Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВОВ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Художественный коллектив народного творчества – это вид малой социальной группы. Основное назначение коллективов народного художественного творчества – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных творческих потребностей. Основные функции коллектива народного художественного творчества:
- креативная (развитие творческих потребностей);
- социокультурная (организация досуга и отдыха);
- воспитательная;
- коммуникативная;
- социальная (профориентация);
- коррекционная;
- реабилитационная и др.
Между всеми функциями коллектива НХТ существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
В коллективе народного художественного творчества воспитываются и дети, и взрослые. Особенно важное значение имеет воспитательное влияние коллектива на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция коллектива НХТ выражена в трех аспектах. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми участниками коллектива народного художественного творчества накопленного народом опыта творческой деятельности; выработка у них высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и межнациональной толерантности; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие; содействие их физическому совершенствованию. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие коллектива НХТ на каждого своего участника на протяжении длительного времени. Аспект третий – постоянное влияние детей на взрослых участников коллектива народного художественного творчества, побуждающее последних активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала коллектива НХТ. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности художественного коллектива. Этот комплекс объединяет материальные условия, численность и структуру коллектива, степень его развитости и характер отношений между его участниками.
Следует учитывать характер общения в коллективе народного художественного творчества и его общение с окружающими, уровень педагогической культуры, взаимосвязи с другими социальными системами. Особый и весьма важный компонент – специфика самого процесса воспитания в коллективе.
Активное воздействие художественный коллектив оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности. Ведущую роль при этом играет коммуникативная функция коллектива НХТ. С ней связывают деятельность по созданию психологического климата в коллективе.
В настоящее время заметное внимание уделяется рекреационной функции коллектива народного художественного творчества. Досуг – внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В целом, досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое. Досуг в сфере народного художественного творчества включает в себя:
- организацию творческих самодеятельных объединений;
- выступления, концерты;
- выставки;
- театрализованную деятельность;
- встречи с творческими людьми;
- репетиции;
- проведение праздников, народных гуляний и т.п.
В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения творческих коллективов на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций:
1) по виду (жанру) деятельности: вокально-инструментальный, танцевальный (хореографический), театральный, декоративно-прикладного творчества, хоровой, фольклорный и др.;
2) по типу (форме) организации: кружок начального и повышенного типа, студия, мастерская, творческая лаборатория, клуб, творческое объединение, ансамбль, оркестр, хор, труппа и др.;
3) по социально-возрастной принадлежности: детский, взрослый, смешанный, пенсионеров, ветеранов, мужской, женский, военный и др.
В развитие педагогической теории коллектива внесли свой вклад многие отечественные педагоги и психологи, рассматривая различные аспекты этой проблемы. Одни видели в коллективе питательную среду, удовлетворяющую интересы людей (М.М. Пистрак), другие обращали внимание на самовозникающие малые группы и пытались увидеть, что же объединяет в них людей (С.Т.Шацкий), третьи видели в детском коллективе «закон перенесения социальных форм поведения в сферу индивидуального приспособления» (Л.С. Выготский).
Особое место в теории и практике воспитательного коллектива принадлежит А.С. Макаренко. Он теоретически обосновал и практически доказал эффективность системы формирования личности в организованном коллективе, обобщил сущностные ее черты.
На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Основные характерные признаки коллектива:
- наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;
- систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;
- соответствующая организация совместной деятельности;
- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;
- наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
- атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
- развитые критика и самокритика;
- сознательная дисциплина и др.
Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования – коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих участников, их взаимоотношения.
Коллектив играет огромную роль в формировании и развитии личности. Коллектив выступает как группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности. Признаки коллектива:
- цели: совместная целеустремленность к социально значимым целям, единство общих и частных целей участников коллектива;
- структура: определённая структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений, гуманизм и свобода во взаимоотношениях участников коллектива, наличие органов самоуправления;
- ценности: общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации, творческое сотрудничество, ответственность за совместное творчество;
- атмосфера: общая интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат, психологическая и социальная защита личности.
Объективными факторами коллективного воспитания выступают парадигмы «коллектив – модель общества», «коллектив – носитель норм общества», «коллектив – источник социальных ролей». В качестве субъективных факторов коллективного воспитания можно выделить потребность в общении и самопознании, потребность в самоутверждении, потребность в самовыражении.
Условия правильного тона и стиля в коллективе (по А.С. Макаренко):
1) мажор – бодрость, радость, красота;
2) гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;
3) дружеское единение участников коллектива;
4) активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному взаимодействию;
5) привычка к торможению и сдержанности в словах, движениях, эмоциях;
6) высокая сознательная дисциплина, проявляющаяся в движении вперёд, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей.