Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Как правильно и эффективно построить деловой монолог

  • 👀 656 просмотров
  • 📌 589 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Как правильно и эффективно построить деловой монолог
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Как правильно и эффективно построить деловой монолог» doc
доклад Как правильно и эффективно построить деловой монолог Монолог дословно означает «речь одного», от греч. monos – «один» и logos – «слово, речь» . Монолог – это особая форма устной речи, которая представляет собой развернутое высказывание одного лица. Монолог всегда завершен со смысловой точки зрения. Языковые и композиционные характеристики монолога подчинены главной мысли и цели выступления. С одной стороны монолог характеризует однонаправленность: оратор говорит для аудитории, обращается к аудитории. Но в то же время аудитория не пассивна: она может соглашаться или не соглашаться с оратором, сомневаться в его высказываниях. Оратор должен чувствовать ее реакцию и в свою очередь отвечать на нее. Таким образом, происходит своеобразный диалог оратора и аудитории. Для большинства выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Сотни лет людей волнует одна и та же проблема: как изложить свои мысли с наибольшей ясностью, легкостью и доходчивостью. Чрезвычайно заманчиво было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так. Не существует легкого и быстрого пути. Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом: “Практика, практика, практика!” Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением? Давайте проанализируем. Для большинства из нас разговор с приятелем — это нормальное и приятное времяпрепровождение. Однако аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняетсянаша роль. В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном — передаче своих мыслей и информации. Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает немало трудностей. В разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется тот, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить тот эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не высказывает ни поддержки, ни осуждения. Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому прежде всего следует знать факторы, которые влияют на общение, уметь пользоваться ораторскими приемами, знать правила и принципы построения речи. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20—25 мин, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов. Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана — сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок. Итак, все готово. Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не затратите определенных усилий. В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Продумайте все заранее. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя на вас, слушатели должны почувствовать значимость вашего выступления. Как выступающий — вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи. Малейшая оплошность — и вас перестанут слушать. Если вы начнете запинаться и извиняться, то ваши слушатели начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще вас слушать. Вам необходимо вступить в контакт со слушателями. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются. Измениться должна лишь сила вашего голоса, а стиль речи меняться не должен. Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей (слушатели должны видеть ваши глаза). Многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто недостаточно). Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Ваш взгляд не должен быть невыразительным, стеклянным. И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь. Известный русский адвокат А.Ф.Кони говорил, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления. Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, «не гуляйте» около трибуны, потому что слушатели начнут вас разглядывать, а не слушать. Главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите. Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает от того, что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важ­но, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна передать массу оттенков мысли. Б.Шоу говорил следующее: «Можно сказать 50 раз «да» и 500 раз «нет», и все они будут нести разный смысл». В выступлении следует стараться избегать речевых ошибок. Иногда бывает достаточно двух-трех ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете. Избавляйтесь от слов-паразитов: «так сказать», «понимаете», «значит», «вот». Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов, ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток — 9000, взрослый среднего образовательного уровня — 11 700 слов, а человек «повышенной интеллигентности» — до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов. Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более одной секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек «схватывает» звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60—70 слов в минуту. Слушая докладчика, иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; «переводить их на русский язык», если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление слушать очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем окончания. Помните об этом, когда сами поднимаетесь на трибуну. Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу же ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей. Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы. Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками?» и «Как сделать, чтобы руки невыдавали волнения?». Вопрос целесообразнее сформулировать так: «Как руки могут мне помочь?». Советуем вам не держать руки в карманах, это не говорит о хороших манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образов своих идей. При этом необходимо считаться со следующими правилами: 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности. 2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета. 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми. Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах — это тот язык, который понятен всем. И если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты — первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими. С.Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: «Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих». Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным. Много пишут и говорят о «личности оратора», о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструи­ровании нужного оратору образа, о том впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирую­щего аудиторию, в роли комментатора событий и т.п. Это вопрос стратегии. В стратегии ораторского искусства начало выступления имеет важное значение. Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет зря потеряно. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать с яркого эпизода, нарисовать картину, дать афоризм, цитату, начать с парадокса. Однако несомненно, что они не являются характеристиками вступления. Образное описание ценно в любой части речи. Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным — с эффектным, поражающим воображение началом, и «серым» продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение. Выделим основные правила, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей: - «разбудите» своих слушателей; - заинтересуйте слушателей, покажите с самого начала, что ваша речь не будет похожа ни на что из того, что они слышали ранее; - дайте понять, что те факты, которые вы собираетесь предложить, легко уяснимы и интересны. С чего следует начать? Новички склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно подобная попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту, а не приводиться только лишь для того, чтобы их рассказать. Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их. Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, для того чтобы заставить слушателей быть внимательными. В древности учителя ораторского мастерства рекомендовали даже произносить первые предложения как бы колеблясь и с мнимой неуверенностью, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому — сосредоточенности. Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечис­ле­нием присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десяти­летия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловитым. Обращение к слушателю — это первый шаг к сближению с ним. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. В большинстве случаев используются нейтральные обращения, но они бесцветны. Обращение по возможности учитывает состав слушателей, например: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение восприни­мается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным. Довольно часто употребляемое обращение «уважаемые присутствующие» наводит на мысль о том, что слушатели всего лишь «присутствующие». Обращение используется необязательно в начале речи, его можно вставлять в любую ее часть. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать. Если отношения со слушателями стали более теплыми, то больше не требуется употреблять слишком дистанционированное обращение, однако оно должно быть без неуместной близости. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями; чтобы его правильно употребить, нужны некоторый опыт и своего рода тонкое чутье. Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее. Нелегко одновременно говорить правильно по отношению как к специалистам, так и к дилетантам (слишком велика разница в образовании). К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории. Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? Будет ново для слушателя то, что я хочу сказать, или же я ломлюсь в открытую дверь? Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако неинтересно слушателю. Ему всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому. Но вот внимание слушателей завоевано. Как его удержать? Для этого существует довольно много средств. Рассмотрим их воздействие на слушателя. Наглядность: пример, подробность, сравнение. Важнейшее правило гласит: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью метких сравнений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Отыскивайте хорошие примеры и сравнения: они создают ясность, так как связаны с известным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако благодаря наглядности, а часто и остроумию, оно охотно используется. Особенно хорошо запоминаются смешные сравнения. Образ — особая форма сравнения. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем жизнь — людей и предметы. Яркий образ остается в памяти людей, а абстрактные рассуждения, как правило, не остаются. С помощью образов все можно представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Точный образ действенен, но следует избегать его искажения. От разрушения образа никто не застрахован. И если это случается, то вред для речи уже неустраним. Короткие рассказы. Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты, — все это разнообразит речь. Хорошо действуют подробности и прямая речь. Память слушателей долго удерживает увлекательное описание события. Повтор вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор («Никто, абсолютно никто не имеет на это права»); частичный повтор («Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз»); расширенный повтор. К расширенному повтору относится разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример: «Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы...» Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая — усыпляет или разочаровывает. Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв — это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): «Подумаем об этом!»; «Этого мы не можем допустить!». Восклицание не употребляют часто, так как его действие от этого притупляется. Восклицание должно быть убедительным и неназойливым. Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей. Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя. Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание. Например: «Я хочу вам подробно объяснить»; «Я хочу это четко показать на примере»; «...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания...». Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка. Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказыва­ние. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт. Например: «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...»; «Вы уже знаете, к чему я клоню». При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению. Вставка. Вставкой называется замечание, которое делается мимоходом. Ее функция — приобщить слушателя к моменту высказывания («...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства..»). Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство «встроено» в другое. Следует иметь в виду, что не рекомендуется применять их слишком кучно, чтобы они не потеряли своей силы. Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке речи их нужно сознательно «встраивать». Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме. Немаловажно и то, как закончить выступление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы. Никогда нельзя заканчивать выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, на этом я закончу». Заканчивайте выступление, но не говорите о том, что вы заканчиваете. Приведем некоторые варианты возможного завершения выступления: 1) сделайте краткое резюме высказанных вами положений; 2) сделайте слушателям подходящий комплимент; 3) вызовите улыбку или смех; 4) процитируйте подходящие поэтические строки; 5) создайте кульминацию. Подготовьте хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда заканчивайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого. Магистры ФЯМ Разбалловка Задания Кол-во Балл Общий балл Отработка темы лекций, выполнение заданий по лекциям (максимум 2 балла; выполнено неполно 1 балл) 9 2 18 Доклад 1 5 5 Проектная работа 1 5 5 Контрольная работа 2 2 4 Самостоятельная работа для круглого интернет-стола (предложения и конкретные задания по формированию коммуникативных качеств лидера) 1 4 4 Итого 36 Одинаковые ответы учитываться и оцениваться не будут, так же, как и односложные, не творческие ответы при выполнении самостоятельных домашних заданий и контрольных работ. Задания к лекции №1 I. Опираясь на материалы Лекции №1, дайте обстоятельные ответы на следующие вопросы: 1) Согласны ли Вы с эпиграфом к Лекции № 1? Аргументируйте ответ, приведите примеры. Ответ: с высказыванием английского драматурга Д. Уэбстера нельзя не согласиться. Ведь, общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т. п. Поэтому владение общением, средствами вербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Именно речь человека, способна помочь развиваться в профессиональной деятельности, вести правильно деловые переговоры, находить «общий язык» с коллегами по бизнесу. Даже самый опытный менеджер, предприниматель, обладающий багажом знаний при отсутствии речи, правильной подачи информации не сможет наладить желаемые благоприятные отношения с коллегами по бизнесу. Так, даже если у человека с хорошей вербальной коммуникацией отобрать абсолютно все, чего он добился, спустя время он сможет все обрести заново, ведь именно коммуникации – это основа успешного бизнеса. 2) Верно ли утверждение, что деловой человек произносит в день до 30 тыс. слов? Как известно, повседневный запас обычного носителя языка составляет 2,5 тыс. слов, дипломата – от 20 до 30 тыс. слов, словарь А.С.Пушкина равен 21 тыс. словоупотреблений, В.Шекспира – 24 тыс. Ответ: данное утверждение верно, ведь согласно исследованиям американского специалиста Фрэнка Снелла деловой человек произносит в день до 30 тыс слов. Это связано с ежедневной необходимостью проведения переговоров, выступлений на совещаниях, презентациях и т. п., т е день делового человека более насыщен общением, нежели у обычного носителя языка. 3) Какие коммуникативные умения необходимы деловому человеку? Перечислите их. Что такое в деловом общении -стратегия уклонения, -стратегия взаимодействия? Какие еще бывают стратегии УПДК – устного профессионально-делового взаимодействия? Ответ: деловому человеку необходимы следующие коммуникативные умения: - речевые; - невербальные (жесты, мимика, пантомимика) - паралингвистические (качество голоса, его тональность, диапазон) - экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи) -пространственно-временные (дистанция, время). Стратегия уклонения предполагает, что партнеры стараются избегать активного сотрудничества, уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого. Стратегия взаимодействия - максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей Помимо вышеперечисленных стратегий также выделяют: -противодействие – ориентация лишь на свои цели без учета целей партнера; -компромисс – частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений; - уступчивость – принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера; 4) Должен ли деловой человек быть коммуникабельным? В какой степени? Как это должно и может проявляться? Ответ: коммуникабельный человек, т е общительный, что, на мой взгляд, неотъемлемое качество делового человека. Ведь именно благодаря эффективному общению, возможно, выстроить правильный диалог с коллегами по бизнесу. Более того, некоммуникабельному менеджеру будет достаточно трудно выступать на разного рода презентациях, совещаниях, вести переговоры. Коммуникабельность может проявляться в свободном (т е открытом) общении с коллегами, партнерами по бизнесу, в какой - то степени даже с конкурентами. 5) Перечислите все известные способы коммуникации. Какие из них до сих пор актуальны в деловом общении? Почему в коммуникативном пространстве арабских народов существует до 50 названий верблюдов, например: только что родившийся, девятидневный, питающийся материнским молоком, с первыми резцами – дряхлеющий и т.д., а у других народов этих понятий нет, но есть иные. Какие? Приведите примеры. Ответ: Способы коммуникации: -разговорный (устный, вербальный); -письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления); -невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания,телодвижения) На мой взгляд, на сегодняшний день в деловом общении актуальными продолжают оставаться все способы коммуникации, гармонично дополняя друг друга. Скорее всего у арабских народов существует до 50 названий верблюдов потому, что в отличии от русского языка у них не существует ярко окрашенных прилагательных, которые смогли бы описать физиологическое состояние верблюда, например такие прилагательные как: маленький, молодой, юный, стареющий, старый, дряхлый верблюд и т.д. 6) Как формировался деловой русский язык, если учесть, что русскому языку свойствен умеренно динамический тип эволюции. Например, в 50-60-е гг. ХХ в. в Словаре русского языка С.И.Ожегова было заменено одно слово хрущ – жук, поедающий сельскохозяйственные посевы ( в период прихода к власти Н.С. Хрущева). Ответ: русский язык формировался достаточно динамично, так первые деловые документы появились на Руси после введения в Х в. Письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907, 911, 944 и 971 гг. А в XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси «Русская правда» – оригинальный памятник письменности, позволяющий судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии в то время. После «Русской правды» древнейшим документом считается «Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода 1130 года». Заканчиваются грамоты специальной формулой, в которой указывается, кто был свидетелем сделки и кто скрепляет грамоту своей подписью. С XV в. сведение о том, кто писал текст, становится нормой, а с ХУП–ХУШ вв. – обязательным реквизитом делового письма. Государственно-приказный язык ХУ–ХУП вв. при всей лексической пестроте – это более нормированный, эталонный язык, чем живая разговорная речь. Он вводит в обиход ряд приказных формул, становящихся штампами и канцеляризмами (взять на поруки, сия дана в том, дать очную ставку, отдать под суд, учинить расправу и т.п.). Документов становилось все больше. Обширное делопроизводство допетровской Руси потребовало выработки единых подходов к оформлению и обработке документов. Процесс унификации языка документов, начавшийся еще в Киевской Руси, получил свое дальнейшее развитие. А в «Генеральном регламенте» петровских Коллегий была дана уже законченная система норм документирования. «Генеральные формуляры», т.е. формы документов, предусматривали нормы оформления, этикетные нормы обращения к адресату с указанием чина, титула, звания, единые нормы наименования и самонаименования. Лексика делового языка все больше отдаляется от разговорной, живой речи, в нее проникает огромное количество иностранных слов (губерния, акт, баллотировать, апелляция и т.п.) и терминов. В XIX в., когда формирование кодифицированного литературного языка в основном завершается, начинают активно формироваться функциональные его разновидности – стили. Документы служебной переписки получили в XIX в. широчайшее распространение и в количественном отношении значительно превзошли другие типы деловых текстов. Они писались на служебных бланках, включали определенный набор реквизитов, Принятие в 1811 г. «Общего учреждения министерств» закрепляет в качестве государственной формы процесс унификации языка деловых бумаг. Активно формируются характерные черты канцелярского стиля: формально–логическая организация текста, неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, именной характер речи, морфологическое и лексическое однообразие (превалирование именительного и родительного падежей), стандартизация. В результате реформы делопроизводства (правил оформления документации) возникла необходимость реформы канцелярского стиля, что стало осмысляться как задача государственной важности. В XX в. унификация документов принимает необратимый характер. В 1918 г. была введена единая форма бланков делового письма. В 20-е годы началась работа по созданию новых стандартов делового письма, появляются трафаретные тексты. Таким образом уже почти сто лет назад были сформированы базовые бланки по написанию деловых писем. Следует отметить, что в СССР на формирование как русского языка в целом, так и делового в частности существенное влияние оказали лидеры, находившиеся в то время у власти, а также политическая идеология. 7) Как вы считаете, только ли бизнесмен должен овладеть мастерством делового общения или профессионально-деловая компетенция – необходимая составляющая компетенции современного человека? Аргументируйте свой ответ. Ответ: в современном обществе искусством делового общения должен обладать как любой менеджер компании, так и каждый современный человек. Причем большое внимание следует уделить именно деловой переписке, беседе по телефону (ввиду частой удаленности коллег – другой город/страна). Зачастую именно правильно написанное письмо позволит эффективно провести переговоры. 8) Каков, на Ваш взгляд, профессионально-коммуникативный портрет филолога? Какими деловыми качествами ему необходимо обладать? В чем отличие профессиограммы филолога от других профессиограмм? Ответ: главные отличительные черты филолога это толерантность, терпимость, умение слышать и слушать, внимательность к собеседнику, к традициям других народов/наций. Профессиограмма филолога схожа с профессиограммой дипломата, эффективного управляющего, который в рамках бизнеса взаимодействует с зарубежными партнерами и должен ориентироваться на особенности их культуры, традиции. 9) Почему все чаще такой вид речевой деятельности, как говорение, заменяют понятием интеракция? Поясните свой ответ аргументами и примерами. Ответ: понятие интеракция более емко выражает результат общения/беседы. Именно благодаря глаголам действия можно ярче и более четко сформулировать результат общения. Например выражение «он на меня давил» свидетельствует о том, что в ходе совещания человека заставили принять какое –либо решение или высказать мнение, которое он хотел «оставить при себе». Выражение «Мы пришли к единому мнению», не означает, что сотрудники в буквальном смысле куда-то шли, а означает, что они договорились о неких совместных дальнейших действиях или договорились о принятии какого-либо решения, утвержденного совместно. 10) Почему и в какой степени в деловом общении важна перцепция? Ответ: перцептивная сторона общения строится на восприятии, которое в свою очередь формируется в большей степени на умении слушать. Умение слушать является основой взаимопонимания и успешного проведения любых переговоров. Только в том случае если каждая стороны слышит и слушает вторую сторону, возможны эффективные переговоры, восприятие позиции собеседника. При отсутствии перцепции любой диалог уже не будет являться таковым, ввиду отсутствия восприятия собеседника, а лишь желании высказаться, но не слушать. 11) Какие виды УПДК перечислены в лекции? В чем специфика их форм и технологий? Как по форме, структуре, технологии, ожидаемым результатам должна строиться лекция? Ответ: виды УПДК: - познавательная -убеждающая -экспрессивная -суггестивная -ритуальная Специфика форм и технологий каждого вида УПДК связана с разными целями и задачами, которые они выполняют. Например, технология убеждающей УПДК нацелена на формирование заранее определенных стратегий, дабы сделать собеседника своим единомышленником. Лекция, на мой взгляд должна строиться на основе комплекса познавательной, убеждающий и экспрессивной УПДК. Это связано с тем, что в первую очередь необходимо передать некие знания, убедить в достоверности переданной информации и желательно при этом вызвать определенные эмоции, т к это будет способствовать более эффективному запоминанию и восприятию материала. 12) Какие способы убеждения можно использовать в общении? Приведите примеры и аргументы. Какова роль экспрессивной составляющей в общении? Что вы знаете о суггестологии и какие приемы суггестивного поведения, в том числе речевого, Вам приходится применять в общении. Опирайтесь на примеры. Ответ: к способам убеждения следует отнести аргументацию, демонстрацию и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ, приведение фактов, цифр и примеров, свидетельствующих о преимуществах позиции, которая доказывается. Экспрессивная составляющая общения способствует созданию необходимых чувств, например таких как сострадание, сопереживание, вовлечение в конкретные действия. В качестве наиболее ярких примеров суггестивного поведения можно выделить беседы дебаты, рекламы, консультации, тренинги они в большей степени носят убеждающее влияние на собеседника, изменяют его мотивы. Мне в общении в большей степени приходится применять беседу, которая способна изменить мотивы собеседника и убедить его в нужной информации/позиции. 13) Приведите текстовой или дискурсный (дискурс – речь) пример ритуальной деловой (возможно, торжественной) коммуникации – рамочной речи по приятному поводу. Ответ: примером торжественной и одновременно ритуальной деловой речью может служить речь при венчании:  «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь» 14) Какие психотипы речевых партнеров выделяются учеными? К какому типу Вы относите себя? Сделайте выбор: с какими людьми (по психотипу) Вам общаться труднее/легче. Опишите Ваше мнение. Ответ: Э. Берн выделяет следующие психотипы речевых партнеров: - ребенок -родитель -взрослый Себя скорее всего отношу к психотипу ребенок. Проще всего выстраивать отношения с психотипом взрослый и сложнее всего с психотипом родитель. Это связано с желанием прислушаться к взрослом и чувством, что и взрослый прислушивает к мнению ребенка, при этом родитель только лишь поучает, поэтому реакция ребенка уже заранее предвзята и ребенок стремится сделать все вопреки и наоборот. 15) Какие стратегии взаимодействия Вы предпочитаете использовать? В каких ситуациях? Почему? Ответ: предпочитаю использовать стратегию сотрудничества, т к именно такая стратегия, на мой взгляд, способствует наиболее эффективному достижению поставленных целей всех участников ведения переговоров/общения. Данная стратегия эффективна практически во всех случаях за исключениям н-р ситуации, когда менеджеру необходимо поставить задачу, решение которой он изначально видит лишь в одном ракурсе нежели его подчиненные. Здесь скорее следует ориентироваться на стратегию противодействия, хотя во многих случаях следует все же вернуться к сотрудничеству, дабы не упустить все важные аспекты, риски и возможно более эффективные пути решения задачи. 16) Какие факты, истории об умении слушать и слышать собеседника Вы нашли, знаете, слышали? Есть ли у Вас это умение? Какие приемы позволяют его сформировать? Ответ: в действительности очень часто сталкиваюсь именно с неумением слушать, а только с желанием высказаться, задать вопрос, не желая даже услышать ответ. В качестве примера можно привести неэффективного менеджера, для которого гораздо важнее поставить задачу и высказать свое видение о способах решения поставленной задачи и не желать при этом услышать все возможные риски, воспринимая их только как отговорки от выполнения поставленных задач. На мой взгляд, я не всегда обладаю умением слушать (скорее в силу возраста), однако стараюсь в себе это умение развивать. В первую очередь, в случае если идет какая-то дискуссия стараюсь услышать мнение каждого, не придавая высказыванию человека изначально неправильную «окраску» в виде скептического отношения, если мнение не совпадает с моим. Эффективное слушание позволяют сформировать такие приемы как сосредоточение на том, о чем говорит собеседник, внимательно относиться к его высказываниям, пытаться понять не только смысл сказанного, но и чувства собеседника в этот момент. Кроме того, стараться наблюдать за его мимикой и жестами, стараться высказывать одобрительную реакцию на слова собеседника, что позволит ему обрести уверенность и более раскрыться при беседе. 17) С какими видами слушания Вы сталкивались? Как можно упредить циничное, атакующее слушание? К какому виду слушания Вы готовы? Ответ: достаточно часто сталкиваюсь с циничным слушанием, атакующим и вежливым слушанием. Циничное слушание можно упредить с помощью открытых поз, открытых ладоней, располагающего тона беседы, вниманию к слушателям. Атакующие слушание можно упредить теми же приемами что и циничное+ спокойно отвечать на все задаваемые вопросы, без эмоций, в которых можно было бы уловить неуверенность или обман. В принципе готова ко все видам слушания, но самым тяжелым будет слушание из вежливости, т к потребуется очень много усилий на привлечение и удержание внимания аудитории. 18) Приведите примеры гендерных различий при слушании. Ответ: при слушании женщины большее внимание уделяют чувствам, эмоция, переживаниям, мужчины же фактам. Женщины в большей степени настроены на то, чтобы выслушать собеседника, мужчины же в больше степени хотят слышать себя. Женщины больше чем мужчины выслушают чужие мнения, они не склонны как мужчины давать готовые советы не выслушав мнение высказывающегося до конца. 19) Согласны ли Вы с перечисленными в лекции №1 трудностями эффективного слушания? Каким должен быть идеальный слушатель? Относите ли Вы себя к этой категории? Какие приемы могут улучшить Вашу перцепцию? Ответ: с перечисленными трудностями нельзя не согласиться. Идеальный слушатель должен на протяжении всего времени пытаться вникнуть в суть высказываний собеседников, обращать внимание на жесты, мимику, эмоциональное состояние говорящего, задавать заинтересовавшие вопросы 20) Какая информация оказалась для Вас интересной в описании монолога/диалога/полилога; направленности общения? Что из этой информации необходимо использовать в общении? Ответ: интересной показалась информация о структуре и видах монолога/диалога/полилога. В общении, на мой взгляд, необходимо в общих чертах придерживаться описанной структуры, что позволит держать внимание аудитории и проводить общение более эффективно, а также пользоваться различными методами ведения монолога/диалога/полилога, которые также будут способствовать более эффективному обмену информацией. 21) Всегда ли внешний вид обнаруживает положительные/отрицательные черты делового имиджа и характера партнера-собеседника? Дайте развернутый ответ. Ответ: Внешний вид делового партнера формирует первоначальное мнение о нем (положительное или отрицательное) и серьезность отношения к переговорам. В процессе ведения переговоров мнение может измениться, однако как минимум непрезентабельный внешний вид будет характеризовать делового собеседника не с лучшей стороны. В любом случае при проведении переговоров следует придерживаться делового внешнего вида (классической строгой одежды). Это одновременно характеризует характер партнера- собеседника как серьезно относящегося к работе, собеседнику, переговорам в целом. II.Прочитайте фрагменты суждений о деловых качествах русских людей. Дополните их. Дайте оценку информации. Пре́жде чем пое́хать рабо́тать в Росси́ю, постара́йтесь овладе́ть хотя́ бы ба́зовыми зна́ниями ру́сского языка́. В любо́й стране́ невозмо́жно жить и рабо́тать, не обща́ясь с ме́стным населе́нием, не понима́я происходя́щего вокру́г вас. Е́сли вы действи́тельно хоти́те постро́ить свой би́знес в Росси́и, то постара́йтесь организова́ть свою́ жизнь так, что́бы отказа́ться от «туристи́ческого о́браза жи́зни»: жить в гости́нице, пита́ться в рестора́не, обща́ться то́лько со свои́ми сооте́чественниками и т.п. При тако́м о́бразе жи́зни вы оста́нетесь для ме́стного населе́ния «чужи́м». Ва́жно поня́ть другу́ю культу́рную среду́, о́браз жи́зни люде́й, их мане́ру труди́ться и нра́вственные при́нципы, кото́рые не могу́т оце́ниваться по крите́риям ва́шей страны́. Но́вая культу́рная среда́ – результа́т конкре́тных усло́вий: кли́мата, исто́рии, культу́ры, хозя́йственных, полити́ческих и про́чих отноше́ний. По мне́нию психо́логов, у ру́сских есть спосо́бности к интуи́ции, предчу́вствие, у них бо́льше восто́чной иррациона́льности, чем за́падной рациона́льности, эмо́ции ча́сто преоблада́ют над ра́зумом. Восприя́тие жи́зни у ру́сских выража́ется в том, что они́ нужда́ются в бли́зких челове́ческих конта́ктах, эмоциона́льно зави́сят от окруже́ния. Са́мое тяже́лое для них – повседне́вная рути́на, ме́лочность, повторя́емость, моното́нность. То, от чего́ «норма́льный» европе́ец ощуща́ет поко́й и стаби́льность, ру́сского мо́жет привести́ в уны́ние. По́мните об э́том ка́честве ру́сского хара́ктера, не критику́йте его́, организу́я трудову́ю де́ятельность в ру́сском коллекти́ве, а испо́льзуйте во бла́го. Ру́сским прия́тна похвала́, свя́занная с достиже́ниями Росси́и в о́бласти ко́смоса, успе́хами в экономи́ческом разви́тии, фигу́рном ката́нии, бале́те, в о́бласти литерату́ры, иску́сства. Психологи́ческая устано́вка ру́сских, ва́жность обще́ственного мне́ния де́лает их поведе́ние в публи́чных места́х с да́мами – гала́нтным, а в сло́жных ситуа́циях – акти́вным. Для них «де́лом че́сти» явля́ется вмеша́тельство в ситуа́цию. Европе́ец мо́жет счита́ть таки́е де́йствия отсу́тствием «хоро́ших мане́р», в действи́тельности – в этом проявляются тради́ции ру́сского бытово́го поведе́ния. Ру́сским прису́щ стихи́йный демократи́зм. Не удивля́йтесь, е́сли они́ не обраща́ют внима́ния на ваш обще́ственный ста́тус и наруша́ют привы́чные европе́йские диста́нции, пра́вила этике́та. Ру́сские – наро́д такти́льный, они́ лю́бят ощуща́ть ве́щи материа́льно, дотра́гиваясь до них. Не пуга́йтесь, е́сли при встре́че они́ бу́дут энерги́чно жать вам ру́ку, хло́пать по плечу́ в знак одобре́ния ва́ших де́йствий, почти́ прикаса́ться к вам во вре́мя разгово́ра. Увлече́нные бесе́дой, они́ мо́гут нару́шить диста́нцию, дозво́ленную европе́йским этике́том (35-40 см). Это зна́чит, что им интере́сно с ва́ми, они́ не хотя́т упусти́ть дета́ли ва́шего разгово́ра. Иногда́ ру́сские дотра́гиваются до плеча́ и́ли рукава́ собесе́дника, э́то при́знак дове́рия и́ли расположе́ния к вам. Ру́сские своеобра́зно понима́ют демокра́тию. Важне́е любо́й демокра́тии для них – реше́ние социа́льных зада́ч, а не уваже́ние к ча́стным права́м и интере́сам. Ру́сские своеобра́зно понима́ют свобо́ду: для них э́то не сто́лько реализа́ция полити́ческих прав и полити́ческие институ́ты, ско́лько возмо́жность жить «по душе́», быть свобо́дным в реше́ниях, «быть самому́ себе́ хозя́ином». Ина́че говоря́, для ру́сских са́мое гла́вное – «вну́тренняя свобо́да». Е́сли вы хоти́те прослы́ть у ру́сских интере́сным собесе́дником, не сле́дует расска́зывать о це́нностях демокра́тии и свобо́ды свое́й страны́. Реа́́льность приучи́ла россия́н к мы́сли, что сли́шком высо́кие при́были, как пра́вило, явля́ются незако́нными. Они́́ насторо́женно и поро́й да́же вражде́бно отно́сятся к открове́нной демонстра́ции бога́тства. В разгово́ре с ру́сскими мо́жно каса́ться всего́ – ли́чных дел, успе́хов и тала́нтов дете́й, свои́х профессиона́льных забо́т, обсужда́ть нови́нки культу́рной и литерату́рной жи́зни. Осо́бенный интере́с вызыва́ют пробле́мы поли́тики и филосо́фии. Допусти́мо обсужде́ние ва́ших фина́нсовых пробле́м и́ли пробле́м здоро́вья. Не рекоменду́ется обсужда́ть те́му де́нег, карье́ры. Наруше́нием этике́та явля́ются вопро́сы о во́зрасте. В о́бществе не при́нято говори́ть о се́ксе и инти́мных отноше́ниях. Ску́чными и неинтере́сными для ру́сских ка́жутся разгово́ры о еде́ и питье́, а та́кже о пого́де. Ру́сские горячо́ лю́бят дете́й. Интере́с к де́тям и их пробле́мам – оди́н из спо́собов установи́ть те́плые отноше́ния. Ру́сские по-восто́чному уважа́ют старико́в и пло́хо реаги́руют на приме́ры отторже́ния старико́в в европе́йских се́мьях, «ссы́лку» старико́в в дома́ для престаре́лых. У них о́чень плохо́е впечатле́ние от подо́бных домо́в в Росси́и. Ру́сские не лю́бят форма́льно-ве́жливые улы́бки, но це́нят та́кое уме́ние улыба́ться у америка́нцев и́ли япо́нцев, восхища́ются любе́зностью францу́зов. Однако е́сли вы жде́те улы́бки, то для э́того на́до прояви́ть ва́шу и́скренность и доброжела́тельность. Росси́я занима́ет седьмо́е ме́сто в ми́ре по чи́сленности населе́ния – по́сле Кита́я, И́ндии, США, Индоне́зии, Брази́лии и Пакиста́на. 82% населе́ния страны́ ру́сские. Интере́сно, что ру́сских в Росси́и бо́льше, чем францу́зов во Фра́нции, хотя́ почти́ 30 миллио́нов ру́сских прожива́ют за преде́лами Росси́йской Федера́ции. Росси́я – этни́чески многообра́зная страна́, э́то своего́ ро́да моде́ль ми́ра, где бок о бок прожива́ет 168 наро́дов: ру́сские, тата́ры, башки́ры, чува́ши, чече́нцы, армя́не и т.д. Для совреме́нного росси́йского о́бщества характе́ры две драмати́ческие тенде́нции: ни́зкая рожда́емость и старе́ние населе́ния. По прогно́зам ООН, к 2050 го́ду чи́сленность населе́ния Росси́и сократи́тся на 25 миллио́нов, а число́ пенсионе́ров соста́вит чуть ли не 40% населе́ния. Нере́дко у иностра́нцев возника́ет вопро́с, как пра́вильно называ́ть представи́теля Росси́и – ру́сским или россия́нином? Отве́тим: россия́не – э́то гра́ждане Росси́и: ру́сский, тата́рин, чува́ш, яку́т, каза́х, евре́й – представи́тели ра́зных конфе́ссий и языко́в. Ру́сские – э́то лю́ди, для кото́рых ру́сский язы́к и культу́ра явля́ются родны́ми. Ру́сскими бы́ли Влади́мир Даль – сын датча́нина и не́мки, Алекса́ндр Пу́шкин, его́ темноко́жего пра́деда зва́ли ара́пом Петра́ Вели́кого, и т.п. 84% евре́ев счита́ют свое́й ро́диной Росси́ю, 99% из них признаю́т родны́м языко́м ру́сский. Отсю́да парадо́ксы в определе́нии жи́телей Росси́и: ру́сские тата́ры, ру́сские не́мцы и др. Ру́сские как э́тнос существу́ют бо́лее ты́сячи лет. Не́которые уче́ные счита́ют, что приро́да, жизнь в холо́дном, переме́нном кли́мате, ритм крестья́нского труда́, когда́ пасси́вность в до́лгие зи́мние ме́сяцы сменя́ется акти́вностью, рабо́той «до седьмо́го по́та» ле́том, определи́ли психоло́гию наро́да. Необъя́тность ру́сской земли́ отрази́лась в широте́ ру́сской души́. С друго́й стороны́, сло́жные климати́ческие усло́вия тре́бовали терпе́ния, выно́сливости в сельскохозя́йственных рабо́тах, но э́то ре́дко дава́ло отда́чу и породи́ло пессими́зм, пасси́вность к со́бственному индивидуа́льному де́лу, хозя́йству. Жизнь в дере́вне (общи́не, коллекти́ве) научи́ла ру́сских все де́лать сообща́, вме́сте и сформирова́ла в них та́кие черты́, как милосе́рдие, жела́ние прийти́ на по́мощь. Правосла́вие с иде́ей о пра́вильной жи́зни славя́н ра́звило в ру́сских чу́вство коллективи́зма, любо́вь к свобо́де ду́ха. Для ру́сского челове́ка всегда́ актуа́лен вопро́с о смы́сле жи́зни, о побе́де добра́ над злом. Ча́сто иностра́нцы говоря́т о зага́дочной ру́сской душе́. Изве́стный ру́сский поэ́т Фе́дор Тю́тчев написа́л: «Умо́м Росси́ю не поня́ть…». Действи́тельно, у ру́сских есть неповтори́мые черты́ хара́ктера. Они́ отражены́ в посло́вицах: «Оди́н в по́ле не во́ин», «Худо́й мир лу́чше до́брой ссо́ры», «Терпе́ние и труд все перетру́т». Э́ти и други́е посло́вицы пока́зывают, что для ру́сских люде́й важны́ чу́вство коллекти́ва, миролю́бие, трудолю́бие. Хотя́ непракти́чность, непредсказу́емость то́же характе́рные черты́ ру́сских, и об э́том свиде́тельствуют посло́вицы: «Пока́ гром не гря́нет, му́жик не перекре́стится». Ру́сские по-пре́жнему ве́рят в до́брого царя́ и ру́сское аво́сь. Вы зна́ете, что Росси́я – многонациона́льная страна́. У россия́н есть и о́бщие, и отли́чные черты́ хара́ктера. Так, наро́ды Се́вера и Сиби́ри выно́сливы, самостоя́тельны, неприхотли́вы в быту́, мо́гут переноси́ть ра́зные тру́дности. Наро́ды Северного Кавка́за отлича́ет чу́вство национа́льной го́рдости, адапта́ция к любы́м усло́виям жи́зни, лиде́рство, эмоциона́льность. Наро́ды Пово́лжья трудолюби́вы, гостеприи́мны, исполни́тельны. Они́ ста́вят интере́сы коллекти́ва вы́ше ли́чных, за́мкнуты в обще́нии. Украи́нцев характеризу́ет интере́с к де́лу, уме́ние показа́ть себя́ и свою́ рабо́ту, исполни́тельность, аккура́тность, жизнера́достность, делови́тость, самостоя́тельность. Представи́тели э́того наро́да музыка́льны, с чу́вством ю́мора, хотя в непривы́чной ситуа́ции мо́гут каза́ться за́мкнутыми. В делово́м конта́кте они́ обстоя́тельны, расче́тливы, эконо́мны, добива́ются поста́вленной це́ли. Сме́ло иду́т на конфли́кт, при э́том эмоциона́льны. Лю́бят зако́н, поря́док. Белору́сов характеризу́ет трудолю́бие, выно́сливость. Им мно́го раз приходи́лось защища́ть свою ́зе́млю, возрожда́ть из пе́пла, за́ново стро́ить свою́ жи́знь. Наибо́лее характе́рные черты́ белору́сов – наде́жность, уваже́ние к ста́ршим, скро́мность, ве́рность дру́жбе. В любо́м де́ле они́ делови́ты, дисциплини́рованы, проявля́ют инициати́ву, дово́дят де́ло до конца́. Ча́ще всего́ белору́сы немногосло́вны, эмоциона́льно уравнове́шены, избега́ют конфли́ктов. Сде́ржаны по отноше́нию к но́вым знако́мым. У них ра́звито чу́вство национа́льной го́рдости. Азербайджа́нцам прису́ще высо́кое чу́вство национа́льной го́рдости. Они́ эмоциона́льны, бы́стро принима́ют реше́ния, что мо́жет привести́ к конфли́кту. Они́ лю́бят успе́х, изве́стность. Отноше́ние к труду́ неоднозна́чно: есть те, кто тру́дится добросо́вестно, и те, кто и́щет ле́гкой, краси́вой жи́зни. Наро́ды Сре́дней А́зии (каза́хи, кыргы́зы, туркме́ны, часть узбе́ков) лю́бят помога́ть ро́дственникам, защища́ют их. Е́сли оди́н из ро́дственников стано́вится руководи́телем, он окружа́ет себя́ земляка́ми. В формирова́нии молоды́х люде́й большу́ю ро́ль игра́ет исла́м, мусульма́нская ве́ра. Э́ти наро́ды не лю́бят вне́шне выража́ть эмо́ции, чу́вства. У них споко́йная мане́ра говори́ть. Одна́ко они́ тре́буют уваже́ния к себе́, свои́м тради́циям. Исполни́тельны, рассуди́тельны, неторопли́вы, име́ют практи́ческий ум, не лю́бят абстра́ктных рассужде́ний «ни о чем». Ответ: часть представленной информации - это не реальное описание современного русского человека, а набор штампов и представление о русском как о гражданине СССР. Следует отметить, что с момента распада СССР черты русского человека претерпели изменения. Дополнить характер современного русского человека можно отношением к разного рода законам, правилам и предписаниям. Так даже при обилии надписей в парке: «Выгул собак в парке запрещен. Штраф…» Под этими яркими табличками гуляют даже не десятки, а сотни собак, что естественно, если в округе – это единственный клочок зелени — где-то им гулять надо. Запреты на плакатах в этой ситуации абсолютно бессмысленны и заведомо невыполнимы. Такой пример показывает, что далеко не все что написано, выполняется и может выполняться. III. Оцените информацию о способах и стилях знакомства у русских. Представьте свою информацию по этой проблеме на примере россиян и других народов. 1) У русских знакомство сопровождается не только приветствием, но и рукопожатием. В официальной обстановке приняты рукопожатия между мужчинами и женщинами. В неофициальной обстановке – только между мужчинами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому. Лапландцы трутся носами. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь (это уже профессиональные, а не национальные особенности). Самоанцы обнюхивают друг друга. Что должен думать японец, если европеец, вступая в беседу, не пожимает ему руку? Он может считать, что собеседник уважает его национальные обычаи: в Японии не принято здороваться за руку. Но, с другой стороны, он может счесть это неуважением лично к нему. Японец знает, что в обществе, к которому принадлежит партнер, жест рукопожатия принят. Даже сходные жесты могут в разных национальных культурах применяться по-разному. Например, в Венгрии мужчина при приветствии всегда приподнимает шляпу, а в нашей стране это делать совсем не обязательно и более свойственно людям старшего поколения. Жест рукопожатия при приветствии в Болгарии применяется значительно чаще, чем это принято у нас. Там, приветствуя группу собеседников, желательно пожимать руку каждому. 2)У русских в официальной обстановке обращаются а) по имени, отчеству, фамилии, б) имени, отчеству, в) по фамилии и со словами господин, госпожа. Например: Евгений Николаевич Морозов Евгений Морозов Господин Морозов Нина Ивановна Ветрова Нина Ивановна Госпожа Ветрова Задание: Какие особенности в представлении и знакомстве есть у русских, других народов? Ответ: У русских в официальной обстановке принято обращаться по имени отчеству, например: Евгений Николаевич. Главным образом это связано с тем, что именно у русских есть такая категория как «отчество» в отличии от европейцев, американцев, где достаточно представления по имени и фамилии, в дружеской беседе это может быть представление только по имени. При знакомстве у русских принято рукопожатие, причем тот кто старше по должности/принимающая сторона должен первым подать руку, что будет воспринято как жест гостеприимства. 3)Вы знаете что русские имена имеют определенные значения, например: Игорь – воинственный (от воин) Илья – верующий (от вера) Кирилл – маленький господин Михаил – равный Богу Никита – победитель (от победа) Николай – победитель народов Олег – священный, святой Тимур – железный Феликс – счастливый Валентина – спящая Валерия – здоровая Галина – спокойная Евгения – благородная Екатерина – чистая Елена – светлая Зоя – жизнь Задание: Установите соответствие а) имен, данных ниже и б) их значений . а) Виктор, Константин, Лев, Максим, Павел, Петр, Роман, Альбина, Венера, Кристина, Людмила, Марина, Наталья. б) Постоянный, морская, родная, маленький, христианка, стойкий, царь зверей, величайший, белая, победитель, милая людям, любовь, утес (каменная глыба), римский (римлянин). Ответ: Виктор - победитель Константин -постоянный Лев -, царь зверей Максим - величайший Павел -маленький Петр - утес (каменная глыба) Роман - стойкий Альбина -белая Венера -любовь Кристина -христианка Людмила-милая людям Марина -морская Наталья -родная Задание: Как известно, у русских не принято задавать вопрос о возрасте, особенно женщинам. О возрасте обычно спрашивают в деловой обстановке, например, при приеме на работу.Можно ли задать женщине-партнеру такие вопросы? Какие этикетные формы Вы одобрите или предложите? 1) Модель: 2) 1) – Скажите, сколько вам лет? – Мне 26 лет. 2) – Простите, когда и где вы родились? – В 1983 году, в Нижнем Новгороде. . Ответ: на мой взгляд, вопрос о возрасте может являться этичным только на собеседовании ввиду разных причин (например, работа носит разъездной характер и сотруднику в возрасте было бы достаточно сложно находиться в частых командировках). Однако и в данном случае следует задавать подобный вопрос достаточно аккуратно, чтобы это не было воспринято как возрастная дискриминация. Лучше попросить рассказать о себе, обычно на такой вопрос сотрудник, пришедший на собеседование отвечает, как его зовут и сколько ему лет и дальше рассказывает об опыте работы. Либо можно спросить «подскажите, когда и где вы родились» Задание «Учимся читать визитки»: Представьте, что на выставке некоторые посетители вашего стенда оставили вам свои визитные карточки. Изучите визитки и расскажите о ваших новых знакомых или будущих партнерах. Какую информацию о себе Вы дадите на визитке и какую визитку будете считать идеальной? Ответ: на основании всех вышеприведенных визиток можно получить следующую информацию: -наименование организации -ФИО или ФИ контактного лица -должность контактного лица -контакты (номер телефона, е-mail, адрес) На мой взгляд, идеальной визитке должны быть присуще все вышеперечисленные пункты+ как на некоторых приведенных примерах должен быть приведен фирменный знак и девиз компании
«Как правильно и эффективно построить деловой монолог» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot