Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4. Категория «деньги» и расчетные отношения в финансовом
праве
Одним из объективных факторов, обусловливающих необходимость
проведения
государством
финансовой
деятельности,
является
перераспределение национального дохода в денежной форме и связанная с
этим его включенность в денежное обращение. Эффективное развитие
экономики
страны
во
многом
определяется
состоянием
денежного
обращения, стабильным функционированием денежной системы.
Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую
роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом.
Как
экономическая
категория
деньги
представляют
собой
средство
выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент
множества стоимостей товаров
Сущность денег проявляется через их функции, к которым относятся:
1) определение меры стоимости; 2) средство накопления (тезаврации); 3)
средство обращения; 4) средство платежа; 5) функция мировых денег,
проявляющаяся в обслуживании международного товарообмена.
Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном
движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной
формах называется денежным обращением.
Денежное обращение отражает направленные потоки денег между: 1)
ЦБ РФ и иными кредитными организациями; 2) кредитными организациями;
3)
кредитными
организациями
и
предприятиями,
организациями,
учреждениями различных организационно-правовых форм; 4) банками и
физическими лицами; 5) предприятиями и физическими лицами; 6) банками
и иными институтами финансовой системы; 7) финансовыми институтами и
физическими лицами.
Важностью общественных
отношений, складывающихся в ходе
денежного обращения, для экономического и политического развития страны
обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права, в
первую очередь финансового права. В соответствии с п. "ж" ст. 71
1
Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия,
федеральные банки отнесены к исключительному ведению Российской
Федерации.
Первые денежные системы начали формироваться в XVI - XVII вв. в
условиях становления централизованных государств и их национальных
товарных и финансовых рынков. В зависимости от вида денег различают два
типа денежных систем: система металлического обращения и система
бумажно-кредитного обращения. Если первый тип был характерен для
начальных этапов развития денежных систем, то в настоящее время во
многих государствах установился второй тип денежных систем.
В результате правового регулирования денежного обращения в
Российской Федерации создана денежная система, включающая в себя
следующие элементы:
1) официальная денежная единица (рубль, состоящий из 100 копеек);
2) эмиссия наличных денег;
3) организация и регулирование денежного обращения.
Первым элементом денежной системы является валюта Российской
Федерации. В соответствии с Законом о Банке России официальной
денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль,
состоящий из 100 копеек. В ст. 1 Закона о валютном регулировании данное
понятие несколько уточнено и понятием "валюта Российской Федерации"
охватываются:
1) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России,
находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа
на территории Российской Федерации, а также изъятые либо изымаемые из
обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск
денежных суррогатов запрещается.
2
С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или
другими
драгоценными
металлами,
существовавшее
ранее,
не
устанавливается.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка
России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по
нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета,
во вклады и для перевода на всей территории страны.
Вторым
элементом
денежной
системы
является
осуществление
эмиссии наличных денег.
Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение,
при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных
денег. На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической
отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а
также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие
не только Банк России, но и его региональные расчетно-кассовые центры
(далее - РКЦ), содержащие резервные фонды и оборотные кассы.
Третьим элементом денежной системы являются организация и
регулирование денежного обращения, возлагаемые на ЦБ РФ.
Главная
задача
финансово-правового
регулирования
денежного
обращения заключается в поддержании правильного соотношения между
доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров
и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в
этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество
денег, в чем и заинтересовано государство.
Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем
наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая
характеризует
покупательные, платежные
и
накопительные
средства,
необходимые для развития экономики страны в целом, а также для
удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.
3
Регулированию
соответствующей
денежного
обращения
денежно-кредитной
предшествует
политики
выработка
государства
на
определенном этапе развития общества.
Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в
организации денежного обращения в стране возлагается, в соответствии с ч.
2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 4 Закона о Банке России, на ЦБ РФ, который
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и
обеспечение устойчивости рубля.
Мировой практикой выработаны различные инструменты проведения
денежно-кредитной политики. В соответствии со ст. 35 Закона о Банке
России к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики
Банка России относятся:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России является кредитором последней инстанции, т.е. выдает
кредиты иным банкам. В соответствии с упомянутым Федеральным законом
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в
соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежнокредитной политики. Закон также предусматривает, что Банк России может
устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам
операций или проводить процентную политику без фиксации процентной
ставки.
4
Размер
обязательных
резервов
в
процентном
отношении
к
обязательствам кредитной организации, а также порядок депонирования
обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право
списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной
организации, который открывается в Банке России, сумму недовнесенных
средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере,
установленном Банком России. На обязательные резервы, депонированные
кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа
Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих
государственных
ценных
бумаг, облигаций
Банка
России,
а
также
краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением
позднее обратной сделки.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России
кредитных
организаций,
при
этом
формы,
порядок
и
условия
рефинансирования устанавливаются самим Банком России. Изменение
ставки
рефинансирования
представляет
собой
изменение
цены
дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых ЦБ РФ остальным
банкам.
Валютные интервенции связаны с куплей-продажей Банком России
иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на
суммарный спрос и предложение денег. Покупая за счет золотовалютных
резервов национальную валюту, ЦБ РФ увеличивает спрос на нее, а значит, и
повышает ее курс. И наоборот, продавая национальную валюту, он
увеличивает ее предложение и снижает ее курс.
Банк России вправе устанавливать ориентиры роста одного или
нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики, что, по сути, связано
с регулированием количества денег в обращении. При определении
5
ориентиров роста денежной массы Банк России исходит из предполагаемой
динамики валового внутреннего продукта, уровня инфляции и скорости
обращения денег.
Под
прямыми
понимается
количественными
установление
лимитов
ограничениями
на
Банка
рефинансирование
России
кредитных
организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Этот метод
рассматривается как исключительный и может применяться только после
консультаций с правительством страны.
В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может
от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и
обращаемых среди кредитных организаций.
Денежное обращение подразделяется на два вида:
1) наличное;
2) безналичное.
В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем
безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование
денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и
организаций.
Наличный
денежный
движения наличных
оборот
денег
является
в форме
непрерывным
банкнот (банковских
процессом
билетов),
казначейских билетов, металлических монет.
Любое
государство,
в
том
числе
и
Российская
Федерация,
заинтересовано в сокращении объема наличного денежного обращения и в
расширении безналичных форм расчетов.
Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной
денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и
зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной
организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как
средство платежа отсутствуют. В соответствии с Законом о Банке России
Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными
6
деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами; расчеты на
сумму, превышающую установленную, должны производиться только в
безналичном порядке.
Современный
безналичный
оборот
в
Российской
Федерации
организован в соответствии со следующими принципами:
1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои
средства на счетах в банках;
2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через
банк;
3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой
товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;
4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется
банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического
лица;
5) формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией
по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.
Правовой
основой
денежного
обращения
выступают
нормы
Конституции РФ, Закон о Банке России, Закон о банках, Закон о валютном
регулировании, иные законы, нормативные акты Президента РФ и
Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии с п. "ж"
ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено
"установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное,
кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия", а в ст. 106
Конституции РФ закреплено, что обязательному рассмотрению в Совете
Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы
по
вопросам
финансового,
валютного,
кредитного,
таможенного
регулирования, денежной эмиссии.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с
помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.
7
Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной
системы в целях стабилизации и укрепления денежного обращения.
Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы
достигает названных целей только в том случае, если она проводится в
условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.
Деноминация в отличие от денежной реформы является технической
операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием
одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в
старых знаках.
В
процессе
осуществления
деноминации
не
затрагиваются
экономические основы государства, а происходит сокращение денежной
массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен.
Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с
денежной реформой.
В сфере денежного обращения возникают различные общественные
отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права.
В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации
относятся финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия,
федеральные банки (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ), и в этом аспекте
названные
отношения
являются
предметом
правового
регулирования
конституционного права.
Нормы финансового права регулируют отношения, складывающиеся в
процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в
том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при
организации расчетов, в частности, установления обязательного порядка
хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения
наличных форм расчетов между организациями, определения порядка
ведения кассовых операций.
Названные отношения могут складываться между:
- ЦБ РФ и кредитными организациями;
8
- кредитными организациями;
- кредитными организациями и их клиентами;
- юридическими и физическими лицами;
- кредитными организациями и иными институтами финансовой
системы;
- институтами финансовой системы и организациями и физическими
лицами.
Как известно, нормы гражданского права регулируют имущественные
и неимущественные отношения, связанные с имущественными, в которых
деньги являются одним из объектов гражданских правоотношений. Наряду с
этим нормы гражданского права регулируют расчетные отношения между
субъектами по гражданско-правовым сделкам, возникающие при этом права
и обязанности сторон, а также кредитных организаций, участвующих в
данных отношениях. К ним относятся:
- отношения по установлению форм безналичных расчетов, таких как
чек, вексель, платежное поручение и др.;
- порядок открытия и закрытия счетов в кредитных организациях, их
виды, определяющие различные правовые режимы данных счетов;
- права и обязанности сторон при заключении договора банковского
счета.
Административное
привлечением
к
право
регулирует
ответственности
за
отношения,
совершение
связанные
с
административных
правонарушений в сфере денежного обращения, денежной системы.
Нормы
уголовного
права
предусматривают
меры
уголовной
ответственности за совершение таких преступлений, как изготовление,
хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186
УК РФ) и изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных
карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).
Следовательно,
регулирование
денежного
обращения
в
стране
осуществляется нормами различных отраслей права, которые находят свое
9
выражение, как отмечалось ранее, в Конституции РФ, Законе о Банке России,
Законе о банках, ГК РФ и иных нормативных правовых актах. Особую роль в
регулировании денежного обращения в стране играют инструкции Банка
России по всему комплексу названных вопросов в сфере денежного
обращения.
Расчетные
отношения
регламентируются
нормами
различных
отраслей права, в первую очередь нормами финансового и гражданского
права. В юридической литературе имеются различные взгляды на природу
правового регулирования расчетных отношений.
Важнейшими нормативными правовыми актами, регулирующими
данную сферу общественной жизни, являются ГК РФ (ст. ст. 861 - 885),
Закон
о
Банке
России,
регламентируются
также
Закон
о
банках.
постановлениями
Расчетные
отношения
Правительства
РФ
и
нормативными актами Банка России.
Расчеты
производятся,
как
отмечалось
ранее,
в
наличной
и
безналичной формах. Расчеты между гражданами или с их участием могут
производиться
в
наличной
форме
без
ограничения
суммы.
Между
юридическими лицами расчеты производятся, как правило, в безналичной
форме. Наличными деньгами юридические лица могут рассчитываться
только в пределах сумм, установленных Банком России.
В соответствии с действующим законодательством все хозяйствующие
субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и
заемные) в кредитной организации, выбранной по их усмотрению, с которой
заключается соответствующий договор банковского счета. Хозяйствующий
субъект самостоятельно выбирает кредитную организацию для открытия
банковского
счета;
количество
счетов,
которое
может
открыть
хозяйствующий субъект, законодательством не ограничено и зависит от его
потребностей.
10
Безналичные расчеты - это денежные расчеты, при которых платежи
осуществляются без участия наличных денег путем перечисления денежных
средств со счета плательщика на счет получателя. Безналичные денежные
расчеты
осуществляются
при
соблюдении
следующих
условий:
плательщик имеет право отказаться от оплаты предъявленного документа
полностью или частично в случаях, предусмотренных законом или
договором; без согласия плательщика или его поручения списание средств со
счетов,
как
правило,
не
допускается;
платежи
осуществляются
из
собственных средств плательщика, а в отдельных случаях - за счет кредита
банка и прочих привлеченных средств; средства на счета получателя
зачисляются лишь после их списания со счета плательщика.
Сроки исполнения кредитными организациями расчетных обязательств
устанавливаются законодательством применительно к совершению операций
по конкретному счету клиента.
Гражданское законодательство (ст. 862 ГК РФ) допускает при
осуществлении безналичных расчетов использовать следующие формы
расчетов: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками,
расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных
законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и
применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Перевод денежных средств осуществляется в следующих формах
безналичных расчетов (Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О
правилах осуществления перевода денежных средств»):
расчеты
платежными
поручениями
осуществление
банком
по
поручению
плательщика за счет средств, находящихся на
его счете, денежного перевода на счет
указанного плательщиком лица (ст. 863 ГК РФ)
расчеты по
аккредитиву
осуществление
банком
по
поручению
плательщика об открытии аккредитива платежа
получателю средств или оплаты, акцепта или
учета переводного векселя либо дача
11
полномочия другому банку (исполняющему
банку) произвести платежи получателю средств
или оплатить, акцептовать или учесть
переводной вексель (ст. 867 ГК РФ)
расчеты по
инкассо
осуществление банком (банком-эмитентом) по
поручению и за счет клиента действия по
получению от плательщика платежа и (или)
акцепта платежа (ст. 874 ГК РФ)
расчеты чеками
осуществляются посредством предъявления
чекодержателем в банк чека для получения
денежных средств (ст. 877 ГК РФ)
расчеты в форме
перевода
денежных средств
по требованию
получателя
средств (прямое
дебетование)
осуществляются
посредством
выдачи
владельцем счета постоянного поручения
банку, содержащего наказ регулярно снимать с
его счета суммы и выплачивать их третьей
стороне
расчеты в форме
осуществление безналичных расчетов между
перевода
продавцами и покупателями, банками и их
электронных
клиентами,
посредством
использования
денежных средств компьютерной
сети,
систем
связи
с
применением
средств
кодирования
информации и ее автоматической обработки
12