Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Киномузыка А. Петрова

  • 👀 624 просмотра
  • 📌 585 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Киномузыка А. Петрова» docx
Научно-творческий проект «Лекция–презентация киномузыка А. Петрова» для студентов музыкальных учебных заведений в области музыкального искусства ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА Киномузыка одно из важных выразительных средств кинопроизведения, один из его компонентов. Музыка в свою очередь играет одну из важнейших ролей в кинематографе. Особенностью киномузыки, является ее прикладная функция, которая сопровождает видеоряд. Сегодня для визуально–ориентированного мира, посредством киномузыки можно приобщить широкий круг слушателей к музыкальному искусству, развить интерес к изучению также и к музыке классического направления. Ведь качество музыкального ряда может отличаться, в связи с сложившимся многоэлементраным планом. Музыкально–содержательные выступления имеют не только ведущее сопровождение к фильму, но и сам режиссер раскрывает глубинные прогрессы в звуковых эффектах, ведь одна только мелодия может помочь зрителю понять автора, создателя произведения. В России с киномузыкой сложилась интересная ситуация – ее создавали практически все композиторы, ставшие известными также в «чистой» музыке: Шостакович, Прокофьев. С 1950-х годы в киномузыку пришли Щедрин, Вайнберг, Петров. В 1960-е годы киноискусство совершило огромный рывок вперед, расширив жанровый диапазон тем и сюжетов, обновив язык, подарив миру созвездие ярких талантов. В 1970-80-е годы в жанре киномузыки работали Шнитке, Губайдулина, Артемьев и др. Перечислю лишь наиболее известные кинокартины-шедевры второй половины ХХ века: «Андрей Рублев» А. Тарковского (муз. В. Овчинникова, 1966); «В огне брода нет» Г. Панфилова (муз. В. Бибергана, 1968); «Солярис» (1972) и «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980) А. Тарковского (муз. Э. Артемьева); «Восхождение» Л. Шепитько (1976) (муз. А. Шнитке); «Чучело» Р. Быкова (1984) (муз. С. Губайдулиной) и другие. Андрей Петров – один из ведущих композиторов России второй половины ХХ – начала XXI века. Из всего многообразия жанров творчества Петрова наибольшую популярность получили его песни и романсы для кинофильмов. Как композитор, Андрей Петров сотрудничал с выдающимися российскими режиссерами – Геннадием Казанским, Георгием Данелия, Иваном Пырьевым, Эльдаром Рязановым, Роланом Быковым и другими. Композитор внес в жанр киномузыки удивительное ощущение нового времени, при крепкой опоре на традиции русского романса и советской песни. Его музыка настолько прочно вошла в нашу повседневную жизнь, что стала частью нашего «звукового мира». Мы узнаём эту музыку, но не знаем имени композитора. В связи с тем, что об этом научном исследовании в музыкальном кинематографе совсем немного сказано – этот жанр становится значительно востребованным. Изучение музыкального кинематографа представляет актуальность данного проекта в наши дни, в эпоху развития кино и телевидения. Музыка - разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах, она способна создать настроение, необходимое для просмотра того или иного фильма. Кто-то считает её неотъемлемой частью кино, некоторые же напротив, только «хорошей приправой». Так или иначе без неё трудно себе представить любой фильм. Научно-исследовательская работа студента, именно студент–музыковед, а также студенты других направлений. В рассмотрении ФГОС образования – сюжет, который относится к одному из видов практики, которая позволяет будущим специалистам сформировать необходимую компетенцию в качестве педагогической деятельности (дипломная работа, исследовательские работы – магистерская, аспирантская) в дальнейшем. В качестве такового предлагается, в рамках НСО творческий проект «Лекция–презентация киномузыка А. Петрова», студент благодаря этому проекту имеет возможность расширить свой кругозор в области музыкального и киноискусства. К освоению программы и помощью студенту, могут служить: музыкальные фильмы, фильмы–оперы, фильмы–концерты, музыкальные мультфильмы, документально–музыкальные фильмы (не игровой кинематограф). ЦЕЛЬ Развитие профессиональных качеств будущих специалистов и креативных навыков. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 1. Сформировать представление о явлении киномузыки; 2. Познакомить студентов киноклуба с антологией отечественных музыкальных фильмов; 3. Очертить круг отечественных композиторов писавших музыку для кинофильмов; 4. Систематизировать приоритетные музыкальные жанры для использования в кинематографе; 5. Расширить обще–гуманитарный кругозор студентов; 6. Знакомство с телевизионными проектами такими как – «Партитуры не горят» (авторский цикл передач Артема Варгафтика), «Три аккорда» (Производителем передачи «Три аккорда» выступала группа компаний «Красный квадрат») еще есть? 7. Дать представление о различных формах киномузыки; 8. Изучение научной проблемы (лекция–презентация, научная конференция, деловая игра, диспут и т.д.). ПОЛОЖЕНИЕ I. Общие положения 1.1. Научно-творческий студенческий проект «Лекция–презентация киномузыка А. Петрова» проводится в____________ напишу сама (в течение учебного года). 1.2. Учредители: я напишу. 1.3. Адресат проекта: студенты средних специальных музыкально–учебных заведений; студенты высших специальных музыкально–учебных заведений. 1.4.Структура проекта: • Видео–фестиваль музыкальных фильмов»; • музыкальные фильмы, фильмы – оперы, музыкальные мультфильмы; • документальные муз. фильмы (не игровой кинематограф): о композиторах, о исполнителях, об отдельных произведениях; • видео-концертные программы; СОДЕРЖАНИЕ 1. Музыкальные фильмы: Александров Г. «Веселые ребята», «Светлый путь» (музыка - И.Дунаевский). Пырьев И. «Кубанские казаки» (музыка - И. Дунаевский), «В шесть часов вечера после войны» 1944 (музыка - Т. Хренников). Рязанов Э. «Девушка без адреса» (музыка - А. Лепин), «Гусарская баллада» (музыка - Т.Хренников). Воробьев В. «Труффальдино из Бергамо» (музыка - А. Колкер). Юнгвальд-Хилькевич Г. «Ах, водевиль, водевиль» 1979 (музыка - М. Дунаевский); фильмы–оперы: Шевелевич В. «Вошебная флейта» (музыка В. Моцарта), Дзеффирелли Ф. «Отелло» (музыка Дж. Верди), Гориккер В. «Иоланта» (музыка П. Чайковского), Строева В. «Хованщина» (музыка М. Мусоргского), Тихомиров В. «Князь Игорь» (музыка А. Бородина), Уиллис Свит Барбара «Ромео и Джульетта» 2002 г., (музыка Ш. Гуно); музыкальные мультфильмы:  Иван Иванов-Вано и Юрий Норштейн «Времена года» (музыка П. Чайковского), У. Дисней «Танец скелетов» из серии «Забавные симфонии» (музыка К. Сен-Санса), Ковалевская И.: «Гномы и горный король» (музыка Э.Грига), «Камаринская» (музыка М. Глинки), «Картинки с выставки» (музыка М. Мусоргского), Скворцова Е. «Колыбельные мира» (российский анимационный проект, посвященный колыбельным различных народов мира) Степанцев Б. «Щелкунчик» (музыка П. Чайковского); 2. Документально–музыкальные фильмы (не игровой кинематограф): • о композиторах – «По следам Берлиоза» А. Дуалт; «В поисках Бетховена» (I–II части) Фил Грабский; «Дерзкий Люлли » Симонет О.; «Арам. Век Хачатуряна» Сидоренко С.; «Ни о чем не жалею…» Слюсаренко Т. (музыка Т. Хренникова); «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалков Н. (музыка Э. Артемьева); «Мой Шостакович» 2006 г., режиссер Тернявский В.; • об исполнителях – «Плетнев» 2007 г., режиссер Борисов Ю.; «Мы из джаза. Проснуться знаменитым» 2014 г., Казакевич А.; «Владимир Спиваков. Без фрака» 2009 г., Роговой М.; «Моцарт – суперзвезда» 2012 г., Гудо М.; «Загадка Рихтера» 2015 г., Монсенжон Б.; • об отдельных произведениях – ……………………. 3. Видео–концертные программы – Аспекты обсуждения на научно-практической конференции: 1. Исторический:……………….; 2. Теоретический:……………………….; 3. Практический:…………………. Я предлагаю сценарий одного из заседаний музыкального киноклуба: «Лекция–презентация киномузыка А. Петрова» Цель занятия: Раскрыть основные особенности отечественной киномузыки на примере творчества А. Петрова. Задачи: 1) дать определение «киномузыки» 2) очертить круг отечественных композиторов, обращавшихся к написанию музыки для фильмов 3) обзорное знакомство с творчеством А. Петрова в контексте его биографии, творческого пути, сочинений, которые написал; 4) изучение киномузыки композитора на примере фрагментов из фильмов. Техническое обеспечение: средства для просмотра видео; аудиопроигрыватель, экран, проектор. Материалы: портрет композитора; презентация со слайдами; видеозаписи, аудиозаписи. Ход занятия Орг. момент. Знакомство с темой занятия (На доске написано: А.П. Петров (1930 – 2006). Учитель: Тема нашего занятия: «Киномузыка Андрея Петрова в контексте развития жанрового направления во второй половине XX века». Начнем со знакомства исследовательских мнений о киномузыке. Киномузыка – компонент кинопроизведения, одно из его важнейших выразительных средств. Современные ученые пишут о фильмах как о медиатекстах. Медиатекст образуется благодаря соединению различных элементов – визуальных (картинка, видеоряд), вербальных (речь персонажей или «от автора»), звуковых (музыка) и шумовых. Каждый из этих элементов, пересекая и взаимодействуя с другими, приводит к новому, более полному и яркому значению. Аудиальную составляющую медиатекста обозначают рядом терминов: киномузыка, медиамузыка, прикладная, функциональная, оформительская музыка). Музыкальный материал в фильме может быть, – как индивидуализированным (тематическим), так и фоновым (нетематическим). Песни и романсы, звучащие в фильмах, относятся к тематической музыке. Такая киномузыка нередко выходит за пределы фильма и обретает самостоятельность – в виде концертной или эстрадной пьесы, нотного издания, отдельного номера телевизионных и радиопрограмм, аудиодисков, видеозаписей. Учитель: В России с киномузыкой сложилась интересная ситуация – ее создавали практически все композиторы, ставшие известными также в «чистой» музыке: Д. Шостакович, С. Прокофьев. С 1950-х гг. в киномузыку пришли Р. Щедрин, М. Вайнберг, А. Петров. В 1960-е гг. киноискусство совершило огромный рывок вперед, расширив жанровый диапазон тем и сюжетов, обновив язык, подарив миру созвездие ярких талантов. В 1970-80-е гг. в жанре киномузыки работали А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Артемьев и др. Перечислю лишь наиболее известные кинокартины-шедевры второй половины ХХ века: «Андрей Рублев» А. Тарковского (муз. В. Овчинникова, 1966); «В огне брода нет» Г. Панфилова (муз. В. Бибергана, 1968); «Солярис» (1972) и «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980) А. Тарковского (муз. Э. Артемьева); «Восхождение» Л. Шепитько (1976) (муз. А. Шнитке); «Чучело» Р. Быкова (1984) (муз. С. Губайдулиной) и др. Учитель: Более подробно на уроке мы рассмотрим киномузыку Андрея Павловича Петрова. Его музыка настолько прочно вошла в нашу повседневную жизнь, что стала частью нашего «звукового мира». Мы узнаём эту музыку, но не знаем имени композитора. Просмотр фрагмента ТВ-передачи (44 сек.) – звучит известная песня Петрова, показан композитор, вид из его окна на Неву1. Учитель: Обратите внимание, как органичен облик композитора – он спокоен, приветлив, слегка деловит. Олег Анофриев вспоминал о нем как о светлой, радостной личности, «прекрасном оптимисте»2. Творчество АндреяПетрова тесно связано со своим временем – это годы молодежных строек 1960-х, советской жизни 1970-х – 80-х гг. – с ее мечтами, повседневными заботами, чувствами. Родился Андрей Петров 2 сентября 1930-го г. в Ленинграде. Никто из его семьи с музыкой связан не был: отец его был врачом, мама и дедушка – художниками. Правда, дядя (брат матери Петрова) был композитором, уехавшим в 1920-е гг. из России в Чехию, но его творческая судьба не сложилась. Вот отрывок из интервью Петрова, вспоминавшем о своем детстве: «В детстве я сначала мечтал быть писателем, а не композитором. В эвакуации мы жили в маленьком городке Ленинск-Кузнецкий в Сибири Я очень много времени проводил в библиотеке. И за 1941 – 44 гг. прочел книг больше, чем за многие последующие годы. Но любовь к литературе сохранилась у меня навсегда»3. До 14-ти лет серьезно музыкой Андрей не занимался, но сочинял рассказы, повести. И вот – переломный момент, «знак судьбы», заметим, связанный с киношедевром и киномузыкой. В 1945 г. Петров увидел фильм «Большой вальс». «Там так обманно упоительна профессия композитора! Птица пропела – родился вальс, почтовый рожок прозвучал – возникла симфония! Цветы, красивые женщины, вся Вена поет и танцует. Всё! Я должен стать композитором», – вспоминал впоследствии Петров4. Образ Иоганна Штрауса, звучащая музыка настолько вдохновили его, что он решил стать композитором. Петров учился – сначала в музыкальном училище имени Римского-Корсакова, а затем – в Ленинградской консерватории. Его учителем был Орест Александрович Евлахов. Евлахов по праву считается крупнейшим русским педагогом по композиции второй половины ХХ века. Евлахов, в свою очередь – ученик Д.Д. Шостаковича. Композиторский и весьма удачный дебют Петрова – музыка к фильму «Человек-амфибия» (реж. В. Чеботарев и Г. Казанский, гл. оператор – В. Розовский, авторы текстов песен Ю. Друнина и С. Фогельсон). Этот фильм был снят по одноименному роману писателя-фантаста Александра Беляева. Премьера фильма состоялась в конце 1961 г. Фильм стал лидером кинопроката СССР в 1962 г. – его посмотрело 65 млн. зрителей. Песня «Эй, моряк!» стала хитом и известна в нашей стране до сих пор. Далее Петров пишет музыку ко множеству кинофильмов и становится автором множества музыкальных хитов: «Песня о друге» (фильм «Путь к причалу»), «Голубые города» («Два воскресенья»), «Я шагаю по Москве» (картина под этим же названием), «О бедном гусаре» («О бедном гусаре замолвите слово»). Песни «Голубые города» (реж. А. Белинский, песни на стихи Б. Ахмадуллиной, Ю. Друниной, М. Цветаевой и др.) и «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Данелия, сценарий и стихи песен Г. Шпаликова) воплотили настроение, подъем 1960-х гг. Это было время хрущевской «оттепели», строительства новых городов. Искусство для широких масс этого времени проникнуто духом молодости и надежд на светлое будущее. Едва ли найдется человек, который не знает песню «Я шагаю по Москве», ставшую лейтмотивом этого фильма, о хороших московских ребятах 60-х гг., о взаимовыручке, дружбе, любви. Сам А. Петров говорил: «Я никогда не думал, что песню “А я иду, шагаю по Москве” подхватят и запоют на концертах. Там ломаный ритм, частые сбивки, скачки в мелодии. Это просто трудно пропеть... Однако фильму “Я шагаю по Москве” уже больше 40 лет, и песня из него продолжает жить…»5. Широчайшую известность получил Вальс из фильма «Берегись автомобиля» (реж. Э. Рязанов). С Эльдаром Рязановым Петрова связывало не только творчество (вместе они сняли около 13 картин), но и тесная дружба. Петров всегда считал, что самый главный человек в кино – это режиссер. Ты можешь написать потрясающую музыку, но она не подойдет к конкретному видеоряду. А какая-нибудь обычная музыкальная тема, соединившись с действием на экране, может произвести фурор. Собственно, так и получилось с фильмами Рязанова и музыкой Петрова. Позднее Петров стал автором музыки к фильмам: «Осенний марафон» (реж. Г. Данелия, сценарист А. Володин), «Вокзал для двоих» (реж. Э. Рязанов, сцен. Э. Брагинского), «Служебный роман» (реж. Э. Рязанов, сцен. Э. Брагинского и Э. Рязанова). В этой музыке звучали интонации, близкие уже слушателям 1970 – 80-х гг. Это время сейчас именуют «годами брежневского застоя». Искусство этого времени направлено на мир чувств простого человека – его любви, переживаний, повседневных забот. В 1984 г. Петров пишет музыку к «Жестокому романсу» - фильму, снятому Эльдаром Рязановым по мотивам русской классики XIX в. – пьесе Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Главные роли играли Лариса Гузеева, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Никита Михалков. Романсы Петрова на стихи Б. Ахмадуллиной, М. Цветаевой, Р. Киплинга, Э. Рязанова в фильме пела Валентина Пономарева. Композитор возрождает старинный российский жанр романса (бытового романса, «жестокого романса»), и романс весьма тонко подчеркивает характеры героев и драматизм сюжета. С 1964 года А.П. Петров возглавлял Ленинградский Союз композиторов. В следующем году по инициативе композитора прошел первый фестиваль «Ленинградская музыкальная весна» (с 1989 г. он называется Международный фестиваль «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге»). В 1967 г. А. Петров получил Государственную премию за «кинохиты». За свое оперное творчество – оперу «Петр I» он получит награду только через 9 лет, в 1976 г. Пишет композитор и в других жанрах. Это: балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», оперы, симфонические произведения, пьесы для фортепиано. Балет «Сотворение мира» ставили в 60-ти странах мира, он принес композитору всемирную известность. Не случайно и юбилейный фестиваль в честь 75-летия композитора был назван «Сотворение мира продолжается...»6. В 1970 – 80-е гг. самыми известными симфоническими работами Петрова были произведения, связанные с русской литературой: балет «Пушкин (Размышление о поэте)», опера-феерия «Маяковский начинается», симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» по Булгакову, симфоническая поэма «Радда и Лойко» по Горькому. В 1990 – начале 2000-х гг. композитор продолжал писать симфонические сочинения («Русь колокольная», «Время Христа»). В эти годы композитор получил все значимые звания – заслуженного деятеля искусств, народного артиста. В конце 1990-х он пишет музыку к кинофильму «Хрусталев, машину!» (реж. А. Герман). В 2000-х гг. по всей стране в телепрокате прошел 60-серийный телесериал «Петербургские тайны» по мотивам романа «Петербургские трущобы» В. Крестовского (реж. Л. Пчёлкин, В. Зобин, М. Орлов) Музыку к сериалу Андрей Петров писал совместно со своей дочерью Ольгой Петровой. По мнению музыкальных критиков, почти вся музыка сериала «Петербургские тайны» полна то спокойной созерцательности, то дикой взволнованности, то нежной влюбленности, то искреннего восхищения. Популярность фильма не заставила себя ждать, так как уже через некоторое время после проката мелодии фильма стадии узнавать и напевать. В последние полтора десятилетия жизни композитор получил множество орденов и премий: «За заслуги перед Отечеством», Госпремию, «Нику», «Золотого Остапа». В ноябре 2005 г. Петров представил слушателям свою новую симфонию-фантазию «Прощание с...». «Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться», - пояснил Андрей Павлович в одном из своих интервью7. Вклад Андрея Петрова в развитие русской современной музыки неоценим. Он написал музыку более чем к 80-ти кинофильмам. Его песни на эстраде исполняли Эдита Пьеха, Нани Брегвадзе, Людмила Сенчина, Эдуард Хиль, в кино их пели Андрей Миронов, Олег Даль, Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Никита Михалков. Всегда в нашей памяти останутся бессмертные его мелодии – Вальс из фильма «Берегись автомобиля», романсы из «Жестокого романса» и «Петербургских тайн», мелодия из кинофильма «Осенний марафон» и многие другие. Игровые задания Учитель: – Итак, подведем итоги. Давайте проведем небольшой тест: На занятии вы услышали песни Петрова из кинофильмов: 1. «Высота» (Не кочегары мы, не плотники…) 2. «Человек Амфибия» (Эй, моряк…) 3. «Встречный» (Нас утро встречает прохладой…) Прослушали песни: 1. «Полет на дельтаплане» из к/ф «Родина», Э. Артемьев. 2. «Александра» из к/ф «Москва слезам не верит», С. Никитин. 3. «Голубые города» из к/ф «Два воскресенья», А. Петров Петров сотрудничал с режиссерами: 1. Георгий Данелия 2. Сергей Эйзенштейн 3. Владимир Чеботарев Помимо песен, писал также: 1. Романы. 2. Оперы. 3. Балеты. (Учащиеся выбирают правильные ответы). А теперь давайте соберем паззлы с кадрами из кинофильмов и угадаем, что это за фильмы, назовем, какие песни в них прозвучали: 1. «Петербургские тайны» 2. «Человек-амфибия» 3. «Я шагаю по Москве» 4. «Берегись автомобиля»
«Киномузыка А. Петрова» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 7 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot