Кадровые технологии
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция к разделу 1
В настоящее время использование современных кадровых технологий помогает эффективнее строить бизнес, снижать риски, оптимизировать бизнес-процессы, а также реализовывать функции, которые свойственны общим управленческим технологиям. Кадровые технологии выполняют специфические управленческие функции, представленные на рис. 1.1. Объектом воздействия кадровых технологий являются профессиональные способности человека, рациональное использование его профессионального опыта в организации, создание условий для их полноценной реализации.
В результате применения кадровых технологий, как правило, получают более полную информацию о способностях человека, от чего зависят его дальнейшее профессиональное развитие, изменение должностного статуса в организации, эффективная реализация возможностей человека, адекватное вознаграждение за его труд, а также иные изменения. Одновременно кадровые технологии позволяют решать задачи и функции, которые свойственны общим управленческим технологиям, побуждая человека к изменению своей роли в организации, созданию климата доверия, удовлетворенности трудом. Поэтому грамотное применение кадровых технологий вносит свой вклад в управляемость и эффективность деятельности организации, в формирование ее социального капитала.
Дефиниция 1.
Кадровые технологии
(кадроведческиетехнологии)
-совокупность методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию принимаемых кадровых решений.
Рис.1.1. Основные функции кадровых технологий1
Перечислим основные виды кадровых технологий:
Стафф-лизинг - использование временно свободного трудового ресурса
(контракт, совместительство, временная работа).
Включает в себя:
- получение необходимого квалифицированного персонала на короткий срок;
- уменьшение объемов кадрового делопроизводства;
- снижение затрат на компенсационные выплаты;
- отсутствие простоев;
- возможность менять неподходящих сотрудников.
Аутстаффинг - вывод персонала за штат.
Аутстаффинг также может экономить время компании. Сотруднику отдела кадров фирмы не нужно искать кандидатов, интервьюировать, оформлять на
работу, предоставлять отчеты по заработной плате в налоговую ин-
спекцию и другие фонды. Микро-компании (от 1 до 9 чел.) экономят в среднем 7 часов в неделю, компании с численностью от 50 до 99 чел. – 23 часа в неделю.
При этом многие агентства обязуются прислать временного сотрудника
в течение трех–четырех часов с момента поступления заказа.
Реально экономия достигается при выведении за штат большого количества сотрудников. К примеру, если в компании работает 300 чел., из которых 8 чел. – бухгалтеры, 5 чел. – отдел работы с персоналом, а 1 чел. – руководитель, то компания может вывести за штат максимально возможное количество сотрудников
– 286 чел. (за исключением бухгалтеров и сотрудников отдела
персонала).
Аутстаффинг предполагает выгоды и для самого персонала. Например, провайдер, имея в своем штате достаточно большую численность персонала, подключает всех сотрудников к имеющейся у него системе медицинского и санаторнокурортного обслуживания, а также реализует другие программы, в которых нуждаются работники всех развивающихся компаний, заинтересованные не только в прямых материальных выплатах, но и в комплексных индивидуальных программах для себя и своих семей.
У провайдера есть солидный штат и всесторонняя база данных о том, какой компании в данный момент требуются определенные специалисты – таким образом, происходит и трудоустройство переведенных в штат, например, сезонных сотрудников.
- сокращение прямых затрат, влияющих на себестоимость производимого продукта;
- освобождение от администативной и финансовой рутины (нет нужды рассчитывать зарплату, общаться с профсоюзами, решать трудовые споры и т.д.);
- возможность сохранения статуса малого предприятия;
- снижение юридических рисков, связанных с выплатами компенсаций при увольнении сотрудников;
- появление у отдела по работе с персоналом дополнительного времени для освоения и внедрения новейших методик обучения сотрудников и управления кадрами;
- получение возможности увеличения сотрудникам заработной платы и бонусов (оптимизация системы управления).
Аутстаффинг – это кадровая технология, которая позволяет снизить издержки на управление персоналом, одновременно не теряя достигнутого качества кадровой работы2. При этом происходит увольнение переводом персонала в штат другой компании. Кадровый центр в данном случае выступает формальным работодателем, который заключает трудовые договоры с работниками, в дальнейшем продолжающими трудовые отношения с прежним работодателем и выполняющими свои функции на прежнем месте деятельности. Аутстаффинг персонала обладает рядом преимуществ при решении следующих задач: вынужденное сокращение штатных единиц в период реорганизации предприятия, в кризисных ситуациях, когда ведение бизнеса сопряжено с максимальным риском; при оформлении сотрудников при временном увеличении объемов работ, выполнении проектных заданий, при сезонных работах; при значительном увеличении штата HR-департамента (департамента персонала) при одновременном увеличении трудоемкости операций, связанных с оформлением трудовых отношений; при регулировании численности персонала без изменения фактического количества работников, что становится особенно актуальным при установлении ограничения штатного расписания; при задаче избежать излишнего налогового бремени; для повышения инвестиционной привлекательности, стоимости бизнеса; для формального повышения репутации предприятия; при задаче эффективного удовлетворения временных потребностей организации в трудовых ресурсах в своих региональных предприятиях, входящих в их структуру; для снижения рисков у компаний, использующих «заемный труд»: неэффективная структура отдела кадров, повышение затрат на подготовку кадров и т.д.;
Аутплейсмент- увольнение сотрудников (компания, увольняющая сотрудника, платит кадровому агентству за его гарантированное трудоустройство на новое место работы);
Во всем мире аутплейсмент является частью цивилизованного решения деликатной проблемы вынужденных сокращений. Аутплейсмент как самостоятельная услуга впервые появился в России в период кризиса 1998 г. Основные технологии аутплейсмента были переняты российскими компаниями у западных коллег.
В течение посткризисного 1999 г., пока компании не начали вновь наби-
рать персонал, программы помощи уволенным были широко востребованы на
отечественном рынке кадровых услуг.
Экономический кризис осени 2008 г. вновь заставляет руководителей компаний сокращать численность штата предприятий и задумываться о наиболее щадящих формах увольнения сотрудников.
- поддержка позитивного имиджа компании;
- развитие и укрепление корпоративной культуры;
- поддержка оптимальной мотивации и производительности труда остающихся работников;
- сохранение лояльного отношения со стороны прежних работников.
Аутсорсинг - использование услуг сотрудников другой фирмы так, как если бы она была постоянным отделением этой компании;
- позволяет использовать труд людей тогда, когда он нужен;
- возможность использования на временном проекте заранее подготовленных работников, приняв их через агентство-посредника.
Аутсорсинг кадрового делопроизводства3 может включать проверку кадровой
документации за прошлые годы, восстановление документооборота, консультирование и ведение делопроизводства компании в соответствии с текущим законодательством. Также необходимость в аутсорсинге управления персоналом может возникнуть при других обстоятельствах, например, если отпуск штатных сотрудников приходится на внедрение нового проекта.
В таких ситуациях принимать в штат компании специалиста, который будет выполнять временную задачу, как правило, невыгодно. Такие задачи организация в первую очередь старается перераспределить между штатными сотрудниками, но сделать это не всегда удается из-за отсутствия высококвалифицированного персонала по нужному направлению или перегруженности сотрудников и т.д.
Кадровое агентство, в рамках предоставления услуг аутсорсинга, берет на себя обязательства подобрать кандидатов по согласованию с клиентом, принять в свой штат, выплачивать заработную плату, обеспечивать дополнительными льготами, производить налоговые отчисления и соблюдать все нормы трудового законодательства.