Классификация и выбор башенных кранов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 13
Классификация и выбор башенных кранов.
Башенные краны классифицируются по назначению, конструкции башен, типу стрел, способу установки и типу ходового устройства.
По назначению различают краны для строительно-монтажных работ в жилищном, гражданском и промышленном строительстве, для обслуживания складов и полигонов, заводов железобетонных изделий и конструкций, для подачи бетона при гидротехническом строительстве.
По конструкции башен различают краны с поворотной и неповоротной башнями. Башни кранов могут быть постоянной длины и раздвижными (телескопическими). У кранов с поворотной башней опорно-поворотное устройство расположено снизу, на ходовой раме или на портале. У кранов с неповоротной башней опорноповоротное устройство располагается в верхней части башни.
По типу стрел различают краны с подъемной (маневровой), балочной и шарнирно сочлененной стрелами.
У кранов с подъемной стрелой вылет изменяется поворотом стрелы в вертикальной плоскости относительно опорного шарнира с помощью стреловой лебедки, стрелового полиспаста и стреловой расчалки.
У кранов с балочной стрелой вылет изменяется при перемещении по нижним ездовым поясам стрелы грузовой тележки с подвешенной крюковой подвеской.
У кранов с шарнирно сочлененной стрелой стрела состоит из шарнирно соединенных основной и головной частей, которые могут быть в виде подъемной или балочной стрелы. В первом случае вылет изменяется поворотом всей шарнирно сочлененной стрелы, во втором - сочетанием подъема всей стрелы с последующим перемещением грузовой тележки по балкам головной секции стрелы.
По способу установки краны разделяют на стационарные, самоподъемные и передвижные. Передвижные башенные краны по типу ходового устройства подразделяют на рельсовые, автомобильные, краны на специальном шасси автомобильного типа, пневмоколесные и гусеничные.
В индекс крана входят буквенные и цифровые обозначения. Буквы перед цифрами обозначают: КБ – кран башенный, КБМ – кран башенный модульной системы, КБР – кран башенный для ремонта зданий, КБГ – кран башенный для гидротехнического строительства.
Цифры индекса последовательно:
• первая цифра – номер размерной группы, соответствующая номинальному грузовому моменту (1-ая - до 30 т.; 2-ая - 75 тм; 3-ая - 125 тм и т.д.);
• последующие две цифры обозначают порядковый номер базовой модели, от 01 до 69 - для кранов с поворотной и с 71 до 99 - для кранов с неповоротной башнями;
• далее указывается порядковый исполнения крана (0-9), который может отличаться от базовой модели длиной стрелы, высотой подъема, грузоподъемностью;
• буквенные обозначения А, Б, В означают очередную модернизацию по изменению конструкции без изменения основных параметров;
• климатическое исполнение крана обозначается ХЛ – для холодного, Т – для тропического, ТВ – для тропического и влажного климата. Для умеренного климата буквенных обозначений нет.
Например, марка крана КБ-309УХЛ обозначает: кран башенный третьей размерной группы (грузовой момент 125 тм), девятая модель, исполнение для умеренно-холодного климата.
Индекс крана КБ-405.1 А расшифровывается как: кран башенный, четвертой размерной группы, с поворотной башней, первое исполнение, первая модернизация, для умеренного климата.
Индекс крана КБ-674А.З означает: кран башенный, шестой размерной группы (550тм), с неповоротной башней, третье исполнение, модернизация А.
Выбор типа башенного крана производят с учетом его основных параметров и монтажных характеристик здания:
• по величине грузового момента МТРР;
• или по грузовой подъёмности Q ;
• по высоте подъема крюка НТРР;
• по вылету стрелы крана.
Величина грузового момента при монтаже конструкций определяется как:
Для башенных кранов требуемый грузовой момент будет равен наибольшему моменту, получаемому при умножении веса монтируемого элемента на расстояние между проекцией его центра тяжести и осью вращения.
Требуемая грузоподъемность определяется как:
где: – масса поднимаемого груза;
– масса грузозахватного приспособления;
– масса навесных приспособлений;
– масса конструкций усиления.
Требуемая высота подъема крюка определяется по формуле:
где: – превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки крана;
– запас по высоте, принимаемый не менее 0,5 м;
– высота элемента в монтажном положении;
– высота строповки в рабочем положении от верха монтируемого элемента до низа крюка крана.
Требуемый вылет стрелы для башенных кранов определяется по формуле:
где: – ширина здания;
– ширина кранового пути;
– расстояние от кранового пути до проекции наиболее выступающей части здания.
Возле котлованов и зданий с подвалами башенные краны должны устанавливаться за призмой обрушения.
Установив требуемые расчетные параметры крана по технической характеристике, подбирают кран с величиной грузового момента, равной или несколько большей, чем расчетное значение. Проверяют, достаточны ли у этого крана высота подъема крюка и вылет стрелы. Если высота подъема крюка несколько меньше расчетного значения, то смотрят, нельзя ли изменить способ строповки или способ монтажа элемента. Выбор места стоянки и радиусы действия крана устанавливают, исходя из условия обеспечения минимального количества перестановок. Рабочее оборудование кранов выбирают в зависимости от размеров и особенностей объекта.