Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Классификация и учет затрат в ценообразовании. Обоснование нормативов рентабельности

  • 👀 355 просмотров
  • 📌 316 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Классификация и учет затрат в ценообразовании. Обоснование нормативов рентабельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Классификация и учет затрат в ценообразовании. Обоснование нормативов рентабельности» pdf
1 Тема: Классификация и учет затрат в ценообразовании. Обоснование нормативов рентабельности. Вопросы темы 1. Системы управленческого учёта издержек и их роль при формировании цены: 1.1. формирования цены на основе учёта полных затрат; 1.2. ценообразование на основе учета частичных затрат. 2. Процесс обоснования нормативов рентабельности. Обратите внимание на следующие положения: - следует вспомнить, что затраты, отнесённые к готовой продукции, характеризуют её себестоимость; - основной состав затрат, включаемых в себестоимость, устанавливается в централизованном порядке: в целях налогового учета - главой 25 НК РФ, в целях бухгалтерского учета - Планом счетов бухгалтерского учёта, применяемым с 2001 года, а также ПБУ 10/99 «Расходы организации»; именно на основе управленческого учёта могут быть получены калькуляции затрат, действительно приходящихся на единицу (в том числе дополнительную) продукции, тогда как бухгалтерский учёт ограничен в этом вопросе нормативными требованиями. Учет полных затрат характеризуется различением прямых и косвенных расходов. Это оказывается необходимым, когда у предприятия выражена товарная дифференциация. При таком методе значение приобретает порядок распределения косвенных расходов на разные виды продукции (т.е. по носителям или объектам затрат) в соответствие с некоторыми коэффициентами пропорциональности. Правила распределения косвенных затрат устанавливается организацией при разработке планово-учётной политики. База (основа) для распределения, которая задает пропорцию распределения, иногда называется «драйвером затрат». В качестве такого драйвера может выступать сумма прямых затрат, трудоемкость, занятые площади и др. В мировой практике применяются два основных варианта распределения накладных затрат: традиционная система (известна с начала XX века) и процессная (ABC, операционная или функциональная) система (применяется с конца 80-х годов). По традиционной схеме косвенные расходы собираются и затем распределяются с центров издержек, например таких, как: несколько производственных цехов, сборочный цех, вспомогательный цех, бухгалтерия и т.д. По процессной схеме весь бизнес компании разделяется на операции - по функциональному признаку, например: проектирование продукции, наладка оборудования, текущее обслуживание оборудования, формирование партий для отгрузки, доставка партий клиентам, общее управление компанией. Система ABC считается более прогрессивной, поскольку позволяет лучше отслеживать и измерять косвенные затраты. После того, как компания определила учетную политику в области распределения косвенных издержек, можно поставить задачу по автоматизации распределения. Программа должна уметь собирать издержки в двух разрезах: центры финансового учета (или подразделения) и классификатор затрат. При отсутствии автоматизированных систем обработки экономической информации метод распределения комплексных косвенных затрат пропорционально выбираемым аргументам остаётся базовым, хотя программные продукты позволяют осуществить распределение косвенных затрат по их элементам в соответствии с индивидуальной схемой для каждого элемента. Как отмечено выше, может использоваться несколько способов распределения косвенных расходов. Часто на предприятии различные виды затрат распределяются по 2 различной базе. Это может быть сделано пропорционально натуральным и стоимостным показателям, в частности: объёму производимой /реализуемой продукции; числу машиночасов работы оборудования; заработной плате основного производственного персонала; прямым затратам на материалы и др. Рассмотрим пример упрощенного расчёта полной (коммерческой) себестоимости и цены изделий при различных способах распределения накладных расходов. Условие задачи. Фирма производит два вида изделий. Данные об их количестве и др. приведены в таблице 1 и отражены в строках 1-3. Необходимо рассчитать цену единицы изделия А и изделия В при том условии, что норматив рентабельности затрат (продукции) составляет 15%. Распределение косвенных (накладных) расходов осуществляется двумя альтернативными способами: пропорционально 1) заработной плате основных производственных рабочих; 2) прямым затратам. Коммерческие расходы включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости 1. Таблица 1 – Упрощенная калькуляция себестоимости Показатели 1. Объём производства, товарных единиц 2.Прямые затраты, всего, тыс. руб. 2.1. Сырье и материалы 2.2. Комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций 2.3. Топливо и энергия на технологические цели 2.4. Заработная плата основных производственных рабочих; страховые взносы 3. Косвенные затраты, всего, тыс. руб. 3.1. Общепроизводственные расходы 3.2. Общехозяйственные расходы Накладные расходы, всего (стр. 3.1 + стр. 3.2) 3.3. Коммерческие расходы 4. Распределение накладных расходов между товарами 4.1. Пропорционально заработной плате основных производственных рабочих 4.2. Пропорционально прямым затратам 5. Производственная себестоимость, тыс. руб. 5.1. По способу 1 (стр. 2 + стр. 4.1) 5.2. По способу 2 (стр. 2 + стр. 4.2) 6. Распределение коммерческих расходов пропорционально производственной себестоимости при распределении накладных расходов 6.1. по способу 1 6.2. по способу 2 1 Товар А 10000 20100 6400 Товар В 20000 42000 16500 Всего 30000 62100 22900 2300 7100 2800 5400 8200 8600 13000 21600 9400 50000 11600 25200 36800 13200 14652 22148 36800 11911 24889 36800 34752 32011 64148 66889 98900 98900 4638 4272 8562 8928 13200 13200 В экономической литературе существует различное понимание состава накладных расходов. Некоторые авторы относят к ним только общепроизводственные и общехозяйственные расходы, а другие авторы включают в накладные расходы также коммерческие расходы. В данном пособии предполагается, что коммерческие расходы представляют собой относительно самостоятельный элемент себестоимости; относятся к косвенным затратам наряду с общепроизводственными и общехозяйственными расходами, но распределяются на себестоимость отдельных видов продукции после распределения накладных расходов. 3 7. Полная (коммерческая) себестоимость, тыс. руб. при распределении косвенных расходов 7.1. по способу 1 (стр. 5.1 + стр. 6.1) 7.2. по способу 2 (стр. 5.2 + стр. 6.2) 39390 36283 72710 75817 112100 112100 Решение. 1) Распределяем косвенные расходы пропорционально заработной плате основных производственных рабочих (ОПР) и заносим результат для товара А и товара В соответственно в строку 4.1 таблицы 4.1 (способ 1). Величина доли косвенных расходов для изделий А и В определяется через коэффициент распределения затрат ((стр. 3.1 + стр. 3.2)/стр.2.4), умноженный на величину заработной платы ОПР, приходящуюся на изделие А и изделие В, то есть для изделия А (36800  21600)  8600  14652 (тыс. руб.); для изделия В (36800  21600) 13000  22148 (тыс. руб.). 2) Аналогичным методом находим величину накладных расходов для изделий А и В при их распределении пропорционально прямым затратам и заносим в строку 4.2 (способ 1): для изделия А (36800  62100)  20100  11911 (тыс. руб.); для изделия В (36800  62100)  42000  24889 (тыс. руб.). Заметим, что общая сумма косвенных расходов при различных способах распределения сохраняется неизменной, но их величина, приходящаяся на товары, будет различной. 3) Определяем производственную себестоимость товаров как сумму прямых и косвенных расходов соответственно способам распределения и заносим результат в строки 5.1. и 5.2. 4) Распределяем коммерческие расходы пропорционально производственной себестоимости, рассчитанной при распределении косвенных (накладных) расходов по способу 1 и способу 2, и соответственно в строки 6.1 и 6.2 заносим результаты для изделия А и изделия В. 5) Находим полную (коммерческую себестоимость) как сумму производственных расходов и величины коммерческих расходов, приходящуюся на изделие А и изделие В и заносим результат в строки 7.1 и 7.2. Расчеты показывают, что при различных выбранных способах распределения косвенных расходов расхождение полной себестоимости товара А составляет приблизительно 8%, а товара В – 4%. При одинаковом нормативном коэффициенте рентабельности продукции результаты расчета цены при различных способах распределения косвенных расходов будут различными. 6) Находим себестоимость единицы товара, разделив полную (коммерческую) себестоимость каждого товара (определённую различными способами) на объём его производства (т. е. стр. 7.1/стр.1 и стр. 7.2/стр.1). 7) Рассчитываем прибыль на единицу товара, умножая себестоимость единицы товара на норматив рентабельности затрат (15% по условию). 8) Находим цену единицы изделия А и изделия В (согласно двум способам распределения накладных расходов), суммируя себестоимость единицы товара и соответствующую величину прибыли. 4 Таблица 2 – Расчет цены изделий По способу 1 По способу 2 Себестоимость единицы товара, руб. А В 3 939 3635,50 3628,30 3790,85 Прибыль на единицу товара, руб. А В 590,85 545,33 544,25 568,63 Цена единицы товара, руб. А 4529,85 4172,55 В 4180,83 4359,48 Таким образом, система учета полных затрат предполагает прогрессивную калькуляцию себестоимости и затратный подход к установлению цен, когда ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс» (к удельной полной себестоимости прибавляется плановая прибыль, заданная нормативным коэффициентом П рентабельности затрат). Цена на основе полной себестоимости единицы товара ( С ЕД ) рассчитывается по формуле: П П П С ЕД  (1  RC ) или C ЕД  С ЕД  RC , (1) где RC  коэффициент рентабельности затрат (например, применительно к вышеприведенной задаче – 0,15). Обратите внимание на различие в ценах каждого товара при разном способе распределения косвенных расходов. Это различие, как правило, возрастает при увеличении товарной дифференциации (т.е. при выпуске не двух, а трех и более видов продукции). Не существует идеальной базы для распределения, есть более корректная база для каждого предприятия. Но любой метод отнесения на себестоимость накладных расходов является условным и искажает подлинный вклад продукта в финансовый результат. Частичный учёт предполагает рассмотрение только тех затрат (при составлении калькуляции вида и единицы товара), которые непосредственно зависят от загрузки мощностей определённого носителя затрат (например, подразделения). Наиболее распространенный вид частичного учёта затрат – это система прямого учёта издержек (в США она носит название «Direct Costing» («direct» означает «прямой»), в Германии – учёт пропорциональных издержек). Важно понимать, под прямыми затратами в этом случае понимаются переменные издержки в терминологии управленческого учёта, а не прямые затраты в смысле бухгалтерского учёта. В отечественном плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен вариант учёта затрат на производство путём их разделения на условно-переменные и условнопостоянные, т.е. расчет сокращённой производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчётном периоде, когда они возникли. Обратите внимание: в состав переменных издержек могут входить косвенные переменные издержки, которые при производстве нескольких видов товара нельзя строго отнести к тому или иному виду. В этом случае совокупные косвенные переменные расходы распределяют на различные товары пропорционально выбранной базе, подобно тому, как распределяются накладные издержки при калькуляции полной себестоимости. В отличие от системы учёта полных затрат, при использовании метода калькулирования на основе учета частичных затрат исчезает возможность определить краткосрочные финансовые результаты в разрезе каждого вида продукции, т.е. нельзя подсчитать прибыль от реализации того или иного вида выпускаемого товара. Только из суммы всех величин покрытия вычитают постоянные издержки предприятия. Отсюда и 5 другое отличие: итоговый финансовый результат при использовании разных методов учёта затрат (полных и сокращенных) будет различным, когда в данном периоде не совпадают величины проданной и произведённой продукции. Следует также заметить, что системе учета частичных затрат в большей степени соответствует регрессивный способ калькуляции цены. В этом случае сначала задаются вопросом, какая цена будет воспринята рынком. От этой цены поэтапно вычитают удельные переменные издержки продукта, пока не получают размер вклада предельной единицы продукта в покрытие постоянных затрат предприятия. Пример регрессивного способа калькуляции цены на основе учета частичных затрат приведен в таблице 3. Однако здесь сделано допущение, что производится лишь одна единица каждого из трёх товаров. Таблица 3 - Регрессивный способ калькуляции цены на основе учета частичных затрат Виды продукции Показатели Чистая выручка на ед.продукции Сырьё и материалы Заработная плата основных производственных рабочих Прочие переменные затраты Общие переменные затраты на ед. продукции Величина покрытия (маржинальная, валовая прибыль) в ден. ед. Величина покрытия в % к чистой выручке (рентабельность) Постоянные издержки за период Прибыль за период А В С Всего 300 350 475 1125 80 75 95 250 50 30 80 160 40 35 55 130 170 140 230 540 130 210 245 585 43,3 60 51,6 52 370 215 Показатель величины покрытия в процентах к чистой выручке может успешно использоваться для нужд маркетинга и планирования ассортиментной политики (при условии, что продукты взаимозаменяемы в производстве, а величина суммарного оборота за период лимитируется). Увеличение прибыли происходит при увеличении доли в обороте тех видов продукции, для которых выше величина покрытия в процентном выражении (из данных таблицы 3 видно, что это – товары В и С). Возможности метода прямых затрат особенно заметно проявляются для однопродуктового предприятия. Взаимосвязи между объёмом производства, затратами и прибылью в этом случае можно представить в виде алгебраических формул и графиков (это представление называется «СVP-анализ», «анализ условий безубыточности», в англ. варианте – «Break-Even Analysis»). Рассмотрим пример решения задачи на основе базовой формулы, показывающей взаимосвязь издержек, объемов реализации и прибыли; она получается путем преобразования зависимости прибыли от выручки и себестоимости при разделении затрат на прямые косвенные. Предполагается, что все прямые затраты являются переменными, все косвенные – постоянными: П П  В  СК  р  Q  AVC  Q  FC  Q  ( p  AVC )  FC  dQ  FC , (2) 6 где П П – прибыль от продаж, В – выручка (нетто) от продажи, С К – полная (коммерческая) себестоимость, р  цена ед. продукции, Q  объём выпуска (реализации), AVC – переменные издержки на ед. продукции, FC  постоянные затраты, d – величина покрытия на ед. продукции (маржинальная прибыль). Условие задачи. Постоянные издержки в плановом периоде – 21000 ден. ед. Плановое количество выпуска и продаж – 10000 ТЕ (товарных единиц) (при полной занятости ресурсов, предполагающей поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 15-18% от максимального объёма выпуска). Переменные издержки на единицу продукции – 9 ден. ед. Оптовая цена единицы продукции в отчётном периоде – 12 ден. ед. Определить: а) безубыточный объем продаж; б) критическую цену реализации; в) объём продаж при заданном уровне прибыли в 6000 ден. ед. Дополнительный вопрос: скажется ли положительно на повышении прибыли увеличение цены на 1 ден. ед., если объем продаж при этом сократится на 20%? Решение. а) безубыточный объём продаж определяется по формуле: QБ  QБ  FC . p  VC (3) 21000  7000 (TE). 12  9 Обратите внимание: смысл данной формулы заключается в распределении постоянных издержек на товарные единицы при условии, что на одну товарную единицу приходится их величина, равная удельной величине покрытия (в данном случае – 3 ден. ед.). б) критическую цену реализации можно определить следующим образом: PКР .  AVC  PКР.  9  FС . Q (4) 21000  11,1 (ден.ед.). 10000 Смысл этого действия состоит в нахождении критической пороговой цены, при которой в условиях сохранения полной занятости (т.е. при выпуске 10000 ед.) чистая выручка от продаж лишь покрывает коммерческую себестоимость. Эта цена является предельной в том смысле, что её величина служит показателем нижней границы цены в долгосрочном плане, когда выручка полностью покрывает затраты. в) если задана прибыль в 6000 ден. ед., то следует использовать формулу нахождения безубыточного объёма продаж в модифицированном виде: QПЛАН .  QПЛАН .  FC Пп FC  Пп  . P  VC d 21000  6000  9000(TE). 3 (5) 7 Т.е. реализация 7000 ед. оказывается достаточной для покрытия постоянных издержек, а дополнительные продажи 2000 ТЕ позволят получить плановую прибыль, равную 6000 ден. ед. г) при увеличении цены на 1 ден. ед. и сокращения объёма продаж на 20% (т.е. при эластичности спроса по цене равной 2,4) величину прибыли рассчитаем следующим образом: П П  Q  ( р  AVC )  FC  10000  (1  0,20)  (12  1  9)  21000  11000(ден.ед.). Таким образом, прибыль предприятия повысится с 9000 до 11000 ден. ед., поэтому при данной эластичности спроса по цене выгодно повышать цену, несмотря на то, что выручка уменьшается. Ответьте самостоятельно на вопрос: за счёт чего увеличивается прибыль? Заметьте также, что можно рассчитать объём продаж, при котором прибыль не изменится даже при повышении цены на 1 ед. ед.: FC Пп 21000  9000 QПЛАН .    7500ТЕ . ( р  р)  VC 12  1  9 Среди многочисленных методов расчёта плановых издержек следует обратить внимание на расчёт целевых плановых затрат (Target Costing) как инструмент планирования издержек, управления затратами и контроля за ними. Обратите внимание на то, что этот метод соответствует методу калькуляции плановой себестоимости. В тоже время этот метод обладает особенностями, которые заключаются в учёте следующих условий производства и продаж: - предпочтения покупателей влияют на планирование уровня выпуска; при этом проводится маркетинговый анализ потребительских предприятий (по поводу сочетаний в продукте определенного уровня потребительских свойств) и анализа «платеж готовностей» (готовность в разной мере платить за улучшение тех или иных качеств продукта и в целом за продукт); отдельно изучается конкурентная ситуация на рынке; - комплексный маркетинговый анализ позволяет планировать конкретное техническое решение продукта, точно определять предельную плановую цену продаж, что позволяет увидеть уже на этом этапе, насколько значительными могут быть плановые затраты для достижения плановых показателей рентабельности; именно такой подход лежит в основе стратегического ценообразования. Т.о. специфика метода целевых затрат состоит в том, что он предполагает возможность влиять на структуру и уровень издержек (планируемых) в той мере, в какой они ещё не полностью сформировались. Рассмотрение следующего примера поможет Вам понять содержание метода целевых плановых затрат: Условие: предположим, фирма осваивает новый продукт. Маркетинговые исследования, в том числе анализ потребительских предпочтений, показал, что можно рассчитывать на реализацию 1000 ТЕ по целевой цене 100 ден. ед. При данных объемах продаж и имеющемся на предприятии уровне организации и технологий фактические прямые затраты на единицу продукта составили бы 85 ден. ед. Предполагается, что вновь осваиваемый продукт должен иметь рентабельность в 20% от валового дохода с продаж и обеспечивать покрытие 10000 ден. ед. постоянных издержек. Вопрос: насколько необходимо снизить ожидаемые переменные затраты при выбранном варианте продаж, чтобы обеспечить необходимый уровень рентабельности при фиксированных постоянных издержках? Ответ: при планируемом обороте и прибыли переменные целевые затраты на единицу продукции вычисляются по формуле: 8 AVC  В  П  FC P  Q  P  Q  RП  FC  , Q Q (6) где В  выручка от продаж; П  прибыль от продаж; RП  рентабельность продаж. 100 1000  100 1000  20%  10000 AVC   70 (ден.ед.). 1000 Следовательно, переменные издержки на единицу продукции при целевой цене 100 ден. ед. и нормативной рентабельности продаж должны составлять 70 ден. ед., поэтому следует снизить совокупные переменные издержки на 15000 ден. ед. (85  1000 - 70  1000). Таблица 4 - Классификация текущих затрат организации для принятия ценовых решений Классификационные признаки 1. экономические элементы (содержание) затрат 2. отношение к основной деятельности организации 3. роль в процессе производства и реализации 4. влияние изменения цены и объёма производства на уровень затрат 5. способ перенесения стоимости на объект планирования и учёта а) при учёте полных затрат Характеристики классификационных признаков 1.1.материальные затраты 1.2. 1.3. затраты на отчисления оплату на социальтруда ные нужды 2.1. связанные с производством и реализацией продукции 1.4. амортизация имущества 1.5. прочие затраты 2.2. внереализационные расходы 3.1.технологические 3.2. обшепро- 3.3. на 3.4. общеизводственпродажу (ком- хозяйственные мерческие) ные переменные (условнопостоянные (условнопеременные, приростные) постоянные) прямые косвенные б) при учёте частичных затрат прямые переменные косвенные переменные постоянные 6. необходимость учета при обосновании цен предотвратимые (полностью возвратные) явные (внешние) частично возвратные полностью невозвратные 7. отношение к управленческому учету 8. отношение к единице выпуска продукции 9. периодичность возникновения предельные средние общие текущие Неявные, или альтернативные (внутренние) средние переменные средние постоянные единовременные 9 Обоснование нормативов рентабельности. В основе затратного подхода к формированию цены лежит добавление к удельной себестоимости товара (полной или исчисленной лишь как переменные издержки) целевой нормы прибыли – норматива рентабельности затрат. В основе расчета последнего показателя лежит понятие средневзвешенной стоимости капитала – WACC (англ. weighted (вэйтид) average cost of capital). WACC складывается с учётом структуры совокупного капитала из таких показателей, как стоимость заёмного капитала и доход по собственному капиталу. Это уровень доходности, который должен быть достигнут фирмой, чтобы иметь возможность расплатиться по кредитам и обеспечить собственнику доход с учётом альтернативной стоимости собственного капитала и уровня риска инвестирования. Обычно альтернативным издержкам уделяется недостаточное внимание в теме‚ касающейся учёта затрат для нужд ценообразования, но они также важны для управленческого (экономического) учёта‚ как переменные и обратимые затраты. С помощью учёта альтернативных затрат можно исчислить стоимость собственного капитала – доходность‚ на которую вправе рассчитывать собственник с учётом альтернативных доходностей и уровня риска инвестирования. Бухгалтерский учет не предполагает рассмотрение понятия стоимости собственного капитала. Но, если собственник вкладывает в развитие бизнеса чистую прибыль или амортизацию, то лишается возможности их альтернативного использования, а, значит дохода. В России денежным инструментом с малым риском потери можно считать депозитные вклады в Сбербанке РФ (например‚ годовой депозит юридических лиц). Сложнее рассчитать «премию за риск» при инвестировании в собственный бизнес. Поэтому некоторые специалисты предлагают брать в качестве стоимости собственного капитала средний уровень всего капитала по отрасли‚ где функционирует фирма (или по группе производителей 60-80% всего объёма реализации в данном отрасли)). В настоящее время Росстат публикует данные о рентабельности активов организаций в разрезе экономических видов деятельности. Этот показатель рассчитывается как соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) до налогообложения и стоимости активов организаций, поэтому может использоваться в основном для сравнения относительного финансового результата организации с усредненным значением аналогичного показателя для данного вида деятельности. Рассмотрим пример расчёта средневзвешенной стоимости капитала. При этом под капиталом будем понимать не весь капитал (по балансу), а сумму платных источников функционирования организации (фирмы), то есть сумму собственного капитала и долгосрочных и краткосрочных процентных займов. Условие задачи Предположим, что фирма (не являющаяся акционерным обществом), на начало планового периода имеет краткосрочные и долгосрочные долговые обязательства в рублях (кредиты) с фиксированными процентными ставками. В плановом периоде (год) средневзвешенная процентная ставка составляет 16% (годовых). Фирма находится на традиционной (основной) системе налогообложения, то есть ставка налога на прибыль равна 20%. Издержки по собственному капиталу (необходимый доход) складывается из дохода по безрисковым вложениям, равного 6% и рассчитанной (условно) премии за риск инвестирования в данный вид экономической деятельности – 5%. Структура платных источников функционирования организации по балансу (часть пассивов): обязательства, по которым начисляются проценты – 35%; собственный капитал – 65%. 10 Найти средневзвешенную стоимость капитала. Решение 1) С 1 января 2015 года подход к признанию расходов в виде процентов в налоговом учете изменился. Ранее для целей налогового учета расходы в виде процентов по кредитам лимитировались. В настоящее время для всех долговых обязательств, кроме тех, которые возникли в результате контролируемых сделок, расходами будет признаваться сумма фактически начисленных процентов. По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки (ст. 269 НК). Поэтому нет необходимости вносить корректировки в расчет учитываемых для налогообложения процентных выплат. В тоже время следует рассчитать реальную стоимость долговых обязательств. Она исчисляется по фактическому оттоку денег из фирмы, вызванному возникновением долговых обязательств: процентные расходы включаются в состав расходов при расчете прибыли до налогообложения и, следовательно, сокращают ее величину. При этом средневзвешенную процентную ставку следует умножить на (1 – T), где Т – ставка налога на прибыль: 16%  (1  0,20)  12,8% . 2) Необходимый доход на собственный капитал рассчитаем как сумму безрисковых вложений и премии за риск: 6%  5%  11%. 3) Исходя из балансовой стоимости источников финансирования активов, требующих получения определенного уровня доходности, и без учета налогообложения прибыли средневзвешенная стоимость капитала (WACC) равна: 12,8  0,35  11 0,65  11,63 (%). Но еще одна корректировка, которую следует провести, связана с тем, что с прибыли после выплаты процентов уплачивается налог на прибыль, поэтому полученное промежуточное значение WACC следует скорректировать на величину налога, разделив на (1 – T), где Т – ставка налога на прибыль: 11,63%  14,5375% 1 Т Отметим, что рассчитанный показатель определяет минимальный уровень рентабельности капитала (платных источников функционирования организации), необходимый для расчета цены продукции. Он выступает объективной отправной точкой для определения нормативов рентабельности затрат и рентабельности продаж. Правильность этих действий легко проверить на примере. Предположим, что можно пренебречь величиной прочих доходов и расходов, возникающих вне основной деятельности фирмы. Если сумма платных источников финансирования составляет (условно) 5 млн. руб. Следовательно, необходимая прибыль от продаж 5000 тыс. руб. * 14, 5375% = 726 875 руб. Из нее вычтем проценты по кредиту. Они по условиям вышеприведенного примера составят 16%* на сумму кредитов (5000 тыс. руб.* 35% = 1 750 000 руб.), то есть 280 000 руб. Разность (прибыль до налогообложения) составит 446 875 руб. Уберем налог на прибыль в размере 89 375 руб. (допустим совпадение бухгалтерской прибыли до н/о и аналогичной прибыли по налоговому учету). Чистая прибыль составит 357 500 руб. Собственный капитал по условию 5000 тыс. руб.* 65% = 3250 тыс. руб. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли 357 500 /3 250 000 = 11%, что соответствует по условию необходимому доходу на собственный капитал. Далее, опираясь на расчеты норматива рентабельности капитала, рассмотрим пример решения задачи по определению минимального нормативного показателя рентабельности затрат и по его интеграции в расчет цены единицы товара. Условие задачи. 11 Сумма платных источников функционирования организации ( Tï ) составляет 4000 тыс. руб. Минимальный уровень рентабельности капитала ( R ) равен 14,5375%. Исходя из условий спроса на продукцию и производственной мощности предприятия определен объем производства, который предполагает, что полные затраты на производство и сбыт (ТС) составят 3500 тыс. руб., а коммерческая себестоимость единицы товара ( С K ) – 500 руб. Найти минимальный норматив рентабельности затрат ( RС ) и цену единицы товара ( p ). Решение. 1) Нам известна величина капитала и задан минимальный уровень его рентабельности‚ значит, можно определить целевую массу прибыли от продаж ( П П )‚ которая обеспечит погашение процентных выплат по кредитам и получение прибыли, отражающей доходность собственного капитала: П П  R  Т П  4000  0,145375  581,5 (тыс. руб.). 2) Зная величину целевой прибыли и общих затрат на производство и сбыт‚ определим рентабельность затрат (продукции): RС  П П 581,5  100%  16,6% . ТС 3500 3) Рассчитаем цену единицы товара: p  Cк  (1  RC )  500  (1  0,166)  583( руб.). В ряде случаев на предприятии задается нормативный уровень рентабельности (прибыльности) продаж ( R B ). Рентабельность продаж рассчитаем по формуле: RВ  R Т П П 100%  П 100%, B В (7.1) 581,5 100%  14,25%. 3500  581,5 Заметьте, что рассчитать показатель рентабельности затрат при заданном показателе рентабельности продаж можно на основании следующей формулы: По условию задачи, RB  RC  RB  100%. 1  RB (7.2) Следовательно, по данным задачи 14,25 RC  100  16,6(%). 100  14,25 Обратите внимание, если фирма производит несколько видов изделий и распределяет косвенные расходы между ними, то порядок расчета норматива рентабельности затрат (продукции) не изменяется. Этот показатель находится отношением целевой прибыли к сумме совокупных (прямых и косвенных) расходов для всех видов изделий. Вопросы для самоконтроля 12 1. Существует ли среди способов распределения постоянных затрат или накладных расходов более обоснованный? 2. В чём состоит ценовой риск для предприятия (типичный при калькуляции на основе учёта полных затрат), оказавшегося в ситуации, когда приходится недоиспользовать свою производственную мощность? 3. Являются ли постоянные затраты безвозвратными, а переменные – всегда полностью обратимыми? Приведите примеры активов, которые можно назвать полностью возвратными, частично возвратными и невозвратными. 4. Существуют ли виды косвенных расходов, которые являются переменными затратами? 5. Какие недостатки метода калькуляции на основе учёта полных затрат «снимаются» при использовании системы «директ-костинг»? 6. При каком условии, связанном с производством и реализацией, результат хозяйственной деятельности, рассчитанный при использовании методов полных и частичных затрат оказывается одинаковым? 7. Какая величина соответствует нижней границе цены в краткосрочном плане? 8. В какой ситуации необходимо рассчитывать безубыточной объём продаж, а в какой – критическую цену реализации? 9. Предположим, что фирма устанавливает цену продукта на основе издержек, которая оказывается завышенной; затем принимается решение об установлении цены на основе потребительского спроса. Чем, по-вашему, такой подход будет отличаться от подхода на основе метода целевых плановых издержек? 10. Каким образом возникает экономия при уплате налога на прибыль при пользовании заемными средствами? 11. В чем экономический смысл расчета минимального уровня рентабельности капитала для ценообразования?
«Классификация и учет затрат в ценообразовании. Обоснование нормативов рентабельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot