Как организовать проектную деятельность в школе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
"Как организовать проектную деятельность в школе"
1. Начало проекта.
Приветствуем вас на страницах нашего курса, посвященного развитию проектной деятельности в школе! Впереди вас ждет 10 рабочих модулей курса и один практический! Модули будут приходить к вам на электронную почту каждый день по одному. Их содержание рассчитано таким образом, чтобы, несмотря на вашу высокую загруженность, вы смогли спокойно изучить все модули за 2 недели. По завершении изучения курса вы сможете выполнить практическое задание и прислать его нам вместе с заявкой на получение Удостоверения о повышении квалификации. Для ответов на ваши вопросы создан специальный форум на факультете проектной деятельности МY - http://grant-project.ru/forum/68 . На форуме будут работать преподаватели факультета и вы сможете обратиться к ним и получить разъяснения и комментарии по возникшим вопросам. А сейчас давайте перейдем непосредственно к материалам курса. Успехов вам в его изучении!
Основная проблема сегодняшнего образования заключается в несоответствии традиционных технологий и методик обучения и воспитания современным потребностям общества и государства, требованиям новых образовательных стандартов. Связанная с этой проблемой неготовность многих педагогов работать по новому, использовать новые эффективные образовательные технологии и методы объясняет существование негативной ситуации, в которой находится современное образование.
Для перевода сложившейся ситуации в позитивную необходима разработка (освоение) и широкое внедрение в образовательную систему современных педагогических инструментов, которые позволят привести получаемые образовательные результаты в полное соответствие новым требованиям. Для достижения таких результатов, помимо самих дидактических инструментов, требуется соответствующая подготовка педагогов и организация образовательного процесса, позволяющие эффективно эти инструменты применять. Т.е., речь идет о формировании системы новых педагогических практик, полностью соответствующих новым образовательным целям.
Сегодня уже можно говорить о начале этого процесса, широко внедряются в образование мультимедийные технологии, технологии интерактивного обучения, возвращается в образование проектная технология. Все эти технологии позволяют, при грамотном их использовании, обеспечить качественную подготовку обучающихся и достичь образовательных результатов, определенных новыми государственными образовательными стандартами.
В данном курсе речь пойдет о том, как создать благоприятные условия для качественного освоения проектной технологии педагогами и обучающимися школы и дальнейшего эффективного применения ее на практике. Хотя здесь сразу можно отметить, что эти условия будут требоваться для комплексного развития проектной деятельности в образовательном учреждении любого уровня и профиля.
Саму технологию проектирования в данном курсе мы рассматривать не будем, поскольку уже есть курсы и другие учебно-методические материалы, в которых данная технология подробно рассмотрена. Если вы еще не знакомы с этими материалами, предлагаем вам зайти на факультет проектной деятельности и фандрайзинга образовательного портала "Мой университет: http://grant-project.ru , где вы сможете глубоко изучить проектную технологию, а сегодня мы с вами начнем рассматривать вопрос создания системы проектной деятельности (СПД) в школе.
Целью работы такой системы является уверенное владение и эффективное применение выпускниками школы проектного метода, как основного метода управления изменениями. Современная жизнь, состоящая из постоянных изменений, определяет обязательность наличия данного инструмента в портфолио каждого выпускника. Проектная компетентность позволяет четко выделять в любой сфере деятельности главные проблемы, выявлять причины их возникновения и существования (развития), разрабатывать оптимальный вариант по устранению проблем и уверенно достигать поставленные цели. На сегодняшний день проектирование является самым эффективным методом управления изменениями, позволяющим уверенно преодолевать возникающие препятствия, принимать действенные решения, находить выходы даже из ситуаций с высокой степенью неопределенности. А школьное образование является оптимальным по месту и времени для приобретения обучающимися проектной компетентности.
Понятно, что на пустом месте проектная компетентность у ребят не появится. Для этого требуется создать в школе систему проектной деятельности (СПД). В созданном этой системой проектном пространстве с первого и до последнего класса обучающиеся будут находиться в наполненной соответствующей информацией проектной среде, изучать все ее составляющие, применять полученные знания на практике, активно в ней работать по созданию и реализации различных проектов, приобретая, таким образом, проектную компетентность и эффективно подготавливая себя к выходу в самостоятельную жизнь, к грамотным ответам на ее непростые вопросы и уверенной адаптации в постоянно меняющемся мире.
В процессе осуществления проектной деятельности создаются условия для самостоятельной активности обучающихся в поиске и систематизации информации, приобретения новых знаний, часто выходящих за рамки учебных программ. При разработке и реализации проекта требуется интеграция знаний из различных областей, активная, целенаправленная рефлексия, разнообразные коммуникация и командное взаимодействие. Разрабатывая и реализуя проект, обучающиеся пропускают через себя весь массив информации, что обеспечивает намного более полное понимание и освоение темы. Точнее, не отдельной темы (если это не узко тематический учебный проект), а целой области знаний, а, нередко нескольких областей, поскольку практически любой проект предполагает использование для его разработки и реализации интегративного подхода.
В процессе занятий проектной деятельностью обучающиеся приобретают и развивают многие важные умения, навыки и личностные качества, которые в дальнейшем будут определять качество их жизни. Разнообразные формы и темы проектной деятельности позволяют эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия, содействуя полноценному выполнению требований новых образовательных стандартов.
Не меньшее значение имеет проектная деятельность и для воспитания личности, ее развития и социализации. Занимаясь проектной деятельностью обучающиеся непосредственно, что называется «в плотном соприкосновении» знакомятся с жизнью, ее различными сторонами и проявлениями, приобретая неоценимый опыт, который смогут использовать и в школе, и после ее завершения. При этом, процесс образования становится интересным для обучающегося, значимым в плане его результатов, осознанным и мотивированным. Смысл образования становится понятным ребенку, и он принимает его не как нечто, навязанное извне, а как собственный выбор.
Реально существующие проблемы в обществе, которые являются предметными областями проектов, становятся значимыми для ребят, позволяют им изменить отстраненное отношение к общественным делам на заинтересованное и лично участвовать в реальных проектах, направленных на решение актуальных проблем. Узнавая в ходе проекта историю родного края, проходя не по книгам, а в настоящем походе места боевой и трудовой славы своих земляков, либо решая научным проектом пусть небольшую, но важную экологическую проблему своего города или поселка, либо помогая живущим рядом людям конкретными делами социального проекта, обучающиеся не на словах, а на деле познают важные для становления личности моменты истории, культуры, человеческих отношений. В этой целенаправленной ежедневной работе и постоянно идущей рефлексии формируется позиция личности, морально-нравственные установки, истинный патриотизм.
Внедряя в школьное пространство систему проектирования, мы создаем условия, в которых обучающиеся будут эффективно готовиться к успешной самостоятельной жизни. Качество их взрослой жизни во многом будет определяться проектной компетентностью. Именно так, коллега! Значит, будем работать в этом направлении.
2. Структурно-функциональная организация проектного пространства в школе.
В системе проектной деятельности (СПД) все проектное пространство школы делится на несколько профильных проектных областей:
1. Область учебных проектов
2. Область научно-исследовательских проектов
3. Область социальных проектов
4. Область культурно-досуговых проектов
5. Область информационно-медийных проектов
6. Область спортивных проектов
7. Область бизнес-проектов
8. И т.д.
Профильные проектные области являются основным структурным элементом системы проектной деятельности школы. Выделение проектных областей позволяет обеспечить достижение нескольких стратегических целей.
Во-первых, обеспечить каждому обучающемуся реальный выбор направления проектной деятельности, соответствующий его интересам и наклонностям. Во-вторых, дать возможность каждому обучающемуся попробовать себя в различных областях деятельности, чтобы более точно определиться со сферой своих интересов, в том числе, профессиональных. В-третьих, представить разнообразие областей и направлений с тем, чтобы на протяжении всего обучения в школе сохранить у обучающихся высокий интерес и мотивацию заниматься проектной деятельностью. В-четвертых, содействовать формированию разносторонне развитой личности, поскольку участвуя в проектах из различных областей, обучающийся будет развивать разнообразные способности и качества. В-пятых, выявлять будущих талантливых проектных менеджеров и обеспечивать их профессиональное развитие. В-шестых, создать достаточные условия для успешной реализации ключевых положений ФГОС.
В больших школах возможно выделение в рамках проектной области отдельных тем, по которым разрабатывается несколько проектов. В маленьких школах, наоборот, может быть небольшим даже количество проектных областей. Разнообразие возможностей важно, но не менее важна эффективность работы, а она определяется, в том числе, наличием ресурсов. Небольшое количество грамотно разработанных и успешно реализованных проектов принесет большую пользу, чем масса начатых и незаконченных или сделанных кое-как прожектов. И еще один важный момент, он тоже связан с ресурсами, в том числе, компетентностью в области организации и проведения проектной деятельности в таком формате. Понятно, что компетентность формируется постепенно, приобретаются знания, умения, накапливается практический опыт. Поэтому, в случае отсутствия серьезного опыта такой работы на первом этапе не надо гнаться за количеством проектных областей, постепенно наращивая потенциал проектной деятельности год за годом. В этом случае вы обеспечите качество вашей работы, а оно будет определять стратегический успех.
Предложенное деление проектного пространства не является единственно возможным. Вы можете добавлять новые проектные области, например, соответствующие направлениям профильных классов. Но при определении областей вы должны думать о том, как максимально использовать потенциал проектной деятельности для достижения образовательных целей, поставленных государственными образовательными стандартами и вашей школой.
Каждая проектная область возглавляется руководителем из числа педагогов и его заместителем из числа обучающихся.
Для управления всем проектным пространством создается Координационный совет школы по проектной деятельности во главе с директором школы либо его заместителем. В состав совета входят руководители всех проектных областей и руководители центров поддержки проектной деятельности. Здорово будет, если вы найдете возможность включения в состав Координационного совета инициативных обучающихся, имеющих опыт проектной работы. Координационный совет занимается стратегическим планированием и общим управлением проектной деятельностью в школе. Тактическое планирование и мониторинг деятельности в каждой проектной области осуществляется непосредственными руководителями проектной области.
Для обеспечения успешной и полноценной работы проектных областей потребуется организация центров поддержки, которые будут работать для каждой проектной области. К таким структурам будут относиться образовательный центр, фонд СПД, информационный комплекс, банк данных, выставочный центр, служба маркетинга и рекламы, при развитии СПД могут понадобиться дополнительные центры.
Структура системы проектной деятельности в школе.
Для управления проектной деятельностью школы вырабатывается и утверждается Положение о системе проектной деятельности (СПД) в школе, в котором указываются стратегичесие цели развития проектирования в школе с учетом Закона об образовании и ФГОС, определяются области проектной деятельности, задачи, принципы и правила работы, отражаются ключевые моменты организации и управления проектной деятельностью обучающихся.
Вторым основоплагающим документом, регламентриующим проектную деятельность в школе является Рабочая программа СПД, в которой детально прописываются цели, механизмы реализации и конкретные мероприятия, посредством которых будут достигаться заявленные в Положении цели проектной деятельности. Рабочая программа принимается и утверждается на год, но может и на более длительный срок.
Каждая проектная область также вырабатывает документ (Программу работы),в котором отражаются цели и задачи данной области по развитию проектирования для реализации принципов Положения и ключевых вопросов Рабочей программы СПД.
Для обеспечения научно-методической и организационной поддержки развития системы проектной деятельности в школе, регионе возможно создание опорной площадки, которая станет ресурсным центром для развития проектирования.АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" готов выступить партнером в этом вопросе и оказывать комплексную поддержку по развитию опорной площадки.
3. Проектная деятельность и профориентация обучающихся.
В этом модуле мы хотели особо остановиться на одном эффекте проектной деятельности, значительное усиление которого, происходит за счет профильной организации проектного пространства школы.
Деление проектного пространства школы на профильные проектные области имеет несколько важных смыслов, один из которых – профориентация обучающихся.
Если ребенок с начальной школы и до 11-го класса вовлечен в проектную деятельность, за эти годы активно участвовал в разнообразных проектах в различных областях, то к моменту выпуска он уже имеет достаточно ясное представление о базовых направлениях профессиональной деятельности.
Поработав в сфере научной деятельности, социальной работы, поучаствовав в проектах культурно-досуговой и медийной направленности, попробовав себя в бизнес-проектах, выпускник может четко ответить себе на вопрос – какая область трудовой деятельности привлекает его больше всего. Пройдя многолетнюю и разнообразную проектную практику, выпускник имеет хорошие возможности точно определить для себя последующую траекторию обучения и осознанно выбрать свой дальнейший путь в жизни.
Понятно, что в некоторых случаях обучающиеся могут сразу найти свое призвание и все 11 лет проработать в проектах одной области. Но мы должны для всех обучающихся создать достаточные условия для объективного выбора сферы приложения своих интересов, проявления задатков и наклонностей, актуализации и развития способностей. Система проектной деятельности с профильными областями предоставляет обучающимся такие условия.
Находясь в данной системе, уже на этапе школьного обучения ребенок включается в реальную трудовую деятельность, причем, эта деятельность, благодаря инструментам проектирования, является грамотно организованной и приучает к эффективному высококачественному труду. В таких условиях индивидуум получает реальные возможности для самоопределения, всестороннего раскрытия личностного потенциала и свободного проявления творческих способностей.
Отрабатывая и развивая в ходе планирования и выполнения проектов свои навыки и личностные качества, обучающийся многократно проверяет соответствие выполняемой работы, ее требований своим интересам и наклонностям, проверяет соответствие своих способностей качественному выполнению данной работы. Обучающийся может самостоятельно определить, приносит ли данный вид деятельности радость и удовлетворение, может ли он долго работать в этой области, вызывает ли данная работа энтузиазм, мотивацию, позитивные эмоции и желание продолжать трудиться в данной области, либо надо попробовать себя в другой профессиональной деятельности.
В процессе разработки и реализации проекта, сбора необходимой информации по проекту, в ходе встреч с партнерами – представителями той области, в которой разрабатывается проект, посещения соответствующих предприятий, организаций, учреждений, наблюдения за людьми, которые там работают, знакомства с условиями работы и т.д. у обучающегося создается достаточно полное представление о соответствующей проекту профессиональной среде. Полученная информация, приобретенные знания и навыки, опыт и рефлексия помогают обучающемуся четко определить соответствие данной профессиональной области собственным интересам, наклонностям и способностям. Эти возможности проектной деятельности позволяют построить на ее базе систему профессиональной ориентации обучающихся. В этом случае две системы будут работать синергично, помогая друг другу и обеспечивая необходимые результаты.
Проектная деятельность эффективно выполняет две задачи образования: первая – раскрытие и развитие личности, вторая - самоопределение личности и выбор дальнейшего жизненного пути.
Именно поэтому необходимо введение в школьное образование проектной деятельности и построение ее как системы профильных проектных областей. В этом случае будут созданы надлежащие условия для полноценного выполнения школой комплекса образовательных задач, поставленных новыми ФГОС.
Здесь, возможно, коллега, вы скажите, что в школе уже есть профильное обучение, и оно справляется с задачей профориентации обучающихся. Давайте попробуем уточнить некоторые моменты.
Да, конечно, введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии Российской системы школьного образования. Профильное обучение сегодня – это стратегическая линия развития старшей школы. Профильное обучение является одним из условий обеспечения возможностей для развития успешной, конкурентоспособной и компетентной личности» - Подробнее: http://www.ug.ru/02.42/t9.htm
Введение профильного обучения обусловлено личностно ориентированным подходом как современной парадигмой образования, когда обучающийся признается субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи: http://grant-project.ru/PSDCourse/PSD.pdf
Но, введение профильного обучения – это хотя и целесообразный, но явно недостаточный шаг на пути профориентации обучающегося и помощи ему в выборе дальнейшего пути после школы.
Решая существующие сегодня противоречия системы общего среднего образования, профильное обучение само имеет ограничения.
Во-первых, оно начинается в старших классах и, следовательно, для полноценного самоопределения обучающихся не имеет достаточно времени, особенно, учитывая наличие значительного количества часов общих предметов в программе.
При развитии системы проектной деятельности возможности знакомства с различными профессиональными областями начинается с первого класса и длится все годы обучения. За это время у обучающегося будет множество возможностей проверить себя в различных сферах профессиональной деятельности.
Во-вторых, сам объем и разнообразие профессиональной деятельности в профильных классах тоже недостаточны для полноценного взвешенного самоопределения обучающихся. В процессе проектной деятельности обучающийся может познакомиться с различными сторонами выбранной профессиональной области, поучаствовать в различных проектах, попробовать себя в различных ролях и осознанно сделать выбор в сторону того или иного направления профессиональной деятельности.
Еще одно ограничение профильного обучения связано с отсутствием возможности сравнения различных профессиональных областей. Конечно, переход из одного профильного класса в другой возможен, но не является массовым явлением в силу объективных причин. А проектной деятельности этот барьер снят и обучающиеся в течение 11 лет могут попробовать свои силы во всех профильных проектных областях, которые организованы в школе.
Имея возможность, благодаря проектам, плотно погрузиться в различные сферы профессиональной деятельности, обучающийся на протяжении всего школьного образования многократно проверяет соответствие своих индивидуальных качеств той или иной сфере деятельности и, завершая обучение в школе, достаточно ясно представляет себе те направления профессиональной подготовки, которые он хотел бы выбрать.
Поэтому, внедрение системы проектной деятельности в школе является целесообразным шагом и полностью отвечает Концепции профильного обучения в плане «становления личностно ориентированного подхода и обеспечения возможностей для развития успешной, конкурентоспособной и компетентной личности».
Завершая этот модуль необходимо сказать, что мы все понимаем важность качественного самоопределения обучающихся. Все шаги в этом направлении важны – и профильное обучение, и профориентационная работа, и проектная деятельность, и другие мероприятия. Все эти возможности необходимо использовать с тем, чтобы обучающийся к моменту завершения школьного обучения смог сделать самостоятельный и осознанный выбор в плане своего дальнейшего пути. Взаимодополнение и взаимообогащения различных профориентационных возможностей – это несомненное преимущество и его надо обязательно использовать!
4. Образовательный центр системы проектной деятельности.
Надеемся, вы прониклись актуальностью системного внедрения проектной деятельности в школьное образовательное пространство и сегодня мы начнем рассказ о том, как это можно сделать. Начать внедрение логично с подготовки кадров для системы проектной деятельности (СПД).
Создание и организация работы образовательного центра должно стать основой становления системы проектной деятельности. Это естественно, поскольку без подготовленных в области проектирования педагогов и без создания условий для обучения проектированию школьников невозможно рассчитывать на успешную разработку и реализацию проектов.
Для организации образовательного центра необходимо проделать ряд шагов.
1. Обучить хотя бы одного педагога (для небольшой школы) грамотной технологии разработки проекта. Если в вашей школе такой педагог уже есть, можно переходить к следующему шагу.
2. Сформировать учебно-методическую базу для подготовки педагогов и школьников в области проектирования. Это уже начало формирования базы данных по проектированию.
3. Обучение команды педагогов для СПД своей школы. Т.е., обученный педагог сам обучает своих коллег технологии проектирования, с тем, чтобы они смогли начать обучать школьников.
4. Следующий шаг тоже понятен – обучение ребят, изъявивших желание научиться разрабатывать и осуществлять проекты.
5. Применение на практике полученных знаний – т.е., определение участниками проектных областей по своим интересам и разработка реальных проектов.
6. Презентация проектов и последующая их реализация.
7. Оценка проектов:
◦ в процессе презентаций, конкурсов, конференций и т.д.
◦ в процессе и по завершении их реализации
8. Углубленное изучение проектирования как педагогами, так и школьниками
9. Проверка на практике нового понимания проекта, т.е. разработка и реализация новых, более совершенных, проектов
10. Повторение обучающимися пп.7-9 до выпуска из школы и далее :-).
Пройдя эти 10 (9) шагов вы приобретете проектную компетентность и сможете качественно разрабатывать любые проекты.
Что касается самых первых шагов.
Для начала предлагаем вам пройти тест для диагностики ключевых знаний в области проектного менеджмента и фандрайзинга – подробнее здесь: http://grant-project.ru/tests/1-5-0
Для знакомства с проектной деятельностью, понимания того, чем отличается проект от прожекта мы рекомендуем вам обучиться на бесплатных дистанционных курсах:
• «Как выиграть грант?!» - http://moi-universitet.ru/ru/freedk/8548.html
• "Технология целеполагания" - http://moi-universitet.ru/ru/freedk/8544.html
Для серьезного обучения технологии проектирования мы приглашаем вас на дистанционный курс «Разработка проектов и заявок на гранты. Фандрайзинг». - http://moi-universitet.ru/do/directions/direction3/pm/dkpm1/
Для того, чтобы обучить педагогов технологии проектирования и подготовить к работе методиста по проектной деятельности, способного качественно обучать своих коллег и школьников действует специальная образовательная программа подготовки педагогов-методистов по социальному проектированию в школе, которая реализуется в Инновационном образовательном центре "Мой университет". Подробнее об этой программе повышения квалификации вы можете прочитать здесь: http://moi-universitet.ru/do/directions/direction3/SchoolPM/spm
После обучения на Программе вы уже сможете сами грамотно обучать проектированию своих коллег и организовать обучение проектной технологии школьников.
Для обучения коллег и школьников вам понадобятся учебно-методические материалы. С этой целью оптимально сформировать библиотеку учебно-методических материалов по проектной деятельности, она войдет в базу данных СПД и всегда будет у вас под рукой, как и у ваших коллег.
В эту библиотеку мы рекомендуем включить:
• Учебно-методический комплект «Как разработать школьный проект?» - подробнее здесь: http://moi-universitet.ru/ru/metodika/p10653.html
• Практическое руководство «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3. Социальное проектирование» - подробнее здесь: http://moi-universitet.ru/ru/metodika/p10291.html
• Практическое руководство «Как научиться разрабатывать проекты и получать гранты?!» - http://moi-universitet.ru/ru/metodika/p10639.html
• Электронную книгу "Истории успешных проектов - личных и организации" - http://moi-universitet.ru/ru/metodika/p10641.html
• Материалы конкурса школьных проектов «Мой класс – моей школе» - http://grant-project.ru/load/
• Материалы конкурса школьных проектов «Мой лучший проект» - http://grant-project.ru/index/baza_dannykh_konkursa_quot_moj_luchshij_proekt_quot/0-63
• Материалы Научно-методической конференции "Проектная деятельность в современном образовании" - http://grant-project.ru/publ/#.Vty1XbyzCAo
Включение этих материалов в вашу библиотеку проектной деятельности позволит вам обеспечить учебный просесс необходимым учебно-методическим материалом, сделает обучение наглядным, наполненным практическимим примерами, а, значит, более доступным и понятным.
Как видите, коллега, нами уже наработан серьезный учебно-методический материал по проектной деятельности и накоплен большой опыт обучения педагогов (и других специалистов) по разработке проектов и их реализации. Выпускники наших курсов и программ успешно реализуют свои проекты и обучают коллег и школьников технологии проектирования. Поэтому, если у вас возникнут вопросы по ообучению проектированию, смело обращайтесь к нам, мы найдем возможность квалифицированно вам помочь!
5. Информационный комплекс системы проектной деятельности.
Общая цель информационного комплекса СПД – создать информационное пространство в школе и местном сообществе и наполнить его разнообразной информацией по проектной деятельности.
Причем, что хорошо, организация работы и составляющие информационного пространства также являются проектами. Создание школьного сайта, блога, школьной газеты, школьного радио, школьного телевидения, проведения различных мероприятий (выпуск пресс-релизов, проведение пресс-конференций, семинаров, встреч с интересными людьми, партнерами по проектам и т.д.) – это отдельные информационно-медийные проекты, для разработки и реализации которых используется проектная технология. И именно проектная технология будет обеспечивать результативность этих мероприятий, т.е., получение необходимых эффектов от них.
Кроме того, работа информационного комплекса позволит школе решать и другие задачи, не связанные напрямую с проектной деятельностью.
Помимо общей цели информационного комплекса, есть конкретные цели, успешная работа по достижению которых, обеспечивается отдельными информационными составляющими комплекса. Их совместная, взаимодополняющая и взаимоподдерживающая работа обеспечивает эффективность всей системы проектной деятельности. К информационным составляющим относятся:
• Организационная составляющая информационного комплекса
• Учебно-методическая составляющая информационного комплекса
• Медийная составляющая информационного комплекса
Организационная составляющая
Для принятия эффективных управленческих решений менеджменту СПД требуется регулярное получение актуальной, достоверной, оперативной, полноценной и комплексной информации о происходящих в системе процессах, проводимой деятельности и получаемых результатах. С этой целью в СПД надо организовать работу информационного комплекса, ресурсы которого будут обеспечивать менеджмент такой информацией.
Исходя из ключевых функций управления в организационную составляющую СПД будут входить стратегический и оперативный (на год) планы всей СПД, планы проектных областей, информация обо всех участниках проектной деятельности, процессам и результатам обучения проектированию, полная информация обо всех идущих проектах (отдельно по каждой проектной области и по общешкольным проектам), материалы, касающиеся мотивирования участников и материалы оценки реализованных проектов и в целом работы СПД. В эту же составляющую будут входить архивные материалы работы СПД. Вся эта информация поступает в информационный комплекс и используется менеджментом СПД для управления системой.
Учебно-методическая составляющая
Для наполнения библиотеки СПД учебно-методической и дидактической информацией необходимо организовать сбор, систематизацию, учет, хранение и удобное использование всех материалов, касающихся разных сторон проектной деятельности. В эту библиотеку войдут материалы, которые используются при обучении и консультировании по проектной деятельности, при разработке и реализации проектов, при оценке проектов и программ, материалы, посвященные поиску и привлечению ресурсов, а также работе с партнерами по проектам.
В библиотеку войдут также описания проблем, вопросов, актуальных задач, негативных ситуаций, которыми участники проектных команд смогут пользоваться при поиске темы для своего проекта.
Конечно, ядром учебно-методической составляющей станут сами проекты, разработанные и реализованные. Эти проекты будут обязательно использоваться при обучении проектной деятельности, при разработке новых проектов, при оценке реализованных проектов. Поскольку они уже завершены, то имеют ответы на многие вопросы, которые стоят перед проектными командами и именно эти найденные ответы и реализованные эффективные решения являются огромным подспорьем для участников проектов. Оно и понятно, ведь проект – это изменения, а изменения всегда несут в себе большую или меньшую толику новизны. Это означает, что перед участниками проекта будут вставать задачи, на которые у них пока нет ответов. И успешно реализованные проекты из Банка данных станут отличной базой для поиска этих ответов.
Все участники проектной деятельности должны иметь доступ к этой библиотеке и возможность получить квалифицированную поддержку при поиске и работе с материалами. Это относится и к обучению проектированию и к процессам разработки проектов, их реализации и оценки. Данная библиотека должна стать надежным помощником как для тех, кто обучает проектированию, так и для тех, кто обучается, разрабатывает и реализует проекты.
Медийная составляющая
Помимо организационной и учебно-методической составляющих информационного комплекса СПД целесообразно создать в школе пул средств массовой информации, которые будет всесторонне освещать проводимую проектную деятельность и решать другие важные задачи.
К целям медийной составляющей информационного комплекса относятся:
1. Сбор разноплановой информации о проводимой в школе и местном сообществе проектной деятельности, ее систематизация, анализ и оценка.
2. Общее и оперативное информирование всех участников СПД о планах, реализуемых проектах, мероприятиях по проектной деятельности и т.д.
3. Мотивирование обучающихся, педагогов, администрации, вспомогательного персонала школы, имеющихся и потенциальных партнеров по проектам, других участников к занятию проектной деятельностью и ее всестороннему развитию.
4. Осуществление информационной связи с местным сообществом, широкое освещения результатов проектной деятельности посредством собственных медийных каналов и возможностей местных СМИ, привлечение внимания и новых участников к проектной деятельности.
5. Содействие формированию у обучающихся важных компетентностей и личностных качеств, морально-нравственных ценностей и установок.
6. Активная реклама и продвижение проектной деятельности в школе, населенном пункт, в регионе.
7. Осуществление связей с общественностью, органами власти, бизнесом, культурными и патриотическими организациями, спортивными и туристическими организациями
8. Информационное и иное содействие поиску и привлечению ресурсов для осуществления разработанных проектов.
И, конечно, участие обучающихся в проектах медийной составляющей СПД дает им хорошую возможность познакомиться с работой средств массовой информации и на практике проверить себя в этой профессиональной деятельности.
В принципе, на следующих этапах развития СПД можно маркетинговую часть медийной составляющей выделить в отдельную службу, которая будет заниматься связями с общественностью, маркетингом и рекламой и продвижением вашей школы, результатов вашей проектной деятельности и т.д. Работы у этой службы будет достаточно.
Каждая составляющая информационного комплекса СПД будет иметь свою базу. А все информационные БД будут объединены в единый Банк данных СПД. Информация в Банке данных будет храниться в печатном и в электронном виде. Банк данных станет самым главным информационным ресурсом системы проектной деятельности в вашей школе. В него будет стекаться вся информация по проектной деятельности, и к нему будут обращаться за необходимой информацией все участники проектной деятельности.
Есть еще одно важное значение Банка данных – это накопление и хранение материалов проектного портфолио, как обучающихся, так и педагогов. Все участники смогут, обратившись в Банк данных, получить необходимую информацию для подготовки требуемых отчетов и презентаций. Что очень удобно – вся информация будет в одном месте, ее легко найти и с ней удобно работать. Ничего не теряется и все можно проверить.
Конечно, для создания и работы такого Банка данных и успешной работы всего информационного комплекса СПД потребуется создать в школе Интранет и обеспечить свободный доступ к материалам всех участников проектной деятельности. И это хорошая идея для учебного проекта по информатике. Кстати, уже имеющиеся на факультете проектной деятельности материалы могут вам помочь в создании информационного комплекса: - http://grant-project.ru/load/
Коллега, вы уже хотите иметь в школе Банк данных с готовыми проектами и другой важной информацией? Все реально, главное – чтобы вы этого захотели!
6. Выставочный центр системы проектной деятельности.
Давайте с вами сегодня посетим выставочный центр СПД и посмотрим, насколько важно не только уметь сделать, но и уметь подать.
Организация работы выставочного центра СПД будет обеспечивать достижение нескольких целей:
1. Создание возможностей для проектных команд и индивидуальных исполнителей презентовать свои проекты на различных мероприятиях, таких как конкурсы, фестивали, ярмарки проектов, а также выступать с докладами на конференциях, участвовать в школьных олимпиадах, представлять свои проекты потенциальным партнерам и спонсорам, и т.д. Возможность себя показать и на других посмотреть важна не только в плане создания позитивной атмосферы, ситуации праздника, что хорошо в плане мотивации, но не менее важным является процесс обмена опытом, изучение лучших достижений, обсуждение с коллегами сложных вопросов и найденных решений. Для участников проектной деятельности такие мероприятия – важный элемент в повышении квалификации и развитии глубокого понимания проектной деятельности.
2. Развитие проектной компетентности у обучающихся и педагогов. Чтобы подать товар лицом необходимо довести его до ума, поэтому всей команде придется основательно изучить теорию и практику проектной деятельности, проанализировать ранее сделанные проекты, сравнить свой проект с другими успешными проектами, еще раз пройтись по всем этапам разработки проекта и по каждой части проекта, чтобы внести в них важные дополнения и изменения. Такая работа приводит к глубокому изучению и пониманию материала, качественной рефлексии и закреплению полученных знаний, делает осмысленным и целенаправленным последующее их практическое применение. Крепкие знания и умения в области проектирования, а также отрефлексированный опыт их применения создают основу проектной компетентности.
3. Повышение образовательного уровня обучающихся, занимающихся проектной деятельностью. Подготовка проектов к различным мероприятиям будет мотивировать к углубленному изучению тем, тесно связанных с областью проекта, приобретению соответствующих умений и навыков. Причем, не важно, в какой профильной области выполняется проект, в каждом из них для успеха требуются глубокие знания и умения, которые приобретаются и закрепляются в ходе подготовки и реализации проектов.
4. Развитие личности участников проектной деятельности. Защита проектов, обоснование их актуальности и значения для целевых групп, школы, местного сообщества будет формировать у обучающихся нравственные ценности и установки, укреплять морально-волевые качества. Здесь надо обязательно отметить тот факт, что формирование необходимых для успешной самореализации качеств личности в проектной деятельности происходит намного интенсивнее, нежели в традиционном обучении. Причем у обучающихся в процессе занятий проектной деятельностью формируются именно те качества, которые сейчас очень нужны обществу и которые позволяют добиваться успехов в различных сферах жизни.
5. Мотивирование к занятию проектной деятельностью. Возможность представить результаты своей работы коллегам и квалифицированному жюри, получить похвальные отзывы и комментарии к своему проекту, стать дипломантом или даже победителем конкурса, получить заслуженные награды – все это, вкупе с соревновательными моментами, общением с другими участниками, новыми впечатлениями, праздничной атмосферой, создает отличный мотивационный фон для продолжение занятий проектной деятельностью. Участие в крупных мероприятиях для всех участников является доказательством значимости той работы, которой они занимаются, значимости не только для них самих, но и для всей школы, местного сообщества, страны.
При организации работы необходимо учитывать эти цели, с тем, чтобы содержание деятельности выставочного центра методично продвигало участников к их достижению.
При планировании работы центра необходимо учитывать Положение и Рабочую программу СПД и вписывать планируемые мероприятия в общую канву всей деятельности СПД.
При планировании конкурсов необходимо учитывать сроки подготовки проекта, с тем, чтобы большинство команд успели качественно разработать и оформить свои проекты, а также подготовить все конкурсные материалы. Также важно учитывать уровни конкурсов – какие-то проекты будут участвовать только в школьных конкурсах, какие-то в региональных, а часть проектов будут представлены на федеральном уровне. Для точного определения уровня представления проекта, руководителям центра необходимо советоваться с руководителями проектных областей и непосредственно с руководителями конкретных проектов, а также анализировать результаты школьных конкурсов. Свои предложения по участию команд в конкурсах различных уровней руководители центра представляют Координационному совету для принятия решения.
Похожую логику центр может использовать и для участия проектных команд в конференциях по проектной деятельности и других мероприятиях.
Организация школьных мероприятий является прерогативой Выставочного центра. В соответствии с планом школьных мероприятий по проектной деятельности, прописанных в Рабочей программе СПД, Выставочный центр обеспечивает все команды необходимой информацией и организует проведение мероприятия в школе. В этой работе центру смогут помочь команды культурно-досугового направления, поскольку организация и проведение массовых мероприятий – это напрямую темы их проектов. Поэтому, тесная работа Выставочного центра с руководством и командами культурно-досуговой области СПД является гармоничной и взаимовыгодной. Естественно, что и для Информационного комплекса СПД данное направление работы, богатое событийным и содержательным материалом, предоставит массу информации для работы.
Подготовка к участию проектов в мероприятиях более высокого уровня также должна вестись при участии Выставочного центра, где будет иметься вся информация по времени, месту и условиям проведения мероприятия. В этом случае проектные команды будут заранее иметь всю необходимую информацию для тщательной подготовки к презентации своего материала. К организации массовых мероприятий района или города можно также привлекать команды культурно-досуговой области, более того, в этом случае могут быть разработаны и реализованы межшкольные проекты. Здесь Выставочный центр может также посотрудничать с Информационным комплексом и Фондом СПД, с тем, чтобы установить необходимые контакты и обеспечить достаточную ресурсную базу для успешного проведения мероприятия.
Инновационный образовательный центр "Мой университет" также проводит конкурсы, конференции и другие мероприятия, посвященные проектной деятельности, поэтому в своей работе Выставочный центр школы вполне может включать данные мероприятия в план своей работы. Более того, совместно с Моим университетом Выставочный центр может организовывать и проводить такие мероприятия у себя в школе, районе, городе. В этом случае все мероприятия могут получить высокий статус, а участники мероприятий – соответствующие документы.
7. Фонд системы проектной деятельности.
Сегодня поговорим с вами о насущном, то есть, о ресурсах. Реализация проектов – затратное дело, требующее разнообразных ресурсов. С целью обеспечения ресурсной базы СПД оптимально создать фонд, который будет привлекать, аккумулировать и распределять ресурсы для ведения проектной деятельности. Очевидно, что фонд будет выполнять несколько функций:
1. Фандрайзинг – поиск и привлечение ресурсов для осуществления проектной деятельности
2. Накопление и управление ресурсами
3. Выделение ресурсов для реализации проектов
4. Оценка эффективности использования ресурсов
Очевидно и то, что Фонд будет работать в тесной связке с другими центрами и проектными областями. Решение проблем и важных задач с помощью проектов – это на сегодняшний день самый оптимальный вариант. И если грамотно разработать проект, то половина задачи или решения проблемы будет решена. Эта половина также требует привлечения ресурсов – специалистов, времени, помещений, компьютеров и офисной техники, канцелярских товаров. Но вторая половина, а именно реализация проекта, чаще всего, более затратная. И если разработать проект, обладая проектной компетентностью можно и «на коленке», то для реализации проекта надо будет изыскать средства. Именно для поиска, привлечения средств и проектного финансирования создается Фонд СПД.
В международной практике процесс поиска и привлечения средств для реализации проектов называется «фандрайзинг». Он давно известен и хорошо себя зарекомендовал, фандрайзингом занимаются научные работники для привлечения финансирования своих научных исследований, студенты, желающие поехать учиться в престижный вуз, творческие работники и коллективы, некоммерческие организации для осуществления социальных проектов, в последнее время в связи с развитием проектной деятельности все активнее фандрайзингом начинают заниматься образовательные учреждения, в том числе, школы.
Сегодня фандрайзинг представляет собой целую область знаний, созданы организации фандрайзеров, проводятся съезды и конференции, посвященные фандрайзингу. И общепринятым является мнение, что фандрайзинг – это одновременно и технология, и искусство. Поскольку, помимо методик поиска и привлечения ресурсов, необходимо проявить творческий подход, чтобы убедить разных людей в том, что ваш проект очень нужен обществу, что выделяя средства для реализации этого проекта, люди совершают благородный поступок. И это на самом деле так. Но мысль эту надо суметь донести до потенциальных доноров – так в фандрайзинге называют людей, которые участвует в финансировании проектов.
При реализации фандрайзинговых мероприятий используются современные информационные технологии, связи с общественностью, маркетинговые методы, реклама, личные и партнерские связи, вот почему, Фонд обязательно будет тесно сотрудничать с другими центрами СПД. И, конечно, все проектные области будут постоянно работать с фондом с тем, чтобы обеспечить ресурсную базу для успешной реализации своих проектов.
Как юридически и экономически организовать работу Фонда необходимо определять с руководством образовательного учреждения, поскольку это зависит от правовой формы вашей организации и возможных для вас вариантов. В зависимости от того, является ваша школа бюджетной или коммерческой организацией, АНО или казенным учреждением, формы организации Фонда, а также накопления и распределения средств будут разными. Эти моменты надо достоверно выяснить и учесть при организации работы Фонда.
Что касается распределения ресурсов среди школьных проектов. В этом плане тоже известны разные варианты, наиболее справедливым считается конкурсное распределение. Все разработанные проекты представляются на конкурс, а далее эксперты и жюри определяют наиболее достойные проекты, которые и получат финансирование. Понятно, что конкурсных средств на все проекты не хватит, поэтому необходимо задействовать и другие варианты финансирования проектов. Например, финансировать из школьного Фонда те проекты, которые важны для школы, а для проектов, которые вносят вклад в решение проблем местного сообщества – привлекать средства муниципалитета, тем более, что сейчас в муниципалитетах тоже создаются специальные фонды. В этом случае Фонд муниципалитета и Фонд школы могут взаимовыгодно сотрудничать на благо общего дела.
Если проект будет освещаться в прессе – значит можно воспользоваться его рекламным потенциалом и привлечь в качестве спонсоров предпринимателей, чьи товары или услуги реализуются в вашем регионе. Вы их рекламируете, пиарите, они вам оказывают материальную поддержку. Можно такую работу поставить на постоянную и взаимовыгодную основу и такие примеры, возможно, есть и в вашей школе.
На самом деле, вариантов привлечения средств много, для их выявления и осуществления необходимо проявлять творчество и смекалку, поэтому в Фонде СПД будут работать самые креативные и предприимчивые :-).
Существенной частью работы фонда будет организация эффективного управления привлеченными ресурсами. Сейчас вы поймете, о чем идет речь. Представьте себе, что вы провели в школе конкурс проектов. Представлено было 50 проектов из разных проектных областей. Над всеми проектами целый год трудились ребята и педагоги, все вложились по максимуму и все считают, что их проект самый лучший и достоин выделения финансирования. Для финансирования реализации всех проектов, предположим, требуется один миллион рублей.
Сотрудники фонда тоже весь год трудились не покладая рук и сумели аккумулировать на счете фонда пятьсот тысяч рублей. Чем, естественно, вы тоже очень гордитесь И скажу вам, по праву! Но… Как бы вам не хотелось, этих средств точно не хватит для финансирования всех разработанных проектов. Вот здесь и начинается управление привлеченными средствами. То есть, вы должны совместно с Координационным советом разработать систему критериев, по которым выделяются средства на финансирование проектов и в полном соответствии с этими критериями отбирать проекты для финансирования их реализации. Понятно, что часть проектов останется без финансирования и это очень грустно, хотя мы понимаем, что и в жизни так, приходится выбирать, какой проект финансировать, а какому надо подождать.
Вот в этом продуманном, взвешенном распределении ресурсов и заключается управленческая функция. Конечно только этим она не ограничивается, но умелое распределение собранных средств является самым важным. Что может помочь в достижении эффективности управления ресурсами? В первую очередь оценка профинансированных проектов. После того как проекты реализованы, вы совместно с командами должны будете оценить их результаты, и тогда у вас появится информация для объективного распределения средств на следующем конкурсе. Что это может быть за информация? Степень полезности проекта для школы, целевой группы, местного сообщества, эффективность решения проблемы, т.е., меньшими средствами достигается тот же или больший или более качественный результат, развитие важного и нужного для школы или местного сообщества направления, привлечения новых ресурсов в школу за счет реализации проекта и т.д. и т.п. Фонд совместно с Координационным советом определяет объективные критерии, которые и лягут в основу принятия решения о финансировании проекта. И, конечно, после оценки реализованных проектов, критерии отбора могут уточняться. Но, в любом случае, эти критерии должны содействовать выполнению Положения и Рабочей программы СПД.
Далее вы уже сможете рекомендовать руководителям проектных областей, какие проекты более эффективны и, следовательно, смогут получить финансирование для реализации. Какие-то проекты можно объединить, какие-то на этапе разработки подкорректировать, с тем, чтобы оптимизировать финансовую составляющую без потери качества результатов. Какие-то проекты смогут получить финансирование в следующем году, а для каких-то вы продолжите искать финансирование в этом, используя скрытые :-) и не задействованные ресурсы.
Еще одним направлением по управлению средствами Фонда является создание ресурсной базы для общего пользования. В этом случае вы не финансируете, например, приобретение каждой командой офисной техники, а создаете кабинет с такой техникой, которым могут воспользоваться все команды. Этим достигается экономия средств Фонда и появляется возможность для финансирования большего числа проектов.
На самом деле у руководителя Фонда очень сложная задача, поскольку он не может профинансировать все проекты, но и не должен допускать демотивирования участников тех проектов, которые не получили финансирования. Поэтому, для работы в Фонде должен быть привлечен еще и самый мудрый и самый дипломатичный педагог :-)!
А вы, уважаемый коллега, готовы работать в Фонде? Зря сомневаетесь в себе, учителя - самые креативные и смекалистые люди на планете, а иначе, как зайти в класс и, самое главное, выйти потом ;-) А, ведь, еще надо научить, воспитать, развить и социализировать! Так что, уверен, с выбором кандидатур для работы в Фонде проблем в школе не будет!
8. Система мониторинга проектной деятельности.
В этом модуле курса будет меньше праздника, но без организации того, о чем пойдет речь ниже, праздника может и не получится. Итак, к делу!
Для любого руководителя важно не только организовать выполнение работ, но и получать регулярную объективную информацию о ходе работы, сравнивать достигаемые результаты с плановыми по объему, качеству и срокам достижения, использованным ресурсам, по динамике всех работ. Для этого перед началом работ разрабатывается план мониторинга. Он включает в себя механизмы и мероприятия, позволяющие проводить контроль и оценку проводимой деятельности и получаемых результатов.
План мониторинга необходим для каждого структурного уровня СПД. Что касается всего проектного пространства – функция мониторинга лежит на Координационном совете, а план мониторинга закрепляется Рабочей программой СПД. За деятельностью в проектной области следит руководство области, у которой тоже имеется свой план мониторинга, а контроль и оценку отдельного проекта осуществляет руководитель и менеджер проекта. Понятно, что в каждом проекте тоже есть план мониторинга реализации запланированной деятельности.
План мониторинга должен включать определение объекта наблюдения (ключевых параметров проекта для контроля его реализации), критерии соответствия достигнутых результатов плановым, ответственных за мониторинг, график проведения мониторинга, форму проведения мониторинга, набор механизмов коррекции на случай отклонения реально достигнутых результатов от плановых.
В процессе мониторинга ответственный(е) в определенные планом сроки измеряют ключевые параметры по принятым критериям, комплексно оценивают достигнутые результаты, сравнивают полученные данные с плановыми и определяют соответствие реально происходящих изменений плановым значениям. В случае отклонений от плана – используют принятые механизмы коррекции.
На уровне проекта коррекции может подвергаться темп или содержание выполняемых работ, содержание результатов, время их получения и качество, инструментарий или способы реализации проекта, состав исполнителей. Намного реже коррекции подвергается смета, цель и руководство проекта. Найти замену руководителю и менеджеру проекта в процессе его реализации довольно сложно и такая замена несет в себе большие управленческие риски. Увеличить смету по ходу проекта тоже очень сложно, поскольку быстро привлечь дополнительную сумму уже после того, как вы получили запрашиваемое, очень непросто. Также непросто, как поменять цель проекта, ведь она уже согласована и ее изменение будет непосредственно затрагивать всех участников проекта, ход проекта, его результаты, сроки и стоимость. В связи с этим руководство и исполнители проекта в первую очередь рассматривают варианты изменения (оптимизации) способов достижения запланированных результатов, возможности более быстрого или менее ресурсоемкого выполнения определенных работ по проекту. Если необходимо, привлекаются дополнительные кадровые ресурсы, но в этом случае надо помнить об утвержденной смете. Т.е., желательно сохранить смету и цель в неизменном виде, а коррекцию проводить за счет внутренних возможностей проекта и проектного коллектива.
Что касается изменения (уточнения) цели проекта, то такая необходимость может возникать при недостаточно корректном планировании проекта (в силу ряда причин), либо, когда по ходу проекта происходят неожиданные для проектного коллектива события, с которыми он собственными силами (без изменения цели) справится не может. Бывают случаи, когда уже в ходе реализации проекта команда, получив первые результаты, понимает, что запланированная цель может быть улучшена, в том плане, что внеся изменения в цель проекта, можно получить больше выгод от проекта. В этом случае надо тщательно проанализировать возможности достижения новой цели в рамках имеющихся ресурсов и принять решение – менять цель, либо получить то, что запланировано, а большее – уже в следующем проекте. При изменении цели возникают серьезные риски, для управления ими у проектной команды может не хватить компетентности или других ресурсов и тогда под риск ставится весь проект. Если возникают сомнения в успешной реализации проекта с новой целью, менеджмент должен руководствоваться здравым смыслом и понимать, что успешно реализованный проект – это уже большое достижение по многим причинам.
На уровне проектной области и всей системы проектной деятельности школы контролируется и оценивается выполнение комплекса проектов и программ. В качестве параметров для сравнения уже появляются сводные данные, которые позволяют видеть картину целиком, динамику всего процесса и возникающие тренды. Обязательно мониторится поступление и расходование финансовых и материально-технических ресурсов. Серьезное внимание уделяется анализу и оценке работы с партнерами, вовлеченными в реализацию проектов. По получаемой от руководителей первых уровней информации оценивается эффективность работы менеджмента.
Коррективы на этих уровнях касаются поддержки отдельных проектов, добавления новых проектов в программу, замены менеджмента проектов, привлечения новых партнеров и ресурсов для обеспечения успешной реализации проекта, регулировки сроков выполнения проектов и т.п. Также возможно внесение корректив в график и формы проведения мониторинга.
Формы проведения мониторинга.
На первом уровне – это стенд с графиком проекта, общее собрание команды проекта с обсуждением хода его реализации и других вопросов по проекту, встреча только руководства проекта или встреча менеджмента проекта с отдельной группой исполнителей проекта. Поскольку в каждом проекте есть ключевые точки мониторинга, такие встречи являются регулярными.
На уровне области проекта это могут быть встречи руководства проектной области с руководством или командой отдельного проекта, встреча ответственных за мониторинг проектов с менеджментом проектной области, а также встречи собственно руководства проектной области для обсуждения выполнения рабочей программы школы и программы работы проектной области.
На высшем уровне – уровне СПД - рабочей формой мониторинга являются заседания координационного совета с отчетом руководителей проектных областей и центров поддержки о ходе выполнения их программ и рабочей программы в целом. Важной формой мониторинга на этом уровне являются проектные конкурсы, конференции, работа круглых столов и другие мероприятия, посвященные представлению и анализу проектной деятельности школы, в целом, и отдельных ее направлений. Эти мероприятия могут проводиться, как на уровне школы, так и на более высоком уровне, что позволяет получать не только внутреннюю, но и внешнюю оценку проектной деятельности школы.
Главная цель мониторинга – обеспеченность постоянного и эффективного контроля за выполнением разработанных планов. Здесь не важны бумажки с формальными отчетами, здесь важна своевременность, объективность и полнота информации. А в какой форме вы будете получать эту информацию – дело вашего вкуса. Самое оптимальное – Интранет - внутренняя сеть школы, посредством которой все получают и отправляют требуемую информацию, а ответственные за мониторинг всегда имеют всю полноту информации в нужный момент.
9. Мотивационное поле проектной деятельности.
Как ваша мотивация к продолжению изучения курса? Сегодня мы, как раз, о мотивации и поговорим.
При организации проектной деятельности, особенно в системе, необходимо помнить, что высокий уровень мотивации, устойчивость мотивации определяется действием комплекса мотиваторов. Поэтому руководитель проектной области и руководитель конкретного проекта должны заранее продумывать и планировать включение разных мотиваторов в мотивационное поле проекта и обеспечивать постоянное их действие на участников. В этом случае у обучающихся будет обеспечиваться высокий уровень мотивации к занятиям проектной деятельностью, к разработке и успешной реализации все новых проектов.
К факторам, определяющим мотивационный потенциал проектной деятельности, можно отнести следующие:
1. Замена репродуктивного обучения на поисковую и творческую деятельность
2. Отсутствие принуждения
3. Самостоятельный выбор области и темы проекта
4. Высокая степень самостоятельности обучающихся в ходе проектной деятельности
5. Соответствие деятельности интересам и наклонностям обучающегося
6. Новизна методов, новизна деятельности
7. Разнообразие видов, направлений, форм деятельности по ходу подготовки и реализации проекта
8. Возможность для обучающегося попробовать себя в разных ролях
9. В случае коллективных проектов - совместная деятельность обучающихся, командная игра
10. Практикоориентированные и практические действия обучающихся
11. Прямая возможность создания своими руками конкретного продукта
12. Возможность принести реальную пользу для общества
13. В бизнес-проекте – возможность финансового вознаграждения за результаты проекта
14. Наличие соревновательного момента
15. Поддержка со стороны руководителя проекта
16. Посильность задач, постепенный рост сложности проектов
17. Соответствие проектных задач индивидуальным особенностям, возрасту и физиологическим особенностям обучающихся
Уверены, коллега, вы можете продолжить список, и это здорово, проектирование действительно создает мощное мотивационное поле. Хотя здесь важно не переоценить присущую самой проектной деятельности мотивационную составляющую. Необходимо всегда помнить, что разработка проекта и его реализация – сложная работа, требующая высокого уровня напряженности на протяжении продолжительного периода времени. Поэтому нельзя рассчитывать только на сам метод, необходимо продумать различные стороны организации проектной деятельности, с тем, чтобы комплексно наполнить проектное пространство различными мотиваторами и исключить действие демотивирующих факторов.
Часто люди серьезно ограничивают возможности мотивирования, сводя их к тривиальным «кнуту и прянику». Но педагог не должен выстраивать систему мотивирования, основываясь только на двойке и пятерке. Настоящий учитель всегда имеет в своем позитивном ларце :-) доброе слово, открытую улыбку, одобряющий взгляд, интригующую задачку, новую планку и еще много чего полезного и нужного для мотивирования ребят на дальнейшие шаги. Не ограничивайте себя инструментом погонщика осла.
Говоря о мотивации, мы всегда держим в уме два момента: первый – привлечь обучающихся к выполнению деятельности, второй – обеспечить эффективное и качественное ее выполнение на всем протяжении проекта. Поэтому важно, разрабатывая план мотивирования обучающихся к проектной деятельности, расположить значимые для них мотиваторы на всем пути проекта. В этом случае вы получите работоспособные команды и успешно реализованные проекты! Кстати, это положение касается не только обучающихся. В той же мере оно относится и к педагогам.
Поэтому, еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание – это мотивация педагогов к занятию проектной деятельностью. Важно учитывать, что при создании системы проектной деятельности в школе, руководители проектных областей будут работать в течение всего года, это положение также будет относиться и к руководителям проектов. Поэтому администрации школы необходимо продумать и воплотить систему мотивирования учителей, в том числе, оптимально распределить педагогическую нагрузку в команде педагогов. Какие возможности для мотивирования педагогов существуют, вы можете посмотреть в проектах, которые представлены в нашей книге историй успеха проектной деятельности.
10. Итоги.
Да-да, коллега, уже пришло время подводить итоги.
Давайте окинем взглядом проектное пространство, которое у нас получилось.
Итак, создана система проектной деятельности в школе. Эта система имеет свои цели и под эти цели она заточена. Для достижения поставленных целей сформирована структура СПД и определены функции каждого элемента ее составляющего. В целом мы имеем следующую картину.
Все проектное пространство школы разделено на проектные области, в которых командами ведется разработка и реализация проектов. Выбор проектной области определяется интересами участников команд.
Для обеспечения эффективной работы проектных областей созданы и функционируют центры поддержки – образовательный центр, информационный комплекс, фонд, банк данных, выставочный центр.
Для управления СПД определена следующая архитектура:
• возглавляет систему руководитель в ранге директора школы или его заместителя.
• стратегическое руководство системой осуществляет Координационный совет.
• тактическое руководство осуществляется менеджментом проектных областей и центров поддержки.
• оперативным руководством по разработке и реализации проектов занимаются непосредственно руководители и менеджеры проектов.
Созданная система позволяет осуществлять проектную деятельность с первого по одиннадцатый класс, с включением большинства обучающихся в разработку и реализацию проектов различной направленности и тематического содержания. Организованная таким способом проектная деятельность позволяет эффективно содействовать комплексному выполнению требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Наверное, уважаемый коллега, у вас уже возник простой вопрос – зачем столько всего создавать для того, чтобы заниматься проектной деятельностью. Ответ такой же простой – чтобы получать максимум эффектов от проектной деятельности.
Можно ли получать позитивные результаты, не создавая систему проектной деятельности – конечно, да. Приносит ли результаты репродуктивная система обучения – да, приносит. Часть из них нас даже удовлетворяет, пока. Подумайте, сколько всего в школе создано для ее работы?! Но может ли устаревшая система дать те образовательные результаты, которые нужны сегодняшним и завтрашним обучающимся – увы, нет. Для получения новых результатов необходимо создавать новые системы. Поэтому нам придется заниматься организацией и развитием новых образовательных систем, внедрением новых технологий, чтобы наши обучающиеся соответствовали потребностям сегодняшней и завтрашней жизни, экономике, культуре, всем тем требованиям, которые уже сейчас предъявляются к человеку.
Другой вопрос – надо ли сразу создавать все элементы системы и запускать их в работу? Все зависит от ресурсных возможностей вашей школы, от подготовки управленцев и педагогов. Существуют школы, для которых создание такой системы вполне реальное дело, значит, оптимальным для них будет внедрить ее в полном формате и получать максимально возможные результаты. Если в вашей школе пока нет ресурсов, достаточных для создания сразу полноценной СПД, начните с первого шага – примите решение о развитии проектной деятельности в школе, обучите проектированию педагогов, распределите между педагогами и менеджментом школы функции, которые необходимы для работы системы, начните активно использовать проектный метод по 2-3 областям, например, учебные проекты, научно-исследовательские, социальные, и, постепенно, наращивая компетентность и другие ресурсы, расширяйте проектные области и создавайте структуру СПД . Путь к цели начинается с первого шага!
Хотите облегчить себе задачу на первом этапе – создайте опорную площадку. В этом случае мы поможем вам организовать все процессы, необходимые для эффективного функционирования проектной технологии в вашей школе и шаг за шагом совместно мы создадим СПД. Донесите эту информацию до вашего директора, обсудите с педагогическим коллективом и примите оптимальное для вас решение.
Решите создать опорную площадку – напишите нам: [email protected]
Вместе мы сила!
Уважаемый коллега, на этом теоретическая часть курса заканчивается, но сам курс продолжается. Следующий модуль – практический! А если предварительно Вы хотите увидеть реальные школьные проекты, разработанные по технологии проектирования, а также освежить в памяти или познакомиться с технологией проектирования, рекомендуем Вам обратить внимание на методическое пособие "Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3 "Социальное проектирование в школе". В нем Вы не только найдете подробное описание технологии социального проектирования, но также сможете познакомиться с примерами более чем 40 грамотно разработанных, успешных школьных социальных проектов, которые станут для Вас не только помощниками в освоении технологии разработки проектов, но и отличным мотиватором для дальнейшей проектной деятельности в вашем образовательном учреждении!