной (импрессивной). Внешняя речь: • Устная речь  — речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух.   • Письменная речь основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. • Экспрессивная речь (лат. expressio – выражение) — форма речи, которая процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь. Экспрессивная речь строится на основе активного словаря, представляющего собой некий лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания и который по объему меньше, чем пассивный словарь, являющийся основой импрессивной речи.    • Импрессивная речь (лат impressio – впечатление) — форма речи, которая представляет собой понимание устной или письменной речи. Основана на использовании пассивного словаря, который представляет собой лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный словарь. • При выполнении целевых функций в структуре какого–либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму. Диалог как основа коммуникации: • Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. • Виды диалога:  • информативный (процесс передачи информации); • манипулятивный (скрытое управление собеседником). ◦ Речевыми средствами манипуляции являются: ◦ эмоциональное воздействие, ◦ использование общественных норм и представлений, ◦ лингвистическая подмена информации;  ◦ полемический;  ◦ фатический (поддержание контакта) Этапы коммуникативного процесса: • можно разбить на пять этапов: ◦ I этап — начало обмена информацией ◦ II этап — кодирование или перевод идей адресанта в систематический набор символов ◦ III этап — выбор и передача информации через определенный канал связи ◦ IV этап — декодирование-прием ◦ V этап — этап обратной связи или оценки реакции адресата на полученную информацию • На всех этапах процесса общения могут возникать помехи, искажающие смысл передаваемой информации. Контур обратной связи обеспечивает канал для реакции адресата, позволяющий адресанту определить, был ли получен сигнал, как он был понят и достигнута ли цель общения. Общение: • Взаимодействие двух или более субъектов, которое состоит в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. • Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами (аффилиация), об удовлетворении которой свидетельствует возникновение „радости общения“. Обычно включает в себя четыре составляющие: ◦ предметное сообщение (о чем идет речь), ◦ самораскрытие (Я–сообщение), ◦ отношение к слушателю (мотив коммуникации), ◦ призыв (что надо сделать).   Нарушения общения вызывают изменения личности. ТЕХНИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ Самопрезентация – это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее. Самопрезентация – это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Природная самопрезентация: свойственна всем людям и приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания. Недостаток: человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации Искусственная самопрезентация: главная цель – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей (и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас), мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией». Важнейшим аспектом самопрезентации является неречевая коммуникация, т. е. все то, что мы говорим без слов. Важно: Нужно контролировать не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает Ваши слова, но и влияет на его восприятие. Алгоритм самопрезентации: 1. Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезентации. 2. Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком ее реализации. 3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией. 4. Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной». Помните, что Вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изменять Вас же самих, если, конечно, Вы видите смысл в «искусственной самопрезентации». «Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался, и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки, – смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация» Рон Хофф «Я вижу Вас голыми». ОСНОВЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Cовершенно неважно, ЧТО думает человек о том, что отличает его от остальных специалистов и делает его уникальным. Важно лишь то, КАК он это делает. НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ Управление действиями других людей с помощью специальных коммуникативных техник. НЛП впервые появилось в США в 70-е годы прошлого столетия, когда наблюдалось самое бурное развитие кибернетики. Основные техники НЛП: • Изменение убеждений • Якорение • Раппорт • Диссоциация • Рефрейм содержания Модальность (англ. modality): Термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации, рецепторов, и т.д. 4 модальности (типа сенсорной системы): • визуальная - образы • аудиальная - звуки • кинестетическая - ощущения, вкус, запах, эмоции • аудиально-дигитальная - речь, включая внутреннюю Ключи глазного доступа рассматриваются на схеме. "Дефицит поведения" и расширение поведенческого "репертуара": Причиной психических нарушений может быть недостаток способов поведения, обеспечивающих полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив (Арнольд Лазарус, 1968). Дефицит поведения - недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения. Группы навыков поведения, достаточных для полноценной жизнедеятельности взрослого здорового человека: • способность открыто говорить о своих желаниях и требованиях; • способность сказать "Нет"; • способность открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; • способность устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор. Для расширения поведенческого репертуара нужны: • тренировки нового поведения • редукции нежелательных эмоциональных или физиологических процессов (страха, заторможенности и т. п.) • коррекция моторных, эмоциональных и когнитивных механизмов регуляции деятельности BASIC ID: Вся полнота жизни человека складывается из сочетания семи основных переменных: • Поведение (В - behavior) - внешние действия, поведение, жесты и поступки человека, которые можно наблюдать и регистрировать. • Аффект (А - affect) - состоит из эмоций, чувств и настроений. • Ощущения, восприятие (S - sensation) - включает все модальности ощущений (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, тактильную и проприочувствительность), в результате которых складываются образы. • Воображение и представления (I - imagery) - повторяющиеся сны, мечты, воспоминания, включая представления о самом себе, которые могут быть как приятными, так и неприятными. • Когниции, мысли (С - cognition) - идеи, ценности, мнения и установки относительно самого себя и других людей. • Социальные связи, отношения (I - interpersonal relationships) - -отношение человека к другим людям, межличностные связи с друзьями, знакомыми, родственниками, начальством, властями и т.д. • Физиологические переменные (D - drugs and biological factors) - биологический статус клиента, включая медицинские препараты, которые он принимает, пищевые привычки, возможно - зависимости. Пример. 32-летняя пациентка жалуется на аффективные нарушения - постоянное беспокойство и тревожность. В этой связи ей задают серию вопросов, касающихся других модальностей: • Когда вы начинаете беспокоиться, что вы в этот момент делаете? • Как выглядит ваше типичное поведение в этой ситуации? • Какие еще эмоции или чувства у вас возникают в этот момент? • Какие мысли приходят вам в голову, когда вы тревожитесь? • Какие образы приходят вам в голову? • Что вы говорите сами себе, когда страх нестерпим? • Кто из близких вам людей в этот момент вам помогает? • Принимаете ли вы для успокоения какие-либо медикаменты? Агрессивное поведение: Агрессивное поведение у животных (от французского слова aggressif - нападающий, воинственный, от латинского aggregior - нападаю) - это действия животного, адресованные другой особи и приводящие к её запугиванию, подавлению или нанесению ей физических травм. Под влиянием агрессивного воздействия организм испытывает состояние напряжения, стресс. Формы агрессии: • Межвидовая агрессия • Контратака добычи против хищника • Критическая реакция Межвидовая агрессия: Агрессивность хищника по отношению к жертве. В природе одни виды неизбежно нападают на другие. Взаимное влияние хищника и жертвы приводит к эволюционному соревнованию, заставляет одного из них приспосабливаться к развитию другого. Контратака добычи против хищника: Нападение на хищника-пожирателя имеет очевидный смысл для сохранения вида. Даже когда нападающий мал, он причиняет объекту нападения весьма чувствительные неприятности. Критическая реакция: Эта форма боевого поведения, самая яростная, мотивируется страхом (агрессия и страх - близнецы), сильнейшим стремлением к бегству, которое не может быть реализовано потому, что опасность слишком близка. Внутривидовая агрессия: 1) Территориальная агрессия 2) Брачные турниры 3) Агрессия в сообществе социальных животных, приводящая к установлению иерархии. Лекции к Разделу 2. СХЕМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Схема – это знак или знаковая форма для представления чего-либо в обобщенном виде с целью понять или объяснить другому. Схема позволяет увидеть и удержать целое (увидеть основное, без мелочей). Схема позволяет структурировать информацию об объекте или процессе. Правила при построении схем: • Если вам произносят текст – схематизируйте его (для понимания, удержания целого и запоминания). • Если вам рисуют схему – описывайте ее словами (чужую схему без описания не понять и не запомнить). • Каждый элемент на схеме имеет значение – не рисуйте бессмысленных элементов. Основные принципы схематизации: • Базовые элементы: Человек, процесс, объект, связь, взаимодействие. • Взаимодействие объектов. • Взаимодействие людей. • Последовательность процессов. • Взаимодействие человека и процесса. • Цели человека. • Структура, система, взаимосвязь элементов. • Инфраструктура. • Сферы. • Устройство чего-либо, состоящее из нескольких подобных элементов (модули ИС, процессы, оргструктура). Объектные схемы Для понимания и описания целого (организации, структуры, сферы, взаимодействия отделов или людей и т.п.). Возможность удержания и визуализации большого объекта. Элементы на схеме статичны. Все элементы схемы равнозначны – указывается взаимосвязь между элементами схемы Методы IDEF Методы IDEF (Integrated Computer-Aided Manufacturing (ICAM) DEFinition) используются для моделирования при обеспечении интеграции предприятия. Изначально Методы IDEF были разработаны с целью улучшения взаимодействия людей, занимающихся интеграцией их существующих систем. IDEF0 (Метод Функционального Моделирования) был разработан, чтоб обеспечить элегантное развёртывание описаний функций системы используя функциональную декомпозицию и категоризацию отношений между функциями (в терминах классификации Входа, Выхода, Управления и Механизма). IDEF0 - это язык, спроектированный для моделирования бизнес-процессов. IDEF0 произошёл от Методики Структурного Анализа и Проектирования (Structured Analysis and Design Technique - SADT). SADT была "бумажной" технологией, но после появления компьютеров в середине 80-х, когда на письменных столах появились персональные компьютеры с графическими возможностями, SADT пересела за компьютер. ВВС США в рамках ICAM, программы интегрированной компьютеризации производства, разработали на базе SADT и довели до уровня стандарта методологию IDEF (ICAM DEFinition), состоящую из трех методологий (IDEF0 - функциональное моделирование, IDEF1 - информационное моделирование, IDEF2 - динамическое моделирование функций, информации и ресурсов). Первые версии простого и мощного пакета Design/IDEF появились на российском рынке три с лишним года назад и с тех пор количество его поклонников заметно выросло. Концепции IDEF0 Графические элементы "блок и стрелка" диаграммы IDEF0 изображают функцию как блок и входные-выходные данные как стрелки, входящие и выходящие из блока. В IDEF0 существует 2 типа моделей: • КАК-ЕСТЬ (AS-IS) модели, имеющие представление и интерпретацию сверху-вниз, но основывающиеся на процессе анализа снизу-вверх. Отталкиваясь от "сырых" данных (обычно являющихся результатом интервью с экспертами проблемной области) модельер начинает группирование вместе активностей, которые тесно взаимосвязаны или функционально сходны. • КАК-ДОЛЖНО-БЫТЬ (TO-BE) моделирование – описывает функции будущей системы и деятельности, отличной от существующей.. 1 элемент – функциональный блок. В основе нотации и методологии IDEF0 лежит понятие "блока", то есть прямоугольника, который выражает некоторую функцию бизнеса (в соответствии со стандартом функция должна быть выражена глагольным оборотом). В IDEF0 функциональные значения всех сторон различны: верхняя сторона имеет значение "управления", левая - "входа", правая - "выхода", нижняя - "механизма" (см. рис 1.) Рис. 1. 2 элемент – поток (стрелка, интерфейсная дуга) Вторым элементом методологии и нотации является "поток" (в стандарте называемый - "интерфейсная дуга") - элемент, описывающий данные, неформальное управление, или что-либо другое "оказывающее влияние" на функцию, изображенную блоком. Потоки обозначаются оборотом существительного. Вход, выход, управление, механизм. 3 принцип – функциональная декомпозиция. Третьим принципом методологии IDEF0 является принцип "функциональной декомпозиции" блоков. Данный принцип представляет то, что любое действие (тем более такое сложное, как бизнес-процесс) может быть разбито (декомпозировано) на более простые операции (действия, бизнес-функции). Или, другими словами, функция может быть представлена как совокупность элементарных функций. Например, процесс «Построить дом» можно декомпозировать на несколько функций, детализирующих процесс построения дома, таких как: • Разработать проект дома, • Подготовить материалы, • Нанять строителей, • Сделать фундамент, • Построить стены, • Сделать крышу В то же время, все вышеперечисленные функции также можно декомпозировать, например, функцию «Подготовить материалы» можно декомпозировать следующим образом: • Сделать расчет необходимых материалов, • Найти фирму, продающую необходимые материалы, • Заказать материалы, • Доставить материалы на место строительства. Принципы моделирования. Для того чтобы закончить описание базовых принципов методологии IDEF0, обратим внимание на два базовых принципа моделирования: - принцип контекстной диаграммы; - принцип ограничения сложности. Принцип контекстной диаграммы. Моделирование начинается с построения "контекстной диаграммы", то есть диаграммы, на которой система (обьект моделирования) представлена одним-единственным блоком. Все потоки на данной диаграмме подразумеваются приходящими извне, по отношению к обьекту моделирования. Для идентификации блока используется определение "миссии", которую должна выполнять система по отношению к внешнему миру. При определении "миссии" необходимо иметь в виду "цель" (моделирования) и "точку зрения" (на модель). Например, цель может быть – описание процесса проведения кассовых операций, а точка зрения – кассир, или глав бух, или разработчик ИС – функции будут разные. Если мы моделируем систему с целью построения информационной системы, то, опять же, получим модель отличную от той, которая имела бы место в случае моделирования для целей оптимизации финансового управления фирмой. Принцип ограничения сложности. Диаграммы IDEF0 несут в себе очень концентрированную информацию, в связи с чем необходимо применять специальные меры по повышению их разборчивости и удобочитаемости, известные как принципы ограничения сложности. Основными являются два принципа: - ограничение количества блоков на одной диаграмме (3-7); - ограничение количества интерфейсных дуг, входящих (выходящих) к одной стороне блока (4). Используя приведенные выше базовые элементы, можно сформулировать основную идею моделирования IDEF0 следующим образом: бизнес процессы представляются как некоторые преобразования входного (и, возможно, управляющего) потока в выходной под контролем (управлением) управляющего потока с использованием для преобразования "механизма". Бизнес процессы должны быть представлены на более высоком уровне диаграммы достаточно общим образом, позволяющим уяснить их суть, однако, без излишней детализации, усложняющей понимание и чтение диаграмм. При необходимости более детального рассмотрения они могут быть "декомпозированы". Процесс моделирования. Процесс разработки функциональной модели проходит в 4 основных этапа: 1. Опрос держателей предметной области. На данном этапе разработчик модели изучает описываемую деятельность путем интервьюирования сотрудников организации, которые непосредственно участвуют в деятельности. 2. Создание модели. Данный этап также подразделяется на несколько последовательных шагов: А. определение цели, которую будет преследовать разрабатываемая модель, например, цель – описать деятельность той или иной организации для ее реорганизации с целью минимизации затрат и точки зрения на разрабатываемую модель, например, если описывать деятельность с т.з. главного бухгалтера, то будет один набор функций интересующих бухгалтера, а если описывать деятельность с т.з. финансового директора, то описанные функции будут совершенно другие и акценты будут в других местах. Б. Определение набора функций и данных. На данном шаге выписывается список всех функций, которые можно выделить из разговора с держателями предметной области. В. Иерархия функций. На третьем шаге все выписанные функции выстраиваются в иерархию, т.е. выделяются более общие функции и более мелкие, детальные и их зависимость и таким образом функции выстраиваются в иерархию. Г. Рисование схемы. На этом шаге осталось только изобразить построенную иерархию функций в виде диаграммы (схемы) по правилам методологии IDEF0. 3. Рецензирование. После того как функциональная модель готова необходимо проверить ее на правильность, т.е. необходимо провести рецензирование схемы. В процессе рецензирования рецензент (человек, который проверяет модель) проверяет содержательные ошибки, т.е. правильно ли описана деятельность и не противоречит ли она реальности и семантические ошибки, т.е. правила методологии IDEF0, которые необходимо учитывать при построении диаграммы (функциональной модели). 4. Доработка модели. И последний заключительный этап может присутствовать в том случае, если рецензент обнаружил содержательные или семантические ошибки при рассмотрении диаграммы, в данном случае схема дорабатывается, убираются допущенные ошибки. Рис. 2. Технология разработки модели. Интерфейсные дуги (потоки). Под интерфейсными дугами понимается набор стрелок (входящих, исходящих, обозначающих управление и исполнителей), которые присутствуют на диаграмме. Рецензирование модели. Процесс рецензирования – один из завершающих этапов моделирования и необходим для выявления ошибок в схеме, как по содержанию, так и по синтаксису диаграммы. Замечания в схеме обычно фиксируются на печатном варианте схемы. После проведения рецензирования функциональная модель дорабатывается. Диаграммы состояний (State Diagram) позволяют описать иерархическую структуру состояний объектов системы и переходы между состояниями под воздействием определенных событий. Элементы диаграммы. - начальное состояние - состояние - переход из одного состояния в другое (событие[условие] / действие ) - конечное состояние Пример построения диаграммы состояния. Диаграмма состояний на примере процесса «Документооборот в организации». Для рисования данной схемы необходимо определить все состояния, в которых может находиться описываемый объект, в данном примере «документ». Такими состояниями могут являться: • Созданный документ, • Зарегистрированный документ, • Находящийся на согласовании документ, • Направленный адресату документ, • Находящийся на доработке документ, • Находящийся на рассмотрении у адресата документ, • Находящийся на исполнении документ, • Исполненный документ, • Поставленный на контроль документ, • Снятый с контроля документ, • Находящийся в архиве документ. Далее необходимо определить начальное состояние объекта и конечное состояние. В данном примере начальным состоянием будет документ до ее создания, т.е. необходимость создания документа, а конечным – документ после помещения в архив, когда жизненный цикл документа пройден. Следующим шагом будет фиксация переходов между состояниями, которые определяются произошедшим событием, условием произошедшего событие и действия, которое переводит объект из одного состояния в другое. Например, чтобы объект, находящийся в состоянии «созданный документ» перешел в состояние «зарегистрированный документ» необходимо, чтобы произошло событие «создание документа», условие данного события должно быть «документ требует регистрации» и действие, которое переведет документ в другое состояние – это «отправить на регистрацию». Лекции к Разделу 3. КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА СТОРИТЕЛЛИНГ STORYTELLING - писать, рассказывать, создавать истории. В какой форме мы лучше воспринимаем сказанное или написанное? 1. История 2. Информация 3. Представление 4. Аналитика Какую самую главную ошибку допустил Обама в ходе первого президентского срока? Он не рассказывал истории американцам. Во время выборной кампании 2012 года Президент Обама признался, что основной (!!!) ошибкой его первого срока было то, что он не рассказывал американцам истории. А это очень важно, так как истории дают чувство единства, наличия целей и оптимизма. Обама признал ошибку 12 июля, а уже 16 была первая история: Kiss Cam. Он даже рассказывает истории детям. Третий раунд дебатов: лошади и штыки. «Возможно, у губернатора Ромни не было достаточно времени, чтобы изучить, как работают наши военные, – сказал тогда Обама. – Вы упомянули о нашем флоте и заметили, что у нас сейчас меньше кораблей, чем в 1916 году. Но у нас также стало меньше лошадей и штыков, потому что войска стали другими». • в сервисе микроблогов Twitter появился хэштег #horsesandbayonets • http://horsesandbayonets.tumblr.com/ • https://www.facebook.com/HorsesandBayonetsForAll • Обама опередил Ромни на 8%, согласно исследованию CNN: 48% против 40 – бывшего губернатора Массачусетса. Storytelling – это ключевая компетенция для: • PR • HR • Маркетинг (Lego, Bionicle) • Брендинг (Бренд поддерживается историями своих приверженцев) • Social media • Социальные изменения • Кино • Образование (edutainment) • Церковь http://sacredstoryteller.com • Медицина • Политика Национальная организация сторителлеров (США) //http://www.storynet.org/ Мы нуждаемся в историях, потому что история: • формирует реальность • придает смысл нашему в ней существованию • помогает найти модели мышления, поведения, отношения, действия Для storytelling-a не нужно быть Львом Толстым. Я не умею рассказывать истории – понять, как устроены истории – начать их рассказывать самому – приобрести умение рассказывать истории. Со мной не происходит интересных историй – понять, как устроены истории – начать их видеть и рассказывать – создавать истории - ваша жизнь полна интересных историй. Знание – это действие. Галилей победил благодаря своему стилю и блестящей технике убеждения, благодаря тому, что писал на итальянском, а не на латинском языке, а также благодаря тому, что обращался к людям, пылко протестующим против старых идей и связанных с ними канонов обучения. П. Фейерабенд «Против метода» Типы историй: ◦ трагедия – герой противостоит силам судьбы и терпит поражение, находясь выше общественной нормы ◦ комедия – где герой был неадекватным общественной норме и находился ниже её ◦ драма – где происходят столкновения героя с другими людьми и общественными нормами • Герой должен быть реалистичным • У него должны быть выраженные цели и принципы или внутренние невыраженные мотивы и принципы – они энергия героя и двигатель истории • Они могут быть изначально, а могут проявляться по ходу истории и даже меняться (это 3 типа историй) Самые распространённые истории: • Сказочные – происходящее чудо – помощь судьбы, другого человека, случая (наиболее распространённый женский нарратив – Золушка). Более глобально – вообще история судьбы, которая предзадана человеку. • История падения до самой бездны, дна – и выхода в последний момент • Обратная история – благополучия, восхождения к вершинам успеха, краха и противостояния ему. • История противостояния силам судьбы (он был болен, но стал кинозвездой. Первый такой герой – Демосфен) • Близкая к этому история о чудаках, которые в детстве не вписывались в общественный контекст, и стали великими (Сократ, Эйнштейн, Пушкин) • История с целеполаганием (у героя либо есть с детства цель, либо она появляется – и он добивается её – Альберт Швейцер с планом жизни – до 30 лет – известный органист, после 30 – медик, а затем миссионер в Африке) • История с коренным изменением направления жизненного пути (благодаря Книге (Библии ли другой), человеку, событию) Истории стали короче и динамичнее. Автором истории может стать каждый. Читателем может стать любой. Истории оn-line. Оценка истории (как знания и действия). Детали Storytelling_a: 1. Создайте героя, других персонажей и схему возможного сюжета • Превратите невыразительную реальность в жёсткую схему. Выделите существенное, дайте ему имя – появится герой. • Дайте имя его действиям и другим участникам, определите их взаимоотношения – появится сюжет 2. Логичность и непротиворечивость • Определите начало и конец (даже если не смогли определить это ДО написания истории – вернитесь к этому ПОСЛЕ) • Определите кульминацию и (если необходимо, другие этапы) • При всех «неожиданностях» каждый следующий поворот истории должен быть логичен (даже если это история сумасшедшего дома) 3. Неожиданные действия организации (корпорации) • Привычный ход вещей – неожиданный взгляд на него – видение новых проблем или задач • Неожиданная встреча с кем-то… • Наличие проблемы – нестандартное решение, предложение, действие… • Решение, действие, которое привело к кардинальным переменам 4. Ситуация • Ситуация, а не герой запускают идентификацию. Если узнавания ситуации не происходит, то не появляется отношения и идентификации Типы идентификации: • этот человек такой же, как и я; он находится в такой же ситуации. Далее возможны варианты: он поступил так, так же поступлю и я; он поступил так, а можно было бы этого избежать, я поступлю по-другому. • этот человек находится в такой же ситуации, но он другой; я бы на его месте поступил иначе • Это не моя ситуация, но она могла бы произойти со мной 5. Недостатки вызывают доверие • Люди, находящиеся в полной растерянности, кажутся окружающим гораздо более милыми и трогательными, чем раньше. • Психологи из Беркли (Калифорния, США) устроили эксперимент: людей снимали на видео в то время, когда они описывали самые неловкие эпизоды из своей жизни. Потом эти видео просматривали другие участники и определяли степень «неловкости» ситуаций, о которых шла речь. Потом их спрашивали, насколько приятными им показались сами рассказчики. Оказалось, зависимость такая: чем больше конфуз — тем приятней человек. 6. Функции смешного • За смехом приходит доверие • Шутка снижает степень серьезности, доведённой до агрессивности • Смешное может сделать интересной даже безнадёжную в других отношениях историю • Смешное даёт читателю передышку, отвлечение и отдых (от вашей серьезной истории) ПРИМЕРЫ: Политика, выборы в США: 1. Митт Ромни пообещал снизить поддержку телеканала PBS, на котором проходит «Улица Сезам» - очень популярная в США 2. Штаб Обамы высмеял это заявление в своем видеоролике. "Большая, желтая, она угрожает нашей экономике. Митт Ромни знает, что мы должны беспокоиться не о Уолл-стрит, а об "Улице Сезам", - говорит в ролике голос за кадром. 3. Ромни создал свою историю: “В эти трудные времена, с по-настоящему серьезными проблемами, приходится невольно чесать затылок, когда видишь президента, который говорит о необходимости спасти Большую Птицу. Я думаю, что нам нужен президент, который говорил бы о спасении американского народа, о спасении хороших рабочих мест, о спасении нашего будущего”. https://www.facebook.com/michelleobama Упадание Два человека упали с крыши пятиэтажного дома, новостройки. Кажется, школы. Они съехали по крыше в сидячем положении до самой кромки и тут начали падать. Их падение раньше всех заметила Ида Марковна. Она стояла у окна в противоположном доме и сморкалась в стакан. И вдруг она увидела, что кто-то с крыши противоположного дома начинает падать. Вглядевшись, Ида Марковна увидела, что это начинают падать сразу целых двое. Совершенно растерявшись, Ида Марковна содрала с себя рубашку и начала этой рубашкой скорее протирать запотевшее оконное стекло, чтобы лучше разглядеть, кто там падает с крыши. Однако сообразив, что, пожалуй, падающие могут увидеть ее голой и невесть чего про нее подумать, Ида Марковна отскочила от окна за плетеный треножник, на котором стоял горшок с цветком. В это время падающих с крыш увидела другая особа, живущая в том же доме, что и Ида Марковна, но только двумя этажами ниже. Особу эту тоже звали Ида Марковна. Она, как раз в это время, сидела с ногами на подоконнике и пришивала к своей туфле пуговку. Взгянув в окно, она увидела падающих с крыши. Ида Марковна взвизгнула и, вскочив с подоконника, начала спешно открывать окно, чтобы лучше увидеть, как падающие с крыши ударятся об землю. Но окно не открывалось. Ида Марковна вспомнила, что она забила окно снизу гвоздем, и кинулась к печке, в которой она хранила инструменты: четыре молотка, долото и клещи. Схватив клещи, Ида Марковна опять подбежала к окну и выдернула гвоздь. Теперь окно легко распахнулось. Ида Марковна высунулась из окна и увидела, как падающие с крыши со свистом подлетали к земле. На улице собралась уже небольшая толпа. Уже раздавались свистки, и к месту ожидаемого происшествия не спеша подходил маленького роста милиционер. Носатый дворник суетился, расталкивая людей и поясняя, что падающие с крыши могут вдарить собравшихся по головам. К этому времени уже обе Иды Марковны, одна в платье, а другая голая, высунувшись в окно, визжали и били ногами. И вот наконец, расставив руки и выпучив глаза, падающие с крыши ударились об землю. Так и мы иногда, упадая с высот достигнутых, ударяемся об унылую клеть нашей будущности. <7 сентября 1940> Три истории Стива Джобса: Речь Стива Джобса перед выпускниками Cтэнфорда “Для меня большая честь быть с вами сегодня на вручении дипломов одного из самых лучших университетов мира. Я не оканчивал институтов. Сегодня я хочу рассказать вам три истории из моей жизни. И всё. Ничего грандиозного. Просто три истории. Первая история – о соединении точек. Я бросил Reed College после первых 6 месяцев обучения, но оставался там в качестве “гостя” ещё около 18 месяцев, пока наконец не ушёл. Почему же я бросил учёбу? Всё началось ещё до моего рождения. Моя биологическая мать была молодой, незамужней аспиранткой и решила отдать меня на усыновление. Она настаивала на том, чтобы меня усыновили люди с высшем образованием, поэтому мне было суждено быть усыновлённым юристом и его женой. Правда, за минуту до того, как я вылез на свет, они решили, что хотят девочку. Поэтому им позвонили ночью и спросили: “Неожиданно родился мальчик. Вы хотите его?”. Они сказали: “Конечно”. Потом моя биологическая мать узнала, что моя приёмная мать – не выпускница колледжа, а мой отец никогда не был выпускником школы. Она отказалась подписать бумаги об усыновлении. И только несколько месяцев спустя всё же уступила, когда мои родители пообещали ей, что я обязательно пойду в колледж. И 17 лет спустя я пошёл. Но я наивно выбрал колледж, который был почти таким же дорогим, как и Стэнфорд, и все накопления моих родителей были потрачены на подготовку к нему. Через шесть месяцев, я не видел смысла моего обучения. Я не знал, что я хочу делать в своей жизни, и не понимал, как колледж поможет мне это осознать. И вот, я просто тратил деньги родителей, которые они копили всю жизнь. Поэтому я решил бросить колледж и поверить, что всё будет хорошо. Я был поначалу напуган, но, оглядываясь сейчас назад, понимаю, что это было моим лучшим решением за всю жизнь. В ту минуту, когда я бросил колледж, я мог перестать говорить о том, что требуемые уроки мне не интересны и посещать те, которые казались интересными. Не всё было так романтично. У меня не было комнаты в общаге, поэтому я спал на полу в комнатах друзей, я сдавал бутылки Колы по 5 центов, чтобы купить еду и ходил за 7 миль через весь город каждый воскресный вечер, чтобы раз в неделю нормально поесть в храме кришнаитов. Мне он нравился. И много из того, с чем я сталкивался, следуя своему любопытству и интуиции, оказалось позже бесценным. Вот вам пример: Reed College всегда предлагал лучшие уроки по каллиграфии. По всему кампусу каждый постер, каждая метка были написаны каллиграфическим почерком от руки. Так как я отчислился и не брал обычных уроков, я записался на уроки по каллиграфии. Я узнал о serif и sans serif, о разных отступах между комбинациями букв, о том, что делает прекрасную типографику прекрасной. Она была красивой, историчной, мастерски утонченной до такой степени, что наука этого не смогла бы понять. Ничто из этого не казалось полезным для моей жизни. Но десять лет спустя, когда мы разрабатывали первый Макинтош, всё это пригодилось. И Мак стал первым компьютером с красивой типографикой. Если бы я не записался на тот курс в колледже, у Мака никогда бы не было несколько гарнитур и пропорциональных шрифтов. Ну а так как Windows просто сдули это с Мака, скорее всего, у персональных компьютеров вообще бы их не было. Если бы я не отчислился, я бы никогда не записался на тот курс каллиграфии и у компьютеров не было бы такой изумительной типографики, как сейчас. Конечно, нельзя было соединить все точки воедино тогда, когда я был в колледже. Но через десять лет всё стало очень, очень ясно. Ещё раз: вы не можете соединить точки, смотря вперёд; вы можете соединить их только оглядываясь в прошлое. Поэтому вам придётся довериться тем точкам, которые вы как-нибудь свяжете в будущем. Вам придётся на что-то положиться: на свой характер, судьбу, жизнь, карму – что угодно. Такой подход никогда не подводил меня и он изменил мою жизнь. Моя вторая история – о любви и потере. Мне повезло – я нашёл то, что я люблю по жизни делать довольно рано. Woz и я основали Apple в гараже моих родителей, когда мне было 20. Мы усиленно трудились, и через десять лет Apple выросла из двух человек в гараже до $2–миллиардной компании с 4000 работников. Мы выпустили наше самое лучшее создание – Макинтош – годом раньше и мне только-только исполнилось 30. И потом меня уволили. Как вас могут уволить из компании, которую вы основали? Ну, по мере роста Apple мы нанимали талантливых людей, чтобы помогать мне управлять компанией и в первые пять лет всё шло хорошо. Но потом наше видение будущего стало расходиться и мы в конечном счёте поссорились. Совет директоров перешёл на его сторону. Поэтому в 30 лет я был уволен. Причём публично. То, что было смыслом всей моей взрослой жизни, пропало. Я не знал, чего делать несколько месяцев. Я чувствовал, что я подвёл прошлое поколение предпринимателей – что я уронил эстафетную палочку, когда мне её передавали. Я встречался с David Packard и Bob Noyce и пытался извиниться за то, что натворил. Это было публичным провалом и я даже думал о том, чтобы убежать куда подальше. Но что-то медленно стало проясняться во мне – я всё ещё любил то, что делал. Ход событий в Apple лишь слегка всё изменил. Я был отвергнут, но я любил. И, в конце концов, я решил начать всё сначала. Тогда я этого не понимал, но оказалось, что увольнение с Apple было лучшим, что могло было произойти со мной. Бремя успешного человека сменилось легкомыслием начинающего, менее уверенного в чём-либо. Я освободился и вошёл в один из самых креативных периодов своей жизни. В течении следующих пяти лет я основал компанию NeXT, другую компанию, названную, Pixar и влюбился в удивительную женщину, которая стала моей женой. Pixar создал самый первый компьютерный анимационный фильм, Toy Story, и является теперь самой успешной анимационной студией в мире. В ходе поразительных событий, Apple купила NeXT, я вернулся в Apple, и технология, разработанная в NeXT стала сердцем нынешнего возрождения Apple. А Laurene и я стали замечательной семьёй. Я уверен, что ничего из этого не случилось бы, если бы меня не уволили из Apple. Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло. Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственная вещь, которая помогла мне продолжать дело была то, что я любил своё дело. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что по-вашему является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь. Корпоративная история «На втором курсе я пошёл работать продавцом в «Макдональдс». Сейчас мне 28, и я всё ещё там работаю. Вы рассмеялись? Брезгливо поморщились? Подумали (а то и сказали вслух): «Ну что за неудачник, фу таким быть»? Да, именно такая реакция бывает почти у всех девушек, которым я на первом свидании говорю эту фразу. Большинство сразу теряет ко мне интерес. Другие начинают поучать, а то и посмеиваться. В любом случае их интерес ко мне мгновенно пропадает. Ну что ж, значит, не судьба. Работник «Мака», обслуга, низший сорт. А девушкам же нужен «состоявшийся», «обеспеченный», «щедрый». Даже тем, кто говорит, что деньги и социальный статус — не главное, а им на всё это плевать. Даже они не хотят связываться со мной. Нет, до того, как я признаюсь в том, где работаю, в их глазах я умный, весёлый, интересный человек. А вот после… И интерес как-то исчерпался, и шутки у меня плосковаты, да и ум явно переоценён. Ну что ж, видя, что свидание окончено, я провожаю девушку до остановки общественного транспорта, прощаюсь, сажусь на её глазах в BMW X6 и уезжаю. Что? Откуда у меня такая машина? Бинго. Именно этот вопрос задают спустя полминуты по телефону (или sms-кой) все девушки. А что я могу сказать? Для директора ресторана, в которого я мутировал за последние десять лет работы, это довольно слабая машина — большинство ездит на гораздо более дорогих. И тут происходит чудо! Я снова обаятельный и привлекательный, умный и интересный. Вот так. А выводов никаких не будет — сами всё знаете.» https://www.facebook.com/TusovkaK Storytelling в мультиэкранном мире: • Бренд становится медиа • Рассказчиками историй становятся разных подразделения компаний (PR, маркетинг, продажи) • Историю рассказывают, пересказывают, комментируют, дополняют как сотрудники, так и потребители • Рост скорости реакции – история рассказывается по ситуации Почему истории становятся важнее? • Структура социальных связей становится больше и сложнее • Сложнее конкурировать за ресурс внимания • Ещё сложнее конкурировать за ресурс вовлечения Что мешает использовать истории? НЕ отсутствие таланта писателя или режиссера НЕ отсутствие ярких событий А Излишне серьезное отношение к жизни И Неготовность играть разные роли ИНТЕРНЕТ КАК ОСОБАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА Интерне́т — всемирная система объединённых компьютерных сетей. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web, WWW) и множества других систем передачи данных. К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд человек (около четверти населения Земли). История создания сети Интернет довольно забавна: США боялось, что СССР нападет на них и решили придумать надежную систему моментальной связи, в последствии ставшей Всемирной паутиной. Как мы видим интернет? • Социальные сети • Поисковики • Видеохостинги • Новости, вики • Блоги • Кастинг, мобильные приложения Как интернет видит нас? Тема 1. Как правильно искать информацию в интернете? Большинство из нас используют интернет только как средство развлечения и помощи по учебе. Пришло время научиться использовать интернет профессионально, а не по наитию. • При составлении поискового запроса постарайтесь представить страницу, которую хотите найти: если бы вы были ее автором — какие слова вы бы использовали? • Подумайте, есть ли у предмета поиска синонимы или более точные термины. • Не используйте в качестве запроса полные предложения и прямые вопросы. Старайтесь использовать короткие фразы, состоящие из самых важных слов. • Порядок слов в поисковом запросе имеет большое значение. Сравните результаты: [голубое небо] и [небо голубое]. • Google осуществляет поиск без учета регистра — наличие заглавных букв не меняет результат. Проверьте: [прокрастинация] и [ПрОкРаСтИнаЦИя]. • Google учитывает не все специальные символы. Следующие символы не влияют на результат поиска: ?, !, £, €, ©, ®, ÷, §, %, (), ¶. [кто сказал мяу?] = [кто сказал мяу]. • Согласно проведенным исследованиям, только 10% респондентов знают о функции внутреннего поиска по странице, доступной по сочетанию клавиш Control-F (Command-F для Mac). В то же время один этот прием сокращает время поиска в среднем на 12%. • Результат поиска по картинкам можно сузить, отфильтровав изображения по цветовой гамме. Пример: [ископаемые] "Гуглить" как профессионал: 1. Исключение из Google поиска • Чтобы исключить из поисковой выдачи какое либо слово, фразу, символ и т.п., достаточно перед ним поставить знак “-” (минус), и оно не появится в результатах поиска. • Для примера, вводим в строку поиска следующую фразу: “бесплатный хостинг –.ru” и в поисковой выдаче нет ни одного .ru сайта, кроме оплаченных рекламных объявлений. 2. Поиск по синонимам • Используйте символ “~” для поиска схожих слов к выбранному. Например в результате выражения: "~лучшие фильмы -лучшие" вы увидите все ссылки на страницы, содержащие синонимы слова “лучшие”, но ни одно из них не будет содержать этого слова. 3. Неопределённый поиск • На тот случай, если вы не определились с конкретным ключевым словом для поиска, поможет оператор “*”. Например фраза “лучший редактор * изображений” подберёт лучшие редакторы для всех типов изображений, будь то цифровые, растровые, векторные и т.д. 4. Поиск на выбор из вариантов • Используя оператор “|”, можно осуществить Google поиск по нескольким сочетаниям фраз, заменяя несколько слов в различных местах. • Например, введём фразу “купить чехол | ручку” выдаст нам страницы, содержащие либо “купить чехол”, либо “купить ручку” 5. Значение слова • Чтобы узнать значение того или иного слова, достаточно ввести в поисковую строку “define:” и после двоеточия искомую фразу. 6. Точное совпадение • Для нахождения точного совпадения поисковой выдачи с запросом достаточно заключить ключевики в кавычки. 7. Поиск по определённому сайту • Чтобы осуществить поиск ключевых слов только по одному сайту, достаточно прибавить к искомой фразе следующий синтаксис – “site:”. • Например, попробуем поискать следующее: Как видно, Google нашёл всё, что связано с “wordpress хаки”, на блоге. 8. Обратные ссылки • Чтобы узнать расположение ссылок на интересующий сайт, достаточно ввести следующий синтаксис: “links:” и далее адрес интересующего сайта. Как бы то ни было, Google показывает далеко не все обратные ссылки. 9. Конвертер величин • Поисковая система Google также умеет конвертировать величины по запросу пользователя. • Например, нам нужно узнать, сколько составляет 1 кг в фунтах. Набираем следующий запрос: “1 кг в фунтах” 10. Конвертер валют • Для того, чтобы узнать курс валют по официальному курсу, набираем следующий поисковой запрос: “1 [валюта] в [валюта]” 11. Время по городу • Если хотите узнать время по какому либо городу, то используйте синтаксис: “time” или русский аналог "время" и название города. В моём случае это выглядит так 12. Google калькулятор 13. Поиск по типам файлов • Если вам необходимо найти что-то по конкретному типу файла, то у Google есть оператор “filetype:” который осуществляет поиск по заданному расширению файла. 14. Поиск кэшированной страницы • У Google есть собственные сервера, где он хранит кэшированные страницы. Если нужна именно такая, то воспользуйтесь оператором: “cached:” 15. Прогноз погоды по городу 16. Переводчик Социальные сети: добро или зло? Задание: • напишите эссе на тему «Социальные сети: добро или зло?» • Аргументируйте свою позицию • Какими социальными сетями вы пользуетесь? - Как вы думаете, как интернет продолжит развиваться? Тема 2. Сетевой этикет – что это? Маленькие тайны приводят к большим последствиям  • Социальные сети - созданы, чтобы сообщать о вас максимум информации, а рекламодатели могли более эффективно направлять вам рекламу. • Если вы упомянете, что одиноки, то вам начнут присылать информацию о сайтах знакомств. • Если укажете, что у вас аллергия на кошек, то вас, вероятно, примутся соблазнять антигистаминными препаратами. • Но с какого момента можно считать, что информации чересчур много? Избегайте электронного недопонимания  • Хотелось бы думать, 10 с лишним лет общения в интернете научили нас составлять простые сообщения, которые нельзя истолковать совершенно не так, как мы того хотим. • Если неправильно понять изначально искреннюю фразу вроде "Ха-ха, на вечеринке у Карины ты была просто красоткой", она покажется саркастическим замечанием. • И если где-нибудь в пабе "Стив, урод" прозвучит веселым обращением и станет поводом для дальнейших возлияний, то на странице в Facebook оно равносильно приглашению к драке.  Не смешивайте работу и отдых  • Рано или поздно ваш список друзей в социальной сети превратится в жуткую коллекцию людей, которых в обычной жизни вы предпочли бы никогда не знакомить. • Но коллеги и друзья будут знать друг о друге, так что если вы старательно изображаете в офисе самоотверженного трудягу, вашего начальника наверняка удивит, когда вы окажетесь пошляком, мотом и любителем одеваться в странную одежду. • Но еще ужаснее получить приглашение стать друзьями от кого-то из родителей. Если отказаться, заподозрят в скрытности. Если согласиться, то мама узнает, что вы скрываете. Правила поведения, если вам необходимо работать в социальных сетях: Быть на виду • Чтобы достичь эффекта «быть всегда на виду или под рукой», нужно всего лишь комментировать чаще нужных тебе лиц. • Безотносительно того, что тебе от них нужно. Просто комментируй это! • Эффект – такой же, как от рекламы в прайм-тайм, только, дешевле и более точечно. Пользоваться современными средствами онлайн-мониторинга.  • Читать своих 2000 френдов, и даже 200 френдов в том же ЖЖ, да и вообще, мало кто будет. Поэтому многие и заводят себе «ридеры» - Яндекс.Ленту или Гугл.Ридер. • Яндекс.Лента — это служба Яндекса для тех, кто хочет читать все интересные новости и блоги на одном сайте. • Объедините все свои новости и блоги в одном месте с помощью Google Reader Смотрите на лидеров • Одно время ЖЖ был на волне. Куча известных людей - http://www.livejournal.ru/celebrities. • Позже на волне были «Одноклассники» - тут и звезды, тут и «Русское радио»-миллионер по слушателям; • «Звезды на Мейл.ру» – тоже все знают. • фронт-мэн Роллинг Стоунз объявил о последней гастроли на своей страничке в Фейсбуке, фотки грузинского 24-летнего министра взяты из Фейсбука. «Отлично, все в Фейсбук!» • Когда Медведев завел Твиттер, большая масса людей узнала, что это такое и сейчас даже рекламируются таким образом: «В Твиттере есть не только президент Дмитрий Медведев, но и мы…» • Смотрите, какие соцсети «рекламирую» лидеры, и будьте там. Кросспостинг (синхронная рассылка одного и того же поста на несколько страниц соцсетей и сайтов) • Если же у вас скромное число подписчиков, то в этом случае можно попробовать кросспостинг. Немногие станут проверять обновления к статье-расследованию или обзору о лучшей местной пицце по всем каналам одновременно. • Для кросспостинга на Twitter, Facebook, LinkedIn используйте такие инструменты, как HootSuite или бесплатную программу IFTTT (If This, Then That). IFTTT - это мечта каждого, кто выполняет несколько дел одновременно: в этой программе вы можете настроить более чем 25 "триггеров", таких как Wordpress, Instagram, Facebook, Craigslist, Tumblr и Posterous (ifttt.com) Грамотность! • Кажется это и так должно было быть всем понятно, но нет, очень часто читаю ленту и unfollow таких «грамотеев». • Я тоже не идеал конечно, но в основном стараюсь проверять свои сообщения перед отправкой. Сложности общения в социальных сетях • фишинг– это известное преступление, в социальных сетях применяется, например, для выманивания виртуальных или «мобильных» денег • Спирфишинг – целенаправленное нападение на физическое или юридическое лицо с целью доступа к важным данным под прикрытием группы и правдоподобных профилей в социальных сетях; • Выуживание – мошенничество с целью выудить (под видом друга или желающего подружиться) приватную или учетную информацию (обычно используемую для создания и использования профилей от имени жертв мошенничества); • хулиганство, реклама, спам – в различных их известных и пока неизвестных проявлениях. Проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей. • Не следует бездумно открывать все ссылки подряд - сначала необходимо убедиться в том, что присланная вам ссылка ведет на безопасный или знакомый вам ресурс.  Контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете. • Обычно злоумышленники взламывают учетные записи на сайтах следующим образом: они нажимают на ссылку "Забыли пароль?" на странице входа в учетную запись. • При этом для восстановления или установки нового пароля, система может предлагать ответить на секретный вопрос. Это может быть дата вашего рождения, родной город, девичья фамилия матери и т.п. • Ответы на подобные вопросы можно легко найти в сведениях, которые вы опубликовали на своей странице в какой-либо популярной социальной сети. • Поэтому при установке секретных вопросов необходимо придумывать их самостоятельно или старайтесь не использовать личные сведения, которые легко найти в сети. Не думайте, что сообщение, которое вы получили, было отправлено тем, кого вы знаете, только потому, что так написано • Помните, что хакеры могут взламывать учетные записи и рассылать электронные сообщения, которые будут выглядеть так, как будто они были отправлены вашими друзьями. • Если у вас возникло такое подозрение, будет лучше связаться с отправителем альтернативным способом, например, по телефону, чтобы убедиться в том, что именно этот человек отправил вам данное сообщение. • Точно также необходимо относиться и к приглашениям зарегистрироваться в той или иной социальной сети. Учитывайте тот факт, что все данные, опубликованные вами в социальной сети, могут быть кем-то сохранены. • На большинстве сервисов вы можете в любой момент удалить свою учетную запись, но, не смотря на это, не забывайте, что практически любой пользователь может распечатать или сохранить на своем компьютере фотографии, видео, контактные данные и другие оставленные вами сведения. Советую: • http://vk.com/alenavl - Алена Владимирская (новости, заработок для студентов, развитие) • http://vk.com/pruffi - вакансии • http://vk.com/intermsk - интересное в Москве • http://vk.com/newspa - Президентская академия • http://theoryandpractice.ru/ - Теории и практики • http://www.lookatme.ru/ - новости, события • http://www.afisha.ru/ - новости, события • http://www.snob.ru/ - новости • http://bg.ru/ - большой город. Москва. • http://www.the-village.ru/ - Новости, места, события. • http://www.rbcdaily.ru/ - деловые новости • http://park-gorkogo.com/ - Парк Горького • http://garageccc.com/ - Гараж. Выставки, образование Лекции к Разделу 4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ Презентация - это форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Это не только набор слайдов в PowerPoint, но и: • Сам докладчик (его внешний вид и настрой). • Текст доклада и его структурированность и понятность. • Способ произнесения текста. • Способы визуализации текста. • Реакция аудитории на презентацию. • Реакция докладчика на реакцию аудитории Зачем нужна презентация: Смысл и назначение презентации - передача информации в форме убеждения определенному кругу присутствующих. • Презентация как коммуникативно-управленческое действие • Презентация как способ организации коммуникации Фаза 1. Целеполагание Ключевые вопросы: ◦ Что я хочу сделать своей презентацией? ◦ Что мне надо сказать? ◦ Кому мне надо это сказать? ◦ Какой результат от выступления хочу получить? Примеры целей • Информирование • Убеждение • Дискуссия • Инструктирование • Мотивация \ воодушевление Что важно при подготовки презентации • Сформулировать основную мысль, которую нужно донести . • Сделать структуру презентации. • Написать тезисы (или доклад). • Подготовить визуальные материалы (схемы, таблицы, графики, диаграммы, фото,…). • Изучить аудиторию (по возможности). • Заранее продумать возможные вопросы аудитории (иногда, провоцировать вопросы). • Репетировать доклад (диктофон, видео, зеркало, друзья, …) • Таймировать появление слайдов только если уверены, что вас не прервут. Технология подготовки презентации: Цель Концепция Структура Время Аудитория С какой целью вы делаете презентацию (информирование, убеждение, вступление в коммуникацию, …. При составлении структуры презентации необходимо сформулировать корневую концепцию вашей презентации, которая является главной идеей или базовым тезисом, донесение которого до аудитории и предстоит с помощью презентации. Попытайтесь сформулировать вашу главную идею в одно предложение. После разработки главной идеи вашего выступления, можете приступить к планированию времени и структуры вашего выступления. Структура, которую вы утвердите для выступления, должна быть связана с целью, аудиторией, предметом презентации и от отведенного для выступления времени. Время часто ограничено. Упаковать самое важное в 10 минут не потеряв смысл. Аудитория - это еще один базовый элемент вашей презентации и т. к. именно для аудитории речь и делается, именно анализу аудитории необходимо уделить особое значение. Подготовка к выступлению: 1. Выбор позиции оратора (информатор, коммуникатор, собеседник, советчик, лидер…) 2. Видеоряд (типы слайдов) 3. Раздаточные материалы (доп. информация, «взять с собой», для комментариев и записи) 4. Текст выступления (план, конспект, речь) 5. Невербальная коммуникация (внешний вид, положение тела, жестикуляция, работа с видеорядом) Что важно при проведении презентации: 1. Быть уверенным в себе (не показывать волнение). 2. Стиль одежды должен соответствовать мероприятию. 3. НЕ ЧИТАТЬ с бумажки или со слайдов. 4. Текст на слайдах НЕ ДОЛЖЕН быть идентичен произносимому тексту. 5. Следить за аудиторией и ее реакцией (удерживать связь). 6. Быть убедительным. 7. Говорить достаточно медленно, делая паузы Способы визуализации • Набор слайдов, например, в PowerPoint. • Плакаты • Наглядные материалы (например, сам товар). • Раздаточные материалы (буклеты, листовки, таблицы). Основные правила при разработке презентации: • Как можно меньше текста!!! • Шрифт текста не менее 26. • Не более 5 тезисов на одном слайде • Не более 5-7 элементов на схеме • Не более одной схемы на слайде • Можно совмещать текст и схемы, диаграммы • Не ставить на слайд картинку, которая не несет смысла • На 1 слайд 1 минута. • Оптимальное время презентации 7-10 минут (больше – утомляет, основная мысль теряется) • Анимация в меру («поэтапное появление») Анализ возможной реакции аудитории • Проведите анализ, зачем конкретные люди пришли на презентацию. • Определите отношение публики к предмету презентации. • Анализируйте настроение публики в момент презентации • Предугадайте ответ публики: пропишите пути реакции на ваши действия • Смоделируйте возможно наихудшую аудиторию и попытайтесь попробовать действовать в такой ситуации. • Предугадайте возможные уточнения и вопросы. • Проанализируйте наихудшее, что может произойти на презентации. Уровень понимания аудитории 1. Определите, знает ли аудитория, что-нибудь об объекте презентации. 2. Определите, какую дополнительную информацию необходимо предоставить аудитории для лучшего понимания предмета. 3. Подумайте о конкретных цифрах, которые вас могут попросить предоставить. Отношения презентующего с аудиторией • Проанализируйте как такая аудитория обычно реагирует на выступления ораторов. • Определите насколько аудитория дружественна, открыта, гостеприимна вашей точке зрения, вашему стилю презентации. • Определите как аудитория настроена по отношению к вам, что от вас хочет. • Подумайте о ваших прежних отношениях с аудиторией. • Определите вашу роль и статус. Ответы на вопросы – финальная проверка оратора: • Быть готовым ответить на вопросы! • Не игнорировать вопрос (предположить или если не знаете ответа, предложите ответить позже). • Не позволяйте вопрошающему становится оратором (делать презентацию за вас). • Не отвечайте на вопросы слишком развернуто (можно уйти за рамки темы презентации и инициировать новые вопросы). Основные ошибки в презентации: • Избыточность заголовка • Избыточный текст на слайде • Нечитабельный шрифт • Слишком сложная схема • Неадекватность графических элементов • Неадекватная цветовая гамма • Грамматические ошибки и опечатки • Излишняя анимация
«Коммуникация как вид деятельности. Схематизация деятельности. Коммуникативная среда» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 462 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot