Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Командный состав игроков

  • 👀 419 просмотров
  • 📌 344 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Командный состав игроков» docx
КОМАНДНЫЙ СОСТАВ ИГРОКОВ Тренер должен учитывать состояние волейбола в данный период и развитие его в будущем. То есть, тренер проектирует команду на будущее. Среди многочисленных обязанностей тренера команды высокого класса весьма важным является умение лучшим образом использовать индивидуальные качества игроков. Команда, которая умеет выигрывать несколько очков подряд, значительно повышает свои шансы на победу. Очень важно в тренировочном процессе пытаться создать подобные ситуации и стимулировать набор 2-3 очков подряд. В современном волейболе смена лидирующей команды происходит очень часто, поэтому тренер и игроки должны понимать и верить, что почти всегда есть возможность догнать лидирующую команду. Для тренера важно создать свою команду таким образом, чтобы: • игроки как бы дополняли друг друга, • концентрация внимания игроков должна сохраняться с начала до конца каждого розыгрыша мяча, • все действия должны быть подготовлены и выполнены с опережением, • умственные /психологические/ возможности игрока становятся одним из критериев отбора его в команду Несмотря на универсализм, требуемый от волейболистов при выполнении технико-тактических действий, в настоящие время выделяют несколько специфических функций, в которых специализируются игроки, это: • связующий; • нападающий первого темпа (центральный блокирующий); • нападающий второго темпа (доигровщик); • диагональный (в расстановке по диагоналям к связующему игроку); • либеро. В составе шестерки (находящихся на площадке) необходимо иметь трех игроков способных выигрывать очки прямо с подачи. Обычно, это диагональный игрок, а так же два доигровщика. Иногда в этом качестве могут выступать (помогать) связующий игрок и один из центральных блокирующих. Совершенно необходимое требование – иметь в шестерке, по крайней мере, двух игроков, которые результативно нападают с высокой передачи. То есть, после плохого приема подачи и в доигровке (в контратаке). В подобных игровых ситуациях 80% передач должно направляться именно этим двум игрокам. Связующий Связующий игрок реализует тактический замысел игры команды в нападении. Он – хозяин, который определяет какую комбинацию будет играть команда в данный момент и данной расстановке своей команды и команды соперника. Безусловно, связующий в совершенстве должен владеть всеми разновидностями передач (как в опоре, так и в прыжке, по высоте, длине, скорости и т.д.). Перед матчем связующий игрок должен изучить оборонительную систему соперника – организацию блока и построение на задней линии. Во время игры, связующий постоянно анализирует игровые ситуации, чтобы лучшим образом сочетать атаки первым и вторым темпом. Чтобы победить, связующий игрок должен делать три вещи: • уметь обслуживать скоростной передачей своего центрального в широком диапазоне, даже при условии, что доводка мяча не совсем точна. • с недовведенного мяча уметь точно направить быструю передачу на края сетки в зоны 4 и 2. • максимально помогать команде в «очковых» элементах игры – подача, блок, атака. Как модель современного связующего предлагается: Среднестатистические данные физического развития И ФИЗИЧЕСКОЙ подготовленности связующих игроков (чемпионаты мира. 2010 г.) Таблица №1 Возраст (лет) Рост (см) Вес (кг) Высота напад. удара Высота блока (см) 1.Чемпионат Мира (муж.) в Италии х (средний показатель) 27,9 191,16 85,0 336,0 319,3 2. Чемпионат Мира (жен.) в Японии х (средний показатель) 24,7 179,3 68,4 294,9 283,3 3. Лучший связующий Мира Vermiglio Valerio (ITA) (муж.) 34 190 83 342 320 4. Лучшая связующая Мира Wei Qiuyue (Китай) (жен.) 22 182 65 305 300 Диагональный игрок. Его роль тоже изменилась. Диагональный нападающий атакует с высоких передач и часто – в критических ситуациях. Он должен быть мощным и очень «надежным» игроком. Хорошие физические данные позволяют диагональным игрокам быть отличными подающими, что подтверждается статистикой. Роль «диагональщиков» выглядит несколько ограниченной (как правило он не участвует в приеме подач), но эти игроки совершенно необходимы для сохранения атакующего потенциала команды. Классическим примером диагонального игрока является российский волейболист Максим Михайлов. Как показал анализ индивидуальной, игровой деятельности российских волейболистов на Олимпийском турнире в Лондоне Максим Михайлов принес команде 148 очков (из 522 набранных всей сборной) и был признан лучшим в индивидуальном рейтинге – лучший по результативности и лучший нападающий этого турнира. (Иорданская Ф.А.) Либеро За последние время роль либеро существенно возросла. Он цементирует прием подач и координирует организацию игры в защите. Таким образом, либеро выполняет чисто защитные функции, в которые входят: прием подач и нападающих ударов, страховка блокирующих и своих нападающих, «доигровочные» вторые передачи для выполнения нападающих ударов из глубины площадки. Однако либеро не должен использоваться как принимающий игрок и защитник, он должен руководить игрой на задней линии. Он как бы «тренер» по организации защиты – обязан знать игру соперника в нападении, помнить направления нападающих ударов соперника, пытаться предугадывать развитие атак. А также, если принять во внимание почти постоянное нахождение либеро на площадке (на задней линии), а это порядка 85-90% игрового времени матча, следует отметить и большую психологическую нагрузку выпадаемую на него. Либеро должен быть психологически очень устойчивым игроком. Что касается приема подач, то либеро должен принять максимально возможное количество подач. В лучших командах примерно 60% приема подач принимает либеро, если эти подачи не силовые. С целью выявления возрастных и весо-ростовых показателей либеро, мы проанализировали данные этого амплуа заявленных на Чемпионатах Мира 2010 года: мужчины – Италия и женщины – Япония. Данные представлены в таблице: Таблица №2 Возраст (лет) Рост (см) Вес (кг) Чемпионат мира Мужчины Италия 2010 год (средние показатели) 27,8 184,8 79,7 Лучший либеро на Чемпионате Мира (Муж.) TILLE FERDINAND (GER) имеет следующие показатели 22,0 185 75 Чемпионат Мира Женщины Япония 2010 год (средние показатели) 24,5 171,7 61,69 Лучшая либеро на Чемпионате Мира (Жен.) STAEY SYKOZA (USA) имеет следующие показатели 33,0 176 61 Нападающие второго темпа – доигровщики Это ключевые игроки команды, так как они обеспечивают прием подач, нападение с различных передач и игру в защите. Одним из основных качеств этих игроков – держать игровую концентрацию в течении каждого розыгрыша мяча, так как именно они являются участниками и исполнителями всех игровых эпизодов. Концентрация внимания и желание биться за каждый мяч сочетаются у них с высоченной технико – тактической подготовленностью, игровой ловкостью и эмоциональностью. Они, как правило, владеют широким набором атакующих средств в зависимости от высоты, скорости и зоны атаки 4, 2 или с задней линии – зоны 5, 6. Ярким представлением игрока второго темпа можно назвать Сергея Тетюхина. Нападающий первого темпа - центральный блокирующий Хороший нападающий первого темпа – фундамент хорошей организации игры команды в нападении и защите. Он активно предлагает себя при атаке своей команды, обеспечивает такую расстановку своих блокирующих, которая исключает внезапность атак противника с коротких передач /I темпом/. Роль центральных блокирующих определяется развитием самой игры, которая становиться все быстрее. Скорость и «чтение игры» могут компенсировать относительно небольшой рост центра. Центральному игроку – чтобы эффективно выполнять свою роль – необходимо изучить манеру игры связующего и центрального игрока соперника, чтобы предвосхищать их действия в атаке и блоке. Центральные игроки, как правило, заменяются на задней линии на либеро. Однако несмотря на это в тренировочном процессе необходимо уделять внимание игре в защите центральным блокирующем в зоне 5 (прием нападающего удара из зоны 4 и 2 соперника, страховка своих блокирующих и прием мяча от блока летящего в его зону). Реализация нападающего удара Нападающие удары варьируются в зависимости от типа передач и позиции игроков. Когда диагональный игрок и доигровщик атакуют с высокой передачи, они показывают этим показывают молодым игрокам стандартное выполнение этого удара: 8 выпуск № 13 • разбег – 3–4 шага – увязывается по времени с передачей на удар; • прыжок; • «зависание» в воздухе – удар. Приземление и включение в продолжение розыгрыша мяча Можно увидеть различные варианты исполнения нападающего удара: • разбег на удар идёт не по прямой линии, а по какой-то кривой; • прыжок выполняется в сторону от линии разбега; • удар выполняется прямо по ходу разбега или с переводом мяча влево/вправо; • нападающий удар может быть силовым или «контролируемым». Доигровщики и располагают большим арсеналом технического исполнения нападающего удара. Они атакуют с высоких, средних по высоте и «прострельных» передач. Успех его атаки определяется временем исполнения удара и направлением. Центральный игрок – зачинатель атаки. Очень часто он находится в состоянии «кризиса времени». Он должен выполнять контакт с мячом в самый «нужный» момент, который определяется его позицией и высотой, где связующий обрабатывает мяч. Находясь в исходном положении, он должен оценивать действия связующего и характер передачи на удар, - короткая, взлет или взвешенная, - чтобы правильно рассчитать разбег и прыжок на удар. Вся техника удара направлена на то, чтобы обвести блок или сыграть от него. Для молодых игроков первостепенной задачей является овладение различными вариантами разбега и прыжка. Любое техническое действие или технический приём имеет фазы. Фаза – это процесс длящийся во времени. Существует три вида фаз: Подготовительная. Основная или рабочая. Заключительная. Таким образом, каждый технический приём состоит из элементов – фаз. Свойства фаз. Существует три свойства фаз, а именно: 1. Каждая фаза относительно обособлена от другой. 2. Каждая фаза имеет свою частную задачу. 3. Фазы отличаются друг от друга по своим механическим характеристикам. В подготовительную фазу входят действия подготовки В основную фазу входит непосредственно ударное движение, причем в любом техническом приеме. В заключительной фазе происходит завершение технического приёма. Если взять каждый технический приём и разложить его по фазам, то мы получим некую схему: Подготовительная фаза Основная фаза Заключительная фаза Перемещение, подготовка рук. Встречное ударное движение. Переход к другим техническим действиям. Техника волейбола включает: • стойки и перемещения по площадке, • подача, • передача меча для нападающего удара, • нападающий удар, • прием мяча, • блок. Фазовая структура основных технических приемов волейбола представлена в таблице. Таблица №3 приёмы Начальное положение Фазы технических приёмов Подготовительная Основная Заключительная подача стойка 1 Возможное перемещение и прыжок. 2 Подброс мяча. 3 Замах. Встречное ударное движение 1 Опускание рук. 2 Переход к новым действиям. передача стойка 1 Перемещение к месту встречи с мячом 2 Вынос рук. Встречное ударное движение 1 Опускание рук. 2 Переход к новым действиям. нападающий удар стойка 1 Перемещение к месту встречи с мячом: а) разбег б) прыжок 2 Замах. Встречное ударное движение 1. Снижение, приземление. 2 Опускание рук. 3 Переход к новым действиям. приём мяча стойка 1 Перемещение к месту встречи с мячом. 2 Вынос рук с последним шагом. Встречное ударное движение 1 Опускание рук. 2 Переход к новым действиям. блок стойка 1 Перемещение к месту встречи с мячом: а) разбег б) прыжок 2 Вынос рук. Встречное ударное движение 1 Снижение, приземление. 2 Опускание рук. 3 Переход к новым действиям. Хотя структура отдельных технических приемов кажется довольно простой, эффективное применение их в игре связано с определенными трудностями: • кратковременность контакта с мячом (при выполнении – передачи 0,45 сек., при подаче 0,012 - 0,02 сек., при приёме силовой подачи 0,02 сек., при приёме сильных нападающих ударов 0,05 сек), вследствие чего невозможно исправить ошибку; • малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения технического приёма; • три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целенаправленности. Поэтому овладение рациональной техникой игры – главная задача в технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются: а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому); б) целенаправленная физическая подготовка, как основа для образования двигательных навыков; в) знание биомеханических закономерностей движения при выполнении технических приёмов волейбола; г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техники игры и исправлении этих ошибок; д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, видеоролики, которые делают технику движений доступной для волейболистов без искажения ее сущности Обучение и совершенствование осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации. Для качественного изучения техники нужна точная информация. Процесс обучения и совершенствования техники волейбола может быть подразделен на относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы. Согласно устоявшимся представлениям, можно выделить три этапа технической подготовки волейболиста. Этапы технической подготовки волейболистов. Первый этап Начальное разучивание. В процессе его создается общее представление о выполнении технического приёма и формируется установка на овладении им, изучается главный механизм движения, формируется фазовая структура выполнения, предупреждаются и исправляются грубые ошибки. Методическая задача и приёмы обучения – овладеть основами структуры выполнения технических приёмов. Достигается это применением словесных и наглядных методов, при использовании которых формируются установки и основные пути освоения техники. Информация, получаемая волейболистом на этом этапе, должна быть представлена в наиболее общем виде и четко характеризовать главный механизм движения. Внимание игрока концентрируется на основных фазах технического приёма и способов их выполнения. Детали спортивной техники, особенности ее становления в зависимости от индивидуальных и других способностей на этом этапе не рассматриваются, так как они могут затруднить решение поставленных задач. Особое внимание необходимо уделять устранению побочных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения концентрируется во времени, так как длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Основным практическим методом освоение технических приёмов является метод расчлененного упражнения, который предполагает разделение технического приёма на фазы и изолированное разучивание последних с последующим их объединением. Разделение технического приёма на фазы, вычленение двигательных характеристик упрощает процесс формирования первоначального умения, так как облегчает постановку задач, подбор средств и методов, контроль за эффективностью обучения, профилактику и устранение грубых ошибок. Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приёмов игры):выпуск № 13 13 1. Назвать терминологически правильно приёмы. 2. Показ приёма тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре. 3. Объяснить технику выполнения приёма с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приёма). 4. Делаются попытки практического выполнения приёма – исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям. 5. Упражнения с мячами в самых простых условиях. 6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо), с мячами и без мячей. 7. По мере усвоения двигательными действиями, условия выполнения упражнений усложняются (увеличение дополнительных заданий, количества мячей, партнеров и т.д.). 8. Выполнение технического приёма (приёмов) в условиях приближенных к игре. Второй этап Формирование умения совершенного выполнения технического приёма (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность более дифференциально исправлять ошибки. Детализируется понимание закономерностей выполнение технических приёмов, совершенствуется его структура по фазам выполнения, динамическим и кинематическим характеристикам, обеспечивается их соответствие индивидуальным особенностям игрока. Методическая задача и приёмы обучения – стабилизация и детальное изучение двигательного действия. С этой целью широко используется многократное повторение упражнений как в стандартных, так и особенно в усложненных условиях. а) упражнения с увеличением количества мячей, партнеров (в парах, тройках, четверках); б) выполнение упражнений с пассивным, малоподвижным и активным сопротивлением; в) разучивание комбинаций в нападении и защите, соблюдая строгую последовательность действий игроков; г) совершенствование комбинаций в нападении и защите с концовкой на определенного игрока; д) применение технического приёма (приёмов) в условиях, приближенных к игре, учебных играх 1x1,2x2, 3x3, 4x4, 4x5, 6x6 и т.п. На этой стадии техническая подготовка теснейшим образом увязывается с уровнем развития физических качеств, тактической и психологической подготовкой. Особое внимание следует уделить выполнение технических приёмов при разных функциональных состояниях игрока, в том числе и в состояниях компенсированного или некомпенсированного утомления. Третий этап (этап совершенствования) – достижение высокой стабильности и рациональной вариативности технических приёмов. Навык стабилизируется, совершенствуется целесообразная вариативность выполнения технических приёмов применительно к индивидуальным особенностям игрока в соответствии с выполняемой функцией в команде и различным внешним условиям. Таким образом высокий уровень технической подготовленности волейболиста характеризуется следующими критериями: • надежностью – стабильное выполнение технических приёмов, несмотря на сбивающие факторы; • разносторонностью – владение всеми техническими приёмами и умения выполнять их в совершенстве; • приспособляемость – умение использовать арсенал технических приёмов и способов в различных игровых ситуациях при активном противодействии соперника; • специализацией – владеть в совершенстве комплексом приёмов при выполнении определенных функций в команде. Обучение техническим приемам в усложненной обстановке предполагает воспитание у начинающих волейболистов умений выполнять приемы меняющихся условиях, приближенных к игровой обстановке, что обеспечивает формирование гибких двигательных навыков и совершенствование техники. Усложнение выполнения технических приемов рекомендуется строить в такой последовательности: на месте; в движении; в подвижных играх; в парах, тройках, четверках; в парах, тройках, четверках с дополнительными заданиями; в игровых упражнениях; в игровых упражнениях при пассивном сопротивлении соперника, затем при активном сопротивлении соперника; в учебных играх. Выполнение технических приемов на месте не должно затягиваться во времени, так как они применяются с целью создания первичного представления о структуре изучаемого приема. После апробирования приема на месте следует перейти к его выполнению в движении. Совершенствование технических приемов осуществляется с помощью многократного выполнения упражнений в подвижных играх, игровых упражнениях и учебных тренировочных играх. Причинами возникновения ошибок при обучении технике игры являются: 1. Недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств). 2. Неправильное представление занимающимся действий в техническом приёме. 3. Неверное мышечное восприятие. 4. Несистематическое посещение занятий, в результате чего двигательный навык не стабилизируется. 5. Недостаточная соревновательная деятельность, в результате чего не происходит стабилизации технических приёмов. Ошибки при обучении необходимо исправлять сразу же после их возникновения. Сначала исправляются основные, грубые ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных. Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно определить основные методические приёмы их исправления: назвать ошибку и дать рекомендации по ее устранению; создать ясное понимание обучающимся основ техники движений; показать правильное выполнение технического приема и положение звеньев тела; сопоставление ошибочного и правильного выполнения приёма (объяснение, плакаты, видеозапись и др.); направленное прочувствование движений с внешней помощью; создать условия, в которых неправильное выполнение движения невозможно; дать подводящие, имитационные или специальные упражнения для освоения этого приема: если одну и ту же ошибку допускают несколько человек – остановить и еще раз показать, и объяснить, как правильно выполнять задание, и дать дополнительные упражнения на освоение этого приема. Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален, но основная направленность тренировок для всех волейболистов такова, чтобы посредством различных упражнений и методических приёмов выработать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократным повторением упражнений, создавая определяемые трудности (сбивающие факторы) при выполнении технических приёмов (дополнительная физическая нагрузка, нестандартное выполнение заданий, психическая нагрузка и т.д.). В практике волейбола используются как основные упражнения приближенные к характеру игры с решением индивидуальных тактических задач, так и комплексные упражнения и игровые формы совершенствования. Контрольные вопросы 1. Заполните таблицу. Амплуа игрока Основная функция Действия, совершаемые во время игры 2. Дайте краткую терминологию техническим приемам волейбола. 3. Что такое фаза технического приема и что в себя включает? 4. Заполните таблицу Этап технической подготовки Цель Задачи Средства и методы 5. Подробно опишите причины возникновения ошибок с примерами.
«Командный состав игроков» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot