Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Киевская Русь середины 9 века - середины 12 века

  • 👀 184 просмотра
  • 📌 158 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Киевская Русь середины 9 века - середины 12 века» docx
15.02. Уважаемые студенты, добрый день. Для самостоятельного изучения вам будет предоставлен блок из пяти лекций по ранней истории Российского государства - “Киевская Русь середины 9 века - середины 12 века” Данные материалы позволят вам расширить представления об этом интересном периоде. Ваш преподаватель - Мишенин Константин Геннадьевич Лекция №1 О древнейшей истории развития восточных славян учёным известно крайне мало. Это связано с тем, что письменность у них появилась только в середине 9 века, когда византийские миссионеры Кирилл и Мефодий создали специальный алфавит, адаптированный к славянским языкам. Также сыграла свою негативную роль и удалённость мест проживания восточных славян от основных культурно-исторических центров того времени – Рима, Византии, Греции, Персии. О восточнославянских народах можно встретить отрывочные сведения у арабских, греко-византийских и персидских географов и историков. Также узнать о быте и культуре восточных славян удаётся по артефактам, добываемым археологами при раскопках древних поселений. Лингвистический анализ славянских языков позволяет определить, когда представители того или иного народа заселили данную местность, судить о степени взаимодействия их с автохтонным (местным) населением. Первые письменные восточнославянские источники появляются с принятием на Древней Руси христианства. Монахом Нестором в XI в. был составлен летописный свод, включивший в себя пересказ более древних, не сохранившихся летописей. Данный свод получил название «Повесть временных лет», и в нём подробно описываются все восточнославянские племена, обитавшие на территории современной Украины, Белоруссии и западной России. Там же описаны взаимоотношения между ними, создание единого восточнославянского государства, носившего название Киевская Русь. Свеждения о славянах достаточно скудны в иностранных исторических хрониках. Только в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский упоминает о «скловенах» («склавинах»), говоря, что их племена захватили район Нижнего Дуная. То есть они жили там, где сейчас располагаются южные славяне. Современник Прокопия, римский историк Иордан, пишет о склавинах в сочинении «О происхождении и деяниях гетов», указывая, что они заселяют территорию между карпатскими горами и Вислой и далее на восток до Днепра. Множество племен с течением веков расселились на запад, юг и северо-восток, и сейчас это название встречается на разных землях. Это и словенцы на Балканах, и словаки в Словакии, и словинцы в Померании, и славяне на псковской и новгородской Руси. Следует сказать, что в VI–VII веках славяне были очень активны. В частности, они не один раз нападали на Византию (иногда вместе с кочевыми народами). Наступление это было настолько сильным, что, по словам писателя VI–VII вв. Исидора Севильского, «славяне захватили у ромеев (то есть у византийцев) Грецию». В то время славяне заселили большую часть Балкан, проникли в Пелопоннес и в Малую Азию. Первое известие о славянах в Далмации содержится в письме папы Григория I салонскому епископу Максиму от 600 г.: «По поводу же народа славян, который сильно вам угрожает, я весьма сокрушаюсь и тревожусь. Сокрушаюсь от того, что уже, вместе с вами, претерпеваю. Тревожусь, ибо через истрийский вход они начали уже вторгаться в Италию». История же восточнославянских племён в первые века нашей эры известна очень мало. Они жили в лесистых областях Среднего и Верхнего Поднепровья, и о них античные авторы знали еще меньше, чем о западных славянах. Именно поэтому первые упоминания о них в европейских письменных источниках приходятся только на VI век н. э. Ко второй половине VII в. относятся первые упоминания о славянах у арабских авторов. Основным занятием у восточных славян было земледелие, охота и скотоводство. Были и ремесла. Считается, что каждое племя управлялось своим вождём, также были совет старейшин и общее собрание племени. Славяне и их соседи К V веку н.э. славянские племена занимают земли на берегах Балтийского моря, по Днепру и по Дунаю, и в верховьях Оки и Волги. Помимо охоты славяне занимаются земледелием, постепенно развивается торговля. Главными торговыми путями являются реки. К IX веку образовалось несколько славянских княжеств, главными из них были Киев и Новгород. Итак, переходим к исторической конкретике. Согласно рассказу, помещённому в «Повести временных лет» и других летописях под 862 годом, Рюрик был приглашён на княжение (призвание варягов) племенами чуди, словен, кривичей, мери, а также, возможно, веси. Он стал княжить в Ладоге (по версии «Повести временных лет») или в Новгороде (по версии Новгородской первой летописи). Вместе с Рюриком пришли его братья Синеус и Трувор, Синеус стал княжить — в Белоозере, Трувор — в земле кривичей, в Изборске; через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть. Существуют разные версии происхождения Рюрика. Ряд исследователей рассматривает Рюрика как скандинавского предводителя или правителя, Есть точка зрения, что Рюрик — представитель княжеского рода славянского племени ободритов. Также существует точка зрения, что Рюрик — вымышленная фигура и искать его происхождение бессмысленно. В исторических хрониках встречается ещё одно имя - Вадим. В наиболее ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет” имя Вадима не упоминается. В некоторых поздних летописных сборниках XVI века появилось предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре по призвании варягов в 862 году. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. Рюрик ушёл из жизни в 879 году. У него был годовалый сын Игорь. Власть перешла в руки князя Олега - родич Рюрика. Точная степень родства не известна. Российский историк 18 века Василий Татищев утверждал, что князь Рюрик был женат на сестре Олега - Ефанде. Сам же князь Олег вошёл в историю под прозвищем - Вещий (мудрый, знающий, способный предвидеть будущее). В 882 Олег посадил своих воинов в ладьи и отправились вниз по Днепру к Киеву. Там правили князья Аскольд и Дир. Из текста «Повести временных лет» мы узнаём, что они были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика , пославшего их в поход на Царьград (Константинополь) - столицу Византийской империи. Вместо того, чтобы осуществить долгий и опасный поход, Аскольд и Дир обосновались в Киеве, захватив власть над племенным союзом полян, которые в это время платили дань хазарам. В «Повести…» говорится, что в Киеве были свои князья, так как после смерти легендарных основателей города Кия, Щека и Хорива у полян княжили их потомки: «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ». Согласно Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не были связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград. Далее в «Повести…» сообщается, что в 866 году Дир и Аскольд, собрав большие силы, всё же двинулись в поход на византийскую столицу. Вот как эти события описаны в древнем документе. “В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошёл в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой...”. В византийских источниках (свидетельство патриарха Фотия, бывшего современником и очевидцем тех событий) указывается, что после похода Фотий направил к русам епископа, крестившего русов (включая и их правителя, имя которого не уточняется). В церковной традиции считается, что крещены были князья Аскольд и Дир c «болярами» (боярами) и некоторым количеством народа. Позднее «Повесть…» сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд других городов, подошёл к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир. Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и Игоря княжича». Когда же те пришли, воины вышли из ладей и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем. Что в данной истории правд. А что вымысел - сказать сейчас невозможно. Ясно одно - Аскольд и Дир были убиты коварно. Расположение Киева (на высоких холмах) показалось Олегу достаточно удобным и безопасным от внешнего вторжения, что и подвигло его перебраться туда с дружиной. Олег объявил: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный (Новгород) и южный (Киев) центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Киевской Руси. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен. Под властью этого правителя оказался путь «из варяг в греки» (из Балтийского в Чёрное море). Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883 г.) - союз восточнославянских племён, обитавших в Полесье на границе современных Украины и Белоруссии. Затем были походы на северян (884) и радимичей (885). На всех них была возложена дань. Стоит отметить, что два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». В последствии Олег осуществил военные походы также в земли уличей и тиверцев. Из этих скупых строк мы можем заключить, что князь Олег весьма энергично взялся за расширение территории нового государства, справедливо пологая, что так он только укрепит свою власть. И вот настал такой момент, когда киевский правитель решил, что пришло время помериться силами с Византийской империей. Тем более, что богатство имперских земель будоражило воображение русичей. Итак, В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Константинополь. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: “И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу”. Данная история скорее всего является более поздним летописным вымыслом, так как осуществить на пракике подобные действия представляется весьма проблематичным. Однако, как мы узнаём в дальнейшем из летописи, византийцы всё же чего-то испугались и предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину. , и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Это была очень серьёзный успех именно в экономическом отношении - ведь пошлина могла значительна снижать стоимость товаров. Однако многие историки считают этот поход легендой. К тому же о нём нет упоминаний у византийских авторов. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках. Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно укусившая князя. Продолжение следует
«Киевская Русь середины 9 века - середины 12 века» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot