Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Под товаром понимают все то, что производится на продажу и обладает определенными потребительскими свойствами. Как рыночная категория, товар представляет собой не только материальные объекты, но и услуги, информацию, технологии, ноу-хау и др.
Товар – это обобщенная категория рыночной экономики. Обособленная же товарная целостность, которую можно выделить из общей товарной массы по показателям размеров, внешнего вида, цены и некоторым другим параметрам, будет представлять собой товарную единицу.
Классификация товаров
Материальные товары разделяют на потребительские товары и товары производственного назначения (промышленные товары).
Потребительские товары делятся на:
1. товары повседневного спроса;
2. товары предварительного выбора;
3. товары особого спроса;
4. товары пассивного спроса.
Товары повседневного спроса (газеты, продукты питания, билеты на общественный транспорт) — это потребительские товары и услуги, которые приобретаются часто без особых раздумий, с минимальным сравнением с другими товарами. Как правило, это недорогие товары достаточно кратковременного пользования. Товары повседневного спроса делятся на основные товары, товары импульсной покупки и экстренные товары.
Основные товары — это товары, покупаемые потребителями регулярно.
Товары импульсной покупки — товары, приобретение которых не запланировано заранее, приобретаются на основе внезапно возникшего желания. Примеры: журналы, жевательная резинка, сладости. Схема действий по отношению к таким товарам — обеспечить их представленность как можно в большем количестве мест продажи, причем располагать в тех местах, где потребитель может без труда увидеть и немедленно приобрести данный товар.
Экстренные товары — товары, приобретаемые при возникновении острой нужды в них (лекарства, зонты, пакеты).
Товары предварительного выбора — товары, которые покупатель во время выбора и покупки сравнивает между собой по различным показателям (цене, качеству, дизайну и т.п.). Как правило, к этой группе относятся дорогостоящие товары длительного пользования — мебель, одежда, бытовая техника.
Товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками либо уникальных марок, ради покупки которых некоторые потребители готовы предпринять значительные усилия (меха, круизы, банкеты, редкие модели автомобилей).
Товары пассивного спроса — товары, о приобретении которых потребители, как правило, не задумываются — учебники, услуги страхования жизни, товары-новинки. В этом случае необходимо активное продвижение товаров с целью информирования потребителей о существовании данного товара и выгод, получаемых от его использования.
Промышленные товары:
• Материалы (сырье, детали, полуфабрикаты)
• Капитальные (здания, сооружения, оборудование)
• Вспомогательные (инструменты, смазочные материалы)
Услуга — это действия, исполнение и усилия.
Услуга (от англ. service ) – это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какие-либо потребности человека.
Существуют различные подходы к классификации услуг. Самый общий подход к классификации учитывает, на кого (или что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет.
1.Осязаемые действия, направленные на тело человека: здравоохранение, пассажирский транспорт, спорт. заведения, салоны красоты, общественное питание, парикмахерские.
2.Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты: грузовой транспорт, ремонт и обслуживание оборудования, охрана, бытовые услуги, ветеринарные услуги.
3.Неосязаемые действия, направленные на сознание человека: образование, радио, ТВ, информационные услуги, театры, кино, музеи.
4.Неосязаемые действия с неосязаемыми активами: банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами.
Сегодня маркетинговая борьба «за лишнюю пешку» смещается в сторону услуг. Так супермаркеты ныне больше конкурируют не только по ценам, но и по услугам: скорость покупки, наличие и стоимость доставки, парковки и т.д.
Опытный Клиент может даже заплатить подороже за товар, если качество и стоимость сопутствующих услуг окажутся предпочтительнее, чем у конкурентов. Производители и поставщики некоторых видов оборудования иногда больше зарабатывают именно на услугах.
Часто услуги являются традиционным «придатком» к товару (сервис, поставка запчастей). В таком случае изобретать ничего не надо, а надо только работать над повышением конкурентоспособности услуг. Например, если вы поставляете оборудование и услуги его сервиса, то вы выиграете в глазах Клиентов, если они узнают, что ваши сервисные специалисты оказываются у них через 4 часа после вызова, в то время как у ваших конкурентов этот показатель, например, 10 часов.
Новые услуги могут быть результатом маркетинговой изобретательности поставщика.
Иногда в дополнение к товарам и услугам предлагается и атмосфера. В некоторых случаях атмосфера важна настолько, что часто именно она определяет – какой магазин, какую заправку, какую парикмахерскую мы выберем. Для ресторанов, гостиниц, ночных клубов, фитнес-центров, увеселительных заведений, атмосфера часто значит больше, чем материальные продукты и формальные услуги, которые мы там можем получить.
Создание атмосферы – это творческая маркетинговая задача.
Трехуровневая модель товара
Товар — это не только технические характеристики, качественные параметры и упаковка. В первую очередь товар — это выгода, которую приобретает потребитель, становясь обладателем данного товара. Рассмотреть товар как набор выгод, воплощенных в реальном исполнении и подкрепленных дополнительными услугами и усовершенствованиями, поможет многоуровневая модель товара (см. рисунок 1).
Эта модель предлагает рассматривать товар на трех уровнях, содержание которых можно проиллюстрировать, предположим, на примере стиральной машины.
В данном случае товар по замыслу — это качественная стирка белья. В самом деле, потребитель покупает не машину — он платит деньги за возможность не стирать белье вручную, за экономию времени. Выявление «товара по замыслу» позволяет предприятию, во-первых, шире взглянуть на конкурентов (становиться понятно, что конкурентом стиральной машины является не только другая модель той же стиральной машины, но и услуги прачечных), а во-вторых, выбрать наиболее действенные аргументы, которые могут быть использованы в рекламе данного товара.
Товар в реальном исполнении — это, собственно, сама стиральная машина определенного производителя, обладающая определенным набором функций и характеристик.
Товар с подкреплением — это стиральная машина плюс предложение бесплатной доставки и установки, дополнительный сервис, обеспечение стиральным порошком на определенный срок.
Итак, используя эту модель, можно выдвинуть, к примеру, как минимум два предложения, касающиеся торговли в данном случае стиральными машинами. Во-первых, рассмотреть возможность использования в рекламе (либо в процессе презентации товара в торговом зале) не только качеств конкретной модели либо марки стиральной машины, но и выгод для покупателя (к примеру: «наличие функции «защита от сминания при стирке» облегчит вам глажение белья и позволит сэкономить 2 часа в неделю»). Во-вторых, эта модель призывает задуматься о том, какие дополнительные товары и услуги вы можете предложить вашим покупателям стиральных машин (например, вручение набора из стирального порошка, кондиционера и отбеливателя при покупке). Для того, чтобы не ошибиться с выбором «подкрепления» к товару, необходимо узнать у потребителей, какие услуги и/или улучшения товара наиболее ими востребованы. Наиболее простой способ сделать это — опрос покупателей.