Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Классификация затрат на качество

  • 👀 294 просмотра
  • 📌 265 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Классификация затрат на качество» docx
1. Классификация затрат на качество В международных стандартах ИСО серии 9000 значительное место уделяется проблеме затрат на качество. В международных стандартах версии 1987 г. указывается, что основной целью отчетов о затратах на качество яв- ляется предоставление данных для оценки эффективности и в создании осно- вы для внутреннего совершенствования системы качества. Примерный перечень затрат на качество. 1. Затраты на предупредительные мероприятия 1.1. Управление качеством: • затраты на планирование СМК; • затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в техниче- ские характеристики материала, процесса, продукта. 1.2. Управление процессом: • затраты на установление средств управления процессом; • затраты на изучение возможностей процесса; • затраты на осуществление технической поддержки производственному пер- соналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству. 1.3. Планирование качества другими подразделениями: • затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняе- мой персоналом, не подчиняющимся управляющему по качеству. 1.4. Контрольное и измерительное оборудование: • затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контроль- ного и измерительного оборудования (приборов); • затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов); • затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отноше- ние к качеству продукции. Ни в коем случае не включаются в эту категорию затраты, связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования. 1.5. Обеспечение качества поставок: • затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заклю- чением договоров на поставки; • затраты, связанные технической подготовкой проверок и испытаний закуп- ленных материалов; • затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь в достижении ими требуемого качества. 1.6. Аудит СМК: • затраты на внутренний аудит СМК; • затраты на аудит СМК потребителем; • затраты на аудит СМК третьей стороной (сертификация). 1.7. Программа улучшения качества • затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, со- ставление отчета по затратам на качество. 1.8. Обучение вопросам качества: • затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества. 1.9. Затраты, не учтенные где-либо еще: • заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями. 2. Затраты на контроль 2.1. Проверки и испытания: • оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых про- верках производственных операций; • повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается. 2.2. Проверки и испытания поставляемых материалов: • оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закуп- ленными у поставщиков материалов, включая инспекторов и служащих раз- личного уровня; • затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества по- ставляемых материалов; • затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика. 2.3. Материалы для тестирования и проверок: • стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытани- ях; • стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему кон- тролю; • стоимость испытательного оборудования не включается. 2.4. Контроль процесса: • оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях. 2.5. Прием продукции заказчика: • затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой; • затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи. 2.6. Проверка сырья и запасных частей: • затраты на контроль и испытания сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хране- ния или неуверенностью, вызванной другими проблемами. 2.7. Аудит продукта: • затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту; • затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях; • затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д. 3. Внутренние затраты на дефект 3.1. Отходы: • стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затра- ты на их утилизацию и вывоз; • ликвидационная стоимость отходов производства не включается; • не учитывается стоимость отходов, вызванных перед производством, мо- ральным устареванием продукции или изменением конструкции по требова- нию заказчика. 3.2. Переделки и ремонт: • затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответ- ствия требованиям по качеству по средствам либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим; • затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ре- монта. 3.3. Анализ потерь • затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству. 3.4. Взаимные уступки • затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают тех- ническим требованиям. 3.5. Снижение сорта • затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям. 3.6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков • затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались негодными. 4. Внешние затраты на дефект 4.1. Продукция, не принятая потребителем: • затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию; • затраты на переделки (ремонт или замену непринятой продукции). 4.2. Гарантийные обязательства: • затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийно- го периода; • затраты на вовлечение в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя. 4.3. Отзыв и модернизация продукции • затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потреби- телю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существова- нии ошибки проектирования или изготовления. 4.4. Жалобы • затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потре- бителей на качество продукции; • затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребите- ля; • затраты на юридические споры и выплаты компенсаций. 2. Анализ затрат на качество В международном стандарте ИСО 9004-2001 зафиксировано, что по- вышение результативности и эффективности СМК положительно сказывает- ся на финансовых результатах организации: ◦ внутренне, посредством сокращения отказов процессов и продукции или расточительного расходования материалов и времени; ◦ внешне, посредством сокращения отказов продукции, снижения за- трат на компенсацию по поручениям и гарантиям, а также снижение цены – потери потребителей и рынков. Руководству предприятия необходимо рассматривать преобразование данных для обеспечения сравниваемых мер применительно ко всем процес- сам и содействия повышения результативности и эффективности деятельно- сти организации. В число таких мер, в частности, входят: • анализ стоимости предупреждающих и оценивающих мер; • анализ стоимости несоответствия; • анализ стоимости внутренних и внешних отказов; • анализ стоимости жизненного цикла. В принятой в международных стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 года под менеджментом качества понимается скоординированная деятель- ность по руководству и управлению организацией применительно к качеству, в которой как составные части входят: ◦ управление качеством; ◦ обеспечение качества; ◦ улучшение качества. Управление качеством – это часть менеджмента качества, направлен- ная на выполнение требований к качеству. Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены. Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнения требования к качеству. Вышеуказанные виды деятельности могут влиять на увеличение объе- ма прибыли через снижение себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с качеством продукции. Затраты на обеспече- ние качества представляют собой суммарные затраты по всем мероприятиям, осуществляемым на предприятии и направленным на обеспечение качества выпускаемой продукции. Целью анализа затрат на обеспечение качества про- дукции является экономическое обоснование принимаемых решений. Особое внимание следует уделять направлению, связанному с обеспечением каче- ства, которое является интенсивным путем повышения эффективности. Анализ затрат на обеспечение качества проводится в следующих направлениях: ◦ анализ эффективности мероприятий, направленных на обеспечение качества продукции, в т.ч. создание и функционирование СМК; ◦ оценка влияния изменения качества продукции на конечные результа- ты производственно-хозяйственной деятельности предприятия; ◦ усиление контроля за рациональным использованием ресурсов, рас- ходуемых на осуществление мероприятий по обеспечению качества. 3. Методика определения затрат на мероприятия по обеспечению качества Определение затрат на обеспечение качества в рассматриваемом мето- де базируются на действующей бухгалтерской отчетности предприятия и строится на принципах, позволяющих выделить затраты на обеспечение ка- чества из общих затрат предприятия, группируемых на его балансовых сче- тах. Для определения величины затрат на обеспечение качества необходимо решить следующие экономические и информационные задачи: ◦ выделить виды работ, направленных на обеспечение качества продук- ции и структурные подразделения предприятия, осуществляющие эти рабо- ты; ◦ определить составляющие затрат на обеспечение качества и методы из расчета; ◦ разработать формы первичной учетной документации по информа- ции, необходимой для определения затрат на обеспечение качества. В целях систематизации затраты на обеспечение качества продукции подразделяются на три группы: ◦ предупредительные затраты; ◦ оценочные затраты; ◦ затраты на брак. Предупредительные затраты – затраты на мероприятия по преду- преждению появления дефектов. Сюда входят затраты на планово- предупредительный ремонт оборудования, вероятные издержки по недоис- пользованию ресурса технологической оснастки и инструмента при принуди- тельной их замене (если такой метод применяется), расходы на повышение квалификации кадров и их обучение при изменении условий производства, расходы на поддержание параметров производственной среды, своевремен- ное внесение изменений в техническую документацию и др. Оценочные затраты – затраты, связанные с выявлением дефектов и их причин, направленные на оценку качества выпускаемой продукции и вы- явление ее соответствия предъявляемым требованиям. Сюда входят затраты, связанные с организацией технического контроля, испытаний продукции, учетом и накоплением информации о качестве. Анализом дефектов и их при- чин, технического обслуживания контрольно-измерительного оборудования, обработки данных контроля и результатов испытаний. В эту же группу вхо- дят также затраты, связанные с оценкой качества продукции (затраты на оценку прототипов, новых материалов, методов, процессов, оценку анало- гичной продукции, выпускаемой другими предприятиями и пр.). Затраты на брак – потери, связанные с появлением дефектов продук- ции. Направлены на исправление дефектов в процессе производства (внут- ренний брак) и потребителей (внешний брак). В затраты на брак входят за- траты на внутренний брак, выявленные на предприятии до отправки продук- ции заказчикам, в т.ч. затраты на исправление брака, внесение изменений в конструкцию или технологический процесс вследствие ошибок в проекте, проведение повторных испытаний и др. В эту же группу включаются затраты на внешний брак, выявленный у потребителя, в т.ч. затраты на гарантийный ремонт, на запасные части, затра- ты, связанные с возвратом продукции, компенсации по искам, связанные с юридической ответственностью за ущерб, причиненный потребителям вслед- ствие использования дефектного изделия, затраты, вызванные по претензиям и рекламациям и др. В состав затрат на внутренний брак входят: 1) материалы и комплектующие изделия, израсходованные на исправ- ление дефектов продукции; 2) заработная плата, исчисленная за операции по исправлению брака; 3) доля расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудова- ния; 4) доля общепроизводственных расходов. Стоимость внешнего брака складывается из производственной себе- стоимости продукции, забракованной потребителем, суммы возмещения за- трат, понесенных покупателем этой продукции, а также расходов по исправ- лению, замене и транспортированию этой продукции. Перечисленные три группы затрат на качество взаимосвязаны между собой таким образом, что, увеличивая (уменьшая) одни затраты. Можно со- ответственно уменьшать (увеличивать) другие группы затрат. Например, увеличивая объем затрат на профилактические мероприятия, можно добиваться снижения потерь от дефектов и снижения расходов на контроль и испытания. Снижение затрат на профилактические мероприятия и контроль может повлечь увеличение потерь, связанных с дефектами продук- ции и т.д. Интенсивная эффективность системы качества может проявляться в снижении себестоимости продукции за счет минимизации суммарных затрат по всем трем группам затрат. Для практического решения этой задачи целесообразно первоначально определять все потери, связанные с дефектами продукции, затем определять мероприятия по предотвращению дефектов и усилению или ослаблению кон- троля. Сопоставляя изменения затрат по трем направлениям, можно выбрать вариант, дающий наибольшую экономию. Затраты на обеспечение качества представляют собой сумму затрат по всем мероприятиям на обеспечение качества выпускаемой продукции и за- тратам на брак. В состав затрат на выполнение мероприятий по обеспечению качества входит: 1) заработная плата; 2) сырье, материалы, полуфабрикаты основного производства; 3) вспомогательные материалы; 4) возмещение износа инструментов и приспособлений; 5) амортизационные отчисления; 6) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 7) прочие затраты. Базовым элементом для определения затрат на выполнение мероприя- тий по обеспечению качества является основная заработная плата исполни- телей. Выделяются четыре категории исполнителей работ по обеспечению качества продукции: 1) основные производственные рабочие. 2) работники вспомогательного производства. 3) вспомогательные рабочие и специалисты основных цехов по произ- водству продукции; 4) специалисты заводоуправления. Основой для определения заработной платы исполнителей конкретных мероприятий по обеспечению качества является трудоемкость этих меропри- ятий. Трудоемкость мероприятия по обеспечению качества оценивается по каждой категории исполнителей, выполняющих данное мероприятие. Затраты на обеспечение качества, связанные с браком, уменьшаются на: ◦ величину стоимости забракованной продукции по цене возможного ее использования; ◦ суммы, фактически удержанной с виновника брака; ◦ суммы, фактически взысканной или присужденной судом с постав- щиков за поставку недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, в ре- зультате которых был допущен брак. Определение суммарных затрат на конкретное мероприятие по обеспе- чению качества базируется на расчете заработной платы каждой категории исполнителей, участвующих в выполнении данного мероприятия. 4. Порядок сбора и обработки информации по затратам на обеспечение качества продукции Сбор и обработка информации по затратам на обеспечение качества осуществляется в следующем порядке. 1. Отдел управления качеством или служба предприятия. Выполняю- щая эти функции, определяет вид (модель) продукции, по которой произво- дится расчет затрат на обеспечение качества и основные цехи, производящие эту продукцию. 2. Используя указанный подход, рассчитываются расходы на содержа- ние машин и оборудования. Затраты на возмещение износа инструментов и приспособлений, расходы на прочие затраты. 3. Сбор информации, необходимой для расчета затрат на обеспечение качества по данному виду продукции осуществляется ежеквартально следу- ющими подразделениями предприятия: ◦ бухгалтерия; ◦ отдел труда и заработной платы; ◦ отделы заводоуправления, основные и вспомогательные цехи. Бухгалтерия: ◦ исходные данные, содержащиеся на балансовых счетах по основным цехам; ◦ исходные данные по браку, содержащиеся на балансовых счетах; ◦ калькуляция себестоимости данного вида продукции. Отдел труда и заработной платы: ◦ процент дополнительной заработной платы; ◦ процент начислений на заработную плату; ◦ численность работников предприятия по выделенным категориям ра- ботников; ◦ среднесписочная численность промышленно-производственного пер- сонала; ◦ среднемесячная заработная плата работников предприятия; ◦ фонд рабочего времени. Отделы заводоуправления, основные и вспомогательные цехи: ◦ перечень выполненных мероприятий по обеспечению качества и тру- доемкость их выполнения по выделенным категориям работников. Подразделения предприятия передают информацию по установленной форме в отдел управления качеством для последующей обработки и анализа, и отдел управления качеством осуществляет расчет затрат на обеспечение качества. Анализ затрат на обеспечение качества проводится отделом управления качеством в целях разработки механизма снижения затрат на обеспечение качества. Механизм снижения затрат включает в себя: ства; • организацию учета и оценки суммарных затрат на обеспечение каче- • выявление возможностей для их постепенного снижения; • создание системы стимулирования и ответственности за проведение мероприятий по обеспечению качества. 5. Проведение анализа затрат на обеспечение качества Анализ затрат на обеспечение качества проводится по следующим направлениям: ◦ анализ структуры затрат на обеспечение качества по выделенным квалификационным группам; ◦ анализ распределения затрат на обеспечение качества по статьям калькуляции себестоимости продукции. Анализ структуры затрат на обеспечение качества проводится по трем классификационным группам: ◦ предупредительные затраты; ◦ оценочные затраты; ◦ затраты на брак. Оценка соотношения групп затрат между собой и их доли в общих за- тратах на обеспечение качества осуществляется на основе данных, получен- ных в результате расчета стоимости мероприятий на обеспечение качества. Данные о величине затрат на обеспечение качества для предупредительных и оценочных затрат берутся на основании информации о распределении затрат на мероприятия по обеспечению качества конкретной продукции по статьям калькуляции. Данные о затратах на брак представляют собой сумму затрат на внутренний и внешний брак и затрат на мероприятия по исправлению кон- структивных и технологических ошибок. Для анализа структуры затрат на обеспечение качества на основе рас- четных данных, накопленных за год, строятся кривые предотвращения де- фектов (сумма предупредительных и оценочных затрат) -1 и затрат на брак – 2 (рисунок): Рисунок - Кривые предотвращения дефектов Пересечение этих кривых – точка безубыточности (А) показывает, что в этой точке затраты на предотвращение дефектов равны затратам на брак. Положение точки безубыточности на графике зависит от распределе- ния затрат на обеспечение качества по выделенным группам. При увеличе- нии размера затрат на предотвращение дефектов точка безубыточности пе- ремещается влево, что означает, что быстрее достигается равновесие. Если предприятие находится в положении правее точки А на графике, это означа- ет, что среди мероприятий по обеспечению качества есть излишние. Анализ графика на рисунке позволяет целенаправленно формировать план мероприятий по обеспечению качества и концентрировать внимание на нерешенных задачах по предупреждению и оценке дефектов продукции, а также контроля брака. В соответствии с общепринятой тенденцией следует стремиться к со- блюдению соотношения между предупредительными и оценочными затрата- ми, как 3:1. На основании проведенного анализа можно оценить как долю затрат на обеспечение качества продукции в общих затратах предприятия, так и долю каждой статьи затрат на обеспечение качества в соответствующих статьях предприятия. Необходимо проанализировать весомость каждой статьи затрат и выявить причины их изменения по годам. В целях обеспечения стабильности качества выпускаемой продукции доля затрат на обеспечение качества в себестоимости должна быть не менее 15 %. Расчет затрат на обеспечение качества в себестоимости продукции сле- дует проводить за вычетом покупных материалов и комплектующих изделий. В случае, если эта доля менее 15 %, следует предусмотреть дополнительные мероприятия, направленные на предотвращение дефектов. Отдел управления качеством ежеквартально передает руководству предприятия результаты анализа затрат на качество для принятия решений по повышению эффективности функционирования СМК на основе МС ИСО се- рии 9000 и улучшения показателей деятельности предприятия с точки зрения снижения издержек и увеличения прибыли на основе экономически обосно- ванного выбора стратегии по структуре затрат на обеспечение качества про- дукции. Контрольные вопросы по лекции 13 1. Какие сравнительные меры повышения результативности и эффективности деятельности организации Вам известны? 2. Что понимается под понятием «Менеджмент качества» согласно междуна- родному стандарту ИСО 9000:2000? 3. Из чего складываются затраты на обеспечение качества? 4. Перечислите направления, в которых осуществляется анализ затрат на ка- чество. 5. Суть предупредительных, оценочных затрат на обеспечение качества, а также затрат на брак. 6. Состав затрат на выполнение мероприятий по обеспечению качества. 7. Что включает в себя механизм снижения затрат на обеспечения качества? 8. По каким направлениям проводится анализ затрат на обеспечение каче- ства?
«Классификация затрат на качество» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot